Анализ финансирования бюджетного учреждения здравоохранения
Эффективность деятельности предприятия и
распределения средств характеризуется показателями эффективности по
производственным показателям, важнейшие из которых приведены в таблице 14.
Таблица
14. Показатели производственной эффективности учреждения в 2006-2008 гг
Коэффициенты
2006
2007
2008
Отклонение
2007 от 2006
Отклонение
2008 от 2007
абс.
отн.,%
абс.
отн.,
%
Эффективность использования основных фондов
Фондорентабельность
0,09
0,1
0,14
0,01
11,1
0,04
40,0
Коэффициент
износа оборудования
0,17
0,21
0,36
0,04
23,5
0,15
71,4
Коэффициент
использования наличного оборудования
0,93
0,8
0,96
-0,13
-14,0
0,16
20,0
Эффективность использования материальных
ресурсов
Коэффициент
обеспеченности запасами
0,8
0,81
0,87
0,01
1,25
0,06
7,4
Коэффициент
эффективности использования материалов
1,1
1,3
2,3
0,2
18,2
1,0
76,9
Эффективность использования трудовых ресурсов
Обеспеченность
трудовыми ресурсами
89
93
81
4
4,5
-12
-12,9
Рентабельность
персонала
4146
6991
9142
2845
68,6
2151
23,5
В показателях хозяйственной деятельности больницы
присутствует положительная динамика. По показателям использования основных
фондов можно сделать следующие выводы: основные фонды учреждения сильно
изношены, хотя в динамике постоянно обновляются, так как в 2006-2007 году
политика предприятия как раз была направлена на повышение стоимости основных
фондов: закупку оборудования, капитального ремонта и достройки сооружений.
Коэффициент использования наличного оборудования больницы достаточно высок, это
говорит об эффективности его загрузки. Спад этого показателя произошел только в
2007 году, когда некоторые виды оборудования: оборудование лучевой диагностики,
аппараты лабораторных исследований были в ремонте. Коэффициенты обеспеченности
запасами также высоки, это напрямую свидетельствует об эффективности вложения
средств учреждения в материалы и предметы снабжения и об их использованию по
назначению, повышению качества услуг. Коэффициент использования материалов
имеет отношение к коммерческой деятельности учреждения, по положительной
динамике можно сделать вывод о снижении себестоимости платных услуг и повышения
финансового результата деятельности учреждения. Обеспеченность предприятия
трудовыми ресурсами имеет нестабильную динамику: в 2007 году наблюдается рост
персонала предприятия, а в 2008 году спад. Это объясняет срочную политику
учреждения по переподготовке кадров.
Таким образом, политику управления бюджетными и
внебюджетными средствами предприятия можно охарактеризовать как достаточно
эффективную в условиях недостатка целевого финансирования.
2.5
Исследование структуры управления бюджетными и внебюджетными средствами
учреждений здравоохранения в Нерюнгринском районе
Система здравоохранения потребляет значительное
количество материальных, кадровых и финансовых ресурсов. В настоящее время
финансирование здравоохранения в РФ действует за счет нескольких источников:
бюджетов различных уровней, средств обязательного медицинского страхования и
доходов от коммерческой деятельности. Фактическое финансирование системы
здравоохранения Нерюнгринского района за 2006-2008 гг. представлено ниже в
абсолютных данных и в расчете на душу населения.
Таблица 15. Структура финансирования учреждений
здравоохранения Нерюнгринского района за 2006-2008 гг.
Источник
финансирования
2006
год
2007
год
2008
год
сумма,
тыс. руб.
%
к итогу
сумма,
тыс. руб.
%
к итогу
сумма,
тыс. руб.
%
к итогу
Федеральный
бюджет (целевые федеральные программы)
5,6
0,4
8,3
0,5
11,4
0,6
Бюджеты
различных уровней
797,4
57,2
827,7
53,2
1017,2
51,5
ОМС
565,1
40,6
669,6
43,0
879,3
44,5
Доходы
от предпринимательской деятельности
25,3
1,8
50,7
3,3
68,6
3,4
Всего
1393,4
100,0
1556,3
100,0
1976,5
100,0
В
расчете на одного жителя, руб.
7047,8
8192,8
9957,7
Анализ данных таблицы показал, что основным
источником финансирования здравоохранения Нерюнгринского района является
консолидированный бюджет, но его доля постепенно снижается. Отмечен также рост
финансирования из федерального бюджета в связи с реализацией приоритетного
национального проекта «Здоровье». В структуре бюджета здравоохранения по
источникам финансирования за исследуемый период наблюдается увеличение доли
средств ОМС, что объясняется финансированием больниц и амбулаторных учреждений
по пяти статьям бюджетных расходов: заработная плата с начислением, питание,
медикаменты, мягкий инвентарь и их количество постепенно увеличивается.
Увеличение доли платных услуг связано с расширением перечня оказываемой
медицинской помощи вне программы государственных гарантий. Основными видами
оказываемых платных медицинских услуг в Нерюнгринском районе традиционно
считаются - медосмотр, зубопротезирование, лабораторные услуги, а также в
последнее время в медицинских учреждениях стала популярна аренда зданий и
помещений. В целом структура финансирования бюджета отрасли здравоохранения в
Нерюнгринском районе за 2006-2008 гг. существенных изменений не претерпела.
Поскольку автор работы не располагает точными
сведениями по постатейной структуре расходов медицинских учреждений
Нерюнгринского района в абсолютном (денежном) эквиваленте, анализ расходов
проведен по видам затрат и видам медицинской помощи за 2006-2008 гг. в
процентном соотношении на основании статистической формы №62 «Сведения об
оказании и финансировании медицинской помощи населению» по Нерюнгринскому
району и Республике Саха (Якутия).
Динамика расходов по видам медицинской помощи
представлена в таблице 16.
Таблица 16. Структура расходов по видам
медицинской помощи в общем объеме Программы государственных гарантий оказания
населению Нерюнгринского района бесплатной медицинской помощи за 2006-2008 гг.
Виды
медицинской помощи
2006
год
2007
год
2008
год
Отклонения
2007
от 2006
2008
от 2007
Амбулаторно-поликлиническая
помощь, включая дневные стационары
32,6
33,6
33,4
1,0
-0,2
Стационарная
помощь
61,6
60,5
60,8
-1,1
0,3
Скорая
медицинская помощь
5,8
5,9
5,9
0,1
0,0
Итого:
100,0
100,0
100,0
-
-
Структура расходов в динамике за 3 года
практически не изменилась. Появилась положительная тенденция в увеличении доли
расходов на амбулаторную и скорую помощь и снижении доли стационарной помощи.
Рассмотрим структуру расходов системы
здравоохранения с учетом всех источников финансирования в таблице 17.
Таблица
17.
Структура расходов системы здравоохранения по источникам финансирования в
2006-2008 гг.
Статьи
расходов
Государственные
средства всех источников
Республиканский
бюджет
Бюджеты
муниципальных образований
Средства
ОМС
Внебюджетные
источники
2006 год
Оплата
труда с начислениями
53,8
46,7
31,1
74,8
44,2
Прочие
расходы
16,8
22,9
33,5
0,8
9,6
Коммунальные
услуги
7,5
4,0
21,9
0,7
4,5
Увеличение
стоимости основных средств
6,9
19,2
3,1
0,0
12,0
Медикаменты
и перевязочные средства
9,7
4,1
4,0
17,8
12,2
Продукты
питания
3,4
1,7
2,6
5,3
6,9
ГСМ,
транспорт
1,3
1,0
3,6
0,004
7,7
Мягкий
инвентарь и обмундирование
0,4
0,4
0,3
0,5
2,9
2007 год
Оплата
труда с начислениями
51,2
46,4
31,2
75,6
56,4
Прочие
расходы
15,4
20,3
30,3
0,8
3,2
Коммунальные
услуги
8,1
5,1
23,4
0,3
4,6
Увеличение
стоимости основных средств
7,0
20,3
2,0
0,0
15,6
Медикаменты
и перевязочные средства
10,6
4,3
5,3
16,3
14,1
Продукты
питания
3,6
1,9
2,9
5,4
3,2
ГСМ,
транспорт
1,5
1,1
3,8
0,1
2,6
Мягкий
инвентарь и обмундирование
2,6
1,7
1,1
1,5
0,3
2008 год
Оплата
труда с начислениями
50,6
46,3
30,9
70,3
46,9
Прочие
расходы
16,1
21,6
24,6
2,1
1,8
Коммунальные
услуги
8,0
3,9
28,1
0,0
5,1
Увеличение
стоимости основных средств
6,3
16,6
3,1
0,0
12,3
Медикаменты
и перевязочные средства
11,2
5,4
5,6
14,2
21,0
Продукты
питания
3,8
2,6
2,7
6,1
6,1
ГСМ,
транспорт
2,4
1,6
4,1
0,0
2,3
Мягкий
инвентарь и обмундирование
1,6
2,0
0,9
7,3
4,5
Анализ структуры расходов системы
здравоохранения Нерюнгринского района по статистике практически не отличается
от других регионов РФ. Основную часть расходов по всем источникам
финансирования по-прежнему занимает оплата труда с начислениями. Динамика процентного
соотношения расходов стабильна. Бюджетные средства в основном используются на
капитальные расходы, оплату различных услуг. Внебюджетные источники
преимущественно финансируют статьи расходов по заработной плате, медикаментам,
увеличению стоимости основных средств учреждения. Средства фонда ОМС
финансируют преимущественно оплату труда с начислениями, медикаменты, мягкий
инвентарь и оборудование, продукты питания и коммунальные услуги, т.к.
финансирование других статей за счет средств ОМС считается экономически
нецелесообразным. В общем по структуре расходов системы здравоохранения можно
сказать, что она достаточно эффективна, хотя имеет ряд недостатков, характерных
для всех учреждений отрасли здравоохранения в РФ. Прежде всего, это отсутствие
консолидированного финансирования и распределения средств в рамках региона, что
значительно усложняет процесс сметного планирования и исполнения сметных
назначений, а также внешние факторы, такие как скачкообразная инфляция в РФ в
последний год.
ГЛАВА
3. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БЮДЖЕТНЫХ И ВНЕБЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ
МЕДИЦИНСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ П. ЧУЛЬМАН
Одной из важных составляющих успешного развития
сферы здравоохранения по-прежнему считается достаточная обеспеченность отрасли
финансовыми ресурсами. В целом по стране финансирование здравоохранения
составляет 2,9-3,0 % от валового внутреннего продукта, хотя рекомендуемый
показатель - не менее 5 % ВВП. Вместе с тем дополнительные государственные
расходы по приоритетному национальному проекту «Здоровье», начиная с 2006 года,
вселяют надежду, что финансирование здравоохранения в России по остаточному
принципу уходит в прошлое.
Показателями эффективности использования средств
финансирования являются показатели совокупных расходов на здравоохранение в сравнении
с другими регионами и показатели реализации Программы государственных гарантий
в регионе по объемам и финансовому обеспечению оказанной медицинской помощи в
динамике за три года. Этот метод анализа был предложен в 2007 году В.И.
Стародубовым и В.О. Флеком.
Проанализируем сравнительные показатели
совокупных расходов на здравоохранение из государственных и личных средств
населения в сравнении с общими показателями Российской Федерации, республике
Саха (Якутия), Нерюнгринскому району и поселке Чульман в период 2006-2008 гг.
Таблица 1. Совокупные расходы на здравоохранение
из государственных средств и средств населения в 2006 году
Показатели
Российская
Федерация
Республика
Саха (Якутия)
Нерюнгрин-ский
район
П.
Чульман
Государственные
расходы, млн. руб.
Всего
расходов
656046,7
7952,8
1525,4
198,3
Консолидированные
бюджеты субъектов РФ
288017,0
4146,2
811,7
115,6
Федеральный
бюджет
93915,9
359,5
71,9
9,0
Федеральный
фонд ОМС
262317,2
3348,2
620,3
71,6
Фонд
социального страхования
11796,6
98,9
21,3
2,1
Подушевые
расходы государства, руб.
4570,4
8365,2
7954,6
7216,9
Расходы
населения, млн. руб.
Всего
расходов
352763,6
2367,1
466,5
69,8
На
платные медицинские услуги
109732,9
466,0
99,6
12,5
На
санаторно-курортные услуги
36119,7
213,3
35,6
4,1
На
приобретение медикаментов и ИМН
206911,0
1687,8
331,3
53,2
Подушевые
расходы населения, руб.
2469,5
2490,1
2567,3
2251,6
Таблица 2. Совокупные расходы на здравоохранение
из государственных средств и средств населения в 2007 году
Показатели
Российская
Федерация
Республика
Саха (Якутия)
Нерюнгрин-ский
район
П.
Чульман
Государственные
расходы, млн. руб.
Всего
расходов
691243,0
8429,8
1621,1
248,6
Консолидированные
бюджеты субъектов РФ
304512,3
4413,2
865,4
129,6
Федеральный
бюджет
94156,3
362,1
72,4
10,3
Федеральный
фонд ОМС
274135,6
3514,6
617,3
94,2
Фонд
социального страхования
18438,8
139,9
66,0
14,2
Подушевые
расходы государства, руб.
4652,3
8317,3
8185,6
7389,6
Расходы
населения, млн. руб.
Всего
расходов
360435,8
2435,4
487,1
71,6
На
платные медицинские услуги
121563,2
517,3
107,3
17,9
На
санаторно-курортные услуги
37256,2
305,3
61,1
4,6
На
приобретение медикаментов и ИМН
201616,4
1612,8
318,7
67,0
Подушевые
расходы населения, руб.
2714,6
2518,3
2512,9
2318,9
Таблица 3. Совокупные расходы на здравоохранение
из государственных средств и средств населения в 2008 году
Показатели
Российская
Федерация
Республика
Саха (Якутия)
Нерюнгрин-ский
район
П.
Чульман
Государственные
расходы, млн. руб.
Всего
расходов
762436,0
9298,7
1859,6
265,3
Консолидированные
бюджеты субъектов РФ
336589,3
4878,1
956,5
136,6
Федеральный
бюджет
101562,0
389,1
77,8
10,7
Федеральный
фонд ОМС
301569,9
3866,3
716,0
100,8
Фонд
социального страхования
22714,8
165,2
109,3
17,2
Подушевые
расходы государства, руб.
5008,3
8424,6
8215,6
7856,2
Расходы
населения, млн. руб.
Всего
расходов
378544,6
2540,6
508,2
72,6
На
платные медицинские услуги
129541,3
551,3
108,1
15,9
На
санаторно-курортные услуги
41563,2
340,7
71,2
10,2
На
приобретение медикаментов и ИМН
207440,1
1648,6
328,9
46,5
Подушевые
расходы населения, руб.
2875,4
2615,9
2701,3
2412,8
Подушевые расходы государства в динамике выросли
в среднем на 1,8% в 2007 году и на 7,6% в 2008 году, но выросли также и расходы
населения: 9,9% в 2007 году, 5,9% в 2008 году. В среднем показатели по
Республике Саха (Якутия), Нерюнгринскому району и п. Чульман выше в 1,3-1,8
раза, чем показатели РФ. Подушевые расходы населения в выбранных субъектах в
динамике за 3 года примерно равны между собой: 2,5 тыс. руб. -2006 год, 2,6
тыс. руб. - 2007 год, 2,7 тыс.руб. - 2008 год. В росте расходов как
государства, так и населения наблюдается положительная динамика, что с одной
стороны, говорит о росте уровня инфляции, а с другой стороны, - о повышении
уровня жизни населения.
Проанализируем показатели совокупных расходов на
здравоохранение в динамике за 2006-2008 гг. по п. Чульман.
Таблица 4. Совокупные расходы на здравоохранение
из государственных средств и средств населения в п.Чульман
Показатели
2006
год
2007
год
2008
год
Отклонение
2007 от 2006
Отклонение
2008 от 2007
по
сумме
в
динамике, %
по
сумме
в
динамике, %
Государственные
расходы, млн. руб.
Всего
расходов
198,3
248,6
265,3
50,3
25,4
16,7
6,7
Консолидированные
бюджеты субъектов РФ
115,6
129,6
136,6
14,0
12,1
7,0
5,4
Федеральный
бюджет
9,0
10,3
10,7
1,3
14,4
0,4
3,9
Федеральный
фонд ОМС
71,6
94,2
100,8
22,6
31,6
6,6
7,0
Фонд
социального страхования
2,1
14,2
17,2
12,1
576,2
3,0
21,1
Подушевые
расходы государства, руб.
7216,9
7389,6
7856,2
172,7
2,39
466,6
6,3
Расходы
населения, млн. руб.
Всего
расходов
69,8
71,6
72,6
1,8
2,6
1,0
1,4
На
платные медицинские услуги
12,5
17,9
15,9
5,4
43,2
-2,0
-11,2
На
санаторно-курортные услуги
4,1
4,6
10,2
0,5
12,2
5,6
121,7
На
приобретение медикаментов и ИМН
53,2
67,0
46,5
13,8
25,9
-20,5
-30,6
Подушевые
расходы населения, руб.
2251,6
2318,9
2412,8
67,3
3,0
93,9
4,0
Анализируя показатели по п. Чульман, можно
заметить, что рост подушевых расходов населения стабилен - прирост составляет
1% в год, что примерно соответствует росту уровня инфляции в РФ. Рост подушевых
расходов государства имеет более высокий темп роста, что говорит о повышении
уровня социального развития региона. Можно также заметить перераспределение в
удельном весе расходов населения. Так, в 2007 году прирост показателей расходов
населения стабилен: 12 - 46%, а в 2008 году выросли затраты на
санаторно-курортное лечения, а затраты на приобретение медикаментов ощутимо
снизились. Причиной этому, скорее всего является резкий рост цен на медикаменты
в конце 2008 года.
Проанализируем эффективность объемов и
финансового обеспечения жителей п. Чульман медицинскими услугами в 2006-2008
гг.
Таблица 5. Показатели реализации программы
государственных гарантий в п. Чульман по объемам и финансовому обеспечению
оказанной медицинской помощи в 2006-2008 гг.
Показатели
Норма-тив
по РФ
2006
год
2007
год
2008
год
Кол-во
Откл-е
от норматива
Кол-во
Откл-е
от норматива
Кол-во
Откл-е
от норматива
Объем
мед. помощи в расчете на 1 жителя
вызовы
скорой медицинской помощи
0,318
0,310
-0,008
0,390
0,072
0,385
0,067
посещения
АПУ
9,198
9,119
-0,079
9,190
-0,008
9,574
0,376
койко-дни
в стационаре
2,812
3,956
1,144
3,419
0,607
3,998
1,186
пациенто-дни
в дневном стационаре
0,577
0,765
0,188
0,596
0,019
0,640
0,063
Стоимость
единицы объема оказанной мед.помощи, руб
вызовы
скорой медицинской помощи
965,8
1243,3
277,5
1067,9
102,1
1468,2
502,4
посещения
АПУ
106,1
203,6
97,5
189,2
83,1
253,7
1,476
койко-дни
в стационаре
607,0
1003,9
396,9
974,2
367,2
971,9
364,9
пациенто-дни
в дневном стационаре
214,7
458,6
243,9
353,4
138,7
375,9
161,2
Финансовое
подушевое обеспечение ТПГГ (руб.на 1 жителя
вызовы
скорой мед. помощи
307,1
385,7
78,6
353,2
46,1
363,9
56,8
посещения
АПУ
975,9
1856,9
881
1864,4
888,5
2061,8
1085,9
койко-дни
в стационаре
1706,9
3971,4
2264,5
3250,1
1543,2
3518,6
1811,7
пациенто-дни
в дневном стационаре
123,9
350,6
226,7
280,2
156,3
380,2
256,3
Всего
3478,4
7591,6
4113,2
6492,4
3014,0
9737,3
6258,9
Таким образом, по объемам вызовов скорой
медицинской помощи и посещений амбулаторно-поликлинических учреждений в расчете
на 1 жителя поселка показатели реализации программы государственных гарантий
сопоставимы с расчетными нормативами по РФ. Однако по койко-дням в стационаре и
пациенто-дням в дневном стационаре показатели п.Чульман значительно превысили
норматив. Это говорит об эффективности работы стационаров ЧГБ, высоком качестве
обслуживания и уровне обеспечения медицинской техникой и оборудованием.
Стоимость единицы объема оказанной медицинской помощи в поселке по итогам
расчетного периода оказалась выше приблизительно в 2 раза почти по всем
показателям, что соответствует реальным затратам на все виды продукции и услуги
в условиях Крайнего Севера. В общем, финансовое обеспечение здравоохранения в
п. Чульман со стороны государственных, региональных, муниципальных источников
было на относительно достаточном уровне. В то же время подушевые расходы
населения на платные медицинские услуги, санаторно-курортное лечение и
приобретение медикаментов вполне сопоставимы со среднефедеративными и окружными
данными, что можно считать положительным итогом деятельности органов управления
п. Чульман и ЧГБ в области здравоохранения района.
Таким образом, по итогам исследования были
выявлены основные проблемы финансирования и использования бюджетных и
внебюджетных средств ЧГБ, в общем, характерные для всех
лечебно-профилактических учреждений Нерюнгринского района и республики Саха
(Якутия).
ЧГБ функционирует на базе сметного
финансирования, раздельного для источников средств. Такое разделение
значительно затрудняет реализацию принципа единоначалия, на котором должна
формироваться система финансового обеспечения отрасли. Кроме того, существуют
экономически необоснованные препятствия для создания системы экономической
мотивации для учреждения, т.к. ЛПУ не имеют экономических стимулов к расширению
объема деятельности и повышению качества медицинской помощи.
Важно подчеркнуть, что необоснованно утрачены
некоторые характеристики прежней системы управления здравоохранением и ее
финансовым обеспечением. На сегодняшний день здравоохранение как отрасль лишена
главного элемента в управлении любой отраслевой системой, а именно единой,
принимаемой всеми уровнями управления, методологии финансового планирования.
Очевидно, что одним из наиважнейших решений
данных проблем в нашем регионе является новая единая территориальная программа
организации и управления здравоохранением и ее финансовым обеспечением.
Определяющим принципом финансового планирования
является программно-целевой, создающий на практике условия для реализации
соразмерности финансирования и заявленных гарантий медицинской помощи.
Свидетельством реализации программно-целевого принципа планирования и
распределения финансовых средств является утверждаемая каждый год
территориальная программа государственных гарантий бесплатной медицинской
помощи, конкретизирующая объемы и виды предоставляемой медицинской помощи.
Таким образом, одной из задач, необходимых для совершенствования управления
финансированием здравоохранения является составление рекомендаций, касающихся
оптимального финансового наполнения ТПГ, с учетом обоснованных потребностей
различных групп населения в медицинской помощи, состояния сети
лечебно-профилактических учреждений в условиях ограниченных финансовых
возможностей региона.
Для повышения качества медицинской помощи и
повышения эффективности использования финансовых средств здравоохранения
предлагаются следующие задачи совершенствования отрасли:
1. Необходимо сконцентрировать в одном центре
управления средства бюджетов всех уровней, ресурсы обязательного медицинского
страхования.
2. Следует практиковать в регионе единый способ
оплаты по видам медицинской помощи, сочетающий в себе два критерия: потребности
населения в медицинской помощи и фактические показатели единиц медицинской
помощи: койко-дни, вызовы, посещения. Для этого следует включить в тарифы на
медицинскую помощь все затраты медицинских организаций, кроме расходов на
приобретение оборудования, капитальный ремонт и коммунальное обслуживание.
3. Необходима унификация требований к
организации медицинской помощи на основе системы здравоохранения.
Для решения поставленных задач необходимо
модернизировать финансовый механизм в части совершенствования финансового
обеспечения всех видов медицинской помощи: амбулаторно-поликлинической,
стационарной, стационарнозамещающей и скорой. В частности, целесообразен
переход региональной сети на нормативно-подушевое финансирование, основу
которого составляет экономически обоснованное распределение ресурсов в расчете
на душу населения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, при исследовании темы дипломной работы был
проведен анализ финансово-экономического состояния бюджетной организации,
проведена диагностика расходов бюджетных средств и объема платных услуг,
оценена эффективность использования бюджетных и внебюджетных доходов
исследуемого учреждения, рассмотрены источники финансирования бюджетного
учреждения здравоохранения, а также финансовая деятельность ЛПУ. Поставленная
цель дипломной работы была достигнута.
В результате практического исследования
экономической эффективности финансирования учреждений здравоохранений в РФ, РС
(Я). Нерюнгринском районе и п. Чульман выявлена следующая проблематика:
• декларативность государственных гарантий
бесплатной медицинской помощи;
• несбалансированность государственных
обязательств по оказанию бесплатной медицинской помощи при росте платных услуг
и сопоставимости затрат населения с объемами государственного финансирования
здравоохранения;
• неэффективность многоканальной системы
бюджетно-страхового финансирования, неспособной обеспечить рациональное
расходование средств;
• отсутствие долгосрочной программы развития
здравоохранения, что ведет к низкой эффективности использования имеющегося
материального и кадрового потенциала системы здравоохранения;
• изношенность основных фондов;
• недоступность медицинских услуг и
неудовлетворенность населения их качеством.
Исходя из вышесказанного, признается
необходимость серьезных преобразований в управлении системой здравоохранения,
создания национальной эффективной ее модели. Главные требования к реформе
здравоохранения состоят в том, что все преобразования должны отвечать двум
критериям: учет интересов и пациента, и медицинских работников.
Основными аспектами реформы отрасли являются
следующие:
1. Эффективные государственные гарантии
бесплатной медицинской помощи.
2. Приток дополнительных финансовых ресурсов и
другой принцип их распределения.
3. Разработка более совершенной
нормативно-правовой базы, что позволит обеспечить единый подход к оказанию медицинской
помощи на всей территории РФ, создать условия для унификации системы
ценообразования на медицинские услуги, установить стандарты лекарственного
обеспечения путем введения единой формулярной системы. определяющей набор
лекарственных средств и медикаментов, обязательных для медучреждений
соответствующего уровня.
4. Преобразование действующей бюджетно-страховой
медицины в преимущественно одно канальную систему финансирования основанную на
страховом.
5. 0беспечение централизованное регулирование
цен на лекарственные препараты, усиление контроля за качеством препаратов.
6. Создание за счет целевого финансирования
общенациональных специализированных медицинских служб, обеспечивающих развитие
в медицине передовых технологий и внедрение их в каждое лечебно-профилактическое
учреждение.
7. Разработка системы показателей,
характеризующих результаты деятельности медицинского учреждения,
здравоохранения муниципального образования, региона и страны в целом, установка
их нормативных значений и осуществление регулярного мониторинга, призванного
дать оценку доступности и качества медицинских услуг.
8. Активная пропаганда здорового образа жизни,
политика профилактики и предупреждения заболеваний.
9. Внесение изменений в подготовку кадров
системы здравоохранения.
2. Актуальные проблемы ОМС в Республике
Саха (Якутия). О ходе реализации выполнения территориальной программы ОМС в
рамках Программы государственных гарантий оказания гражданам Республики Саха
(Якутия) бесплатной медицинской помощи: Прил. к журналу «Народонаселение» ИСЭПН
РАН / под. ред. чл. корр. РАН, проф., д.э.н. Н.М. Римашевской и проф., д.м.н.
И.П. Катковой. - М.: МАКС Пресс, 2004. - 159 с.
3. Анализ финансово-хозяйственной
деятельности / Ю.Г. Чернышева. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2005. - 284 с. -
(Среднее профессиональное образование).
4. Анализ хозяйственной деятельности
бюджетных организаций: учеб. пособие / Д.А. Панков, Е.А. Головкова, Л.В. Пашковская
и др.; под общ. ред. Д.А. Панкова, Е.А. Головковой. - 5-е изд., стер.- М.:
Новое знание, 2007. - 631 с. - (Экономическое образование).
5. Артеменко,
В.Г., Финансовый анализ: Учебное пособие // В.Г. Артеменко, М.В. Беллендир -
М.: ДИС, 2000. - 758 с.
6. Бердникова,
Т.Б. Анализ и диагностика финансово - хозяйственной деятельности предприятия:
Учеб. пособие. - М.: ИНФРА - М, 2001. - 215 с.
7. Л.Ф. Тимофеев, «Финансовое обеспечение
здравоохранение в РС (Я)», «Якутский медицинский журнал», № 4, 2007, с. 67-68.
8. Мелянченко Н. Б. Здравоохранение
России. Новая концепция организации и развития. - СПб.: Медицинская пресса,
2001.-216 с.
9. Обязательное медицинское страхование:
организация и финансирование / [В.В.Гришин и др.]. - М.: Воля, 1995. - 167 с.
10. Основные направления государственного
регулирования развития здравоохранения Российской Федерации на 2000 - 2010 гг.
// Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. - 2000. -
№3.-С. 3-14.
11. П. Костромитин «К 70-летию ЧГБ»,
«Индустрия Севера» от 14 июня 2005 г, с.2.
12. Р.В. Александров «Некоторые проблемы
ресурсного обеспечения отрасли здравоохранения РС (Я)», «Якутский медицинский
журнал», № 3, 2007, с. 69-72.
14. Райсберг Б. Рыночная экономика: учебник.
- М.: Деловая жизнь, 1993. - 192 с.
15. С.Ю. Шелехов, «Российское
здравоохранение: к чему приведут преобразования», «Эко», № 4, 2007, с. 28-39.
16. Семенов В. Ю. Рынок медицинских услуг:
учеб. пособие. - М.: МФП, 2000. - 52 с.
17. Семенов В. Ю. Системы организации
здравоохранения: учеб. пособие. - М.: МФП, 2000. - 69 с.
18. Современные очерки об общественном
здоровье и здравоохранении /А.Л. Линбенбратен. - М.: Медицина, 2003. - 64 с.
19. Становление и развитие социальной
медицины организации и экономики здравоохранения в России / [В. 3. Кучеренко и
др.] - М.: ИКАР, 1997.-160 с.
20. Стародубов В.И. Проблемы и перспективы
финансирования российского здравоохранения / В.И. Стародубов, В.О. Флек //
Экономика здравоохранения. - 2007. - №1. - с. 5-16.
21. Управление здравоохранением : учеб.
пособие / В. 3. Кучеренко. - М.: ТЕИС, 2001. - 447 с.
22. Управление здравоохранением на
современном этапе: проблемы, их причины и возможные пути решения. - М.:
«Менеджер здравоохранения», 2007, - 128 с.
23. Управление и экономика здравоохранения:
учеб. пособие для вузов / под ред. А. И. Вялкова. - М.: ГОЭТАР-МЕД, 2002. - 96
с.
24. Финансы
предприятий: учеб. пособие / Н.Е. Заяц [и др.]; под общ.ред. Н.Е. Заяц, Т.И.
Василевской. - 2-е изд. - Мн.: Выш. шк., 2007. - 528 с.
25. Шейман И. М. Экономика здравоохранения:
учеб. пособие. - М.: ТЕИС, 2001. - 324 с.
26. Шишкин С.В. Экономика социальной сферы:
Учебное пособие. - М.: ГУ ВШЭ, 2003. - 367 c.
- (Учебники Высшей Школы Экономики).
27. Экономика здравоохранения : учеб.
пособие / [В.З.Кучеренко и др.]. - М.: АИС, 1996. - 139 с.
28. Экономика и организация здравоохранения:
учеб. пособие / Р.3. Аширов, А.А. Голубенко, Н.Д. Козин. - Саранск: Красный
октябрь, 2002. - 250 с.
29. Экономика и управление в
здравоохранении: учеб. для студ. сред. мед. Учеб. заведений / Л.А. Зенина, И.В.
Шешунов, О.Б. Чертухина. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 208 с.
30. Экономика и управление здравоохранением:
Учебник / Трушкина Л.Ю. [и др.]. - Изд. 5-е, перераб. и доп. - Ростов н/Д:
Феникс, 2007. - 501 с. (СПО).