Финансирование и совершенствование системы образования Российской Федерации
Финансирование и совершенствование системы образования Российской Федерации
Введение
Новый этап
экономических и социальных реформ в России предусматривает в качестве
приоритетных направлений государственных инвестиций на поддержание систем
жизнеобеспечения населения страны. Расходы на образование являются именно
такими инвестициями, т.к. развитие всех отраслей экономики зависит от уровня
образованности общества. Первостепенно роль в деле воспитания подрастающего
поколения всегда принадлежала системе образования.
С этой
целью был принят национальный проект «Образование». Целью этого проект является
модернизация российского образования, путем принятия мер по реализации
направлений развития образовательной системы страны, что поможет достичь
современного качества образования, меняющегося в соответствии с изменением
запросов общества и социально-экономических условий. Направления национального
проекта «Образование»: поддержка на конкурсной основе лучших учителей и школ,
внедряющих инновационные программы; иформатизация; вознаграждения за классное
руководство; создание современных центров начального профессионального
образования в армии; поддержка талантливой молодежи; формирование сети
национальных университетов и бизнес школ; обеспечение школьными автобусами
сельские школы.
Функционирование
национального проекта «Образование» и достижение поставленных в нем целей не
может без достаточного финансирования данного проекта и вообще образования.
Создание
новой системы образования в стране требует создания новой системы
финансирования данной системы. Для этого необходимо изучение современной
системы выделения средств на образование и выявления проблем связанных с этим.
Целью
настоящей работы является исследование строения образовательной системы, ее
необходимости для современного общества, а также принципов ее финансирования, в
частности коррекционных школ – интернатов в Российской Федерации.
Для достижения указанной
цели были поставлены и решены следующие задачи:
·
изучение опыта
финансирования образования в современном мире;
·
изучение основы
финансирования образовательной системы в Российской Федерации;
·
изучение
принципов финансирования образовательных учреждений и школ – интернатов.
В связи с заявленными
задачами структура работы выглядит следующим образом:
-
в первой главе
раскрываются особенности финансирования образовательных учреждений;
-
во второй главе рассматриваются
методы планирования расходов образовательных учреждений;
-
в третьей главе
рассматриваются методы планирования расходов в школах – интернатах.
Объект изучения
Г(О)С(К)ОУ школа-интернат II
вида г. Лебедяни.
В список литературы
включены те источники, которые были использованы при написании выпускной
квалификационной работы и на которые имеются ссылки в основной части работы.
1. Финансирование
образования в РФ
1.1Теоретические основы финансирования
образования – как отрасли социальной сферы
Развитие системы образования
в Российской Федерации является одной из первоочередных политик, которая
действует на основании Федеральной целевой программы развития образования. Эта
программа была разработана и утверждена Правительством Российской Федерации.
Государственная политика в области образования основывается на следующих
принципах:
- гуманистический
характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья
человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия,
уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине,
семье;
- единство федерального
культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой
образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей
в условиях многонационального государства;
- общедоступность
образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития
и подготовки обучающихся, воспитанников;
- светский характер
образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;
- свобода и плюрализм в
образовании;
- демократический,
государственно-общественный характер управления образованием. Автономность
образовательных учреждений.
В Российской Федерации
образование в дошкольных, начального общего, основного общего, среднего
(полного) общего образования и начального профессионального образования
бесплатное и доступно всем. Высшее образование и послевузовское
профессиональное образование, также может предоставляться бесплатно на
конкурсной основе, в случае первоначального предоставления высшего образования.
[6]
В целях
реализации права на образование граждан, нуждающихся в социальной поддержке,
государство полностью или частично несет расходы на их содержание в период
получения ими образования. Категории граждан, которым предоставляется данная
поддержка, порядок и размеры ее предоставления устанавливаются федеральными
законами для федеральных государственных образовательных учреждений, законами
субъектов Российской Федерации для образовательных учреждений, находящихся в
ведении субъектов Российской Федерации, и муниципальных образовательных
учреждений.
В целях поощрения
граждан имеющих выдающиеся способности в Российской Федерации предусмотрены
специальные государственные стипендии, также государство оказывает помощь в
получении образования. Стипендии также предоставляются для таких граждан для
обучения за рубежом. [25. c.17]
Образовательная
программа определяет содержание образования определенных уровня и
направленности. В Российской Федерации реализуются образовательные программы,
которые подразделяются на:
1) общеобразовательные
(основные и дополнительные);
2) профессиональные
(основные и дополнительные).
Общеобразовательные
программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности,
адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного
выбора и освоения
профессиональных
образовательных программ. К общеобразовательным относятся программы:
- дошкольного
образования;
- начального общего
образования;
- основного общего
образования;
- среднего (полного)
общего образования.
Профессиональные
образовательные программы направлены на решение задач последовательного
повышения профессионального и общеобразовательного уровней, подготовку
специалистов соответствующей квалификации. К профессиональным относятся
программы:
- начального
профессионального образования;
- среднего
профессионального образования;
- высшего
профессионального образования;
- послевузовского
профессионального образования.
В Российской Федерации
образование оказывается в различных формах: очной, очно – заочной, заочной,
самообразования, экстерната. Допускается сочетание форм обучения.
Образовательным является
учреждение, которое осуществляет образовательную деятельность, и (или) содержит
и обучает воспитанников и обучающихся. К образовательным учреждениям относятся:
- дошкольные;
- общеобразовательные
(начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования);
- учреждения начального
профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и
послевузовского профессионального образования;
- учреждения
дополнительного образования взрослых;
- специальные
(коррекционные) для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии;
- учреждения для
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных
представителей);
- учреждения
дополнительного образования детей;
- другие учреждения,
осуществляющие образовательный процесс.
Образовательные
учреждения могут быть государственными (федеральными или находящимися в ведении
субъекта Российской Федерации), муниципальными, негосударственными (частными,
учреждениями общественных и религиозных организаций (объединений)).
Федеральное
государственное образовательное учреждение - образовательное учреждение,
находящееся в федеральной собственности и финансируемое за счет средств
федерального бюджета. [14, c.401]
Содержание образования
является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и
должно быть ориентировано на:
·
обеспечение
самоопределения личности, создание условий для ее самореализации;
·
развитие
общества;
·
укрепление и
совершенствование правового государства.
Во многих странах мира
основным источником финансирования образования являются средства бюджета.
Недостаток бюджетных средств на финансирование большинство стран компенсирует
за счет внебюджетных средств. Привлечение внебюджетных средств осуществляется
путем:
-
введение
частичной или полной оплаты расходов на образование, включая образовательный
кредит;
-
стимулирование
частного сектора, формирующего усложненный вид элитарного образования.
Широкое распространение
платное образование получило в США и Канаде. Наряду с этим страны Северной
Европы: Дания, Норвегия, Швеция противостоят введению платного обучения.
Бюджет – это объективно
обусловленное звено финансовой системы, особый сегмент денежных отношений,
связанный с формированием, распределением и использованием центрального фонда
денежных средств, предназначенного для обеспечения функций и задач государства
и его территориальных подсистем; это главный финансовый план страны, важнейший
инструмент государственного регулирования.
Бюджетная система
представляет собой совокупность отношений, возникающих между различными
субъектами в процессе:
- формирования доходов и
осуществления расходов бюджетов всех уровней системы и бюджетов государственных
внебюджетных фондов, осуществления государственных и муниципальных
заимствований, регулирования государственного и муниципального долга;
- составления и рассмотрения
проектов бюджетов системы, их утверждения и исполнения, контроля за их
исполнением.
Бюджетная система Российской
Федерации состоит из бюджетов трех уровней:
- федеральный бюджет и
бюджеты внебюджетных государственных фондов;
- бюджеты субъектов
Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных
фондов. Всего в Российской Федерации 89 субъектов, из них: 21 республиканский
бюджет в составе Российской Федерации, 55 краевых и областных бюджетов, 10
бюджетов автономных округов, бюджет Еврейской автономной области, городские бюджеты
Москвы и Санкт-Петербурга;
- местные бюджеты.
Каждый бюджет обеспечивает
финансирование мероприятий соответствующего уровня; вместе с тем вышестоящий
бюджет выступает своеобразным гарантом финансирования минимума необходимых
расходов нижестоящих территорий. И если последний не обеспечивает
финансирование такого минимума, то средства должны выделяться из вышестоящего
бюджета. Иными словами, бюджеты всех уровней взаимосвязаны и взаимообусловлены.
Каждый субъект Российской
Федерации и соответствующие местный органы власти на основе федерального
законодательства самостоятельно устанавливают свою бюджетную систему, исходя из
государственного и административно-территориального устройства.
Бюджеты, действующие на
соответствующих территориях, объединяются в консолидированные бюджеты.
Консолидированный бюджет представляет собой свод бюджетов всех уровней
бюджетной системы на соответствующей территории.
Консолидированные бюджеты
используются для расчетов минимальных социальных и финансовых норм и
нормативов, необходимых при бюджетном планировании и при анализе эффективности
распределения и использования бюджетных средств. Показатели консолидированных
бюджетов являются также основанием для предоставления субвенций из федерального
бюджета.
Утверждаются бюджеты
ежегодно и действуют в течение финансового года. В России финансовый год
совпадает с календарным.
Важнейшей составляющей
устройства бюджетной системы является бюджетная квалификация, представляющая
собой группировку доходов и расходов бюджетов всех уровней, а также источников
финансирования их дефицитов, составления и исполнения бюджетов и обеспечения
сопоставимости их характеристик. Ввиду исключительной сложности бюджета как
экономической категории используются различные виды классификации. Классификация
доходов бюджетов РФ является группировкой доходов бюджетов всех уровней
бюджетной системы и основывается на законодательных актах РФ, определяющих
источники их формирования. Группы доходов состоят из статей доходов,
объединяющих конкретные виды доходов по источникам и способам их получения. Функциональная
классификация расходов бюджетов РФ является группировкой расходов бюджетов всех
уровней бюджетной системы и отражает направление бюджетных средств на
выполнение основных функций государства, в том числе на финансирование
реализации нормативных правовых актов, принятых органами государственной власти
РФ и ее субъектов, на финансирование осуществления отдельных государственных
полномочий, передаваемых на иные уровни власти. Бюджетная классификация доходов
и расходов бюджетов РФ, источников финансирования дефицитов бюджетов является
единой для бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и утверждается
федеральным законом.
В зависимости от
экономического содержания расходов бюджетов делятся на капитальные и текущие. Капитальные
расходы бюджетов, предназначенные для обеспечения инновационной и
инвестиционной деятельности, включают:
- расходы на инвестиции в
действующие или вновь создаваемые структуры в соответствии с утвержденной
инвестиционной программой;
- средства, предоставляемые в
качестве бюджетных кредитов на инвестиционные цели юридическим лицам;
- расходы на проведение
капитального ремонта и иные расходы, связанные с расширенным воспроизводством;
- другие расходы бюджета,
вошедшие в капитальные расходы в соответствии с экономической классификацией
расходов бюджетов РФ.
Текущие расходы бюджетов
предназначены для обеспечения текущего самоуправления органов государственной
власти, органов местного самоуправления и бюджетных учреждений, а также
оказания государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям
экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций. В эту категорию входят и
другие расходы бюджетов, не включенные в капитальные расходы. Предоставление
бюджетных средств осуществляется в формах:
- ассигнований на содержание
бюджетных учреждений;
- средств на оплату товаров,
работ и услуг, выполняемые физическими и юридическими лицами по
государственному или муниципальному контрактами;
- ассигнований на
осуществление отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие
уровни власти;
- ассигнований на компенсацию
дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами
государственной власти, приводящих к увеличению бюджетных расходов или
уменьшению бюджетных доходов;
- бюджетных кредитов
юридическим лицам;
- субвенций и субсидий
физическим и юридическим лицам;
- инвестиций в уставный
капитал действующих или вновь создаваемых юридических лиц; и т.д.
1.2
Основные
источники финансирования образования
В Российской Федерации
ведущим источником финансирования расходов на образование являются средства
бюджета. Из федерального бюджета финансируется содержание образовательных
учреждений федерального ведения, осуществление федеральных образовательных
программ; образовательные субвенции в пределах трансфертов нуждающимся в
финансовой поддержке регионам. Деятельность образовательного учреждения
финансируется в соответствии с законодательством. Финансирование федеральных
государственных образовательных учреждений осуществляется на основе федеральных
нормативов финансирования государственных образовательных учреждений,
находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, и муниципальных
образовательных учреждений - на основе федеральных нормативов и нормативов
субъекта Российской Федерации. Данные нормативы определяются по каждому типу,
виду и категории образовательного учреждения в расчете на одного обучающегося,
воспитанника, а также на иной основе. Для мало комплектных сельских и
рассматриваемых в качестве таковых органами государственной власти и органами
управления образованием образовательных учреждений норматив финансирования
должен учитывать затраты, не зависящие от количества обучающихся. Нормативы
финансирования федеральных государственных образовательных учреждений
устанавливаются Правительством Российской Федерации. Органами местного
самоуправления могут быть установлены нормативы финансирования муниципальных
образовательных учреждений за счет средств местных бюджетов. В настоящее время
увеличились возможности образовательных учреждений привлекать денежные средства
за счет предоставления платных услуг, пожертвований юридических и физических
лиц. Привлечение дополнительных средств не влечет снижения объемов
финансирования из бюджетов различных уровней. Стабильным источником поступления
денежных средств является сдача в аренду помещений принадлежащих на праве
собственности учебному учреждению, если это не мешает учебному процессу. К
дополнительному источнику финансирования относятся и средства международных
организаций, передаваемые учреждениям на безвозмездной основе (в виде
благотворительности), так и на осуществление программ международного
сотрудничества.
К платным услугам можно
отнести:
1.
Образовательные
услуги:
·
изучение не
предусмотренных учебным планом предметов;
·
услуги
психологической помощи;
·
подготовительные
курсы для поступления в высшее учебное заведение;
·
создание групп
для обучения детей с отклонениями в развитии.
2.
Развивающие
услуги: различные кружки, студии и т.д. по интересам;
3.
Спортивно –
оздоровительные интересы: организация секций и групп по укреплению здоровья
детей. [13, c.184]
Величина ассигнований в
первую очередь регулируется объемом доходов бюджета того или иного уровня.
Порядок финансового обеспечения образовательных учреждений регламентирован
Бюджетным Кодексом Российской Федерации. В нем четко обозначены рамки
применения нормативов финансовых затрат и нормативов минимальной бюджетной
обеспеченности. Детализация бюджетных расходов по экономическим статьям связана
с необходимостью усиления контроля со стороны финансирующих и административных
органов за их целевым использованием. Определяет объем бюджетных ассигнований и
распределяет расходы государственный орган в пределах выделенных из бюджета
средств на календарный финансовый год.
Общеобразовательные школы
– интернаты создаются в целях оказания помощи семье в воспитании детей,
формирования у них навыков самостоятельной жизни, социальной защиты и
всестороннего развития их творческих способностей. В эти учреждения принимаются
преимущественно дети, нуждающиеся в государственной поддержке, в том числе дети
из многодетных и малообеспеченных семей, дети, находящиеся под опекой.
Основными задачами образовательных учреждений для детей – сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, являются: создание благоприятных условий,
приближенных к домашним, способствующих умственному, эмоциональному и
физическому развитии воспитанников, обеспечение их медико – психолого –
педагогической реабилитации и социальной адаптации; охрана прав и интересов
воспитанников. В соответствии с индивидуальными особенностями детей в системе
образования могут функционировать следующие виды учреждений: детский дом,
детский дом – школа, школа – интернат для детей сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, санаторий детский дом, специальные (коррекционные) детские
дома и школы – интернаты для детей сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, с отклонениями в развитии. В этих видах учреждений содержание и
обучение воспитанников осуществляется на основе полного государственного
обеспечения. [25, c.18]
При бюджетном
финансировании при помощи ассигнований применяются два способа:
1.
«Нетто-бюджет» -
денежные средства в процессе финансирования выделяются на довольно ограниченный
круг затрат, предусмотренных бюджетом;
2.
«брутто-бюджет» -
применяется для финансирования организаций, которые полностью находятся на
бюджетном финансировании. Бюджетные средства предоставляются на все виды
расходов.
Образование финансируется
способом «брутто-бюджет». Выделяются ассигнования на содержание учебных заведений,
выделяются средства на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых физическими и
юридическими лицами по государственным и муниципальным контрактам. Расходы на
образование относятся к расходам на социальные нужды, которые определяются на
основе принципов сметного планирования и финансируются по конкретным видам
затрат. В основе расчетов расходов образовательных учреждений лежат показатели
деятельности учреждений, характеризующие обслуживаемые контингенты (число
учащихся, учебных групп, классов, число воспитанников). При этом учитывается
время функционирования в течение года. Эти показатели служат расчетными.
Денежный расход насчитывается по норме, которая обеспечивает функционирование и
развитие учебного учреждения. Основной принцип расходования бюджетных средств –
строгое их регламентирование по назначению. Образовательное учреждение не
вправе использовать средства на цели, которые не предусмотрены сметой. В состав
затрат сметы образовательных учреждений входят:
·
оплата труда;
·
начисления на оплату труда;
·
командировочные и иные компенсационные выплаты работникам;
·
оплата товаров, работ и услуг;
·
капитальный и текущий ремонт;
·
приобретение оборудования и предметов длительного пользования.
Как следует из закона «Об
образовании» образовательное учреждение самостоятельно осуществляет
финансово-хозяйственную деятельность, имеет расчетный счет. Финансовые и
материальные средства используются им по своему усмотрению, но в пределах
целевого финансирования. Не использованные в текущем году средства не могут
быть изъяты или зачтены в объем финансирования на следующий год. Учредителями
образовательных учреждений являются органы управления, которые несут
ответственность за финансирование расходов по выполнению государственного
заказа. Государственный заказ ограничен возможностями бюджетного финансирования
и рамками государственных стандартов, он формируется государственными,
региональными и муниципальными органами управления. Основными документами,
регулирующими ответственность и права учредителя и образовательного учреждения,
являются договор о взаимоотношении между ними и устав образовательного
учреждения. Учредитель берет на себя обязательства по финансированию учреждения
в соответствии с утвержденной сметой расходов. В случае, когда образовательное
учреждение не имеет своей бухгалтерии, то учредитель берет на себя обязанность
осуществлять финансово-бухгалтерское обслуживание его деятельности через
централизованную бухгалтерию. Образовательное учреждение обязано своевременно
предоставлять учредителю обоснованные информацию о потребности в бюджетных
средствах, расходовании бюджетных средств, о внебюджетных источниках денежных
средств.
Образовательное учреждение в
пределах средств выделенных на оплату труда самостоятельно составляет штатное
расписание, осуществляет выплату надбавок, доплат и других стимулирующих
выплат.
Таблица №1.
Объем финансирования расходов на образование из бюджета РФ.
|
2004 год
|
2005 год
|
2006 год
|
2007 год
|
1. Расходы бюджета РФ, млн.руб.
|
2628112980,90
|
1375788350,00
|
3692475512,00
|
5463479 900,00
|
2. Средства направленные на
финансирование образования РФ, тыс.руб.
|
121618870,90
|
154456613,50
|
201588660,60
|
278468374,90
|
3. Удельный вес расходов на
финансирование образования в общей сумме расходов бюджета РФ, %
|
4,7
|
5,06
|
5,4
|
5,1
|
4. Изменение суммы расходов на
финансирование образования РФ относительно предыдущего года, тыс.руб.
|
|
32837742,60
|
47132047,10
|
76879714,30
|
Проанализировав
данные можно отметить, что финансирование образования по сравнению с предыдущем
годом увеличивается на 32837742,60 тыс. руб. в 2005г, на 47132047,10тыс. руб. в
2006г., и на 76879714,30 тыс. руб. в 2005г. Это также можно сказать, если
посмотреть на удельный вес расходов на финансирование образования в общей сумме
расходов бюджета. Таким образом, объем бюджетных средств выделяемых на
финансирование образования в РФ с каждым годом увеличивается. [8,9,10,11,12]
Таблица №2.
Объем финансирования расходов на образование из бюджета Липецкой области
2006-2007гг.
|
2006 год
|
2007 год
|
1. Расходы Липецкой обл, млн.руб.
|
17775544,50
|
4732277,70
|
2. Средства, направленные на финансирование образования Липецкой
обл., тыс.руб.
|
1531323,0
|
1614769,0
|
3. Удельный вес расходов на финансирование образования в общей
сумме расходов бюджета Липецкой обл., %
|
8,6
|
34
|
4. Изменение суммы расходов на финансирование образования
Липецкой обл. относительно предыдущего года, тыс.руб.
|
|
83446,0
|
Расходы, на образование
финансируемые из бюджета Липецкой области увеличились на 83446,0 тыс. руб. в
2007 году по сравнению с 2006 годом. Также увеличился удельный вес расходов на
образование в общем, объеме расходов бюджета Липецкой области.
2. Планирование расходов на финансирование
школы-интерната
2.1 Анализ деятельности школы–интерната
На основании Постановления
Липецкого областного Совета депутатов от 06.10.2005г. №975-пс действует
некоммерческая организация – Государственное (областное) специальное
(коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с
отклонениями в развитии специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат
II вида. Учредителем Г(О)С(К)ОУ школы-интерната II вида является департамент образования и науки Липецкой
области. Юридический адрес: 399610, Липецкой области, г. Лебедянь, ул.Ленина,32
Учреждение в своей деятельности руководствуется законодательством РФ и субъекта
РФ, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, органа
исполнительной власти субъекта РФ, международными актами в области защиты прав
ребенка, решениями Учредителя, соответствующими типовыми положениями, договором
с Учредителем и настоящим Уставом.
Права юридического лица у
Учреждения в части ведения уставной финансово- хозяйственной деятельности
возникают с момента регистрации. Школа – интернат имеет самостоятельный баланс
и лицевой счет, вправе от своего имени заключать договора, приобретать
имущественные права и личные неимущественные права, быть истцом и ответчиком в
суде, Арбитражном и Третейском судах, имеет штамп и печать установленного
образца. Может выступать государственным заказчиком при размещении заказов на поставку
товаров, выполнение работ и оказание услуг за счет бюджетных средств. Г(О)С
(К)ОУ школа-интернат приобретает право на образовательную деятельность и
льготы, проходит аттестацию в соответствии с законодательством РФ об
образовании, с момента выдачи ему лицензий.
Предметом деятельности
Учреждения является обеспечение получения воспитанниками начального общего,
основного общего образования, осуществления их реабилитационного процесса,
приобретения начальных профессиональных знаний, умений и навыков воспитанниками.
Основными целями деятельности
являются:
- создания благоприятных,
приближенных к домашним, условий для коррекции и развития личности;
- обеспечение социальной
защиты, медико-психолого-педагогической реабилитации и социальной адаптации
воспитанников;
- формирование общей культуры
личности воспитанника на основе обязательного минимума содержания специальных
общеобразовательных программ, их адаптации к жизни в обществе;
- обеспечение охраны и
здоровья воспитанников;
- охрана прав и интересов
воспитанников;
- медицинская деятельность.
Для реализации основных задач
Учреждение имеет право:
- самостоятельно, с учетом
государственных образовательных стандартов разрабатывать, принимать и
реализовывать образовательные программы;
- разрабатывать и утверждать
учебный план, годовой календарный учебный график и расписание занятий, согласуя
с Департаментом образования;
- привлекать для
осуществления своей уставной деятельности дополнительные источники финансовых и
материальных средств, включая использования банковского кредита;
- арендовать и сдавать в
аренду в установленном порядке здания, сооружения, оборудование, транспортные
средства и иное имущество;
- оказывать посреднические
услуги, приобретать акции, облигации, иные ценные бумаги и получать по ним
доходы, вести другую предпринимательскую деятельность, не запрещенную
законодательством РФ и не приносящую ущерб основной деятельности Учреждения,
предусмотренную Уставом.
Содержание образования в
школе- интернате с уровнем общеобразовательных программ двух ступеней общего
образования.
1-я ступень – начальное общее
образование, включая подготовительный класс,
2-я ступень – основное общее
образование.
Психокоррекционная и
психопрофилактическая работа с детьми.
Медицинское обеспечение в
Учреждении осуществляют штатные медицинские работники, которые совместно с
администрацией Учреждения отвечают за охрану здоровья воспитанников и
укрепление их психофизического состояния, диспансеризацию, проведение
профилактических мероприятий и контролируют соблюдение санитарно-гигиенического
и противоэпидемического режима, организацию физического воспитания и
закаливания, питания, в т.ч. диетического. Оказание помощи обучающимся в
профориентации, получении профессии, трудоустройстве и трудовой адаптации. Совершенствование
и развитие швейного, столярного образования в школе – интернате для детей с
нарушением слуха создает условия для воспитания творчески активной личности,
для профессиональной ориентации и профессиональной перспективы воспитанников. Отношения
между Учредителем и Учреждением определяются договором, заключенным между ними
в соответствии с законодательством РФ.
Учредитель:
- определяет порядок приема
граждан в Учреждение;
- утверждает Устав
Учреждения;
- получает ежегодный отчет от
Учреждения о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств;
- назначает директора
Учреждения;
- имеет право контроля за
образовательной и финансово – хозяйственной деятельностью Учреждения;
Управление школой–интернатом
строится на принципах демократии, гласности, открытости, единоначалия и
самоуправления. Общее руководство школой–интернатом осуществляет Совет школы,
избираемый на год и состоящий из представителей воспитанников и педагогических
работников. Совет школы избирает из своего состава председателя, который
руководит работой Совета, проводит заседания и подписывает решения.
Совет школы–интерната
собирает председатель по мере необходимости, но не реже двух раз в год,
внеочередные заседания проводятся по требованию 1/3 его состава.
К компетенции школы–интерната
относятся:
- материально–техническое
обеспечение и оснащение образовательно–реабилитационного процесса, оборудование
помещений в соответствии с государственными, местными нормами и требованиями,
осуществляемые в пределах собственных финансовых средств.
Предоставление Учредителю и
общественности ежегодного отчета о поступлении и расходовании финансовых и
материальных средств.
- установление структуры
управления деятельностью школы– нтерната, штатного расписания, распределение
должностных обязанностей.
Установление ставок заработной
платы, должностных окладов работников в пределах собственных финансовых средств
и с учетом ограничений, установленных федеральными и местными нормами.
Заработная плата и
должностной оклад работникам школы–интерната выплачивается за выполнение ими
функциональных обязанностей и работ, предусмотренных трудовым договором
(контрактом).
- установление надбавок и
доплат к должностным окладам работников школы – интерната и размеров их
премирования.
- разработка и принятия
Устава школы–интерната;
- самостоятельное
осуществления образовательно–реабилитационного процесса в соответствии с
Уставом школы-интерната, лицензией.
Контроль за своевременным
предоставлением отдельным категориям обучающихся дополнительных льгот и видов
материального обеспечения, предусмотренных Законодательством Российской
Федерации. Создание в школе-интернате необходимых условий для работы
подразделений по организации питания и медицинского обслуживания, контроль за
их работой в целях охраны и укрепления здоровья обучающихся и работников. Содействие
деятельности учительских (педагогических) организаций (объединений) и
методических объединений. Имущество школы – интерната является государственной
собственность Липецкой области и закрепляется за Учреждением на праве
оперативного управления согласно акту приема – передачи комитетом по управлению
государственным имуществом Липецкой области. Земельные участки закреплены за
школой – интернатом в постоянное (бессрочное) пользование. При осуществлении
оперативного управления имуществом Учреждение обязано:
- эффективно использовать
закрепленное на праве оперативного управления имуществом;
- обеспечивать сохранность и
использование закрепленного за ней на праве оперативного управления имущества
строго по целевому назначению;
- не допускать ухудшения
технического состояния закрепленного за ней на праве оперативного управления
имущества. Это требование не распространяется на ухудшения, связанные с нормами
износа этого имущества в процессе эксплуатации;
- осуществлять амортизацию и
восстановление изнашиваемой части имущества, передаваемого в оперативное
управление.
Школа–интернат отвечает по
обязательствам находящимся в ее распоряжении денежными средствами. При
недостаточности у Учреждения денежных средств, ответственность по
обязательствам школы–интерната несет Учредитель. Источником формирования
имущества и финансовых ресурсов Учреждения являются бюджетные и внебюджетные
средства, имущество, переданное Учреждению собственником или уполномоченным им
органом.
Контроль за использованием по
назначению и сохранностью имущества Учреждения осуществляет Комитет по
управлению государственным имуществом Липецкой области. Привлечение Учреждением
дополнительных средств не влечет за собой снижения нормативов и (или)
абсолютных размеров ее финансирования из бюджета.
Неиспользованные в этом
учебном году финансовые средства не могут быть изъяты у Учреждения или
зачислены Учредителем в объем финансирования следующего года.
2.2 Расчет расходов на финансирование школ
Важную роль в финансировании
образовательных учреждений играют минимальные социальные нормативы. Которые
включают: Единую тарифную сетку по оплате труда работников бюджетной сферы;
наполняемость классов и групп; натуральные нормы питания детей и воспитанников
по дошкольным учреждениям, интернатам; перечень одежды и обуви выдаваемой детям
– сиротам и т.д. При разработке сметы расходов различного образовательного
учреждения используются производственные показатели. В общеобразовательных
школах – количество детей и групп, количество учащихся в классах, а в школах –
интернатах – число воспитанников, в учреждениях профессионального образования –
число студентов на бесплатном обучении.
Страницы: 1, 2, 3
|