бесплатные рефераты

Юридическая помощь

Юридическая помощь

Введение

На данный момент, юридическая помощь - это перспективное,

быстроразвивающееся направление в правоохранительной деятельности. Кроме

того, право на юридическую помощь – это важный конституционный принцип,

закрепленный в Конституции РФ. Статья 48 Конституции РФ гласит: «каждому

гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи; в

случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно»

(ст. 48, п.1).

Однако надо отметить, что на сегодняшний день это направление

недостаточно хорошо изучено. Причина этого в том, что до недавнего времени

основными формами организации юридической помощи были адвокатура, нотариат

и правовые (или юрисконсультские) службы, которые создавались на

предприятиях, в организациях и общественных объединениях для оказания

помощи соответственно этим предприятиям, организациям или объединениям.

Теперь же создано поле для новых форм юридической деятельности, это

пресловутые «иные формы оказания юридической помощи». Так называют в

учебниках все остальные формы оказания юридических услуг, которые не

относятся к адвокатуре и нотариату. К сожалению, более точного определения

этим формам дать нельзя, так как они представляют великое множество

различных форм оказания юридических услуг, причем их перечень является

открытым. Это и вносит путаницу в понимание юридической помощи.

Эта работа есть скромная попытка систематизировать формы юридической

помощи, осознать их значение и функции и внести хоть какую-то ясность в

понятие юридической помощи и ее значение в современном обществе. Это очень

актуальная, с моей точки зрения, проблема, так как, несмотря на новизну

многих принципов и форм юридической помощи, она (юридическая помощь) хорошо

«прижилась» в нашей стране и сейчас в любом городе можно встретить какую-

нибудь форму: нотариальную кантору, или адвокатуру, или частные

консультативные фирмы по вопросам права, или даже частные детективные

агентства и детективов, которые тоже оказывают юридические услуги.

Потребность в получении юридической помощи возникает постоянно и

повсеместно. Практически нет такой сферы жизни или человеческой

деятельности, в которой каждому человеку, а не только юристу необходимо

знать и уметь применять те или иные правовые нормы. Идет ли речь о работе

или учебе, приобретении или продаже товаров, получении услуг, необходимости

обращения в государственные или иные органы, участии в деятельности

общественных организаций, выборах в парламент и так далее - везде может

потребоваться квалифицированная помощь юриста. Для этого и существует

юридическая помощь, которая оказывает населению помощь в понимании,

осмыслении законодательства и помогает использовать его во благо человека,

который нуждается в этой помощи.

Понятие, формы и значение юридической помощи.

§1 Понятие юридической помощи

Раз уж пошла речь о понятии юридической помощи и ее назначении, я

постараюсь дать определение юридической помощи. Тут надо оговориться, что

теоретически, понятия юридическая помощь и юридических услуг равнозначны,

однако на практике принято использовать понятие юридических услуг для

обозначения платной деятельности, а юридической помощи – для бесплатной

деятельности. В свое работе я буду исходить из теоретического понятия, что

юридическая помощь есть юридические услуги.

Итак, юридическая помощь это: государственная, негосударственная или

частная (коммерческая) деятельность профессиональных юристов по оказанию

квалифицированной помощи физическим и юридическим лицам в понимании,

правильном использовании и соблюдении законодательства, консультации по

юридическим вопросам и вопросам права, которая направленная на защиту и

способствует осуществлению прав и законных интересов граждан.

Действительно, юридическая помощь бывает государственной

(государственный нотариат), негосударственной (коллегии адвокатов) или

частной (юридические консультативные конторы, частные нотариусы, адвокаты,

не входящие в коллегии адвокатов и занимающиеся частной практикой).

Профессиональность юристов и квалифицированность помощи является

конституционной гарантией и необходимым условием оказания юридической

помощи. Это положение, гарантированное Конституцией РФ, говорит о том, что

все люди (это и адвокаты, и нотариусы, и люди, занимающиеся иными видами

оказания юридической помощи)[1], занимающиеся оказанием юридической помощи

должны иметь высшее юридическое образование. Тем самым обеспечивается

квалифицированность помощи.

Что касается лица, которому оказывается помощь, то это может быть

как физическое лицо, причем всех статусов - гражданин страны, иностранный

гражданин, а также лицо без гражданства, - так и юридическое лицо. Иногда

предприятия и организации в своем составе образуют юридические отделы,

которые работают, соответственно, на данную организацию или предприятие и

оказывают ему и только ему юридическую помощь. Юридические услуги обычно

платные, плата за юридические услуги определяется соглашением между

клиентом и организацией, предоставляющей эти юридические услуги. В

некоторых случаях юридическая помощь оказывается бесплатно. Конституция

гарантирует оказание юридической помощи бесплатно в определенных случаях.

Этот принцип содержится в уже приведенной выше ст. 48 Конституции РФ.

Однако условия предоставления юридической помощи бесплатно в ней не

оговариваются, а содержатся в соответствующих нормативно-правовых актах.

В ст. 22 Положения об адвокатуре РСФСР установлено, что коллегии

адвокатов оказывают бесплатно юридическую помощь, в частности, истцам в

судах первой инстанции при ведении дел о взыскании алиментов и трудовых

дел; о возмещении вреда, причиненного увечьем или иным повреждением

здоровья, связанным с работой; о возмещении вреда, причиненного смертью

кормильца, наступившей в связи с работой, а также гражданам при составлении

заявлений о назначении пенсий и пособий.

Президиум коллегии адвокатов, а также заведующий юридической

консультацией вправе освободить клиента от оплаты юридической помощи

полностью или частично с учетом имущественного положения и по другим

причинам. Расходы по оказанию юридической помощи в указанных случаях берет

на себя коллегия адвокатов или государство[2].

Юридическая помощь оказывается бесплатно и в других случаях,

предусмотренных законом, когда лицо не может оплатить юридическую помощь. В

уголовном делопроизводстве такие случаи связаны с требованиями ст. 49 УПК

об обязательном участии адвоката при производстве дознания,

предварительного следствия, в суде; обязательно по делам

несовершеннолетних; немых, глухих, слепых и других лиц, которые в силу

физических или психических недостатков не могут сами осуществлять свое

право на защиту, лиц, обвиняемых в совершении преступлений, за которые в

качестве меры наказания может быть назначена смертная казнь, и некоторым

другим делам.

§2 Юридическая помощь как правоохранительная деятельность

Актуальной является проблема причисления или не причисления

организаций оказывающих юридическую помощь к правоохранительным органам.

Эта проблема возникает в силу того, что законодательно этот вопрос не

урегулирован, поэтому разные школы и отдельные ученые и исследователи

трактуют проблему по-разному. Школа нашего юридического факультета МГУ

отвечает на этот вопрос «причисляются». Несмотря на то, что многие

организационные формы оказания юридической помощи с натяжкой можно назвать

органами, тем более лишь малая их часть является государственной, они

выполняют функцию сходную с функцией правоохранительных органов – охрана

прав и законных интересов человека и гражданина, а также предприятий и

организаций. И в учебнике «Правоохранительные Органы» под редакцией

заведующего кафедрой уголовного процесса, правосудия и прокурорского

надзора в МГУ К.Ф. Гуценко прямо сказано, что одним из направлений

правоохранительной деятельности является оказание юридической помощи.

Критерием же причисления той или иной организации к правоохранительным

органам решается удельным весом правоохранительной деятельности этой

организации в общей массе ее деятельности. Учреждения по оказанию

юридической помощи по этому критерию подпадают под правоохранительные

органы.

Но тут может родиться много возражений. Во-первых, под определение

правоохранительной деятельности юридическая помощь явно не подходит:

большинство органов и организаций, оказывающих юридическую помощь, не

являются государственными; не все они являются специально уполномоченными

органами, многие структуры не применяют юридических мер воздействия. Во-

вторых, многие исследователи сужают понятие правоохранительной деятельности

до неузнаваемых размеров (например, до органов занимающихся охраной

правопорядка), вследствие чего юридическая помощь (и не только она)

выпадают из понятия правоохранительной деятельности. Последнее мнение, на

мой взгляд, является ошибочным, и я не соглашусь со сторонниками сужения

понятия. Ведь тут надо помнить о том, что правоохранительная деятельность –

это деятельность по охране всех прав и свобод человека, а не какой-то их

части. Это и гражданские и экономические и политические и социальные и

другие, а не только отдельная их группа.

Я считаю, что этот нелегкий спор был усугублен введением этих

пресловутых «иных форм организации юридической помощи», которые и привели к

полной неопределенности. Если нотариат и адвокатуру с натяжкой можно

назвать правоохранительными органами, то эти иные виды юридической помощи

по всем параметрам не подпадают под определение правоохранительного органа.

Поэтому можно говорить о влиянии времени, так как иные формы организации

юридической помощи появились совсем недавно с возникновением

демократического государства, в котором необходимо предусмотреть органы и

организации, занимающиеся реальной защитой прав и интересов граждан во всех

сферах общественной жизни. Соответственно нужно определиться: или исключить

все негосударственные учреждения по оказанию юридических услуг из списка

правоохранительных, или изменить понятие правоохранительного органа и

правоохранительной деятельности. Я придерживаюсь первой точки зрения и

считаю, что юридическая помощь - это достаточно широкий круг органов,

организаций и учреждений обладающий множеством отличий, для того чтобы

рассматривать его независимой от правоохранительных органов единицей.

Другое дело, что если исключить все негосударственные формы оказания

юридической помощи из числа правоохранительных, тогда произойдет разрыв и

нарушится единство форм, а этого допустить нельзя. Но для того чтобы иметь

возможность судить о формах юридической помощи, необходимо рассмотреть это

формы.

§3 Формы оказания юридической помощи

В настоящее время выделяют несколько основных форм оказания

юридической помощи:

1) Адвокатура, которая является сердцевиной юридической помощи.

Именно с ней больше всего ассоциирует в народе юридическую

помощь.

2) Нотариат, который выполняет скромную, но необходимую работу, без

которой наши суды бы были завалены делами.

3) И, наконец, «иные организационные формы оказания юридической

помощи», которые представляют собой длинный перечень различных

форм оказания юридических услуг, причем этот перечень является

открытым.

Теперь рассмотрим каждую группу по отдельности.

Адвокатура.

Важнейшей формой юридической помощи считается адвокатура. На нее

возложена основная нагрузка по оказанию юридической помощи. Под адвокатурой

понимается организованное особым образом объединение юристов-

профессионалов, перед которыми поставлены задачи содействия охране прав и

законных интересов всех физических и юридических лиц, отправлению

правосудия, соблюдения и укрепления законности и правопорядка.

Адвокатура отделена от государства, адвокаты им не оплачиваются. В

то же время адвокатура не преследует коммерческих целей. Она независима и

может противостоять какому бы то ни было стремлению государственных или

иных органов либо должностных лиц влиять на нее. Адвокат может и должен сам

объективно и независимо вести порученные ему дела. Этому способствует ряд

законодательных норм. Например, в соответствии со ст. 72 УПК адвокат,

защищающий обвиняемого, не может допрашиваться в качестве свидетеля об

обстоятельствах, ставших ему известными в связи с выполнением обязанностей

защитника или представителя профессионального союза либо другой

общественной организации.

Полномочия, порядок организации и деятельности адвокатуры

определяются Положением об адвокатуре РСФСР, утвержденным Законом РСФСР 20

ноября 1980 г. и иными законодательными актами Российской Федерации. Права

и обязанности адвокатов при выполнении поручений по гражданским, уголовным

делам и делам об административных правонарушениях регламентируются

соответствующим законодательством, прежде всего УПК, ГПК и КоАП.

Основными направлениями деятельности адвокатуры являются:

дача консультаций по юридическим вопросам, справок по действующему

законодательству;

выступление в качестве защитника подозреваемого, обвиняемого и подсудимого

в уголовном судопроизводстве; это важное право и направление адвокатской

деятельности. Защита человека в суде по уголовному делу – важная

особенность адвокатуры, она по сути дела выделяет адвокатов из массы

работников юридической помощи.

осуществление представительства в судах и других органах физических лиц по

гражданским и административным делам;

оказание помощи в составлении жалоб, заявлений, исков и других правовых

документов;

правовое обслуживание юридических лиц, которые не имеют своих

юрисконсультов; это направление деятельности адвоката довольно обширно, так

как включает в себя множество функций: составление договоров, проверка

законности принятых на предприятии решений, претензионная и

представительская роль в судах, дает консультации по правовым аспектам

управления организацией;

Адвокаты организуют коллегии адвокатов – это, согласно Положению об

адвокатуре в РСФСР, добровольные объединения лиц, занимающихся адвокатской

деятельностью. В члены таких коллегий принимаются граждане Российской

Федерации, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по

специальности юриста не менее двух лет. Для приема в члены коллегии может

быть назначен испытательный срок продолжительностью до трех месяцев. Все

это направлено на соблюдение конституционного принципа о квалифицированной

юридической помощи, оказываемой адвокатами. Юридическую помощь оказывают и

адвокаты, не состоящие в коллегиях, т.е. занимающиеся частной практикой,

или состоящие в коллегиях, но не в традиционных, а в так называемых

«альтернативных» или «параллельных». Однако такой вид юридической помощи

будет рассматриваться ниже в иных формах организации юридической помощи,

так как по традиции альтернативные адвокатуры относят именно туда, хотя они

и обладают такими же правами и обязанностями, что и основные коллегии.

Для организации и оптимизации работы адвокатов по оказанию

юридической помощи, президиумами коллегий адвокатов создаются юридические

консультации. Места их нахождения и количество работающих в них адвокатов

определяются президиумами коллегий адвокатов по согласованию с органами

юстиции. Население обращается именно в такие юридические консультации и

именно там находит правовую помощь по интересующему их вопросу.

Особым видом квалифицированной юридической помощи является помощь,

которая оказывается в рамках уголовного судопроизводства лицам,

подозреваемым или обвиняемым в совершении преступления. Об этом виде

существует отдельное положение в Конституции РФ, которое гласит: «Каждый

задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления

имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента

соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления

обвинения».

Но возникает проблема законодательства, так как Конституция

недвусмысленно связывает помощь защитника (как процессуальной фигуры) с

деятельностью адвокатов, то есть лиц, состоящих в соответствии с Положением

об адвокатуре РСФСР в одной из действующих на территории Российской

Федерации коллегий адвокатов. С другой стороны частью 4 статьи 47 УПК

предоставляется возможность выступать в качестве защитников и лицам не

являющимся адвокатами, а это и представители профессиональных союзов и

других общественных организаций в делах о членах этих организаций, равно

как и других лиц. Поэтому их участие в производстве по уголовному делу не

может расцениваться как выполнение требований ч. 2 ст. 48 Конституции.

Основываясь на этих фактах, следует подходить к решению весьма

актуального для последнего времени вопроса о возможности допуска к участию

в качестве защитников на предварительном следствии лиц, оказывающих платные

юридические услуги гражданам. Так как названные лица не являются членами

коллегий адвокатов, вопрос об их участии в уголовном деле выходит за рамки

положений ч. 2 ст. 48 Конституции и, следовательно, не может быть решен на

их основе. Следует вместе с тем отметить, что участие частных юристов в

качестве защитников в уголовном судопроизводстве никоим образом не

противоречило бы Конституции. В этих условиях законодателю и

правоприменительной практике была представлена возможность с учетом

тогдашней правовой ситуации (обнаружившийся недостаток численности

адвокатов, необходимость преодоления монополизма "официальных" коллегий

адвокатов, уровень профессионализма юристов-лицензиатов) выработать

наиболее эффективную и целесообразную позицию. В решениях по конкретным

уголовным делам Верховный Суд Российской Федерации, в частности, отмечал

недопустимость участия членов правовых кооперативов и юридических фирм в

качестве защитников на предварительном следствии. Это и является яблоком

раздора для частных фирм и организаций по оказанию юридической помощи и

адвокатур с адвокатами, которых наделили правом участия в предварительном

следствии. Это можно расценивать, как предоставление привилегий адвокатурам

и ущемление прав частных юридических организаций, ориентирующихся на

судебную защиту лиц в уголовном процессе. Однако эти привилегии вполне

обоснованы стремлением упорядочить юридическую помощь, например, как это

сделала много веков назад Англия. Создав двуединую систему стряпчих

(солиситоров) и поверенных (барристеров), одни из которых - солиситоры -

занимаются приемом и первичной помощью населению, а барристеры занимаются

представительством, если это необходимо, населения, вернее отдельных лиц, в

высших судебных инстанциях. Конечно, сравнение довольно далекое, но все же

наша система может многое почерпнуть из совершенной английской системы

оказания юридической помощи.

Нотариат.

Нотариат – это тоже очень интересная форма организации юридической

помощи. Я считаю, что нотариат ближе всего из всех форм оказания

юридической помощи подпадает под понятие правоохранительного органа, тем

более, его государственная часть, которая по всем признакам является

правоохранительным органом. Во-первых, он (нотариат) выполняет

государственную деятельность, во-вторых, является специально уполномоченным

органом, и, в-третьих, выполняет свою функцию путем применения юридических

мер. Нотариусы в основном занимаются удостоверением и освидетельствованием

некоторых видов юридических фактов, таким образом, предотвращая споры между

участниками договорных отношений. Важно то, что после освидетельствования у

нотариуса юридический факт становится практически неоспоримым, т.е. если

нотариус заверяет сделку с имуществом, то действительность этой сделки

фактически не может быть подвергнута сомнению. И стороны не пойдут в суд

для оспаривания некоторых ее условий, так как они в присутствии нотариуса

изъявили желание заключить эту сделку, о чем есть нотариальная запись, т.е.

нотариус официально зафиксировал, во-первых, правомерность заключения

сделки, а во-вторых, желание сторон. Кроме того, нотариусы выдают

свидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе супругов;

свидетельствуют верность копий документов и выписок из них, подписей на

документах, перевода документов с одного языка на другой; совершают

исполнительные надписи; принимают на хранение документы. Нотариусы, как и

адвокаты, обязаны хранить в тайне информацию, полученную от клиентов. В

свете выше обозначенных фактов можно осознать какая ответственность лежит

на нотариусе. Именно поэтому государство предусмотрело сложный механизм для

принятия человека в ряды нотариусов.

Этот механизм описан в основном законе о нотариате – Основах

законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г.

Этот механизм вступления в должность нотариуса представляет собой ряд

условий. Во-первых, это высшее юридическое образование, о чем я говорил

выше, во-вторых, это стажировка у частного или государственного нотариуса в

течение минимум года, в-третьих, это квалификационный экзамен, и, наконец,

в-четвертых, получение лицензии на занятие нотариальной деятельностью.

Кроме того, законодатель обязал частных нотариусов состоять в нотариальных

палатах.

Нотариат в наши дни представляет собой явление неоднородное. Он

состоит из трех частей – государственного нотариата, частного нотариата и

должностных лиц, наделенных правом выполнять нотариальные действия. Порядок

разделения сфер деятельности у этих трех частей прост: основная работа

ложится на государственный и частный нотариат, которые обладают практически

одинаковой компетенцией и осуществляют свою деятельность параллельно, а в

тех местах, где ни государственные, ни частные нотариусы не доступны, то

нотариальные функции могут выполнять должностные лица органов

государственной власти. Все различие в том, что этим органам исполнительной

власти позволено совершать только несложные нотариальные действия (как то:

удостоверение завещаний и доверенностей, свидетельствование верности копии

и т.д.), а государственные и частные нотариусы обладают всей полнотой

нотариальных функций. Как уже упоминалось выше, частные нотариусы должны

объединятся в палаты. Эти палаты являются органами самоуправления частных

нотариусов, прослеживается функциональное сходство с адвокатурами, это даже

аналог адвокатуры, но представляющий интересы нотариусов. Причем, и

адвокатуры, и палаты объединяются в единые сообщества: нотариальные палаты

- в Федеральную нотариальную комиссию, а коллегии – в Федеральный союз

адвокатов России (традиционные коллегии).

Палаты в тоже время являются посредниками между частным нотариусом и

органами юстиции, так как при отсутствии в нотариальном округе

государственной нотариальной конторы совершение этого нотариального

действия поручается совместным решением органа юстиции и нотариальной

палаты одному из нотариусов, занимающихся частной практикой. Таким образом,

через палаты государственные органы контактируют со своими по сути дела

ставленниками, так как государство лицензирует деятельность нотариуса, и

сам частный нотариус действует от имени государства.

Хотелось бы отдельно сказать о деятельности нотариата и о его

правоохранительных полномочиях. В этом отношении интересна статья Жуйкова

В. «Нотариат как институт превентивного правосудия: общие цели, принципы и

полномочия»[3]. Как видно из названия, автор утверждает о сходности функций

нотариата и функций правосудия, но превентивного, или предупредительного.

Какие же основания у него для такого утверждения?

«Прежде всего, это те случаи, когда нотариус непосредственно

обеспечивает защиту прав гражданина, чем предупреждает необходимость

обращаться к судье за защитой тех прав. В других случаях, когда все же

не удается предотвратить обращение к правосудию, нотариальные действия

максимально облегчают и упрощают деятельность правосудия. Если наш

свободный российский нотариат латинского типа в состоянии выполнить

эти задачи, то он может рассматриваться в качестве института

превентивного, предупредительного правосудия».

На мой взгляд, очень интересный подход к пониманию нотариата. Он

обосновывает связь нотариата с правосудием, во-первых, их общими чертами:

общие цели (обеспечение защиты прав и законных интересов физических и

юридических лиц), принципы организации деятельности (и судья и нотариус

действуют от лица государства, в то же время они независимы от государства;

это принципы беспристрастности, подчинение только закону) и полномочия (и

суд и нотариат осуществляют властные полномочия).

Во-вторых, это сама деятельность, когда нотариус в принудительном

порядке заставляет выполнить то или иное обязательство, тем самым

предупреждает необходимость обращения в суд, принуждение к выполнению

определенного обязательства и есть правосудие! Например, это взыскание

алиментов на основании нотариально удостоверенного соглашения об их оплате

(ст. 100 Семейного кодекса). Нотариус также значительно облегчает

деятельность судов: как известно, уже действует упрощенная процедура выдачи

судьей судебного приказа без судебного разбирательства и без судебного

протокола. Выдается такой приказ по требованиям, в частности, основанным на

нотариально удостоверенной сделке и опротестованном нотариусом векселе. Это

очень упрощает судебное производство и облегчает работу судей.

В последнее время исследователей и ученых стал волновать еще одна

проблема. После введения в 1993 году Основ о нотариате, введших новый вид

нотариата - частный – произошла путаница. Нужно было как-то урегулировать

отношения между частными и государственными нотариусами, которые

действовали параллельно. Возникли идеи как-то объединить обе части вместе,

создав тем самым мощную единую нотариальную организацию, или подвести под

государственных нотариусом и частных и так далее, но пока ничего не было

сделано, и поэтому сейчас существует две параллельные системы: частные

нотариусы и государственные, которые пока упорно борются друг с другом за

клиентов.

Таким образом, все ученые сводятся к тому, что надо

усовершенствовать законодательство о нотариате и законодательно

урегулировать все противоречия и проблемы.

На протяжении всего рассказа о нотариате, я несколько раз упоминал

об организационных сходствах нотариата и адвокатуры. Хотелось бы отметить,

что адвокатура и нотариат в организационном плане очень похожи. Палаты

очень напоминают коллегии, – они обладают схожими функциями (повышение

квалификации, защищают интересы находящихся в них членов и т.д.), и

представляют собой самоуправляющиеся организации.

Но на эти две традиционные формы оказания юридической помощи не

очень сильно будут похожи объединенные в одну группу «иные формы

организации юридической помощи»

Иные организационные формы оказания юридической помощи.

Иные организационные формы оказания юридической помощи – это

открытый список различных видов деятельности юридических и физических лиц

по оказанию платных юридических услуг.

В настоящее время это является самым трудным и запутанным вопросом о

юридической помощи, так как фактически на данный момент не существует

законодательства об этих формах. До сентября-ноября 1998 года все было еще

более или менее понятно – существовало Положение о лицензировании

деятельности по оказанию платных юридических услуг на территории Российской

Федерации от 15 апреля 1995 г., которые содержали в себе и требования,

предъявляемые к юристам-предпринимателям, и основания прекращения

деятельности таких частных организаций по оказанию юридических услуг, и

другие положения об этом виде деятельности. В настоящее время этот документ

фактически прекратил свое действие, так как Федеральным законом «О

лицензировании отдельных видов деятельности» от 25 сентября 1998 г. не

предусмотрено лицензирование платных юридических услуг.

Несмотря на это юридические услуги оказываются и довольно активно.

Более того, можно говорить о приросте количества платных юридических

контор, так как без лицензирования их теперь проще создавать. Это, конечно

же, сказывается на эффективности и профессионализме этих контор, так как

даже с действующим Положением в этой сфере юридической помощи было огромное

количество откровенных шарлатанов, так как в эту сферу попадали все, кто не

смог попасть в адвокатуру и нотариат. Теперь же после прекращения действия

Положения эта ситуация еще больше усугубилась.

Важность имеет вопрос о принципах осуществления юридической помощи,

которые теперь не распространяются на иные организационные формы. Таким

образом, можно поставить под сомнение вообще причисление иных

организационных форм к юридической помощи, так как иные организационные

формы не обладают надлежащими признаками, например, основным

конституционным принципом квалифицированности юридической помощи. Сейчас

нигде не сказано, что физическое лицо или работники юридического

предприятия, занимающиеся оказанием юридической помощи должны обязательно

обладать высшим юридическим образованием. Поэтому все требования, которые

стоят перед юридическим лицом или частным предпринимателем, занимающимся

оказанием юридических услуг, это требования представляемые к любому

юридическому лицу или частному предпринимателю.

Правда, учебник «Правоохранительные органы» под редакцией К.Ф.

Гуценко к иным видам юридической помощи причисляются и уже упомянутые мною

ранее «альтернативные» коллегии адвокатов. Однако, честно говоря, я не вижу

смысла выделять эти «параллельные» коллегии, так как они все равно обладают

такими же полномочиями, что и традиционные, более того, они не вписываются

в общую картину платных юридических услуг, которые фактически и составляют

«иные организационные формы оказания юридической помощи». И их единственное

существенное отличие в том, что традиционные уже давно находятся в этой

сфере деятельности и являются мощными структурами, а «параллельные» только

начинают свою деятельность и пока еще некрепко стоят на ногах. Кроме того,

параллельных коллегий просто очень много и они состоят в основном из

юристов, которые не смогли или не захотели по каким-то причинам попасть в

традиционные коллегии.

Все же, несмотря на многообразие и неопределенность в иных формах

юридической помощи, надо найти что-то общее и постараться охватить общую

картину иных организационных форм оказания юридической помощи. Итак, это

коммерческая деятельность физических и юридических лиц по оказанию правовой

помощи физическим и юридическим лицам по всем вопросам права и

законодательства, содействия в осуществлении их законных прав и

обязанностей. Как уже говорилось, список возможных форм открытый, поэтому

просто невозможно привести характерные организационные формы, круг

возможностей настолько велик: от консультаций по законодательству или по

отдельной его части и выступления в роли представителя или защитника в

суде; помощь в составлении документа и помощь в нахождении нужного

законодательного акта; создание отчетов и сводок по законодательству для

определенной организации, или их публикация в периодическом издании;

аналитические правовые фирмы; даже юридические издательства и компании-

разработчики программного обеспечения юридического толка и т.д. и т.п. Обо

всех о них можно было найти информацию в сводном реестре Министерства

Юстиций лицензий на оказание платных юридических услуг, теперь же нет ни

реестра, ни лицензий, даже можно сказать, что нет оказания платных

юридических услуг как особого вида коммерческой деятельности.

И все-таки, несмотря на прекращение действия Положения «о

лицензировании деятельности по оказанию юридических услуг», я считаю

уместным рассказать коротко об основных положениях этого документа, так как

отмена лицензирования юридических услуг – это шаг явно непродуманный, а

может быть просто временный. Очевидно, что ни к чему хорошему привести он

не может, единственным его результатом будет деградация и ухудшение

качества оказания платных юридических услуг. По крайней мере, в Положении

предусматривался конституционный принцип квалифицированной юридической

помощи.[4] Теперь же этот принцип фактически необязателен.

Лицензии выдавались Министерством Юстиции физическим и юридическим

лицам при условии, что:

. у физических лиц и участников юридических лиц есть диплом о

высшем юридическом образовании РФ;

. стаж работы по юридической специальности не менее трех лет

. для юридических лиц – присутствие в учредительных документах

упоминания о соответствующем виде деятельности (юридической);

. лица, обладающие дипломом о высшем юридическом образовании

другого государства, могут осуществлять юридическую помощь только

в отношении законодательства государства, где выдан диплом;

Вот основные условия получения лицензии. Их может показаться мало, но все-

таки они были, теперь вообще никаких условий нет, свобода выбора, которая

недопустима в такого рода деятельности. Поэтому мне кажется очевидным, что

в отношении «иных форм оказания юридической помощи» необходимо издание

нового законодательного акта, причем срочно, пока оказание платных

юридических услуг не превратилось в непрофессиональную, дилетантскую сферу

юридической деятельности.

§4. Значение юридической помощи в современной России.

Много раз в предшествовавшем повествовании упоминалось нынешнее состояние

юридической помощи в России, новые шаги в законодательстве и значение этих

шагов и юридической помощи в целом. В последние годы в стране заметно

возрос спрос на юридические услуги. Это связано со всеми Великими

Переменами, которые произошли в нашей стране в последнее время.

Существенным изменением стало внедрение рыночных отношений в общественную и

экономическую жизнь. Это изменение самым существенным образом повлияло на

юридическую помощь. С возникновением и развитием рыночных отношений

появилось много новых частнособственнических и гражданских отношений,

которые урегулировались законом, соответственно участники этих отношений

нуждались в помощи по разъяснению им этого законодательства. С другой

стороны, все законодательство в какие-то несколько лет было в корне

изменено или хотя бы частично отредактировано государственными органами

различного уровня, и уже каждый гражданин нуждался в юридической помощи по

новому, еще незнакомому и непонятному, законодательству. Государственная

система правового обслуживания перестала справляться с потребностями новых

рыночных отношений в обществе. Это способствовало возникновению

коммерческих структур, основной или вспомогательной функцией которых стало

оказание различных юридических услуг организациям и гражданам. Частным

бизнесом на этом поприще начали заниматься и некоторые юристы-

предприниматели. Рынок юридических услуг стал более эффективным и

разнообразным. Это стало прибыльно и популярно, и теперь это уже

неотъемлемая часть нашей жизни. Появилось огромное количество новых форм

организации юридической помощи, причем это связано не только с изменениями

в государственном строе, но и с техническими нововведениями. Скажем,

появились юридические фирмы, занимающиеся систематизацией и изданием

нормативно-правовой базы на компьютерных носителях, публикация и

возможность оказать помощь в поиске необходимого нормативно-правового акта

в Глобальной Сети Интернет и т.д. Стремительно ворвавшись в нашу жизнь,

юридическая помощь и в частности платные юридические услуги сразу же стали

привычным и даже само собой разумеющимся явлением.

На самом деле, все новые формы юридической помощи не могли не возникнуть в

новых условиях, так как для них была ниша, и они были востребованы

населением.

Ни для кого не секрет, что очень многое изменилось в России за последние

всего лишь десять лет. В лучшую или худшую сторону – решать не мне и не

всем нам. Однако о некоторых вещих мы все же можем сказать с уверенностью.

Я считаю, что все же, несмотря на все сегодняшние недостатки юридической

помощи (законодательная и теоретическая несовершенство) – сейчас это

намного более прогрессивный и демократичный вид юридической помощи, чем он

был раньше, при советской власти. Пусть даже сейчас он работает не так

хорошо, как тогда, ведь это вопрос времени, а не вопрос отсталости или

антидемократичности идей. Сам факт, что впервые за долгие годы разрешено

создавать юридические фирмы на коммерческой основе для помощи нуждающимся в

них людям, что фирмам позволили представлять интересы этих людей в суде,

что позволили юристам, не желающим входить в коллегии адвокатов, создавать

свои коллегии, - все это не может расцениваться никак кроме прогресса,

движения вперед, к лучшему и совершенному устройству государства и

общества, организаций и сообществ, к полной выполнимости незыблемых

демократических принципов: свободы, равенства людей, неприкосновенности

личности, правосудия!…

-----------------------

[1] Основываясь на Зак-ве: Положение об адвокатуре РСФСР от 1980 г., где

прямо предусматривается условием приема лица в члены коллегии наличие

высшего юридического; Основах законодательства РФ о нотариате от 1993 г.,

где в статье 2 тоже предусматривается это условие; и фактически утративший

силу, но практически действующий до сих пор принцип из Положения о

лицензировании деятельности по оказанию платных юридических услуг на

территории Российской Федерации от 1995 года, где также предусматривается

условием занятия частной деятельностью по оказанию юридических услуг

наличия высшего образования у лица, претендующего на получение лицензии на

осуществление юридической помощи.

[2] Введенное постановление Правительства Российской Федерации "Об

оплате труда адвокатов за счет государства" от 7 октября 1993 г.

устанавливает порядок, по которому Министерство финансов должно

предусматривать в проектах республиканского бюджета выделение Министерству

юстиции, Министерству внутренних дел, Министерству обороны, Генеральной

прокуратуре и ряду других ведомств средств на оплату труда адвокатов,

которые: (1) защищают лиц, освобожденных от оплаты полностью или частично

органом дознания, предварительного следствия, прокурором или судом, в

производстве которых находится дело, и отнесение расходов на оплату

юридической помощи на счет государства, а также при участии их в

производстве дознания, предварительного следствия или в суде по назначению

(САПП, 1993, N 41, ст. 3927).

[3] «Нотариат как институт превентивного правосудия: общие цели, принципы и

полномочия» (Российская Юстиция 1998, №6-7, Жуйков В)

[4] ст. 3 Положения о лицензировании деятельности по оказанию платных

юридических услуг на территории РФ гласит: «Платные юридические услуги

вправе оказывать физические лица, имеющие диплом образовательного

учреждения Российской Федерации о высшем юридическом образовании, стаж

работы по юридической специальности не менее трех лет».


© 2010 РЕФЕРАТЫ