бесплатные рефераты

Промышленная политика Нижегородской области

Промышленная политика Нижегородской области

КОНЦЕПЦИЯ

ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ

НИЖЕГОРДСКОЙ ОБЛАСТИ

На период 2002 – 2005 гг.

г.Н. Новгород

2001 г.

АННОТАЦИЯ

В настоящей концепции изложены ключевые аспекты формирования и реализации

промышленной политики Нижегородской области на период 2002 – 2005 годов,

основным направлением которой является постоянное повышение

конкурентоспособности промышленных предприятий области в рыночных

условиях.

В приложениях приведены результаты экспертизы проблем, материалы SWOT и

STEP анализа.

РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛСТИ НА

ПЕРИОД 2002-2005 гг.

РЕЗЮМЕ ПРОЕКТА КОНЦЕПЦИИ

ГЛОБАЛЬНАЯ ЦЕЛЬ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ: повышение благосостояния населения

Нижегородской области через динамичное развитие промышленных предприятий

области.

ОСНОВНОЙ ПРИНЦИП ПОЛИТИКИ:

= Постоянное повышение конкурентоспособности промышленных

предприятий Нижегородской области в рыночных условиях.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ПОЛИТИКИ: уточненные параметры прогноза социально-

экономического развития Р Ф на период до 2003 года в двух сценариях, а

также прогноз социально-экономического развития Нижегородской области.

НАПРАВЛЕННОСТЬ ПОЛИТИКИ НА: обеспечение неуклонных, относительно

устойчивых темпов экономического развития и своевременное предупреждение

возможного системного кризиса экономики в виде инвестиционного ,

социального продовольственного, топливного кризиса, появления бюджетной

напряженности.

ПУТЬ РАЗВИТИЯ: «инвестиционный и инновационный», обеспечивающий

максимальный темп роста и опирающийся не только на количественное

наращивание объемов выпуска, но и на качественную модернизацию используемых

технологий.

ВЕДУЩИЕ НАПРАВЛЕНИЯ УСТОЙЧИВОГО РОСТА

. Прямое стимулирование инвестиций.

. Оздоровление институциональной среды.

. Поддержка инфляционно безопасного спроса.

ОСНОВНЫЕ СТРАТЕГИИ РЕАЛИЗАЦИИ:

Регион выбирает стратегии реализации своей промышленной политики исходя

из имеющихся конкурентных преимуществ и с учетом своих слабых мест.

Стратегия «передовых рубежей» применяется в авиационной, атомной

промышленности в других уникальных наукоемких производствах, а также в

производстве некоторых видов вооружений.

Стратегия «преследования» применяется в большинстве отраслей

промышленности, где сложилась отставание от передового уровня производства,

для сохранения позиций этих отраслей на внутреннем рынке.

НОВАЯ РОЛЬ ДЕПАРТАМЕНТА ПРОМЫШЛЕННОСТИ:

= ЭТО РОЛЬ КАТАЛИЗАТОРА превращения региональной

промышленности в динамично развивающуюся систему хозяйствования, гибко

встроенную в межрегиональную и международную систему разделения труда.

Департамент промышленности обеспечивает, организовывает, поддерживает, и

отвечает за пять составляющих промышленной политики:

. Формирование внутреннего рынка и организацию работы промышленных

предприятий на внутреннем и внешнем рынках.

. Привлечение инвестиций в промышленность.

. Развитие инфраструктуры промышленности.

. Повышение эффективности собственности в промышленности.

. Формирование эффективных взаимоотношений промышленных предприятий с

естественными монополиями.

РЕАЛИЗУЕМЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ КОНЦЕПЦИИ:

. Программа повышения инвестиционной привлекательности Нижегородской

области и ее предприятий.

. Программа стимулирования инновационной деятельности, включая развитие

технопарков, специальных инновационно-консультационных центров,

создание системы их государственной поддержки.

. Программа первоочередных мер по защите отраслей промышленности,

имеющих жизненно важное значение для населения.

. Программа повышения конкурентоспособности продукции нижегородских

предприятий, включая подпрограмму повышения качества.

. Создание регионального фонда программ развития промышленности.

. Пакет соглашений с лидерами основных финансово-промышленных

коалиций, действующих на территории области.

. Комплекс программ «Формирование социальных основ промышленной

политики Нижегородской области».

. Программа развития отраслей ВПК.

. Программа повышения экспорта и импортозамещения.

. Программа ресурсосбережения, введения замкнутых технологических

циклов, экологически чистых производств и разработки альтернативных

источников энергоснабжения.

. Программа создания промышленного корпоративного информационного

пространства региона.

МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ

Для координации работы между различными министерствами и ведомствами

создается Совет по промышленной политике, возглавляемый Председателем

Правительства Нижегородской области. Положение о Совете утверждается

Губернатором области.

Под руководством Совета формируется Комиссия по привлечению

инвестиций в регион и региональный фонд программ развития

промышленности.

Под руководством департамента промышленности организуются рабочие

группы для разработки основных программ, составляющих предмет

реализации Концепции. Группы формируются на общественной основе и

путем организации конкурсов.

КРИТЕРИИ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛЕЙ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ:

1. Критерием достижения глобальной цели является рост благосостояния

трудящихся, который определяется по величине превышения доходов над

минимальной стоимостью потребительской корзины.

2. Критериями достижения тактических целей являются:

. Реальное повышение производительности труда.

. Рост объемов производства и продаж как внутри области, так и за ее

пределами.

. Повышение отчислений в бюджеты разного уровня.

. Объём инвестиций в основной капитал за счёт всех источников.

. Численность работающих в промышленности.

. Введение системы нормативных актов на деле способствующих созданию равных

конкурентных условий для разных хозяйствующих субъектов.

. Переход от фискальной направленности налоговой политики к регулирующей и

обеспечивающей повышение эффективности производства, инвестиционной

активности, расширение налогооблагаемой базы, ускорение технического

перевооружения.

СОДЕРЖАНИЕ

|А. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ………………………………………………. |8 |

| 1. Назначение. ………………………………………………………….. |8 |

| 2. Определение. ………………………………………………………… |8 |

| 3. Глобальная цель политики. …………………………………………. |8 |

| 4. Тактические цели …………………………………………………… |8 |

| 5. Место промышленной политики. …………………………………... |8 |

| 6. Основные факторы, учитываемые в формировании и |9 |

|реализации | |

|Промышленной политики | |

| 7. Ведущие принципы. ………………………………………………… |9 |

| 8. Основные виды промышленной политики ………………………… |9 |

| | |

|Б. БАЗИС КОНЦЕПЦИИ ………………………………………………… |10 |

|В. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ ПРОМЫШЛЕННОЙ |11 |

|ПОЛИТИКИ ……………………………………………………………. | |

|Формирование в региональной экономике эффективной | |

|воспроизводственной модели ……………………………………... |11 |

|Ключевые проблемы в развитии экономики страны и | |

|региона. ………………………………………………………… |11 |

| 1.2.Необходимые социальные предпосылки | |

|реализации |11-13 |

|промышленной политики ……………………………………… | |

| 1.3. Основные пути развития российской и региональной| |

| |13-14 |

|экономики………………………………………………………… | |

|2.Формирование баланса интересов для обеспечения | |

|устойчивого |14-15 |

|промышленного роста. …………………………………………….. | |

| 3. Основные направления обеспечения устойчивого | |

| |15 |

|промышленного роста ……………………………………………….. | |

| 3.1. Прямое стимулирование инвестиций. |15-16 |

|………………………… | |

| 3.2. Оздоровление институциональной среды. |16-17 |

|…………………… | |

| 3.3. Поддержка инфляционно безопасного спроса |17-18 |

|……………….. | |

| | |

|Г. СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РЕГИОНАЛЬНОЙ| |

|ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ………………. |18 |

| 1. Стратегические аспекты в промышленной политике |18-20 |

|……………… | |

| 2. Основные цели и задачи развития промышленности. |20-21 |

|…………….. | |

| 3.Основные направления и меры поддержки реализации | |

|промышленной политики…………………………………………… |21 |

| 3.1. Основные направления поддержки реализации | |

|промышленной политики………………………………………. |21-23 |

| 3.2. Комплекс мер по поддержке промышленности |23-24 |

|……………… | |

| | |

|Д. РОЛЬ И ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ДЕПАРТАМЕНТА | |

|ПРОМЫШЛЕННОСТИ …………………………………………………. |24 |

| 1. Роль департамента промышленности ………………………………. |24 |

| 2. Организационная структура департамента |24-25 |

|промышленности…….. | |

| 3. Взаимодействие с другими организациями ………………………… |25 |

| 4. Координация работ по промышленной политике |25 |

|…………………. | |

| | |

|Е. РЕАЛИЗАЦИЯ КОНЦЕПЦИИ……………………………………….. |26 |

|Ж. ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ…………………………………………… |27 |

|Приложение 1……………………………………………………………… |28-30 |

|Экспертная оценка проблем и тенденций в промышленной | |

|политике | |

| | |

|Приложение 2 ………………………………………………………………. |31-33 |

|Факторы макроуровня, влияющие на формирование и реализацию| |

|промышленной политики ( политические, экономические, | |

|социальные и технологические) | |

| | |

|Приложение 3 ………………………………………………………………. |34-37 |

|Первоочередные мероприятия по активизации инвестиционных | |

|источников | |

А. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

НАЗНАЧЕНИЕ: Концепция является базовым документом для формирования

эффективной промышленной политики Нижегородской области на период 2002

–2005 годов, и основанием для разработки конкретных планов ее

реализации в эти годы, а также перспективных планов на период с 2006

года по 2010 год.

2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ. Региональная промышленная политика – это неотъемлемая часть

структурной политики модернизации экономики, представляющая комплекс

политических мероприятий, связанных с развитием региональной

промышленности, ориентированных на повышение конкурентоспособности

промышленных предприятий, повышение эффективности производств и

совершенствование их структуры.

Как часть структурной политики модернизации экономики она должна

обеспечивать неуклонные и относительно устойчивые темпы экономического

развития, способствующие реализации таких макроэкономических показателей

как стабильность цен, уравновешенность платежного баланса, высокую

занятость населения.

1. ГЛОБАЛЬНАЯ ЦЕЛЬ ПОЛИТИКИ: повышение благосостояния населения через

динамичное развитие промышленных предприятий области.

2. ТАКТИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ:

. Создание условий для достижения устойчивого роста экономических и

социальных показателей деятельности промышленных предприятий через

повышение производительности труда.

. Обеспечение равных условий конкуренции для всех субъектов

хозяйствования на территории области.

. Повышение бюджетной отдачи предприятий.

. Переход от ресурсной к инвестиционной и инновационной экономике

5. МЕСТО ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ напрямую связано с основными направлениями

социально-экономического развития Нижегородской области и определяется

соответствующими аспектами структурной политики модернизации экономики,

социальной политики, а также политики управления человеческими ресурсами:

В части структурной

политики……….………………... Комплекс мер, оказывающих прямое и косвенное

влияние на

развитие предприятий,

ориентированных на

усиление

конкурентоспособности,

стратегического

партнерства, кооперации,

проведение

реструктуризации.

В части социальной

политики……………………. …. Комплекс мер, направленных на социальную

защиту персонала

предприятий, поддержку членов

их семей,

обеспечение эффективного трудового

процесса и

нормальной жизнедеятельности.

В части политики………….. ….. Комплекс мер, связанных с подготовкой,

управления человеческими переподготовкой, повышением квалификации

ресурсами персонала промышленных

предприятий, определению

требований к

знаниям, умениям и навыкам персонала

в перспективном

будущем.

ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ, УЧИТЫВАЕМЫЕ В ФОРМИРОВАНИИ И РЕАЛИЗАЦИИ

ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ:

. Модернизация условий конкуренции.

- Либерализация внешней и внутренней торговли, движения капитала;

- Развитие глобальных рынков электронных продаж;

- Перестройка структуры предприятий в смежных отраслях;

- Появление нового правового пространства.

. Модернизация техники и технологий.

- Применение современной отечественной техники и технологий

- Широкое использование иностранной техники и технологий

- Повышение уровня стандартов.

- Трансферт западных экологически чистых технологий

( Модернизация условий финансирования.

- Изменения в использовании средств российских и международных

финансовых институтов (в частности коммерческих и государственных

банков);

- Изменения в системе налогообложения.

( Модернизация менеджмента.

- внедрение новейших приемов менеджмента и практическую деятельность

управленческого персонала (управление ценой производства, контроль

качества, управление технологическим процессом);

- движение за повышение производительности труда и качества;

- установление новых отношений между рабочими и администрацией.

3. ВЕДУЩИЕ ПРИНЦИПЫ

Основой принцип:

= Постоянное повышение конкурентноспособности промышленных

предприятий Нижегородской области в рыночных условиях.

Дополнительные принципы:

= рациональное распределение сырьевых, энергетических,

финансовых, трудовых, информационных ресурсов, а также ускоренное

применение новейших ресурсосберегающих технологий, и др.;

= развитие корпоративной инфраструктуры поддержки

предприятий в динамично меняющихся рыночных условиях;

= оптимизация внутренних и внешних

партнерских связей;

= стимулирование и поддержка инноваций,

инновационных

процессов;

= создание «единого окна» для инвесторов и

предприятий;

= уменьшение и ликвидация отрицательных

последствий,

обусловленных негативными внешними факторами.

Основные виды промышленной политики

Промышленная политика Нижегородской области может осуществляться через:

Политику повышения конкурентоспособности продукции.

Политику ресурсосбережения.

Инвестиционную политику.

Инновационную политику.

Политику импортозамещения и расширения экспорта.

Политика формирования инфраструктуры поддержки развития

промышленности.

Политику конверсии оборонного комплекса.

Б. БАЗИС КОНЦЕПЦИИ

АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ российской промышленности на

период 2001 – 2004 годов, которые базируются на уточненных параметрах

прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на период

до 2003 года в двух сценариях, а также прогноза социально-экономического

развития Нижегородской области.

Первый вариант прогноза развития РФ (основной) исключает возможность

резкого изменения внешних и внутренних условий развития российской

экономики, экономики Нижегородской области и подтверждает действенность

намеченных Правительством РФ и Администрацией области мер в социальной

и хозяйственной сферах.

Второй вариант прогноза основывается на сценарии, включающем в себя

менее благоприятную комбинацию внешних и внутренних условий, в том

числе, учитывающем возможность замедления намеченных реформ, более

значительные колебания конъюнктуры на международных сырьевых,

энергетических и продовольственных рынках, осложнений в обслуживании и

погашении государственного долга, внешних долгов области.

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДО 2010 ГОДА. ФОНД

«ЦЕНТР СТРАТЕГИЧЕСКИХ РАЗРАБОТОК», 2000 г.

БАЗИСНЫЙ ПРОФИЛЬ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ И РЕЗУЛЬТАТЫ

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ОБЛАСТИ В ПЕРИОД 1999 –

2000 годов.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

ОБЛАСТИ НА 2001-2004 ГОДЫ и СТРАТЕГИЯ АДМИНИСТРАЦИИ

НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ.

«РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА 1999-2001 ГОДЫ».

ЗАКОН НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 20.01.97 г. №61-З «О ПРОМЫШЛЕННОЙ

ПОЛИТИКЕ».

ПРЕДПОЛОЖЕНИЯ И ОГРАНИЧЕНИЯ:

. Новые Федеральные и областные законодательные нормы не ухудшат

существующее правовое поле хозяйствующих субъектов;

. Продолжится процесс структурных внешних преобразований ряда ведущих

предприятий бюджетообразующих отраслей в вертикальные холдинги с

созданием замкнутых цепочек, начиная от добычи сырья и его переработки,

до продажи готовой продукции на внутренних и внешних рынках. В первую

очередь это относится к автомобильной промышленности.

. Продолжатся процессы внутренних структурных преобразований с выделением

на крупных предприятиях диверсифицированных производств и созданием

«экономически» независимых бизнес единиц.

. Продолжится изменение качественного уровня и количественного состава

выпускаемой продукции, при обострении конкуренции, как на региональном,

так и вне региональных рынках.

. Произойдет дальнейшее усложнение демографической ситуации и возникнет

нехватка технических специалистов и высоквалифицированного

управленческого персонала.

В. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ

Важнейшими из них являются необходимые общественные предпосылки реализации

промышленной политики, ключевые проблемы в развитии страны и региона,

баланс укрупненных экономических интересов, сложившихся в регионе, и

задачи региональных властей по формированию "социальной базы" промышленной

политики, включая стимулирование инвестиций, инфляционно безопасное

поддержание спроса, оздоровление институциональной среды.

1. ФОРМИРОВАНИЕ В РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ ЭФФЕКТИВНОЙ ВОСПРОИЗВОДСТВЕННОЙ

МОДЕЛИ

1. Необходимые предпосылки реализации промышленной политики

1. Необходимо формирование социально-психологической "атмосферы обновления

и подъема", характеризующейся наличием в обществе и трудовых коллективах

внутреннего согласия по поводу целей развития и способов их достижения.

Только в такой среде будет господствовать конструктивная мотивация,

обеспечивающая поступательное развитие экономики и промышленности.

2. Следует стремиться к состоянию общества, при котором его ключевые

структуры будут связывать свои жизненные перспективы и стратегические

интересы с расширенным воспроизводством и модернизацией, с увеличением

национального богатства и производительного капитала, а не с их

перераспределением.

3. Нужно задействовать мощные движущие силы экономического подъема - группы

взаимосвязанных производств и хозяйственных институтов, образующих

системную целостность и обладающих не только мощным потенциалом роста, но и

достаточной "критической массой" для качественного преобразования экономики

региона.

4. Эффективная воспроизводственная модель должна опираться на инновации и

повышение эффективности. Поэтому мобилизация структурных, технологических и

социальных источников повышения эффективности становится не только

предпосылкой, но и содержанием роста, одним из его важнейших ориентиров.

5. Требуется создать механизм согласования интересов различных участников

социально-экономических процессов. Реализация промышленной политики будет

сопровождаться структурной ломкой, нарастанием дифференциации и

напряженности между отдельными секторами хозяйства, перераспределением

ресурсов из отстающих секторов экономики, социальных групп, территорий в

интенсивно развивающиеся образования. Все это может порождать

напряженность, которая должна гаситься осознанной и целенаправленной

социально-экономической политикой государства и региональных властей.

Основная задача региональных властей - создание общественной

предпосылки, необходимой для успешной реализации промышленной политики. С

этой целью Администрация области совместно с профсоюзными и другими

заинтересованными организациями должна разработать и реализовать комплекс

социально программ, ориентированных на промышленные предприятия под

названием «Формирование социальные основ промышленной политики».

1.2. Ключевые проблемы в развитии экономики страны и региона

Общие тенденции. В целом позитивные результаты, достигнутые

промышленностью страны и региона в период 1999-2000 годов, дали хороший

стимул к развитию региональной экономики. Если в Нижегородской области в

1998 году сумма прибыли превышала сумму убытка в 1,5 раза, то в 1999 году

было достигнуто превышение - в 19 раз, в 2000 году – в 4 раза. Всего за

2000 год было получено 7742,2 млн. рублей прибыли. Среднегодовой темп

прироста объемов промышленного производства составил, начиная с 1996 года -

5%. Потеря среднесписочной численности на предприятиях была ограничена на

10%. В 1999 году инвестиции в уставной капитал промышленности составили

6896 млн. рублей или 158% к уровню 1998 года. Однако, в 2000 году в

промышленность области было направлено на 43% меньше инвестиций, чем в 1999

году. Внешняя задолженность области составила 1,5 годовых бюджета.

Такое развитие региона ближе ко второму варианту развития,

предусмотренному Правительством РФ, при котором тенденции положительного

роста экономики будут сохраняться с некоторым замедлением. Однако данный

вариант сценария должен учитывать возможность перехода к более

критической ситуации в экономике. При формировании промышленной политики

необходимо рассмотреть весь комплекс хозяйственных проблем, которые могут

возникнуть в регионе к 2005 году. Эти проблемы уже возникли, начиная с

середины 1999 года в региональных отраслях промышленности с глубоким

уровнем переработки,. Они свидетельствуют о возможности появления

системного кризиса экономики, который будет проявляться через шесть

кризисных симптомов.

1. Инвестиционный кризис.

Сохранение сегодняшних параметров воспроизводства основных фондов вызовет

их дальнейшее сокращение, которое уже к 2005 г. станет основным

ограничителем развития. К 2010 г. они сократятся на четверть по сравнению с

1998 г. и могут составить 55-60% дореформенного объема. Надо повысить

качество и конкурентоспособность производственных мощностей. Их необходимая

модернизация требует ежегодного увеличения объема инвестиций на 10-12%, как

минимум - на 8%, то есть в 2,2 раза по отношению к 2010 г..

2. Социальный кризис.

Финансовый кризис 1998 г. частично преодолел разрыв между производством и

потреблением за счет спада потребления. Реальные доходы населения в области

сократились в 2000 году по сравнению с 1997 годом на 25%. Увеличилось число

граждан с доходами ниже прожиточного минимума. В 1999 г. потребление

населения по России сократилось на 5%. При сохранении этой тенденции к

2005 г. оно сократится на 5-10% по отношению к уровню 1999 г., что

переведет социальные проблемы в медико-демографическую и политическую

плоскость.

3. Продовольственный кризис.

Разница цен в начале реформ привела к субсидированию промышленности и

посредников за счет села. Покупательная способность села сократилась в 1992-

99 гг. более чем в 3 раза, инвестиции - в 25 раз. Падение

сельхозпроизводства с 1995 г. опережает промышленный спад. За 1991-99 гг.

оно составило 44%. АПК не воспроизводит свой потенциал. Производство

комбайнов и тракторов покрывает 10-15% выбытия.

4. Бюджетная напряженность

Минимально необходимые расходы на субсидии, госучреждения, капитальные

затраты составляют сейчас 33% ВВП, с учетом обслуживания госдолга - 37-38%

ВВП.

За счет реструктуризации платежей по внешнему долгу и новых кредитов

эмиссионное покрытие разрыва в среднесрочной перспективе можно сократить до

1-3% ВВП (2005 г. - 4,4%), что является предельным уровнем, превышение

которого ведет к гиперинфляции.

5. Топливный кризис

Топливный сектор - крупнейший кредитор экономики. Он концентрирует около

40% чистого долга покупателей в промышленности. После 2000 г. возможности

его не капиталоемкого развития исчерпаны. К 2005 г. объем инвестиций в

топливный сектор должен возрасти в 1,5 раза по сравнению с 1999 г., к 2010

г. - более чем в 2 раза. Иначе страна уже к 2005 г. может столкнуться с

дефицитом топливных ресурсов - вплоть до сокращения их объема,

поставляемого на внутренний рынок, либо сокращения их экспорта на 15-20%.

Для Нижегородской области, которая закупает 100% топлива этот кризис

представляет серьезную угрозу.

6. Внешнеэкономические проблемы

Девальвация рубля и рост сальдо торгового баланса создали иллюзию

благополучия. Но необходимость стимулирования экспорта в условиях

избыточных затрат и плохого управления требует низкого курса доллара.

Последнее будет стимулировать инфляцию и усилит давление внешних

обязательств и оттока капитала на национальные сбережения. Так, девальвация

рубля, по данным Минфина, повысила отношение внешнего долга к ВВП с 49 до

109%, а годовой отток капитала - с 4-5 до 11% ВВП. В итоге внутренние

инвестиционные ресурсы (разница между сбережениями и оттоком капитала)

снизились с 19-20 до 8-9% ВВП.

Данные кризисные симптомы могут проявляться как в отдельных отраслях или

группе отраслей, быть ограниченными пределами одного региона или нескольких

регионов.

Задача региональных властей – своевременно диагностировать кризисные

симптомы и принять все меры для локализации и уменьшения кризисных явлений.

С этой целью Администрация должна разработать и реализовать систему

мониторинга кризисных симптомов, а также экстраодинарные программы защиты

жизненно важных отраслей промышленности. Перечень кластеров основных

проблемных симптомов приведен в приложении 1.

3. Основные пути развития российской и региональной экономики

Наиболее простым, но и наименее благоприятным является инерционный путь

развития, связанный с ресурсной экономикой, (см.рис.1). Здесь ресурсные

ограничения и недостаточность спроса почти исключают возможность плавного

эволюционного развития. Но, в 2003-2006 гг. массовое выбытие

производственных мощностей и сокращение сельхозпроизводства обострит

системный кризис, в ходе которого сократится потребление населения. В

сочетании с сокращением государственных расходов это вызовет общее сжатие

спроса, что приведет к новому витку спада производства и выбытия мощностей.

Отсутствие ресурсов для сохранения социальной инфраструктуры вызовет

коллапс производства и падение уровня жизни, что подстегнет дезинтеграцию

экономики.

При реализации инерционного пути единственной сферой роста останется

экспорт сырья, который может возрасти более чем на 15%. Закрепится

деиндустриализация экономики, производственные мощности которой могут

сократиться на треть по сравнению с 2000 г. Для Нижегородской области

данный путь неприемлем.

Кроме инерционного пути существуют два более благоприятных варианта:

переход к устойчивому росту за счет стимулирования экспорта и за счет

наращивания потребительского спроса.

"Экспортно-ориентированный" путь развития связан со снижением налоговой и

социальной нагрузки на экспортеров. Это сократит потребление и не

экспортное производство, переведет безработицу в открытую форму, но не

обеспечит достаточный для нормального развития экономики рост.

"Потребительски-ориентированный" путь развития реализуется за счет накачки

потребительского спроса и опоры на импортозамещение. Это приведет к

поддержке потребления и социальной сферы за счет бюджетного

перераспределения доходов от сырьевого экспорта и экономии на инвестициях.

Он обеспечивает более быстрый, но также недостаточный для восстановления

региональной экономики рост.

Наиболее эффективным представляется одновременное стимулирование

государством и экспорта и потребительского спроса, что требует в качестве

своей основы активного привлечения инвестиций.

"Инвестиционный и Инновационный» путь развития обеспечивает максимальный

темп роста и позволяет сделать его устойчивым, опирающимся не только на

количественное наращивание объемов выпуска, но и на качественную

модернизацию используемых технологий (см. рис.2 и 3).

Движение по этому пути проходит следующие основные этапы:

1. 2001-2002 год. Консолидация власти и основных субъектов экономики,

выстраивание новой схемы экономических отношений между центром и регионами,

укрепление властной вертикали. Создание крупных корпораций (в т.ч.

финансовых), берущих на себя основную тяжесть санации и технологической

модернизации производства.

2. 2003-2006 год. Обеспечение массового обновления оборудования,

ограничение вывоза капитала, продолжение монетизации экономики и вытеснение

бартера, привлечение иностранных инвестиций. Возврат потребления населения

на уровень до кризиса 1998 года.

Ужесточение ресурсных ограничений (восстановление нормальной загрузки

конкурентоспособного оборудования, нормальной энергоемкости и т.д.) будет

означать завершение этапа.

Основная задача региональных властей – обеспечить все возможности для

перехода на инвестиционный путь развития. С этой целью Администрация

области разрабатывает специальную программу повышения инвестиционной

привлекательности Нижегородской области.

2.ФОРМИРОВАНИЕ БАЛАНСА ИНТЕРЕСОВ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ УСТОЙЧИВОГО

ПРОМЫШЛЕННОГО РОСТА

Инвестиционный путь развития зависит от того, насколько эффективно

государство и региональные власти смогут сбалансировать основные

экономические интересы.

1. Интересы “валютного уклада”, ориентированного на экспорт сырья,

материалов, капитала, импорт готовой продукции, заключаются прежде всего,

в:

• свертывании неконкурентоспособных на мировом рынке производств,

ориентированных на внутренний рынок (так как потребляемые ими ресурсы

можно экспортировать);

• сокращении государственных расходов (в том числе социальных), во многом

финансируемых экспортерами;

• максимальном привлечении иностранного капитала для закрепления

внешнеэкономической либерализации;

• государственной поддержке экспортных производств.

2. Интересы инфраструктурных монополий, обеспечивающих целостность

экономики и скрыто субсидирующих ее, заключаются прежде всего в:

• росте емкости внутреннего рынка;

• снижении скрытого субсидирования экономики, в первую очередь за счет

неплатежей, налогов, скрытого субсидирования;

• конвертации долга потребителей их услуг в собственность.

3. Интересы регионов, обеспечивающих работу замкнутых хозяйственных систем,

ориентированных на местные рынки, и несущих основную тяжесть социальной

нагрузки, заключаются преимущественно в:

• стабилизации внутренних рынков, снижении неплатежей;

• стабилизации социальной инфраструктуры;

• перераспределении ресурсов от центра в пользу регионов, расширении

экономических полномочий регионов за счет центра.

4. Общие интересы достаточно разнородных зарубежных капиталов

(стратегических инвесторов, потребителей российского экспорта, импортеров в

Россию, портфельных инвесторов, наконец, крупных корпораций, не работающие

в России, но заинтересованных в определенной конфигурации ее экономического

пространства) заключаются в основном в:

• усилении интеграции России в мировое хозяйство, обеспечение открытости ее

рынков, "прозрачности" хозяйственной системы;

• снижении доли не денежных расчетов и криминализации;

• освоении России западными корпорациями;

• внешней платежеспособности государства и предприятий;

• конверсии российского долга в собственность нерезидентов, защита

собственности иностранных инвесторов.

Общность и различие интересов предопределяют возникновение двух по-разному

ориентированных коалиций.

Коалиция между "валютным укладом" и зарубежными капиталами может быть

ориентирована на:

• форсированную интеграцию в мировое хозяйство, максимальное открытие

рынков и свертывание неконкурентоспособных секторов;

• сокращение налогового бремени за счет снижения государственных

обязательств, в том числе социальных расходов;

Страницы: 1, 2


© 2010 РЕФЕРАТЫ