бесплатные рефераты

Федеральный бюджет: перспективы развития

10.           Социальная политика (пенсионное обеспечение; социальное обслуживание населения; социальное обеспечение населения; борьба с беспризорностью, опека, попечительство; прикладные исследования в области социальной политики; другие вопросы в области социальной политики). Как видно из Приложения 3, расходы на ее проведение с 2008 по 2009 г. сократились на 1%.

11.           Межбюджетные трансферты (финансовая помощь бюджетам других уровней; фонды компенсаций; фонд регионального развития; трансферты внебюджетным фондам). Эта группа имеет наибольший удельный вес в структуре расходов Федерального бюджета РФ - 2674,6 млрд. руб. (2008 г.). В частности, предоставление бюджетных средств осуществляется в основном в форме трансфертов внебюджетным фондам – 1580 млрд. руб. (2008 г.). Динамика 2008-2009 гг. показала, что с каждым последующим годом доля расходов на межбюджетные трансферты в составе всех расходов увеличивается.


Таблица 2- Расходы федерального бюджета РФ на 2008-2010 гг. (в рублях)


Структура расходов

2008

2009

2010

2010 в сравнении с 2009

2010 в сравнении с 2008

млрд.руб.

доля

Прирост,

млрд.руб

Прирост,

%

Прирост,

с учётом

инфляции

Прирост,

%

Прирост,

с учётом

инфляции

Всего


7570,9

100%

9931,4

100%

9886,9

100%

1

2

3

4

5

6

7

8

9


Общегосударственные вопросы


839,4

11%


959,3

10%


1186,7

12%



+227,4



+24%



+12%



+41%



+14,7%

Национальная оборона

1040,9

14%

1211,9

12%

1253,2

13%


+41,3


+3%


-6%


+20%


-2,3%

Продолжение таблицы 2

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Нац.безопасность и правоохр. деятельность


835,6

11%


1006,3

10%


1062,4

11%


+56,1


+6%


-4%


+27%


+3,2%

Национальная экономика

1025

14%

1845,7

19%

1347,1

14%


-498,6


-27%


-34%


+31%


+6,7%

ЖКХ


129,5

2%

142,9

1%

137,7

1%


-5,2


-4%


-12%


+6%


-13,7%

Охрана окружающей среды

10,2

0,1%

13,3

0,1%

12,2

0,1%


-1,1


-8%


-17%


+20%


-2,9%

Образование


355

5%

413,1

4%

398,7

4%


-14,4


-3%


-12%


+12%


-8,8%

Культура,

кинематограф,

СМИ


88,9

1%


114,7

1%


108,2

1%


-6,5


-6%


-14%


+22%


-1,2%

Здравоохранение, физ.

культура и спорт

278,2

4%

348,2

4%

332,6

5%


-15,6


-4%


-13%


+20%


-3%

Социальная политика


293,6

4%

331,3

3%

328,7

3%


-2,6


-1%


-10%


+12%


-9,1%

Межбюджетные трансферты, в т. ч:

2674,6

32%

3544,6

36%

3719,3

38%


+174


+5%



-5%


+39%


+12,9%

Трансферты бюджету

пенсионного фондаРФ





1580

21%


1946,1

20%

2530


26%


+584


+30%


+18%







Источник: Минфин РФ

Трансферты бюджету

фонда соц.страхования РФ


98,7

1%


61,6

1%



-37,2



-38%



-43%

Трансферты бюджету

Фед.фонда обязательного мед. страхования РФ


25,5

0,1%


4,7

0,05%



-20,8



-81%



-83%

Таблица 3- Расходы федерального бюджета РФ на 2007г. (в рублях)

Наименование

Бюджетные ассигнования, утвержденные Федеральным законом " О федеральном бюджете на 2007 год" *

Исполнено

Процент исполнения

1

2

3

4

Расходы бюджета – всего


6 532 285 724 300,00

5 064 807 055 054,01

77,53

Общегосударственные вопросы


1 109 441 444 300,00

644 975 308 451,84

58,13

Национальная оборона


840 622 736 200,00

650 219 468 730,32

77,34

Национальная безопасность и

правоохранительная деятельность


676 400 338 000,00

550 475 418 280,02

81,38

Национальная экономика


741 059 371 900,00

542 593 609 443,21

73,21


Охрана окружающей среды

8 250 664 900,00

6 541 002 135,46

79,27


Культура, кинематография и средства массовой информации

70 876 072 000,00

56 745 630 420,47

80,06


Здравоохранение и спорт

277 005 721 600,00

144 480 563 887,14

52,15


Социальная политика

283 948 692 100,00

182 648 582 951,36

64,32


Межбюджетные трансферты

1 940 919 654 800,00

1 779 197 897 997,29

91,66


Результат исполнения бюджета (дефицит "-", профицит "+")

911 637 687 700,00

1 824 884 880 597,53

200,18


Таким образом, приведенная характеристика динамики и структуры расходов Федерального бюджета РФ 2007-2009 гг. показала, что наибольший объем непроцентных расходов за этот период пришелся на:

·                      межбюджетные трансферты (35-36%),

·                      расходы на национальную оборону,

·                      национальную безопасность и правоохранительную деятельность (10-15%),

·                       расходы на общегосударственные вопросы (10-12%)

·                       национальную экономику (14-19).

Данные позволяют охватить взглядом все расходы федерального бюджета. Также предлагаем сравнение структуры расходов по статьям (См.: рисунок 2).


 

2010 г. - плановый период.

Рисунок 2- Структура бюджетов на 2009 и 2010 годы.


Глава III Перспективы развития федерального бюджета РФ


3.1 Изменения в 2010 году: лидеры роста и падения


Если анализировать изменения в бюджете на 2010 год по сравнению с бюджетом 2009 года (См.: таблицу 2), то в разрезе крупных статей расходов в целом всего 4 статьи оказались «в плюсе»: общегосударственные вопросы (+23,7%), нац. оборона (+3,4%), нац. безопасность (+5,6%) и межбюджетные трансферты, а вернее их самая крупная составляющая — трансферты пенсионному фонду РФ (+30%). В то же время все остальные виды расходов оказались «в минусе» — с самым значительным минусом у статьи расходов «Национальная экономика» в объеме -500 млрд (или -27%).

 Кроме динамики объемов крупных статей расходов, интересно также, какие подстатьи расходов изменились значительнее всего.

Приведем диаграмму лидеров изменений среди подстатей расходов (См.: рисунок 3):


Рисунок 3- Изменение расходов бюджета 2010, по сравнению с бюджетом 2009, млрд.руб.


Межбюджетные трансферты


Интересно, что статья межбюджетных трансфертов увеличилась на 174 млрд, однако динамика ее компонентов еще более драматична. Так, важной составляющей являются трансферты пенсионному фонду, которые выросли более чем на 580 млрд руб. Однако остальные составляющие — различная помощь бюджетам других уровней, а также фондам социального и медицинского страхования — были уменьшены более чем на 400 млрд руб., за счет чего и был компенсирован такой значительный рост трансфертов в пенсионный фонд РФ (См.: рисунок 4).


Рисунок 4- Динамика расходов на межбюджетные трансферты в бюджетах за 2008, 2009 и 2010 годы.


Национальная экономика

Статья «Национальная экономика» оказалась в самом большом минусе — расходы по ней снизились более чем на 500 млрд. Это можно объяснить снижением объемов государственного антикризисного стимулирования в 2009 году. В то же время, расходы по этой статье в 2010 году превзойдут уровень 2008 года, даже в реальном выражении (См.: рисунок 5).


Рисунок 5- Динамика расходов на национальную экономику за 2008, 2009 и 2010 годы.


Общегосударственные расходы

Статья «Общегосударственные вопросы» увеличивается на протяжении всех 3 лет. Рост планируемых в 2010 году расходов на 227,4 млрд. рублей обусловлен, в основном, ростом расходов на международные отношения и международное сотрудничество (+34,5 млрд), на обслуживание государственного и муниципального долга (+101 млрд), а также ростом расходов на «другие общегосударственные вопросы» [13] (+113 млрд) (См.: рисунок 6).


Рисунок 6- Динамика расходов на общегосударственные вопросы за 2008, 2009 и 2010 годы


Общая картина такова: расходы бюджета-2010 незначительно отличаются от расходов-2009. При этом в структуре бюджета-2010 значительно выросли показатели общегосударственных расходов и межбюджетных трансфертов (за счет увеличения трансфертов пенсионному фонду), а также умеренно выросли расходы на нац. оборону и нац. безопасность (+3,4% и +5,6%). При практически неизменном общем объеме расходов бюджета-2010 в сравнении с бюджетом-2009 для финансирования вышеприведенных увеличившихся расходов были значительно сокращены расходы на национальную экономику (-500 млрд, или -27%), трансферты другим бюджетам (кроме трансфертов пенсионному фонду РФ), а также умеренно (в пределах 4—9%) были сокращены другие статьи расходов: на ЖКХ, образование, здравоохранение, культуру и т. д.

Стоит отметить, что в номинальном выражении относительно бюджета-2008 расходы бюджета-2010 по всем статьям выросли.


3.2 Федеральный бюджет: выполнение социальных обязательств, поддержка экономики


Исполнение бюджета 2009 финансового года осуществлялось в сложных кризисных условиях. Для смягчения ситуации основной объем расходов в 2009 г. был сохранен, несмотря на существенное снижение доходов.

Расходы федерального бюджета на 2009 г. запланированы на уровне 9,93 трлн. руб., в январе-октябре исполнены на 73,5% от плана. Дефицит федерального бюджета—2009 изначально прогнозировался на уровне 8,3% ВВП, однако с учетом высоких цен на нефть и проводимой курсовой политики удалось сократить дефицит бюджета до 6,9% ВВП.

В этом году из Резервного фонда в бюджет было направлено 2,8 трлн. руб. Если считать расходы из Фонда национального благосостояния в виде субординированных кредитов на поддержку банков, то с учетом квазифискальных расходов дефицит бюджета в этом году составит 7,4%. Это - неплохой результат для кризисного года, когда доходы бюджета упали более чем на 25% по сравнению с 2008 г.

Закон о федеральном бюджете на 2010 г. и плановый период 2011 и 2012 гг. подписан Президентом Российской Федерации и вступил в силу.

Доходы бюджета планируется получить в следующих размерах: в 2010г. — 6,950трлн. руб., в 2011 г. — 7,456 трлн. руб. и в 2012 г. — 8,070 трлн. руб. При этом нефтегазовые доходы будут примерно составлять: 3,195трлн. руб., 3,312 трлн. руб. и 3,503 трлн. руб. соответственно.

Расходы федерального бюджета должны составить: в 2010 г. - 9,887трлн. руб., в 2011 г. - 9,390 трлн. руб. и в 2012 г. - 9,681 трлн. руб.

Дефицит федерального бюджета ожидается в 2010 г. в размере — 2,937 трлн. руб., или 6,8% ВВП. В 2011 г. он должен сократиться до 1,934 трлн. руб., или 4% ВВП, а в 2012г. — до 1,611 трлн. руб., или 3% ВВП.

На протяжении последних десяти лет федеральный бюджет исполнялся с профицитом, превышение доходов над расходами обеспечивали высокие мировые цены на энергоносители.

Учитывая большую непредсказуемость этих доходов, было принято решение о том, чтобы использовать на расходы бюджета только разумную часть нефтегазовых доходов, сберегая остальные для того, чтобы при резком падении цен на нефть бюджет смог бы продолжать оплачивать возникшие обязательства. Дополнительные доходы бюджета концентрировались в государственных фондах, сначала — в Стабилизационном фонде, затем — в Резервном фонде и Фонде национального благосостояния. Наступивший кризис показал правильность и дальновидность такой бюджетной политики.

Сегодня цена нефти намного ниже и экспорт уже не приносит прежних доходов, хотя по прогнозам нынешняя цена на нефть может подрасти до 100 дол. за баррель и даже выше. Но маловероятно, что на высоком уровне она останется на длительное время. И для этого имеются веские причины.

Одной из причин снижения цены на нефть может стать низкий спрос, который в 2010-2011 гг. не выйдет, по прогнозам, на докризисный уровень потребления нефти. Нынешняя цена на нефть в основном определяется большим объемом ликвидности на мировых рынках, которая появилась в результате реализации правительствами стран антикризисных мер. Ликвидность будет снижаться по мере того, как мировые банки будут повышать ставки кредитования. Так, в частности, ожидается, что через полгода-год Федеральная резервная система США поднимет ставки. В связи с этим ликвидность уменьшится, и цены на нефть уже не будут такими спекулятивными. Контракты на поставку нефти станут служить в большей степени потреблению, а не инвестированию средств.

Другой серьёзной причиной снижения цены на нефть является ожидаемое сокращение прироста потребления нефти. В ближайшие десять лет аналитики прогнозируют снижение прироста потребления нефти в мире в целом. Так, если до кризиса потребление нефти прирастало в год на 2%, то в долгосрочной перспективе темп прироста будет не выше 1%. Развитые страны в долгосрочной перспективе будут сокращать прирост потребления нефти и переходить к альтернативным ресурсам.

Еще одним фактором снижения цен на нефть станут новые технологии, которые увеличат извлекаемость углеводородов даже из выработанных месторождений, а также облегчат транспортировку нефти и газа из труднодоступных сейчас районов. Поэтому не следует сегодня ждать, что рынок нефти и газа в ближайшие годы будет снова расти быстрыми темпами.

Остаются и факторы, которые будут влиять на рост цены на нефть, в частности инфляция и курс доллара. Но, как ожидается, влияние факторов снижения цены будет превалировать. Поэтому в расчётах доходов бюджета—2010, существенную долю которых составляют поступления от экспорта углеводородов, была принята среднегодовая прогнозная цена на нефть в 58 дол. за баррель, курс рубля к доллару — 33,9 рубля, хотя сейчас и цена на нефть, и курс рубля значительно выше этого прогноза.

Если цена на энергоносители окажется существенно выше расчётной и бюджет получит дополнительные доходы, то они будут использованы для снижения бюджетного дефицита, позволят меньше, чем сегодня запланировано, расходовать существующие резервы. А это очень важно, поскольку на сегодняшний момент в Резервном фонде остаётся 1,8 трлн. руб. Весь этот остаток в следующем году будет полностью направлен на покрытие бюджетного дефицита.

Со следующего года планируется начать использование резервов Фонда национального благосостояния. За 2010 г., по прогнозам, потребуется взять из него 380 млрд. руб. При таких темпах расходования средств этого фонда хватит на 3-4 года, и в 2013-2014 гг. страна может остаться без резервов, но с большими объёмами социальных обязательств и государственного долга. Между тем главная задача федерального бюджета — безусловное выполнение взятых государством обязательств.

Вот почему необходимо, с одной стороны, максимально эффективно и экономно расходовать имеющиеся ресурсы, а с другой — изыскивать новые источники для бюджетных поступлений. Дополнительные бюджетные доходы могли бы помочь не так быстро тратить имеющиеся резервы, обеспечить в большей мере финансирование расходов по индексации денежного довольствия военнослужащих, зарплат бюджетников и стипендиального фонда, расширить возможности решения многих неотложных задач социально-экономического развития страны.

Работая в этом направлении, Минфин России проводит операции обмена государственных резервов, продавая золото из Гохрана в международные резервы и одновременно закупая в Гохран алмазы. Достигнутая договорённость предусматривает покупку Гохраном алмазов на 1,5 млрд. дол. в 2009 г. и на такую же сумму — в 2010 г. За счёт диверсификации государственных резервов Гохран в этом году может получить до 44,4 млрд. руб.

Дополнительные бюджетные доходы планируется также получить от приватизации государственного имущества. В России слишком много предприятий находится в государственной собственности, поэтому с 2011 г. активизируется процесс приватизации. Приватизация важных пакетов во многих отраслях будет способствовать развитию конкуренции, улучшению бизнес-среды, привлечению частных инвестиций, которые являются ключевыми в подъёме любой экономики. В посткризисный период стране будут очень нужны инвестиции для роста. Приватизация даст серьёзный толчок новым инвестициям для модернизации в России. Поиски дополнительных бюджетных доходов идут и в других направлениях.

Структура расходов федерального бюджета на следующий год практически не изменилась по сравнению с бюджетом – 2009 за исключением трёх направлений: увеличены объём межбюджетных трансфертов Пенсионному фонду и ассигнования на обслуживание государственного долга, а также сокращены бюджетные расходы по разделу «Национальная экономика».

Принятый бюджет можно называть социальным. В то время как во многих странах в кризисных условиях зарплаты бюджетникам и льготы сокращают, в России, наоборот, увеличивают. Понятно, что это — необходимая мера для предотвращения нарастания социальной напряжённости.

Принятие решений об изменении пенсионного законодательства, приводящих к существенному увеличению пенсий в 2010 г., о предоставлении отсрочек по введению новых ставок страховых платежей, которые должны были бы стать финансовым ресурсом для новой пенсионной системы, — всё это вызвало необходимость в дополнительном финансовом источнике, которым стал федеральный бюджет. В 2010 г. за счёт федерального бюджета будет осуществлена и валоризация пенсионных прав старшего поколения. Такие решения не могли не повлиять на структуру расходной части федерального бюджета.

Дефицит бюджета—2010 составляет почти половину его доходной части. Большой дефицит бюджета сопряжен с большими заимствованиями. Однако, несмотря на то, что темпы увеличения нашего государственного долга значительные, они все-таки находятся на безопасном уровне, с точки зрения мировых стандартов, согласно которым размер государственного долга до 60% ВВП считается безопасным. В России принят более жёсткий критерий — не более 30-40% ВВП. Но и по этим меркам нам ещё далеко до угрожающего положения.

На покрытие дефицита в 2010 г. будут направляться средства внутренних и внешних займов, а также средства Фонда национального благосостояния. Не исключается и возможность бездефицитного бюджета — 2012 г., если, конечно, цена на нефть существенно превысит 60 дол. за баррель. Однако в настоящее время Минфин не планирует повышать прогноз цены нефти на 2010 г. и пересматривать прогноз валютного курса, а бюджет 2012 г. сформирован с дефицитом в размере 3% ВВП при сокращении государственных расходов.

В 2009 г. государственный долг составил 10% ВВП, в 2010 г. - 12,7% ВВП, в 2011 г. - 14,6% ВВП и в 2012 г. - 15,4% ВВП. Хотя это не представляет серьёзной опасности, тем не менее, эти цифры достаточно велики. Поэтому позиция Минфина — обеспечивать долгосрочную сбалансированность бюджета, не наращивать до бесконечности бюджетные расходы, а всемерно повышать эффективность использования бюджетных ресурсов, тщательно определять цели, на достижение которых они будут израсходованы. Эта позиция остаётся неизменной.

Бюджет—2010 в значительном объеме продолжит поддержку экономики, а направляться на цели покрытия дефицита бюджета в первую очередь будет Резервный фонд. Так, в 2009 г. из Резервного фонда на покрытие бюджетного дефицита израсходовано 2,8 трлн. руб., в 2010 г. на эти цели будет использовано около 1,8 трлн. руб.

Государство сохранит в следующем году значительный объем антикризисных мер. Антикризисный фонд Правительства РФ в 2010 г. будет увеличен на 150 млрд. руб. за счет перераспределения средств из 250 млрд. руб., ранее предусмотренных на 2010 г. для капитализации банков через механизм ОФЗ.

Основная задача бюджетной политики на ближайшие годы — не увеличивать расходы. Контролируя расходы бюджета, можно создать условия для кредитования банками реального сектора экономики. Условия кредитования в России должны быть не хуже, чем на иностранных рынках. Кризис подарил России такую возможность в виде снижения инфляции. Если удастся обеспечить возможность для кредитования по низким ставкам, то экономика получит триллионы «длинных» денег. До кризиса Правительству не удалось качественно управлять денежно-кредитной политикой, несмотря на то, что прирост ликвидности в экономике составлял около 50% в год. В результате возникли две проблемы — инфляция и укрепление рубля. Для развития ряда отраслей промышленности были нужны «длинные» кредиты и низкие ставки. При послекризисном восстановлении необходимо избежать возвращения к проблеме избыточной ликвидности в экономике.

Курс рубля сегодня отвечает текущей конъюнктуре рынка. Он растет вслед за ценами на нефть и благодаря притоку капитала. Российские власти не проводят политику целенаправленного укрепления рубля. ЦБ почти не участвует в интервенциях, интервенции незначительны. Это означает, что рубль сегодня свободный, т.е. такой, какой и должен быть. Правильнее всего было бы придерживаться свободного курсообразования, но монетарные власти в России в ближайшее время будут иметь возможность управлять курсом рубля. ЦБ России в последнее время на фоне укрепления рубля прибегает к валютным интервенциям.

 Последствия кризиса будут сказываться еще в течение 1-2 лет. Попытки поддержать спрос в экономике государственными методами, при помощи инструментов ЦБ и Правительства сдерживали проявление более глубоких кризисных явлений. Решение проблем, накопленных до кризиса, в разных отраслях происходит по-разному. Так, строительный сектор может не подняться до докризисного уровня, так же как и торговля. Наблюдаются сложности с объемами кредитования. В 2007 г. кредитование росло на 50% в год. Удастся ли вернуться к такому уровню, пока остаётся вопросом. Устранение кризисных последствий идёт медленно.

Основной задачей бюджета РФ в настоящее время является финансирование жестко ограниченного числа направлений, необходимых государству, а не поддержка спроса в ряде отраслей. Позиция Минфина России заключается в том, что стимулирование развития экономики должно происходить за счет создания условий для кредитования реального сектора по низким ставкам. Российское правительство больше не предполагает усиливать поддержку предприятий гражданского сектора. В 2010 году усилия будут сконцентрированы на поддержке оборонного сектора.

Несмотря на изменение тренда в экономике с падения на рост, сохраняются проблемы балансов банков, проблемы в отраслях, а также проблемы с занятостью населения. Эти проблемы ни в мире, ни в России еще не разрешены. Поэтому Россия активно участвует в проведении международной антикризисной политики.

Что нас ожидает в ближайшие год-два? Последние месяцы российская экономика демонстрирует рост. Несмотря на то, что показатели промышленности снижались, общий объём ВВП рос. Это говорит о том, что падение российской экономики закончилось. Скорее всего, нашей экономике удастся избежать нового спада. В отличие от других стран мы входили в кризис с высокой инфляцией. И по мере её снижения будем снижать ставку, по которой даются кредиты банкам, что должно удешевить и кредиты для населения. Но всё равно ставка рефинансирования останется выше, чем в других странах.

Ешё не ясно, какие предприятия в различных странах найдут свою нишу и отработают кредит, а какие — нет. Пока взятые этими предприятиями кредиты ещё считаются не проблемными. Но уже есть мнение, что объём невозвращённых кредитов в мире вырастет с одного триллиона долларов примерно до трёх. И их тоже придётся списать. А когда начнутся такие списания, встанет вопрос: хватит ли у банков капитала, чтобы самим не оказаться в предбанкротном положении? Учитывая возможность такого развития событий, в федеральном бюджете дополнительно зарезервированы необходимые суммы. Поэтому можно считать стабильность банковской системы в России обеспеченной.

Падение добычи нефти в России в ближайшие десятилетия маловероятно, если начнётся разработка новых месторождений в Восточной Сибири, на шельфе, на Каспии. Более актуальной становится проблема переработки нашей нефти в готовые продукты и для внутреннего потребления, и на экспорт. На сегодняшний день предусмотрено серьёзное стимулирование нефтепереработки. Увеличение объёмов переработки будет происходить ежегодно. Это — один из приоритетов Правительства.

Что касается ситуации с безработицей, то те, кто занят в добывающей промышленности, может быть спокоен за своё рабочее место. Во всех остальных отраслях один-два года ещё будет корректировка в сторону уменьшения занятости. Но какой-то сверхбезработицы у нас не будет. Дело в том, что Россия отличается от всех стран по своему демографическому составу. Случайное совпадение: мы вошли в кризис в момент, когда численность активно работающего населения у нас начала уменьшаться. Поэтому те, кто высвобождается, будут находить новые рабочие места. И буквально через 1-1,5 года у нас снова не будет хватать рабочих рук: инженеров, технологов, руководителей цехов — тех, кто связан с промышленностью. Правительство постарается стимулировать развитие вузов, которые готовят таких специалистов. В случае необходимости будет увеличиваться количество бюджетных мест, хотя их и сейчас немало, но на нужные промышленности специальности меньше идут учиться.

Никто не мог предположить, что кризис будет настолько глубоким. К сожалению, отечественная экономическая наука оказалась неготовой ни оценить эту глубину, ни заметить наступление кризисной ситуации, угрозы, связанной с негативными рисками. Надо всегда исходить из того, что экономика развивается циклически: после взлёта или роста всегда будут падение и депрессия.

Нынешний экономический кризис ещё далёк от завершения, фундаментальные показатели остаются слабыми, продолжается, хотя и низкий, рост безработицы, международная торговля падает, плохие долги ещё остаются и в следующем году не исключены банкротства. Но, несмотря на имеющиеся недостатки, наша экономика остаётся одной из ведущих в мире. И от нас самих зависит, как её поднять.


Заключение


В данной курсовой работе были достигнуты цели по рассмотрению теоретических основ бюджетной системы РФ и принципов ее построения; исследованию состава, структуры, динамики доходов и расходов Федерального бюджета РФ в период 2007-2009 гг.; выявлены причины изменений в части его доходов; рассмотрены перспективы развития федерального бюджета.

На основании проделанной работы можно сделать следующие выводы.

Федеральный бюджет, являясь первым уровнем бюджетной системы РФ, наряду с обеспечением государства денежными ресурсами, необходимыми ему для осуществления своих функций, оказывает влияние на формирование децентрализованных фондов денежных средств – финансовых ресурсов организаций и домашних хозяйств, а значит, и на социально-экономическое развитие страны в целом.

Анализ доходов федерального бюджета 2007-2009 гг. показывает, что часть валового внутреннего продукта, перераспределяемого через бюджетную систему РФ, с каждым годом уменьшается. Это связано как со снижением налоговой нагрузки (отменён ЕСН), так и с кризисом.

В 2007-2009 гг. успешную экономическую политику обеспечивают высокие цены на энергоносители, которые являются главным источником превышения доходов над расходами федерального бюджета, формирования Стабилизационного фонда и, как следствие, уменьшения внешнего долга страны.

Таким образом, в ближайшие годы нужно добиться низкой инфляции и низких ставок кредитов. Без решения этих задач у нас не сможет начаться модернизация экономики.


Список использованной литературы


1.                 Бюджетный кодекс Российской Федерации от 17.07.1998 г. (с учетом последующих изменений и дополнений);

2.                 Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая от 05.08.2000 г. (с учетом последующих изменений и дополнений);

3.                 Федеральный закон «О Федеральном бюджете РФ на 2003 год» № 176-ФЗ от 24.12.2002 г.;

4.                 Федеральный закон «О Федеральном бюджете РФ на 2004 год» №186-ФЗ от 23.12.2003 г.;

5.                 Федеральный закон «О федеральном бюджете РФ на 2005 год» № 173-ФЗ от 23.12.2004 г.;

6.                 Бюджетная классификация Российской Федерации (с учетом изменений от 22.12.2005 № 176-ФЗ;

7.                 Финансы: учеб. – 2-е изд., перераб. и доп./ под ред. В. В. Ковалева. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – 640 с.;

8.                 Козырев В.М. Основы современной экономики / В.М.Козырев -

9.                 М.: Финансы и статистика, 2000 - 432с. Ильин С. С. Васильева Т. И.

 Экономика. Справочник студента / С.С.Ильин, Т.И.Васильева - М.: АСТ,

 1999 - 544 с. (345 с.)

10.             Глазьев С.Ю. Почему мы самые богатые, а живем так бедно?

 /С.Ю.Глазьев - М.: ТЕРРА, 2003 - 304с. (276 с.)

11.            Нешитой А.С. Финансы: Учебник.- 6-е изд., перераб. и доп. – М.:

 Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2006. – 512с.

12. Кудрин А.Л. Бюджет-2010: выполнение социальных обязательств,

 поддержка экономики // Финансы. – 2009. - №12. – С. 3-8.

13.Кудрин А.Л. Бюджет-основа обеспечения долгосрочной финансовой

 устойчивости страны // Финансы. – 2008. - №12. – С. 3-8.

14. [Электронный ресурс] // #"#">#"#">#"#">#"#">#"#">www.iet.ru.

20. [Электронный ресурс] // #"#">www.fedkaz.ru.

 .ru


Страницы: 1, 2


© 2010 РЕФЕРАТЫ