Анализ поступления всех видов налогов и направления расходования средств федерального бюджета на примере Родниковского отделения УФК по Ивановской области
На территории Родниковского района проживает 52
человека, получающих льготы и компенсации по программе 0301 «Защита населения
Российской Федерации от воздействия последствий Чернобыльской катастрофы».
Фактические расходы по этой программе в 2004 году составили 331,5 тыс.рублей
что на 30,9 тыс.руб.больше по сравнению с 2003 годом.
Получателями средств программы Ликвидация
последствий аварии на ПО «Маяк» являются 6 человек. Фактические расходы по
данной программе в 2004 году составили 26,1 тыс.руб., что на 24,9 тыс.руб.
меньше по сравнению с 2003 годом.
Недофинансированы расходы по состоянию на 01
января 2005 года на общую сумму 11,0 тыс.руб., которые складывается из сумм
недофинансирования по льготному приобретению лекарств 3,0 тыс.руб., расходов по
выплате денежной компенсации в размере средней стоимости путевки в
санаторно-курортное или в другое оздоровительное учреждение -8,0 тыс.руб.
Таблица 3.5 - Задолженность по финансирование
Федеральных программ через Родниковское отделение УФК по Ивановской области за
2003-2004 годы. (руб.)
Наименование
программ
|
Задолженность
на 01.01.2003
|
Отчет
2003год
|
Финансирование
2003 год
|
Задолженность
на 01.01.2004
|
Отчет
2004 год
|
Финансирование
2004 год
|
Задолженность
на 01.01.2005
|
Ликвидация
последствий аварии на Ченобыльской АЭС
|
2131
|
308341
|
300640
|
5570
|
337030
|
331565
|
11035
|
Ликвидаций
последствий аварии на ПО «Маяк»
|
1452
|
53317
|
51043
|
822
|
25303
|
26175
|
-49
|
Итого
|
3583
|
361658
|
351683
|
6392
|
362333
|
357740
|
10986
|
Получателями средств по программам «Защита
населения РФ от воздействия последствий Чернобыльской катастрофы» и Ликвидация
последствий аварии на ПО «Маяк» являются 10 организаций.
В 2004 году специалистами Родниковского
отделения УФК по Ивановской области было проведено 9 проверок целевого
использования бюджетных средств по данным программам. В ходе проверок нарушений
использования бюджетных средств выявлено не было.
Глава
4. Безопасность и экологичность
4.1
Оценка рабочего места по напряженности трудового процесса
Целью аттестации рабочего места по условиям
труда является установление вредных и опасных производственных факторов,
действующих на работника во время выполнения им своих трудовых обязанностей, с
последующей разработкой рекомендаций по улучшению условий труда [49].
Профессия: специалист отдела кассового
обслуживания исполнения бюджетов.
Производство: Родниковское отделение Управления
Федерального казначейства по Ивановской области.
Краткое описание выполняемой работы.
Специалист отдела кассового обслуживания
исполнения бюджетов Родниковского отделения УФК по Ивановской области
осуществляет: контроль за наличием денежных остатков на лицевых счетах
бюджетополучателей; контролирует соответствие кодов бюджетной классификации
проводимым операциям; обеспечивает прием и отправку информации в Управление
федерального казначейства по Ивановской области; осуществляет работу на
компьютере; проводит работу с документами нормативно-правового характера;
составляет отчеты и т.д.
В соответствии с методикой оценки напряженности
труда устанавливаем:
1. Содержание работы - решение сложных задач с
выбором по известным алгоритмам (работа по серии инструкций).
2. Восприятие сигналов - восприятие сигналов с
последующей коррекцией действий и операций.
3. Распределение функций по степени сложности
задания - обработка, выполнение задания и его проверка.
4. Характер выполняемой работы - работа по
установленному графику с возможной его коррекцией по ходу деятельности.
5. Длительность сосредоточенного наблюдения
26-50 % от времени смены.
6. Плотность сигналов (световых, звуковых) и
сообщений за 1 час работы до 75.
7. Число производственных объектов
одновременного наблюдения до 5.
8. Размер объекта различения (при расстоянии от
глаз работающего до объекта различения не более 0,5 м) более 5мм-100%.
9. Работа с оптическими приборами (микроскопы,
лупы и т.п.) при длительности сосредоточенного наблюдения до 25 % времени
смены.
10. Наблюдение за экранами видеотерминалов
(часов в смену):
- при буквенно-цифровом типе отображения
информации 2-3;
- при графическом типе отображения информации
3-5.
11. Нагрузка на слуховой анализатор (при
производственной необходимости восприятия речи или дифференцированных
сигналов): разборчивость сигналов от 100% до 90% (помехи отсутствуют).
12. Нагрузка на голосовой аппарат до 16 часов в
неделю.
13. Степень ответственности за результат
собственной деятельности - несет ответственность за функциональное качество
вспомогательных работ (заданий), - влечет за собой дополнительные усилия со
стороны вышестоящего руководства (бригадира, мастера и т.п.).
14. Степень риска для собственной жизни
исключена.
15. Степень ответственности за безопасность
других лиц исключена.
16. Число элементов (приемов), необходимых для
реализации простого задания 9-6.
17. Продолжительность выполнения простых
производственных заданий более 100 сек.
18. Время активных действий 20% и более от
продолжительности смены, в остальное время - наблюдение за ходом
производственного процесса.
19. Монотонность производственной обстановки:
время пассивного наблюдения за ходом техпроцесса менее 75% от времени смены.
20. Фактическая продолжительность рабочего дня
6-7 часов.
21. Односменная работа без ночной смены.
22. Перерывы отсутствуют.
Определим оценку условий труда с помощью
протокола оценки условий труда.
Таблица 4.1 - Протокол оценки условий труда
специалиста отдела кассового обслуживания исполнения бюджетов.
Показатели
|
Класс
условий труда
|
|
1
|
2
|
3.1
|
3.2
|
3.3
|
1.
Интеллектуальные нагрузки
|
1.1
|
|
|
+
|
|
|
1.2
|
|
+
|
|
|
|
1.3
|
|
+
|
|
|
|
1.4
|
|
+
|
|
|
|
2.
Сенсорные нагрузки
|
2.1
|
|
+
|
|
|
|
2.2
|
+
|
|
|
|
|
2.3
|
+
|
|
|
|
|
2.4
|
+
|
|
|
|
|
2.5
|
+
|
|
|
|
|
2.6
|
|
+
|
|
|
|
2.7
|
+
|
|
|
|
|
2.8
|
+
|
|
|
|
|
3.
Эмоциональные нагрузки
|
3.1
|
|
+
|
|
|
|
3.2
|
+
|
|
|
|
|
3.3
|
+
|
|
|
|
|
4.
Монотонность нагрузок
|
4.1
|
|
+
|
|
|
|
4.2
|
+
|
|
|
|
|
4.3
|
+
|
|
|
|
|
4.4
|
+
|
|
|
|
|
5.
Режим работы
|
5.1
|
+
|
|
|
|
|
5.2
|
+
|
|
|
|
|
5.3
|
|
|
|
+
|
|
Количество
показателей в каждом классе
|
13
|
7
|
1
|
1
|
|
Общая
оценка напряженности труда
|
|
+
|
|
|
|
В данном разделе проведена оценка рабочего места
специалиста отдела кассового обслуживания исполнения бюджетов Родниковского
отделения Управления Федерального казначейства по Ивановской области. В связи с
том, что более 6 показателей относятся к 2 классу, можно дать общую оценку
напряженности труда. Она соответствует 2 классу, т. е. допустимые условия
труда, характеризующиеся допустимым наличием производственных факторов, не
превышающих гигиенические нормативы и не оказывающие неблагоприятное
воздействие на организм работника и его потомство.
Для улучшения условий труда специалиста отдела
кассового обслуживания исполнения бюджетов рекомендуется составить график
приема и обработки документов, электронной информации. Так же регламентировать
технические перерывы в работе, способствующие повышению работоспособности и
снижению утомляемости.
4.2
Анализ пожарной безопасности в Родниковском отделении УФК по Ивановской области
Правила пожарной безопасности в Российской
Федерации устанавливают требования пожарной безопасности на территории
Российской Федерации, являющиеся обязательными для исполнения всеми органами
государственной власти, органами местного самоуправления, организациями,
предприятиями, учреждениями, иными юридическими лицами независимо от их
организационно-правовых форм и форм собственности, должностными лицами,
гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без
гражданства [46].
Возможные источники в Родниковском отделении УФК
по Ивановской области являются:
- оборудование, имеющие пожарную опасность:
компьютеры, осветительные приборы, электропроводка, предметы бытовой химии,
электронагревательные приборы.
На предприятии в целях организационных работ в
области пожарной безопасности разработаны должностные инструкции на всех
работников, в которых предусмотрено, что они обязаны:
- соблюдать требования пожарной безопасности
стандартов, норм и правил, утвержденных в установленном порядке, а также
соблюдать и поддерживать противопожарный режим,
- выполнять меры предосторожности при
использовании газовыми приборами, предметами бытовой химии. Проведению работ с
легковоспламеняющимися (ЛВЖ) и горючими (ГЖ) жидкостями, другими опасными в
пожарном отношении веществами, материалами и оборудованием;
- выполнять требования пожарной безопасности к
территориям, зданиям, сооружениям, помещениям.
Все работники должны допускаться к работе только
после прохождения противопожарного инструктажа, а при изменении специфики
работы проходить дополнительное обучение по предупреждению и тушению возможных
пожаров.
При проведении противопожарного инструктажа до
работников доводятся:
1. Общие сведения о предприятии, характерные
особенности производства.
2. Общие правила поведение работающих на
территории предприятия, в производственных и вспомогательных помещениях.
3. Обстоятельства и причины отдельных
характерных несчастных случаев, аварий, пожаров, прошедших на предприятии и
других аналогичных производствах из-за нарушения требований безопасности.
4. Способы и средства предотвращения пожаров.
Действия персонала при их возникновении.
5. Первая помощь пострадавшим. Действия
работников при возникновении несчастного случая.
Ответственность за пожарную безопасность помещений,
технологического и инженерного оборудования, процессоров, электросетей и т.п.
определяет руководитель приказом по предприятию.
При обеспечении пожарной безопасности в
Родниковском отделении УФК по Ивановской области следует руководствоваться
инструкцией по противопожарному режиму, согласно которой:
1. Все работники допускаются к работе только
после прохождения противопожарного инструктажа и ознакомления с настоящей
инструкцией.
2. Организационные мероприятия по обеспечению
пожарной безопасности на предприятии.
2.1. Курить в здании строго воспрещается, местом
для курения определить тамбур у входа.
2.2. Запрещается пользоваться неисправными
электроприборами и электрооборудованием.
2.3. Не оставлять без присмотра
электронагревательные приборы.
2.4. Следить за санитарным состоянием своего
рабочего места.
2.5. Следить за санитарным состоянием
прилегающей к зданию территории, своевременно очищать ее от мусора, опавших
листьев, сухой травы и т.п.
2.6. Определить срок прохождения
противопожарного инструктажа - 1 раз в полугодие.
2.7. Ответственность за проведение инструктажа
назначить ведущего специалиста по общим вопросам.
2.8. Порядок осмотра и закрытия помещений после
работы:
- каждый сотрудник на своем рабочем месте обязан
отключить компьютерную технику, осветительные и нагревательные приборы;
- начальники отделов, закрыв кабинеты, сдают
ключи в приемную;
- после проверки помещения объект сдается на
охрану в Отдел вневедомственной охраны при отделе внутренних дел ответственным
лицом.
2.9. Порядок действия сотрудников при
обнаружении пожара:
- необходимо срочно вызвать службу МЧС по
телефону 01 и сообщить о сложившейся экстремальной обстановке дежурному отдела
вневедомственной охраны при Отделе Внутренних Дел по телефону 02;
- известить о случившемся руководителя
Родниковского отделения УФК по Ивановской области;
- обесточить все электроприборы;
- применить средства пожаротушения;
- документы сложить в мешки, опечатать и вынести
во двор;
- принять все меры к спасению материальных
ценностей;
- ответственным лицам принять меры к эвакуации
людей из помещения согласно плану.
В здании Родниковского отделения УФК по
Ивановской области
разработаны и вывешены на видных местах планы
(схемы) эвакуации людей в случае пожара (Приложение 5).
В праздничные и выходные дни в Родниковском
отделении УФК по Ивановской области издается приказ, в котором отражен Порядок
действий в случае возникновения пожара.
Помещения, здания, сооружения необходимо
обеспечивать первичными средствами пожаротушения.
При определении видов и количества первичных
средств пожаротушения учитываются физико-химические и пожароопасные свойства
горючих веществ, их отношение к огнетушащим веществам, а также площадь
производственных помещений, открытых площадок и установок.
Комплектование технологического оборудования
огнетушителями осуществляется согласно требованиям технических условий
(паспортов) на это оборудование или соответствующими правилами пожарной
безопасности.
Выбор типа и расчет необходимого количества
огнетушителей производится в зависимости от их огнетушащей способности,
предельной площади, класса пожара горючих веществ и материалов в защищаемом
помещении или на объекте [48].
Средствами пожаротушения в Родниковском
отделении УФК по Ивановской области служат:
- углекислотные огнетушители ОУ-2 и ОУ-5 переносные,
вместимостью баллонов 2 и 5 литров, предназначенные для тушения загораний
различных веществ, горение которых не может происходить без доступа воздуха,
загораний электроустановок, находящихся под напряжением не более 10 кВ.
Огнетушители всегда содержаться в исправном
состоянии, периодически осматриваются, проверяются и своевременно
перезаряжаются.
Размещаются первичные средства пожаротушения в
коридорах, проходах, на высоте не более 1,5 м, что не препятствует безопасной
эвакуации людей.
При эксплуатации эвакуационных путей и выходов
обеспечено соблюдение проектных решений и требований нормативных документов по
пожарной безопасности (в том числе по освещенности, количеству, размерам и
объемно-планировочным решениям эвакуационных путей и выходов, а также по
наличию на путях эвакуации знаков пожарной безопасности). Двери на
эвакуационных путях и выходах открываются свободно по направлению выхода из
здания, за исключением дверей, открывание которых не предусматривается
требованиями нормативных документов по пожарной безопасности.
Запоры на дверях эвакуационных выходов должны
обеспечивать людям, находящимся внутри здания (сооружения), возможность
свободного их открывания без ключа.
При эксплуатации эвакуационных путей и выходов
запрещается:
- загромождать эвакуационные пути и выходы (в
том числе проходы, коридоры, тамбуры, галереи, лифтовые холлы, лестничные
площадки, марши лестниц, двери, эвакуационные люки) различными материалами,
изделиями, оборудованием, производственными отходами, мусором и другими предметами,
а также забивать двери эвакуационных выходов;
- устраивать в тамбурах выходов сушилки и
вешалки для одежды, гардеробы, а также хранить инвентарь и прочие материалы;
- устраивать на путях эвакуации пороги (за
исключением порогов в дверных проемах), раздвижные и подъемно-опускные двери и
ворота, вращающиеся двери и турникеты, а также другие устройства,
препятствующие свободной эвакуации людей;
- применять горючие материалы для отделки,
облицовки и окраски стен и потолков, а также ступеней и лестничных площадок;
- фиксировать самозакрывающиеся двери лестничных
клеток, коридоров, холлов и тамбуров в открытом положении, а также снимать их;
- остеклять или закрывать жалюзи воздушных зон в
незадымляемых лестничных клетках;
- заменять армированное стекло обычным в
остеклениях дверей и фрамуг.
Наружные пожарные лестницы и ограждения на
крышах (покрытиях) зданий и сооружений должны содержаться в исправном
состоянии, периодически проверяться на соответствие требованиям нормативных
документов по пожарной безопасности. В помещениях с одним эвакуационным выходом
одновременное пребывание 50 и более человек не допускается.
Металлические решетки, защищающие окна и запоры
на окнах отрываются изнутри без ключа [47].
В данном разделе проведена оценка условий
соблюдения проводимых мероприятий по пожарной безопасности в Родниковском
отделении УФК по Ивановской области. Можно сделать вывод, что правила пожарной
безопасности соблюдаются всеми сотрудниками данного учреждения согласно
инструкции по противопожарному режиму. В отделении на видных местах вывешены
планы эвакуации людей в случае пожара, также есть в наличии огнетушители.
Ежегодное проведение пожарно-технического обследования государственной
противопожарной службой показывает, что в Родниковском отделении УФК по Ивановской
области соблюдаются требования пожарной безопасности в соответствии с
Федеральным законом «О пожарной безопасности» [47].
Соблюдение всех мер по обеспечению пожарной
безопасности в отделении создает нормальный ритм работы учреждения без
аварийных ситуаций.
Глава
5. Совершенствование информационных технологий в информационной среде
казначейского исполнения бюджета
5.1
Современное состояние и проблемы развития информационных технологий в
области казначейского исполнения бюджета
Автоматизация предприятий приобрела в последнее
время огромную популярность. Сегодня информатизация является одним из важнейших
инструментов управления предприятием, управления бизнесом. Крупные предприятия
всегда нуждаются в многочисленных программных улучшениях и изменениях.
С 2005 года кассовое обслуживание федерального
бюджета проходит с помощью программного комплекса «Центр-КС».
В рамках информационно-технической подготовки к
вводу в действие Порядка, утвержденного приказом Федерального казначейства от
22 марта 2005 года №1н, в 2005 году было проведено внедрение единого
прикладного программного обеспечения во всех органах Федерального казначейства,
организована закупка необходимого дополнительного технического обеспечения,
включая обновление серверного оборудования и рабочих станций.
С 2006 года было принято решение осуществлять
кассовое обслуживание бюджета субъекта Федерации и бюджета муниципального
образования с помощью программного комплекса «Центр-КС» [44].
В процессе перехода на программный комплекс
«Центр-КС» специалисты Федерального казначейства столкнулись с рядом трудностей
и нерешенных вопросов, среди них необходимо выделить следующие:
-сложность проведения процедуры настройки
комплекса, часто приходилось связываться с разработчиками;
-замечания и предложения по технологии
формирования и обработки поступающей информации.
Для организации электронного документооборота с
клиентами Федерального казначейства, включая муниципальные образования,
разработаны и внедрены система криптографической защиты и электронно-цифровой
подписи, автоматизированные рабочие места (далее - АРМ). Системы были
установлены в финансовых (уполномоченных) органах субъектов Российской
Федерации и муниципальных образованиях.
В части основных проблем, связанных с
затруднениями электронного документооборота, в настоящее время можно выделить
следующие:
-отсутствие достоверной информации о технической
готовности финансовых (уполномоченных) органов муниципальных образований
субъектов Российской Федерации, плохое качество каналов связи, недостаточная
квалификация персонала на местах;
-отсутствие регистрации в налоговых органах
отдельных органов местного самоуправления муниципальных образований, имеющих
самостоятельные бюджеты (ИНН и КПП).
5.2
Основные виды информационных систем, используемых в органах Федерального
казначейства
Основными видами информационных систем, с
помощью которых осуществляется работа органов Федерального казначейства,
являются:
1. Программный продукт «Центр-КС».
2. Система электронного документооборота (СЭД).
3. Аппаратно-программная система (АПС).
1. Программный продукт «Центр-КС» - это
интегрированный пакет прикладных программ «Казначейское исполнение доходов и
расходов федерального бюджета на региональном и местном уровнях». Пакет
прикладных программ «Центр-КС» является частью автоматизированной
информационной системы «Финансы» Министерства финансов Российской Федерации
(АИС «Финансы») и разрабатывается в ее составе [45].
Пакет прикладных программ «Центр-КС»
предназначен для автоматизации работы казначейского исполнения доходов и расходов
федерального бюджета на региональном и местном уровнях районных, городских
отделений и республиканских, областных Управлений Федерального казначейства. На
любом уровне различные части пакета программ автоматизируют работу по учету
доходов Федерального казначейства и финансирования из Федерального
казначейства, включая работу с лицевыми счетами получателей бюджетных средств.
В ППП «Центр - КС» автоматизированы функции:
- бухгалтерского учета в соответствии с
инструкцией МФ РФ от 17 февраля 1999 года №15;
- информационного взаимодействия органов
Федерального казначейства с распорядителями бюджетных средств, кредитными
организациями и между собой;
- централизованного учета поступивших и
списанных средств федерального бюджета со счетов органов ФК, открытых в
кредитных организациях в условиях функционирования единого счета.
Целью разработки пакета программ является:
повышение качества и производительности работы; создание диалога,
обеспечивающего свободный, ритмичный и спокойный режим работы для пользователя;
оперативность обработки данных; содействие пользователю в создании образцового
ведения бухгалтерского учета; обеспечение бухгалтерской информацией с высокой
степенью достоверности, полноты и оперативности; создание надежной, гибкой
системы функционирования, ориентированной на удовлетворение запросов
пользователя бухгалтера Центральной бухгалтерии; освобождение пользователя от
всех рутинных трудоемких операций бухучета; формирование информационно емких
выходных документов без тенденции к увеличению их количества.
Запуск Системы осуществляется из основного меню
операционной системы при выборе пункта меню «АИС Финансы / Центр-КС». Также
система может быть запущена при открытии командного файла budget.exe,
находящегося в каталоге хранения файлов системы.
После запуска программы «Центр-КС» открывается
окно регистрации в системе (Рисунок 5.1).
Рисунок 5.1 - Окно регистрации
В данном окне необходимо заполнить следующие
поля:
«Пользователь» - указывается имя пользователя
системы.
«Пароль» - указывается пароль входа в систему
для данного пользователя.
Для ввода данных параметров пользователь должен
быть предварительно зарегистрирован в системе администратором системы.
Дополнительные параметры соединения видны при
выборе кнопки «Параметры»:
«Имя сервера»;
«Имя базы данных».
После заполнения полей ввода данных для входа в
систему требуется нажать кнопку «Выполнить». В случае необходимости выхода из
системы необходимо нажать кнопку «Выход».
При повторном входе в систему необходимости в
копировании системных таблиц нет. Программа хранит указанные при последнем
сеансе работы с системой параметры соединения: имя пользователя, имя сервера,
имя базы данных.
В случае если при входе в систему имя
пользователя, пароль, имя сервера или имя базы данных были указаны неверно, на
экран выдается сообщение о неудачной попытке регистрации.
Рисунок 5.2 - Основная форма системы
При
входе в систему открывается основная экранная форма системы (Рисунок 5.2),
содержащая главное меню системы и навигатор объектов системы.
Навигатор
объектов предназначен для осуществления доступа к объектам системы,
систематизированным и объединенным определенным образом. В системе выделены
четыре основных вида объектов, работу с которыми ведет пользователь системы:
Документы.
Объекты данного вида объединены в соответствии с теми бизнес-процессами и
регламентирующими их нормативными документами, которые выполняются в органе
федерального казначейства.
Отчеты.
Объекты данного вида также объединены в соответствии с теми бизнес-процессами и
регламентирующими их нормативными документами, которые приняты для исполнения в
органе федерального казначейства
Электронный
обмен документами. Объекты данного вида дублируют список объектов вида
документы и предназначены для автоматической выгрузки / загрузки
соответствующих данных в систему.
Справочники.
Объекты данного вида сгруппированы в соответствии с функционалом системы и
предназначены для хранения, загрузки и выгрузки справочной информации в
систему.
В
связи с переходом на кассовое обслуживание исполнения областного и местного
бюджета, объемы обрабатываемой информации значительно возрастают. УФК по
Ивановской области для обеспечения оперативности проведения всех платежей
основное внимание уделило внедрению электронного обмена данными между
участниками бюджетного процесса, т.е. возможность обмена электронными
документами являлась одним из условий внедрения технологий кассового
обслуживания бюджетов.
С
точки зрения информационных технологий «СЭД» стоит в одном ряду с модернизацией
вычислительной базы (приобретение новых современных рабочих станций и
серверов), реконструкцией систем инженерного обеспечения, созданием надежных
каналов связи, обеспечением безопасности информации, переходом на единое
программное обеспечение.
2.
Система электронного документооборота (СЭД) - это организованная система электронного
документооборота с клиентами Федерального казначейства, включая муниципальные
образования. [36,с.19].
Система электронного документооборота (СЭД)
предназначена для защищенной, гарантированной доставки электронных документов
между участниками бюджетного процесса.
Внедрение
СЭД должно обеспечить:
Сокращение
времени доставки документов между участниками бюджетного процесса;
Возможность
отслеживать порядок и сроки прохождения документов в органах ФК;
Поддержку
одновременной работы многих пользователей с одним и тем же документом,
предотвращение его потери и утраты;
Сокращение
времени поиска нужных документов;
Быстрое
создание документов из уже существующих.
Система
«СЭД», как программный продукт, представляет собой систему клиент-сервер.
Хранение данных обеспечивается использованием Microsoft SQL Server. Клиентская
часть универсальна и настраивается в зависимости от функций выполняемых в
процессе обмена. Можно выделить несколько цепочек:
Центральный
аппарат Федерального казначейства ЦАФК (сервер) - Управление Федерального
казначейства УФК (клиент);
Центральный
аппарат Федерального казначейства ЦАФК (сервер) - получатели бюджетных средств
ПБС, распорядители бюджетных средств РБС (клиент);
Управление
Федерального казначейства УФК (сервер) - получатели бюджетных средств ПБС,
распорядители бюджетных средств РБС (клиент);
Отделение
Федерального казначейства ОФК (сервер) - получатели бюджетных средств ПБС,
распорядители бюджетных средств РБС (клиент).
При
запуске СЭД открывается окно работы с программой, имеющее стандартный интерфейс
для программ Windows (Рисунок 5.3).
Рисунок
5.3 - Окно программы
Окно
содержит в верхней части раскрывающееся меню и панели инструментов (строки
пиктограмм). При подведении курсора мыши к кнопке панели инструментов
(пиктограмме) появляется смысловая подсказка, раскрывающая назначение
пиктограммы.
Основное
меню - строка с названиями разделов программы располагается в верхней части
экрана. Меню предназначено для вызова функций.
Каждый
раздел меню (его также называют пунктом меню) содержит ниспадающий список функций
и команд. Каждая команда, имеющая в конце своего названия символ ►,
вызывает дополнительный список функций и команд.
Таким
образом, чтобы вызвать исполнение какой-либо функции, предусмотренной в
программе, необходимо указателем мыши выбрать нужный пункт меню и в появившемся
списке выбрать нужную функцию или команду со знаком ►, которая откроет
дополнительный список функций, содержащий искомую команду.
3.
Аппаратно-программная система (АПС) - мощный и эффективный инструмент
мгновенного ввода и обработки бумажных платежных документов. АПС предоставляет
в распоряжение широкий набор средств и возможностей для комфортной работы с
платежными документами. Данная программа представляет собой работу со сканером,
который считывает штрих-код, находящийся на платежном документе и с помощью
звукового сигнала показывает сообщение о наличии ошибки или о правильном
оформлении документа.
5.3
Совершенствование системы электронного документооборота в работе
Родниковского отделения Федерального казначейства
В настоящий момент перед структурными
подразделениями Федерального казначейства стоит важная задача - внедрение
регламентированного защищенного электронного документооборота. Не смотря на то,
что на сегодняшний день мы не сможем полностью освободиться от больших объемов
бумажных носителей, со временем ситуация должна в корне измениться. Иначе
говоря, на смену тоннам бумажных документов придут мегабайты электронных
документов.
Система электронного документооборота является
частью комплекса задач, решив которые Федеральное казначейство построит
единообразную, легко управляемую систему.
С точки зрения информационных технологий «СЭД»
стоит в одном ряду с модернизацией вычислительной базы (приобретением новых
современных рабочих станций и серверов), реконструкцией систем инженерного
обеспечения, созданием надежных каналов связи, обеспечением безопасности
информации, переходом на единое программное обеспечение. [28,с.49].
ППО обеспечивает для каждой цепочки создание
защитного канала. Данные передаются в шифрованном виде. Шифрование происходит с
использованием функций криптопровайдера Cryptogram
CSP и полностью
соответствует существующим ГОСТам. На том же криптопровайдере основана ЭЦП.
Каждый документ в обмене обязательно снабжается электронной цифровой подписью.
Нужно сказать, что ЭЦП является полным эквивалентом подписи на бумажном
носителе. Таким образом, документы «СЭД» полноценны с юридической точки зрения.
Кроме того, ЭЦП обеспечивает проверку целостности информации, подпись в случае
ее изменения становится не верной и документ аннулируется. Доверенным центром
сертификатов ключей является центр ЦАФК.
О пользовательском интерфейсе программ можно
сказать, что она представляет собой почтовый клиент. Администратору предстоит
настроить транспортную систему. В его функции так же входит управление
пользователями и соответствующими сертификатами. Разработчиками добавлены
функции, характерные для казначейства: обмен платежными документами, расходными
расписаниями, ведение реестра бюджетополучателей.
Наиболее важной и неотъемлемой частью
защищенного электронного документооборота является электронная цифровая подпись
(ЭЦП).
АРМ ЭЦП - это программа, с помощью которой можно
подписывать документы не на бумаге, а в электронном виде.
По своему назначению и в соответствии с Законом
об электронной цифровой подписи ЭЦП предназначена для замены подписи на
бумажном носителе и абсолютно равнозначна ей с юридической точки зрения, а так
же следит за целостностью и неизменностью электронного документа.
ЭЦП включает в себя так называемую хэш-функцию. Вам
ни к чему заострять свое внимание на этом термине. Важно лишь представить себе
и понять, какую роль хэш-функция выполняет.
Хэш-функция следит за целостностью электронного
документа, чтобы ни один символ не только не пропал, но и не был заменен на
другой, т.е. в данном ракурсе ЭЦП отвечает за целостность и неизменность
документа. Если, к примеру, в электронном документе счет одного получателя
заменить на счет другого, количество символов не изменится, соответственно, не
изменится и объем документа. Но при проверке ЭЦП подпись окажется неверна.
Документы с неверной подписью к обработке не принимаются, так как это является
нарушением существующего законодательства, следовательно, в случае принятия к
обработке документа с неверной ЭЦП, вся ответственность за переданную далее
информацию ложится уже не на исполнителя, который подписал документ, а на
Федеральное казначейство.
Таким образом, если в электронном документе
после его подписания был заменен хотя бы один символ, например “1” на “2”, то
ЭЦП автоматически становится неверна, и вы это видите при обязательной для всех
документов проверке подписи. Документы с неверной подписью к обработке не
принимаются.
ЭЦП выполняет две основные функции:
Заменяет собой подпись документа на бумажном
носителе.
Следит за целостностью и неизменностью
информации в электронном документе.
Правом ЭЦП наделяется лицо, обладающее правом
подписи документа на бумажном носителе, то есть, если документ на бумаге должен
подписать начальник отдела или руководитель отделения, то именно он ставит ЭЦП
на электронном документе.
Встречаются случаи, когда бумажный документ
вообще не подписывается. Необходимо ли ставить ЭЦП в этом случае? Да! Это может
сделать непосредственный исполнитель документа или, как чаще всего встречается
в практике, оператор автоматизированного рабочего места обмена электронными
документами. Электронные документы, передаваемые по каналам связи, таким как
Интернет или закрытая частная сеть могут быть подвергнуты атакам
злоумышленников не только с целью получения информации, но и с целью ее
изменения в пользу сторонних лиц. Изменения в неподписанном документе не будут
достаточно быстро обнаружены, что возможно приведет к необратимым последствиям.
Если же документ подписан, то ЭЦП выполнит функцию сторожа, который обнаружит,
что по дороге от отправителя к получателю документ претерпел изменения.
Документ не будет принят к обработке и несанкционированный доступ к информации,
будет предотвращен. Следовательно, ЭЦП на электронном документе необходима в
любом случае.
Подсистема «СЭД. Доставка электронных
документов» построена на клиент-серверной технологии. Сервер устанавливается в
органе ФК, каждый сервер имеет набор клиентов. Доставка электронных документов
осуществляется между сервером и клиентом.
АРМ оператора представляет собой рабочее место
пользователя, включенного в автоматизированную систему электронного
документооборота.
Полностью данное рабочее место оператора
представляет собой программный комплекс, состоящий из нескольких программ:
рабочего места оператора;
системы электронно-цифровой подписи и шифрации
(ЭЦП);
транспортной системы, осуществляющей связь
«Клиент - Сервер органа ФК».
Документооборот СЭД в УФК Контур УФК
предназначен для организации документооборота между Органом ФК и его клиентом.
СЭД в УФК состоит из:
Клиент УФК
Сервер УФК
В соответствии с этим для работы с СЭД в
Управление Федерального казначейства предусмотрено два АРМ - оператор клиента
УФК и оператор сервера УФК. Общую структуру документооборота между Управлением
Федерального казначейства, Центральным аппаратом Федерального казначейства и
бюджетным учреждением, можно изобразить следующим образом (Рисунок 5.4).
Рисунок
5.4 - Структура документооборота
Данная
схема документооборота состоит из сервера УФК и внешней системы. В рисунке
поддерживается следующий функционал:
Выгрузка
в автоматизированную систему электронного документа «Расходное расписание» с
клиента УФК в автоматизированную систему УФК;
Загрузка
из автоматизированной системы электронного документа «Расходное расписание» на
клиент УФК из внешней автоматизированной системы УФК;
Загрузка
из автоматизированной системы электронного документа «Извещение о принятии на
учет (аннулировании) расходного расписания» на клиент УФК из внешней
автоматизированной системы УФК.
В
данном разделе проведено описание основных информационных технологий, с помощью
которых осуществляется работа органов Федерального казначейства.
Стоит
отметить, что внедрение и использование прикладного программного продукта
«Центр-КС», системы электронного документа оборота «СЭД» и
аппаратно-программной системы АПС позволило значительно сократить сроки
получения и обработки получаемой информации, необходимые для выполнения
операций при кассовом обслуживании бюджетов.
Заключение
В дипломной работе был произведен анализ
действующего механизма казначейской системы исполнения бюджета, выявлены его
позитивные стороны.
Создание казначейской системы привело к тому,
что средства, выделяемые из федерального бюджета на нужды отраслевых
министерств и ведомств, находятся на счетах казначейства, а их движение
производится территориальным аппаратом Федерального казначейства,
незаинтересованным в их нецелевом, неэффективном или нерациональном
использовании и активно препятствующим этому. Это достигнуто максимально целесообразным
приближением органов Федерального казначейства к бюджетным организациям и
распорядителям средств федерального бюджета. Централизация казначейской системы
обеспечивает реализацию принципа “единства кассы” в отношении федеральных
финансовых ресурсов. Такая схема охватывает учет движения денежных средств на
всех этапах расходования, в результате чего достигается:
полный контроль и регистрация движения денежных
средств;
освобождение отраслевых министерств от
несвойственной им функции, с наделением их возможностью оперативного получения
информации о федеральной бюджетной обеспеченности подведомственных им единиц,
что реально обеспечивает проведение единой политики развития отрасли;
создание адекватной информационной основы для
принятия отраслевыми департаментами Минфина взвешенных решений о финансировании
курируемых отраслей;
возможность в режиме реального времени
контролировать целевое использование бюджетных средств.
Таким образом, рассмотренная казначейская
система расходования бюджетных средств характеризуется простотой схемы
перечисления реальных денег, позволяющей осуществить контроль со стороны
казначейства за движением средств.
Эффективное использование бюджета возможно на
основе краткосрочных прогнозов. Прогнозы осуществляются на основе поступающей
информации о наличии бюджетных средств и об их расходовании. Для этого создано
единое программное обеспечение для автоматизированной обработки информации,
методическое обеспечение и формы предоставления результатов прогноза.
Принцип автоматизированной обработки информации
об исполнении бюджета является одним из основных в системе казначейства. После
установки программного продукта «Центр-КС», СЭД обработка и передача данных по
компьютерной сети заменила передачу физических носителей информации.
Следовательно, казначейская система может в
режиме реального времени контролировать поступления бюджетных средств,
оперативно обрабатывать данные по их поступлению и расходованию, получать
интегрированные результаты такой обработки, анализировать поступления и расходование
бюджетных средств.
С созданием органов Федерального казначейства
достигнуты значительные преимущества в направлении своевременности
распределения регулирующих доходов и быстроты их зачисления в соответствующие
бюджеты. Это способствует более оперативному финансированию бюджетных расходов.
Говоря об этом, следует отметить, что казначейство страны с его структурными
подразделениями делают нужную и полезную работу в вопросах реализации принципов
бюджетного федерализма. Они имеют полный набор средств и методов для
осуществления принципа перераспределения средств между соответствующими
бюджетами. Казначейство в состоянии обеспечить и претворение в жизнь принципа
фактического равноправия всех элементов бюджетной системы в межбюджетных
отношениях при условии выработки определенных правил и процедур. Хорошим
организующим началом в этом является эффективная работа органов Федерального
казначейства.
Наличие казначейской системы позволяет на основе
четко определяемых объемов реальных потребностей сделать процесс исполнения
бюджета более плавным, осуществлять не только последующий, но также
предварительный и текущий контроль исполнения расходной части бюджета.
С 1995 года органы казначейства ведут учет
доходных ресурсов и расщепление налогов. Новый порядок учета доходов в
казначейской системе способствуют сокращению времени прохождения платежных
документов от налогоплательщиков до зачисления средств на счет доходов
федерального бюджета, а так же от распорядителей ассигнований до получателей.
Регулирование доходных источников осуществляется
ежедневно, а это значит, что финансовые ресурсы выводятся из-под действия
инфляции и каждый день поступают на счета бюджетов всех уровней, что дает
возможность рационально и быстро осуществлять исполнение расходной части бюджета.
С введением финансирования бюджетных организаций
через казначейскую систему средства бюджета не попадают на счета министерств и
ведомств, а доводятся на основании их распоряжений до конкретных получателей.
На местах казначейство гарантирует, что выделяемые ресурсы попадут строго по
назначению в более короткий срок.
При финансировании учреждений, предприятий и
организаций через органы Федерального казначейства осуществляется жесткий
контроль расходования бюджетных средств.
Наибольший удельный вес произведенных расходов
по Родниковскому отделению УФК по Ивановской области приходится на
экономическую статью бюджетной классификации РФ 110100 “Оплата труда
государственных служащих” и составляет от общей суммы финансирования 47,7% .
В целях создания единой централизованной системы
финансирования расходов из федерального бюджета в структуру органов
Федерального казначейства в субъектах Российской Федерации введено
расчетно-кассовое обслуживание клиентов, что обеспечивает предварительный и
текущий контроль за использованием бюджетных средств.
Для более полного исследования темы дипломной
работы проведен анализ исполнения расходной части федерального бюджета на
примере Родниковского отделения УФК по Ивановской области, который позволил на
практике увидеть важность одного из элементов управления средствами бюджета и
контроля за их расходованием - учета бюджетных обязательств. Полноценный учет
бюджетных обязательств позволяет иметь информацию обо всех принятых бюджетными
учреждениями обязательствах, которые с течением времени заменяются кассовыми
расходами. Внедрение этой системы позволяет отслеживать обязательства на
различных стадиях процесса исполнения бюджета, иметь информацию для прогноза
наличных средств, необходимых для оплаты расходов, выстраивать очередность платежей
из бюджета.
Практически 100% расходов федерального бюджета
проходит по счетам Федерального казначейства. Самой сложной оказалась задача
перевода счетов Министерства обороны в систему Федерального казначейства. За
2004 год завершен полный перевод на казначейское исполнение бюджета
подразделений Минобороны России, полностью или частично переведены на
казначейское обслуживание в органы ФК бюджеты всех 89 субъектов Российской
Федерации [43].
Для того чтобы главная функция органов
Федерального казначейства - оптимальное управление государственными ресурсами -
исполнялась, необходима её реализация на всех уровнях бюджетной системы. С
точки зрения общегосударственных интересов, создание и обеспечение деятельности
нескольких параллельно существующих казначейских систем, обеспечивающих
исполнение бюджетов различных уровней, экономически нецелесообразно. В этой
связи между администрацией Ивановской области и Управлением Федерального
казначейства по Ивановской области заключено соглашение о кассовом обслуживании
исполнения областного бюджета органами Федерального казначейства. Соглашением
был определен график перевода организаций областного бюджета на обслуживание в
органы Федерального казначейства. С июля 2002 начался поэтапный перевод
муниципальных бюджетов на кассовое обслуживание в органы Федерального
казначейства. На сегодняшний день в Управлении и отделениях Ивановской области
на балансовых счетах 40201 и 40204 открыто 1270 лицевых счетов, из них 95
распорядительных и 1175 счетов получателей средств [43].
Сегодня, рассматривая этапы развития
казначейской системы исполнения федерального бюджета и подводя итоги работы
органов Федерального казначейства, можно сказать, что Федеральное казначейство
является важным инструментом повышения эффективности управления и контроля
государственных ресурсов. Но в перспективе ждут не менее сложные и
ответственные задачи, успешное решение которых возможно только при опоре на
выводы, обобщающие практику прошлых лет.
На основе проведенного практического
исследования особенностей казначейской системы исполнения бюджета и изученной
теоретической базы, разработаны следующие рекомендации по совершенствованию
казначейской системы исполнения бюджета:
целесообразно производить постановку на учет
денежных обязательств не только по коммунальным услугам, и по другим кодам
экономической классификации;
необходимо рассмотреть вопрос об интеграции
банковских технологий в технологии казначейского исполнения бюджета;
необходимо составить программу развития
казначейской системы страны, которая предусматривала бы серьезную модернизацию
информационно-технической сферы деятельности всех Управлений Федерального
казначейства.
Список
использованных источников
1. Бюджетный кодекс Российской
Федерации //М: Проспект.1999г.160с.
2. Налоговый кодекс Российской
Федерации. Части первая и вторая. Официальный текст. М.: Омега-Л. 2000.
3. Базарова Г.В. Роль финансов
в социально-экономическом развитии страны М.: Финансы и статистика, 1986г.
4. О федеральном бюджете на
2003 год: Федеральный закон от 24.12.2002 №176-ФЗ.// Собрание законодательства
Российской Федерации. 03.01.2003.№1 (часть 1).
5. О федеральном бюджете на
2004 год: Федеральный закон от 23.12.2003 №186-ФЗ.// Собрание законодательства
Российской Федерации. 01.01.2004.№1 (часть 1).
6. Комягин Д.Л., Федеральное
казначейство - из прошлого в будущее.//Финансы.1998.№7
7. О социальной защите граждан,
подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС: Федеральный
закон от 15.05.1991 №1244-1. //Ведомости СНД и ВС РСФСР.1991.№21.
8. Меньшиков. Инфляция и кризис
регулирования экономики//М:Мысль.1990.
9. О социальной защите граждан,
подвергшихся радиации вследствие аварии на производственном объединении “Маяк”
и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча: Федеральный закон от 26.11.1998 №
175-ФЗ.//Российская газета.№229. 02.12.1998.
10. Нормативные акты по финансам,
налогам, страхованию и бухгалтерскому учету.//Приложение к журналу «Финансы».
11. Об утверждении соглашений о
кассовом обслуживании исполнения областного бюджета органами федерального
казначейства: Закон Ивановской области от 23.07.2001 №51-ОЗ.
12. О федеральном казначействе:
Указ Президента Российской Федерации от 08.12.92 г. №1556 // Ведомости СНД и ВС
РСФСР. 1992. №50.
13. О федеральном казначействе
Российской Федерации: Постановление Правительства Российской Федерации от
27.08.93 г. №864 // Российские вести. 1993. №172.
14. Положение о Министерстве
финансов РФ от 6 марта 1998г. №273// «Собрание законодательства РФ».16.03.1998.
№11.ст.1288.
15. Положение о Федеральном
казначействе РФ//«Российские вести». №172. 07.02.1993.
16. О мерах по ускорению перехода
на казначейскую систему исполнения федерального бюджета: Постановление
Правительства Российской Федерации от 28.08.97г. №1082. // Российская газета.
1997. №175.
17. О федеральной целевой программе
развития органов федерального казначейства на 2000-2004годы: Постановление
Правительства Российской Федерации от 23.06.1999 №667.
18. Программа развития бюджетного
федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года: ободрена
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 2001 г.№584.//
Собрание законодательства Российской Федерации. 20.08.2001.№34.
19. Об утверждении инструкции «О
порядке открытия и ведения территориальными органами федерального казначейства
Министерства финансов Российской Федерации лицевых счетов для учета операций по
исполнению расходов федерального бюджета»: приказ Министерства финансов
Российской Федерации от 30 декабря 1999 г. №106н. // Экономика и жизнь. 2000.
№9.
20. Об утверждении Правил
кассового обслуживания исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации и
местных бюджетов территориальными органами федерального казначейства: Приказ
Министерства финансов Российской Федерации от 19.04.2000 №46н.//Финансовая
газета.№24.2000.
21. Об утверждении Порядка
взаимодействия управлений федерального казначейства Министерства Финансов
Российской Федерации и контрольно-ревизионных управлений Министерства Финансов
Российской Федерации в субъектах Российской Федерации по организации,
проведению и реализации материалов ревизий и поверок: Приказ Министерства
финансов Российской Федерации от 28.12.1998 №265.
22. Об утверждении правил
указания информации в полях «Плательщик», «Получатель» и «Назначение платежа»
расчетных документов на перечисление платежей на счета по учету доходов и
средств бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, а также
взыскание недоимок, пеней и штрафов: Письмо Министерства Финансов РФ от
01.10.2001 №80н.//Российская газета.11.12.2001.№243.
23. Бюджетная система Российской
Федерации. /Под редакцией проф. М.В. Романовского и проф. О.В. Врублевской. М.:
Юрайт. 2000.
24. Финансы. /Под редакцией проф.
М.В.Романовского, проф.О.В.Врублевской, проф.Б.М.Сабанти.- М.: Перспектива;
Юрайт. 2000. 520с.
25. Указ Президента РФ от
08.12.1992 №1556 О Федеральном казначействе.
26. Два столетия в пользу
отечества: буклет./Иваново: ОГУП «Редакция «Ивановская газета».2002.
27. Бережная Л.А. За
эффективность в казначейской работе.//Финансы.2002.№1.
28. Бриль Д.В. Применение
информационных технологий в целях совершенствования процедур казначейского
исполнения бюджета.//Финансы.2002.№4.
29. Горин В.А., Нестеров В.В.
Программное обеспечение для казначейского исполнения расходов и доходов
федерального бюджета на региональном и местном уровнях.// Финансы.2001.№3.
30. Гусев С.И., Швецов Ю.Г.
Федеральное казначейство: взгляд на перспективы развития.//Финансы.2002.№2.
31. Финансовый менеджмент.
Учебно-практическое руководство.//М: Перспектива.1993.
32. Дашкина С.А. Кассовое
обслуживание бюджета субъекта федерации.//Финансы.2002.№1.
33. Деревянченко Т.А.
Казначейство - государственный контролер исполнения федерального
бюджета.//Финансы. 2000.№4.
34. Ермакова Т.А. Казначейская
система: кому исполнять бюджет региона?//Финансы.2002.№4.
35. Ицкович Б.Ф. Контроль финансовых
потоков государства органами федерального казначейства. //Финансы.2000.№9.
36. Клюкова И.Н. Взаимодействие
казначейских и налоговых органов в реализации единого казначейского
счета.//Финансы.2002.№2.
37. Лопина Л.А. Функционирование
казначейства в условиях использования единого казначейского
счета.//Финансы.2002.№3.
38. Малышева В.И. Казначейство:
цели, задачи, функции.// Финансы.2001.№12.
39. Майнулова Т.Н. Казначейство:
прозрачность бюджета.//Финансы.2002.№1.
40. Мурзакова А.П. Практика
казначейского исполнения бюджета.//Финансы.2002.№3.
41. Нестеренко Т.Г. Бюджетным
деньгам - гарантию казначейского счета” // Финансы. 2000. №5.
42. Нестеренко Т.Г. Казначейская
система как инструмент эффективного управления государственными финансами.//
Финансы.2001.№3.
43. Казначейство: вопросы и
ответы.// Финансы.2005. №6.
44. Прокофьев С.Е. Интеграция
банковских и казначейских технологий. //Финансы.2001.№12.
45. ППП «Центр-КС». // e-mail:
budjet@keysystems.ru.
46. Приказ МЧС РФ от 18.06.2003г
№313 «Об утверждении правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ
01-03)»
47. Федеральный закон от
21.12.1994г. №69-ФЗ (ред. от 02.02.2006г) «О пожарной безопасности» (принят ГД
ФС 18.11.1994г.)4.Журнал «Пожарная безопасность» 2004г.
48. Приказ МЧС РФ от 08.07.2002г.
№320 «Об утверждении перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации в
области пожарной безопасности».
49. Аттестация рабочих мест.///
Чепульский Ю.П., Бекасов В.И., - Под общ. ред. Ю.П. Чепульского. - М.:
«Альфа-Композит», 1998.
50. ГОСТ 12.2.032. - 78 ССБТ.
//«Рабочее при выполнении работ сидя. Общие эргономические требования»
51. ГОСТ 12.2.049 - 80 ССБТ.//
«Оборудование производственное. Общие эргономические требования (при выполнении
работ сидя - стоя)»
52. Руководство Р 2.2.755-99
Госкомсанэпиднадзора РФ «Гигиенические критерии оценки условий труда по
показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и
напряженности трудового процесса»
Страницы: 1, 2, 3, 4
|