Уголовный закон во времени и в пространстве
Уголовный закон во времени и в пространстве
Нижегородская Академия МВД Российской Федерации
Чебоксарский Филиал
Курсовая работа по уголовному праву
Тема №1 : Уголовный закон во времени и в пространстве
Выполнил: курсант
1 курса 8 взвода
Ильин С.Г.
Проверил: Якушин А.В.
Чебоксары 2002
План:
1.Список литературы
2.Понятие и значение уголовного закона, его основное содержание.
3.Территориальный принцип действия уголовных законов в пространстве.
Принцип гражданства.
4.Действие уголовных законов во времени.
5.Заключение.
Список литературы.
1. Конституция РФ 1993 г. «Новая волна»
2. Уголовный Кодекс РФ 1996 г. Глава 2.
3. Ю. Ляпунов «Обратная сила уголовно - правовых норм».
4. Закон РФ «О введении в действие уголовного Кодекса РФ» от 24.05.96г.
5. Закон РФ «О государственной границе» от 1.04.93г.
6. Закон РФ «О порядке опубликования и вступления в силу федерального
Собрания» от 25.05.94г. Российская газета от14 июня 1994г.
7. Н. Д Дурманов «Советский уголовный закон» М., 1967г.
8. Я.М. Брайнин «Уголовный закон о его применении» М., 1967г.
9. Р.З. Лившиц. «Право и закон в социалистическом государстве». Советское
государство и право. 1989г. №3.
2.Понятие и значение уголовного закона, его основное содержание.
Новый уголовный кодекс РФ, который был принят государственной думой
24 мая 1996 года открывается разделом, озаглавленным «Уголовный закон».
Первая статья этого раздела гласит: «Уголовное законодательство РФ состоит
из настоящего Кодекса. Новые законы, предусматривающие уголовную
ответственность, подлежат включению в настоящий Кодекс». Исходя из
установленной Конституцией РФ, из содержания уголовного закона можно
сформулировать следующим образом:
Уголовный закон-это нормативно-прававовой акт. Принятый во
исполнение воли народа высшими правомочными законодательными органами
власти страны либо всенародным голосованием (референдумом), состоящий из
взаимосвязанных юридических норм, одни из которых закрепляют основания и
принципы уголовной ответственности и содержит общие положения уголовного
законодательства, другие - определяют. Какие общественные деяния являются
преступлениями, и устанавливают наказания. Которые могут быть применены к
лицам. Совершившим преступления. Ибо в определенных случаях указывают
условия освобождения об уголовной ответственности и наказания.
Сформулированные в уголовном законе определении, черты присущи и
Уголовному кодексу. Который является систематизированным законодательным
актом, представляющим уголовное законодательство РФ и содержащим всю
совокупность уголовно – правовых норм. Которые расположены в зависимости от
характера. Содержания и сущности.
Издаваемые высшим органом государственной власти страны отдельные
уголовные законы, понимаемые в узком смысле, включающие несколько уголовно
– правовых норм или даже одну такую норму, действуют самостоятельно
включения их в Уголовный кодекс, а затем применяются наравне с другими
содержащимся в ней нормами. При этом ссылка делается обычно только на
определенную статью УК.
Уголовный закон является формой выражения уголовно – правовых норм,
совокупность которых и составляет уголовное право. Поэтому понятия эти
неразделимы. Закон и норма права, совокупность законов (уголовное
законодательство) и совокупность норм права относятся между собой как форма
и содержание.
В части второй статьи 1 УК говорится: «Настоящий Кодекс основывается
на Конституции РФ и общепринятых принципах и нормах международного права».
Таким образом, юридическим основание уголовного законодательства являются
Конституция (Основной закон) страны и нормы международного права,
ратифицированные РФ. В частности, в соответствии с ратифицированными нашим
государством международными конвенциями в новый Уголовный кодекс включены
нормы, предусматривающие ответственность за нарушение равноправия граждан
(ст. 136), за незаконный оборот наркотически средств с целью сбыта (ст.228)
и другие преступления, связанные с наркотическими средствами (ст. ст. 229,
230, 231, 232), за производство или распространение оружия массового
поражения (ст.355).
В ст.1 Конституции РФ провозглашается: «Российская федерация – Россия
есть демократическое правовое государство с республиканской формой
правления». Правовой характер нашего государства является в настоящее время
декларативным, и Российское государство стремится стать таковым.
Нужно также заметить, что в принятием нового УК сделан крупный шаг в
проведении судебной реформы, совершенствовании системы защиты прав и свобод
личности. Демократизации отечественного уголовного законодательства.
Поэтому в условиях формирования правового государства закон. В том числе и
уголовный, приобретает исключительно важное значение. Широкая правовая
реформа, проводимая в стране. Призвана также обеспечить верховенство закона
во всех областях государственной жизни. Усилить механизм поддержания
правопорядка на основе развития народовластия. Однако, как известно,
идеальных законов не существуют. Правоохранительные органы уже сейчас
обеспокоены некоторыми неучдаными (а порой и ошибочными) решениями и
проблемами нового Кодекса. Это ставит перед правоприменитеьной практикой
очень серьезные, порой трудноразрешимые проблемы. В правовом государстве
меняется соотношение государства и права: или до сих пор право в целом. Его
отдельные отрасли и институты рассматривались как некий атрибут
государственной машины, как придаток государственного аппарата (вспомним,
хотя бы, командно – административную систему СССР), то в правовом
государстве право, является порождением воли народа, выраженной в законе,
изданном высшими органами государственной власти. Становится главным
регулятором наиболее важных общественных отношений, в том числе и тех,
которые регламентируют деятельность вех органов государственной власти и
государственного управления от низших до высших.
Закон является фундаментом правового государства, защитником свободы
и равенства граждан. Порядка и организованности в обществе. Гарантом
принципа социальной справедливости.
Надо помнить, что юридические законы в отличие от естественных
законов природы и общества, не зависящих, как известно, от сознания и воли
людей. Создаются и устанавливаются людьми, и поэтому целесообразность их
разработки и принятия, их содержание и целенаправленность зависит целиком
от воли законодателя. Который. Прежде чем принять закон должен глубоко
изучить и четко представлять интересы и потребности современного общества.
Уголовное законодательство основывается на принципе законности.
Равенства граждан перед законом, неотвратимости от ответственности. Личной
и виновной ответственности, справедливости, демократизма и гуманизма
(ст.ст.3 – 7 УК РФ). Согласно конституции РФ (п.1 ст. 49) каждый обвиняемый
в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не
будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена
вступившим в силу приговором суда.
Никто, согласно Конституции РФ (п. ст.50) не может быть повторно
осужден за одно и тоже преступление.
Основанием уголовной ответственности является совершение деяния,
содержащего все признаки состава преступления, предусмотренного уголовным
законом (ст.8 УК). Законодатель включает в состав преступления наиболее
существенные признаки, определяющие вид преступления и его общественную
опасность. Наличие всех признаков состава преступления является необходимым
и достаточным для привлечения лица, совершившего общественно опасное
деяние, к угловой ответственности.
В российской доктрине уголовного права были высказаны различные точки
зрения об основании уголовной ответственности. Основанием ответственности
признавали: вину в широком смысле слова (Б.С. Ужевский), совершение
общественно опасного деяния (Н.И.Заогородников, Б.С.Волков) но
господствующее мнение среди российских юристов - это утверждение, что
основанием ответственности является состав преступления. В новом уголовном
кодексе РФ эта позиция получила законодательное закрепление.
Уголовный закон применяется только в случае совершения лицом
конкретого преступления, предусмотренного определенной статьей Уголовного
кодекса, либо в случаях подготовительных действий к совершению преступления
или покушения на преступление.
Применение Уголовного закона. Предполагает его неукоснительное
искажение в точном соответствии с его буквой и смыслом всеми органами
государства. Должностными лицами и гражданами.
Закон живет и действует лишь тогда, когда он исполняется, он
обязателен для всех, его должны соблюдать все без исключения, независимо от
положения чина и ранга; сила и залог успешной деятельности органов
государства, ведущих борьбу с преступностью, заключается в строгом
соблюдении конституционных норм: законность, правопорядок – основа
нормальной жизни общества, его граждан.
Малейшее отступление от буквы и смысла уголовного закона может
привести к грубейшему нарушению законности и, следовательно. К ущемлению
законных прав и интересов невиновных граждан, а иногда как жесточайшим
человеческим жертвам, как это не раз случалось в истории нашей страны.
Уголовный закон является единственным источником уголовного права.
Нормы уголовного права содержатся только в уголовных законах. Только
уголовный закон устанавливает преступность и наказуемость общественно
опасного деяния. Никакие другие акты органов государства не могут содержать
нормы уголовно – правового характера. Это выражает из принципа верховенства
уголовного закона в области уголовно – правотворческой и уголовно
применительной деятельности.
Отсюда следует. Что в качестве источников уголовного права не могут
признаваться ни обычаи, ни судебный прецедент, ни правила общежития, ни
постановления Пленума Верховного суда РФ. Последние лишь раскрывают
сущность и смысл уголовно – правовых норм. Содержащихся в уголовном законе,
но ни не создают новых норм.
Уголовный закон – исторически изменчивая категория, так как
непрерывное развитие общества , и в частности общественного производства,
производственных и иных общественных отношений, а также изменение социально
– экономических, политических и идеологических условий жизни общества
естественно требуют соответствующего изменения и дополнения уголовного
законодательства.
Конституционный порядок рассмотрения, обсуждения и принятия уголовных
законов исключительно высшими органами государственной власти страны либо
всенародным голосованием означает. Что уголовный закон выражает волю всего
народа, отражает его политические, правовые и моральные идеи и служит
важным средством охраны от преступных посягательств: личности, ее права и
свобод, и государственных интересов и вместе с тем способствует
предупреждению преступлений, воспитанию граждан в духе соблюдения
Конституции РФ и других ее законов.
Проекты уголовных законов решением Президента РФ могут быть вынесены
на всенародное обсуждение для последующего их принятия путем всенародного
голосования (референдума), как это вытекает из пункта «в» ст. 84
Конституции.
Итак, основываясь на изложенном выше, можно сформулировать основные
черты и значение уголовного закона.
-основополагающая черта уголовного закона как правового акта высшего
органа государственной власти вытекает из его назначения и состоит в
обеспечении охраны: личности, ее прав и свобод, а также природой,
окружающей среды, собственности, общественных и государственных интересов и
потребностей, всего правопорядка от преступных посягательств;
- уголовный закон закрепляет основания и принципы уголовной
ответственности, а также формирует общие положения уголовного права;
- уголовный закон основывается на конституции РФ и общепризнанных
принципах и нормах международного права;
- уголовный закон в правовом государстве служит его оружием в
осуществлении уголовной политики. Направленной на оздоровление общества,
на утверждение действительной власти народа для народа и осуществляемой
самим народом;
- уголовный закон является единственным источником уголовного права,
поскольку нормы уголовного права содержатся лишь в уголовных законах. И
только уголовный закон устанавливает преступность и наказуемость деяния;
- уголовный закон определяет, какие общественно опасные делания
(действия и бездействия) являются преступлениями, и устанавливает
наказания, которые могут быть применены к лицам, совершившим преступление
либо в определенных случаях указывает условия освобождения от уголовной
ответственности наказания;
-уголовный закон соответствует социально – экономическими политическим
и идеологическим условиям жизни общества, его интересам и потребностям, а в
случаях утраты такого соответствия уголовный закон или его отдельные нормы
изменяются законодателем либо отменяются;
- уголовный закон самим фактом его издания, а также последующего
применения в судебной практике способствует предупреждению преступлений,
воспитанию граждан в духе соблюдения Конституции РФ и других ее законов.
Большинство граждан нашей страны сознательно и добровольно выполняют
предписания уголовного закона. Нарушение уголовного закона некоторыми
неустойчивыми членами общества вызывает всегда отрицательную морально -
политическую оценку, осуждается общественностью. Атмосфера нетерпимости и
осуждения, возникающая вокруг лица, совершившего преступление, оказывает в
процессе применения уголовного закона эффективное воспитательное
воздействие не только на правонарушителя, но и других членов общества.
Поэтому уголовный закон и правильное, точное его применение играют огромную
роль в борьбе с преступностью, в укреплении правопорядка и законности, в
деле предупреждения преступлений.
3.Территориальный принцип действия угловых законов в пространстве.
Принцип гражданства.
Действие уголовного закона в пространстве предполагает раскрытие и
уяснения положений, изложенных в ст. 11 УК, построенной на принципе
гражданства и других принципах, и ст. 13 УК, построенной на международном
принципе о выдаче преступников.
Итак, рассмотрим сначала ст. 11 УК, которая в своих четырех частях
содержит правила о действии уголовного закона в отношении Российского
государства.
Эта статья закрепляет территориальный принцип действия уголовного
закона. Общее правило. Принятая в развитых государствах, означает, что
применяется уголовный закон места совершения преступления. Поэтом на всей
территории РФ в отношении всех лиц, совершивших преступление применяется
уголовный закон РФ.
Территория РФ признается суша в пределах государственных границ,
территориальные морские воды – в пределах 12- мильной зоны, исчисляемой от
линии наибольшего отлива, а также воздушный столб в пределах
государственных границ и территориальных вод.
Действие УК РФ распространяется также на преступления. Совершение на
континентальном шельфе или в исключительной экономической зоне РФ (ст.253).
Следует иметь в виду. Что ширина территориальных вод и экономической
зоны устанавливается национальным законодательствами. Например.
Великобритания традиционно придерживается 3- мильной ширины территориальных
вод.
Сущность принципа территориальности, выраженная в ст.11 УК, состоит в
том, что все лица. Совершившие преступления на территории РФ, независимо от
того, являются ли они российскими гражданами, иностранными гражданами или
лицами без гражданства, несут уголовную ответственность по УК РФ .
Так как сказано, Что государственной границей является линия.
Определяющая пределы сухопутной и водной территории РФ. Вертикальная
поверхность. Проходящая по этой линии. Является границей воздушного
пространства и недр РФ.
Понятие «воздушное пространство» включает все воздушное пространство
над сухопутной и водной территорией РФ, в том числе и над территориальными
водами.
Недра – это пространство под поверхностью сухопутной и водной
территории, очерченной государственной границей РФ. Каких – либо
ограничений глубины недр, являющихся территорией РФ, не существует.
Континентальный шельф – это поверхность и недра морского дна за
территориальными водами до глубины 200 м и глубже. Пока глубина накрывающих
морское дно вод позволяет разработку естественных богатств этих районов.
Сюда же отоситься исключительна экономическая зона РФ. Также под
территорией РФ понимается и считается гражданское судно РФ. Любое лицо.
Совершившее преступление на судне, приписанном к порту РФ, находящимся в
открытом водном или воздушном пространстве, подлежит уголовной
ответственности по УК РФ, если иное не предусмотрено международным
договором РФ, поскольку на водною или воздушном судне несущем флаг РФ. В
случае нахождения гражданского водного или воздушного судна РФ в
территориальных водах или воздушном пространстве другого государства на
них распространяется юрисдикция этого государства.
Военный корабль или военное воздушное судно под флагом РФ считается
территорией РФ. Где бы оно не находилось. Потому лица, совершившие
преступление на военном корабле в период его нахождения в иностранном
порту, подлежат ответственности по УК РФ. Из содержания и смысла ст. 30 УК
следует, что преступление считается совершенным на территории РФ, если
приготовление или покушение осуществляется за границей, а оконченное
преступление совершено или преступный результат настал на территории РФ. В
соответствии с положениями ст. ст. 33, 34, 35, 36. УК преступление
считается совершенным на территории Российской Федерации, если
организаторская деятельность, подстрекательство, пособничество
осуществлялись за границей, а исполнитель действовал на территории
Российской Федерации или, наоборот, соучастие имело место в Российской
Федерации, а исполнитель преступления - за границей.
В части 4 ст.11 УК указывается, что вопрос об уголовной
ответственности дипломатических представителей иностранных государств и
иных граждан, которые пользуются иммунитетом, в случае совершения этими
лицами преступления на территории Российской Федерации разрешается
дипломатическим путем. В этом случае принцип территориальности имеет
исключение. Это экстерриториальность, т.е. внеземельность. Иногда это
исключение называют дипломатическим, или правовым иммунитетом. Лиц,
пользующихся иммунитетом, нельзя без их согласия или согласия правительства
страны, которую они представляют, привлечь к уголовной ответственности,
подвергнуть задержанию, обыску, допросу и другим следственным действиям.
Согласно Положению о дипломатических и консульских представительствах
иностранных государств на территории Российской Федерации личной
неприкосновенностью и иммунитетом от уголовной юрисдикции пользуются: глава
дипломатического представительства (посол, посланник, поверенный в делах),
советник, торговые представители и их заместители, военные, военно-морские
и военно-воздушные атташе и секретари-архивариусы, а также члены их семей,
не являющихся гражданами России и проживающие совместно с ними.
Ограниченным иммунитетом от уголовной юрисдикции Российской Федерации
на началах взаимности пользуются консульские должностные лица, сотрудники
обслуживающего персонала дипломатических представительств, а также
представители и должностные лица международных организаций, члены
парламентских и правительственных делегаций. Круг лиц, пользующихся правом
экстерриториальности, может быть расширен или сужен по договоренности
заинтересованных сторон.
Иммунитет распространяется и на территории посольств и дипломатических
представительств, а также на основании международных договоров, на места
расположения иностранных войск соединений на территории другого
государства.
Иммунитет территории означает, что без разрешения руководителей
дипломатических представительств нельзя входить на территорию посольств для
выполнения следственных действий - осмотра, обыска, задержания и ареста
подозреваемых. Поэтому в международной практике известно много случаев
предоставления убежища в помещении посольства лицам, преследуемым
правоохранительными органами государства, в котором аккредитовано
представительство.
Правовой иммунитет не означает безнаказанности или свободы совершать
преступления. Лица, пользующиеся правовым иммунитетом, обязаны соблюдать
законы страны пребывания, и могут нести ответственность за совершение
уголовного преступления или в своей стране, или, в случае согласия своего
правительства, в стране пребывания. Как правила, лица, пользующиеся
правовым иммунитетом, в случае нарушения законов РФ, например: совершение
шпионажа, объявляются персоной «нон грата» и водворяются за пределы России.
Теперь перейдем к рассмотрению ст.12 УК РФ, в которой территориальный
принцип Действие уголовного закона в пространстве дополняется принципом
гражданства. Этот принцип выражен в ч.1 ст.12 УК РФ и заключается в том,
что как граждане Российской Федерации, так и постоянно, проживающие в
России лица без гражданства, совершившие преступления вне пределов
Российской Федерации. Подлежат ответственности по УК РФ.
В УК РФ этот принцип так же предусматривается (ст.2-5). Однако в ней
содержалось указание на то, что, если лица за совершения преступления
понесли наказание за границей, суд может соответственно назначенное им
наказание или полностью освободить виновного от отбывания наказания. Это
положение основывалось на тезисе. Что приговор иностранного суда для
советских судов не является обязательным, он может учитываться, а может и
не учитываться. Поэтому советские граждане. Совершившие преступление
заграницей и даже отбывавшие там наказание, могут повторно привлекаться к
уголовной ответственности по советским законам.
В настоящее время закон регламентирует принципиально иное решение
вопроса. Статьи 50 Конституции РФ устанавливает, что « никто не может быть
повторно осужден за одно и тоже преступление». Это же положение
зафиксированною и в ч. 2 ст. УК РФ. Поэтому УК РФ допускает возможность
привлечения к уголовной ответственности осуждение за преступления
совершенные за границей. Граждан РФ и лиц без гражданства. Постоянно
проживающих в РФ, только в случаях, если они не были осуждены в иностранном
государстве и если совершенное ими деяние признано преступлением в
государстве, на территории которого оно было совершенно.
В этих положениях находят выражение идеи международно-правового
сотрудничества в борьбе с преступностью, уважения законодательства других
суверенных государств.
Если лицо совершило деяние, которое в стране не признается
преступлением, но считается таковым в России, привлечение его к
ответственности было бы неоправданным.
Следует иметь в виду, что большая часть обще уголовных преступлений
(посягательства на личность или собственность, контрабанда, наркобизнес,
фальшивомонетчество и др.) предусмотрены уголовным законодательством всех
государств.
В международной практике ситуация, когда совершенное в иностранном
государстве деяние не считается там преступлением, но запрещено в стране,
представитель которой его совершил, возникает, например, в связи с
совершением аборта, который рассматривается, как преступление в ряде стран.
Если же Российский гражданин совершил за границей преступление и не был
там осужден, он по прибытию в Россию может быть осужден и привлечен к
уголовной ответственности. Однако в случае осуждения указанного лица в
России
Назначенное ему наказание не должно превышать верхнего предела санкции,
предусмотренной за данное преступление законом иностранного государства, на
территории которого было совершенно преступление.
Таким образом, российский суд должен учитывать иностранное уголовное
законодательство.
Принципы справедливости и гуманизма в данном случае, находят отражение в
том, что нельзя наказывать строже, мог бы быть наказан виновный по закону
места совершения преступления.
Особый порядок ответственности предусматривается в отношении
военнослужащих воинских частей, дислоцирующихся в иностранном государстве.
Так, в соответствии с частью второй ст.12 УК военнослужащие воинских
частей Российской Федерации, дислоцирующихся за пределами Российской
Федерации за преступления совершённое на территории иностранного
государства, несут уголовную ответственность по настоящему Кодексу, если
иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.
Как правило, международными договорами устанавливается следующий
порядок:
- за преступление должностные лица и против порядка несения воинской
службы военнослужащие, находящиеся за границей несут ответственность по
законодательству своей страны;
- за преступления, совершенные вне территории расположения воинской
части и носящий обще уголовный характер (убийство, изнасилование, кража,
грабеж, торговля наркотиками и т. д.) военнослужащие несут ответственность
по законодательству страны пребывания.
Положение данной части ст.12 УК сформулированы, по существу на основе
так называемого оккупационного принципа действия уголовного закона в
пространстве, являющегося фактически изъятием из территориального принципа
и проявляющегося в применении к преступлениям, совершенным на
оккупированной территории, законов государств, совершившего оккупацию.
Применение оккупационного принципа, обычно происходит на основе договора
с государством, на территорию которого введены войска во время войны или
при других обстоятельствах после войны.
Например, оккупационный принцип, применявшийся после Второй мировой
войны в отношении американских военнослужащих, находящихся в Японии,
означал, что они неподсудны японским судам и не отвечают по японским
законам за многие преступления, совершённые на территории Японии.
В ч. 3 ст.12 УК РФ впервые в уголовном законодательстве России закреплен
реальный принцип действия уголовного закона в пространстве. Он заключается
в возможности привлечении любого лица, в том числе иностранца и лица без
гражданства, к ответственности по УК РФ за преступление совершённое за
границей, если оно направленно против интересов России, а так же в случаях,
предусмотренных международным договором РФ.
Под интересами России следует понимать не только государственные
интересы, но и интересы личности российских граждан.
Применяя реальный принцип, Россия, как и ряд зарубежных государств,
наиболее полно защищает свои интересы и интересы своих граждан.
Универсальный принцип действия уголовного закона в пространстве, который
так же именуется космополитическим, исходит из необходимости борьбы с
международными преступлениями и заключается в том ,что каждое государство
имеет право применить свой уголовный закон к иностранным гражданам,
совершившим за пределами его страны преступления, предусмотренные
международными соглашениями.
И, наконец, обратимся к статье 13 УК, в которой говорится о выдаче лиц,
совершивших преступление.
В практике международных отношений, связанных с борьбой с преступностью,
серьезное значение имеет проблема выдачи преступников государству, на
территории другого государства.
Положения ст.13 УК относят к действию уголовного закона в пространстве
и квалифицируют как международный принцип о выдаче преступников.
В соответствии с этим принципом лица, совершившие преступление, могут
быть выданы государству, на территории которого они совершили преступление
или против которого оно было направлено, либо гражданами которого они
являются. Вопрос о выдаче преступников регулируется двусторонними
договорами, например договором о взаимной правовой помощи.
Принципиальные положения о выдаче преступников содержатся в Конституции
РФ. Так, в ст. 61 говорится: «Гражданин Российской Федерации не может быть
выслан за пределы Российской Федерации или выдан другому государству ».
Эта позиция закреплена и в УК РФ.
В современном международном праве утвердилась позиция, согласно которой
убежище может предоставляться только лицам, преследуемым в другом
государстве по политическим или религиозным причинам и мотивам.
Лица, совершившие не политические, а обще уголовные преступления, не
могут пользоваться правом убежища. Но единого понятия политического
преступления в международной практике выработать не удалось.
В связи с этим, практически вопрос о выдаче лица или представлении ему
убежища решается исходя из политических оценок и правовых установлений
государства, на территории, которой они находятся.
Нужно отметить, что аналогичное решение содержится в законодательстве
многих развитых государств.
Исключением из правил о выдаче преступников является право политического
убежища, гарантированное в нашей стране Конституцией (ст.63).
Указом Президента Российской Федерации от 26 июля 1995 г. утверждено
«Положение о порядке предоставления политического убежища в РФ, которое
вступило в силу с 1 августа1995г. Политическое убежище в РФ предоставляется
Указом Президента РФ (ст.3 Положения).
Уголовный кодекс РФ в ст.13 устанавливает возможности выдачи
находящихся на территории РФ иностранных граждан и лиц без гражданства и
совершивших преступление в иностранном государстве в соответствии с
международным договором РФ.
В соответствии со сложившейся международной практикой требование о
выдаче преступника государство предъявляет в следующих случаях, когда:
- преступление совершено на его территории;
- преступник является гражданином этого государства;
- преступление было направленно против этого государства и причинило ему
вред;
В случаях, когда преступник совершил преступление на территории
нескольких государств, вопрос о выдаче решается дипломатическим путем на
основе международных договоров и норм международного права. При этом
независимо от того, в каком государстве был привлечен к ответственности
преступник, он должен отвечать за все преступления совершенные им в разных
странах. Выдача преступника предполагает обычно соблюдение двух условий:
- преступление, за совершение которого предъявлено требование о выдаче,
признаётся преступлением и по законам страны, в которой находится
преступник
- если по законам страны, требующей выдачи за преступление,
предусмотрена смертная казнь, а в государстве, где находится лицо,
совершившее это преступление, смертная казнь отменена, то условием выдачи
обычно служит гарантия предоставления властями государства требующего
выдачи, о том, что смертная казнь к выданному преступнику применена, не
будет.
К примеру, такие гарантии выдавались в практике международных отношений
латиноамериканских государств по поводу выдачи лиц, обвиняемых в
государственной измене, насильственном захвате власти, мятеже, поскольку
ряд этих стран отменил смертельную казнь, а другие ее сохранили и по
сегодняшний день. Выдача преступника может преследовать цель и применение
к нему наказания. В этом случае основанием для решения вопроса служит
вынесенный и вступивший в силу приговор суда. Возможно также выдача
преступника, осужденного в одном государстве, гражданином которого он
является, для отбывания наказания.
В соответствии с нормами международного права выданное лицо не должно
подвергаться судебному преследованию или подвергаться заключению с целью
осуществления наказания или меры безопасности, а также подвергаться какому-
либо иному ограничению его личной свободы в связи с каким-либо деянием,
которое мотивировало его выдачу. Таким образом, следственные и судебные
органы государства, запросившего выдачу лица, связаны формулой обвинения,
которая служила основанием выдачи.
4.Действие уголовных законов во времени
Правила действия российского уголовного закона во времени определены в
ст. ст. 9 и 10 Уголовного кодекса. Согласно ст. 9 УК, преступность и
наказуемость деяния определяются уголовным законом, действовавшим во время
совершения этого деяния.
В каждом конкретном случае применения норм уголовного закона возникает
необходимость установить, действовал ли данный уголовный закон в момент
совершения преступления. Действующим считается закон, вступивший в силу и
не утративший её.
Порядок опубликования и вступления в силу законов РФ установлен
Федеральным законом «О порядке опубликования и вступления в силу
федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат
Федерального собрания», принятым Государственной Думой 25 мая 1994 года,
одобренным Советом Федерации 1 июня 1994 года и подписанным Президентом
Российской Федерации 14 июня 1994 года.
Для правильного применения уголовного закона нередко решающее значение
имеет определение времени совершения преступления. Это, в свою очередь,
зависит от характера совершенного преступления, его специфики. В
зависимости от протяжённости преступлений различают продолжаемые и длящиеся
преступления. Ответственность за длящиеся преступления наступает по закону,
действующему в момент совершения начального акта данного преступления, за
продолжаемое – по закону, действующему в момент пресечения преступного акта
или в момент окончания последнего самим виновным.
Общий принцип, принятый в уголовном праве современных правовых
государств, означает, что применяется тот уголовный закон, который
действовал во время совершения преступления.
В ч.2 ст.52 Конституции Российской Федерации записано: «Никто не может
нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не
признавалось правонарушением». Такое законодательное установление запрещает
применять новый уголовный закон к деяниям, совершённым в период, когда
этого закона не было, что соответствует принципам справедливости и
гуманизма.
Граждане просто не могли знать, какие деяние признаются преступлениями и
какова ответственность за их совершение, если закона, который устанавливал
бы уголовную ответственность, не было.
Если новый уголовный закон усиливает ответственность, было бы не
справедливо применять его к лицам, совершившим преступление в период, когда
действовал более мягкий закон. Ведь если бы правонарушителя судили, в то
время когда он совершил преступное деяние, к нему был бы применён более
мягкий закон, действовавший в этот период. Но поскольку преступление не
было сразу раскрыто, а следствие затянулось, и за это время был принят
новый, более строгий и жёсткий закон, то он не может быть применён к
деяниям, совершённым до его вступления в силу. В соответствии с
Конституцией Российской Федерации и российским уголовным законом,
применяется закон, действовавший во время совершения преступления. Поэтому
необходимо определить, что является временем совершения преступления.
Конкретно в ст.9 УК РФ говорится, что временем совершения преступления
признаётся время осуществления общественно-опасного деяния (действия или
бездействия) независимо от времени наступления последствий.
Но такое положение ст.9 может вызвать серьёзное возражение. Ведь в ст.8
УК РФ указывается, что основанием уголовной ответственности является
совершение деяния, содержащего все признаки состава преступления.
Последствия в материальных составах преступления являются необходимым
признаком состава преступления. Совершение общественно-опасного действия,
которое ещё не повлекло последствий, может рассматриваться только лишь как
покушения на преступление. Поэтому указание, что временем совершения
преступления является время совершённого преступного действия
(бездействия), а не наступления предусмотренных уголовным законом
последствия, находится в противоречии со ст.8 УК РФ. Получается, что
уголовная ответственность за оконченное преступление может наступить и
тогда, когда для этого нет предусмотренных Уголовным кодексом оснований. В
российской доктрине уголовного права обосновалось мнение, что преступление
должно считаться совершённым при наступлении последствий. Так, профессор
Н.Д. Дурманов писал: «Если же состав преступления включает в качестве
признака объективной стороны деяния наступления общественно-опасных
последствий, то преступление надо считать совершённым тогда, когда эти
последствия наступили».
Для определения времени действия уголовного закона важно знать, когда
новый закон вступает в силу и может применяться, и когда он утраивает силу.
Как уже было указано выше, общий порядок вступления закона в силу
определяется Федеральным законом от 14 июня 19956 года. В ст.6 этого закона
сказано: «Федеральные конституционные, федеральные законы, акты палат
Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории РФ по
истечении десяти дней после их официального опубликования, если самими
законами или актами палат не установлен другой порядок вступления в силу.
Время вступления закона в силу может быть указано в самом законе,
например с момента опубликования или с точно указанной даты.
Значительным демократическим достижением России является обязательность
опубликования законов. В ч.3 ст.15 Конституции РФ говорится: «Законы
подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не
применяются».
Официальным опубликованием федерального закона считается первая
публикация его полного текста в «Российской газете» или в «Собрании
законодательства Российской Федерации».
Закон прекращает действовать после его отмены, о чём должно быть прямое
указание, или после его замены новым законом.
Статья 10 УК устанавливает и раскрывает понятие и принципы обратной силы
уголовного закона. Также в положениях об обратной силе уголовного закона
находит отражение и принцип гуманизма и справедливости.
Обратная сила уголовного закона является исключением из правила, по
которому применяется закон времени совершения преступления и которое
содержит возможность применения нового закона к деянием, совершённым до
его издания или вступления в силу. При этом решение принимается в пользу
правонарушителя. Такой порядок применения новых законов принят всеми
цивилизованными государствами и закреплён ст.15 Международного пакта о
гражданских и политических правах 1966 года, заключённого государствами под
эгидой ООН.
К тому же, в ч.1 ст.54 Конституции РФ декларируется, что закон,
устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет, а
ч.2 этой статьи говорит, что «Если после совершения правонарушения
ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон».
Эти конституционные положения конкретизируются в ст.10 УК РФ.
Очень важным является указание о том, что в случае смягчения наказания
новым законом за деяние, которое лицом уже отбывается, оно подлежит
сокращению в пределах, предусмотренных новым уголовным законом. Ранее такая
позиция оспаривалась в теории и не применялась на практике. На практике и в
доктрине возникал вопрос об обратной силе законов, не меняющих наказание,
но устанавливающих более длительные сроки давности уголовного преследования
или более жёсткие условия условно-досрочного освобождения осужденных,
отбывающих наказание. Этот вопрос законодательно решён в ст.10 УК РФ, где
указано, что обратную силу имеет закон, не только смягчающий наказание, но
иным образом улучшающий положение лица, совершившего преступление. Эти
положения являются новеллой в российском уголовном законодательстве.
Установив принципиальное положение, что новый уголовный закон, каким-
либо образом ухудшающий положение лиц, ранее совершивших преступление,
обратной силы не имеет, необходимо выяснить, как определить сроки лишения
свободы при смягчении или ужесточении наказания. Например, старый уголовный
кодекс предусматривал наказание в виде лишения свободы на срок от 2 до 10
лет, а новый закон за это же преступление устанавливает санкцию в виде
лишения свободы от 3 до 8 лет. Так какой же закон является более мягким?
В доктрине уголовного права высказывались мнения, что более мягкий закон
– это закон с более низким минимальным сроком наказания и, наоборот,
сопоставлять строгость законов следует по высшему, а не по низшему пределу
их санкции. Последняя позиция представляется предпочтительной, поскольку в
необходимых случаях суд может назначить наказание ниже низшего предела
санкции или даже назначить более мягкое наказание, чем предусмотрено
законом. Назначить же наказание более строгое, чем установлено законом, суд
не может ни при каких обстоятельствах.
В случаях, когда новый закон создает новый состав преступления, в то
время как ранее такие деяния попадали под действия более общей нормы и
влекли уголовную ответственность, необходимо сравнить санкции общей и
специальной, то есть новой формы. Если санкция за выделенное из обшей нормы
деяние мягче санкции закона, по которому квалифицировались аналогичные
действия в прошлом, то новый закон имеет обратную силу, если же санкция
специальной нормы более строгая, такой закон обратной силы не имеет.
Таким образом, применение нового уголовного закона должно быть наиболее
благоприятным для осужденного. Именно в этом заключается смысл обратной
силы уголовного закона.
В случае совершения длящихся преступлений, то есть когда преступное
состояние продолжается непрерывно, к примеру, дезертирство или незаконное
хранение оружия, при изменении уголовного закона применяется новый закон,
поскольку преступное деяние продолжается после вступления этого закона в
силу. Аналогично должен решаться вопрос и при совершении продолжаемых
преступлений, когда преступное деяние, направленное к одной цели и
посягающее на один объект состоит из ряда отдельных тождественных актов.
Если после вступления нового закона в силу был совершён хотя бы один акт
продолжаемого преступления, то применяется новый закон. Именно в таких
аспектах и таким образом действует обратная сила уголовного закона согласно
ст.10 Уголовного кодекса РФ.
5.Заключение
Итак, в конце хотелось бы сделать небольшой вывод обо всем выше
сказанном.
На мой взгляд, был сделан крупный шаг в проведении судебной реформы,
совершенствовании системы защиты прав и свобод личности, демократизации (в
отличие от прошлого) отечественного законодательства. Также существуют
такие понятия, как криминализация и декриминализация, без которых нынешнему
законодательству не обойтись. Отечественное законодательство вызвано к
жизни с происходящими в современной России коренными, экономическими,
политическими и социальными преобразованиями. Кодекс призван максимально
содействовать становлению нового общества, утверждения в нем законности,
правопорядка основополагающих принципов международного права, касающихся
свободы и безопасности человека.
Устаревшее законодательство не могло эффективно работать на происходящие
в России общественные перемены. Не в состоянии оно было обеспечить и
переходный период страны к рыночным отношениям, так как основывалось на
принципах жёсткого централизованного планирования в экономике. Прежнее
законодательство во многом было несовместимо и с концепцией
демократического правового государства. Многие положения ранее
действовавшего законодательства уже не отвечали ни экономическим, ни
политическим, ни социальным потребностям современного российского общества,
ни тем более международным нормам о правах человека.
Произошло принципиальное изменение в расстановке ценностно-нормативных
приоритетов в сфере борьбы с преступностью. В Кодексе также признано, что
человек в цивилизованном мире является высшей социальной ценностью. Новое
уголовное законодательство последовательно проводит принципы демократизации
и гуманизации. К ним, в соответствии со ст.3-7 УК РФ, относятся принципы
законности равенства граждан перед законом, вины, справедливости,
ответственности и гуманизма. Новый Кодекс закрепляет приоритет
международного договора, касающегося вопросов уголовной ответственности
перед внутригосударственным правом, а также воспроизводит в конкретных
нормах положения международных договоров, ратифицированных Российской
Федерации.
Таким образом, хотя принятие нового Уголовного Кодекса РФ и положило
начало реформе уголовного законодательства, для реального осуществления её
требуется решить ещё не мало проблем, с которыми уже столкнулись
правоохранительные органы России.
Будем надеяться, что с начала третьего тысячелетия правоохранительные
органы будут справляться со всеми новыми проблемами чётко и
профессионально, с точной квалификацией преступлений. Так, я считаю, должно
быть в правовом государстве.
Ильин С.Г. 26.02.02г.
|