бесплатные рефераты

Дивидендная политика предприятия ОАО "РЖД"

Между тем одной из особенностей российской экономики, традиционно имеющей выраженную экспортно-сырьевую составляющую, является следующее: независимо от того, в каком направлении в перспективе развиваются международные фондовые рынки, конъюнктура не оказывает выраженного неблагоприятного воздействия на макроэкономическую ситуацию в России.

Так, преобладание положительных тенденций на мировых фондовых рынках позитивно скажется на развитии российского фондового рынка, традиционно на них ориентированного, и может выразиться как в росте его инвестиционной привлекательности, так и инвестиционной привлекательности отечественного производства в целом. В то же время ухудшение инвестиционного климата на ведущих фондовых рынках приведет к перераспределению денежных потоков в пользу товарных рынков (как правило, данные рынки двигаются в противофазе вследствие перетока капитала с одного из них на другой), что в свою очередь вызовет рост стоимости сырьевых ресурсов, на которые приходится значительная часть российского экспорта.

Подобная тенденция перераспределения финансовых средств с фондовых на товарные рынки наблюдается в мировой экономике с середины 1999 г. Так, за последние два года в условиях снижения мировых фондовых индексов ежедневный объем торгов только на Лондонской нефтяной бирже вырос в 3 раза, одновременно средняя дневная цена по всем фьючерсам повысилась в 2 раза.

Справедливость того тезиса, что российская экономика и фондовый рынок после кризиса 1998 года вступили в фазу долгосрочного роста, слабо коррелирующую с состоянием мировой экономики, подтверждает рост котировок акций крупнейших российских эмитентов. Как уже отмечалось, с начала 1999-го по конец 2000 г. индекс РТС увеличился в 3 раза, несмотря на то что индексы ведущих мировых фондовых бирж за этот период существенно снизились. Причем в 2001 г. тенденция роста как отечественной экономики, так и фондового рынка сохраняется. Таким образом, существующая в настоящее время значительная недооцененность акций российских эмитентов при сохранении благоприятных тенденций в экономике в перспективе может быть устранена.

Наиболее негативным сценарием развития мировой экономики является одновременное падение фондовых и товарных рынков (фаза кризиса), что отрацитально скажется как на российском фондовом рынке, так и на экспортных отраслях отечественной промышленности. Определенная вероятность этого, как отмечалось выше, сохранится в ближайшие несколько лет. Однако последствия возможного мирового кризиса не отразятся на российском финансовом рынке столь сильно, как это было, например, в 1998 г., в силу существенной заниженности курса рубля.

В период кризиса проведение приватизации государственной собственности оказывается неэффективным — при одновременном возрастании роли дивидендной политики. Так, поступления от приватизации в 1998 г. сократились по сравнению с 1997 г. в 40 раз: с 18 до 0,44 млрд. руб. Дивидендные же поступления в федеральный бюджет за тот же период возросли в 5 раз: с 270 до 1357 млрд. руб.

Одним из существенных резервов повышения инвестиционной привлекательности отечественных предприятий является приведение осуществляемой ими дивидендной политики в соответствие с мировой практикой. Средний размер дивидендов на привилегированную акцию для крупнейших российских предприятий сейчас составляет от 10 до 20% от ее курсовой стоимости, а на обыкновенную — около 5%.

Между тем мировой опыт показывает: для обеспечения повышения предприятиями дивидендных выплат недостаточно проведения ими только так называемой политики постоянной доли в прибыли, основанной на фиксированном коэффициенте дивидендных выплат по отношению к размеру прибыли общества, поскольку в данном случае учитывается только относительный размер дивидендов, но не принимается во внимание их абсолютная величина.

Безусловно, основным фундаментом для постоянного роста дивидендных выплат является увеличение прибыли предприятий. И здесь в качестве другой формы дивидендной политики можно назвать политику дивидендных премий. Так, в случае, если уровень прибыли компании превышает обычный (плановый), полученное по итогам года избыточное количество денежных средств направляется на выплату дивидендов.

Существует также третий, наиболее распространенный в странах Запада вариант дивидендной политики — политика стандартных выплат дивидендов. Данный подход основан на проведении ежеквартальных выплат относительно стабильной суммы дивидендов на каждую акцию. При этом компаниями поддерживается максимально возможная регулярность и последовательность в уровне выплачиваемых дивидендов. Целью такой политики является поддержание стабильного интереса инвесторов к акциям компании, поскольку инвестиции в подобные акции можно сопоставить с размещением денежных средств на банковском депозите — с той существенной разницей, что помимо дивидендов акционер также получает прибыль от роста курсовой стоимости акций. Не случайно интерес к корпоративным ценным бумагам в промышленных странах Запада традиционно столь велик. Так, среднестатистический американский частный инвестор около 70% своих средств направляет именно на покупку акций. В России же, к сожалению, своевременность перечисления акционерными обществами дивидендов все еще оставляет желать лучшего.

В связи с многообразием подходов, существующих в вопросе проведения акционерными обществами своей дивидендной политики, представляется целесообразным принятие советами директоров российских обществ соответствующих положений о порядке выплаты дивидендов, регламентирующих сроки, очередность и порядок выплаты дивидендов, разъясняющих права акционеров на получение дивидендов, а также устанавливающих общие принципы формирования размера дивидендов (данные положения, например, уже приняты рядом крупнейших отечественных предприятий). При этом проводимая каждым обществом дивидендная политика должна оптимальным образом соответствовать стоящим перед ним целям и задачам. Принятие отечественными обществами указанных положений явилось бы шагом в сторону повышения их информационной открытости, а также способствовало бы усилению их инвестиционной привлекательности.

В целях обеспечения роста дивидендных поступлений в федеральный бюджет Минимуществом России выработан ряд принципов реализации своей дивидендной политики в отношении акционерных обществ, акции которых находятся в федеральной собственности — в частности:

·                     прогнозирование дивидендных поступлений по итогам предстоящего финансового года;

·                     участие в планировании обществами основных финансовых показателей их деятельности на предстоящий финансовый год;

·                     контроль за результатами финансово-хозяйственной деятельности обществ, в том числе через представителей государства в их советах директоров и ревизионных комиссиях;

·                     подготовка предложений по вопросу о размере начисляемых дивидендов с учетом оптимальной для данного общества доли планируемой (полученной) чистой прибыли, направляемой на выплату дивидендов, а также обоснованной величины средств, направляемых обществом из чистой прибыли на развитие производства, на социальные нужды работников;

·                     влияние через представителей государства в органах управления обществ на процесс утверждения советами директоров рекомендованного Министерством размера дивидендов за отчетный период и сроков их перечисления, а также на процесс принятия соответствующих решений на общих собраниях акционеров;

·                     контроль за своевременностью и полнотой перечисления обществами начисленных дивидендов.

При этом особое внимание Министерством уделяется дивидендообразующим предприятиям.

В настоящее время в уставах некоторых акционерных обществ существуют ограничения на размер выплачиваемых дивидендов, не предусмотренные статьей 43 Федерального закона «Об акционерных обществах». В частности, в некоторых обществах установлен фиксированный размер выплачиваемых дивидендов по акциям в виде определенного количества номиналов данных акций, или по привилегированным акциям установлен предельно допустимый размер выплат в виде фиксированного отношения величины дивидендов к размеру чистой прибыли, что автоматически ограничивает дивидендные выплаты. В отношении указанных обществ Министерство планирует проведение работы по внесению соответствующих изменений в их уставы, предусматривающих отмену таких ограничений.

В процессе приватизации некоторые акционерные общества, используя ряд доступных финансовых схем, выводили свои денежные ресурсы из хозяйственного оборота, искусственно занижая тем самым стоимость своих чистых активов, ухудшая свои экономические показатели для того, чтобы в дальнейшем руководство данных предприятий смогло выкупить акции обществ на аукционе (в том числе через подконтрольные ему структуры) по заниженной цене. При этом акционерам зачастую выплачивались символические дивиденды либо дивиденды не выплачивались вовсе, с тем чтобы провести скупку акций, размещенных по закрытой подписке, по минимальным ценам.

Борьбу с подобной практикой, в частности, призван обеспечить мониторинг финансового состояния акционерных обществ, акции которых находятся в федеральной собственности, проводимый соответствующими структурными подразделениями Министерства совместно с заинтересованными органами федеральной исполнительной власти.

В случае выявления аудитором, ревизионной комиссией, представителями государства в совете директоров и ревизионной комиссии общества серьезных нарушений, допущенных руководством АО в ходе финансово-хозяйственной деятельности предприятия, в том числе повлекших за собой ухудшение его экономического положения, в зависимости от масштаба нарушения, а также от возможностей государства в конкретном обществе, к указанным предприятиям могут быть применены ряд мер, включающие проведение внеплановой ревизии финансово-хозяйственной деятельности общества, в том числе с привлечением финансовых консультантов и аудиторских организаций, иных проверок. Наконец, Министерство может инициировать смену руководства общества.

Дивидендная политика Министерства предполагает также проведение мероприятий по стимулированию руководства общества к повышению прибыльности предприятия. В частности, в целях усиления заинтересованности менеджмента компаний в результатах их деятельности предполагается распространить практику премирования высшего управленческого звена общества в соответствии с полученной данным предприятием чистой прибылью. В качестве одного из примеров, демонстрирующих прогрессивность подобного опыта, можно привести ОАО «Шереметьево», которое в течение ряда лет направляет на премирование своего высшего управленческого звена суммы в размере 1% от величины чистой прибыли. При этом наблюдается устойчивая позитивная динамика роста чистой прибыли общества. Так, например, по итогам работы в 2000 г. чистая прибыль общества составила свыше 880 млн. руб., что на 30% превышает результат 1999 г.

Снижение государством ставки налога на дивиденды с 15 до 9% призвано повысить инвестиционную привлекательность корпоративных ценных бумаг. Значительное же снижение ставки налога на прибыль — с 35 до 24% должно стимулировать развитие производства, способствовать росту прибыли предприятий и, соответственно, — явиться важнейшим фактором увеличения дивидендных выплат.

Таким образом, комплекс мер, предпринимаемых государством в целях реализации своей дивидендной политики, позволит не только обеспечить повышение дивидендных поступлений в бюджет, но и получение прибыли в виде дивидендов другими акционерами, инвестировавшими свои денежные средства в корпоративные ценные бумаги. В свою очередь, это будет способствовать повышению инвестиционной привлекательности предприятий, поскольку размер дивидендов, выплачиваемых акционерными обществами, а также величина их прибыли являются фундаментальными показателями, влияющими на капитализацию предприятий.

Вместе с тем при реализации своей дивидендной политики Министерству приходится сталкиваться с рядом проблем. Так, размер чистой прибыли, направляемой на выплату дивидендов обществами, зачастую устанавливается по остаточному принципу, когда общество в течение текущего года, до утверждения советом директоров счета прибылей и убытков, распределения прибыли общества, расходует большую часть прибыли.

В рамках практической реализации Стратегической программы развития ОАО «РЖД» проведен глубокий и всесторонний анализ проекта программы научно-технического развития компании. В результате проведенной работы подходы к ее формированию претерпели принципиальные изменения. В основе этих изменений лежит переход к идеологии инновационного менеджмента, т.е. управления процессом от возникновения идеи до ее успешного воплощения в создании нового продукта или услуги.

Реализация инновационной политики компании осуществляется по алгоритму с использованием новых стратегических подходов:

·                   рассмотрение экономической эффективности и технологической целесообразности инновационного предложения;

·                   оценка, выбор и утверждение проектов для реализации на Совете главных инженеров компании;

·                   завершение работы по созданию инновационного проекта в виде обязательного оформления как нематериального актива с поставкой на бухгалтерский учет.

В рамках выделенного на 2007 г. лимита финансирования, осуществляемого по нескольким источникам, проведен мониторинг узких мест и выбраны приоритетные направления инновационной деятельности. Это в первую очередь технологическая модернизация производственных процессов, разработка нормативно-технической документации для реализации требований закона «О техническом регулировании», повышение производительности труда, организация работы по внедрению в ОАО «РЖД» системы менеджмента качества (рис. 2.4).

Рис. 2.4 – Распределение лимитов плана НТР в 2005 и 2007 гг.


Одновременно в несколько раз снижается доля затрат на научные разработки в области создания нового подвижного состава и путевой техники.

В течение 2006 г. был выполнен внутренний аудит НИОКР предыдущих периодов. В результате предложено к списанию работ на общую сумму 283 млн. руб., включая НИОКР МПС СССР. Предложено к реализации предприятиями машиностроительного комплекса работ на сумму 484 млн. руб. В настоящее время Департамент технической политики ведет юридическое оформление этих сделок.

На научно-технических советах были детально изучены работы, финансирование которых в 2007 г. будет приостановлено по причине отсутствия доказательной базы целесообразности их применения в компании и низкой экономической эффективности при внедрении.

Особенностью инновационного плана 2007 г. является разработка бизнес-планов и начало реализации двух комплексных научных проектов. Такой подход позволит наиболее рационально использовать имеющиеся инвестиционные ресурсы компании. Первый комплексный научный проект (КНП) направлен на оптимизацию управления перевозочным процессом на основе экономических критериев с одновременной реализацией второго КНП по созданию современных систем управления движением поездов и обеспечения безопасности движения, которые являются низовым уровнем информатизации, позволяющим работать системам в реальном масштабе времени. Суммарный экономический эффект от реализации проектов по оценкам бизнес-плана к 2009 г. составит более 2,7 млрд. руб.

Функционалом реализации комплексных научных проектов является коренное изменение технологий, направленное на оптимизацию эксплуатационной работы при безусловном обеспечении безопасности движения. Создаваемые АСУ должны быть не самостоятельными продуктами с отсутствием гарантированного эффекта от их использования, а инструментом для достижения этой важной технологической цели.

Руководствуясь именно этим подходом, в рамках КНП-1 начаты работы по созданию и внедрению информационно-управляющей системы обеспечения управления локомотивными парками на сети дорог. В качестве полигона реализации пилотного проекта определен участок Рыбное - Челябинск-Главный. Проведенный анализ показывает, что внедрение такой информационно-управляющей системы на данном полигоне позволит за счет оптимизации использования локомотивов сократить потребный парк на 61 машину в сутки, то есть практически снизить его на 10%. Без преувеличения можно сказать, что реализация пилотного проекта станет первым шагом к созданию интеллектуальной системы управления, которая коренным образом изменит технологию управления локомотивным парком на сети железных дорог.

С учетом требований закона «О техническом регулировании» и начала третьего этапа реформирования железнодорожного транспорта в инновационном плане 2007 г. выделен блок, связанный с разработкой и утверждением установленным порядком соответствующей нормативно-технической документации. На 2007 г. утверждена программа, предусматривающая разработку и пересмотр 595 единиц различной нормативно-технической документации с объемом финансирования 430 млн. руб.

Одной из ключевых задач инновационного менеджмента в 2006 г. стало юридическое оформление прав и вовлечение в хозяйственный оборот объектов интеллектуальной собственности, что крайне важно для компании. Только на программные продукты и базы данных в 2006 г. получено 138 свидетельств. Всего по итогам года получено более 400 охранных документов.

Аналогичные задачи поставлены и на следующий год. К примеру, впервые в России будет запатентован крупный совместный с компанией Siemens проект - высокоскоростной электропоезд RUS 250/330. Начиная с 2007 г. начнется выплата роэлти за использование разработок МПС и ОАО «РЖД» Выксунским металлургическим комбинатом и Уралвагонзаводом. Одновременно активизируется работа по повышению капитализации компании за счет поставки на баланс нематериальных активов. Динамика капитализации представлена на рис. 2.5. Мероприятия по защите интеллектуальной собственности также включены в инвестиционную программу 2007 г. с объемом финансирования в размере 305 млн. руб. Для более успешной реализации стратегии компании в области защиты интеллектуальной собственности подписано соглашение о сотрудничестве между ОАО «РЖД» и Федеральной службой по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам.


Рис. 2.5 – Динамика роста нематериальных активов ОАО «РЖД»

Особое место в планах компании занимают прорывные технологии, направленные на внедрение на железнодорожном транспорте передовых достижений научно-технического прогресса. К ним, к примеру, можно прежде всего отнести проект создания газотурбинного локомотива на сжиженном природном газе мощностью 8300 МВт. В настоящее время завершаются стендовые испытания силовой установки, намечается начать опытную эксплуатацию первого в мире газотурбовоза такой мощности на природном газе.

С точки зрения эффективного использования новейших разработок плодотворным оказалось и сотрудничество специалистов компании и машиностроителей при проектировании нового российского электровоза постоянного тока 2ЭС6К. Практически он был создан на Уральском заводе железнодорожного машиностроения за полтора года.

Совместно с Воронежским авиастроительным объединением спроектирован и построен новый грузовой вагон из экструдированного алюминиевого профиля производства компании СУАЛ-Холдинг. Вагон успешно прошел все виды испытаний, включая динамико-прочностные, на экспериментальном кольце в Щербинке и на скоростном полигоне Белореченская-Майкоп. В 2007 г. начались его эксплуатационные ресурсные испытания с целью определения долговечности выбранной конструкции. Грузоподъемность вагона 82 т. Накопленный опыт планируется использовать при проектировании пассажирских вагонов с кузовом из алюминиевого профиля.

В инновационной стратегии компании на 2007 г. выделено отдельное направление, связанное с комплексным подходом к созданию Корпоративной интегрированной системы управления качеством в ОАО «РЖД», гармонизированной с принятой Правлением компании «Функциональной стратегией управления качеством».

В 2007 г. будет продолжено и расширено научно-техническое сотрудничество ОАО «РЖД» с ведущими российскими и зарубежными научными учреждениями и компаниями. Среди интересных совместных работ безусловно следует выделить сотрудничество со специалистами железных дорог Южной Кореи, в результате которого, к примеру, были сняты все вопросы по якобы присутствующим сверхнормативным вибрациям, нарушающим целостность электронных изделий при перевозке в контейнерах по Транссибу.

Большой эффект должны дать работы в области взаимодействия пути и подвижного состава, проводимые совместно с железными дорогами Финляндии. Обеспечить качественно новый уровень контроля состояния инфраструктуры, выйти на международный рынок оказания информационных услуг позволят совместные с компанией Финмеканика работы по созданию системы мониторинга объектов инфраструктуры на базе спутниковых радиолокационных технологий. Это разработка европейского уровня, и уже сейчас к ней проявляют интерес различные структуры, в том числе государственные. Сотрудничество в этой области поддержано также Главным картографическим управлением Министерства обороны России.

В рамках заключенного в 2006 г. соглашения о сотрудничестве начаты работы с институтами Российской академии наук.

Таким образом, основными особенностями плана научно-технического развития ОАО «РЖД» на 2007 г. являются отбор работ по критериям технологической целесообразности и экономической эффективности. Обязательным условием их выполнения названа постановка на баланс итогов как нематериальных активов, повышающих капитализацию компании. Серьезно увеличена доля средств на разработки, направленные на повышение производительности труда и совершенствование технологических процессов, оптимизацию перевозок, переработку нормативной документации. Впервые за последние годы конечные результаты выполненных работ будут оцениваться с точки зрения соответствия целям и задачам Стратегической программы развития ОАО «РЖД».

В России нет единой дивидендной политики для госкомпаний — их размер дивидендов определяется индивидуально, что зачастую приводит к баталиям между менеджерами и чиновниками. Правда, Росимущество, которое управляет долями государства в большинстве компаний, в прошлом году ввело единое правило: на обыкновенные акции госкомпании должны были направить не менее 10% от чистой прибыли, при этом сумма дивидендов не должна быть ниже прошлогодних. Почти все крупные компании выполнили эти требования. Исключение составила "Транснефть", которая сократила выплаты в пять раз. Менеджеры монополии спорили с чиновниками до ноября и в итоге добились своего.

Но аппетиты Росимущества растут. Росимущество разослало госкомпаниям письма с рекомендацией направлять акционерам не меньше 20% чистой прибыли. Требование не снижать сумму дивидендов по сравнению с прошлым годом сохранилось. 20% — это минимальная планка для цивилизованных отношений между менеджментом и акционерами компаний, — говорит руководство Росимущества и отмечает, что в некоторых зарубежных компаниях дивиденды доходят до 90% от чистой прибыли и российские частные компании платят больше государственных. Новое правило, по мнению Росимущества, должно улучшить корпоративную культуру госкомпаний и состояние рынка акций.

Задачами дивидендной политики ОАО «РЖД» является оптимальное сочетание интересов всех акционеров и ОАО «РЖД» при взаимном соблюдении прав всех заинтересованных сторон, а также необходимость повышения ликвидности, капитализации и инвестиционной привлекательности ОАО «РЖД».

В целях планирования уровня дивидендов ОАО «РЖД» и величины необходимой валовой выручки Основного Общества (ОАО «ДЭК») планы по величине дивидендов включаются в проект бизнес-плана ОАО «РЖД», утверждаемому в соответствии с Положением о бизнес-планировании.

Условиями принятия решения (объявления) о выплате дивидендов и условиями выплаты объявленных дивидендов по акциям являются:

·                   Наличие у ОАО «РЖД» чистой прибыли за первый квартал, полугодие, девять месяцев финансового года и (или) по результатам финансового года.

·                   Отсутствие в Обществе ситуаций, предусмотренных ст. 43 Федерального закона "Об акционерных обществах" и Уставом ОАО «РЖД», когда вступают в действия ограничения на принятие решения (объявление) о выплате дивидендов и выплату объявленных дивидендов по акциям.

·                   Соблюдение интересов акционеров.

·                   Поддержание требуемого уровня финансового и материально-технического состояния ОАО «РЖД», обеспечение перспектив развития компаний;

·                   При выплате дивидендов по акциям ОАО «РЖД» предусматривается обеспечение роста капитализации компаний и увеличение размера дивидендов, исходя из размера полученной чистой прибыли за год и потребностей развития производственной и инвестиционной деятельности ОАО «РЖД».

В соответствии со статьей 43 ФЗ «Об акционерных обществах» существуют ограничения на выплату (объявление) дивидендов.

ОАО «РЖД» не вправе принимать решение (объявлять) о выплате дивидендов:

по всем акциям:

– до полной оплаты уставного капитала;

– до выкупа всех акций по требованию акционеров;

– если на день принятия решения ОАО «РЖД» отвечает признакам банкротства или эти признаки появятся в результате выплаты дивидендов;

– если на день принятия решения стоимость чистых активов ОАО «РЖД» меньше суммы уставного капитала, резервного фонда и превышения уставной ликвидационной стоимости привилегированных акций над их номиналом, либо станет меньше их размера в результате принятия решения;

ОАО «РЖД» не вправе выплачивать объявленные дивиденды до прекращения следующих обстоятельств:

– на день выплаты ОАО «РЖД» отвечает признакам банкротства или эти признаки появятся в результате выплаты дивидендов;

– стоимость чистых активов меньше суммы уставного капитала, резервного фонда и превышения уставной ликвидационной стоимости размещенных привилегированных акций над номиналом, либо станет меньше указанной суммы в результате выплаты дивидендов

– в иных случаях, предусмотренных федеральными законами.

Возможность выплаты дивидендов по акциям ОАО «РЖД» рассматривается Советом директоров ОАО «РЖД» исходя из полученных финансовых результатов деятельности ОАО «РЖД».

Источником выплаты дивидендов Общества является чистая прибыль, рассчитанная в порядке, установленном действующим законодательством для целей бухгалтерского учета по РСБУ.

Совет директоров ОАО «РЖД» определяет для ОАО «РЖД» направления распределения прибыли, долю прибыли, рекомендуемую на дивидендные выплаты и на формирование резервного фонда. Резервный фонд создается в соответствии с требованиями законодательства по формированию Резервного фонда (РФ). Если резервный фонд ОАО «РЖД» сформирован не полностью, то определяется величина обязательных отчислений из чистой прибыли для его формирования (ОтчРФ). Согласно ст.35 п.1 ФЗ «Об акционерных обществах» размер ежегодных отчислений в резервный фонд предусматривается уставом Общества, но не может быть менее 5 процентов от чистой прибыли до достижения резервным фондом размера, установленного уставом Общества (не менее 5 % от размера УК).

Окончательное решение о выплате (объявлении) дивидендов, принимается Общим собранием акционеров ОАО «РЖД», функции которого выполняет Совет директоров ОАО «ДЭК», по рекомендации Совета директоров ОАО «РЖД»

Размер дивидендов не может быть больше рекомендованного Советом директоров ОАО «РЖД».

«Совет директоров ОАО «ДЭК» предварительно определяет позицию по размеру дивиденда ОАО «РЖД» и выдает поручение на голосование своим представителям в Совете директоров ОАО «РЖД» по этому вопросу».

Сроки вынесения предложений о величине дивидендов:

одновременно с вынесением на утверждение Совета Директоров ОАО «РЖД» показателей бизнес-плана ОАО «РЖД» или корректировки бизнес-плана ОАО «РЖД».

Расчет суммы дивидендов определяется на основании:

Методики расчета дивидендов для ОАО «РЖД».

Методики оценки финансового состояния ОАО «РЖД» (для целей определения рейтинга кредитоспособности и начисляемых дивидендов).

Генеральный директор ОАО «РЖД», в рамках действующего законодательства и организационно-распорядительных документов ОАО «РЖД»:

- несет ответственность за полноту, достоверность и своевременность представления необходимой для определения дивидендов информации, своевременность вынесения на рассмотрение Советом директоров и Общими собраниями акционеров вопросов о выплате дивидендов по акциям ОАО «РЖД».

- обеспечивает своевременную и полную выплату дивидендов акционерам.

Согласно Уставу ОАО «РЖД» Общество вправе по результатам первого квартала, полугодия, 9 месяцев финансового года и (или) по результатам финансового года принимать решения (объявлять) о выплате дивидендов по размещенным акциям, если иное не установлено Федеральным законом "Об акционерных обществах". Решение (объявление) о выплате дивидендов по результатам первого квартала, полугодия и 9 месяцев финансового года может быть принято в течение 3 месяцев после окончания соответствующего периода.

Решения (объявления) о выплате дивидендов, в том числе решения о размере дивидендов, порядке, форме и сроках их выплаты, принимаются общим собранием акционеров. Размер дивидендов не может быть больше рекомендованного советом директоров общества.

Срок выплаты дивидендов не должен превышать 60 дней со дня принятия решения (объявления) о выплате дивидендов.

Дивиденды выплачиваются в денежной форме из чистой прибыли общества.

Все обыкновенные акции дают право на получение выплат за счет прибыли, величина которой определяется в соответствии с российскими принципами бухгалтерского учета. Дивиденды могут объявляться только из нераспределенной и не зачисленной в резервы накопленной прибыли, определенной в соответствии с российскими принципами бухгалтерского учета. С дивидендов, выплачиваемых Компанией, удерживается налог в размере 9% (в 2005 г.: 9%).

Дивидендная политика РЖД предусматривает выплату дивидендов в размере 10% от чистой прибыли. За 2004 год компания выплатила дивиденды на 875 млн. руб., за 2003 - 587 млн. руб.

По состоянию на 31 декабря 2006 г. сумма прибыли, доступная для распределения в форме дивидендов, в соответствии с данными российского учета, составляла около 26 410 миллионов рублей (по состоянию на 31 декабря 2005 г.: 9 751 миллион рублей). В 2006 году Компания объявила и выплатила дивиденды в сумме 975 миллионов рублей (в 2005 г.: 875 миллионов рублей).


2.3 Оценка движения выплат в ОАО «РЖД»


В настоящее время железнодорожный холдинг работает в условиях третьего, так называемого «инвестиционного» этапа реформирования. Его основная задача — привлечение крупных инвестиций в железнодорожную отрасль, в том числе путем продажи пакетов акций дочерних обществ ОАО «РЖД». Для ее решения продолжается реструктуризация ОАО «РЖД» путем создания дочерних и зависимых компаний в ряде конкурентных сегментов рынка и привлечение инвестиций с помощью продажи пакетов акций создаваемых компаний или организации совместных предприятий. Среднесрочная (формируемая на трехлетний период) инвестиционная программа компании представляет собой портфель проектов, характеризующихся определенными сравнимыми показателями, в том числе сроком реализации и капиталоемкостью. Согласно генеральной схеме развития российских железных дорог потребность холдинга «РЖД» в инвестициях в 2007–2009 годах оценивается в 1 трлн 72 млрд рублей. Важнейшими проектами являются: развитие инфраструктуры направлений Кузбасс-Северо-Запад, Кузбасс-Дальневосточный транспортный узел, Кузбасс-Азово-Черноморский узел, организация скоростного и высокоскоростного движения на сети железных дорог на перспективу до 2020 года, приобретение современного подвижного состава. Инвестиционные приоритеты ОАО «РЖД» определяются потребностями экономики страны в перевозках грузов и пассажиров.

На рассмотрение правительства РФ были вынесены проекты принципиально важных для «РЖД» документов, определяющих среднесрочную перспективу развития компании на 2007–2009 годы: обсуждались инвестиционная программа и финансовый план компании на этот период. Прежде всего, глава железнодорожного холдинга проанализировал сегодняшнюю ситуацию в отрасли. Говоря об итогах третьего этапа структурной реформы, Владимир Якунин отметил, что достигнуты лучшие за последние 12 лет показатели работы железнодорожного транспорта. Это максимальные объемы перевозок, максимальная производительность труда и подвижного состава и максимальная энергоэффективность: «Реформа не повлияла отрицательно на нашу тарифную политику. С началом реформирования рост тарифов на железнодорожные перевозки остался на значительно более низком уровне (35,8%), чем рост цен в промышленности (66,1%) и в целом в транспортной системе (45,2%). Это оказало стимулирующее влияние на экономику страны, но потребовало от ОАО «РЖД« чрезвычайно жестких финансовых ограничений».

Главным итогом 2005–2006 годов стало создание дочерних обществ «РЖД». Среди них — «Рефсервис» и «ТрансКонтейнер», «Росжелдорстрой» и «Росжелдорпроект», вагоноремонтные заводы, а также дочерние компании в сфере научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок. Первые результаты работы дочерних обществ оцениваются экспертами финансового рынка как позитивные. О чем на заседании правительства РФ сообщил и президент ОАО «РЖД». Он привел конкретные факты, подтверждающие успешность деятельности «дочек»: «Только за три месяца работы ОАО «ТрансКонтейнер» (июль-сентябрь 2006 года), прирост контейнерных перевозок на сети составил более 5%, а в сентябре — превысил 8%. На мой взгляд, эти показатели свидетельствуют о положительном отношении клиентов-перевозчиков к уровню транспортного обслуживания, которое предоставляет сегодня «ТрансКонтейнер».

Якунин подчеркнул, что рост объемов и ассортимента оказываемых услуг обеспечивает увеличение активов дочерних зависимых обществ (ДЗО) и повышает прибыльность их работы. Все это позитивно влияет и на ситуацию на рынке, как в целом и на деятельность ОАО «РЖД». Согласно трехлетнему финансовому плану железнодорожный холдинг ожидает получить дивиденды от ДЗО в размере 1,5 млрд рублей. А доходы от продажи пакетов акций ДЗО должны составить более 17 млрд рублей. «Результаты двух этапов структурной реформы подтвердили правильность избранного нами эволюционного пути реформирования. Ведь основная направленность реформы — стимулирование экономического роста в стране. При этом, как уже неоднократно подчеркивалось, нам удалось существенно ограничить рост транспортных издержек», — отметил Владимир Якунин.

В то же время, говоря о планах развитии компании в среднесрочной перспективе, глава железнодорожного холдинга акцентировал внимание на ряде отрицательных тенденций, сохранившихся в отрасли, которые требуют принятия немедленных мер: «Должен проинформировать правительство о том, что продолжают сохраняться накопленные в течение последних 15 лет системные проблемы. В соответствии с выводами Счетной палаты, «РЖД« ежегодно недоинвестируют в развитие производственных мощностей около 30 млрд рублей».

Согласно генеральной схеме развития российских железных дорог, потребность холдинга «РЖД» в инвестициях в среднесрочной перспективе составит сумму более триллиона рублей. По данным, представленным на заседании правительства РФ Владимиром Якуниным, 625 млрд рублей необходимы компании на обновление и развитие существующей железнодорожной инфраструктуры и еще 447 млрд рублей требуются на обновление ее парка подвижного состава. В то же время совокупные инвестиционные ресурсы холдинга на 2007–2009 годы оцениваются в объеме 790,7 млрд рублей. Это только 74% от потребности. «И хотя это в 1,6 раза больше, чем в предшествующие три года, все равно проблема дефицита инвестиционных ресурсов в ближайшие три года стоит остро», — считает Владимир Якунин. Поэтому категорически неприемлемы те модели дальнейшей реформы, которые предусматривают искусственное повышение рентабельности в отдельных элементах перевозок за счет сокращения доходов инфраструктуры.

В качестве первоочередной меры, способной помочь «РЖД» решить проблему нехватки инвестресурсов, Владимир Якунин предложил правительству РФ «равные условия получения доходов от вагонной составляющей на рынке грузовых перевозок». «Фактически наша компания подвергается дискриминации и не имеет равных с частными операторами условий доступа к высокодоходным сегментам этого рынка, — считает господин Якунин. — Так, если в целом доля подвижного состава, принадлежащего иным владельцам, составляет около 35%, то в высокодоходных грузах — более 50%, и эта доля продолжает расти. В то же время частные операторы не идут на рынок низкодоходных перевозок. Например, участие частных собственников вагонов в экспортных перевозках угля, где тарифы установлены со значительными скидками, составляет лишь 0,5%, а все остальное перевозится в парке ОАО «РЖД«. Выход из сложившейся ситуации мы видим в создании в рамках холдинга Грузовой компании оператора вагонного парка — с выводом части ее акций на IPO. Такой шаг позволит привлечь от 100 млрд до 120 млрд рублей и направить их на развитие инфраструктуры и локомотивного парка. Кроме того, сама Грузовая компания заработает и направит необходимые средства на закупку вагонов, что позволит в значительной степени решить проблему обновления подвижного состава».

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 РЕФЕРАТЫ