бесплатные рефераты

Бизнес-план развития автомобильного парка

-    технический анализ - исследование предполагаемого местоположения и масштаба объекта, типов используемых технологических процессов, материалов, оборудования и оснастки; графика работ, наличие капитала и рабочей силы, необходимой инфраструктуры, методов реализации, эксплуатации и обслуживания инвестиционного проекта;

-    экономический анализ - определение ценности инвестиционного проекта с точки зрения получаемого эффекта и произведённых затрат, т.е. его эффективности применительно к национальным, региональным и местным интересам;

-    организационный анализ - выявление компетентности и способности административного персонала успешно решать все задачи по реализации инвестиционного проекта;

-    социальный анализ - установление воздействия инвестиционного проекта на изменение общественных отношений и развитие социальной сферы, психологическую обстановку и поведение людей;

-    финансовый анализ - обоснование достаточности инвестиционных ресурсов для реализации инвестиционного проекта в установленные сроки, подготовка ориентировочного баланса доходов и расходов, получаемых в итоге прибылей и убытков;

-    экологический анализ - рассмотрение существующих природных условий и потенциального влияния инвестиционного проекта на окружающую среду, прогнозирование возможных экологических последствий.

Только такой, многосторонний и детальный анализ создаёт предпосылки для объективной оценки рассматриваемого инвестиционного проекта в целом.

Разработка проекта - осуществление научно-исследовательских разработок и конструкторско-технологических работ, подготовка необходимой документации и тендерных торгов, проведение переговоров с потенциальными инвесторами, определение изготовителей и поставщиков продукции.

При разработке инвестиционных проектов надо руководствоваться рядом правил, позволяющих учитывать действующие факторы и создавать реальную обоснованность проекта. К ним относятся:

-    обязательное моделирование потоков продукции, ресурсов и денежных средств;

-    учёт результатов анализа рынка, финансового состояния подрядчика (субподрядчика), степени доверия к руководителям проекта;

-    приведение предстоящих расходов и доходов к условиям их соразмерности по экономической ценности в начальном периоде;

-    оценка инфляции, возможных задержек платежей и других факторов изменения стоимости вкладываемых средств;

-    выявление неопределённости и рисков, связанных с осуществлением проекта [11, c.23-24].

Выполняемая оценка эффективности инвестиционного проекта может различаться по её видам (социально-экономическая, коммерческая, реальная, отраслевая, бюджетная и т.д.), набору исходных данных и степени подробности их описания. Точность оценки возрастает в порядке разработки проекта. Так, на стадии разработки инвестиционного предложения во многих случаях ограничиваются оценкой эффективности проекта в целом, а схема финансирования может быть намечена в самых общих чертах (например, на основании экспертных оценок). Благодаря этому инвестор, прежде чем вкладывать средства в конкретный объект (проект) анализирует его функционирование с целью оценки будущего состояния и перспектив развития, эффективности инвестиций [12, c.71].

Рассмотрим подробнее основные показатели эффективности инвестиционных проектов.

Показатель чистой теперешней стоимости предполагает сравнение текущей стоимости будущих денежных поступлений от реализации проекта с инвестиционными расходами, необходимыми для его осуществления.

Поскольку приток денежных средств распределен во времени, он дисконтируется с помощью коэффициента r, устанавливаемого аналитиком (инвестором) самостоятельно исходя из ежегодного процента возврата, который он хочет или может иметь на инвестируемый им капитал.

Допустим, делается прогноз, что инвестиция (IC) будет генерировать в течение n лет, годовые доходы в размере P1, P2,., Рn. Общая накопленная величина дисконтированных доходов (PV) и чистый приведенный эффект (NPV) соответственно рассчитываются по формулам (1.1-1.2) [12, c.76]:


 (1.1)

 (1.2)


Рентабельность инвестиций – метод оценки эффективности проекта, который является по сути следствием метода чистой теперешней стоимости. Индекс рентабельности (PI) рассчитывается по формуле (1.3):


  (1.3)


В отличие от чистого приведенного эффекта индекс рентабельности является относительным показателем, что делает его удобным в планировании при выборе одного проекта из нескольких альтернативных.

Срок окупаемости инвестиций (РР) предполагает вычисление того периода, за который кумулятивная сумма (сумма нарастающим итогом) денежных поступлений сравняется с суммой первоначальных инвестиций (1.4).


, (1.4)


В сводку технико-экономических показателей работы транспортного хозяйства в ходе инвестирования в него средств также включаются:

а) коэффициент использования парка транспортных средств по времени (1.5):


;(1.5)


где Fфакт - число часов фактической работы парка транспорта за период;

Fэф – эффективный фонд времени работы парка транспорта за период

б) коэффициент использования пробега (1.6):


;(1.6)


где Lгр - расстояние, пройденное транспортом с грузом за период, км;

Lобщ – общий пробег транспорта с грузом и порожняком, км.

себестоимость 1 машино-часа работы транспортных средств (1.7):


;(1.7)


где Зп – расходы на заработную плату обслуживающего персонала с начислениями за период, д.е.;

А – амортизация оборудования за период, д.е.;

Р – расходы на текущий ремонт и обслуживание оборудования, д.е.;

Т – стоимость потребленного топлива и прочих энергоносителей, д.е.;

М – затраты на расходные материалы (смазочные, обтирочные и т.д.), д.е.;

Пр – прочие расходы, д.е.


в) себестоимость перевозки 1 т груза (1.8):


;(1.8)


где Qч – масса грузов, перевозимых транспортными средствами за 1 час, т.

г) себестоимость 1 рейса (1.9):


;(1.9)


д) расходы энергии (топлива) и смазочных и обтирочных материалов (по нормам и отклонениям от них).

Анализ представленных показателей, позволяет выявить отрицательные стороны управления транспортным хозяйством с целью его оптимизации.

Реализация проекта выполнение проектно-изыскательских, строительно-монтажных и наладочных работ, обучение персонала, заключение контрактов на поставку сырья и материалов, комплектующих изделий и энергоносителей, производство опытного образца, выпуск опытной партии и серии, испытание изделий, эксплуатация и мониторинг инвестируемого объекта.

Таким образом, в транспортном хозяйстве предприятий до сих пор нет полной ясности, какие виды транспорта в большей степени подходят для функционирования в новых условиях хозяйствования. Мировой опыт свидетельствует, что наиболее эффективное воздействие государства на деятельность транспорта заключается в обеспечении справедливой конкуренции между видами транспорта, а также в воздействии на формирование разумной прибыли транспортных предприятий независимо от форм собственности.

Как отмечено ранее, государство или прямо участвует в инвестиционном процессе или берет на себя функции регулирования деятельности частного капитала в отношении привлечения средств на транспорт.

Любому инвестиционному вложению, в частности в развитие автопарка предприятия, предшествует создание инвестиционного проекта – комплексного плана мероприятий, который направлен на обоснование эффективности вложения в создаваемые или модернизируемые материальные объекты, технологические процессы, виды предпринимательской деятельности и целевые программы с целью сохранения и увеличения капитала, получения выгоды.

Обобщая сказанное, отметим также, что транспортная система представляет собой большой и сложный народнохозяйственный комплекс страны. В него входят следующие виды транспорта: железнодорожный, морской, речной (внутренний водный), автомобильный, воздушный, трубопроводный.

По предварительным данным Национального банка Беларуси, экспорт транспортных услуг в январе-ноябре 2010 г. составил 2,8 млрд. у. е., что на 29,5% выше уровня аналогичного периода 2009 г. Перевозки грузов составили 2,3 млрд. у. е., (темп роста 128,1%), перевозки пассажиров – 205,4 млн. у. е. (темп роста 145,3%).

Характеризуя зарубежный опыт управления транспортным хозяйством, следует отметить его инвестиционную направленность и дерегулирование.

Основной задачей транспортного хозяйства предприятий Республики Беларусь в нынешних условиях хозяйствования является бесперебойная транспортировка грузов при полном использовании транспортных средств и минимальной себестоимости транспортных операций. Это достигается путем правильной организации транспортного хозяйства и четкого планирования работы транспорта, обоснованного выбора транспортных системы средств, нормирования.



Глава 2. Анализ организации работы автопарка в СПК имени Ленина

2.1 Технико-экономическая характеристика хозяйства

СПК «Имени Ленина» – коммерческая организация, основными видами деятельности которой являются выращивание элитных сортов пшеницы, подсолнечника, кукурузы и прочих зерновых и кормовых культур и мясомолочное производство.

СПК «Имени Ленина» расположен в Гомельском районе Гомельской области, на территории четырех населенных пунктов протяженностью более 20 км. Центральная усадьба находится в д.Поколюбичи, – это в трех километрах от областного центра.

История СПК «Имени Ленина» началась в 1929 году, когда на базе общественных земель сельскими активистами д. Поколюбичи было организовано коллективное хозяйство «Красная нива». В 1931 году колхозу было присвоено имя Ленина. В августе 1939 года колхоз «Имени Ленина» экспонирует свою продукцию в Москве, на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке. В июне 2007 г. решением Гомельского областного исполнительного комитета №460 СПК «Имени Ленина» был зарегистрирован в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за № 400201108.

Также в 2007 г. СПК «Имени Ленина» включен в число шестидесяти валообразующих предприятий сельского хозяйства Республики Беларусь: перед коллективом колхоза были поставлены задачи по ускоренному наращиванию производства молока, мяса, продукции растениеводства. В связи с чем, рассмотрим основные результаты финансово-хозяйственной деятельности СПК «Имени Ленина» за три года, начиная с 2007 г. (таблица 2.1).

Источник информации – данные формы №6-АПК «Валовая продукция и затраты на производство» за 2008-2009 гг., данные отчёта по труду и движению работников за 2008-2009 гг., данные отчёта о прибылях и убытках.

Из данных таблицы 2.1 видно, что выпуск продукции в фактических ценах за 2009 г. составил 4732 млн р. Это на 29,8% больше, чем годом ранее. В свою очередь, стоимостной объём выпуска продукции за 2007 г. равнялся 3364 млн р.

Среднесписочная численность работающих в СПК «Имени Ленина» в 2007г. составляла 299 чел., из них 286 работают в основной деятельности, где чуть более 200 чел. – рабочие. В 2008г. происходит сокращение численности работающих на 34 чел. в разрезе основных работников, из них 26 рабочих. В 2009г. кроме 34 работников основного производства, число работников неосновной деятельности становится меньше на 4 чел. В целом, рабочие основной деятельности СПК «Имени Ленина» составляют около двух трети всего персонала СПК «Имени Ленина» в течение анализируемого периода.


Таблица 2.1

Сведения о финансово-хозяйственной деятельности СПК «Имени Ленина»

Показатели

Годы

Отклонение (+/-)

Темп

изменения, %

2007

2008

2009

2008 от 2007

2009 от 2008

2008 к 2007

2009 к 2008

А

1

2

3

4

5

6

7

1.Валовая продукция сельского хозяйства в сопоставимых ценах, всего млн р.

3847

4117

4665

270

548

107,0

113,3

В том числе

 

 

 

 

 

 

 

 - растениеводства

2271

1815

1957

-456

142

79,9

107,8

 - животноводства

1576

2302

2708

726

406

146,1

117,6

2.Валовая продукция в фактических ценах

3364

3645

4732

281

1087

108,4

129,8

Среднесписочная численность работников, чел.

282

317

239

35

-78

112,4

75,4

3.Среднесписочная численность промышленно-производственного персонала, чел.

286

252

218

-34

-34

88,1

86,5

В том числе:

 

 

 

 

 

 

 

 - среднесписочная численность рабочих

212

182

155

-30

-27

85,8

85,2

4.Среднегодовая выработка, млн р.

 

 

 

 

 

 

 

 - на 1 работника

11,8

14,5

21,7

2,7

7,2

122,9

149,7

 - на 1 работающего

15,9

20

30,5

4,1

10,5

125,8

152,5

5.Выручка от реализации продукции за вычетом налогов и сборов, млн р.

2161

4847

3565

2686

-1282

224,3

73,6

6.Полная себестоимость реализованной продукции, млн р.

1983

2739

4225

756

1486

138,1

154,3

7.Прибыль (убыток) от реализации продукции, млн р.

178

2108

-660

1930

-2768

1184,3

-31,3

 - рентабельность продаж, %

8,2

43,5

-18,5

35,3

-62,0

 -

 -

 - рентабельность расходов, %

9,0

77,0

-15,6

68,0

-92,6

 -

 -

5. Чистая прибыль (убыток), млн р.

605

2162

598

1557

-1564

357,4

27,7


Можно отметить рост производительности труда в среднем за период. Так, выработка на одного рабочего в 2007г. достигала почти 12 млн р., а в 2009г. – почти 28 млн р., т.е. выросла почти в два раза. Та же ситуация прослеживается и по выработке на одного работающего: 16, 20, 30,5 млн р. за 2007, 2008, 2009 года соответственно.

Выручка от реализации продукции хозяйства за вычетом налогов и других обязательных платежей в 2009 г. составила 3565 млн. Это на 1282 млн р. меньше, чем в 2008 г. Отметим, что в 2007 г. значение данного показателя было равно 2161 млн р.

Себестоимость реализации, равная в 2008 г. 1983 млн р., в 2009 г. выросла на 38,1%, а в 2009 г. достигла суммы 4225 млн р., увеличившись ещё на 54,3%. То есть, себестоимость реализации в динамике росла быстрее выручки от реализации.

Прибыль от реализации в результате по итогам 2007 г. была равна 178 млн р., в 2008 г. она увеличилась до 2108 млн р. Однако, в связи с ростом себестоимости продукции и её реализации деятельность СПК «Имени Ленина» по итогам 2010 г. убыточна. Убыток составил 660 млн р.

В связи с чем, показатели рентабельности продаж и реализации за 2009 г. рассчитаны со знаком минус. В 2008 г. они, соответственно, были равны 43,5% и 77%, в 2007 г. – 8,2% и 9,0%.

То есть, наибольшего своего эффекта основная деятельность хозяйства достигла в 2008 г., после чего наблюдается резкий финансовых спад результатов основной деятельности.

В итоге, чистая прибыль за 2009 г. составила 2162 млн р. против 605 млн р., полученных в 2007 г. и 598 млн р., полученных в 2009 г.

При помощи таблицы 2.2 проанализируем уровень производственных затрат СПК «Имени Ленина».

Источник информации – данные о затратах на производство (форма №8-АПК) за 2008-2009 гг.


Таблица 2.2

Анализ динамики затрат в разрезе экономических элементов в СПК «Имени Ленина» за 2008-2009 гг.

Элементы затрат

2008г.

2009г.

Отклонение

млн р.

уд.вес, %

млн р.

уд.вес, %

млн р.

%

А

1

2

3

4

5

6

Сырье и материалы

2254

51,3

2943

48,6

729

-2,7

Топливно-энергетические ресурсы

614

14,0

786

12,8

172

-1,2

Покупные комплектующие изделия и полуфабрикаты

0

0,0

0

0,0

0

0,0

Итого материальных затрат

2868

65,3

3719

61,3

901

-3,9

Затраты на оплату труда

734

16,7

1158

18,8

424

2,1

Отчисления на социальные нужды

228

5,2

347

5,6

119

0,5

Амортизация основных средств

530

12,1

808

13,2

278

1,1

Прочие затраты

35

0,8

62

1,0

27

0,2

Итого производственных затрат

4395

100

6144

100,0

1749

0,0


Из данных таблицы 2.2 видно, что по сравнению с предыдущим годом удельный вес материальных затрат снизился на 3,9%. Что связано со снижением доли затрат топливно-энергетических ресурсов на 1,2%, сырья и материалов на 2,7%. Основной удельный вес в материальных затратах на производство молока в колхозе (СПК) «Имени Ленина» составляют сырье и материалы (48,6%).

Уменьшение удельного веса топливно-энергетических ресурсов в затратах на производство на 1,2% пункта произошло в результате экономии потребления жидкого топлива и электроэнергии.

Трудоемкость производства молока на данном предприятии довольно велика, о чем свидетельствует высокая доля заработной платы в затратах на производство. Удельный вес заработной платы персонала в отчетном году составил 18,8% в затратах на производство. И по сравнению с предыдущим годом доля этих затрат увеличилась на 2,1% пункта, что говорит об увеличении трудоемкости производства продукции.

Прочие затраты повысились по сравнению с прошлым годом на 27 млн р., а их удельный вес на 0,2% пункта.

Сведения о платёжеспособности СПК «Имени Ленина» представлены в таблице 2.3.

Источник информации данные бухгалтерского баланса за 2008-2009 гг.


Таблица 2.3

Оценка платежеспособности СПК «Имени Ленина» за 2007-2009 гг.

Наименование показателей

Годы

Отклонение,(+/-)

2007г.

2008г.

2009г.

2009 от 2007

2009 от 2008

А

1

2

3

4

5

1.Денежные средства, млн р.

13

14

4

-9

-10

2.Дебиторская задолженность, млн р.

470

1058

666

196

-392

3.Оборотные активы, млн р.

3897

5745

6872

2975

1127

4.Запасы и затраты, млн р.

2664

3733

4776

2112

1043

5.Краткосрочные обязательства, млн р.

2792

3007

3930

1138

923

6. Коэффициент абсолютной ликвидности – денежное покрытие [стр.1 / стр.5]

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

7. Коэффициент быстрой ликвидности - финансовое покрытие [(стр.1 + стр.2) / стр.5]

0,17

0,36

0,17

0,00

-0,19

8. Коэффициент текущей ликвидности – общее покрытие [стр.3 / стр.5]

1,40

1,91

1,75

0,35

-0,16

9. Коэффициент критической оценки – «лакмусовая бумажка» [(стр.3 - стр.4) / стр.5]

0,44

0,67

0,53

0,09

-0,14


Как видно, из таблицы 2.3, исследуемое нами СПК «Имени Ленина» не располагает достаточным количеством денежных средств.

Более стабильная ситуация наблюдается в области коэффициента быстрой ликвидности: 0,17, 0,36, 0,17 в 2007, 2008, 2009 годах соответственно.

Коэффициент текущей ликвидности составил 1,4, 1,91, 1,75 в 2007, 2008, 2009 годах соответственно. На снижение данного показателя в 2009г. повлияло также увеличение краткосрочной кредиторской задолженности СПК «Имени Ленина».

Организационная структура управления СПК «Имени Ленина» линейно-функциональная, потому что отражает функциональное подчинение всех работников единой воле руководителя (рисунок 2.1).

Достоинства линейно-функциональной организационной структуры выражаются в оперативности принятия и реализации управленческих решений в своей функциональной группе и относительной простоте подборки руководителей.

Управление СПК «Имени Ленина» осуществляется в соответствии с действующим законодательством на основе сочетания прав, интересов трудового договора и собственника.

Так как СПК «Имени Ленина» СПК «Имени Ленина» является акционерным обществом, то управление в нем осуществляют:

-                     общее собрание акционеров;

-                     наблюдательный совет;

-                     исполнительные органы – председатель колхоза.

Общее собрание акционеров является высшим органом управления Общества. Общее руководство деятельностью Общества в период между общими собраниями акционеров осуществляет наблюдательный совет.

Исполнительные органы подотчетны общему собранию акционеров и наблюдательному совету и организуют выполнение решений этих органов.

Органом управления является председатель.

Таким образом, СПК «Имени Ленина» является ярким примером прогрессивной и безубыточной работы СПК «Имени Ленина» сельского хозяйства в нашей стране. СПК «Имени Ленина» в течение 2007-2009 годов развивалось в целом стабильно и без особых препятствий. Организация обладает достаточной кредито- и платежеспособностью, положение СПК «Имени Ленина» устойчивое, структура баланса удовлетворительная.


2.2 Анализ работы автопарка хозяйства


СПК «Имени Ленина» имеет свой парк автомобилей и сельскохозяйственной техники.

На основе данных отчёта о движении основных сельскохозяйственных машин и оборудования (форма №16-АПК) проанализируем деятельность автопарка СПК «Имени Ленина» за 2008-2009 гг.

Проанализируем состав автотранспорта СПК «Имени Ленина за исследуемый период» (таблица 2.4).


Таблица 2.4

Сведения о составе автопарка СПК «Имени Ленина»

Показатели

Годы

Отклонение (+/-)

2007

2008

2009

2008 от 2007

2009 от 2008

Трактора всех марок (без тракторов, на которых смонтированы машины)

25

28

26

3

-2

Трактора, на которых смонтированы машины

2

2

2

0

0

Тракторные прицепы

15

15

13

0

-2

Сеялки

6

9

5

3

-4

Картофелесажалки

3

4

3

1

-1

Сенокосилки тракторные

11

12

12

3

0

Самоходные косилки

1

1

1

0

0

Кормоуборочные комплексы

5

5

3

0

-2

Комбайны

16

16

13

0

-3

Жатки рядовые и валковые

3

3

7

0

4

Погрузчики

2

2

3

0

1

Автомобили грузовые

13

15

15

2

0

Итого:

103

115

106

12

-9


По данным таблицы 2.4 можно сделать вывод о том, что в период 2007-2008 гг. хозяйство увеличивало состав транспортных средств, в последующий год, напротив, сокращало. Однако следует отметить, что из автопарка выводится только устаревшая автотехника, не поддающаяся ремонту и модернизации.

Рассмотрим динамику автотехники СПК «Имени Ленина» по видам.

Так, основная техника автопарка хозяйства представлена сельскохозяйственной техникой. На конец 2009 г. в автопарке числится 26 тракторов различных марок и два трактора с смонтированными на них машинами. Это притом, что год ранее тракторов насчитывалось 28 единиц.

Сократилось число тракторных прицепов с 15 ед. до 13 ед., кормоуборочных комплексов с 5 ед. в 2007-2008 гг. до 3 ед. в 2009 г., комбайнов с 16 ед. в 2007-2008 гг. до 13 ед. в 2009 г.

При этом с 3 ед. до 7 ед. выросло число жаток рядовых и валковых, число погрузчиков с 2 ед. увеличилось до 3 ед. в 2009 г.

Отметим, что автотехника хозяйства представлена не только отечественными и российскими автомашинами и автокомплексами, но и зарубежными, такими: как renalt, mammout, mersedes и др.

Число грузовиков, равное в 2007-2008 13 ед., в 2009 г. составило 15 ед.

По данным формы №16-АПК также видно, что за 2009 г. тракторами СПК «Имени Ленина» было отработано 72387 машино-смен.

Для оценки работы грузового автотранспорта применяется целая система частных и обобщающих показателей. Частные технико-эксплуатационные показатели позволяют оценить отдельные стороны работы машин с точки зрения использования времени их работы, скорости движения, пробега, грузоподъемности и т.д., что является частью таких обобщающих показателей, как производительность работы машин и себестоимость перевозок, с помощью которых оцениваются окончательные результаты работы автотранспорта.

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 РЕФЕРАТЫ