бесплатные рефераты

Уголовно-правовая борьба с организованной преступностью в Российской Федерации

специалистов ФБР, на первом месте стоит американская Коза Ностра,

насчитывающая 25 мощных преступных семей.

На втором месте находится китайская организованная преступность,

образованная из 87 групп общей численностью сто тысяч человек.

Активно действует в этой стране японская организованная преступность,

включающая 14 преступных групп с общим числом членов около 60 тысяч

человек.

Но постепенно ситуация заметно начинает изменяться. Выходцы из России

все больше тревожат своей уголовной деятельностью местные

правоохранительные органы. В январе 1994 года ФБР начала считать российскую

организованную преступность самой быстро растущей группой в г. Нью-Йорке и

вскоре было вынуждено создать в городе специальное подразделение по борьбе

с российской организованной преступности. В мае 1994 года впервые в

конгрессе США проходят слушания по вопросу роста организованной

преступности в России[?].

По данным МВД РФ за 1993 год около 30 организованных преступных

группировок, представляющих центрально-европейскую часть, Ростов, Урал,

Красноярский край, Владивосток, уже имеют четко налаженные контакты с

организованной преступностью США и занимаются нелегальным бизнесом

одновременно в России и Америке[?]. В настоящее время американские

чиновники полагают, что российская организованная преступность уже стала

новым, более современным вариантом мафии. Они считают, что российская

организованная преступность действует на уровне мировых стандартов, ее

представители лучше всех подделывают документы, адаптируются в любой стране

и готовы убивать, если это необходимо, для уголовного бизнеса. В Нью-Йорке

действует несколько российских организованных преступных групп. Им

оказывают доверие поставлять профессионалов-охранников для боссов

американской, колумбийской, сицилийской организованной преступности, а

также наемных убийц для расправ с неугодными[?].

Франция - как считает французская полиция и наши специалисты, эта

страна была избрана российской организованной преступностью, прежде всего,

для размещения капиталов в промышленности, торговле и недвижимости. Только

в 1994 году Министерство финансов Франции получило 38 предупреждений от

местных банков, касающихся российских вкладов. К началу 1994 года

российские капиталы в западных банках оценивались в несколько десятков

миллиардов долларов. Во Франции в основном представители российской

организованной преступности и так называемые “новые русские” активно

скупают квартиры и дома на Лазурном побережье, рестораны и другую

недвижимость[?].

|( 3. Криминологическая характеристика организованной |

|преступности Дальнего Востока. |

В заключении исследования данного вопроса следует охарактеризовать

формы проявления и преступные формирования Дальнего Востока. Анализируя

формы проявления организованной преступности Дальневосточного региона,

необходимо отметить, что наряду с общими присущими всем регионам России они

имеют и свои особенности связанные с функционированием территориально –

человеческих общностей. Поскольку объем работы не позволяет осуществить

более глубокий анализ организованной преступности Дальнего Востока мы

вынуждены ограничить объем исследования. Более подробная характеристика

организованной преступности Дальнего Востока содержится в работе кандидата

юридических наук Г.Ф. Маслова «Региональная организованная преступность и

противодействие ей в условиях Дальнего Востока». В вышеуказанной работе

Г.Ф. Маслов раскрывает не только общие характеристики организованной

преступности Дальневосточного региона, но и ее особенности, которые зависят

от социально – экономических и территориальных условий, а также иных

факторов. Им также выделяются общие и специальные характеризующие как

организованные преступные группы общеуголовной направленности, так и

имеющие исключительно экономическую направленность[?]. К числу первых

следует отнести следующие формы проявления, которые были заимствованы ею из

преступности общеуголовной направленности.

Прежде всего, это различного рода хищения: каждое второе-кража чужого

имущества, каждое третье-разбой и каждое четвертое-грабеж[?]. Не остаются

без внимания и такие формы проявления, как бандитизм и совершение заказных

убийств. В Дальневосточном регионе за первое полугодие 1995г. возбуждено

пять уголовных дел по ст. 77 УК РСФСР, за второе полугодие еще шесть. С

учетом остатка дел прошлых лет из количества к началу 1996 г. составило 20.

Из состоящих на учете организованных преступных формирований бандитской

направленностью характеризуются три преступных сообщества, шесть преступных

организаций и десять преступных групп[?].

Наряду с заказными убийствами в криминальной сфере произошел рост

заказных убийств с целью проникновения в экономику. Например, в 1995 г.,

было совершено убийство Макаренко – владельца бара «Лион», составляющего

конкуренцию наиболее известному в Приморье бару «Зеленая лампа». Был убит

Федоров, генеральным директором фирмы «Акфес централ плаза», являющийся

филиалом крупного дальневосточного предприятия «Акфес»[?].

Существует и такая форма проявления организованной преступности как

наркобизнес. Число преступлений, совершенных организованными преступными

группами, связанными с наркотическими средствами и сильнодействующими

веществами, составляет по региону около 10% наибольшее количество подобных

преступлений было зарегистрировано в Еврейской автономной и Сахалинской

областях[?].

Следующее направление преступного бизнеса связано с торговлей

оружием. Наиболее сложная обстановка в этом направлении криминального

бизнеса складывается в Хабаровском и Приморском краях. По данным

правоохранительных органов региона каждое седьмое и восьмое преступление из

числа совершенных организованными преступными формированиями и их членами

связано с использованием оборота оружия и боеприпасов[?].

Не менее традиционным для организованной преступности является

сексбизнес. В Хабаровске организованными преступными формированиями

разделены сферы криминальной деятельности, в том числе и проституция. Так,

группировка, возглавляемая «К», курирует проституток. Наиболее престижными

являются «поляны» при гостиницах «Интурист», «Турист», «Саппоро»,

«Центральная» и другие. Вполне обыденными являются публикации объявлений по

найму молодых девушек для работы за границей под видом танцовщиц и

официанток. Так, в одном Приморском крае поставкой русских девушек на

внутренний и международный интимный рынок занимаются свыше 50 частных

фирм[?].

Одной из главных направлений деятельности организованной преступности

является проникновение ее в экономику. Именно получение сверх прибылей

является главной задачей преступных организаций. В качестве отдельной формы

проявления преступной деятельности организованной преступности следует

выделять деятельность связанную со сферой приватизации как жилья так

предприятия, имеющих развитые инфраструктуры, владеющие крупными объектами,

движимым и недвижимым имуществом. Определив сферу, где возможно получение

сверхприбылей, организованная преступность региона распространила свое

влияние на реализацию природных богатств, поскольку известно, что

рыбодобывавающая промышленность определяет на 50% экономику Приморского

края[?].

Следующей формой проявления организованной преступности, относимой

так же к экономической деятельности являются злоупотребления в валютно-

финансовой деятельности. В Дальневосточном регионе эта форма преступного

бизнеса, видо изменяясь и накладываясь на местные условия, является в

последнее время одним из приоритетных направлений. Например, должностные

лица акционерного общества «Рыбхоподфлот» Камчатской области в период 1993-

1994гг., не зачислили на валютный счет экспортной валютной выручки

предприятия на сумму 668,5 млрд. японских иен и 6,1 млн. долларов США.

Выручка оставалась на личных счетах руководителей за рубежом и

использовалась по их усмотрению. По данному факту возбуждено уголовное

дело[?].

Таким образом, организованная преступность Дальневосточного региона

имеет на своем вооружении весь спектр преступной деятельности: хищение,

вымогательство, наркобизнес, торговлю оружием, сексбизнес, контрабанду[?].

Организованная преступность проникла и закрепилась в экономике

региона, переподчиняя себе промышленность. Экономическая деятельность все

больше криминализируется. При общей стабилизации при общей стабилизации

уровня преступности, а в Приморском крае даже снижение, экономическая

преступность в Приморье возросла на 60%, а в Хабаровском крае на 30%[?].

Организованные преступные формирования Дальневосточного региона

представляют собой разветвленную систему, имеющую установившиеся связи друг

с другом, иерархическое построение, основанное на принципе «главное –

дочернее» формирование. Наиболее значимым из них является Дальневосточный

воровской общак, созданный «ворами в законе» и поддерживаемый ими[?].

| |Количество ОПФ, |Количество членов ДВ |

| |составляющих ДВ |«воровского общака» |

| |«воровской общак» | |

| |1995 |1996 |1995 |1996 |

|Хабаровский край |42 |46 |224 |390 |

|Приморский край |8 |7 |191 |286 |

|Амурская область |7 |5 |43 |51 |

|Еврейская авт. Обл. |10 |12 |271 |80 |

|Сахалинская обл. |44 |25 |209 |170 |

|Камчатская область |23 |30 |103 |128 |

|Всего |134 |125 |1061 |1105 |

Второй по значимости структуре организованной преступности Дальнего

Востока после «воровского общака» является структура в основе которой стоит

спортивная мафия. Например, в Хабаровске наибольшее значение имеют

организованные преступные формирования, производные от спортивных клубов

«Киокушинкай каратэ», Спортивного клуба армии, и «Россич». Деятельность

этих формирований менее структурирована, нежели «воровской общак», но их

мощь, в том числе и физическая, гораздо выше. Авторитетом пользуются Исаков

Е. и Пукас В.[?]

Следует отметить, что общее количество организованных преступных

формирований Дальнего Востока постоянно увеличевается, растет число

активных лидеров, расширяются их международные и межрегиональные связи,

сфера влияния, углубляется проникновение в экономику региона.

Специализированными региональными подразделениями МВД ежегодно

выявляется порядка 250-300 формирований и столько же ликвидируется[?].

|Дальневосточный регион |1994 |1995 |1996 |

|Выявлено ОПГ за текущий год |204 |305 |312 |

|Ликв. ОПГ за текущий год |117 |245 |339 |

|Состоит на учете орг. Прест. Групп |231 |291 |264 |

|Состоит на учете участников ОПГ |1668 |2152 |2277 |

Большая часть организованных преступных формирований находится в

Хабаровском и Приморских краях, наименьшее количество в Амурской и

Магаданской областях.

|Показатели |Хабаро|Примор|ЕАО |Амурск|Сахали|Камчат|Магада|По |

| |вский |ский | |ая |нская |ская |нская |регион|

| |край |край | |обл. |обл. |обл. |обл. |у |

|Выявлено ОПГ |87 |84 |26 |12 |38 |48 |17 |312 |

|в 1996г. | | | | | | | | |

|Ликвидировано|96 |97 |23 |9 |48 |26 |40 |339 |

|ОПГ | | | | | | | | |

|Состоит на |73 |60 |19 |13 |35 |48 |16 |264 |

|учете ОПГ | | | | | | | | |

|Кол-во |360 |129192|117 |54 |165 |178 |51 |2216/1|

|участников | |/144 | | | | | |069 |

Количество членов в организованных преступных группах различно и

зависит от направленности деятельности группы. Анализ уголовного дел

показал, что в 1994г. в среднем группы состояли из семи-восьми, в 1995г.

пяти человек, а в 1996г. организованную преступную группу составляло свыше

восьми участников.

Правоохранительными органами Дальневосточного региона ежегодно

раскрывается до двух тысяч преступлений, совершенных членами организованных

преступных формирований. В их числе наибольшие тенденции роста имеют

преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков и оружия, т.е.

такие преступления, которые характерны для организованной преступности не

только России, но и зарубежных стран[?].

| |1994 |1995 |1996 |

|Раскрыто преступлений |1271 |1581 |1802 |

|Умышленные убийства |31 |36 |34 |

|Вымогательства |140 |139 |140 |

|Взяточничество |42 |33 |39 |

|Прест., связанные с |99 |136 |137 |

|наркотиками | | | |

|Прест., связанные с оружием |127 |158 |239 |

|( 4. Криминологический прогноз развития |

|организованной преступности в России. |

Данный прогноз развития организованной преступной деятельности в

России основывается на исследованных нами криминальных процессах

протекающих под непосредственным воздействием организованных преступных

формирований. Необходимо добавить, что в случае продолжающейся низкой

эффективности противодействия организованной преступности, углубляющегося

экономического кризиса и отсутствия политической воли у государственной

власти непременно:

Произойдет еще большая консолидация преступной среды на базе наиболее

сильных и многочисленных преступных сообществ.

Продолжится борьба за главенствующее место в преступном мире.

Будет и дальше возрастать уголовное влияние на легальную экономику.

Организованные преступные сообщества не ограничатся созданием своих

филиалов за рубежом, а будут вынуждены завоевывать территории и рынки сбыта

у осевших там преступных международных синдикатов. Они попытаются их

вытеснить, что приведет к уголовным столкновениям в Европе, странах Азии и

даже в США. Возможности для этого у российских преступных сообществ

имеются. Это, прежде всего, интеллект, нетрадиционное мышление, особая

уголовная психология, неограниченные людские резервы, а также запас сырья

для черных услуг и рынка.

5. В условиях затянувшегося политического и экономического кризиса в

стране организованная преступность объективно получает реальные возможности

контролировать некоторые сферы жизнедеятельности, которые не в состоянии

контролировать правительство. Например , правоохранительная сфера, ведь не

случайно уже сегодня в условиях хронических неплатежей организованная

преступность взяла на себя функции суда и арбитража, так как государство не

в состоянии выполнять эти функции.

6. В условиях продолжающейся нестабильности и острой борьбы за власть

к услугам организованной преступности могут прибегнуть политические партии,

что неизбежно приведет к кровавым последствиям. Организованная преступность

будет использована экстремистскими и националистическими организациями в

террористических акциях.

7. Существует вероятность того, что организованная преступность

войдет в соприкосновение с российскими профсоюзами. С одной стороны, она

будет их провоцировать, с другой, получив от собственника предприятия

деньги, подавлять.

8. Организованная преступная деятельность насильственной

направленности сохранит свое подчиненное место по отношению к корыстным

преступлениям.

В общем виде прогнозируемое на 2005 год увеличение числа

зарегистрированных преступлений в 2,5-2,7 раза по сравнению с аналогичным

показателем за 1995 год выглядит следующим образом[?].

Насколько реализуется данный прогноз будет зависеть от степени

эффективности принимаемых мер Президентом РФ, Правительством РФ и

Федеральным собранием РФ.

Глава III. ПРОБЛЕМЫ БОРЬБЫ С

ОРГАНИЗОВАННОЙ ПРЕСТУПНОСТЬЮ.

|( 1. Организационные, правовые и экономические основы борьбы с |

|организованной преступностью. |

Основным звеном государственной системы органов, противостоящих

организованной преступности, является МВД РФ. В системе МВД образовано

специализированное подразделение - Главное управление по борьбе с

организованной преступностью. На местах действуют его управления. Учитывая

исключительную опасность организованной преступности, которая подрывает

устои государственной власти и напрямую угрожает общественной безопасности

страны, Законом РФ “Об органах федеральной службы безопасности” установлены

полномочия по борьбе с организованной преступностью органам федеральной

службы безопасности РФ.

В ст.8 п.2 Закона установлено следующее - “Борьба с преступностью”. А

ст. 10 Закона конкретизирует данное полномочие путем перечисления действий,

которые обязаны выполнять эти органы.

Деятельность специализированных подразделений по борьбе с

организованной преступностью позволяет собирать и в дальнейшем использовать

информацию против организованной преступной деятельности уголовных лидеров,

а также против связанных с ними зарубежных преступников. Данная информация

может оказывать большую помощь в выявлении и изучении структурных

образований организованной преступности и лицах, действующих в этих

структурах, общей численностью и составе, дислокации организованных

преступных групп и сообществ, лидеров, возглавляющих структурные элементы

организованной преступности и сложившиеся между ними отношения.

Российскими специалистами по борьбе с организованной преступностью

разработано четыре основных вида разведывательных данных об организованной

преступности:

Информация, указывающая на основные направления и тенденции, происходящие

в преступной среде либо в конкретных организованных преступных

группировках.

Информация оперативного характера, требующая незамедлительной реализации

со стороны оперативных спецподразделений и заинтересованных служб ОВД.

Информация доказательственного характера, которая достоверно может быть

использована на стадии следствия, либо судебного разбирательства.

Информация высшего порядка, собираемая в течение относительного

длительного времени для последующего суммирования, которая отражает общую

картину жизнедеятельности организованных преступных групп[?].

Далее, необходимо разработать специальную систему исчерпывающих

оперативных сведений об организованной преступности. Их надлежит собирать с

целью абсолютного владения полным объемом информации о противоправной

деятельности организованной преступности. Сбор таких сведений поможет

правоохранительным органам разработать специальную систему противодействия

по нейтрализации и блокированию организованной преступности путем

предупреждения и пресечения правонарушений, которые могут быть совершены

организованными преступными группами и сообществами. А также установить и

изобличить всех участников организованной преступной деятельности. Одним

словом, сбор, проверка и реализация оперативных сведений окажет

существенную помощь в создании правового щита от противоправных социально-

опасных посягательств на права и законные интересы общества, государства и

конкретного гражданина со стороны организованной преступности, а также

вытеснению ее из сферы социальной практики.

Итак, на основании изученных нами различных предложений, сделанных

специалистами-криминолагами, работниками спецподразделений по борьбе с

организованной преступностью, позволило нам с учетом собственных

представлений и предложений сформировать единую систему сбора оперативных

сведений об организованной преступности, состоящую из трех разделов:

1. Данные, связанные с общеуголовной деятельностью организованной

преступности.

1.1. Сведения о нахождении (проживании, пребывании) в стране или

регионе лидеров уголовной Среды, степень и характер их влияния на

преступную активность антисоциального элемента.

1.2. Сведения о наличии общих материальных средств в преступной

среде, конкретных преступных группах и сообществах, их использование для

организации преступной деятельности.

1.3. Источники пополнения этих средств как по стране в целом, так и

по региону.

1.4. Сведения о наличии расправ с соучастниками, заподозренными в

нарушении преступных обычаев и традиций.

1.5. Сведения о наличии контрразведовательной деятельности членов

преступных сообществ.

1.6. Сведения о наличии сходок членов организованных преступных групп

и сообществ и решаемых на них вопросах.

1.7. Сведения о наличии коррумпированной связи ответственных

должностных лиц с организованными преступными группами и сообществами.

1.8. Сведения о наличии связей лидеров организованных преступных

сообществ с лицами, отбывающими уголовное наказание.

1.9. Сведения о наличии связей лидеров организованных преступных

групп с деятелями искусства, спортсменами, врачами, юристами и другими

представителями интеллигенции.

1.10. Сведения о совершении заказных убийств и иных преступлений,

совершенных членами организованных преступных групп и сообществ по заказу

их лидеров.

1.11. Сведения о разрешении бытовых конфликтов лидерами и иными

уголовными авторитетами преступной среды, возникшие между гражданами.

2. Данные, связанные с противоправной экономической деятельностью

организованной преступности:

2.1. Сведения о наличии устойчивых связей предпринимателей, а также

дельцов теневой экономики с традиционно-уголовной средой, характер их

взаимоотношений.

2.2. Сведения о получении от лидеров уголовной среды денежных средств

на заведение или расширение дела теневыми дельцами или предпринимателями.

2.3. Сведения об отчислении теневыми дельцами и предпринимателями

части прибыли уголовной среде.

2.4. Сведения о посредничестве представителей уголовной среды во

взаимоотношениях между теневыми дельцами и предпринимателями.

2.5. Сведения об организации личной охраны теневых дельцов и

предпринимателей и их предприятий.

2.6. Сведения о совершении заказных убийств и иных преступлений,

совершаемых организованными группами и сообществами по заказу теневых

дельцов и предпринимателей.

2.7. Сведения о попытках теневых дельцов вложить незаконно полученные

средства в легальную экономику.

2.8. Сведения о коррумпированной связи ответственных должностных лиц

с дельцами теневой экономики.

2.9. Сведения о связи дельцов теневой экономики с деятелями

искусства, литературы, спортсменами, врачами, юристами и иными

представителями интеллигенции.

2.10. Сведения о разрешении экономических конфликтов лидерами и иными

уголовными авторитетами преступной Среды, возникшие между

предпринимателями.

3. Данные, связанные с обшеуголовной деятельностью организованной

преступности в местах лишения свободы:

3.1. Сведения о распространении уголовными авторитетами преступной

идеологии в среде осужденных.

3.2. Сведения об уголовных связях лидеров преступной среды,

находящихся в местах лишения свободы, с находящимися на свободе.

3.3. Сведения о взаимодействии лидеров преступной среды, находящихся

в местах лишения свободы, свидетельствующие о скоординированности их

противоправной деятельности.

3.4. Сведения об объединении осужденными материальных средств и

отчислении части этих средств на свободу.

3.6. Сведения о подкупе должностных лиц мест лишения свободы.

3.7. Сведения о наличии сходок уголовных авторитетов в местах лишения

свободы и круг обсуждаемых ими вопросов.

3.8. Сведения о попытках организации противоправного противодействия

администрации мест лишения свободы.

Нам представляется, что противодействие организованной преступности

должно предусматривать и комплекс специальных мер, разработанных и

направленных на борьбу с организованной преступностью.

Система специальных мер по оказанию противодействия организованной

преступной деятельности должна быть выражена в двух направлениях.

Первое направление - это выявление и перекрытие каналов проникновения

организованной преступности в общество и его социальную практику. Это

главная задача государственной власти в деле борьбы с организованной

преступностью, о ней часто говорят российские специалисты - криминологи.

По данному направлению можно отнести следующие меры:

1. Общее управление, планирование и координация органов

правоохранительной деятельности по борьбе с организованной

преступностью.

2. Борьба с легализацией преступных капиталов.

3. Специальное законодательство, посвященное борьбе с организованной

преступностью и коррупцией, и соответствующие меры.

4. Общее уголовное законодательство об ответственности за организацию

и участие в противоправной деятельности организованной

преступности.

Втрое направление - это обеспечение законности и безопасности

предпринимательской деятельности. Оно включает в себя следующие меры:

1. Контроль за законностью деятельности юридических и физических лиц

в предпринимательской сфере со стороны государственных органов.

2. Специальное организационно-правовое и техническое обеспечение

предпринимательской деятельности с помощью правоохранительных

органов, частных детективных агентств и охранных предприятий[?].

Федеральным властям также следует разработать, принять и реализовать

концепцию борьбы с организованной преступностью, которая должна быть

оформлена специальной государственной программой.

Для того, чтобы предусмотренная система специальных мер по

противодействию организованной преступности была эффективной, необходимо

наличие следующих условий:

1. Консолидация усилий общества и государства. Только путем

объединения общественных и государственных институтов возможно эффективное

воздействие на причины, порождающие организованную преступность. Причины же

находятся в экономической, духовной, политической и социальных сферах.

2. Консолидация самих правоохранительных органов. В этом

консолидированном объединении каждый правоохранительный орган должен четко

знать и выполнять свои функции. В некоторых случаях допускается

дублирование функций, так как абсолютный монополизм может причинить вред в

деле борьбы с организованной преступностью.

3. Сотрудники правоохранительных органов, особенно спецподразделений,

должны иметь высокий уровень профессионализма и быть морально устойчивыми.

Обязательно должна быть создана система их защищенности и предоставлены

определенные социальные льготы.

По этому поводу российские специалисты-криминологи не раз высказывали

свое мнение, в частности, старший преподаватель кафедры уголовного права

Якутского филиала юридического института МВД РФ Т. А. Ткачук, предлагает

поручать расследование преступлений совершенных организованными преступными

группами и сообществами, специалистам высокого профессионального уровня,

обладающих творческим мышлением и способным провести качественно и

полноценно следственные и оперативные мероприятия[?].

4. Научно-пропагандистское обеспечение борьбы с организованной

преступностью. Необходима консолидации сил ученых, различных

правоохранительных ведомств и специализированных институтов для подготовки

специальной литературы, посвященной этой проблеме.

5. Информационно-пропагандистское обеспечение борьбы с организованной

преступностью. Необходима консолидация всех средств массовой информации для

формирования общественного мнения в духе неприятия организованной

преступности и содействия правоохранительным органам в деле борьбы с

организованными преступными проявлениями.

Известно, что российская организованная преступность давно уже

осуществляет свою противоправную деятельность за рубежом. В целях борьбы с

транснациональной организованной преступностью необходимо российским и

зарубежным властям объединить совместные усилия для международного

сотрудничества в этой области. В связи с этим предлагается осуществить ряд

мер:

1. Провести международную конференцию по проблеме транснациональной

организованной преступности, на которой стоит обсудить меры,

входящие в международную систему противодействия.

2. Разработать и принять конвенцию о мерах борьбы с транснациональной

организованной преступностью.

3. Учредить международный фонд борьбы с транснациональной

организованной преступностью.

4. Создать международный трибунал по транснациональной организованной

преступности.

5.Создать международную специализированную организацию по борьбе с

транснациональной организованной преступностью.

6. Учредить международный информационный центр о транснациональной

организованной преступности.

В настоящее время указанные выше меры, разработанные и предложенные

российскими криминологами, не приняты из-за ряда обстоятельств,

сдерживающих их принятие и реализацию[?]. Тем не менее, борьбу с

транснациональной организованной преступностью нельзя приостанавливать ни

на миг.

Нам представляется, что можно использовать и такие формы

международного взаимодействия, как:

1. Обсуждение и выработка необходимых общих методик борьбы с

транснациональной организованной преступностью.

2. Обмен научной и практической информацией.

3. Непосредственное сотрудничество между спецслужбами России и

зарубежных стран.

По этой линии можно предусмотреть даже создание в случае

необходимости совместных оперативно - следственных бригад для раскрытия

преступлений, совершаемых транснациональными организованными преступными

группами и сообществами.

4. Обмен опытом по борьбе с организованной преступностью между

специалистами России и зарубежными стран.

5. Не исключаются и другие формы международного сотрудничества по

противодействию транснациональной организованной преступности.

Мы считаем, что сегодня нельзя обойти вниманием правовые основы

борьбы с организованной преступностью, так как противодействие этому

социально - криминологическому явлению должно осуществляться в строго

регламентированных правовых рамках.

Правовое обеспечение борьбы с организованной преступностью

заключается прежде всего, в разработке и принятии соответствующих законов,

направленных на решение данной проблемы и носящих комплексный межотраслевой

характер. Еще в 1990 году российские криминологи, научные сотрудники и

преподаватели из разных регионов страны, сотрудники подразделений по борьбе

с организованной преступностью, обсудив проблемы с организованной

преступностью, посчитали необходимым неотложное принятие комплекса мер по

созданию системы борьбы с организованной преступностью и коррупцией. Итогом

такого обсуждения была разработка и принятие ими письменного обращения к

Президенту СССР, Верховному Совету СССР и Верховным Советам союзных

республик.

В данном обращении предлагался комплекс мер по созданию системы

борьбы, меры были распределены по сферам противодействия. Одной из таких

сфер борьбы была сфера совершенствования правовой основы борьбы с

организованной преступностью и коррупцией. После этого прошло достаточно

много времени, а в правовом аспекте мало что сдвинулось с мертвой точки.

До сих пор непонятно по какой причине находятся в законопроектах

такие очень важные в деле борьбы с организованной преступностью и

коррупцией законы: “О борьбе с организованной преступностью”, “О борьбе с

коррупцией”, “Об ответственности за легализацию преступных доходов”.

Что касается законопроекта “О борьбе с организованной преступностью”,

причем ключевого законопроекта, который был подготовлен межведомственной

комиссией, созданной на основании решения координационного совещания

руководителей правоохранительных органов в ноябре 1993 года и принятый

государственной думой в 1994 году, то этот законопроект носит оригинальную

концепцию и комплексный характер. Вся квинтэссенция концепции данного

законопроекта заключается в следующем. В зависимости от уровня

организованности преступных формирований определяются соответствующие

органы, противодействующие им. С обычными организованными преступными

группами (так называемого первого уровня) борьбу должны вести все

оперативные подразделения ОВД, ФСБ, прокуратура, таможня, налоговая

полиция.

Уголовные дела о преступлениях названных групп рассматривают суды в

общем порядке. Преступными организациями и преступными сообществами должны

заниматься уже только специализированные подразделения данных органов. С

особо опасными преступными организациями и сообществами, имеющими

международные связи, использующими полномочия федеральных органов власти,

либо совершившими или совершающими особо опасные государственные и ряд иных

тяжких преступлений, уже будет вести борьбу Комитет по борьбе с особо

опасной организованной преступностью, который предполагается учредить

названным проектом.

Такие уголовные дела должны рассматриваться судебными коллегиями,

состоящими из профессиональных судей. Авторы данного законопроекта

определяют три основных состава организованных преступлений:

создание преступной организации и руководство ею,

участие в преступной организации,

организация преступного сообщества, руководство и участие в нем.

Статья 5 проекта предусматривает уголовную ответственность за

создание преступной организации и руководство ею, или входящей в нее

организованной группой, или иным ее структурным подразделением, или

преступной деятельностью данной организации либо ее структурным

подразделением. В качестве квалифицирующих признаков называются:

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 РЕФЕРАТЫ