Финансовая политика Республики Казахстан
Финансовая политика Республики Казахстан
Министерство
образования и науки Республики Казахстан
Карагандинский
Государственный Университет им. Е.А. Букетова
КУРСОВАЯ
РАБОТА
По дисциплине:
"Финансы"
Тема: "Финансовая
политика Республики Казахстан"
Выполнила: ст-ка. гр. ФК-3-26
Москаленко Анна
Проверил: преподаватель
Кумекбаева Л.С.
Караганда -
2008
Содержание
Введение
Глава 1.
Теоретические аспекты и основные положения финансовой политики государства
1.1 Сущность
финансов, финансовых отношений и финансовой системы государства
1.2
Содержание, значение и механизм функционирования финансовой политики
государства
Глава 2.
Анализ финансовой политики Республики Казахстан
2.1
Финансовый механизм как инструмент реализации финансовой политики
2.2 Политика
финансовой стабилизации в Республике Казахстан
Глава 3.
Современные направления финансовой политики Казахстана
3.1
Направления денежно-кредитной политики
3.2 Пути
совершенствования налоговой и бюджетной политики
3.3
Тенденции дальнейшего развития инвестиционной и внешнеторговой политики
Казахстана
Заключение
Список
использованной литературы
Финансы представляют собой
довольно сложное общественное явление. Они охватывают широкую гамму
обменно-распределительных отношений, которые отображаются в различных денежных
потоках. При единой сущности этих отношений в них выделяются отдельные
элементы, которые имеют свои характерные признаки и особенности. Изучение
финансов основывается как на понимании их необходимости, сущности и роли в
обществе, так и на детальном усвоении конкретных форм финансовых отношений.
В обеспечении нормального
функционирования любой современной экономической системы важная роль
принадлежит государству. Государство на протяжении всей истории своего
существования наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации
национальной обороны, выполняло определенные функции в сфере финансовых
отношений. Эти функции государство выполняет в рамках финансовой политики и
формы методами финансового механизма, функционирующего в данной финансовой
системе.
Таким образом, финансовая
политика государства является отображением форм и методов конкретного
использования финансов в экономике и соответственно к задействованной модели
экономики в значительной мере обозначается ею.
Многообразие задач, которые
стоят перед государством в рыночной экономике определяют выполняемые
государством функции финансовой политики. Для решения задач, стоящих перед
государством в процессе выполнения этих функций в распоряжении государства
имеется ряд механизмов финансовой политики.
Потребность в разработке и
систематическом проведении финансовой политики возникла с развитием
капитализма. Непосредственный толчок к составлению и осуществлению программ
финансовой политики дал экономический кризис 1929 - 1933, поставивший под
сомнение способность рыночной системы к саморегулированию без активного
вмешательства государства в экономическую жизнь. Свое теоретическое
обоснованние принципы финансовой политики получили в работах Джона Мейнарда
Кейнса и его последователей. В 30 - 40-ые годы задачи финансовой политики
преимущественно сводились к ослаблению влияния кризисов перепроизводства на
экономику, поддержанию высокой хозяйственной активности и расширению платежного
спроса. К 60-ым годам акцент сместился, и основной ее задачей становится
достижение высокой занятости и стимулирование увеличения темпов экономического
роста. С 70-ых же годов, включая также современную финансовой политику,
приоритетным направлением стала борьба с инфляцией в совокупности с прежними
задачами: обеспечением высокой занятой и стимулированием экономического роста,
выравниванием платежного баланса и другими.
Итак, исходя из задач,
поставленных перед финансовой политикой ведущие экономисты разделяют последнюю
на три вида: политика экономического роста, политика финансовой стабилизации и
политика ограничения деловой активности.
Цель курсовой работы -
исследовать сущность финансовой политики государства.
В соответствии с выдвинутой
целью сформулированы следующие задачи исследования:
1) исследовать сущность
финансов, финансовых отношений и финансовой системы;
3) определить механизм
функционирования финансовой политики государства, его виды, формы и методы;
4) проанализировать финансовую
политику Казахстана, ее развитие и современные направления;
5) сделать выводы.
Понятие "финансы" охватывает
обширную область экономических отношений, связанных с распределением
общественного продукта в денежной форме. Термин "финансы" происходит
от латинского "finis" - конец, финиш, окончание платежа, расчет между
субъектами экономических отношений (первоначально в Древнем Риме - между
населением и государством). Позже термин трансформировался в "financia",
применявшийся в широком смысле как денежный платеж, а затем - как совокупность
доходов и расходов государства и любых хозяйственных единиц, их комплексов.
Авторство термина "финансы" приписывается французскому ученому Ж.
Бодену, который в 1577 г. издал работу "Шесть книг о республике".
Первым автором работы о финансах
был Ксенофонт (430-365 гг. до н. э)"О доходах Афинской республики".
У Аристотеля (384-322 гг. до н.
э) воззрения в области финансов изложены в работе "Афинское
государственное устройство".
Однако не всякая денежная
операция, сделка относятся к финансовой, поскольку деньги опосредуют движение
всей стоимости общественного продукта, которое осуществляется при помощи разных
экономических категорий - цены, оплаты труда, финансов, кредита. Денежный характер
финансов подчеркивает форму их осуществления и их принадлежность к стоимостным
экономическим категориям.
Для того, чтобы выделить финансы
из ряда экономических категорий, необходимо перейти от рассмотрения явления
финансов к исследованию их сущности - внутреннего содержания предмета,
выражающегося в единстве всех многообразных форм его бытия.
В иерархии (соподчинении)
общественных отношений денежные отношения относятся к экономическим, которые, в
свою очередь, включаются в производственные отношения - определяющую часть
системы общественных отношений. Отсюда следует, что финансовые отношения - это
часть производственных отношений, то есть они являются базисными.
Процесс воспроизводства
осуществляется как взаимосвязанное и взаимозависимое сочетание непрерывно
продолжающихся стадий: производства, распределения, обмена и потребления.
Данные четыре стадии воспроизводства определяют наличие товарных отношений
между участниками процесса общественного производства, так как произведенные
продукты выступают в качестве товаров, подлежащих купле-продаже: прежде чем
продукт будет потреблен, он проходит стадию обмена и распределения. При этом
должны быть удовлетворены потребности и интересы всех участников общественных
отношений, а не только участников материального производства. В свою очередь,
наличие товарных отношений вызывается необходимостью разделения труда
экономических агентов, в силу чего они должны обмениваться результатами
специализированного труда, выполняемых услуг, разными производимыми благами в
соответствии с их количеством и качеством. Соизмерение созданных благ и
ценностей осуществляется с помощью денег как меры стоимости и всеобщего
эквивалента. Поэтому произведенная масса материальных и нематериальных благ,
услуг - общественный продукт - имеет кроме натурально-вещественного также и
денежное выражение. Наличие двух форм воплощения общественного продукта дает
возможность довести его до конечного потребления в соответствии с потребностями
каждого участника общественного производства. Для этого используются
стоимостные категории - деньги, цена, финансы, оплата труда, кредит и др.
Степень участия отдельных
экономических категорий на разных стадиях воспроизводственного процесса
неодинакова. Для финансов считается общепризнанным, что их действие в наибольшей
степени проявляется на стадии распределения совокупного общественного продукта.
Проследить возникновение
финансовых отношений можно в зависимости от сферы их функционирования - в
первичных звеньях экономики, то есть в сфере материального производства -
реальном секторе или в деятельности государства как организации, регулирующей
общественную, в том числе и экономическую жизнь, или в сфере государственных
финансов.
Для понимания сущности финансов
в первом случае можно принять за точку отсчета в воспроизводственном процессе (в
целом или в индивидуальном кругообороте производственных фондов отдельного
хозяйствующего субъекта - производителя) момент разделения стоимости и начала
относительно самостоятельного движения денежной ее формы при реализации
изготовленной продукции. При заранее обусловленном характере производства
формируются пропорции распределения реализуемого продукта на элементы,
соответствующие "с", "v", "m" и образуются
соответствующие им фонды денежных средств или накоплений этих средств.
При этом выделяются фонды
оборотных средств, амортизационные и другие отчисления (например, на социальные
нужды), фонд оплаты труда, прибыль. В дальнейшем происходит процесс
перераспределения упомянутых элементов стоимости в соответствии с
установленными пропорциями, определяемыми нормативами распределения. Часть
полученного дохода или прибыли отчисляется в распоряжение государства для
формирования его централизованных фондов, другая часть остается у производителя
и используется по его усмотрению.
Если часть стоимости,
соответствующая элементу "с" после реализации продукта, авансируется
на приобретение предметов труда - оборотных фондов (оборотного капитала), для
обеспечения непрерывности производственного процесса, то из элемента "т",
кроме того, может выделяться часть, направляемая на накопление, то есть на
приобретение средств труда - основных фондов (основного капитала) - важнейшего
фактора производства, также обеспечивающего эту непрерывность.
В дальнейшем сформированные
фонды денежных средств подвергаются перераспределению - дроблению или,
наоборот, укрупнению в зависимости от целевого назначения средств, адресному их
направлению или использованию в процессе кругооборота производственных и
непроизводственных фондов (капитала). Таким образом, часть стоимости, созданная
хозяйствующим субъектом, остается в кругообороте данного субъекта, часть
расходуется на воспроизводство рабочей силы в форме оплаты труда, социальных
расходов, обменивается на материальные и нематериальные блага и услуги,
потребляется и выпадает из дальнейшего движения.
Значительная часть стоимости,
созданная в материальном производстве, передается на общегосударственные нужды
и, получив самостоятельное движение в денежной форме, включается в сферу
финансовых отношений государства в качестве государственных доходов. Помимо
отчислений от доходов первичных звеньев экономики, государство мобилизует часть
средств населения в форме налогов, добровольных платежей - займов, лотерей,
сбережений, хранящихся в банках с государственным участием. Часть средств
поступает от государственных, частных, общественных предприятий и организаций и
населения в фондовой и нефондовой формах в виде разных платежей, отчислений,
сборов.
Так возникают формы финансовых
отношений на уровне государства через формирование централизованных фондов
денежных средств - государственный бюджет, фонды социального страхования,
различные внебюджетные фонды. Эта сфера финансовых отношений весьма
многообразна и связана как с созданием указанных фондов на разных уровнях
государственного управления - общенациональном, местном, так и с
перераспределением и использованием на упомянутых уровнях, а также по
отраслевому, ведомственному, региональному, социальному принципам. Помимо
этого, движение денежных средств и фондов опосредовано выполнением государственных
долгосрочных целевых программ - развития производительных сил, социальных,
экологической, научных, региональных и других.
В конечном итоге, пройдя все
стадии воспроизводственного процесса, общественный продукт преобразуется и
воплощается в три самостоятельных фонда: фонд возмещения, фонд потребления и
фонд накопления.
В результате часть стоимости
продукта вступает в новый кругооборот, а часть потребляется.
Рассмотренные процессы
обуславливают сложное переплетение финансовых отношений, их взаимодействие с
другими экономическими отношениями и требуют научного подхода к изучению их
действия на эффективность экономики, ее поступательное развитие, социальные
процессы в обществе.
На основании вышеизложенного
можно сформулировать краткое определение финансов в следующем виде: финансы
представляют собой совокупность особых экономических отношений, возникающих в
процессе распределения и перераспределения стоимости общественного продукта, в
результате чего образуются и используются денежные доходы, накопления и фонды у
участников воспроизводства для удовлетворения их разнообразных потребностей.
Госудаpственные финансы являются
сpедством пеpеpаспpеделения стоимости общественного пpодукта и части
национального богатства. В основе их лежит система бюджетов. Отдельным из
элементов в системе госудаpственных финансов включаются внебюджетные фонды для
финансиpования отдельных целевых меpопpиятий (пенсионный фонд, фонд социального
стpахования, фонд занятости).
Понятие "финансовая система"
охватывает совокупность отношений, на основе которых образуются и используются
соответствующие фонды денежных средств, а также органов, организующих эти
отношения. Иногда понятие употребляется в узком смысле, только как совокупность
финансовых учреждений государства, что неточно.
Термин "система" означает
действие взаимосвязанных элементов - подсистем, которые классифицируются по
разным критериям.
В вышеприведенном определении
термина заложена принципиальная модель классификации финансовой системы исходя
из сущностной характеристики финансов, их места в общественно-экономических
процессах. В соответствии с этим критерием финансовая система состоит из трех
частей:
1) совокупности финансовых
отношений;
2) совокупности фондов денежных
средств;
3) финансового аппарата
управления.
Финансовая система является
системой интеграционного типа, характеризуется тесной связью входящих в нее
элементов (подсистем) и тем, что ни одна из ее подсистем не может существовать
самостоятельно: финансы, с одной стороны, выражают часть производственных
отношений и поэтому выступают элементом системы этих отношений, с другой -
представляют систему, состоящую из взаимосвязанных элементов, имеющих свои
функциональные свойства. В финансах можно назвать в качестве функциональных
подсистем такие, как налоговая, бюджетная, внешнеэкономическая, финансовых
планов (прогнозов), законодательного обеспечения финансового контроля и др.
Помимо функционального критерия классификации финансовой системы, применяется
классификация по признаку субъектов финансов (участвующих в финансовых
отношениях), что позволяет разграничить финансовую систему по звеньям
Звенья, как соподчиненный ряд
классификации, содержат элементы высшего разряда: финансовые отношения,
финансовые фонды, управляющий аппарат. Такое свойство систематизации придает финансовой
системе интеграционный характер.
Место и роль отдельных
составляющих финансовой системы неодинаковы. Первичный (главный) элемент
занимает ведущее место среди других элементов системы, поскольку его роль во
взаимосвязях элементов и звеньев системы является определяющей. Таким элементом
в финансовой системе выступают общегосударственные финансы, представленные в
первую очередь государственным бюджетом.
Финансы хозяйствующих субъектов
сферы материального производства составляют основу финансов, они является
исходным звеном финансовой системы, поскольку в материальном производстве
создается реальный продукт - основной источник финансовых ресурсов общества.
Финансы населения (домашних
хозяйств) представляют собой своеобразную часть финансовой системы. Население (граждане)
вступает в отношения своими денежными средствами с общегосударственной
финансовой системой и хозяйствующими субъектами производственной и
непроизводственной сфер всех форм собственности. Эти многообразные отношения
связаны с оплатой труда населению, выплатами из накопительной пенсионной
системы денежных средств, получением материальных и нематериальных благ; с
другой стороны, население своими денежными средствами выплачивает налоги,
оплачивает услуги государственных и других учреждений и организаций
производственной и непроизводственной сфер. Такие отношения являются
финансовыми, за исключением денежных отношений, связанных с приобретением
потребительских товаров и услуг в торговой сети, на рынках, предприятиях и
организациях по обслуживанию населения (транспорта, связи, бытового сектора и т.д.),
относящихся к обмену.
Вместе с тем специфика финансов
населения состоит в своеобразии двух характерных частей финансовой системы:
фондовой формы и внешнего управления, хотя денежные средства населения могут
иметь, в каждом индивидуальном случае, целевую направленность или сберегаться,
и их владелец распоряжается (управляет) ими в соответствии с собственными
намерениями. Здесь также проявляется, в многообразии денежных отношений, как
чисто финансовый их характер - при уплате налогов и других обязательных
платежей государству, выплатах из общественных фондов потребления, - так и
переходный (одновременный) момент взаимодействия с финансами других
экономических категорий - оплаты труда, цен в системе расчетов, постепенным
исчезновением финансовых отношений и вступлением в действие других
экономических отношений. Обширные финансовые отношения возникают в этом звене в
связи с занятиями граждан индивидуальным и малым предпринимательством: такие
отношения аналогичны возникающим в звене финансов хозяйствующих субъектов.
Общегосударственные финансы
включают финансовые отношения, выраженные в государственном бюджете как в
экономической форме образования централизованного фонда финансовых ресурсов и
основном финансовом плане государства, во внебюджетных специальных фондах, как
дополнительных формах целевого финансирования общественных нужд, в
государственном кредите.
Государственный кредит
включается в финансовую систему, хотя кредитные отношения отличаются от финансовых.
Но в силу того, что этот вид кредита направлен на цели покрытия дефицита
государственного бюджета, обеспечения устойчивости государственных финансов,
расчеты по нему осуществляются за счет бюджетных средств - это подзвено можно
считать принадлежащим как финансовой, так и кредитной системам.
Второе звено - финансы
хозяйствующих субъектов имеет два относительно самостоятельных подзвена:
финансы хозяйствующих субъектов
сферы материального производства (реальный сектор);
финансы организаций и учреждений
отраслей непроизводственной сферы.
В первом подзвене - финансах
производственной сферы решаются задачи формирования и эффективного
использования децентрализованных фондов денежных средств в производственных
компаниях, фирмах, корпорациях, других формах организаций хозяйственной
деятельности, а также централизации средств в целевых и резервных фондах
вышестоящих органов названных хозяйствующих субъектов. Финансы этого подзвена
обслуживают производственную деятельность, обеспечивают активное воздействие финансовых
рычагов на рост производительности труда, на повышение эффективности других
качественных показателей производства. Сюда относятся следующие составляющие:
1) финансы производственных
хозяйствующих субъектов промышленности и их вышестоящих органов;
2) финансы сельскохозяйственных
хозяйствующих субъектов;
3) финансы грузового транспорта
(железнодорожного, речного, морского, автомобильного, воздушного,
магистрального, трубопроводного);
4) финансы строительства;
5) финансы связи (в части
обслуживания производства);
6) финансы потребительской
кооперации;
7) финансы водного хозяйства;
8) финансы геологоразведочных
организаций;
9) финансы других подотраслей
сферы материального производства (государственных закупок, заготовок, торговли,
связанных с продолжением процесса производства в сфере обращения).
Место и роль второго подзвена -
финансов непроизводственной сферы в финансовой системе определяются ее связью с
распределением и использованием национального дохода. Финансовые отношения в
этом подзвене возникают в его первичных структурах и между ними, с другими
звеньями финансовой системы, со звеньями иных экономических систем: цен,
кредита и др.
Финансы отраслей
непроизводственной сферы имеют такие составляющие:
1) финансы жилищно-коммунального
хозяйства;
2) финансы бытового обслуживания
населения;
3) финансы пассажирского
транспорта;
4) финансы ряда отраслей (связи
и др. в части непроизводственной деятельности);
5) финансы здравоохранения и
физической культуры;
6) финансы образования;
7) финансы культуры и искусства;
8) финансы науки и научного
обслуживания;
9) финансы общественных
организаций;
10) финансы банковско-кредитных
и страховых организаций;
11) финансы коммерческих и
посреднических организаций (в том числе товарных и фондовых бирж, брокерских
контор, фондов и т.д.);
12) финансы органов управления;
13) финансы обороны;
14) финансы органов защиты
правопорядка.
В данном звене финансовые
отношения обслуживают движение уже созданной стоимости по каналам ее
перераспределения в целях дальнейшего потребления через формирование
многочисленных фондов денежных средств различного целевого характера.
Совокупность централизованных и
децентрализованных фондов денежных средств, присущих звеньям финансовых
отношений, составляет вторую часть финансовой системы. Материальное содержание
финансов находит выражение в формировании и использовании финансовых ресурсов,
включающих многие денежные фонды: бюджетные, государственного и
негосударственного социального страхования и обеспечения, амортизации,
оборотных средств, потребления. Одни фонды централизованы в большей степени,
другие - в меньшей, одни фонды постоянно расходуются (фонд потребления), другие
временно сохраняются (резервные фонды), третьи - накапливаются (амортизационные
отчисления).
Формы финансовых отношений и
фонды денежных средств образуют управляемый материальный объект. Управляющим
субъектом выступает финансовый аппарат, который представляет собой систему
государственного и общественного аппарата управления финансами и является
третьей частью финансовой системы.
Финансовый аппарат, занимающийся
экономической и контрольной работой в процессе организации и планирования
финансовой деятельности, совершенствованием связей звеньев финансовых
отношений, совместим с другими частями финансовой системы и органически входит
в нее. Это означает переплетение в финансовой системе как базисных, так и
надстроечных отношений и управляемость ее.
Наряду с понятием финансовой
системы, есть еще обобщенное понятие финансово-кредитной системы, в которую
включаются не только звенья финансовой системы, но и кредитная система.
Финансово-кредитная система объединенно функционирует преимущественно в сфере
материального производства, поскольку в непроизводственной сфере кредитные
отношения ограничены, хотя кредитные учреждения относятся к непроизводственной
сфере деятельности.
В любом обществе государство
использует финансы для осуществления своих функций и задач, достижения
определённых целей. Важную роль в реализации поставленных целей играет
финансовая политика.
В последние годы вопросам
проведения государственной финансовой политики и проблемам финансового
регулирования экономики переходного периода посвящается значительное количество
публикаций. Однако единого мнений по теоретическим аспектам этого вопроса не
достигнуто.
Так, крупные западные экономисты
не дают четкого определения финансовой политики. Например, Стенли Фишер, Рудигер
Дорнбуш и Ричард Шмалензи не
выделяют финансовую политику как самостоятельное понятие. В то же время они
подходят к исследованию данной темы, расширяя определение фискальной политики.
Они пишут, что фискальная политика представляет собой решения, принимаемые
государством относительно своих расходов и доходов. Аналогично рассматривают
указанную проблему и некоторые другие представители зарубежных экономических
школ. В частности Кэмпбелл Р. Макконнелл и Стэнли Л. Брю совмещают понятия
финансово-бюджетной и фискальной политики, определяя их как изменения вносимые
правительством в порядок государственных расходов и налогообложения,
направленные на обеспечение полной занятости и неинфляционного национального
продукта. Несомненно, такая трактовка вызывает ряд неопределенностей в
осознании сущности финансовой политики
Более структурированным выглядит
определение данного вопроса у марксистов, видящих под финансовой политикой в
первую очередь совокупность государственных мероприятий по стабилизации
финансовых ресурсов, их распределению и использованию для осуществления
государством его функций, указывая, что социальная направленность и
эффективность воздействия финансовой политики на развитие производительных сил
и производственных отношений определяются объективными закономерностями
экономического развития, общественно-политическим строем страны. Тем не менее
стройность рассуждений, по-моему мнению, нарушается, когда в марксистской школе
фискальная политика трактуется как совокупность финансовых мероприятий буржуазного
государства по регулированию правительственных расходов и доходов для
достижения определенных социально-экономических целей. При этом подчеркивается,
что в ней находит выражение финансовый аспект экономических функций буржуазною
государства.
Таким образом, в марксистской
трактовке финансовой политики также нет полной четкости, так как сфера действия
фискальной политики практически совпадает с областью финансовой политики, в
обоих случаях представляя собой, совокупность государственных мер по регулированию
и распределению финансовых ресурсов. Совпадение понятий объясняется тем,
что распределение подразумевает управление по доходам и расходам, то есть для
того, чтобы распределить что-либо требуется изначально это получить (доход), а
далее передать (расход).
Большой вклад в понимание
сущности финансовой политики сделали работы отечественных экономистов.
Профессор В.В. Лавров, раскрывая
суть финансовой политики, отмечал ее связь с учетом и контролем за
производством, количеством труда и распределением продуктов. Эти вопросы были
базовыми для определения очередных задач финансовой политики в области
национальных банков, монополизации внешней торговли, государственного контроля
за денежным обращением, введения налогов. Финансовая политика рассматривалась
тогда как одна из основных в области государственного регулирования экономики и
связывалась с обеспечением финансовой централизации, концентрации сил и средств
для экономических преобразований.
Другой экономист И.В. Левчук,
подчеркивая большую роль финансовой политики в повышении производства, отмечает
что эта политика призвана создать правильное сочетание централизованного и
демократического в управлении распределением и использованием финансовых
ресурсов.
Интересна трактовка финансовой
политики, данная В.С. Павловым. Он исходит из неразрывности финансов и кредита
в деле государственного управления и связывает финансово-кредитную политику с
условиями реального финансово-экономического положения страны, направлениями и
методами перестройки финансово-кредитной системы, новыми подходами к решению
проблем реформирования экономики.
Содержание финансовой политики
многогранно. Она включает следующие важнейшие звенья:
выработку научно обоснованных
концепций развития финансов. Они формируются на основе изучения требований экономических
законов, всестороннего анализа состояния развития хозяйства, перспектив
развития производительных сил и производственных отношений, потребностей
населения;
определение основных направлений
использования финансов на перспективу и текущий период; при этом исходят из
путей достижения поставленных целей, предусмотренных экономической политикой,
учитываются международные факторы, возможности роста финансовых ресурсов;
осуществление практических
действий, направленных на достижение поставленных целей.
Единство трёх основных звеньев
определяет содержание финансовой политики.
В зависимости от длительности
периода и характера решаемых задач финансовая политика подразделяется на
финансовую стратегию и финансовую тактику.
Финансовая стратегия -
долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на перспективу и
предусматривающий решение крупномасштабных задач, определённых экономической и
социальной стратегией. В процессе её разработки прогнозируются основные
тенденции развития финансов, формируются концепции их использования, намечаются
принципы организации финансовых отношений. Выбор долговременных целей и
составление целевых программ в финансовой политике необходимы для концентрации
финансовых ресурсов на главных направлениях экономического и социального
развития.
Финансовая тактика направлена на
решение задач конкретного этапа развития общества путём своевременного
изменения способов организации финансовых связей, перегруппировки финансовых
ресурсов.
Стратегия и тактика финансовой
политики взаимосвязаны. Стратегия создаёт благоприятные условия для решения
тактических задач. Тактика, выявляя решающие участки и узловые проблемы
развития экономики и социальной сферы, путём своевременного изменения способов,
форм организации финансовых связей, позволяет в более сжатые сроки с
наименьшими потерями и затратами решать задачи, намечаемые финансовой
стратегией.
При выработке финансовой
политики следует исходить из конкретных исторических условий. Они должны
учитывать специфику каждого этапа развития общества, особенности как
внутренней, так и международной обстановки, реальные экономические и финансовые
возможности государства.
Учёт особенностей момента
предполагает также тщательное изучение опыта предшествующего хозяйственного и
финансового строительства, новых тенденций и прогрессивных явлений, мирового
опыта.
Немаловажным требованием,
предъявляемым к финансовой политике, является соблюдение комплексного подхода
при её выработке и проведении, т.е. согласование мероприятий, проводимых во
всех звеньях финансовой системы, путём их ориентации на выполнение основной,
ключевой задачи определённого этапа развития, а также обеспечение тесной
взаимосвязи между составными частями экономической политики - финансовой,
кредитной, политики в области ценообразования, заработной платы.
Целью финансовой политики
является наиболее полная мобилизация финансовых ресурсов, необходимых для
удовлетворения насущных потребностей развития общества. В соответствии с этим
финансовая политика призвана создать благоприятные условия для активизации
предпринимательской деятельности. Большое внимание уделяется определению
рациональных форм изъятия доходов предприятий в пользу государства, а также
доли участия населения в формировании финансовых ресурсов. Важное значение
придаётся повышению эффективности использования финансовых ресурсов путём их
распределения между сферами общественного производства, а также их концентрации
на главных направлениях экономического и социального развития.
Научно обоснованная финансовая
политика при правильной и успешной её реализации приносит положительные
результаты. Её значение заключается в том, что она может сопровождаться
повышением уровня благосостояния народа.
Финансовая политика играет
важную роль в развитии производительных сил и рациональном их размещении по территории
страны. Она способствует обеспечению финансовыми ресурсами целевых программ,
сосредоточению средств на ключевых направлениях развития экономики,
стимулированию роста эффективности производства; повышению заинтересованности
всех регионов в развитии хозяйства, использовании местных сырьевых ресурсов.
Финансовая политика способствует
укреплению и развитию экономических связей со всеми странами мира, обеспечивая
условия для осуществления совместных мероприятий.
Каждая экономическая категория
имеет свою специфику, проявляется через определенные виды, формы и методы
выражения соответствующих отношений. Именно эти понятия - виды, формы и методы
реализации отношений - выступают в экономической жизни как инструмент, механизм
управления соответствующими процессами. Финансы как специфическая
распределительная категория участвуют в распределении и перераспределении
созданного продукта путем образования и использования различных целевых фондов
денежных средств. Поэтому применяемый в этом процессе механизм - это виды,
формы и методы выражения финансовых отношений, связанных с формированием и
использованием денежных доходов и фондов.
Термин "механизм" имеет
техническое происхождение и в экономическом понимании означает средство,
которым можно привести что-нибудь в действие, побудить определенную
деятельность. В этом смысле термин применяется в управлении, и его суть связана
с содержанием воздействия управляющего субъекта на управляемый объект,
определяемого задачами экономической, в том числе и финансовой политики.
Финансы органически связаны со
всей системой хозяйствования и его такими составляющими, как планирование,
прогнозирование экономическое стимулирование, организация и управление. Более
того, финансы взаимодействуют и с аналогичными составляющими социального
механизма, как более общего понятия, определяющего динамику системы
общественных отношений.
Финансовый механизм, как и
хозяйственный механизм в целом, имеет внутреннюю, присущую ему структуру. Для
ее характеристики целесообразно использовать такие понятия системного анализа,
как подсистема, блок, элемент, определяемые как звенья финансового механизма.
Подсистема (часть) финансового
механизма представляет собой наиболее существенные движущие силы финансового
механизма - финансовое планирование, финансовые рычаги и стимулы,
организационную структуру и правовой режим финансовой системы, организацию
управления.
Блок (звено) финансового
механизма - это совокупность однородных взаимосвязанных элементов, объединенных
по признаку общей целевой направленности.
Элемент финансового механизма -
это простейшая хозяйственная форма, через которую специфическим образом
проявляются интересы участников общественного производства.
Диалектика финансов в
общественной жизни проявляется через взаимодействие форм выражения и методов
действия.
В реальной жизни, хозяйственном
и финансовом механизмах, абстрактные экономические (стоимостные) категории
конкретизируются и выступают как конкретные формы.
Под конкретными формами
понимаются такие категории, которые могут планироваться, видоизменяться,
учитываться людьми. Конкретные формы - это формы реализации экономических
категорий. Не через финансы в целом, а через их конкретные формы (финансовые
субкатегории) - бюджет, доходы, расходы происходит использование людьми
экономических законов в своих целях. В этом смысле упомянутые конкретные формы
являются стоимостными рычагами управления процессами воспроизводства.
Метод - это способ действия по
выполнению функций управления, причем способ, наиболее рациональный в данных
условиях. Способы воздействия оказываются на различные формы проявления
экономических законов, заключенные в определенных категориях (цене, финансах,
прибыли, налогах, доходах и др.).
Формы проявления финансовых
отношений могут конкретизироваться более детально в зависимости от уровня
управления экономикой (национальное хозяйство в целом, сектор экономики,
экономический регион, отрасль, подотрасль, хозяйствующий субъект,
административно-территориальная единица). Поэтому применяются более конкретные
формы - рычаги управления: например, в доходах выделяется налог на добавленную
стоимость, акцизы, подоходный налог, доходы от государственного имущества,
рентные платежи и т.д.; в расходах - расходы на экономику (с дальнейшей
детализацией), на социально-культурные цели (образование, здравоохранение,
социальное страхование и обеспечение и т.д., науку, управление). Большое
разнообразие конкретных форм и методов управления применяется на уровне
первичного звена - фирмы, компании, организации, учреждения для регулирования
многообразных финансовых отношений.
В хозяйственном и финансовом
механизмах пользуются финансово-экономическими нормативами и лимитами.
Нормативы - расчетно обоснованные величины затрат или распределения ресурсов,
лимиты - предельные размеры использования ресурсов, используются в финансовом
планировании. С их помощью обеспечивается оптимальное сочетание в
распределительных отношениях общегосударственных, коллективных и личных
интересов, сбалансированность потребностей государства, регионов, отраслевых и
ведомственных органов управления, хозяйственных единиц в ресурсах для
реализации заданий перспективных и текущих планов экономического и социального
развития.
Страницы: 1, 2
|