бесплатные рефераты

Бюджетные расходы на содержание органов государственной власти и местного самоуправления в условиях реформирования бюджетного процесса

Финансовой базой местных органов власти являются их бюджеты. Бюджетные и имущественные права, предоставленные этим органам, дают им возможность составлять, рассматривать, утверждать и исполнять свои бюджеты, распоряжаться переданными в их ведение имуществом и получать от них доходы.

В настоящее время наряду с реформой местного самоуправления осуществляется также реформа бюджетного процесса, призванная повысить эффективность и прозрачность управления общественными финансами на всех уровнях бюджетной системы Российской Федерации. Правовые основы для проведения бюджетной реформы заложены в Федеральном законе от 26 апреля 2007 г. № 63-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации», который предусматривает внедрение принципов бюджетирования, ориентированного на конечный результат, переход к среднесрочному бюджетному планированию и формирования бюджетов всех уровней на трехлетний период.

В Статье 65 БК РФ «Формирование расходов бюджетов», прописано, что формирование расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, исполнение которых согласно законодательству Российской Федерации, международным и иным договорам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде) за счет средств соответствующих бюджетов.

Таким образом, нормативно-правовые акты, регулирующие вопросы расходов на государственную власть и местное самоуправление, принимаются на трех уровнях: первый из них - федеральный, второй - региональный, третий - местный. Причем проблемы местного самоуправления могут затрагиваться не только в законах, но и в подзаконных актах.

Рассмотрев теоретические основы формирования бюджетных расходов на содержание государственной власти и органов местного самоуправления можно отметить следующее.

Расходы на государственную власть и органы местное самоуправление в условиях финансовой нестабильности в стране приобретают существенное значение, так как именно от качества управления зависит будущее всех жителей страны.

Состав и структура расходов бюджета на содержание органов государственной власти и местного самоуправления ежегодно утверждаются в составе расходов соответствующих бюджетов. Следует отметить, что расходы на государственную власть и местное самоуправление являются неотъемлемой частью расходов бюджета.

Нормативно-правовые акты, регулирующие вопросы расходов на государственную власть и местное самоуправление, принимаются на трех уровнях: первый из них - федеральный, второй - региональный, третий - местный. Причем проблемы местного самоуправления могут затрагиваться не только в законах, но и в подзаконных актах.

2. Анализ формирования бюджетных расходов на содержание органов государственной власти и местного самоуправления


2.1 Анализ динамики расходов на содержание органов государственной власти и органов власти субъектов РФ


Рассмотрев теоретические аспекты формирования бюджетных расходов на содержание органов государственной власти и местного самоуправления необходимо провести анализ формирования бюджетных расходов на содержание органов государственной власти и местного самоуправления.

Рассмотрим расходы федерального бюджета Российской Федерации на содержание органов государственной власти за ряд лет.

Представим динамику расходов федерального бюджета Российской Федерации за 2007-2010 года в таблице 1.


Таблица 1.

Расходы федерального бюджета РФ за 2007-2010 гг.

Наименование

2007г.

2008г.

2009г.

(прогноз)

2010г.

(план)

сумма,

млрд. руб.

уд. вес,

%

сумма,

млрд. руб.

уд. вес,

%

сумма,

млрд. руб.

уд. вес,

%

сумма,

млрд. руб.

уд. вес,

%

Всего расходов

5983,0

100

7566,6

100

9636,8

100

9886,0

100

Расходы на общегосударственные вопросы


812,1


13,6


835,2


11,0


829,4


8,6


1186,7


12,0

Источник: федеральные законы об исполнении федерального бюджета за 2007-2008 гг., и о федеральном бюджете на 2009-2010 гг.


Как видно из таблицы 1, расходы федерального бюджета Российской Федерации за 2007-2010 года имеет тенденцию к увеличению. В 2008 году расходы бюджета увеличились на 1583,6 млрд. руб. и составили 7566,6 млрд. руб. На общегосударственные вопросы расходы увеличились на 23,1 млрд. руб. В 2009 году расходы в целом увеличились на 2070,2 млрд. руб. или на 27,4%. Однако 2009 году расходы на общегосударственные вопросы уменьшились на 5,8 млрд. руб. по сравнению с предыдущим периодом из-за влияния последствий мирового финансового кризиса. В 2010 году планируется увеличение расходов федерального бюджета на 249,2 млрд. руб. или на 2,6%. Тем самым расходы на общегосударственные вопросы увеличились на 357,3 млрд. руб.

Наглядно продемонстрируем динамику расходов федерального бюджета на общегосударственные вопросы на рисунке 1.


Рис. 1. Динамика расходов федерального бюджета на общегосударственные вопросы за 2007-2010 гг.


Как видно из рисунка 1, расходы на общегосударственные вопросы федерального бюджета за 2007-2010 года имеют нестабильную динамику. Так, в 2008 году данные расходы увеличились на 23,1 млрд. руб. или 2,8% и составили 835,2 млрд. руб. В 2009 году расходы снизились по сравнению с 2008 годом на 5,8 млрд. руб. или на 0,7%. Данное снижение связано, на наш взгляд, с последствиями мирового финансово-экономического кризиса. В 2010 году планируются, что расходы увеличатся на 357,3 млрд. руб. или на 43% и составят 1186,7 млрд. руб.

Покажем значения расходов на общегосударственные вопросы в общей совокупности расходов федерального бюджета на рисунке 2.


Рис. 2. Доля расходов на общегосударственные вопросы в общей совокупности расходов федерального бюджета за 2007-2010 гг.


На рисунке 2 представлена доля расходов на общегосударственные вопросы федерального бюджета за 2007-2010 года. Удельный вес расходов на общегосударственные вопросы в 2007 году составили 13,6% от общей суммы расходов федерального бюджета. В 2008 году удельный вес расходов составил 11,0%. Расходы на общегосударственные вопросы в 2009 году, как и в абсолютном выражении, снизились и составили 8,6%. Планируется, что в 2010 году данные расходы составят 12,0%.

Динамику расходов бюджета Республики Татарстан за 2007-2010 года представим в таблице 2.

Таблица 2.

Расходы бюджета Республики Татарстан за 2007-2010 гг.

Наименование

2007г.

2008г.

2009г.

(прогноз)

2010г.

(план)

сумма,

млн. руб.

уд. вес,

%

сумма,

млн.

руб.

уд. вес,

%

сумма,

млн. руб.

уд. вес,

%

сумма,

млн. руб.

уд. вес,

%

Всего расходов

89110,5

100

119372,9

100

123255,5

100

78499,4

100

Расходы на общегосударственные вопросы


2321,0


2,6


3336,3


2,7


5118,0


4,2


5155,7


6,6

Источник: Законы Республики Татарстан «Об исполнении бюджета Республики Татарстан за 2007-2008 год», закон РТ № 124-ЗРТ «О бюджете Республики Татарстан на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов».


Как видно из таблицы 2, расходы бюджета Республики Татарстан на общегосударственные вопросы за 2007-2010 года имели положительную динамику. В 2008 году данные расходы бюджета увеличились на 1015,3 млн. руб. и составили 3336,3 млн. руб. В 2009 году расходы бюджета в целом увеличились на 3882,6 млн. руб. или на 3,3%. Расходы на общегосударственные вопросы увеличились на 1781,7 млн. руб. или на 53,4% по сравнению с предыдущим периодом. Планируется, что в 2010 году расходы на общегосударственные вопросы увеличатся на 37,7 млн. руб. и составят 5155,7 млн. руб. Увеличение расходов на общегосударственные вопросы бюджета Республики Татарстан произошло за счет значительного сокращения финансирования национальной экономики, а так же межбюджетных трансфертов.

Представим динамику расходов бюджета Республики Татарстан на общегосударственные вопросы на рисунке 3.

Рис. 3. Динамика расходов на общегосударственные вопросы за 2007-2010 гг.


Из рисунка 3 видно, что расходы на общегосударственные вопросы за 2007-2010 года имеют стабильную динамику. Так, в 2008 году данные расходы увеличились на 1015,2 млн. руб. или на 43,7% и составили 3336,3 млн. руб. В 2009 году расходы выросли по сравнению с 2008 годом на 1781,4 млн. руб. или на 53,4%. В 2010 году планируются, что расходы увеличатся на 37,7 млн. руб. и составят 5155,7 млн. руб.

Значения расходов на общегосударственные вопросы в общей совокупности расходов бюджета Республики Татарстан покажем на рисунке 4.

Рис. 4. Доля расходов на общегосударственные вопросы в общей совокупности расходов бюджета РТ за 2007-2010 гг.


На рисунке 4 представлена доля расходов на общегосударственные вопросы в общей совокупности расходов бюджета Республики Татарстан за 2007-2010 года. Доля расходов на общегосударственные вопросы в 2007 году составили 2,6% от общей суммы расходов бюджета РТ. В 2008 году доля расходов на общегосударственные вопросы составил 2,7%. Расходы на общегосударственные вопросы в 2009 году составили 4,2%. Планируется, что в 2010 году доля данных расходов составят 6,6%.

Следует отметить, что за анализируемый период 2007-2010 года расходы бюджета Республики Татарстан на содержание органов государственной власти, как в удельном весе, так и в денежном выражении имели положительную динамику.

Наглядно представим соотношение расходов бюджетов Российской Федерации и Республики Татарстан на содержание органов государственной власти в общей доли расходов за ряд лет в таблице 3.

Таблица 3.

Соотношение расходов бюджетов РФ и РТ на общегосударственные вопросы за 2007-2010 гг., %

Наименование

2007г.

2008г.

2009г.

(прогноз)

2010г.

(план)

РФ

РТ

РФ

РТ

РФ

РТ

РФ

РТ

Всего расходов

100

100

100

100

100

100

100

100

Расходы на общегосударственные вопросы


13,6


2,6


11,0


2,7


8,6


4,2


12,0


6,6


Как видно из таблицы 3, расходы на общегосударственные вопросы в большей степени выделяются за счет средств федерального бюджета. В целом доля данных расходов имеют нестабильную динамику. На региональном уровне расходы на содержание органов государственной власти имеют незначительную долю, однако данные расходы увеличиваются с каждым годом. Увеличение доли расходов на общегосударственные вопросы бюджета Республики Татарстан за ряд лет произошло за счет значительного сокращения финансирования национальной экономики, а так же за счет межбюджетных трансфертов.

Таким образом, был проведен сравнительный анализ динамики расходов на содержание органов государственной власти и органов власти субъектов РФ за ряд лет. Расходы на общегосударственные вопросы федерального бюджета за 2007-2010 года имеют нестабильную динамику. На региональном же уровне совершенно другая ситуация, расходы на государственную власть увеличиваются, несмотря на последствия мирового финансово-экономического кризиса.


2.2 Анализ состава и структуры расходов на содержание органов государственной власти РФ и органов власти субъектов РФ


Рассмотрим анализ состава и структуры расходов на содержание органов государственной власти РФ и органов власти субъектов РФ за ряд лет.

Анализ состава и структуры расходов на содержание органов государственной власти Российской Федерации за 2007-2010 года представлен в таблице 4.


Таблица 4.

Расходы федерального бюджета на общегосударственные вопросы за 2007-2010 гг.

Наименование

2007г.

2008г.

2009г.

(прогноз)

2010г.

(план)

сумма,

млрд. руб.

уд. вес,

%

сумма,

млрд. руб.

уд. вес,

%

сумма,

млрд. руб.

уд. вес,

%

сумма,

млрд. руб.

уд. вес,

%

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Функционирование Президента РФ


7,1


0,8


8,9


1,1


10,9


1,3


6,7


0,5

Функционирование законодательных (представительных) органов гос. власти и представительных органов муниципальных образований




5,3




0,6




6,4




0,8




6,7




0,8




7,2




0,6

Функционирование Правительства Российской Федерации, высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, местных администраций





1,2





0,1





2,7





0,3





3,4





0,4





4,2





0,3

Судебная система

78,9

9,7

92,6

11,0

107,3

12,9

109,4

9,2

Обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов и органов финансового (финансово-бюджетного) надзора



182,6



22,5



205,4



24,6



201,5



24,2



202,6



17,3

Обеспечение проведения выборов и референдумов

11,2

1,4

4,3

0,5

3,1

0,4

3,1

0,2

Международные отношения и международное сотрудничество



70,2



8,6



66,8



8,0



88,8



11,0



153,0



12,8

Международная экономическая и гуманитарная помощь


0,9


0,1


-


-


-


-


-


-

Государственный материальный резерв

64,8

8,0

67,0

8,0

52,6

6,3

42,7

3,5

Фундаментальные исследования

54,6

6,7

69,7

8,3

83,2

10,0

79,1

6,6

Обслуживание государственного и муниципального долга


143,0


17,6


153,3


18,4


176,2


21,2


304,0


26,0

Прикладные научные исследования в области общегосударственных вопросов


11,2


1,4


12,3


1,5


12,1


1,5


12,6


1,0

Другие общегосударственные вопросы


181,1


22,3


145,8


17,5


83,6


10,0


262,1


22,0

Итого общегосударственные вопросы


812,1


100


835,2


100


829,4


100


1186,7


100

Источник: федеральные законы об исполнении федерального бюджета за 2007-2008 гг., и о федеральном бюджете на 2009-2010 гг.


Как видно из таблицы 4, расходы федерального бюджета на общегосударственные вопросы за 2007-2010 года имеют нестабильную динамику. Больше всего расходов на общегосударственные вопросы приходятся на обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов и органов финансового (финансово-бюджетного) надзора. В 2008 году данные расходы увеличились на 22,8 млрд. руб. или на 12,5%. Расходы на обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов и органов финансового (финансово-бюджетного) надзора в 2009 году уменьшились на 3,9 млрд. руб. и составили 201,5 млрд. руб. В 2010 году планируется увеличение данных расходов на 1,1 млрд. руб. или на 0,5%.

Расходы на обслуживание государственного и муниципального долга в 2008 году на 10,3 млрд. руб. или на 7,2%. В 2009 году рост расходов произошел на 2,8 процентных пункта относительно 2008 года, что в денежном выражении составило 22,9 млрд. руб. В 2010 году планируется увеличение расходов на обслуживание государственного и муниципального долга на 127,8 млрд. руб. или на 72,5%.

В 2008 году расходы на судебную систему увеличились на 13,7 млрд. руб. по сравнению с предыдущим периодом. Расходы на судебную систему в 2009 году увеличились на 14,7 млрд. руб. или на 15,9%. Планируется, что данные расходы в 2010 году увеличатся на 2,1 млрд. руб. или на 2,0% и составят 109,4 млрд. руб. Отметим, что в анализируемом периоде данные расходы имели ярко выраженную положительную динамику.

Так же одним из наиболее весомых расходов на общегосударственные вопросы являются расходы на фундаментальные исследования. В 2008 году данные расходы увеличились на 15,1 млрд. руб. или на 27,7%. Расходы на фундаментальные исследования в 2009 году увеличились на 13,5 млрд. руб. или на 19,4%. Планируется, что в 2010 году данные расходы уменьшатся на 4,1 млрд. руб. и составят 79,1 млрд. руб.

Расходы на международные отношения и международное сотрудничество в 2008 году уменьшились на 3,4 млрд. руб. по сравнению с предыдущим периодом. В 2009 году данные расходы увеличились на 22,0 млрд. руб. или на 33%. Планируется, что расходы на международные отношения и международное сотрудничество в 2010 году увеличатся на 64,2 млрд. руб. или на 72% и составят 153,0 млрд. руб.

В 2008 году расходные обязательства Российской Федерации в сфере государственного материального резерва увеличились на 2,2 млрд. руб. и составили 67 млрд. руб. или на 3,4%. В 2009 году данные расходы уменьшились на 14,4 млрд. руб. по сравнению с предыдущим периодом. Планируется, что в 2010 году расходные обязательства РФ в сфере государственного материального резерва уменьшатся на 9,9 млрд. руб. и составят 42,7 млрд. руб.

Расходы на функционирование Президента Российской Федерации в 2008 увеличились на 1,8 млрд. руб. или 25,3% и составили 8,9 млрд. руб. В 2009 году данные расходы увеличились на 2 млрд. руб. и составили 10,9 млрд. рублей. Планируется, что в 2010 году расходы на функционирование Президента Российской Федерации уменьшатся на 4,2 млрд. руб. и составят 6,7 млрд. руб.

Расходы на функционирование законодательных (представительных) органов государственной власти и представительных органов муниципальных образований в 2008 году увеличились на 1,1 млрд. руб. или на 21%. В 2009 году данные расходы по сравнению с 2008 годом увеличилась на 0,3 млрд. руб. и составили 6,7 млрд. руб. Планируется, что в 2010 году расходы на функционирование законодательных (представительных) органов государственной власти и представительных органов муниципальных образований увеличатся на 0,5 млрд. руб. и составят 7,2 млрд. руб.

Расходы на функционирование Правительства Российской Федерации, высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, местных администраций в 2008 году увеличились на 1,5 млрд. руб. или на 2,2%. В 2009 году данные расходы увеличились на 0,7 млрд. руб. и составили 3,4 млрд. руб. В 2010 году планируется, что расходы на функционирование Правительства Российской Федерации, высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, местных администраций увеличатся на 0,8 млрд. руб. составят 4,2 млрд. руб. В анализируемом периоде данные расходы имели стабильную динамику.

Расходы на обеспечение проведения выборов и референдумов имеют отрицательную динамику. В 2008 году данные расходы снизились на 6,9 млрд. руб. или на 72% и составили 4,3 млрд. руб. В 2009 году по сравнению с 2008 годом расходы снизились на 1,2 млрд. руб. и составили 3,1 млрд. руб. Планируется, что в 2010 году расходы на обеспечение проведения выборов и референдумов составят 3,1 млрд. руб.

Расходы на прикладные научные исследования в области общегосударственных вопросов имеет положительную динамику. В 2008 году расходы увеличились на 1,1 млрд. руб. или на 9,8% и составили 12,3 млрд. руб. В 2009 году расходы уменьшились на 0,2 млрд. руб. Планируется, что расходы на прикладные научные исследования в области общегосударственных вопросов в 2010 году составят 12,6 млрд. руб.

Расходы на другие общегосударственные вопросы имеют не стабильную динамику. В 2008 году расходы снизились на 35,3 млрд. руб. или на 81% и составили 145,8 млрд. руб. В 2009 году данные расходы снизились на 62,2 млрд. руб. Планируется, что в 2010 году расходы на другие общегосударственные вопросы увеличатся на 178,5 млрд. руб. и составят 262,1 млрд. руб.

Наглядно представим структуру расходов на содержание органов государственной власти Российской Федерации за 2009 год на рисунке 5.

Рис. 5. Структура расходов на содержание органов государственной власти Российской Федерации за 2009 г.


Как видно из рисунка 5, наибольший удельный вес среди расходов на содержание органов государственной власти РФ занимают расходы, связанные с обеспечением деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов и органов финансового (финансово-бюджетного) надзора, которые составляют 24,2%. Так же одним из весомых расходов на общегосударственные вопросы являются расходы на обслуживание государственного и муниципального долга – 21,2%. Расходы, связанные на судебную систему в 2009 году составляют 12,9%. Отметим, что удельный вес расходов на международные отношения и международное сотрудничество в общей совокупности расходов составляют 11%. На остальные расходы приходится незначительная доля расходов на содержание органов государственной власти.

Структуру расходов на содержание органов государственной власти Республики Татарстан за 2007-2010 года представим в таблице 5.

Таблица 5.

Структура расходов бюджета по Республике Татарстан на общегосударственные вопросы за 2007-2010 гг.

Наименование

2007г.

2008г.

2009г.

(прогноз)

2010г.

(план)

сумма,

млн. руб.

уд. вес,

%

сумма,

млн. руб.

уд. вес,

%

сумма,

млн. руб.

уд. вес,

%

сумма,

млн. руб.

уд. вес,

%

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Функционирование Президента Республики Татарстан

166,0


7,1

178,7


5,3

125,3


2,4


118,3


2,2

Функционирование законодательных (представительных) органов гос. власти Республики Татарстан

216,4

9,3

250,5

7,5

195,7

3,8

183,3

3,6

Функционирование Правительства Республики Татарстан

160,4


6,9

177,0


5,3

112,6

2,3

108,7

2,2

Судебная система

141,8

6,4

192,7

5,7

193,7

3,7

193,3

3,7

Обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов финансового (финансово-бюджетного) и органов надзора

450,5

19,4

515,9

15,4

479,1

9,4

469,3

9,3

Обеспечение проведения выборов и референдумов

24,6

1,0

69,4

2,4

139,3

2,7

31,6

0,6

Фундаментальные исследования

170,9

7,3

232,6

6,9

276,6

5,5

253,3

4,9

Обслуживание государственного и муниципального долга

-

-

36,9

1,1

325,0

6,3

905,9

17,5

Прикладные научные исследования в области общегосударственных вопросов

46,8

2,0

33,1

1,0

31,6

0,6

30,6

0,6

Резервные фонды

-

-

-

-

1684,2

33

1684,2

32,6

Другие общегосударственные вопросы

943,6


40,6

1649,5

49,4

1554,9

30,3

1177,2

22,8

Итого общегосударственные вопросы


2321,0


100


3336,3


100


5118,0


100


5155,7


100

Источник: Законы Республики Татарстан «Об исполнении бюджета Республики Татарстан за 2007-2008 год», закон РТ № 124-ЗРТ «О бюджете Республики Татарстан на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов».


Как видно из таблицы 5, расходы бюджета Республики Татарстан на общегосударственные вопросы за 2007-2010 года имели положительную динамику. Одним из наиболее весомых расходов на общегосударственные вопросы являются расходы на обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов и органов финансового (финансово-бюджетного) надзора. В 2008 году данные расходы увеличились на 65,4 млн. руб. или на 14,5%. В 2009 году данные расходы уменьшились на 36,8 млн. руб. и составили 479,1 млн. руб. Планируется, что расходы на обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов и органов финансового (финансово-бюджетного) надзора в 2010 году уменьшатся на 9,8 млн. руб. или на 2%.

В 2008 году расходы на судебную систему увеличились на 50,9 млн. руб. по сравнению с предыдущим периодом. Расходы на судебную систему в 2009 году увеличились на 1 млн. руб. или на 0,5%. Планируется, что данные расходы в 2010 году уменьшаться на 0,4 млн. руб. или на 0,2% и составят 193,3 млн. руб. Отметим, что в анализируемом периоде данные расходы имели ярко выраженную не стабильную динамику.

Расходы на фундаментальные исследования в 2008 году увеличились на 61,7 млн. руб. или на 36,1%. В 2009 году расходы на фундаментальные исследования увеличились на 44 млн. руб. или на 19,4%. Планируется, что в 2010 году данные расходы уменьшатся на 23,3 млн. руб. и составят 253,3 млн. руб.

Отметим, что расходы на обслуживание государственного и муниципального долга в 2008 году составили 36,9 млн. руб. В 2009 году данные расходы увеличились на 288,1 млн. руб. и составили 325,0 млн. руб. В 2010 году планируется увеличение расходов на обслуживание государственного и муниципального долга на 580,9 млн. руб.

Расходы на функционирование Президента Республики Татарстан в 2008 году увеличились на 12,7 млн. руб. или 7,6% и составили 178,7 млн. руб. В 2009 году данные расходы уменьшились на 53,4 млн. руб. и составили 125,3 млн. рублей. Планируется, что в 2010 году расходы на функционирование Президента Республики Татарстан уменьшатся на 7 млн. руб. и составят 118,3 млн. руб.

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 РЕФЕРАТЫ