бесплатные рефераты

Федеральный бюджет: перспективы развития

Федеральный бюджет: перспективы развития

Феде6ральное агентство по образованию Кемеровский институт (филиал)

Государственного образовательного учреждения высшего

профессионального образования

«Российский государственный торгово-экономический университет»

Кафедра финансов и кредита











КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Финансы»

на тему: «Федеральный бюджет: перспективы развития»







 



Кемерово 2010г.

Содержание


Введение

Глава I. Бюджетная система и федеральный бюджет РФ

1.1                          Понятия бюджетной системы и её звенья

1.2                          Федеральный бюджет, его место в финансовой системе

Глава II Характеристика динамики и структуры доходов и расходов федерального бюджета РФ в период 2007-2009 годов

2.1 Основные параметры федерального бюджета РФ

2.2 Характеристика и анализ динамики доходов федерального бюджета РФ

2.3 Характеристика и анализ динамики расходов федерального бюджета РФ

Глава III. Перспективы развития федерального бюджета РФ

3.1 Изменения в 2010 году: лидеры роста и падения

3.2 Федеральный бюджет: выполнение социальных обязательств, поддержка экономики

Заключение

Список использованной литературы


Введение


В формировании и развитии экономической структуры любого современного общества ведущую роль играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовая система, главное звено которой – бюджетная система, представленная совокупностью бюджетов всех уровней и бюджетов государственных внебюджетных фондов. Центральное место в бюджетной системе любого государства занимает федеральный бюджет – имеющий силу закона финансовый план государства на текущий финансовый год. Именно в нем аккумулируется основная масса налоговых поступлений и других доходов, необходимых для воздействия на экономическое развитие страны и реализации социальной политики на всей ее территории.

Федеральный бюджет, будучи экономической категорией, выражает экономические отношения в обществе – отношения между социальными слоями и группами и государством. В этой связи важно, чтобы налоговые и неналоговые поступления, зачисляемые в федеральный бюджет, были не слишком обременительны для населения и хозяйствующих субъектов и наряду с этим обеспечивали государство оптимальным объемом денежных ресурсов, необходимых ему для решения экономических, политических и социальных задач. Поэтому в целях преодоления негативных последствий воздействия налогов и других платежей на развитие экономики страны нужно, чтобы анализ структуры и динамики доходов федерального бюджета предшествовал принятию взвешенных решений в указанной сфере.

Сейчас, в рамках сложившейся в России экономической ситуации, очень трудно составить сбалансированный бюджет, связано это в основном с нестабильностью налоговых поступлений и недавно прошедшим кризисом.

Предметом исследования данной курсовой работы являются перспективы развития федерального бюджета, а объектом выступает федеральный бюджет.

Цель данной курсовой работы – произвести анализ динамики и структуры доходов и расходов Федерального бюджета РФ в период 2007-2009 гг. и рассмотреть перспективы дальнейшего развития. Для ее достижения необходимо решить ряд конкретных задач:

·                   рассмотреть теоретические основы бюджетной системы РФ и принципы ее построения;

·                   выделить федеральный бюджет как главный элемент бюджетной системы РФ и исследовать его состав, структуру и динамику в 2007-2009 гг.;

·                   дать характеристику доходной и расходной частей федерального бюджета 2007-2009 гг. с последующими анализом и выводами.

федеральный бюджет доход расход


ГЛАВА I Бюджетная система и федеральный бюджет РФ

1.1                          Понятие бюджетной системы и её звенья

Бюджетные отношения представляют собой финансовые отношения государства на федеральном, региональном (субъектов федерации) и местном уровнях с государственными, акционерными и иными предприятиями и организациями, а также населением по поводу формирования и использования централизованного фонда денежных ресурсов. Бюджет - это подробное описание расходов, а также финансовых планов отдельных людей, компаний или правительства. Бюджет является формой образования и расходования денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти. Сосредоточение финансовых ресурсов в бюджете необходимо для успешной реализации финансовой политики государства. Совокупность всех видов бюджетов образует бюджетную систему государства. Взаимосвязь между ее отдельными звеньями, организацию и принципы построения бюджетной системы называют бюджетным устройством.

Федеральные, региональные и местные органы государственной и муниципальной власти и управления посредством бюджетных отношений получают в свое распоряжение определенную часть перераспределяемого национального дохода, которая направляется на строго определенные цели в зависимости от разграничения функций между уровнями управления. Бюджетная система РФ состоит из трех звеньев:

·   федеральный бюджет РФ;

·   бюджеты национально-государственных и административно- территориальных образований, называемые бюджетами субъектов федерации, или региональными бюджетами. К ним относятся республиканские бюджеты республик в составе РФ, краевые, областные бюджеты, бюджеты автономных образований, а также городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга;

·   местные бюджеты.

Бюджетная система призвана играть важную роль в реализации финансовой политики государства, цели которой обуславливаются его экономической политикой. Государственный бюджет является главным звеном финансовой системы, при этом значение государственного регулирования через бюджетную систему трудно переоценить, хотя нельзя не учитывать происходящие в настоящее время изменения в практике перераспределения финансовых ресурсов.

Это перераспределение все в большей степени осуществляется через финансовый рынок исходя из их спроса и предложения. Поэтому роль государственного финансового регулирования рыночных отношений должна усиливаться через налоговую систему и систему финансовых санкций и льгот. Особенно важно обеспечивать надлежащее выполнение (своевременное и в полном объеме) финансовых обязательств перед бюджетом и внебюджетными фондами.

Общегосударственным финансам принадлежит ведущая роль в регулировании экономикой: как на макроэкономическом уровне - в обеспечении определенных темпов развития всех отраслей народного хозяйства, перераспределении финансовых ресурсов между отраслями экономики и регионами страны, производственной и непроизводственной сферами; так и на микроэкономическом - перераспределение финансовых ресурсов между формами собственности, отдельными группами и слоями населения и т.п.

Через госбюджет государство концентрирует значительную долю национального дохода для финансирования народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, укрепления обороны страны и содержания органов государственной власти и управления. С помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода, что создает возможность маневрировать денежными средствами и целенаправленно влиять на темпы и уровень развития общественного производства. Это позволяет осуществлять единую экономическую и финансовую политику на всей территории страны. Средства бюджета направляются на:

·   осуществление инвестиционной политики,

·   субсидирование предприятий,

·   финансирование конверсии оборонных отраслей.

Расходы бюджета в области экономики призваны способствовать формированию рациональной структуры общественного производства, наращиванию научно-технического потенциала, обновлению материально-технической базы.

Применяя различные формы воздействия на экономику, государство способно существенно изменить сложившиеся народнохозяйственные пропорции, например - ликвидировать нерентабельные предприятия или перепрофилировать их. Важная роль государственного бюджета не ограничивается только лишь финансированием сферы материального производства, бюджетные ресурсы также направляются и в непроизводственную сферу (образование, здравоохранение, культуру и др.).

Финансирование предприятий и учреждений социально- культурного направления осуществляется за счет бюджетных и внебюджетных фондов. Расходы бюджета, которые обуславливаются реализацией социальной политики государства, имеют огромное значение. Они позволяют государству развивать систему народного образования, финансировать культуру, удовлетворять потребности граждан государства в медицинском обслуживании, осуществлять социальную защиту и др. В сегодняшних условиях рыночных отношений государственный бюджет сохраняет свою важную роль, изменяются только лишь методы его воздействия на общественное производство путем создания иного режима расходования бюджетных средств и в связи с этим немного другого принципа регулирования самой экономикой и социальными сферами. Единство бюджетной системы реализуется через единую социально-экономическую политику и правовую базу, использование единых бюджетных классификаций и форм бюджетной документации, взаимодействие бюджетов всех уровней и согласование принципов бюджетного процесса.

Сосредоточение финансовых ресурсов в бюджетах разных уровней позволяет органам государственной власти и управления иметь финансовую базу для реализации своих полномочий. При этом очень важно, чтобы доходная и расходная части бюджетов по своему составу находились в полном соответствии с разграничением функций органов государственной власти по уровням управления, а проблема бюджетных взаимоотношений центра и регионов успешно решалась. Дело в том, что роль региональных и местных органов власти в регулировании экономических процессов и решении социальных проблем значительно возросла, а их функции существенно расширились. Следует отметить, что в условиях рыночной экономики меняются направления вложений бюджетных средств и методы бюджетного воздействия. И, конечно, очень важно выделить ту роль, которую играет федеральный бюджет Российской Федерации.

1.2 Федеральный бюджет, его место в финансовой системе


Федеральный бюджет Российской Федерации является основным финансовым планом государства, утверждаемым Федеральным Собранием (принимается Государственной Думой и одобряется Советом Федерации) и имеющим статус федерального закона.

Через федеральный бюджет мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для последующего их перераспределения и использования для целей государственного регулирования экономического развития страны и реализации социальной политики на территории всей России. Кроме того, за счет средств федерального бюджета покрываются такие затраты, как:

·                    содержание органов государственного управления,

·                    обеспечение потребностей обороны страны,

·                    финансовая помощь субъектам федерации,

·                    обслуживание государственного долга,

·                    пополнение государственных запасов, резервов и другое.

Составление и исполнение бюджета базируется на бюджетной классификации, в которой выделяются целевые направления государственной деятельности, вытекающие из основных функций государства. Это четко можно увидеть на перечне расходов федерального бюджета (См.: таблица 1). В зависимости от влияния на процесс расширенного воспроизводства бюджетные расходы делятся на текущие (на обеспечение текущих потребностей) и капитальные (на инвестиционные нужды и прирост запасов).


Таблица 1- Доходы федерального бюджета РФ на 2007-2009 гг. (в рублях)

Наименование показателей

2007 год

2008 год

2009 год

1

2

3

4

Доходы

7 210 717 155 000,00

8 663 354 688 962,31

6 445 910 114 942,67

Налоги на прибыль

635 607 721 000,00

707 991 560 223,05

167 664 132 646,94

Налоги и взносы на социальные нужды

389 087 914 000,00

448 846 074 399,95

452 291 521 236,06

Налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ

1 489 323 722 000,00

1 101 221 841 925,44

1 160 821 764 812,16

Налоги на товары, ввозимые на территорию РФ

874 330 630 000,00

1 061 095 140 595,45

792 734 981 010,91

Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами

1 114 683 779 000,00

1 563 015 464 345,36

899 245 106 850,97

Гос. пошлина, сборы

2 666 016 100,00

30 195 567 514,99

29 141 297 687,83

Задолженность и перерасчёты по отменным налогам, сборам и иным обязательным платежам

2 291 928 000,00

817 107 115,62

783 078 463,05

Доходы от внешнеэкономической деятельности

2 364 266 329 000,00

3 340 482 336 219,38

2 309 813 739 070,39

Доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной или гос. собственности

88 220 179 000,00

112 526 974 784,42

391 347 196 748,11

Платежи при пользовании природными ресурсами

46 551 405 000,00

109 818 322 610,21

57 195 922 516,62

Доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства

125 407 074 000,00

107 278 109 338,69

91 187 191 902,38

Доходы от продажи мат. и немат. активов

6 976 103 000,00

22 087 784 618,79

6 539 453 146,50

Административные платежи и сборы

41 226 200 000,00

4 185 669 408,53

4 869 028 485,37

Штрафы, санкции, возмещение ущерба

3 896 794 000,00

6 989 040 413,21

7 349 728 794,12

Прочие неналоговые доходы

2 187 216 000,00

40 305 443 037,34

23 191 504 327,65

Доходы бюджетов бюджетной системы РФ от возврата остатков субсидий и субвенций прошлых лет

1 777 348 486,30

5 473 022 389,64

46 139 798 775,61

Безвозмездные поступления

232 724 257 000,00

1 025 230 022,24

4 288 625 252,00

Доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности

482 000 000,00

775 316 900,89

1 306 043 216,00


Глава II Характеристика динамики и структуры доходов и расходов федерального бюджета РФ в период 2007-2009 годов


2.1 Основные параметры федерального бюджета


Федеральный бюджет, являясь первым уровнем бюджетной системы Российской Федерации, представляет собой основной финансовый план государства, который утверждается Федеральным Собранием в виде Федерального закона. Именно он – главное средство перераспределения национального дохода и валового внутреннего продукта в рамках всего государства. Доходы федерального бюджета собираются по всей территории Федерации по единым нормативам, а расходы осуществляются в интересах и на благо всех российских граждан.

Общими параметрами бюджета называют суммарные цифры ожидаемых доходов и расходов государства, а также такие показатели, как инфляция, курс рубля и цена на нефть, — параметры, которые в значительной степени влияют на цифры будущих доходов и расходов (См.: рисунок 1).


Рисунок 1- Основные параметры бюджетов на 2009 и 2010 годы.


За последние годы наибольшим темпом возрастали бюджетные доходы, связанные с добычей и экспортом полезных ископаемых (налог на добычу полезных ископаемых, экспортные пошлины на нефть и др.). В частности, в 2008 году федеральный бюджет России на 50 % сформирован нефтегазовыми доходами (в 2006 году доля нефтегазовых доходов составила свыше половины, в 2003 году — лишь четверть в общей массе поступлений).

В расходах за последние 5 лет наибольшим темпом возрастали межбюджетные трансферты (в связи с урезанием собственных доходов региональных и муниципальных бюджетов и перераспределением этих средств через федеральный центр и в связи с перечислением средств в Пенсионный фонд РФ для покрытия его дефицита), а также траты на государственное управление и безопасность. Частично это объясняется увеличением госаппарата (в 2005, согласно данным Росстата, количество госслужащих увеличилось на 11 % или на 143 тыс. чел.) Относительно снижались расходы на дорожное строительство, экономическое развитие, а также процентные расходы (то есть обслуживание внешнего долга).

Федеральный бюджет на 2005 был принят по доходам в сумме 3 трлн 326 млрд руб., по расходам — 3 трлн 48 млрд руб. Реальное исполнение составило 5 трлн 125 млрд руб. по доходам и 3 трлн 539 млрд руб. по расходам. Доходы федерального бюджета в 2005 составили 23,7 % ВВП, что стало рекордным значением за последние 8 лет (доходы консолидированного бюджета РФ составили 35,1 % ВВП, а с учётом доходов пенсионного и др. внебюджетных фондов — 42 % ВВП).

Согласно федеральному закону от 01.12.2006 № 197-ФЗ, параметры федерального бюджета на 2006 были скорректированы; в соответствии с данными изменениями, бюджет утвержден по расходам в сумме 4 431 076 807,1 тыс. рублей, по доходам — в сумме 6 170 484 600,0 тыс. рублей. Таким образом, профицит федерального бюджета на 2006 составляет 1 739 407 792,9 тыс. рублей.

19 декабря 2006 г. Президент РФ подписал Федеральный закон от 19.12.2006 N 238-ФЗ «О федеральном бюджете на 2007 год», по которому расходы федерального бюджета должны иметь показатель 5463,5 млрд руб., доходы — 6965,3 млрд руб. Уровень инфляции установлен в размере 6,5 — 8,0 %.

23 ноября 2007 г. был принят Федеральный закон 267-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2007 год», который значительно скорректировал доходы и расходы бюджета 2007 года. Расходы увеличивались до 6531,4 млрд руб. (на 19,6%), доходы — до 7443,9 млрд руб (на 6,9%).

В 2007 году был впервые сформирован так называемый «трехлетний» бюджет на 2008 — 2010 гг. 24 июля 2007 года был подписан Федеральный закон № 198-ФЗ «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов». Он содержал основные характеристики бюджетов последующих трех лет.

В частности, в законе указывались следующие прогнозируемые характеристики федерального бюджета:

·                     2008

o         Доходы — 6644,4 млрд руб.

o         Расходы — 6570,3 млрд руб.

·                     2009

o         Доходы — 7465,4 млрд руб.

o         Расходы — 7451,2 млрд руб.

·                     2010

o         Доходы — 8090,0 млрд руб.

o         Расходы — 8090,0 млрд руб.

3 марта 2008 года был принят Федеральный закон № 19-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов"», изменяющий в сторону увеличения доходы и расходы бюджета:

·                     2008

o         Доходы — 8056,9 млрд руб. (▲ 21,2%)

o         Расходы — 6901,6 млрд руб. (▲ 5%)

·                     2009

o         Доходы — 8706,1 млрд руб. (▲ 16,6%)

o         Расходы — 8282,8 млрд руб. (▲ 11,2%)

·                     2010

o         Доходы — 9408,2 млрд руб. (▲ 16,3%)

o         Расходы — 9034,6 млрд руб. (▲ 11,7%)

24 ноября 2008 года был принят Федеральный закон № 204-ФЗ «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов», устанавливающий параметры бюджета на 2009 год:

·                     2009

o         Доходы — 6 713 821 033,0 тыс. рублей.

o         Расходы — 9 845 217 590,3 тыс. рублей.

02 декабря 2009 года был принят Федеральный закон № 308-ФЗ «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов», устанавливающий параметры бюджетов на следующие три года:

·                     2010

o         Доходы — 6 950 010 032,5 тыс. рублей.

o         Расходы — 9 886 920 940,1 тыс. рублей.

·                     2011

o         Доходы — 7 455 722 139,7 тыс. рублей.

o         Расходы — 9 389 835 706,5 тыс. рублей.

·                     2012

o         Доходы — 8 069 646 923,2 тыс. рублей.

o         Расходы — 9 681 000 321,0 тыс. рублей.

2.2 Характеристика и анализ динамики доходов федерального бюджета РФ


Под доходами бюджета понимаются денежные средства, поступающие в безвозмездном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов государственной власти РФ, ее субъектов и органов местного самоуправления (См.: таблица 1).

Согласно классификации доходов бюджетов Федеральный бюджет РФ формируется за счет налоговых и неналоговых доходов и безвозмездных перечислений.

Налоговые доходы, формирующие основную часть доходов Федерального бюджета РФ – 94,5% (2009 г.), включают:

1.                Налоги на прибыль, доходы (налог на прибыль организаций; налог на прибыль организаций с доходов, полученных в виде процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам). Процент исполнения составил в 2007 г. 93%

2.                 Налоги и взносы на социальные нужды (единый социальный налог). Если в период 2003-2004 гг. доля ЕСН составляла 16-17% от всех налоговых поступлений Федерального бюджета РФ, то в 2007 г. тенденция изменилась, и его удельный вес уменьшился до 8%.

3.                Налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации (налог на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ; акцизы). Эта группа имеет наибольший удельный вес в структуре налоговых доходов, в частности, основная часть поступлений приходится на НДС –93%.Однако характеристика динамики доходов Федерального бюджета РФ 2007-2009 гг. показывает, что ее доля в налоговых доходах с каждым последующим годом уменьшается.

4.                Налоги на товары и услуги, ввозимые на территорию РФ (налог на добавленную стоимость на товары и услуги, ввозимые на территорию РФ; акцизы). В 2009 г. их процент исполнения составил 91%.

5.                Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами (налог на добычу полезных ископаемых; регулярные платежи за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции; водный налог; сборы за пользование объектами водных биологических ресурсов). Процент исполнения этой группы доходов в 2009 г. составил 93%

6.                Государственная пошлина. Ее удельный вес в составе налоговых доходов Федерального бюджета РФ незначителен

7.                Доходы от внешнеэкономической деятельности (таможенные пошлины; таможенные сборы; доходы от реализации на экспорт высокообогащенного урана и природного сырьевого компонента низкообогащенного урана и др.). В динамике доходов Федерального бюджета РФ 2007-2009 гг. наблюдается устойчивая тенденция увеличения доли данной группы доходов.

Неналоговые доходы, составляющие незначительную долю доходов Федерального бюджета РФ – 5,5% (2009 г.), включают:

1.                Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности. Эта группа доходов имеет наибольший вес в структуре неналоговых поступлений. В динамическом ряде доходной части Федерального бюджета РФ 2007-2009 гг. наблюдается отчетливая тенденция уменьшения их доли в общем объеме неналоговых поступлений.

2.                Платежи при пользовании природными ресурсами (плата за негативное воздействие на окружающую среду; платежи при пользовании недрами; плата за пользование водными биологическими ресурсами по межправительственным соглашениям; платежи за пользование лесным фондом в части минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню; плата за перевод лесных земель лесного фонда в земли иных категорий). В 2007 г. поступления по этим платежам составили 57 195 922 516,62. руб. от всех неналоговых доходов Федерального бюджета РФ, что значительно меньше, чем в последующие годы.

3.                Доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства (плата за выдаваемые паспорта, пробирная плата, лицензионные сборы и т.д.). В 2005 г. удельный вес по данному виду доходов составил 33,3% или 125 млрд. руб.

4.                Доходы от продажи материальных и нематериальных активов. Удельный вес данных доходов в составе неналоговых поступлений Федерального бюджета РФ незначителен – 0,2% в 2007 г., 1,1% - в 2008 г. и 0,5% - в 2009 г.

5.                Административные платежи и сборы. Доля данного вида неналоговых поступлений по отношению к ВВП за период 2007-2009 гг. находилась на постоянном уровне - 0,01%. Тем не менее, их вес в структуре неналоговых доходов за тот же период колебался с 1,4% в 2007 г. до 0,7% в 2008 г. и с 0,7% в 2008 г. до 1% в 2009 г.

6.                Штрафы, санкции, возмещение ущерба. Они так же, как и административные платежи и сборы, доходы от продажи материальных и нематериальных активов, составляют малую часть неналоговых доходов Федерального бюджета РФ - 0,9-1,4% (0,01% к ВВП) за рассматриваемый период.

7.                Прочие неналоговые доходы. Их доля в общем объеме неналоговых поступлений в 2009 г. составила 2,4% (или 23 млрд. руб. в абсолютном значении).

Таким образом, приведенная характеристика динамики и структуры доходов Федерального бюджета РФ 2007-2009 гг., показала, что основными источниками доходной части бюджета являются:

·                    единый социальный налог (8-16% от доходов бюджета),

·                     налог на добавленную стоимость (33,7-39,1%),

·                    таможенные пошлины (13,9-26,1%),

·                    налог на добычу полезных ископаемых (7,5-14%),

·                    налог на прибыль организаций (5,8-7,6%)

·                    акцизы (2,5-9,6%).


2.3 Характеристика и анализ динамики расходов федерального бюджета РФ


Расходы бюджета, согласно Бюджетному кодексу РФ, - это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.

В 2005 г. в функциональную классификацию были внесены существенные изменения, и теперь она предусматривает 11 разделов (против 30 разделов ранее действовавшей функциональной классификации). Существенной особенностью ее структуры является наличие раздела, объединяющего в себе реализацию функций общегосударственного характера.

Разделы этой классификации предусматривают направление финансовых ресурсов на выполнение следующих основных функций государства (См.: таблица 2 и таблица 3):

1.                Общегосударственные вопросы (функционирование главы государства – Президента РФ; функционирование законодательных (представительных) органов государственной власти и местного самоуправления; функционирование Правительства РФ, высших органов исполнительной власти субъектов РФ, местных администраций; судебная система; обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов надзор; обслуживание государственного и муниципального долга;; фундаментальные исследования; прикладные научные исследования в области общегосударственных вопросов; международные отношения и международное сотрудничество и др.). Их доля в общем объеме расходов Федерального бюджета РФ в период 2008-2009 гг. имеет тенденцию к увеличению. Это свидетельствует об увеличении затрат на финансирование государственного аппарата.

2.                Национальная оборона (вооруженные силы РФ; мобилизационная и вневойсковая подготовка; мобилизационная подготовка экономики; подготовка и участие в обеспечении коллективной безопасности и миротворческой деятельности; ядерно-оружейный комплекс; реализация международных обязательств в сфере военно-технического сотрудничества; прикладные научные исследования в области национальной обороны и др.). Удельный вес этой группы расходов в общей массе расходов федерального бюджета с каждым годом увеличивается, однако по отношению к ВВП ее доля – 12-14%. Так, в 2008 году затраты на национальную оборону составили 14% от всего объема расходов (или 1040,9 млрд. руб. в абсолютном значении).

3.                Национальная безопасность и правоохранительная деятельность (органы прокуратуры; органы внутренних дел; внутренние войска; органы юстиции; органы исполнения наказаний; органы безопасности; органы пограничной службы; обеспечение противопожарной безопасности и др.). В динамическом ряде расходной части Федерального бюджета РФ 2008-2009 гг. прослеживается тенденция к увеличению доли этих затрат в общем объеме расходов – в 2008 г. она составляла 835,6 млрд. руб.), в 2009 г. –1006,3 млрд. руб.), а в 2010 г. ожидается –1062,4млрд. руб.).

4.                Национальная экономика (общеэкономические вопросы; топливо и энергетика; исследование и использование космического пространства; воспроизводство минерально-сырьевой базы; сельское хозяйство и рыболовство; водные ресурсы; лесное хозяйство; транспорт; связь и информатика; прикладные научные исследования в области национальной экономики; другие вопросы в области национальной экономики). В 2009г. по сравнению с 2008 г. удельный вес этой группы в составе всех расходов Федерального бюджета РФ увеличился на 5%.

5.                Жилищно-коммунальное хозяйство (жилищное хозяйство, коммунальное хозяйство; прикладные научные исследования в области жилищно-коммунального хозяйства; другие вопросы в области жилищно-коммунального хозяйства). Расходы на ЖКХ в общем объеме расходов Федерального бюджета РФ незначительны – в 2008 г. они составили 2%, а в 2009 г. –1%.

6.                Охрана окружающей среды (охрана растительных и животных видов и среды; прикладные научные исследования в области охраны окружающей среды; другие вопросы в области охраны окружающей среды). Удельный вес этой группы расходов в общей массе расходов федерального бюджета РФ также небольшой и остается примерно на одном уровне.

7.                Образование (дошкольное образование; общее образование; начальное профессиональное образование; среднее профессиональное образование; переподготовка и повышение квалификации; высшее профессиональное образование; молодежная политика и оздоровление детей; прикладные научные исследования в области образования; другие вопросы в области образования). В 2008 г. удельный вес по данному виду расходов в общем объеме расходов Федерального бюджета РФ составил 5% или 355 млрд. руб.

8.                Культура, кинематография и средства массовой информации (культура; кинематография; телевидение и радиовещание; периодическая печать и издательства; прикладные научные исследования в области культуры, кинематографии и средства массовой информации; другие вопросы в области культуры, кинематографии и средств массовой информации). В процентах к ВВП доля этих затрат в период 2008-2009 гг. не изменялась и находилась на уровне отметки в 1%.

9.                Здравоохранение и спорт (здравоохранение; спорт и физическая культура; прикладные научные исследования в области здравоохранения и спорта; другие вопросы в области здравоохранения и спорта). В динамике расходов Федерального бюджета РФ 2008-2009 гг. изменений не наблюдается, доля данной группы затрат – 4%.

Страницы: 1, 2


© 2010 РЕФЕРАТЫ