бесплатные рефераты

Экзамен

жилищная политика.

Административные методы гос. управления эконом. сферой - являются

конкретизацией правовых методов в условиях функционирования структур

исполнительной власти, ответственных за осуществление экономической

политики. Условно делятся на три группы:

а) организационно-стабилизирующие - это правила, регулирующие деятельность

органов исп. власти, проводящих экономическую политику, и их

взаимоотношения с хозяйствующими субъектами (постановления, положения и

т.п.).

б) распорядительные - обуславливают динамику управления и применяются для

согласования и координации деятельности субъектов эконом. взаимоотношений

(приказы, распоряжения, инструкции и пр.).

в) дисциплинарные - заключаются в установлении конкретных форм

ответственности и их практической реализации, предназначены для поддержания

стабильности в эк. сфере.

Правовые методы гос. регулирования эконом. сферой - это специфические

функции, выполняемые правовыми нормами по регулированию отношений,

складывающихся между хозяйствующими субъектами в процессе их деятельности,

и созданию юридических гарантий нормального функционирования каждого

субъекта экономических отношений и всего хозяйственного механизма в целом.

Правовые методы гос. регулирования эконом. сферой построены на

регламентации взаимодействия различных субъектов эконом. отношений:

- организации с организацией;

- организации со своими работниками;

- организации с органами гос. власти и местного самоуправления и т.п.

В качестве инструмента правовых методов регулирования эконом. сферы

государство использует законодательство: гражданское, хозяйственное,

финансовое, трудовое, уголовное и пр. Нормативные акты, используемые для

регулирования данной сферы во многом универсальны и применимы ко множеству

сходных ситуаций, но по особо важным специфическим ситуациям издаются

особые правовые акты, изданием которых занимаются Федер. Собрание,

Президент, Правительство и т.д.

Билет 10. Сущность и механизмы общегосударственного управления

Государственное управление - это управление делами государства, это

основанная на законе и осуществляемая во исполнение закона полновластная,

непрерывная, постоянная, повседневная деятельность органов государства и

государственных служащих; это - один из видов государственной деятельности

(наряду с законодательной и судебной, но в отличие от них - государственное

управление непрерывно).

Важнейший признак государственного управления состоит в практической

организации осуществления функций государства, в проведении в жизнь

российских законов. Поэтому государственное управление является

исполнительной деятельностью, использует при этом от имени государства

распорядительство как в связи с организацией всякой совместной деятельности

людей, так и применяя при необходимости меры государственного принуждения.

Поэтому государственное управление - это исполнительно-распорядительная

деятельность, осуществляемая с использованием метода власти и подчинения.

Из изложенного явствует следующие характерные черты государственного

управления:

1. Управление имеет место всегда там, где осуществляется совместная

деятельность людей.

2. Управление обеспечивает сознательную, целенаправленную совместную

деятельность людей.

3. Управление достигает своих целей путем организации, т. е. объединения,

согласования и координирования поведения и действий людей.

4. Управление тем самым выполняет общие для совместной деятельности людей

функции, обеспечивая согласованность между индивидуальными действиями.

5. Управление осуществляется на началах подчинения участников совместной

деятельности единой воле, чем достигается единообразие и соответствие

поставленным задачам (целям) этой деятельности.

6. Управление осуществляется в организационных отношениях.

Государственное управление и местное самоуправление осуществляются на

постоянной и возмездной основе, но первое - от имени государства и за счет

федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации, второе - от

имени соответствующего органа муниципального образования и за счет средств

местного бюджета.

Во всем ином много общего: подзаконность, непрерывность, исполнительность и

распорядительство, метод власти и подчинения в отношениях с объектами

управления, формы выражения управленческих актов (действий) -

постановления, распоряжения, приказы. Но органы местного самоуправления не

входят в систему органов государственной власти (ст. 12 Конституции РФ).

Билет 11. Особенности управления на уровне субъектов федерации и автономных

образований

Местное управление

. самоуправление - это есть государственное управление через посредство

лиц, не являющихся профессиональными государственными должностными

лицами, - управление, которое, в противоположность государственно-

бюрократическому, есть управление через посредство самих заинтересованных

лиц (Г.Еллинек.)

. местное самоуправление есть децентрализованное государственное

управление, где самостоятельность местных органов обеспечена системой

такого рода юридических гарантий, которые, создавая действительность

децентрализации, вместе с тем обеспечивают и тесную связь органов

местного государственного управления с данною местностью и ее населением

(Н.Лазаревский)

. Местное самоуправление - осуществление местными жителями или их

избранными представителями тех обязанностей и полномочий, которые им

предоставлены законодательною властью или которые принадлежат им по

общему праву (Редлих и П.Ашлей ).

Отличительные признаки местного управления

. различие в характере власти: центральная государственная власть есть

власть суверенная, верховная, которая может сама себя реформировать;

органы же местного самоуправления - власть подзаконная, действующая в

порядке и в пределах, указанных ей верховной властью;

. разграничение сфер компетенции, т.е. ограниченность круга дел,

предоставленных местному самоуправлению;

. более или менее самостоятельные источники средств (местное

налогообложение);

. территориально-ограниченный, выборный принцип.

Субъекты муниципального управления

. местные органы государственной власти с должностными лицами,

непосредственно назначаемыми последней;

. городское общественное управление;

. смешанные публичные органы с должностными лицами, отчасти назначаемыми

правительством, отчасти же избираемыми городским населением

Объект муниципального управления

. Объект муниципального управления - городское благоустройство в широком и

узком смысле слова.

. Под городским благоустройством в широком смысле слова понимается

удовлетворение социальных (материальных и духовных) нужд горожан. При

этом к материальным потребностям относят следующее: водоснабжение,

очистка города, санитарные предприятия и мероприятия, врачебная и

больничная помощь, борьба с эпидемиями, заразными болезнями, похоронное

дело, организация питания, охрана труда и социальное обеспечение, торгово-

промышленная политика, борьба дороговизной жизни, правовая деятельность,

пожарное дело, безопасность, а к духовным: народное образование,

муниципальную эстетику и развлечения, охрану нравственности.

. К городскому благоустройству в узком смысле слова относятся: производство

энергии, заведование территорией города и земельное хозяйство, планировка

и перепланировка города, строительство общественных и частных зданий,

озеленение, жилищный вопрос, транспорт и связь, регулирование уличного

движения, освещение, отопление и вентиляция муниципальных зданий.

Билет 12. Сущность, правовые основы и место муниципального управления в

системе органов власти

Государственное управление и местное самоуправление осуществляются на

постоянной и возмездной основе, но первое - от имени государства и за счет

федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации, второе - от

имени соответствующего органа муниципального образования и за счет средств

местного бюджета.

Во всем ином много общего: подзаконность, непрерывность, исполнительность и

распорядительство, метод власти и подчинения в отношениях с объектами

управления, формы выражения управленческих актов (действий) -

постановления, распоряжения, приказы. Но органы местного самоуправления не

входят в систему органов государственной власти (ст. 12 Конституции РФ).

Отношение органов государственного управления, законодательной и судебной

деятельности (включая деятельность прокуратуры) в лице их аппаратов

строятся на основе независимости и отсутствия подчиненности. Но при решении

внутриорганизационных вопросов (кадрового и материально-технического

обеспечения и поддержания дисциплины) эти органы используют также

административно-правовые формы и методы управления. Органы государственного

управления взаимодействуют с ними в плане организации подготовки кадров,

специалистов, размещения на соответствующей территории, предоставления

помещений и т. п. Органы государственного управления, по общему правилу, не

имеют отношения к организации судов и органов прокуратуры и их

внутриорганизационной деятельности, регламентированной специальными

законами “О статусе судей в Российской Федерации” от 26 июня 1992 года и “О

прокуратуре Российской Федерации” от 17 ноября 1995 года. Но в

предусмотренных законами случаях акты органов государственного управления

подлежат пересмотру по протестам прокуроров и могут быть отменены в

судебном порядке по искам прокуроров или иных органов государственной

власти. Кроме того, Конституционный Суд РФ вправе признать акты управления

неконституционными и не подлежащими применению.

К общим принципам местного самоуправления относятся:

1) самостоятельность решения населением вопросов местного значения.

Самостоятельное решение населением вопросов местного значения

осуществляется путём местного референдума, муниципальных выборов, сходов,

других форм волеизъявления, а также через выборные и другие органы местного

самоуправления. Эти и другие формы организации и осуществления местного

самоуправления регулируются уставом муниципального образования, который

разрабатывается муниципальным образованием самостоятельно и принимается

населением непосредственно или представительным органом местного

самоуправления. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют

муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный

бюджет, устанавливают местные налоги и сборы. Самостоятельность

муниципальных образований гарантируется нормами муниципального права в

пределах их полномочий.

2) организационное обособление местного самоуправления, его органов в

системе управления государством и взаимодействие с органами государственной

власти в осуществлении общих задач и функций.

Основное содержание этого принципа раскрывает статья 12 Конституции РФ:

органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной

власти. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного

самоуправления в Российской Федерации» закрепляет, что должностные лица

местного самоуправления не относятся к категории государственных служащих

(ст.1).

3) соответствие материальных и финансовых ресурсов местного самоуправления

его полномочиям. Конституция РФ, гарантируя экономическую и финансовую

самостоятельность местного самоуправления, признаёт и защищает наравне с

другими формами собственности муниципальную собственность (ст.8).

Билет 13. Виды и структура органов местного самоуправления

Согласно Конституции Российской Федерации (ст. 130) местное самоуправление

в Российской Федерации осуществляется гражданами как путём различных форм

прямого волеизъявления, так и через органы местного самоуправления. В

соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного

самоуправления в Российской Федерации» (ст. 14) к органам местного

самоуправления относятся:

. представительные органы местного самоуправления;

. иные органы местного самоуправления, образуемые в соответствии с уставами

муниципальных образований.

Согласно Закону наличие выборных органов местного самоуправления

муниципальных образований является обязательным. Наименование органов

местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований

в соответствии с законами субъектов Российской Федерации с учётом

национальных, исторических и иных местных традиций. Структура органов

местного самоуправления определяется населением самостоятельно.

Органы местного самоуправления организуют исполнение федеральных

законов, указов Президента РФ, правовых актов субъектов РФ, оказывают

содействие федеральным органам государственной власти, расположенным на их

территории, и органам государственной власти субъектов РФ, осуществляют

координацию деятельности органов территориального общественного

самоуправления.

Представительные органы местного самоуправления.

Представительными органами местного самоуправления являются думы,

муниципальные собрания, муниципальные комитеты, советы депутатов и т.д. Они

состоят из депутатов, избираемых на основе всеобщего равного и прямого

избирательного права при тайном голосовании в соответствии с федеральными и

региональными законами субъектов РФ.

В исключительном ведении представительного органа местного самоуправления

(ст. 26 Республиканского закона о местном самоуправлении) находятся:

принятие общеобязательных правил по предметам ведения муниципального

образования, предусмотренных уставом местного самоуправления;

2. утверждение местного бюджета и отчёта о его исполнении;

принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение

отчётов об их исполнении;

4. установление местных налогов и сборов;

установление порядка управления и распоряжения муниципальной

собственностью;

контроль за деятельностью органов и должностных лиц местного

самоуправления, предусмотренных уставами муниципальных образований.

Иные органы местного самоуправления и должностные лица.

Глава муниципального образования.

Уставом муниципального образования устанавливается должность

выборного должностного лица, возглавляющего деятельность по осуществлению

местного самоуправления: на территории города республиканского значения (

главы администрации муниципального образования, на территории города

районного значения, поссовета, сельсовета ( главы муниципального

образования.

Глава муниципального образования избирается гражданами, проживающими

на территории муниципального образования, на основе всеобщего равного и

прямого избирательного права при тайном голосовании либо представительным

органом местного самоуправления и своего состава в порядке, установленном

федеральными законами и законами субъектов РФ.

Глава муниципального образования, в соответствии с уставом

муниципального образования, наделяется собственной компетенцией по решению

вопросов местного значения.

Исполнительные органы местного самоуправления.

В соответствии с уставом муниципального образования и законами субъектов РФ

формируются исполнительные органы местного самоуправления. Наименование,

структура, порядок формирования и полномочия исполнительного органа

определяется уставом муниципального образования.

Исполнительным органом муниципального образования является местная

администрация, которая действует на основании и во исполнение Конституции

РФ, федеральных законов, Конституции республики, законов республики, устава

муниципального образования, решений органов государственной власти

республики, представительных органов местного самоуправления, принятых в

пределах их полномочий, обеспечивает права и законные интересы

муниципального образования и граждан.

Местная администрация подотчётна соответствующему представительному

органу, а также органам государственной власти в пределах переданных

местной администрации государственных полномочий.

Местная администрация состоит из главы администрации, его

заместителей, иных должностных лиц, структурных подразделений

администрации. Возглавляет работу местной администрации глава администрации

муниципального образования, глава муниципального образования (ст. 34, 35).

В местной администрации могут создаваться органы местной

администрации: комитеты, департаменты и др., положение о деятельности

которых утверждается выборным должностным лицом местного самоуправления в

соответствии с уставом муниципального образования. Для организационного,

правового и материально-технического обеспечения деятельности местной

администрации образуется аппарат местной администрации (ст.36, 37).

Билет 14. Типы структур муниципального управления

Виды органов местного самоуправления:

- представительные: Собрание представителей, Совет депутатов,

Дума, Хурал (Республика Тыва), муниципальный совет, муниципальное собрание,

муниципалитет, окружной сельский (поселковый) Комитет (Саратовская

область);

- исполнительные: местная администрация, волостная управа,

исполком, мэрия.

Конкретные названия органов местного самоуправления, а также глав

муниципального образования (глава администрации, председатель Совета,

председатель исполкома, мэр, городской голова, посадник и т. п.) и иных

выборных должностных лиц местного самоуправления и сроки их полномочий

определяются, как правило, соответствующим законодательством субъектов РФ.

Однако в целом ряде субъектов РФ (Вологодская обл., Воронежская обл.,

Новгородская обл. и др.) вопрос наименования представительных и

исполнительных органов местного самоуправления отнесен к компетенции

местного самоуправления и в каждом конкретном случае определяется в уставе

муниципального образования.

Классификация по количеству делегированных полномочий

Еще одной возможной классификацией может быть разделение как выборных, так

и создаваемых иным способом органов по объему, количеству делегируемых

полномочий на общие и специальные (отраслевые) органы.

В основных чертах муниципальные органы различных стран, за немногим

исключением, обладают одним общим типом структуры. Л. А. Велихов отмечал: "

С тех пор как швейцарские городские коммуны (Берн, Женева, Люцерн, Цюрих и

др.) окончательно отказались от практически невозможного в наше время

решения муниципальных дел общинным сходом, этот основной тип муниципального

уклада построен почти повсеместно по следующей ступенчатой схеме: 1)

муниципальный избирательный корпус, как база, 2) вышедший из его лона

распорядительный совет, 3) исполнительный орган, и 4) на верху этой

пирамиды - должностное лицо, облеченное ролью высшего представителя

муниципальной коммуны.

Возможные сочетания трех традиционно устойчивых элементов системы местной

власти - представительного органа, исполнительного органа и высшего

должностного лица местного самоуправления основываются на следующих

основных вариантах распределения полномочий населения муниципального

образования на решение вопросов местного значения:

Вариант 1: непосредственно делегируемые населением полномочия

реализуются в различных пропорциях в компетенции представительного органа и

выборного высшего должностного лица.

Вариант 2: все непосредственно делегируемые населением

полномочия реализуются в компетенции представительного органа.

Вариант 3: все непосредственно делегируемые населением

полномочия реализуются в компетенции выборного высшего должностного лица

(при этом контрольные полномочия население оставляет за собой и реализует

их посредством сходов либо созданием специального выборного контрольного

органа).

Применение того или иного варианта делегирования полномочий

зависит от численности населения муниципального образования и размеров его

территории, от объема и сложности решаемых населением вопросов местного

значения.

Билет 15. Виды контроля за деятельностью местных органов власти

Средства Государственного регулирования экономики подразделяются на

административные и экономические.

Административные средства ГРЭ базируются на силе государственной власти и

включают в себя меры запрета, разрешения и принуждения. Административные

средства регулирования в развитых странах с рыночной экономикой

используются в незначительных масштабах. Их сфера действия в основном

ограничивается охраной окружающей среды и созданием минимальных бытовых

условий относительно слабо социально защищенных слоев населения.

Экономические средства ГРЭ подразделяются на средства денежно-кредитной и

бюджетной политики.

Основные инструменты денежно-кредитной политики:

а) регулирование учетной ставки;

б) установление и изменение размеров минимальных резервов, которые

финансовые институты страны обязаны хранить в ЦБ;

в) операции государственных учреждений на рынке ценных бумаг (эмиссия

государственных обязательств, торговля ими и погашение).

При помощи этих инструментов государство стремится изменить соотношение

спроса и предложения на финансовом рынке в желаемом направлении.

Прямое государственное хозяйственное регулирование осуществляется

средствами бюджетной политики. Налоги в ГРЭ играют двоякую роль: с одной

стороны, это главный источник финансирования государственных расходов,

материальная основа бюджетной политики, с другой стороны, это инструмент

регулирования. ГРЭ при помощи налогов зависит в решающей степени от выбора

налоговой системы, высоты налоговых ставок, а также видов и размеров

налоговых льгот.

Виды контроля:

1. Контроль государства за реализацией отдельных переданных государственных

полномочий местному самоуправлению имеет место.

2. Контроль государства за непосредственной деятельностью органов местного

самоуправления по решению вопросов местного значения. Здесь в зависимости

от пределов контроля выделяется контроль общий и специальный. Общий:

соблюдение требований законности при реализации всех полномочий органами

местного самоуправления. Специальный: проверка деятельности органов

местного самоуправления в отдельных сферах их деятельности. В зависимости

от субъекта контроля можно выделять прокурорский, судебный и

административный контроль (хотя он ни нормативно, ни фактически четко не

описан).

3. Рассматривая отдельные виды контроля, можно сделать вывод о том, что

контроль ограничивается только требованиями законности, т.е. действует

принцип общедозволительного правового регулирования. Субъектами

специального контроля являются налоговые органы, органы федерального

казначейства, инспекция труда, органы и министерства по чрезвычайным

ситуациям, органы осуществляющие надзор за соблюдением природоохранного

законодательства. Данные органы контролируют деятельность органов

местного самоуправления не исключительно, а наряду с осуществлением

других своих функций. Контроль за деятельностью должностных лиц местного

самоуправления выведен из компетенции МВД и таким образом деятельность

органов местного самоуправления оказалась вне общего административного

контроля. Контрольное управление Президента занимается органами

исполнительной власти субъектов РФ и федеральными органами исполнительной

власти, а контроль за деятельностью органов местного самоуправления

выходит за рамки компетенции контрольного управления.

4. Такая ситуация, когда местное самоуправление оказалось вне зоны

административного контроля, выходит за рамки требований хартии местного

самоуправления, в том числе и в плане обеспечении самостоятельности

местного самоуправления. Необходимость налаживания административного

контроля подтверждается фактическими обстоятельствами, в связи с

выявляемыми прокуратурой и иными органами многочисленными нарушениями со

стороны органов местного самоуправления.

Компетенция органов прокуратуры в области контроля за законностью в сфере

местного самоуправления помимо закона "О прокуратуре", закрепляется

федеральным законом "Об общих принципах организации местного

самоуправления" в РФ.

Целью прокурорского надзора за законностью действий органов местного

самоуправления является:

обеспечение верховенства закона;

укрепление законности;

защита прав и свобод человека и гражданина.

Реализуя закон "О прокуратуре", органы прокуратуры помимо осуществления

надзора за соблюдением Конституции РФ и федеральных законов, рассматривают

и разрешают заявления и жалобы граждан, в том числе, касающиеся

деятельности органов местного самоуправления. При этом, прокурорские

работники, в целях надзора, могут беспрепятственно входить в органы

местного самоуправления, проверять документы, проверять законность решений,

требовать предоставления материалов, документов, статистических данных.

Могут требовать проведения проверок, ревизий подконтрольных органам

местного самоуправления организаций, органы местного самоуправления должны

давать разъяснения по своим решениям.

Билет 16. Проблемы становления местного самоуправления в России

Процесс реформирования местного самоуправления в Российской Федерации

основывался не только на Законах, но и на Указах Президента Российской

Федерации.

Основным моментом становления современной модели организации местного

самоуправления стало принятие 12 декабря 1993 года новой Конституции

Российской Федерации, которая признала необходимость существования местного

самоуправления, его правовых гарантий на законодательном уровне.

Конституция Российской Федерации 1993 года определила концептуальные основы

построения новой системы местного самоуправления, выделила местное

самоуправление, как самостоятельную форму осуществления власти народа,

признавая при этом и защищая экономическую основу местного самоуправления,

муниципальную собственность наряду с другими формами собственности.

Указы Президента, разработанные на основе Конституции, Федеральных Законов

"Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской

Федерации", несмотря на ряд их недостатков, достаточно полно

соответствовали потребностям российского общества, международным правовым

стандартам. Они представляли собой переход от советской системы местной

власти к системе муниципального управления.

С принятием данного Закона начался новый этап развития правовой основы

местного самоуправления.

Одни из основных направлений государственной политики в области местного

самоуправления в период с 1997-1998 гг. явилось дальнейшее формирование

правовой базы местного самоуправления, обеспечивающей становление местного

самоуправления.

Важным моментом реформы местного самоуправления на современном этапе

является создание необходимых условий для формирования финансово-

экономической основы местного самоуправления и осуществление мер

государственной поддержки местного самоуправления.

В сентябре 1997 года был принят Федеральный Закон "О финансовых основах

местного самоуправления в Российской Федерации". Он определил основные

направления и принципы организации местных финансов, установил источники

формирования направления, использования финансовых ресурсов местного

самоуправления, основы бюджетного процесса в муниципальных образованиях и

взаимоотношения органов местного самоуправления с финансовыми институтами,

а также гарантии финансовых прав органов местного самоуправления.

Процесс формирования системы местного самоуправления и законодательства о

нем не завершен. Необходимо осмыслить первый опыт местного самоуправления,

чтобы более объективно представить функционирование современной модели

местного самоуправления.

Билет 17. Понятие, структура и роль органов законодательной власти в

государственном управлении

Органы законодательной власти – это Федеральное Собрание Российской

Федерации; народные, государственные и законодательные собрания,

государственные собрания республик в составе Российской Федерации; думы,

законодательные собрания, областные собрания и другие законодательные

органы власти краев, областей, городов федерального значения, автономной

области и автономных округов. Главной особенностью законодательных органов

является необходимость их избрания непосредственно народом. Решения

законодательных органов обязательны к исполнению всеми другими органами

соответствующего уровня, всеми нижестоящими государственными органами и

органами местного самоуправления.

Органы законодательной власти делятся на федеральные и региональные.

Федеральное Собрание Российской Федерации является федеральным

законодательным и представительным органом Российской Федерации, а все

другие законодательные органы, функционирующие на территории Российской

Федерации, относятся к региональным, которые действуют в пределах

соответствующего субъекта Российской Федерации.

Федеральное Собрание состоит из двух палат – Совета Федерации и

Государственной Думы. Государственная Дума состоит из 450 депутатов,

которые избираются на срок 4 года. Совет Федерации и Государственная Дума

избирают из своего состава Председателей. Основная функция Федерального

Собрания – принятие федеральных законов.

Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации - является

представительным и законодательным органом Российской Федерации.

Федеральное Собрание состоит из двух палат - Совета Федерации и

Государственной Думы.

Совет Федерации является "верхней" палатой Федерального Собрания -

парламента Российской Федерации.

В Совет Федерации в соответствии с частью 2 статьи 95 Конституции

Российской Федерации входят по два представителя от каждого субъекта

Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного

органов государственной власти.

К ведению Совета Федерации относятся:

- утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;

- утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного

положения;

- утверждение указа Президента Российской Федерации о введении

чрезвычайного положения;

- решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской

Федерации за пределами территории Российской Федерации;

- назначение выборов Президента Российской Федерации;

- отрешение Президента Российской Федерации от должности;

- назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации,

Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской

Федерации;

- назначение на должность и освобождение от должности генерального

прокурора Российской Федерации;

- назначение на должность и освобождение от должности заместителя

Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

Организация законодательной работы в Совете Федерации осуществляется по

двум основным направлениям:

- Совет Федерации совместно с Государственной Думой участвует в разработке

законопроектов, рассмотрении законов и принятии решений по ним;

- в порядке реализации права законодательной инициативы Совет Федерации

самостоятельно разрабатывает проекты федеральных законов и федеральных

конституционных законов.

Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые

Государственной Думой федеральные законы по вопросам: федерального бюджета;

федеральных налогов и сборов; финансового, валютного, кредитного,

таможенного регулирования, денежной эмиссии; ратификации и денонсации

международных договоров Российской Федерации; статуса и защиты

государственной границы Российской Федерации; войны и мира.

К ведению Государственной Думы относятся:

- дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя

Правительства Российской Федерации;

- решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации;

- назначение на должность и освобождение от должности Председателя

Центрального банка Российской Федерации;

- назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной

палаты и половины состава ее аудиторов;

- назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по

правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным

законом;

- объявление амнистии;

- выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения

его от должности.

Билет 18. Полномочия и формы работы парламента

Парламент - это общегосударственный представительный орган, главная функция

которого заключается в осуществлении законодательной власти.

В конституции определена структура Федерального Собрания как

двухпалатного органа. Двухпалатная структура парламента получила

значительное распространение в мире благодаря по крайней мере двум своим

преимуществам:

а) возможности обеспечить наряду с общим представительством интересов

всей совокупности граждан (всей нации) также особое представительство

коллективных

интересов населения крупных регионов (в федеративном государстве -

субъектов федерации) либо интересов иных групп общества, играющих в нем

важную роль, и

б) возможности оптимизировать законодательный процесс, установив тормоз и

противовес вероятным поспешным и недостаточно продуманным законодательным

решениям одной палаты.

Совет Федерации - верхняя палата, а Государственная Думу - нижняя палата

Федерального Собрания.

Совет Федерации основывается на паритетном представительстве субъектов

Российской Федерации, каждый из которых представлен в палате двумя членами

- по одному от представительного и исполнительного органов государственной

власти. Исходя из того, что, согласно ч. 1 ст. 65 Конституции, Российская

Федерация имеет 89 субъектов, Совет Федерации должен насчитывать 178

членов. Это общее число его членов, которое служит основой для определения

долей, необходимых для принятия решений Совета Федерации или осуществления

групповых инициатив его членов.

Установленный численный состав Государственной Думы - 450 депутатов -

образует общее число депутатов, исходя из которого Конституция определяет

долю, необходимую для принятия решений Государственной Думой и

осуществления групповых инициатив ее депутатов.

Четырехлетний срок полномочий Государственной Думы представляется

оптимальным: он позволяет депутатам не только набрать необходимый опыт

работы, но и использовать его в течение значительного времени.

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 РЕФЕРАТЫ