бесплатные рефераты

Анализ финансирования бюджетного учреждения здравоохранения

Динамика финансирования больницы в целом положительна, так как в 2007 году финансирование возросло на 10,7 % по сравнению с предыдущим, а в 2008 году - на 6,7 %.

Анализ динамики сметных расходов позволяет сделать следующие выводы о финансово-экономической политике учреждения. В 2006 году значительная часть сметных расходов была запланирована на капитальный ремонт и достройку сооружений. Из текущих расходов на этот год наиболее значительную часть составляют статьи оплаты труда и начислений. Начиная с 2007 года, управление учреждения ведет политику увеличения текущих расходов за счет снижения капитальных затрат. В 2007 году бюджетные средства также предполагалось вкладывать в покупку основных средств: автомобилей, компьютерной техники, а также медицинского оборудования, поскольку основная часть медицинского оборудования больницы изношена и неисправна. В 2008 году, поскольку большая часть предполагаемых капитальных преобразований завершена, управление учреждения планирует вложить основную часть текущих бюджетных средств в медикаменты и другие предметы снабжения, благодаря чему был значительно пополнен склад медикаментов. Увеличение плановых прочих расходов предполагало в этот период замену электроснабжения в зданиях стационара и поликлиник. Увеличение плановых расходов на транспортные услуги произошло вследствие того, что в эту статью учреждение также включает расходы на собственные транспортные средства и содержание гаражного хозяйства, которые были дооборудованы в предыдущие два года, а следовательно потребовали более высоких затрат. В 2008 году также администрацией было запланированы переподготовка и повышение квалификации младшего медицинского персонала за счет бюджетных средств, что также повысило прочие расходы, а также расходы на командировку.

Изучение соотношения между плановыми, кассовыми и фактическими расходами позволяет выявлять причины, направления и размеры отклонений расходов, возникающих в процессе исполнения сметных назначений.

Как отмечалось ранее, фактические расходы - это затраты отчетного периода на содержание бюджетного учреждения. Их изучение позволяет судить об эффективности использования бюджетных средств, устанавливать степень соответствия расходов объему выполненных учреждением работ или услуг.

Кассовыми расходами называются затраты в пределах сумм, выданных банком бюджетному учреждению наличными деньгами или в порядке безналичных расчетов через систему казначейства.

Анализ соотношения между кассовыми и фактическими расходами проводится в целом по смете и отдельным ее статьям с использованием данных отчета об исполнении сметы расходов, баланса об исполнении сметы расходов, аналитических карточек кассовых и фактических расходов по отдельным статьям и видам.

Проведем сравнительный анализ соотношения между кассовыми и фактическими расходами за 3 года и проанализируем причины возникновения отклонений.

В анализируемой больнице в 2006 был допущен значительный фактический перерасход средств по заработной плате при небольшом кассовом недорасходе. Причинами этого являются рост депонентской задолженности и увеличение размера оплаты труда. По элементу «Медикаменты и перевязочные средства» кассовые расходы совпадают со сметными назначениями, а фактические превышают их на 3%. Причина сверхсметных расходов - увеличение расхода медикаментов за счет использования их остатков на складе. Фактические расходы на питание превышают сметные назначения, а кассовые соответствуют им. Превышение вызвано увеличением количества койко-дней работы больницы. Кроме того, больница приняла меры к снижению запаса продуктов питания на складе. Кассовые расходы по оплате транспортных услуг полностью соответствуют сметным назначениям. Однако фактические меньше их. Это связано с возникновением дебиторской задолженности за автобазой. Наиболее значительные отклонения от сметы допущены по расходам на капитальный ремонт производственных объектов. При их оценке следует обратить внимание, что подрядная строительная организация на объекте ремонта начала действовать только в конце года. Строительные материалы были приобретены, но на протяжении года не использовались. Выполненные работы были оплачены лишь по частичной готовности. За строительными организациями образовалась дебиторская задолженность.

2007 год в исследуемой больнице характеризуется обширным возникновением кредиторской задолженности по многим показателям: задолженность перед персоналом по оплате труда (начисления) - это связано с начислением заработной платы за декабрь, срок выплаты которой наступит в январе 2008 года. По анализу также можно увидеть, что возникла кредиторская задолженность перед компаниями по поставке медикаментов и продуктов питания. Превышение кассовых расходов над фактическими по статье «Оплата труда рабочих и служащих» в 2007 году свидетельствует об увеличении количества работников в данном учреждении. Превышение кассовых расходов над плановыми по оплате услуг связи и коммунальных услуг говорит об увеличении стоимости этих услуг в 2007 году, например, изменение тарификации услуг связи. По капитальным затратам фактические расходы также превышают кассовые по причинам, вызвавшим эти нарушения в 2006 году.

В 2008 году фактические расходы больницы превысили плановые и кассовые. Рассмотрим баланс расходов по статьям. Превышение фактических расходов над плановыми и кассовыми по статье «Оплата труда рабочих и служащих» связана с увеличением заработной платы медицинских работников в этот период. Это оправдано необходимостью обеспечивать воспроизводство рабочей силы в связи с инфляцией, а также увеличением качества выполняемых работ и услуг. По статье «Начисления на оплату труда» фактические расходы также превышают кассовые. Это произошло вследствие того, что на отчетную дату исследуемое учреждение не перечислило ФСЗН разницу между суммой начислений и выплатой по больничным листам и пенсией. По приобретению предметов снабжения и материалов кассовые расходы превышают фактические, так как на отчетную дату образовалась дебиторская задолженность за счет неполучения от поставщиков уже оплаченных материальных ценностей. Это является следствием недостатков в работе по контролю за состоянием расчетной дисциплины по поставкам. По командировочным расходам фактические расходы превышают кассовые и плановые, так как сотрудник, уехавший в командировку в конце года, израсходовал средств больше, чем получил из кассы учреждения, отчитался по командировке, но учреждение не успело возместить ему размер превышения средств. Превышение кассовых расходов над фактическими по статье приобретения основных средств произошло вследствие того, что учреждение реализовало неиспользуемое оборудование, но не успело зачислить на счет вырученные денежные средства. По затратам на капитальный ремонт и строительство на конец года образовалась дебиторская задолженность, так как в отчетном периоде услуги подрядных и ремонтных бригад были предоплачены.

Приведем сводный анализ исполнения сметных назначений за период 2006-2008 гг. в таблице 4. Нормативный показатель исполнения сметных назначений равен 100%.



Таблица 4. Сводный анализ исполнения сметных назначений за период 2006-2008 гг.

Наименование статьи расходов

2006 год

2007 год

2008 год


Исполнение

Сумма (кассовые расходы), тыс.руб.

Исп-е сметы, %

Исполнение

Сумма (кассовые расходы), тыс.руб.

Исп-е сметы, %

Исполнение

Сумма (кассовые расходы), тыс.руб.

Исп-е сметы, %

оплата труда рабочих и служащих

16069,80

16047,1

99,9

26384,50

26384,50

100,0

24011,30

24011,30

100,0

начисления на оплату труда

5010,00

4892,2

97,6

8013,20

8005,6

99,9

6020,50

6020,50

100,0

приобретение предметов снабжения и расходных материалов

12110,90

12109,7

99,9

23052,20

23003,3

99,8

54124,70

54131,40

100,01

В том числе: канцелярские принадлежности

2129,50

2128,3

99,9

2502,70

2502,7

100,0

4210,30

4210,3

100,0

медикаменты и перевязочные средства

4290,60

4290,6

100,0

7100,50

6891,5

97,1

29350,40

29357,10

100,02

мягкий инвентарь и обмундирование

93,00

93,0

100,0

125,60

125,6

100,0

354,20

354,20

100,0

продукты питания

5081,70

5081,7

100,0

10124,70

10096,7

99,7

13052,60

13052,60

100,0

прочие расходные материалы и предметы снабжения

516,10

516,1

100,0

3198,70

3198,7

100,0

7157,20

7157,2

100,0

Командировочные расходы

65,40

65,4

100,0

52,50

52,5

100,0

120,10

120,10

100,0

Оплата транспортных услуг

2058,80

2058,8

100,0

2983,40

2983,40

100,0

4121,50

4090,8

99,3

Оплата услуг по связи

39,00

34,9

89,5

42,00

43,10

102,6

46,00

46,0

100,0

Оплата коммунальных услуг

6366,10

6362,2

99,9

7560,20

7812,20

103,3

8200,00

8200,00

100,0

Прочие текущие расходы

668,90

662,0

99,0

493,70

493,70

100,0

17472,30

17472,30

100,0

Капитальные расходы

155039,7

155039,0

99,9

180015,6

180015,6

100,0

151200,3

150171,4

99,3

Итого

197428,6

197271,3

99,9

248597,3

248793,9

100,1

265316,7

264263,8

99,6

Оплата коммунальных услуг

6366,10

6362,2

99,9

7560,20

7812,20

103,3

8200,00

8200,00

100,0

Прочие текущие расходы

668,90

662,0

99,0

493,70

493,70

100,0

17472,30

17472,30

100,0

Капитальные расходы

155039,7

155039,0

99,9

180015,6

180015,6

100,0

151200,3

150171,4

99,3

Итого

197428,6

197271,3

99,9

248597,3

248793,9

100,1

265316,7

264263,8

99,6



Данные таблицы позволяют сделать вывод о достаточной эффективности использования бюджетных средств в исследуемом периоде, так как показатели исполнения сметы достаточно высоки и практически не отклоняются от норматива.

Финансирование бюджетных учреждений здравоохранения почти на 50% происходит за счет средств обязательного медицинского страхования.

Медицинское страхование как форма социальной защиты интересов населения в охране здоровья - это система мероприятий по формированию специальных страховых фондов, предназначенных только для финансирования медицинской помощи, оказываемой в рамках страховых программ.

Цель медицинского страхования - гарантировать медицинскую помощь за счет накопленных средств и финансировать профилактические мероприятия.

Медицинскую помощь в рамках программ ОМС имеет право получить каждый гражданин, для чего ему выдается документ, обеспечивающий такое право - страховой медицинский полис.

Добровольное медицинское страхование является важным видом финансово-коммерческой деятельности, регулируемой Федеральным Законодательством.

Страховая защита осуществляется в процессе взаимодействия участников системы страхования:

1.       Страхователи (органы исполнительной власти субъектов федерации и муниципальных образований, осуществляющие платежи за неработающее население; работодатели, отчисляющие взносы за работающее население; отдельные граждане - при добровольном страховании).

2.       Страховые органы (фонды обязательного медицинского страхования).

3.       Лечебно-профилактические учреждения, оказывающие медицинскую помощь застрахованным согласно договоров со страховщиками.

Исследуем структуру расходов по обязательному медицинскому страхованию в динамике за 2006-2008 гг. в таблице 5.


Таблица 5. Состав и структура расходов по ОМС за 2006-2008 гг.

Номера подстатей

Подстатьи расходов

2006

2007

2008

Отклонение 2007 от 2006

Отклонение 2008 от 2007






абсолют. тыс.руб.

отн., %

абсолют. тыс.руб.

отн., %

1.10.01.00

Оплата труда рабочих и служащих

14759,6

22365,2

22626,8

7605,6

51,5

261,6

1,2

1.10.02.00

Начисления на оплату труда

4634,7

6582,1

5817,3

1947,4

42,0

-764,8

-11,6

1.10.03.00

Приобретение предметов снабжения, расходных материалов

10023,0

18244,6

45921,5

8221,6

82,0

27676,9

151,7

1.10.03.01

В том числе: канцелярские принадлежности, материалы и предметы для текущих хозяйственных целей

1011,2

1924,6

3954,6

913,4

90,3

2030,0

105,5

1.10.03.02

медикаменты и перевязочные средства

4254,3

6829,6

26211,3

2575,3

60,5

19381,7

283,8

1.10.03.03

мягкий инвентарь и обмундирование

71,2

93,0

320,7

21,8

30,6

227,7

244,8

1.10.03.04

продукты питания

4124,6

8944,5

11215,6

4819,9

116,9

2271,1

25,4

1.10.03.05

прочие расходные материалы и предметы снабжения

561,7

452,9

4219,3

-108,8

-19,4

3766,4

831,6

1.10.04.00

Командировки и служебные разъезды

34,0

51,3

91,2

17,3

50,9

39,9

77,8

1.10.05.00

Оплата транспортных услуг

1821,3

1805,6

3211,3

-15,7

-0,9

1405,7

77,9

1.10.06.00

Оплата услуг связи

21,0

26,4

41,0

5,4

25,7

14,6

55,3

1.10.07.00

Оплата коммунальных услуг

6215,4

3944,8

7893,4

-2270,6

-36,5

3948,6

100,1

1.10.10.00

Прочие текущие расходы на закупки товаров и оплату услуг

350,0

484,6

13867,8

134,6

38,4

13383,2

2761,7

Итого расходов:

37859,7

53504,6

99470

15644,9

41,3

45965,4

85,9

2.40.01.00

Приобретение оборудования и предметов длительного пользования

1321,3

52514,3

35913,5

51193

3874,4

-16600,8

-31,6

2.40.03.00

Капитальный ремонт

82801,9

118704,0

105203,8

35902,1

43,4

-13500,2

-11,4

Итого капитальные расходы

84123,2

171218,3

141117,3

87095,1

103,5

-30101,0

-17,6

Всего:

121982,9

224722,9

240587,6

102740,0

84,2

15864,7

6,6


Анализ динамики структуры расходов по ОМС в общем подтверждает политику учреждения, т.е. постепенное сокращение капитальных расходов и увеличение текущих. Общие показатели изменения структуры расходов по ОМС в динамике за три года похожи на показатели изменения структуры расходов по бюджетным средствам. Основные расходы направлены на оплату труда и приобретение предметов снабжения. Динамика финансирования ОМС в общем положительная: в 2007 году финансирование за счет средств ОМС увеличилось на 84,2 % по сравнению с предыдущим, а в 2008 году - на 6,6 %. Такое изменение в показателях, на мой взгляд, обусловлено новой региональной политикой Республики Саха, распространяющейся на все ее регионы, в том числе Нерюнгринский, и заключающейся в постепенном увеличении финансирования здравоохранения за счет средств ОМС и переходе на подушевой расчет выделяемых средств.

Анализ отклонения кассовых расходов от фактических и плановых в данном случае не проводится, так как они практически полностью соответствуют друг другу. Это говорит о повышении финансовой дисциплины в исследуемом учреждении и об отсутствии задолженности как кредиторской, так и дебиторской.

Удельный вес объема расходов по ОМС в общих расходах больницы отразим в таблице 6.


Таблица 6. Анализ удельного веса расходов на обязательное медицинское страхование за исследуемый период

Расходы

2006 год

2007 год

2008 год

Отклонение


сумма, тыс. руб.

в % к итогу

сумма, тыс. руб.

в % к итогу

сумма, тыс. руб.

в % к итогу

2007 от 2006 гг

2008 от 2007 гг








по сумме, тыс. руб.

в % к итогу

по сумме, тыс. руб.

в % к итогу

Всего фактических текущих расходов

44695,5

100,0

68022,5

100,0

116743,8

100,0

23327,0

-

48721,3

-

Расходы на ОМС

37859,76

84,7

53504,62

78,7

99470,32

85,2

15644,86

-6,0

45965,7

6,5

Расходы на платные услуги

6713,33

15,0

14408,25

21,1

17134,36

14,7

7694,92

6,1

2726,11

-6,4

Прочие расходы

122,41

0,3

109,63

0,2

139,12

0,1

-12,78

-0,1

29,49

-0,1


Из анализа можно сделать выводы, что расходы на обязательное медицинское страхование занимают значительную долю в общей сумме расходов. В 2007 году удельный вес расходов ОМС незначительно снизился, за счет чего выросла доля расходов на платные услуги, объем которых вырос в этом периоде , но в 2008 году его доля опять увеличилась и достигла 85,2 %. Если соотносить объемы расходов на обязательное медицинское страхование в общей структуре расходов больницы с объемом финансирования за счет источников ФОМС, можно заметить, что удельный вес расходов ОМС превышает удельный вес финансирования ОМС почти в 2 раза. Это говорит о высоком спросе на медицинские услуги в п. Чульман и достойном уровне обслуживания населения за счет привлечения дополнительных источников финансирования.

2.3 Диагностика объемов платных услуг


Объем и структура доходов от платных услуг в общем виде проанализирована в п.2.1. Проведем анализ структуры и объемов внебюджетных доходов и расходов в исследуемом периоде и удельный вес доходов платных услуг в общем количестве внебюджетных поступлений.

Внебюджетными средствами называют доходы, образующиеся в результате деятельности бюджетных учреждений или эксплуатации принадлежащих им зданий, помещений и инвентаря. Бюджетные учреждения, имеющие внебюджетные средства, составляют сметы доходов и расходов по каждому виду внебюджетных средств по утвержденной Министерством финансов форме. Доходы, получаемые от хозяйственной деятельности, не включаются в государственный или местный бюджеты и расходуются строго по целевому назначению в соответствии со сметой доходов и расходов.

В доходную часть сметы включаются планируемые поступления денежных средств по видам. В расходной части предусматриваются планируемые расходы по этой деятельности с распределением по статьям бюджетной классификации. Расходы по смете не могут превышать суммы, предусматриваемой в доходной части.

В рассматриваемой ЧГБ доходы получают из следующих источников: платные медицинские услуги населению, консультации, аренда свободных площадей своих зданий: буфеты, киоски, аптеки, другие доходы: спонсорская и гуманитарная помощь, доходы при сдаче стеклотары и др.

В качестве источников информации при анализе внебюджетных средств используются сметы доходов и расходов по внебюджетным средствам (сводные за 2006-2008 гг.), ежеквартальные и годовые отчеты. К этим документам прилагаются подтверждающие их расчеты и калькуляции бухгалтерии.

Анализ внебюджетных средств решает следующие задачи:

1) изучение производственных показателей по каждому источнику внебюджетных средств;

2) выявление соответствия сумм полученных доходов суммам осуществленных расходов;

3) изучение соблюдения сметно-финансовой дисциплины по сметам доходов и расходов по внебюджетным средствам;

4) разработка мероприятий, направленных на повышение эффективности использования внебюджетных средств, а также производственно-хозяйственной деятельности.

Изучение внебюджетных средств больницы целесообразно начинать с анализа источников их образования. При анализе необходимо проверить правильность получения доходов, сверить с утвержденным перечнем разрешенных видов деятельности и оценить роль внебюджетных средств в общем объеме финансирования больницы. Результаты о доле внебюджетных средств в общем объеме финансирования приведены в таблице 7.


Таблица 7. Доля внебюджетных средств в общем объеме финансирования

Показатели

2006 г.

2007 г.

2008 г.

Бюджетное финансирование

197428,6

248597,3

265316,7

Доход из внебюджетных источников (план), тыс.руб.

2192,00

3924,00

5210,00

Доход по платным услугам (план), тыс.руб.

1498,00

2602,00

3290,00

Планируемая доля внебюджетного дохода в общем объеме финансирования, %

1,1

1,55

1,92

Планируемая доля платных услуг в общем объеме финансирования, %

0,75

1,03

1,21

Доход из внебюджетных источников (факт), тыс.руб.

2194,6

3856,3

6121,6

Доход по платным услугам (факт), тыс.руб.

1500,8

2586,7

3282,2

Фактическая доля внебюджетного дохода в общем объеме финансирования, %

1,1

1,53

2,26

Фактическая доля платных услуг в общем объеме финансирования, %

0,75

-1,02

1,21

Отклонение фактической доли внебюджетного дохода от плановой, %

-

-0,02

0,34

Отклонение фактической доли платных услуг от плановой, %

-

-1,01

-


Как видно из таблицы, в 2006 году доля внебюджетных средств в общем объеме финансирования полностью соответствует плановой, несмотря на то, что сумма фактических доходов незначительно превышает сумму планируемых. В 2007 году сумма и удельный вес внебюджетных средств в общем объеме финансирования незначительно уменьшилась по отношению к плановой, а в 2008 году опять незначительно увеличилась. Из таблицы также видно, что ежегодное увеличение удельного веса внебюджетных доходов в общем объеме финансирования свидетельствует о расширении спектра внебюджетных источников дохода больницы.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


© 2010 РЕФЕРАТЫ