бесплатные рефераты

Аудит расчётов с бюджетом по налогу на добавленную стоимость


Таким образом, соотношение стоимости материальных оборотных средств и величин собственных и заёмных источников их формирования определяет устойчивость финансового состояния. Обеспеченность запасов и затрат источниками формирования является сущностью финансовой устойчивости, тогда как платежеспособность выступает её внешним проявлением. В то же время степень обеспеченности запасов и затрат источниками есть причина той или иной степени платежеспособности, выступающей как следствие обеспеченности.

Излишек (+) или недостаток (-) собственных краткосрочных источников формирования запасов и затрат:

Eс = (Uс – F) – Z, (2.4)


2006 г.: ± Ec = 262564 – 143681 – 230145 = -111262 руб.;

2007 г.: ± Ec = 251162 – 138790 – 239772 = -127400 руб.;

2008 г.: ± Еc = 258065 – 141145 – 301223 = -184303 руб.

Как видно из приведенных выше расчётов, в течение анализируемого периода наблюдается недостаток собственных краткосрочных источников формирования запасов и затрат, что говорит о необходимости привлечения заёмных средств.

Излишек (+) или недостаток (-) собственных долгосрочных и среднесрочных заёмных источников формирования запасов и затрат:


±Еt = Еt – Z = [(Uc +Кt) – F] – Z, (5)


2006 г.: ± Еt = [(262564+13305) – 143681] – 230145 = -97957 руб.;

2007 г.: ± Еt = [(251162+54515) – 138790] – 239772 = -72885 руб.;

2008 г.: ± Еt = [(258065+66404) – 141145] – 301223 = -117899 руб.

Таким образом, наблюдается также и недостаток собственных долгосрочных и среднесрочных заёмных источников формирования запасов и затрат, следовательно, без привлечения краткосрочных заёмных ресурсов предприятие не в состоянии обеспечивать себя необходимым количеством запасов и затрат.

Излишек (+) или недостаток (-) общей величины основных источников формирования запасов и затрат:


± ЕΣ = ЕΣ – Z = [(Uc +Kt) – Kt] – Z, (6)


2006 г.: ± ЕΣ = [(262564+13305) – 165382] – 230145 = -119658 руб.;

2007 г.: ± ЕΣ = [(251162+54515) – 173455] – 239772 = -107550 руб.;

2008 г.: ± ЕΣ = [(258065+66404) –301474] – 301223 = -278228 руб.

Как видно, и данный показатель обеспеченности запасов и затрат источниками их формирования имеет отрицательные значения, то есть основных источников формирования запасов и затрат недостаточно для нормальной работы предприятия, что говорит о проблемах в финансовом состоянии организации и необходимости их анализа руководством и срочной реализации мер по восстановлению нормального финансового состояния.

Вычисление 3-х показателей обеспеченности запасов и затрат источниками их формирования позволяет классифицировать их финансовые ситуации по степени их устойчивости. При идентификации типа финансовой устойчивости используется следующий трехмерный показатель:


St = {S(± Ec), S(± Et), S(± EΣ)}, (7)


где функция определяется следующим образом:

Возможно выделение четырех типов финансовых ситуаций:

1.                Абсолютная устойчивость финансового состояния, встречающаяся редко и являющая собой крайний тип финансовой устойчивости. Она задаётся условиями:

Показатель типа ситуации S = (1, 1, 1).

2.                Нормальная устойчивость финансового состояния, гарантирующая её платежеспособность:

3.                Неустойчивое финансовое состояние, сопряженное с нарушением платежеспособности, при котором, тем не менее, сохраняется возможность восстановления равновесия за счёт пополнения источников собственных средств и увеличения собственных оборотных средств, а также за счёт дополнительного привлечения долгосрочных и среднесрочных кредитов и заёмных средств:

4.                Хрупкое финансовое состояние, при котором организация находится на грани банкротства, поскольку в данной ситуации денежные средства, краткосрочные ценные бумаги и дебиторская задолженность организации не покрывает даже её кредиторскую задолженность:

Показатель типа ситуации S = (0, 0, 0).

На основании расчётов получаем следующие варианты финансовой устойчивости по годам:

2006 г.:  – кризисное состояние;

2007 г.:  – кризисное состояние;

2008 г.:  – кризисное состояние.

Итак, видно, что за весь анализируемый период на предприятии сложилось кризисное финансовое состояние, причём состояние в 2008 г. по всем показателям наихудшее, в связи с чем администрации необходимо срочно принимать меры к стабилизации положения.

Ликвидность баланса определяется как степень покрытия обязательств предприятия его активами, срок превращения которых в денежную форму соответствует сроку погашения обязательств. Ликвидность активов – величина, обратная ликвидность баланса по времени превращения активов в денежные средства.

В зависимости от степени ликвидности, т.е. скорости превращения в денежные средства, активы предприятия разделяются на следующие группы:

А1) наиболее ликвидные активы – денежные средства и краткосрочные финансовые вложения;

А2) быстрореализуемые активы – дебиторская задолженность и прочие активы. Итог группы получается вычитанием величины наиболее ликвидных активов из итога раздела II актива;

А3) медленно реализуемые активы – статьи раздела II актива «Запасы и затраты» (за исключением «Расходов будущих периодов»), а также статьи из раздела I актива баланса «Долгосрочные финансовые вложения» (уменьшенные на величину вложений в уставные фонды других предприятий) и «Расчеты с учредителями».

А4) труднореализуемые активы – статьи раздела I актива баланса за исключением статей этого раздела, включенных в предыдущую группу.

Пассивы баланса группируются по степени срочности их оплаты:

П1) наиболее срочные обязательства – к ним относятся «Кредиторская задолженность» (статьи пассива баланса «Расчёты и прочие пассивы»), а также «ссуды», не погашенные в срок из справки 2 Ф№5;

П2) краткосрочные пассивы – краткосрочные кредиты и заёмные средства;

П3) долгосрочные пассивы – долгосрочные кредиты и заёмные средства;

П4) постоянные пассивы – статьи раздела пассива баланса «Источники собственных средств». Для сохранения баланса актива и пассива итог данной группы уменьшается на сумму иммобилизации оборотных средств и величины по статье «Расходы будущих периодов».

Баланс считается абсолютно ликвидным, если имеет место:

Существенным является сопоставление итогов первых трёх групп по активу и пассиву. Четвертое неравенство носит «балансирующий» характер, но его выполнение свидетельствует о соблюдении минимального условия финансовой устойчивости – наличие у предприятия собственных оборотных средств.


Таблица 3

Анализ ликвидности баланса ОАО «ФИРМА НОВИТЕЛ» в 2007 и 2008 годах, тыс. руб.

Актив

На начало периода

На конец периода

Пассив

На начало периода

На конец периода

Платежный излишек

На начало

На

конец

1

2

3

4

5

6

7

8

2007 год

1)Наиболее

ликвидные

23

353

1)Наиболее срочные обязательства

125878

140530

-125855

-140177

2)Быстрореали-

зуемые активы

67402

100217

2)Краткосрочные пассивы

39504

32925

+27898

+67292

3)Медленно реализуемые активы

230443

240054

3)Долгосрочные пассивы

13305

54515

+217138

+185539

4)Труднореали-

зуемые активы

143383

138508

4)Постоянные пассивы

262564

251162

-119181

-112654

Баланс

441251

479132

Баланс

441251

479132

Х

х

2008 год

1)Наиболее

ликвидные

353

503

1)Наиболее срочные обязательства

140530

218064

-140177

-217561

2)Быстрореали-

Зуемые активы

100217

183072

2)Краткосрочные пассивы

32925

83410

+67292

+99662

3)Медленно реали- зуемые активы

240054

301507

3)Долгосрочные пассивы

54515

66404

+185539

+235103

4)Труднореали-

зуемые активы

138508

140861

4)Постоянные пассивы

251162

258065

-112654

-117204



Исходя из показателей табл. 3 система неравенств на конец отчётных периодов предприятия будет выглядеть так:

Из приведённых в табл. 3 данных можно сделать вывод о невозможности выплат по наиболее срочным обязательствам предприятия в течение последних трёх лет. Одной из основных причин является спад производства на предприятии, но в то же время краткосрочные пассивы покрывались за счёт средств быстрореализуемых активов, что несколько улучшает текущую ликвидность. Это связано с большими суммами дебиторской задолженности предприятию за рассматриваемый период. Четко просматривается в связи с этим проблема неплатежей.

Сравнение медленно реализуемых активов с долгосрочными пассивами отражает перспективную ликвидность. Медленно реализуемые активы за три года имели тенденцию покрывать долгосрочные пассивы с нарастающими темпами, что вызвано незначительными долгосрочными кредитами и более или менее стабильной работой предприятия. Но постоянные пассивы в значительной степени не прикрываются активами и в наличии тенденция нарастающей невозможности покрытия постоянных пассивов активами.

Это говорит о том, что уровень прибыли на предприятии незначителен и что «больное» место в источниках собственных средств – фонды: уставный, резервный, специального назначения. Следует уделить особое внимание вопросу их «оздоровления».

Финансовые коэффициенты представляют собой относительные показатели финансового состояния предприятия. Анализ финансовых коэффициентов заключается в сравнении их значений с базисными величинами, а также в изучении динамики за определённый период времени.

Система относительных финансовых коэффициентов по экономическому смыслу может быть подразделена на ряд групп: показатели оценки рентабельности предприятия; показатели оценки эффективности управления или прибыльности продукции; показатели оценки деловой активности; показатели оценки рыночной устойчивости; показатели оценки ликвидности актива баланса как основы платежеспособности.

Совместный анализ, характеризующий финансовое состояние предприятия приведен в табл. 4. Следует заметить, что основная масса финансовых коэффициентов предприятия не соответствует нормативному уровню. Особенно это касается коэффициентов абсолютной и критической ликвидности, а также коэффициента маневренности и некоторых других. Таким образом, можно сделать вывод о том, что требуется разработка ряда предложений по улучшению финансового состояния предприятия.


Таблица 4

Финансовые коэффициенты ОАО «ФИРМА НОВИТЕЛ»

в 2006 – 2008 годах

Показатели

Нормальное ограничение

Годы

2006

2007

2008

1. Коэффициент автономии, Ка

≥ 0,5

0,59

0,52

0,41

2. Коэффициент мобильных и иммобилизованных средств, Км\и

Х

0,18

0,27

0,41

3. Коэффициент соотношения заемных и собственных

средств, Кз\с

0,5

0,69

0,92

1,44

4. Коэффициент маневренности, Км

≤ min (1; стр. 2)

1,13

1,36

1,88

5. Коэффициент обеспеченности запасов и затрат собственными источниками, Ко

≥ 0,6:0,8

0,88

0,95

1,17

6.Коэффициент абсолютной ликвидности, Кал

≥ 0,2:0,8

0,000

0,003

0,002

7. Коэффициент критической ликвидности, Ккл

≥ 0,8:1,0

0,53

0,72

0,84

8. Коэффициент покрытия, Ктл

≥ 2

2,37

2,42

2,22


Не соответствуют нормативному уровню не только показатели, характеризующие финансовое состояние предприятия, но также и структура баланса организации, в которой наблюдается острая нехватка наиболее ликвидных активов, значения которых значительно ниже показателей наиболее срочных обязательств. Всё это говорит о неэффективности управления и неграмотной реализации стратегии предприятия.


2.2 Учётная политика предприятия в целях налогообложения


Для отражения в бухгалтерском учёте хозяйственных операций, связанных с «входящим» налогом на добавленную стоимость, т.е. НДС, который уплачивается поставщикам, предназначается счёт 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям».

По дебету счёта 19 «НДС по приобретённым ценностям» по соответствующим субсчетам организация отражает суммы налога по приобретённому имуществу, работам и услугам в корреспонденции со счетами учёта расчётов.

Принятый к учёту НДС подлежит списанию в сумме, на которую в данном налоговом периоде производится налоговый вычет.

Под налоговыми вычетами понимаются суммы НДС по приобретённым материальным ценностям (работам, услугам), подлежащие вычету из сумм налога, исчисленного по операциям реализации товаров (работ, услуг). Налоговые вычеты производятся по товарам (работам, услугам), приобретаемым для осуществления производственной деятельности или иных операций, признаваемых объектами налогообложения, для перепродажи.

Виды налоговых вычетов и порядок их применения регламентируются ст. 171 и 172 НК РФ. Отражение НДС производится на основании счетов-фактур (п. 1 ст. 169 НК РФ). Не оформленные в установленном порядке счета-фактуры не могут быть основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету (п. 2 ст. 169). Во всех расчётных документах на реализуемую продукцию сумму НДС выделяют отдельной строкой.

Списание накопленных на счёте 19 «НДС по приобретённым ценностям» сумм налога отражается по кредиту счёта, как правило, в корреспонденции со счётом 68 «Расчёты по налогам и сборам».

Сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая начислению в бюджет по операциям, признаваемым объектом налогообложения, определяется путем умножения налоговой базы на соответствующую ставку НДС. При применении налогоплательщиками при реализации товаров различных налоговых ставок налоговая база определяется отдельно по каждому виду товаров, облагаемых по разным ставкам. Согласно п. 1 ст. 40 НК РФ для целей налогообложения принимается цена товаров, указанная сторонами сделки.

Пока не доказано обратное, предполагается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен.

С 1 января 2006 г. моментом определения налоговой базы по НДС является наиболее ранняя из следующих дат:

1) день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав;

2) день оплаты, частичной оплаты в счёт предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.

В случаях, если товар не отгружается и не транспортируется, но происходит передача права собственности на этот товар, такая передача права собственности в целях главы 21 НК РФ приравнивается к его отгрузке.

При реализации налогоплательщиком товаров, переданных им на хранение по договору складского хранения с выдачей складского свидетельства, момент определения налоговой базы по указанным товарам определяется как день реализации складского свидетельства.

Моментом определения налоговой базы при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления является последний день месяца каждого налогового периода.

Момент определения налоговой базы при передаче товаров (выполнении работ, оказании услуг) для собственных нужд, признаваемой объектом налогообложения НДС, определяется как день совершения указанной передачи товаров (выполнения работ, оказания услуг).

Начисление НДС отражается записями:

Дебет 90-3 «Налог на добавленную стоимость»

Кредит 68 «Расчёты по налогам и сборам»

— на сумму НДС, причитающуюся к уплате в бюджет, от стоимости выручки от продажи товаров, продукции, работ и услуг;

Дебет 91-2 «Прочие расходы»

Кредит 68 «Расчёты по налогам и сборам»

— на сумму НДС, причитающуюся к уплате в бюджет, от стоимости выручки от продажи основных средств, нематериальных и прочих активов, а также от их безвозмездной передачи.

В целях определения суммы НДС, подлежащей уплате в бюджет, организации должны вести Книгу продаж. В Книге продаж регистрируются счета-фактуры (контрольные ленты контрольно-кассовой техники, бланки строгой отчётности), составляемые продавцами.

То есть при совершении операции, признаваемой объектом обложения НДС (в том числе освобождаемой от налогообложения), продавец выписывает счёт-фактуру и регистрирует его в Книге продаж [37, с.496].


2.3 Порядок исчисления и особенности уплаты налога на добавленную стоимость в ОАО «Фирма Новител»


Исчисление и уплата налога на добавленную стоимость в ОАО «Фирма Новител» регулируется главой 21 части второй Налогового Кодекса РФ.

В ОАО «Фирма Новител» объектом налогообложения по НДС признаются операции, связанные с реализацией товаров (работ, услуг) на территории РФ.

При определении налоговой базы выручка от реализации товаров (работ, услуг) определяется исходя из всех доходов ОАО «Фирма Новител», связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг), полученных им в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами.

Ставка НДС – 18%.

Сумма НДС, определяется ОАО «Фирма Новител» самостоятельно исходя из соответствующих ставок налога, налоговой базы с учётом установленных льгот, рассрочек и отсрочек.

Сумма налога исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

В том случае, если производится продукция, облагаемая по разным ставкам, общая сумма налога представляет собой результат сложения сумм налогов, исчисляемых отдельно как соответствующие налоговым ставкам процентные доли соответствующих налоговых баз.

Одним из главных финансовых документов контроля над облагаемым оборотом и, соответственно, за исчислением НДС, а также для возмещения или к вычету уплаченного налога является счёт-фактуры.

Кроме общепринятых реквизитов, характеризующих покупателя и продавца, а также наименования или описания товара, работ и услуг, их количества, цены и стоимости, в счёте-фактуре отдельной строкой должны быть в обязательном порядке выделены: суммы акциза по подакцизным товарам, ставка НДС, сумма налога, предъявляемая покупателю товаров, работ и услуг, а также стоимость товаров, работ и услуг за всё количество поставляемых или отгруженных по счёту-фактуре товаров, работ и услуг с НДС.

При реализации товаров, работ и услуг, операции, по которой освобождены от налогообложения, также должны быть выписаны и выданы счета-фактуры, но в этом случае в них не выделяются соответствующие суммы налога.

Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные ОАО «Фирма Новител» и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.

Например, в сентябре 2008 г. ОАО «Фирма Новител» получило от поставщика товар на сумму 2 290 тыс.руб., НДС (18%) – 349,3 тыс.руб. В этом же месяце данный товар продан за 2308 тыс.руб., НДС – 349,3 тыс.руб. Денежные средства в оплату товара получены от покупателя и перечислены поставщику.

В книге покупок и книге продаж ОАО «Фирма Новител» были сделаны следующие записи (табл. 5 – 6).

Как видно из табл. 5-6, ОАО «Фирма Новител», совершив продаж на 2308 руб., должно заплатить НДС в сумме 352,1 тыс.руб., но поскольку законодательство предоставляет право вычета суммы налога, предъявленного налогоплательщику и уплаченного им при приобретении товаров (работ, услуг) (в данном случае сумма вычета составит 349,3 руб. (по книге покупок), то за сентябрь 2008 г. ОАО «Фирма Новител» сумма НДС, подлежащей к уплате в бюджет составляет 2,8 тыс.руб.


Таблица 5

Выписка из книги покупок ОАО «Фирма Новител» за сентябрь 2007г.

Покупка за период с 01.09.08 по 30.09.08


Покупки, облагаемые налогом по ставке

Покупки, освобождаемые от налога

Всего покупок включая НДС

18 процентов

10 процентов

0 процентов

стоимость покупок без НДС

сумма НДС

стоимость покупок без НДС

сумма НДС








Всего

1940,7

349,3

-

-

-


2290

Таблица 6

Книга продаж

Продажа за период с 01.09.08 по 30.09.08


Продажи, облагаемые налогом по ставке

Продажи, освобождаемые от налога

Всего продаж, включая НДС

18 процентов

10 процентов

0 процентов

стоимость продаж без НДС

сумма НДС

стоимость продаж без НДС

сумма НДС








Всего

1955,9

352,1

-

-

-

-

2308


Уплата налога производится исходя из фактической реализации товаров за истекший налоговый период не позднее 20-го числа месяца, следующего за этим месяцем.

Не позднее сроков уплаты налога в соответствии с законом ОАО «Фирма Новител» обязано представить в налоговый орган по месту своего учёта соответствующую налоговую декларацию по НДС.

Для отражения в бухгалтерском учёте хозяйственных операций, связанных с НДС, рабочим планом счетов в ОАО «Фирма Новител» предназначаются счёт 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретённым ценностям» и счёт 68 «Расчёты по налогам и сборам», субсчёт «Расчёты по налогу на добавленную стоимость».

Счёт 19 имеет следующие субсчета:

1 «Налог на добавленную стоимость при приобретении основных средств»;

2 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным нематериальным активам»;

3 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным материально-производственным запасам».

По дебету счёта 19 по соответствующим субсчетам в ОАО «Фирма Новител» отражают суммы налога по приобретаемым материальным ресурсам, основным средствам, нематериальным активам в корреспонденции с кредитом счетов 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками», 76 «Расчёты с разными дебиторами и кредиторами».

По основным средствам, нематериальным активам и МПЗ после их принятия на учёт сумма НДС, учтённая на счёте 19, списывается с кредита этого счёта в зависимости от направления использования приобретенных объектов в дебет счетов:

- 68 «Расчёты по налогам и сборам» (при производственном использовании);

- учёта источников покрытия затрат на непроизводственные нужды (29,91, 86) - при использовании на непроизводственные нужды;

- 91 «Прочие доходы и расходы» - при продаже этого имущества.

При продаже продукции в ОАО «Фирма Новител» исчисленная сумма НДС отражается по дебету счетов 90 «Продажи» и кредиту счёта 68, субсчёт «Расчёты по налогу на добавленную стоимость».

Погашение задолженности перед бюджетом по НДС в ОАО «Фирма Новител» отражается по дебету счёта 68 «Расчёты с бюджетом» и кредиту счёта 51 «Расчётные счета».

 

2.4 Налоговая декларация, особенности её заполнения


Несмотря на изменения, внесенные в форму декларации по НДС Приказом Минфина России от 11.09.2008 № 94н, форма отчёта остается прежней, то есть образца, утвержденного Приказом Минфина России от 07.11.2006 № 136н. Номер формы по Классификатору деклараций (КНД) - 1151001. Её представляют обычные плательщики НДС, осуществляющие операции реализации на внутреннем рынке страны, операции экспорта, импорта, а также налоговые агенты.

Декларация представляется по окончании налогового периода - квартала, срок представления декларации по налогу на добавленную стоимость за IV квартал 2008 г. - 20 января 2009 г.

Особое место занимает отчётность по НДС по операциям ввоза товаров из Республики Беларусь. В этом случае отчёт представляется по другой форме, КНД 1151075. Она утверждена Приказом Минфина России от 27.11.2006 № 153н и представляется независимо от традиционного НДС, в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учёт ввезенных из Белоруссии товаров. 20 января 2009 г. такую декларацию надо будет представить тем лицам, кто принял на учёт белорусские товары в декабре 2008 г. Одновременно с декларацией налогоплательщики обязаны представить в налоговые органы Заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов в трёх экземплярах и ряд других подтверждающих документов.

Титульный лист и разд. I декларации представляют все налогоплательщики, в том числе и ОАО «Фирма Новител». А вот разд. II - IX (в необходимых случаях и приложения) включаются в состав представляемой в налоговые органы декларации при осуществлении налогоплательщиками соответствующих операций.

В декларацию за календарный год включается Приложение (разд. 00010) по суммам НДС, подлежащим восстановлению в соответствии с п. 6 ст. 171 Налогового кодекса РФ. В случае приобретения или строительства недвижимости, амортизация по которым начисляется, начиная с 1 января 2006 г. и в дальнейшем это имущество стало использоваться для проведения операций, не облагаемых НДС, ОАО «Фирма Новител» обязано восстановить полученный вычет в особом порядке. Именно в эту отчетность до 20 января 2009 г. необходимо рассчитать сумму восстановленного НДС и представить такие сведения в составе декларации в разделе 00010.

Так как разд. I отражает итоговые суммы налога к уплате или возмещению, бухгалтер ОАО «Фирма Новител» начинает заполнять декларацию с конца, с разделов III - X.

Расчет суммы налога, подлежащей уплате в бюджет по операциям по реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 2-4 статьи 164 Налогового Кодекса РФ.

Данный раздел состоит из таких частей:

- налогооблагаемые объекты;

- налоговые вычеты.

В декларации указаны ставки: 10, 18 и 20 процентов. А также три соответствующие им расчетные ставки (10/110, 18/118, 20/120).

Пример:

В сентябре 2008года «Фирма Новител» отгрузила покупателям товары на сумму 2 450 000 руб. (в том числе НДС – 373 729 руб.). На основе этих данных бухгалтер организации заполнил необходимый раздел декларации.

Затем следует заполнение подраздела «Налоговые вычеты». Здесь указаны суммы, которые уменьшают подлежащий уплате налог.

По строке 220 записана сводная величина НДС (320 644 руб.), перечисленная поставщикам.

За сентябрь 2008 года «Фирма Новител» перечислила в бюджет НДС в сумме 53 085 руб. Эта сумма получена следующим образом: строка 210 (373 729 руб.) - строка 340 (320 644 руб.).

Суммы налога из разделов III - VIII переносятся в раздел I, налог считается в целом по внутренним и экспортным операциям. В зависимости от знака заполняется итоговая строка 040 (к уплате) или 050 (к возмещению) раздела I.

Таким образом, на предприятии ОАО «Фирма Новител» налогообложение добавленной стоимости поставлено в соответствии с действующим законодательством, соблюдаются все установленные требования и правила.

Отметим тяжелое финансовое состояние предприятия, обусловленное как ошибками в управлении предприятием, так и условиями внешней среды.



3 Основные пути совершенствования учЁта расчЁтов с бюджетом по налогу на добавленную стоимость в организации ОАО «Фирма Новител»


3.1 Постановка налогового планирования на предприятии


Налогообложение ОАО «Фирма Новител» производится по традиционной системе. Данное предприятие является плательщиком налога на прибыль организаций, налога на добавленную стоимость, единого социального налога и налога на имущество.

Приступая к налоговому планированию, целесообразно определить налоговую нагрузку ОАО «Фирма Новител» и сравнить её со средней величиной по стране.

Совокупная налоговая нагрузка (СНН) характеризует долю налоговых платежей в совокупных доходах налогоплательщика и определяется по формуле:

СНН = (совокупные налоговые платежи) х 100%/доходы

Доходы определяются как сумма прибыли от реализации и внереализационных и операционных доходов. При этом в составе налоговых платежей не следует учитывать налог на доходы физических лиц и иные налоги, которые организация уплачивает как налоговый агент.

В России совокупная налоговая нагрузка в среднем колеблется в размере 20-30% от доходов, и по ней можно судить о размере уплачиваемых организацией налоговых платежей.

Если организация уплачивает налоги в размере более 30%, скорее всего, необходимо оптимизировать налоги. Практика показывает, что в результате мероприятий налогового планирования налоговая нагрузка может быть уменьшена до 15%. В то же время более существенное снижение налоговой нагрузки законными способами маловероятно [42, с.25].

Расчёт совокупной налоговой нагрузки для ОАО «Фирма Новител» отражен в таблице 7.

Как видно из приведённых данных, налоговая нагрузка ОАО «Фирма Новител» очень высока, составляет 48.4 %. Данный показатель значительно выше аналогичного показателя в среднем по стране. Следовательно, исследуемое предприятие должно осуществлять мероприятия по оптимизации налоговых платежей.


Таблица 7

Расчёт совокупной налоговой нагрузки ОАО «Фирма Новител»

№ п/п

Показатели

Сумма, руб.

1

Прибыль от реализации

39312500

2

Внереализационные доходы

315650

3

Всего совокупных доходов

39628150

4

Налоговые платежи

19173455


Налоговая нагрузка, %

48.4


Рис. 2 – Совокупная налоговая нагрузка ОАО «Фирма Новител»


Далее проводится анализ доли уплачиваемых налогов. На этом этапе определяется доля каждого налога в совокупной сумме уплаченных организацией налогов (таблица 8). В результате можно выявить те налоги, которые составляют наибольшую долю платежей ОАО «Фирма Новител». Именно на них в первую очередь должны быть направлены мероприятия по планированию.

Из таблицы 8 видно, что наибольшую долю в совокупной налоговой нагрузке ОАО «Фирма Новител» составляет налог на добавленную стоимость (48.4 %) и налог на прибыль организаций (45.6 %). Следовательно, при налоговом планировании именно этим налогам надо уделить повышенное внимание.


Таблица 8

Распределение налоговой нагрузки ОАО «Фирма Новител» в 2008 г.

№ п/п

Налог

Сумма налога, тыс.руб.

Доля налога, %

1

НДС

9279952

48.4

2

Налог на прибыль

8743095

45.6

3

Единый социальный налог

1035367

5.4

4

Налог на имущество

115041

0.6


Итого

19173455

100


Рис. 3 – Структура налоговых платежей ОАО «Фирма Новител» в 2008 г.



3.2 Соблюдение требований оформления счетов-фактур и книг покупок и продаж


Приобретая продукцию, компания вместе с ценой обязана уплатить и соответствующую сумму налога на добавленную стоимость (п. 1 ст. 168 НК РФ). При этом продавец не позднее пяти календарных дней со дня отгрузки товаров должен выставить покупателю счёт-фактуру, на основании которого последний сможет принять НДС к вычету (п. 3 ст. 168, п. 1 ст. 169 НК РФ).

Порядок заполнения счета-фактуры, требования к его составлению и выставлению изложены в п. п. 5, 5.1 и 6 ст. 169 НК РФ. Предприятия должны неукоснительно их соблюдать, в противном случае они столкнутся с проблемами по вычету или возмещению налога (п. 2 ст. 169 НК РФ).

Разъяснения того, как следует заполнять каждую строку формы счёта-фактуры, даёт Постановление Правительства РФ от 02.12.2000 № 914 "Об утверждении Правил ведения журналов учёта полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчётах по налогу на добавленную стоимость" (далее - Постановление № 914). Однако информации, содержащейся в данном документе, может оказаться недостаточно. Этой проблеме Минфин в 2008 г. посвятил несколько своих писем. Хотелось бы остановиться на основных затруднениях, возникающих у организаций при заполнении счёта-фактуры, и их пояснениях финансовым ведомством.

Постановление № 914 указывает, что в строках 2 "Продавец" и 6 "Покупатель" следует прописать полное или сокращенное наименование соответственно продавца и покупателя, а в строках 2а и 6а "Адрес" - место их нахождения. При этом сведения должны вноситься из учредительных документов.

Данное правило Минфин России подтвердил в своем Письме от 31.03.2008 № 03-07-11/129, подчеркнув, что в строках 2а и 6а прописываются не фактические (почтовые) адреса, а адреса согласно учредительным документам. В более раннем Письме от 07.08.2006 № 03-04-09/15 финансовое ведомство подчеркнуло, что речь идет о юридических адресах организаций. В то же время, если в учредительных документах компании закреплены два адреса, юридический и фактический, то прописать можно любой из них; в таком случае противоречий правилам заполнения счетов-фактур не возникнет.

Кроме того, в прошлогоднем Письме Минфин высказал мнение, что в адресах продавца и покупателя не обязательно указывать слова "Российская Федерация". Счета-фактуры без подобной записи не являются составленными с нарушением порядка, установленного НК РФ и Постановлением № 914, а значит, могут быть приняты к учёту.

В соответствии с Постановлением № 914 в строке "Грузоотправитель и его адрес" указывается полное или сокращенное наименование отправителя продукции согласно учредительным документам. В случае, когда продавцом и грузоотправителем является одна компания, в этой строке допускается запись "Он же". В Письме от 12.05.2008 № 03-07-11/186 Минфин подтвердил такую возможность. Если реализация и отправка товара производится разными организациями, в строке 3 прописывают почтовый адрес грузоотправителя.

Финансовое ведомство также прописало порядок заполнения строк 3 и 4 при оказании услуг. Так, поскольку в этом случае никто не отправляет и не получает груз, в соответствующих реквизитах проставляются прочерки. При этом предприятия не теряют права на налоговый вычет.

На порядок заполнения строки 4 "Грузополучатель и его адрес" Минфин России обратил внимание в своем Письме от 21.07.2008 № 03-07-09/21. В нём он подтвердил, что в этом реквизите счета-фактуры указывается полное или сокращённое наименование и почтовый адрес получателя товаров в соответствии с учредительными документами. При этом в отношении грузополучателя запись в данной строке "Он же" недопустима. Счёт-фактура, содержащий такое сочетание слов, не может являться основанием для принятия предъявленного покупателю продавцом НДС к вычету или возмещению.

Вроде бы все просто. Но организация может иметь обособленное подразделение, через которое она отгружает товар, или склад, находящийся отдельно от головной компании. Как быть в этом случае при заполнении счёта-фактуры?

В Письме от 26.08.2008 № 03-07-09/24 Минфин России пояснил, что при реализации товара через обособленное подразделение (склад) в строке 3 "Грузоотправитель и его адрес" счета-фактуры указывается полное или сокращенное наименование и почтовый адрес грузоотправителя в соответствии с учредительными документами. При этом подчеркивается, что если дополнительно прописывается и почтовый адрес склада, арендуемого грузоотправителем или принадлежащего ему на праве собственности, с которого отгружались товары, то это не нарушает установленный порядок заполнения счетов-фактур. Одновременно финансисты отметили, что данное Письмо носит разъяснительный характер.

В то же время Письмо Минфина России от 12.05.2008 № 03-07-11/186 разрешает вносить запись "Он же" в строке 3 счёта-фактуры в случае, когда товар продаёт и отправляет одна и та же компания. А поскольку обособленное подразделение и головная организация являются одним юридическим лицом, значит, при заполнении данного реквизита можно вписать "Он же".

Однако осенью прошлого года финансовое ведомство в Письме от 13.11.2008 № 03-07-09/38 вновь поднимает вопрос заполнения строки 3 "Грузоотправитель и его адрес" счета-фактуры. В нем подтверждается высказанное в августе того же года мнение об указании в данном реквизите "полного или сокращённого наименования и почтового адреса поставщика в соответствии с учредительными документами".

Также интересно Письмо Минфина России от 22.10.2008 № 03-07-09/33, в котором отмечается, что при реализации товаров подразделения компании могут выписывать счета-фактуры только от имени организации. При этом в строке 2б "ИНН/КПП продавца" указывается КПП соответствующего подразделения. То же касается и строки 6б "ИНН/КПП покупателя" при приобретении товаров (работ, услуг) подразделениями.

Следует также обратить внимание на Письмо УФНС России по г. Москве от 20.03.2008 № 19-11/026593. Оно содержит рекомендации по составлению договоров по доставке продукции на склад подразделения. Так, наименование грузополучателя должно соответствовать условиям контракта. В договоре необходимо прописать место доставки товара (почтовый, при его отсутствии - фактический адрес). Аналогично необходимо действовать и в обратной ситуации, когда продукция отгружается со склада головной организации (обособленного подразделения).

Форма счёта-фактуры содержит дополнительные реквизиты "Руководитель...", "Главный бухгалтер", "Индивидуальный предприниматель". На практике налоговые органы уделяют пристальное внимание проставленным подписям в счетах-фактурах и их расшифровке, особенно если суммы НДС, принимаемые к вычету, значительны.

Счета-фактуры подписываются руководителем и главным бухгалтером организации либо лицами, уполномоченными на то приказом (иным распорядительным документом) по организации или доверенностью от имени организации (п. 6 ст. 169 НК РФ). Индивидуальный предприниматель, выставляя счёт-фактуру, подписывает его, указав реквизиты своего свидетельства о государственной регистрации.

Как видно, Налоговый кодекс чётко прописывает порядок заполнения этих строк, и в случае его нарушения счета-фактуры не могут служить основанием для принятия НДС к вычету или возмещению (п. 2 ст. 169 НК РФ).

Законодательство не предусматривает изменение реквизитов счёта-фактуры. Однако в отношении полей "Руководитель..." и "Главный бухгалтер" это допустимо. Так, в Письме от 28.01.2008 № 03-07-09/02 Минфин России разъяснил следующее.

В случае, когда определённый сотрудник уполномочен подписывать счета-фактуры соответствующим распорядительным документом, вместо фамилии и инициалов руководителя и главного бухгалтера организации рекомендовано указывать его данные. Следует обратить внимание, что при этом не является нарушением, если в документе присутствуют также фамилии и инициалы руководителя и главного бухгалтера.

Предприятия по-прежнему интересуются, возможно ли визировать счета-фактуры электронной цифровой подписью или факсимиле. Особенно актуален данный вопрос для организаций с большим количеством выписываемых документов. Между тем финансисты традиционно запрещают их использовать. Счета-фактуры, подписанные факсимиле, ЭЦП либо подписями, воспроизведенными с помощью электронных печатных устройств, считаются составленными и выставленными с нарушением порядка и не могут являться основанием для принятия НДС к вычету (возмещению). Данное мнение финансовое ведомство изложило в своих Письмах от 04.06.2008 № 03-07-11/214 и от 21.08.2008 № 03-03-06/1/478.

Исправления, внесенные в счета-фактуры, должны быть заверены подписью руководителя и печатью продавца с указанием даты внесения коррективы (п. 29 Постановления № 914, Письмо Минфина России от 31.03.2008 № 03-07-11/129). При этом покупателю необходимо в дополнительном листе книги покупок сделать запись об аннулировании неправильно оформленного счета-фактуры в том налоговом периоде, в котором он был зарегистрирован (п. 7 Постановления № 914). Следовательно, покупатель сможет принять НДС к вычету, лишь получив от поставщика подкорректированный счёт-фактуру (п. п. 1 и 2 ст. 169, п. 1 ст. 171, п. 1 ст. 172, п. 1 ст. 173 НК РФ).

Однако Налоговый кодекс не содержит указаний относительно того, когда компания получает право на вычет по исправленным счетам-фактурам: в период их выставления или внесения изменений в них. Также в главном фискальном документе не отражен порядок регистрации в книге покупок документов с коррективами. По мнению Минфина, запись об аннулировании счёта-фактуры вносится в книгу продаж в случае, если продавец его корректирует (Письмо от 27.05.2008 № 03-07-09/12). Значит, принять НДС к вычету компания сможет лишь после того, как получит правильный документ. Обращает на себя внимание тот факт, что финансовое ведомство выпустило это Письмо в опровержение Постановления Президиума ВАС РФ от 04.03.2008 № 14227/07, согласно которому независимо от момента исправления счёта-фактуры НДС можно принять к вычету в том периоде, когда совершена хозяйственная операция и приобретенное имущество принято к учёту. Обратимся к примеру.

ОАО «Фирма Новител» 17 декабря 2008 г. получила от поставщика материал, накладную и счёт-фактуру с НДС в размере 7000 руб. В декларации по итогам IV квартала 2008 г. налог принят к вычету. На 30 марта 2009 г. выявлено, что в счёте-фактуре указан неверный адрес грузополучателя.

Принимая во внимание Постановление Президиума ВАС РФ № 14227/07, организация решила не подавать уточненную декларацию в налоговый орган, а значит, не доплатила НДС за IV квартал и не перечислила пени. Она передала поставщику счёт-фактуру, оформленный с нарушением, для внесения в него исправлений. Получив правильный документ, компания подшила его в журнал полученных счетов-фактур в IV квартале 2008 г.

Если же руководствоваться позицией финансового ведомства, предприятие обязано аннулировать запись о регистрации счёта-фактуры на дополнительном листе книги покупок, представить уточненную декларацию в инспекцию, заплатить недоимку за IV квартал 2008 г. в размере 7000 руб., а также пени в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день просрочки. Затем компания должна направить неверный счёт-фактуру продавцу для исправления. Если правильный документ вернется к ней, предположительно, во II квартале 2009 г., она в этом же периоде сможет воспользоваться правом вычета НДС в сумме 7000 руб., зарегистрировав измененный счёт-фактуру в книге покупок.

Очевидно, следуя требованиям Минфина, предприятие вынуждено нести определённые финансовые потери и осуществлять дополнительный документооборот.

Компании вправе уменьшить общую сумму НДС на налоговые вычеты, установленные ст. 171 НК РФ. Так, вычету подлежит "добавленное" бремя, рассчитанное с сумм предоплаты (п. 8 ст. 171 НК РФ). Минфин России в Письме от 22.01.2008 № 03-07-09/01 напомнил, что согласно п. 1 ст. 154 НК РФ налоговая база НДС определяется исходя из размера аванса. При отгрузке товаров (работ, услуг) НДС с предоплаты подлежит вычету на основании счёта-фактуры, оформленного при получении аванса и реквизиты которого зарегистрированы в книге покупок при реализации продукции. Следует отметить, что поставщик обязан зафиксировать выписанный счёт-фактуру в книге продаж независимо от вида договора, по которому происходит продажа товаров (работ, услуг) (п. 16 Постановления № 914). А счета-фактуры, заполненные с нарушением установленных правил, не могут быть зарегистрированы в книге покупок.

Хотелось бы обратить внимание, что вышеизложенному порядку выставления "авансовых" счетов-фактур компании должны были следовать до 31 декабря 2008 г. включительно. С 1 января 2009 г. им нужно придерживаться новых правил, установленных Федеральным законом от 26.11.2008 № 224-ФЗ. В измененной редакции п. 3 ст. 169 НК РФ установлено, что продавец с 2009 г. на каждую поступившую предоплату должен выставлять покупателю счёт-фактуру, то есть теперь он выписывает на аванс не один экземпляр документа, как это было раньше, а два: один для себя, другой для партнера. Причём выставлять счёт-фактуру нужно не позже пяти календарных дней после поступления предоплаты.

Покупатель, перечисливший авансовый платеж в счёт предстоящих поставок, вправе принять НДС к вычету на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при получении ими предоплаты и при наличии договора, предусматривающего перечисление указанных средств (п. 9 ст. 172, п. 12 ст. 171 НК РФ).

Правила оформления "авансового" счёта-фактуры изложены в новом п. 5.1 ст. 169 НК РФ. В нем поименованы следующие обязательные реквизиты документа:

1) порядковый номер и дата счёта-фактуры;

2) наименование, адрес и ИНН продавца и покупателя;

3) номер платежно-расчётного документа;

4) наименование поставляемых товаров (описание работ, услуг), имущественных прав;

5) размер предоплаты;

6) налоговая ставка;

7) сумма налога, предъявляемая покупателю.

Согласно п. 2 ст. 169 НК РФ "авансовые" счета-фактуры, выставленные с нарушением правил заполнения, не могут быть приняты к учёту, а суммы НДС - к вычету или возмещению.

Несмотря на то, что у бизнеса сформировалось множество вопросов относительно заполнения счетов-фактур по предоплате, их отражения в книге покупок и книге продаж, чиновники пока не выпустили ни одного разъяснительного документа на этот счёт.


3.3 Возможности оптимизации налогообложения


Характерной чертой схем по снижению налога на добавленную стоимость является сложность их реализации. При этом, чем крупнее предприятие, тем сложнее ему воспользоваться схемами. Рассмотрим две наиболее распространенные схемы минимизации налога.

Суть первой схемы налоговой оптимизации заключается в том, чтобы часть товаров реализовывать через специально созданного субъекта льготного режима налогообложения, например через предпринимателя, уплачивающего Единый налог на вмененный доход. Он будет реализовывать товары конечным потребителям, не начисляя НДС. Таким образом, фирма экономит НДС, а вместо него предприниматель станет платить в бюджет ЕНВД, сумма которого зависит от торговой площади или числа работников либо других показателей (ст. 346.29 Налогового кодекса РФ). Однако для реализации схемы нужно, чтобы деятельность предпринимателя классифицировалась как «розничная торговля, осуществляемая через магазины и павильоны с площадью торгового зала по каждому объекту организации торговли не более 150 квадратных метров, палатки, лотки и другие объекты организации торговли, в том числе не имеющие стационарной торговой площади» (подп. 4 п. 2 ст. 346.26 Налогового кодекса РФ). Поскольку ОАО «Фирма Новител» реализует услуги, данная схема минимизации данному предприятию не подходит ввиду того, что она не классифицируется как розничная торговля.

Вторая схема минимизации НДС заключается в том, что для оптимизации налоговой нагрузки все производство предлагается разделить между двумя предприятиями - основным и вспомогательным. Такое разделение происходит, скорее, формально, поскольку на самом деле всю продукцию производят одни и те же рабочие на тех же производственных площадях и оборудовании. Однако часть этих площадей и оборудования берет в аренду основное предприятие, часть вспомогательное. То же происходит с расходами на оплату труда, комплектующих, сырья и материалов, электроэнергии, услуг сторонних организаций часть их оплачивает основное предприятие, часть вспомогательное.
 Поскольку один и те же работники фактически могут работать на два предприятия, целесообразно применить известный способ оптимизации расходов на оплату труда аутсорсинг. При этом необходимо создать специализированное предприятие, имеющее в штате работников, которых оно будет предоставлять основному и вспомогательному предприятиям. Поскольку вспомогательное предприятие на упрощенной системе, оно само может играть роль Кадрового центра для основного предприятия. Хотя и создание специализированного Кадрового центра также возможно. В этом случае работники будут работать по основному месту работы в Кадровом центре, а по совместительству во Вспомогательном предприятии (либо часть работников - в Кадровом центре, часть - во Вспомогательном предприятии).

В результате произведенного разделения производства на основном предприятии производится продукция, в цену которой включен НДС, а на вспомогательном продукция, которую можно будет продать покупателям без выделения в документах НДС, то есть за наличный расчет или мелкими оптовыми партиями. Вспомогательное предприятие может производить продукцию самостоятельно, используя своих работников, свое или арендованное оборудование и производственные площади, либо делать это с помощью подрядчиков работать по давальческой схеме. На практике таким подрядчиком может быть и основное предприятие, которое имеет необходимые сертификаты, лицензии, разрешения, оборудование. Однако стоимость услуг основного предприятия по договору подряда в этом случае имеет смысл сделать минимальной, ведь эти услуги облагаются НДС, а «входной» НДС вспомогательному предприятию не нужен, поскольку по условиям схемы оно не является плательщиком НДС.

После разделения финансовых потоков объем производства готовой продукции на вспомогательном предприятии будет примерно равен возможному объему реализации готовой продукции за наличный расчёт. На основном предприятии производится вся остальная продукция. Таким образом решается первая задача полное освобождение от НДС той части товаров, которая продается покупателям, не нуждающимся во «входном» НДС. Например, если вспомогательное предприятие производит 10% всего выпуска продукции этого небольшого "холдинга", то платежи по НДС снизятся как минимум на 10%.

Основное предприятие, как следует из его общего режима налогообложения, производит и реализует всю продукцию с учётом НДС. Необходимые товары, сырьё, материалы и услуги закупаются основным предприятием у прежних поставщиков, как плательщиков, так и неплательщиков НДС. Однако закупки у поставщиков, которые являются неплательщиками НДС, минимизируются по мере возможности и максимально переводятся на вспомогательное предприятие. Таким образом, закупая сырьё, материалы, комплектующие, услуги в основном у организаций плательщиков НДС, основное предприятие использует право на налоговый вычет по НДС и оплачивает максимум затрат с НДС. Вспомогательное предприятие приобретает необходимые ему сырьё, комплектующие и материалы у основного предприятия по договору поставки, а также оплачивает максимум затрат, не содержащих НДС, например заработную плату и налоги с неё.

В результате реализации схемы в структуре себестоимости готовой продукции у основного предприятия повысится доля материальных расходов (закупаемых товаров, работ, услуг с НДС) и соответственно снизится доля прочих расходов (закупаемых товаров без НДС, зарплаты, налогов). У вспомогательного предприятия всё будет наоборот. Таким образом происходит снижение добавленной стоимости у плательщика НДС за счёт её завышения у неплательщика НДС. Так решается вторая задача частичная экономия НДС при реализации готовой продукции, которую нельзя продать без НДС. Экономия будет тем больше, чем больше будет объём производства вспомогательного предприятия и чем большую часть материальных расходов удастся перенести на основное предприятие.

Дальнейшее движение готовой продукции к конечному потребителю можно осуществить по уже описанному алгоритму через предпринимателя - "вмененщика", который и аккумулирует у себя почти всю прибыль: Всю произведенную продукцию вспомогательное предприятие продает единственному покупателю - "вмененщику" (с минимальной или даже нулевой рентабельностью). Поскольку налогообложение последнего (ЕНВД) при этом не зависит от расходов, оплату можно задерживать либо проводить не в полном объёме. Доходы вспомогательного предприятия (по кассовому методу) при этом занижаются, поэтому и оно в свою очередь также может задержать оплату своему основному поставщику основному предприятию. Последнее поэтому не заплатит НДС по неоплаченным пока товарам сырью, материалам, комплектующим, работам по договорам подряда (реализация для целей НДС по мере оплаты), хотя берёт по ним "входящий" НДС к вычету (при условии оплаты поставщикам). В результате схема позволяет решить третью задачу отсрочку НДС (той его части, которую не удалось минимизировать предыдущими двумя способами).

Однако рассмотренный механизм переноса материальных расходов на основное предприятие взамен увеличения расходов без НДС у вспомогательного предприятия с целью изменения структуры себестоимости и снижения добавленной стоимости не удастся внедрить в ОАО «Фирма Новител».


Заключение


В заключении необходимо подвести итоги.

Налогоплательщиками налога на добавленную стоимость признаются: организации; индивидуальные предприниматели; лица, признаваемые налогоплательщиками налога на добавленную стоимость в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации.

Согласно ст.146 НК РФ объектом налогообложения по НДС признаются следующие операции:

1) реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.

2) передача на территории Российской Федерации товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций;

3) выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;

4) ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации.

При определении налоговой базы выручка от реализации товаров (работ, услуг) определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчётами по оплате указанных товаров (работ, услуг), полученных им в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами.

Аудит расчётов с бюджетом по налогу на добавленную стоимость относится к разделу «налоговый аудит».

Налоговый аудит НДС включает сплошное налоговое сопровождение, в том числе:

- оценка правильности определения налогооблагаемой базы по НДС;

- оценка правомерности применения налоговых льгот по НДС;

- оценка правильности расчёта налоговых обязательств НДС;

- расчёт налоговых последствий для экономического субъекта в случаях некорректного применения норм налогового законодательства.

Налоговый аудит НДС, проводится в несколько этапов:

- предварительная оценка существующей модели налогообложения предприятия, включающая общий анализ и рассмотрение элементов системы налогообложения.

- определение основных факторов, влияющих на налоговые показатели;

- проверка методики исчисления налоговых платежей, правовая и налоговая экспертиза существующей системы хозяйственных взаимоотношений;

- проверка и подтверждение правильности исчисления и уплаты экономическим субъектом НДС;

- выборочная экспертиза первичных документов на соответствие требованиям законодательства с целью оценки системных ошибок в их оформлении.

Объектами аудита НДС являются первичные и сводные документы по поступлению и отгрузке (реализации) продукции, товаров, работ, услуг, налоговые регистры.

Объектом практического исследования послужило предприятие оптовой торговли – ОАО «Фирма Новител».

В ОАО «Фирма Новител» объектом налогообложения по НДС признаются операции, связанные с реализацией товаров (работ, услуг) на территории РФ.

Одним из главных финансовых документов контроля над облагаемым оборотом и, соответственно, за исчислением НДС, а также для возмещения или к вычету уплаченного налога является счёт-фактуры.

Для отражения в бухгалтерском учёте хозяйственных операций, связанных с НДС, рабочим планом счетов в ОАО «Фирма Новител» предназначаются счёт 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» и счёт 68 «Расчёты по налогам и сборам», субсчёт «Расчёты по налогу на добавленную стоимость».

Погашение задолженности перед бюджетом по НДС в ОАО «Фирма Новител» отражается по дебету счёта 68 «Расчёты с бюджетом» и кредиту счёта 51 «Расчётные счета».

Целью аудита расчетов ОАО «Фирма Новител» по налогу на добавленную стоимость является подтверждение правильности расчётов, полноты и своевременности перечисления в бюджет налога на добавленную стоимость.



Список использованной литературы


1.            Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 №146-ФЗ (в ред. Федерального закона от 26.11.2008 №224-ФЗ) // Российская газета, №148 – 149, 06.08.1998.

2.            Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 08.08.2000 №117-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 0.08.2000, №32, ст. 3340.

3.            Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 №51-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 05.12.1994, №32, ст. 3301.

4.            Закон Российской Советской Федеративной Социалистической Республики от 06.12.1991 №1992-1 «О налоге на добавленную стоимость» // Ведомости СНД и ВС РСФСР, 26.12.1991, №52, ст. 1871.- Документ утратил силу.

5.            Закон Российской Федерации от 27.12.1991 №2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» // Российская газета, №56, 10.03.1992 (документ утратил силу).

6.            Таможенный кодекс Российской Федерации от 28.05.2003 №61-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 02.06.2003, №22, ст. 2066.

7.            Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2000 №166-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» // Российская газета, №248-А, 31.12.2000.

8.            Федеральный закон Российской Федерации от 06.08.2001 №110-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах» // Российская газета, №150, 08.08.2001.

9.            Федеральный закон Российской Федерации от 28.12.2001 №179-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в статьи 149 и 164 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» // Парламентская газета, №249, 30.12.2001.

10.       Федеральный закон Российской Федерации от 29.05.2002 №57-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Российская газета, №97, 31.05.2002.

11.       Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.2002 №110-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 29.07.2002, №30, ст. 3027.

12.       Федеральный закон Российской Федерации от 31.12.2002 №187-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации» // Российская газета, №246, 31.12.2002.

13.       Федеральный закон Российской Федерации от 31.05.2002 №63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» // Парламентская газета, №104, 05.06.2002.

14.       Федеральный закон Российской Федерации от 06.06.2003 №65-ФЗ «О внесении дополнения в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации, внесении изменений и дополнений в некоторые другие законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 09.06.2003, №23, ст. 2174.

15.       Федеральный закон Российской Федерации от 07.07.2003 №117-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» // Российская газета, №132, 09.07.2003.

16.       Федеральный закон Российской Федерации от 08.12.2003 №163-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах» // Собрание законодательства РФ, 15.12.2003, №50, ст. 4849.

17.       Федеральный закон Российской Федерации от 29.06.2004 №58-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления» // Парламентская газета, №118 – 119, 01.07.2004.

18.       Федеральный закон Российской Федерации от 18.08.2004 №102-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации» // Российская газета, №179, 21.08.2004.

19.       Федеральный закон Российской Федерации от 20.08.2004 №109-ФЗ «О внесении изменений в статьи 146 и 149 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 23.08.2004, №34, ст. 3524.

20.       Федеральный закон Российской Федерации от 22.08.2004 №122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 30.08.2004, №35, ст. 3607.

21.       Акчурина Г.М. Возложение на налогоплательщика неблагоприятных последствий за действия третьих лиц // Ваш налоговый адвокат. 2006. № 2. С. 51.

22.       Алиев Б.Х. Налоговая система: понятие, структура и параметры // Налоги (журнал), 2008, №3.

23.       Борисов А.Н. Налог на добавленную стоимость. Постатейный комментарий к главе 21 части второй налогового кодекса РФ. М., 2006.

24.       Бычкова С.М., Фомина Т.Ю. Аудит операций, связанных с налогом на добавленную стоимость // Аудиторские ведомости, 2006, №4.

25.       Вахитов Р.Р. Комментарий к Решению Суда ЕС от 11.05.2006 // Налоговед. 2006. N 7. С. 58.

26.       Глухов В.В., Дольдэ И.В. Налоги: теория и практика: Учебное пособие. СПб. Специальная литература. 2006. С. 21.

27.       Грачева Е.Ю. Налоговая система Российской Федерации. Виды налогов // Финансовое право: Учебник / Под ред. О.Н. Горбуновой. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2005. С. 285.

28.       Ефремова Е.С. Об ответственности за незаконное получение возмещения НДС из бюджета // Налоговые споры: теория и практика, 2007, №4.

29.       Занкин Д.Б. О соотношении понятий "недобросовестность", "злоупотребление правом" и "нарушение налогового законодательства" // Налоговед. 2006. № 4. С. 9 - 11. См. также: Аносов В.А. Неправомерное возмещение НДС: факты, проблемы, решения // Ваш налоговый адвокат. 2006. № 2. С. 48 - 49.

30.       Иловайский С.И. Учебник финансового права. Одесса, 1904.

31.       Карпова Р.П. Раздельный учёт «входного» НДС // Советник бухгалтера, 2006, №10.

32.       Комментарий к части второй Налогового кодекса РФ (поглавный) / Под ред. А.А.Ялбулганова, Т.Н.Трошкиной. М., 2006.

33.       Кочетков А.И. Налогообложение предпринимательской деятельности. М., 2009. С. 5.

34.       Крохина Ю.А. Налоговое право: Учебник. М., 2005. С. 35.

35.       Кустова М.В., Ногина О.А., Шевелева Н.А. Налоговое право России. Общая часть. М.: Юрист, 2001. С. 366.

36.       Лассаль Ф. Косвенные налоги. СПб., 1906. С. 8.

37.       Лытнева Н.А., Малявкина Л.И., Федорова Т.В. Бухгалтерский учёт: Учебник. – М.: Форум: ИНФРА-М, 2006. – 496 с.

38.       Малиновский А.А. Злоупотребление правом: теоретические аспекты // Журнал российского права. 1998. № 7; Крусс В.И. Актуальные аспекты проблемы злоупотребления правами и свободами человека // Государство и право. 2002. № 7. С. 49.

39.       Мамаев И.В. Экономико-правовые основы косвенного налогообложения // Финансовое право. – 2005. - №9

40.       Налоги и налогообложение: Учебное пособие для вузов / Под ред. И.Г. Русаковой, В.А. Кашина. М., 2008. С. 11.

41.       Налоговая система России: Учеб. пособие / Под ред. Д.Г. Черника и А.З. Дадашева. М.: АКДИ Экономика и жизнь, 2006. С. 17

42.       Пасько О.Ф. Определение налоговой нагрузки на организацию // Налоговый вестник № 6, 2004. с. 25.

43.       Пелих А.С., Баранников М.М. Экономика машиностроения / Под ред. проф. А.С.Пелиха. Ростов-н/Д: «Феникс», 2004. – С. 392 – 393.

44.       Поляков А.В. Общая теория права: Курс лекций. СПб., 2001. С. 608.

45.       Постатейный комментарий к части второй Налогового кодекса Российской Федерации / Под ред. И.А.Феоктистова. М.: ГроссМедиа, 2006.

46.       Радченко С.Д. Злоупотребление правом в налоговых отношениях // Налоги. 2006. № 3.

47.       Староверова О.В. Налоговое право: Учебное пособие для вузов / Под ред. М.М. Рассолова, Н.М. Коршунова. М., 2006. С. 39.

48.       Ходов Л.Г. Налоги и налоговое регулирование экономики: Учебное пособие. М., 2008. С. 36.

49.       Черник Д.Г. Проблемы налогообложения на современном этапе // Налоги в рыночной экономике. М., 2008. С. 8 - 9.

50.       Чуркин А.В. Объект налогообложения: правовые характеристики: Учебное пособие. М., 2008. С. 15.


Страницы: 1, 2, 3


© 2010 РЕФЕРАТЫ