В процессе
анализа необходимо изучить динамику показателей работы автотранспорта
хозяйства, выполнение плана по их уровню, установить причины изменения и
резервы увеличения объема грузооборота и снижения себестоимости
тонно-километра.
Анализ
использования грузового автотранспорта приведен в таблице 2.5.
Таблица 2.5
Анализа
использования грузового автотранспорта
Показатели
Годы
Отклонение (+/-)
2007
2008
2009
2008 от 2007
2009 от 2008
А
1
2
3
4
5
Автомобили грузовые
13
15
15
2
0
Средняя грузоподъемность
машин
3,6
3,5
3,8
0,3
-0,1
Автомобиле-дни
нахождения машин в хозяйстве
2670
3650
2920
-730
980
в том числе:
в ремонте
275
300
344
44
25
в работе
1720
2700
2064
-636
980
Отработано одной
машиной за год, дней
160
204
162
-142
140
Отработано одной
машиной за год, дней
160
204
162
-142
140
Коэффициент технической
готовности машин
0,84
0,92
0,88
-0,04
0,08
Коэффициент
использования машин в работе
0,70
0,74
0,71
-0,03
0,04
Время нахождения машин,
ч:
в наряде
9567
16600
10360
-6240
7033
в пробеге
8740
11880
8600
-3280
3140
Коэффициент
использования рабочего времени
0,81
0,72
0,83
0,11
-0,09
Общий пробег машин,
тыс. км
652
723
624
99
71
в том числе с грузом,
тыс. км
386
438
397
-41
52
Коэффициент
использования пробега
0,63
0,61
0,64
0,03
-0,02
Объем грузооборота,
тыс. ткм
1054
1226,4
1048,1
-178,30
172,40
Средняя загруженность
машины, т
2,1
2,8
2,64
-0,16
0,7
Средняя техническая
скорость движения, км/ч
60,40
60,86
72,56
11,70
0,46
Объем перевозимых
грузов, тыс. т
24,50
27,25
29,10
1,85
2,75
Среднее расстояние
перевозки грузов, км
43
45
36
-9
2
Коэффициент
использования грузоподъемности машин
0,70
0,8
0,69
-0,11
0,10
Выработка на один
автомобиле - тонно - день нахождения в хозяйстве, ткм
93,86
96,0
94,46
-1,54
2,14
Средняя грузоподъемность
машин
3,6
3,5
3,8
0,3
-0,1
Автомобиле-дни
нахождения машин в хозяйстве
2670
3650
2920
-730
980
в том числе:
в ремонте
275
300
344
44
25
в работе
1720
2700
2064
-636
980
Отработано одной
машиной за год, дней
160
204
162
-142
140
Коэффициент технической
готовности машин
0,84
0,92
0,88
-0,04
0,08
Коэффициент
использования машин в работе
0,70
0,74
0,71
-0,03
0,04
Время нахождения машин,
ч:
в наряде
9567
16600
10360
-6240
7033
в пробеге
8740
11880
8600
-3280
3140
Коэффициент использования
рабочего времени
0,81
0,72
0,83
0,11
-0,09
Общий пробег машин,
тыс. км
652
723
624
99
71
в том числе с грузом,
тыс. км
386
438
397
-41
52
Коэффициент
использования пробега
0,63
0,61
0,64
0,03
-0,02
Объем грузооборота,
тыс. ткм
1054
1226,4
1048,1
-178,30
172,40
Средняя загруженность
машины, т
2,1
2,8
2,64
-0,16
0,7
Как видно из
таблицы 2.5 показатели использование грузового автотранспорта в 2008 г. выросли
в сопоставлении с 2007 г. Это связано с тем, что в 2008 г. парк подвижного
состава увеличился на два автомобиля, увеличились автомобиле-дни нахождения
машин в работе. В связи с расширением парка подвижного состава увеличился и
объем грузооборота, средняя загруженность автомобиля, увеличился объем
перевозимых грузов.
Если
сравнивать 2009 г. и 2008 г., как видно из таблицы, парк автомобилей сократился
на две единицы, это может быть связано со списанием автомобилей из-за выхода из
строя и экономически невыгодного их ремонта. В связи с тем, что сократился парк
подвижного состава, сократились и показатели использования подвижного состава в
2009 г.
Коэффициент
использования машин в работе в 2009 г. снизился это связано со сверхплановыми
простоями машин из-за технической неисправности, длительного нахождения в
ремонте.
Коэффициент
использования рабочего времени в 2008 г. по сравнению с 2007 и 2009 гг.
снизился, что свидетельствует о том, что в 2008 г. было потрачено меньше
времени на погрузку-разгрузку автомобилей в день.
Коэффициент
использования пробега в 2008 г. в отличие от 2007 и 2009 гг. ниже, это
свидетельствует о том, что в 2008 г. было больше порожних рейсов.
Если
сравнивать 2009 г. и 2007 г., то можно заметить, что показатели использования
грузового транспорта практически одинаковые.
Следовательно,
для того, чтобы в дальнейшем увеличить показатели по эксплуатации транспортных
средств необходимо увеличить парк, сократить количество порожних рейсов за счет
полной загруженности транспортных средств.
Таким
образом, в период 2007-2008 гг. хозяйство увеличивало состав транспортных
средств, в последующий год, напротив, сокращало. Однако следует отметить, что
из автопарка выводится только устаревшая автотехника, не поддающаяся ремонту и
модернизации.
2.3 Анализ
системы управления деятельностью автопарка
Характеризуя
систему управления автопарком СПК «Имени Ленина», отметим, что оно находится в
ведении главного инженера хозяйства (рисунок 2.1).
При этом
вопросами управления техникой автопарка занимается инженер по эксплуатации
транспортного парка. В структуру управления автохозяйством также входят работники:
инженер по механизации трудоёмких процессов и заведующий горюче-смазочными
материалами (рисунок 2.1).
Основными
функциями транспортного хозяйства предприятия являются:
-
перевозка
грузов;
-
осуществление
погрузочно-разгрузочных работ;
-
осуществление
экспедиционных операций.
Инженер по
эксплуатации транспортного парка:
-
разрабатывает
план производственно-хозяйственной деятельности транспортного хозяйства,
-
определяет
грузооборот по заводу и объем погрузочно-разгрузочных работ;
-
рассчитывает
потребность в транспортных и погрузочно-разгрузочных средствах;
-
оперативно-производственное
планирование работы транспорта, которое сводится к составлению квартальных,
месячных и суточных планов перевозок и к оперативному регулированию
транспортных работ;
-
участвует
в технической подготовке производства с целью комплексной механизации и
автоматизации погрузочно-разгрузочных и транспортных операций;
-
разрабатывает
транспортно-технологические схемы, обеспечивающие стыковку отдельных звеньев
транспортной сети предприятия и технологического оборудования; формирует
альбомы чертежей по каждому виду подъемно-транспортного оборудования для
изготовления запасных частей и проведения ремонтных работ;
-
ведет
паспортизацию всех видов транспортных средств;
-
осуществляет
учет и ведет отчетность работы транспортного хозяйства СПК «Имени Ленина».
Потребность
автопарка СПК «Имени Ленина» в кадрах, расчёт фонда заработной платы, сметы
затрат по транспортному хозяйству и калькуляции себестоимости на отдельные виды
транспортных услуг осуществляется главным экономистом в тандемной работе с
отделом бухгалтерии.
Функции управления
финансовыми результатами автопарка СПК «Имени Ленина» следующие:
-
выявление
источников финансирования хозяйственной деятельности;
-
На
основании предоставленной информации из планово-экономического отдела
проводится поиск, анализ и выбор соответствующего источника финансирования,
т.е. выявление за счет каких средств: собственных или заемных будет
осуществляться планируемое мероприятие
-
Обеспечение
нормального хода процесса управления финансовыми результатами деятельности
автопарка, в т.ч. систематизация необходимого пакета документов по проведенным
операциям для последующего формирования финансовой отчетности;
-
мотивация
и стимулирование работников предполагает представление выделившихся в работе
сотрудников отдела к надбавке за трудовую деятельность, а также разработку
системы стимулирования работников: расчёт премий и надбавок.
Так,
заработная плата водителей автомобилей, как и других работников, состоит из:
-
основной
(тарифной) части, определяемой по часовым и (или) месячным тарифным ставкам
(окладам), или сдельным расценкам;
-
выплат
стимулирующего и компенсирующего характера. Формы и системы оплаты труда
водителей, дополнительные.
Выплаты
стимулирующего и компенсирующего характера устанавливаются на основании
коллективного договора, трудового соглашения или контракта. Наиболее
распространенными формами оплаты труда водителей являются сдельно-премиальная и
повременно-премиальная. По своей сути они тождественны рассмотренным выше: при
сдельно-премиальной системе заработок водителя зависит от объема выполненной
транспортной работы, которая выражается в тоннах перевезенного груза или в
тонно-километрах, а при повременно-премиальной – от фактически отработанного
времени (часов).
Поскольку
водители не тарифицируются по разрядам Единой тарифной сетки, то их месячные
тарифные ставки (оклады) устанавливаются умножением кратного размера тарифной
ставки I разряда на тарифную ставку I разряда, действующую в СПК «Имени Ленина»
(таблица 2.6).
Таблица 2.6
Кратные
размеры тарифной ставки I разряда для расчета тарифных ставок водителей
грузовых автомобилей
Грузоподъемность
автомобиля, т
Типы автомобилей
Бортовые и автомобили-фургоны
общего назначения
Специализированные
и специальные:
самосвалы, цистерны, пожарные, технической помощи, автокраны, седельные тягачи
с прицепами и полуприцепами
Ассенизационные, по
перевозке ядохимикатов, безводного аммиака, аммиачной воды и т.п.
А
1
2
3
до 0,5
-
2,08
2,12
от 0,5 до 1,5
2,08
2,12
2,22
от 1,5 до 3,0
2,12
2,22
2,29
от 3,0 до 5,0
2,22
2,29
2,36
от
5,0 до 7,0
2,29
2,36
2,40
от
7,0 до 10,0
2,36
2,40
2,48
от
10,0 до 20,0
2,40
2,48
2,59
Таким
образом, система
управления автопарком СПК «Имени Ленина», находится в ведении главного инженера
хозяйства. При этом вопросами управления техникой автопарка занимается инженер
по эксплуатации транспортного парка. В структуру управления автохозяйством
также входят работники: инженер по механизации трудоёмких процессов и
заведующий горюче-смазочными материалами.
Основными
функциями транспортного хозяйства предприятия являются: перевозка грузов;
осуществление погрузочно-разгрузочных работ; осуществление экспедиционных
операций.
Обобщая
вышесказанное, отметим также, что СПК «Имени Ленина» является ярким примером
прогрессивной и безубыточной работы СПК «Имени Ленина» сельского хозяйства в
нашей стране. СПК «Имени Ленина» в течение 2007-2009 годов развивалось в целом
стабильно и без особых препятствий. Организация обладает достаточной кредито- и
платежеспособностью, положение СПК «Имени Ленина» устойчивое, структура баланса
удовлетворительная.
Вопросами
управления техникой автопарка занимается инженер по эксплуатации транспортного
парка. Основными функциями транспортного хозяйства предприятия являются:
перевозка грузов; осуществление погрузочно-разгрузочных работ; осуществление
экспедиционных операций.
Для того,
чтобы в дальнейшем увеличить показатели по эксплуатации транспортных средств
необходимо увеличить парк, сократить количество порожних рейсов за счет полной
загруженности транспортных средств, совершенствовать оплату труда водителей.
Глава 3.
Совершенствование работы автопарка
3.1 Совершенстование
заработной платы труда водителей
Каждый
работник должен быть заинтересован в своем труде, стремится добиваться
положительных результатов, получение как больше прибыли с наименьшими затратами
и это можно добиться в механизированном отряде, если работникам оплата труда
будет производится по сдельно-премиальной системе оплаты труда. Рассчитаем
экономический эффект, если мы переведем на сдельно – премиальную систему оплаты
труда водителя погрузчика.
Так, по
повременно-премиальной системе за 2009 года, при условии отработки нормы часов
(Нч=160):
-
тарифный
коэффициент - 2,48 * 1,2, где 1,2 – это коэффициент в зависимости от
технологического вида работ;
-
тарифная
ставка первого разряда, действующая на предприятии – 105 235 р.
Должностной
оклад при этом составит 313179 р.
Работник
работает на контракте, размер увеличения за контракт составляет 10%, что в
сумме должностной оклад с увеличением составит 344497 р. Производятся также доплаты:
-
за
классность в размере 20%, что составит 68899 р.;
-
за
стаж работы 20% от должностного оклада, что составляет 68899 р.
При
соблюдении всех условий положения по премированию размер премии составляет 30%,
то есть: 344497 + 68899 * 30% = 124019 р.
Итого
заработная плата за сентябрь месяц водителя погрузчика составляет 606314 р.
При
сдельно-премиальной системе оплаты труда мы будем использовать справочник «Типовые
нормы выработки и расхода топлива на механизированные полевые и транспортные
работы в сельском хозяйстве». Вид работы: погрузка. Разряд работы – пятый. Отработано
160 часов. Расчеты приведем в таблице 3.1
Таблица 3.1
Расчет заработной
платы водителя погрузчика,
Показатели
Сумма, р.
А
1
Объем работ выполненный
5400
Сменная норма выработки
250
Выполнено нормо-смен
21,6
Расценка за выполненную
норму (105235/168*1,73*1,2*8)
10403
Начислено заработной платы
всего:
495698
- за выполненную работу
224705
- доплата за качество
работы, 20%
44941
- за классность, 20%
44941
Доплата за стаж работы,
20% (344497*20%)
68899
Увеличение за контракт,
10%
31318
Премия, 30%
80894
Как видно из
таблицы 3.1, заработная плата при сдельно-премиальной заработной плате ниже,
чем при повременно-премиальной системе оплаты труда на 110616 р. за месяц, а за
год на 1327392 р. В хозяйстве работает 3 водителя погрузчика (таблица 2.4), то
экономия составит 3982176 р.
Таким
образом, для СПК «Имени Ленина» целесообразно перевести некоторых водителей на
сдельно-премиальную систему оплаты труда. Заработная плата при
сдельно-премиальной заработной плате ниже, чем при повременно-премиальной системе
оплаты труда на 110616 р. за месяц, а за год на 1327392 р. В хозяйстве работает
3 водителя погрузчика (таблица 2.4), то экономия составит 3982176 р.
3.2 Совершенстование
премирования труда работников автопарка
Необходимо
также произвести совершенствование положения по премированию работников хозяйства,
а именно:
-
пересмотреть условия премирования начальникам структурных подразделений.
Необходимо каждому работнику структурного подразделения внести показатель по
обеспечению опережения роста производительности труда над ростом заработной
платы.
-
пересмотреть условия премирования работников работавших по заказу. Установить
размер премирования, что за каждый перевыполненный процент плана прибыли. Для
того, чтобы не только руководитель, а и сам работник стремился к получению
максимальной прибыли.
-
пересмотреть премирование на ремонтах автомобилей, выполнявших самими
водителями и трактористами. Создать графики по ремонту, где указанно возможное
количество дней для ремонта техники в месяц. На основании этих дней графика и
производить премирование работников.
То есть для премирования
должна стоять цель – это достижение единства интересов всех категорий
работников в обеспечении высоких конечных результатов
производственно-хозяйственной деятельности хозяйства в целом.
В СПК «Имени
Ленина» работает три водителя погрузчика (таблица 2.4). При погрузке
установлена норма выработки 250 тонн за 8 часов работы одним водителем
погрузчика. Предприятие в 2009 году купила новый погрузчик ТО-18 Амкодор,
которому на 250 тонн необходимот 6 часов рабочего времени, отсюда следует, что
он экономит 2 часа работы в день или в среднем 480 часов в год. В связи с этим
ему необходимо установить норму выработки 330 тонн за 8 часов рабочего времени,
что повлияет на его заработную плату.
Расчет
заработной платы приведем в таблицу 3.2.
Тарифная
ставка 1 разряда – 105235 р.; Вид работы: погрузка погрузчиком ТО-18 Амкодор.
Разряд работы: пятый. За сентябрь месяц было отработано 160 часов одним
рабочим.
Таблица 3.2
Расчет
заработной платы водителя погрузчика.
Показатели
Норма выработки 250 т
Норма выработки 330 т
А
1
2
Объем работ выполненный
5400
5400
Сменная норма выработки
250
330
Выполнено нормо-смен
21,6
16,36
Расценка за выполненную
норму (105235/168*1,73*1,2*8)
10403
10403
5. Начислено заработной
платы всего:
495698
399755
- за выполненную работу
224705
170193
- доплата за качество
работы, 20%
44941
34038
- за классность, 20%
44941
34038
Доплата за стаж работы,
20% (344497*20%)
68899
68899
Увеличение за контракт,
10%
31318
31318
Премия, 30%
80894
61269
Как видно из
таблицы 3.2, заработная плата при норме выработке 330 тонн составляет экономию
95943 р. с действующей нормой выработки на предприятии. То есть можно сделать
вывод, что при старом оборудовании за два часа экономившегося времени
происходит переплата заработной платы на 80,6% за месяц, а в среднем за год
1151316 р. одним работником. Общая сумма экономии за год заработной платы с
налогами на заработную плату (35% - соцстрах) составит 1559112 р.
Таким
образом, необходимо также произвести совершенствование положения по
премированию работников хозяйства, а именно: пересмотреть условия премирования
начальникам структурных подразделений. Необходимо каждому работнику
структурного подразделения внести показатель по обеспечению опережения роста
производительности труда над ростом заработной платы, пересмотреть условия
премирования работников работавших по заказу. Установить размер премирования,
что за каждый перевыполненный процент плана прибыли. Для того, чтобы не только
руководитель, а и сам работник стремился к получению максимальной прибыли, пересмотреть
премирование на ремонтах автомобилей, выполнявших самими водителями и
трактористами. Создать графики по ремонту, где указанно возможное количество
дней для ремонта техники в месяц. На основании этих дней графика и производить
премирование работников.
3.3 Перевод
автотранспорта на газопотребление
В настоящее
время на балансе СПК «Имени Ленина» находится 7 автомашин производственного
назначения, использующих в качестве топлива бензин марки АИ-76 – это грузовой
автомобиль марки ЗИЛ-130 в количестве четырёх единиц и ГАЗ-53 – в количестве
трёх единиц.
Согласно
техническим характеристикам расход топлива автомашины ЗИЛ-130 составляет
порядка 35-40 л на 100 км, для автомашины ГАЗ-53 – порядка 28-32 л на 100 км
при среднесуточном пробеге данных автомашин, примерно, для ЗИЛ-130 – 150 км и
ГАЗ-53 – 120 км и примерной стоимости одного литра бензина АИ-76 около 1700
рулей.
Затраты на
топливо для данной техники составят:
-
по
ЗИЛ-130 2,7 млн р. в сутки (((0,35 + 0,40) / 2) *150 * 1700 *4), или, не менее
91,8 млн р. в год.
-
по
ГАЗ-53 1,8 млн р. в сутки (((0,28 + 0,32) / 2) * 120 * 1700 * 3), или, не менее
44,06 млн р. в год.
В целях
сокращения затрат по использованию автотранспорта нами предлагается следующее
мероприятие. Смысл заключается в том, что двигатели указанных автомашин
являются двигателями внутреннего сгорания карбюраторного типа, что в свою
очередь позволяет переоборудовать двигатели на использование другого вида
топлива (сжиженный газ), с сохранением возможности использования в качестве
основного вида топлива бензин.
К затратам на
осуществление проекта относятся затраты на оборудование, а также его установку.
Стоимость одного комплекта оборудования на одну единицу автотранспорта
составляет 255 евро, стоимость монтажа одного комплекта автотранспорта равна 75
евро; всего: 330 евро.
Согласно
техническим характеристикам, расход топлива для автомашин, использующих в
качестве основного топлива сжиженный газ, расход его увеличивается на 11%
Определим
экономическую эффективность от внедрения данного мероприятия.
Суммарные
затраты на осуществления мероприятия по семи автомашинам машинам составят около
6,9 млн р.; расчёт представлен в таблице 3.3.
Таблица 3.3
Затраты по
переоборудованию автомашин
Наименование затрат
Сумма, млн р.
А
1
Приобретение
оборудования
5,35
Установка оборудования
1,57
Итого:
6,92
Сумма затрат
на топливо при стоимости газа около 900 руб./л. После переоборудования
автомашин составят соответственно:
-
по
ЗИЛ-130 1,10 млн р. в сутки (((0,35 + 0,40) / 2) *150* 900 * 4), или, не менее
264 млн р. в год.
-
по
ГАЗ-53 0,76 млн р. в сутки (((0,28 + 0,32) / 2) * 120 * 900 * 3), или, не менее
182 млн р. в год.
Годовой
экономический эффект по мероприятию представляет собой разницу в затратах на
топливо до мероприятия и после него, его значение составит следующую величину: -
634 млн р. ((264 + 182) – (648 + 432)). То есть, на лицо экономия в 634 млн р.,
или около 20% от средних годовых затрат на потребление топлива по предприятию.
Срок
окупаемости данного мероприятия составит: 0,01 года (6,92/634).
Таблица 3.4
Сводная
таблица по переоборудованию автомашин
Показатели
До меро-приятия
После меро-приятия
Эффект
Снижение
(-) (рост затрат (+)),
%
В абсолютном выраже-нии
(+/-)
А
1
2
3
4
Расходы на топливо для
автомашин, в т.ч.:
по ЗИЛ-130, млн р.
648
264
59,3
-384
по ГАЗ-53, млн р.
432
182
57,9
-250
Итого:
1080
446
58,7
-634
Следовательно,
реализация мероприятия по переводу автотранспорта СПК «Имени Ленина» на
использование другого вида топлива (сжиженного газа) позволит хозяйству
сократить потребление топлива для автотранспорта более, чем на 40%, годовой
экономический эффект в стоимостном выражении при этом будет равен не менее 634
млн р., или 4,5% от всех расходов предприятия.
Суммарный
эффект от реализации вышеприведенных мероприятия может достичь 7%,
соответственно, вырастет и прибыль анализируемого в нашем предприятия.
Обобщая
вышесказанное по главе, отметим следующее.
В целях
совершенствования работы автопарка, необходимо стимулировать трудовую
деятельность его персонала, для чего необходимо также произвести
совершенствование положения по премированию работников хозяйства, а именно:
пересмотреть условия премирования начальникам структурных подразделений.
Необходимо каждому работнику структурного подразделения внести показатель по
обеспечению опережения роста производительности труда над ростом заработной
платы, пересмотреть условия премирования работников работавших по заказу.
Установить размер премирования, что за каждый перевыполненный процент плана
прибыли. Для того, чтобы не только руководитель, а и сам работник стремился к
получению максимальной прибыли, пересмотреть премирование на ремонтах
автомобилей, выполнявших самими водителями и трактористами. Создать графики по
ремонту, где указанно возможное количество дней для ремонта техники в месяц. На
основании этих дней графика и производить премирование работников.
Для СПК
«Имени Ленина» целесообразно перевести некоторых водителей на
сдельно-премиальную систему оплаты труда. Заработная плата при
сдельно-премиальной заработной плате ниже, чем при повременно-премиальной системе
оплаты труда на 110616 р. за месяц, а за год на 1327392 р. В хозяйстве работает
3 водителя погрузчика (таблица 2.4), то экономия составит 3982176 р.
Реализация
мероприятия по переводу автотранспорта СПК «Имени Ленина» на использование
другого вида топлива (сжиженного газа) позволит хозяйству сократить потребление
топлива для автотранспорта более, чем на 40%, годовой экономический эффект в
стоимостном выражении при этом будет равен не менее 634 млн р., или 4,5% от
всех расходов предприятия. Суммарный эффект от реализации вышеприведенных
мероприятия может достичь 7%, соответственно, вырастет и прибыль анализируемого
в нашем дипломе предприятия.
Заключение
Первая глава
работы носит теоретико-методический характер и отражает особенности управления
транспортом и транспортными хозяйствами предприятий в Республике Беларусь и за
рубежом а также необходимость инвестирования средств в их развитие.
Транспортная
система представляет собой большой и сложный народнохозяйственный комплекс,
рассредоточенный на всей территории страны. В него входят следующие виды
транспорта: железнодорожный, морской, речной (внутренний водный), автомобильный,
воздушный, трубопроводный.
По
предварительным данным Национального банка Беларуси, экспорт транспортных услуг
в январе-ноябре 2010 г. составил 2,8 млрд. у. е., что на 29,5% выше уровня
аналогичного периода 2009 г. Перевозки грузов составили 2,3 млрд. у. е., (темп
роста 128,1%), перевозки пассажиров – 205,4 млн. у. е. (темп роста 145,3%).
Характеризуя
зарубежный опыт управления транспортным хозяйством, следует отметить его
инвестиционную направленность и распространения дерегулирования. При этом
специально для управления транспортом разрабатываются и применяются новейшие
технологии в области радиоэлектроники и телематики.
Основной
задачей транспортного хозяйства предприятий Республики Беларусь в нынешних
условиях хозяйствования является бесперебойная транспортировка грузов при
полном использовании транспортных средств и минимальной себестоимости транспортных
операций. Это достигается путем правильной организации транспортного хозяйства
и четкого планирования работы транспорта, обоснованного выбора транспортных
системы средств, нормирования.
При этом, в
транспортном хозяйстве предприятий до сих пор нет полной ясности, какие виды
транспорта в большей степени подходят для функционирования в новых условиях
хозяйствования. Мировой опыт свидетельствует, что наиболее эффективное
воздействие государства на деятельность транспорта заключается в обеспечении
справедливой конкуренции между видами транспорта, а также в воздействии на
формирование разумной прибыли транспортных предприятий независимо от форм
собственности.
Как отмечено
ранее, государство или прямо участвует в инвестиционном процессе или берет на
себя функции регулирования деятельности частного капитала в отношении
привлечения средств на транспорт.
Любому
инвестиционному вложению, в частности в развитие автопарка предприятия,
предшествует создание инвестиционного проекта – комплексного плана мероприятий,
который направлен на обоснование эффективности вложения в создаваемые или
модернизируемые материальные объекты, технологические процессы, виды
предпринимательской деятельности и целевые программы с целью сохранения и
увеличения капитала, получения выгоды.
Во второй
главе работы представлена технико-экономическая характеристика СПК «Имени
Ленина» и особенности управления его транспортным хозяйством.
СПК «Имени
Ленина» является ярким примером прогрессивной и безубыточной работы СПК «Имени
Ленина» сельского хозяйства в нашей стране. СПК «Имени Ленина» в течение 2007-2009
годов развивалось в целом стабильно и без особых препятствий. Организация
обладает достаточной кредито- и платежеспособностью, положение СПК «Имени
Ленина» устойчивое, структура баланса удовлетворительная.
Выпуск
продукции в фактических ценах за 2009 г. составил 4732 млн р. Это на 29,8%
больше, чем годом ранее. В свою очередь, стоимостной объём выпуска продукции за
2007 г. равнялся 3364 млн р.
Выручка от
реализации продукции хозяйства за вычетом налогов и других обязательных
платежей в 2009 г. составила 3565 млн. Это на 1282 млн р. меньше, чем в 2008 г.
Отметим, что в 2007 г. значение данного показателя было равно 2161 млн р.
Себестоимость
реализации, равная в 2008 г. 1983 млн р., в 2009 г. выросла на 38,1%, а в 2009
г. достигла суммы 4225 млн р., увеличившись ещё на 54,3%. То есть,
себестоимость реализации в динамике росла быстрее выручки от реализации.
Прибыль от
реализации в результате по итогам 2007 г. была равна 178 млн р., в 2008 г. она
увеличилась до 2108 млн р. Однако, в связи с ростом себестоимости продукции и
её реализации деятельность СПК «Имени Ленина» по итогам 2010 г. убыточна.
Убыток составил 660 млн р. В связи с чем, показатели рентабельности продаж и
реализации за 2009 г. рассчитаны со знаком минус. В 2008 г. они,
соответственно, были равны 43,5% и 77%, в 2007 г. – 8,2% и 9,0%.
То есть,
наибольшего своего эффекта основная деятельность хозяйства достигла в 2008 г.,
после чего наблюдается резкий финансовых спад результатов основной деятельности.
В итоге, чистая прибыль за 2009 г. составила 2162 млн р. против 605 млн р.,
полученных в 2007 г. и 598 млн р., полученных в 2009 г.
В период 2007-2008
гг. хозяйство увеличивало состав транспортных средств, в последующий год,
напротив, сокращало. Однако следует отметить, что из автопарка выводится только
устаревшая автотехника, не поддающаяся ремонту и модернизации.
Система
управления автопарком СПК «Имени Ленина», находится в ведении главного инженера
хозяйства. При этом вопросами управления техникой автопарка занимается инженер
по эксплуатации транспортного парка. В структуру управления автохозяйством
также входят работники: инженер по механизации трудоёмких процессов и
заведующий горюче-смазочными материалами.
Основными
функциями транспортного хозяйства предприятия являются: перевозка грузов;
осуществление погрузочно-разгрузочных работ; осуществление экспедиционных
операций.
В третьей
главе работы представлены мероприятия по совершенствованию работы автопарка СПК
«Имени Ленина».
В целях совершенствования
работы автопарка, необходимо стимулировать трудовую деятельность его персонала,
для чего необходимо также произвести совершенствование положения по
премированию работников хозяйства, а именно: пересмотреть условия премирования
начальникам структурных подразделений. Необходимо каждому работнику
структурного подразделения внести показатель по обеспечению опережения роста
производительности труда над ростом заработной платы, пересмотреть условия
премирования работников работавших по заказу. Установить размер премирования,
что за каждый перевыполненный процент плана прибыли. Для того, чтобы не только
руководитель, а и сам работник стремился к получению максимальной прибыли,
пересмотреть премирование на ремонтах автомобилей, выполнявших самими водителями
и трактористами. Создать графики по ремонту, где указанно возможное количество
дней для ремонта техники в месяц. На основании этих дней графика и производить
премирование работников.
Для СПК
«Имени Ленина» целесообразно перевести некоторых водителей на
сдельно-премиальную систему оплаты труда. Заработная плата при
сдельно-премиальной заработной плате ниже, чем при повременно-премиальной системе
оплаты труда на 110616 р. за месяц, а за год на 1327392 р. В хозяйстве работает
3 водителя погрузчика (таблица 2.4), то экономия составит 3982176 р.
Реализация
мероприятия по переводу автотранспорта СПК «Имени Ленина» на использование
другого вида топлива (сжиженного газа) позволит хозяйству сократить потребление
топлива для автотранспорта более, чем на 40%, годовой экономический эффект в
стоимостном выражении при этом будет равен не менее 634 млн р., или 4,5% от
всех расходов предприятия. Суммарный эффект от реализации вышеприведенных
мероприятия может достичь 7%, соответственно, вырастет и прибыль анализируемого
в нашем дипломе предприятия.
Список
использованных источников
1
Программа
развития логистической систем Республики Беларусь до 2015, постановление Совета
Министров Республики Беларусь, 20 авг. 2010 г. № 1249
2
Свистун,
К.А. [Электронный ресурс]. – Информационный обзор прелприятий транспорта
Беларуси в 2010 г. – Режим доступа: http://www.bairc.by.
3
Новик,
Н.П. [Электронный ресурс]. – Транспортные организации Беларуси в январе-мае 2010
г. – Режим доступа: http://www.export.by.
4
Об
утверждении норм затрат на техническое обслуживание и ремонт подвижного состава
автомобильного транспорта Республики Беларусь, постановление Совета Министров
Республики Беларусь, 4 августа 2002 г. №15
5
Петрученя,
В.С. [Электронный ресурс]. – Влияние финансового кризиса на рынок
грузоперевозок – Режим доступа: http://www.lexim.ru.
6
Смолович,
Ю. Шанс для инвестора [Текст]/ Ю.Смолович // Директор, 2008. – №11 – С.52-58.
7
Гейзлер,
П.С. Управление проектами [Текст]: учебн.пособие / П.С.Гейзлер. – Мн.: Книжный
дом – 2006. – 282с.
8
Инвестиции
[Текст]: системный анализ и управление / Под ред. проф. К.В.Балдина – М.: ИТК
«Дашков и Ко» – 2009. – 288с.
11
Анискин,
Ю.И. Управление инвестициями [Текст]/ Ю.П.Анискин – М.: Омега - Л, 2008. –
191с.
12
Щелков,
В.С. Прединвестиционные исследования и разработка бизнес-плана. [Текст]/
В.С.Щелков. – М.: ЗАО «Финстатинформ» – 1999. – 426с.
13
Шамхалов,
Ф. – Основное направление развития деятельности организации [Текст]/ Ф.Шахмалов
// ПЭО – 2008. - №6. – С.19-22.
14
Управление
проектами [Текст]/ Под ред. И.И.Мазура. – М.: Омега-Л – 2006. – 664с.
15
Астринский,
Д. Экономический анализ финансового положения организации [Текст]/ Д.Астринский
// Экономист. – 2008. - №12. – С.53-59.
16
Косякин,
И. Финансовый анализ, как инструмент управления организацией [Текст]/ И.Косякин
// Финансовая газета. – 2007. - №7. – С.13-16.
17
Матвейчева,
Е., Вишнинская, Г. Финансовые результаты деятельности организации [Текст]/
Е.Матвейчева, Г.Вишнинская // Аудит и финансовый анализ. – 2009. - №1. – С.28-32.
18
Чернов,
В. Анализ рентабельности [Текст]/ В.Чернов // Аудит и финансовый анализ.– 2009.
- №2. – С.70-71.
19
Свеженцев,
И. Повышение эффективности организации за счёт процессно-ориентированного
управления [Текст]/ И. Свеженцев // Практическая теория и практика управления –
2009г. – №5 – С.103-108.