Финансовая политика Республики Казахстан
Характерной особенностью
финансового механизма является его динамичность, постоянное совершенствование,
тесное взаимодействие со звеньями хозяйственного механизма.
Составляющие хозяйственный
механизм отдельные механизмы, как и соответствующие им отношения, действуют в
тесной взаимосвязи.
Плохо работающий элемент любого
из механизмов - ценового, финансового, кредитного - может блокировать работу
других элементов, звеньев и хозяйственного механизма в целом. Поэтому действие
составляющих финансового механизма необходимо рассматривать с сопряженными
составляющими других экономических механизмов при их взаимодействии в конкретных
условиях с учетом сочетания интересов общества, первичного хозрасчетного звена,
отдельных работников.
Сложная система экономического
механизма, его звеньев, рычагов, элементов находится в постоянном изменении,
взаимодействии в соответствии с выдвигаемыми и решаемыми задачами определенного
этапа развития общества, его производственных отношении или части этих
отношении, связанных с развитием той или иной сферы, отрасли национального
хозяйства.
Финансовая политика,
вырабатываемая на основе объективных закономерностей определенного этапа
общественного развития, предусматривает средства для ее реализации, то есть
создание, совершенствование или отмену отдельных составляющих финансового
механизма, в том числе и рычагов. Общество, выявляя реальные противоречия
экономики, экономических интересов, создает конкретные финансовые формы,
используемые в управлении как рычаги для преодоления возникающих негативных
процессов и содействия социально-экономическому развитию.
С переходом на рыночные
отношения в практику вышли такие понятия, как акционирование, ценные бумаги,
дивиденды, свободные цены, лицензии, фонды потребления и накопления
предприятий, валютные фонды, введены новые виды налогов (акцизы, налог на
добавленную стоимость, земельный налог, налог на имущество, таможенные пошлины,
налоги на недропользователей и др.), целевые отчисления денежных средств.
Названные новые компоненты
финансового механизма призваны активизировать творческий потенциал предприятий
и граждан на ускорение научно-технического прогресса, интенсификацию
производства путем воздействия на материальные интересы людей, сближение
интересов общества, основного хозрасчетного звена, отдельных работников.
Осуществляемая реформа
предполагает комплексный подход к перестройке хозяйственного механизма, являющегося
проявлением взаимодействия производительных сил и производственных отношений в
общественной системе.
Задачи совершенствования
финансового механизма на современном этапе развития экономики связаны с широкой
демократизацией производства, внедрением коммерческих начал, рыночного
регулирования, усиления экономической заинтересованности в результатах
хозяйствования. Через рациональное использование денежных доходов, накоплений и
фондов происходит воздействие финансового механизма на конечные результаты
производства.
Финансовый механизм пронизывает
все стороны производственных отношений общества. Поэтому с помощью
действенного, хорошо отлаженного финансового механизма можно активно
воздействовать на производство, повышать его эффективность и обеспечивать
экономику финансовыми ресурсами для ее роста.
Финансовая политика - это
совокупность целенаправленных намерений и мероприятий, проводимых государством
в области финансов для осуществления своих функций и задач. Финансовая политика
является составной частью экономической политики.
В системе материалистической
диалектики финансовая политика, как и всякая другая политика, относится к
надстройке, в отличие от финансовых отношений, которые она выражает, являющихся
базисными - выступающими как часть производственных отношений, определенной
общественно-экономической формации.
Как и экономическая политика в
целом, финансовая политика разрабатывается государством исходя из требований
экономических законов - сущностных, устойчиво повторяющихся, объективных связей
и взаимозависимостей явлений и процессов в экономической жизни общества.
Производственные отношения в
обществе, определяемые экономическими законами, проявляются через категории.
Экономические категории - это выражение однородных экономических отношений,
которые характеризуют определенную сторону экономической жизни и представляются
в абстрактном, обобщенном виде: к ним относятся цена, финансы, страхование,
кредит, прибыль и т.д.
Финансы, как экономическая
категория, основывается на действии экономических законов (закона стоимости,
закона спроса и предложения, закона возвышения потребностей, закона
соответствия производственных отношений характеру и уровню развития
производительных сил, закона экономии времени).
Финансовая политика реализуется
в реальной хозяйственной жизни через финансовый механизм. Последний
представляет собой систему видов, форм и методов организации, планирования и
управления финансами. Посредством финансового механизма происходит управление
финансовыми отношениями по формированию и использованию целевых фондов денежных
средств и денежных накоплений для выполнения государственных программ
экономического и социального развития на разных уровнях хозяйствования и сферах
действительности.
Поскольку финансы как более
общая экономическая категория состоит из отдельных финансовых субкатегорий с
меньшей степенью абстракции (налогов, бюджета и т.д.), то можно выделить с
известной степенью самостоятельности налоговую политику, бюджетную политику и
соответствующие им механизмы - налоговый, бюджетный, финансовых планов,
управления финансами, финансово-правовой.
Финансовая политика государства
подразделяется на финансовую стратегию и финансовую тактику. Первая
представляет собой курс, рассчитанный на долговременную перспективу и
предусматривающий решение крупномасштабных задач экономики и социального
развития общества. Финансовая стратегия разрабатывается государством
применительно к крупным историческим этапам развития общества. Финансовая
тактика конкретизирует стратегические установки, концентрируя внимание на
решении неотложных задач, преодолении возникающих диспропорций и отклонений в
финансах и экономике страны, региона, отрасли.
Финансовый механизм воплощает
намеченные государством финансовые мероприятия в конкретные, адресные, реальные
результаты - расширенное воспроизводство финансовых ресурсов, входящих в состав
стоимости всех многочисленных элементов общественного продукта, нематериальных
благ, услуг и ценностей на всех уровнях и в сферах общественно-экономической
жизни. Многообразие результатов воспроизводства вызывает соответствующее
многообразие форм и методов экономического (хозяйственного) механизма,
составной и неотъемлемой частью которого является финансовый механизм.
Таким образом, прослеживается
замкнутая круговая закономерность, когда процесс производства, определяемый
экономическими законами общественной формации, наличием определенных
производственных отношений и соответствующих категорий, регулируется
экономической политикой, которая воплощается в действие хозяйственным
механизмом; последний, в свою очередь, способствует воссозданию реальных
результатов воспроизводства в соответствующем количественном и качественном
выражении. Эта диалектическая закономерность действует по нарастающему принципу
в виде диалектической спирали (при нормальных условиях воспроизводства).
Поэтому от финансовой политики и
финансового механизма, как составных частей экономической политики и механизма,
зависит нормальное течение процесса расширенного воспроизводства. Правильно
сформулированная финансовая политика, четко налаженный, синхронно работающий
финансовый механизм способствуют социально-экономическому развитию общества.
Существует и обратная тенденция: если финансовая политика не в полной мере
учитывает действие экономических законов или находится с ними в противоречии,
то соответствующий финансовый механизм не в полной мере или не в состоянии
использовать производственные возможности национального хозяйства, отрасли,
региона и т.д.; в этом случае экономическое развитие общества тормозится,
накапливаются негативные явления, появляются антиобщественные процессы. Такая
ситуация складывается при применении административно-волевых, чрезмерно
централизованных методов управления, которые игнорируют требования объективных
экономических законов.
История показывает, что политика
и механизм ее реализации, сориентированные на экономические интересы людей, на
стимулирование их активности с использованием максимальной совокупности
товарно-денежных отношений, инициативы и творчества каждого работника, приносят
высокие результаты.
Механизм функционирования
финансовой политики начала периода самостоятельного развития Казахстана
отличался непоследовательностью и противоречивостью.
С одной стороны, на выбор
политики оказывали влияние факторы дестабилизации в постсоветском пространстве,
и финансовые мероприятия вынужденно следовали проводимым в других странах,
особенно в России. Это определялось общностью хозяйственных связей,
взаимозависимостью экономик, единой валютой, общими границами, сложившимся
менталитетом населения стран СНГ. Данная группа факторов вызвана сменой
общественно-экономической формации, что сопровождалось радикальной ломкой
сложившихся отношений, систем, механизмов. В экономике проводилась так
называемая "шоковая терапия" в целях скорейшего перехода к рыночной
формации: либерализация цен и рынков, отказ от плановых начал, снятие валютных
ограничений, государственной монополии на ключевые виды экономической
деятельности, ослабление контроля за работой низовых структур национального
хозяйства.
С другой стороны, проводились
поспешные, неподготовленные мероприятия, которые общество не воспринимало как
объективно необходимые в Казахстане. В их числе - волевые решения по
экстренному преобразованию производственных отношений, стремление к
централизации финансов, некорректный передел собственности в ходе
разгосударствления и приватизации, игнорирование интересов субъектов сферы
материального производства, приоритетных отраслей непроизводственной сферы, а
следовательно, основных социальных групп общества, частые изменения и
дополнения законодательства и нормативных актов. В данном случае отсутствовала
обоснованная экономическая стратегия, а тактические мероприятия финансовой
политики направлялись на решение чрезвычайных ситуаций, взаимообусловленных
причинно-следственными связями, в результате - устранение негативных явлений в
одном звене вызывало их возникновение в другом.
В целом это привело к
значительному разрушению производительных сил, углублению структурных
диспропорций, затяжному кризису экономики и общества, резкому падению
жизненного уровня основных масс населения. Такова цена нарушения критериев
эволюционного развития общества, в которой значительная доля связана с
несоблюдением основных принципов экономической и финансовой политики.
Поэтому задачей финансовой
политики в условиях Казахстана является разработка мер и их воплощение через
финансовый механизм по переводу экономики на траекторию экономического роста,
стабилизации хозяйственной жизни на основе дальнейшей структурной перестройки
национального хозяйства, развитию предпринимательской деятельности,
реформированию собственности с оптимизацией доли государственной части,
расширению и активизации внешнеэкономической деятельности, финансированию
социальных программ. Отрабатывается механизм интеграции экономики республики в
мировое хозяйство. При этом финансовая политика и механизм должны обеспечить
социальную защиту населения по мере вхождения в рыночные отношения от инфляции,
безработицы, потери доходов.
В Республике Казахстан
продолжается осуществление программ по углублению рыночных реформ, включающих
упомянутые направления с выработкой соответствующей финансовой политики и
механизма ее осуществления.
В западных теоретических
концепциях и практике используется термин "фискальная политика", под
которым подразумевается комплексное понятие государственной налогово-бюджетной
политики и механизма ее реализации в экономических процессах. Фискальная
политика охватывает распределительные и перераспределительные действия по
изъятию налоговых платежей, размещению ресурсов при производстве "общественных
товаров", их распределению, движению трансфертных потоков денежных
средств, других действий правительства и местных органов по использованию
финансов в экономической и социальной сферах.
Фискальная политика проводится
как дискреционная, то есть как сознательное манипулирование государственными
налогами и расходами с целью изменения реального объема национального
производства, занятости, контроля инфляции, ускорения экономического роста. В
зависимости от характера экономического цикла может проводиться стимулирующая
или сдерживающая фискальная политика. Недискреционная фискальная политика
предполагает действие автоматических или "встроенных стабилизаторов"
("встроенная стабильность"), под которыми понимается варьирование
государственными расходами и налоговыми изъятиями пропорционально объему
национального продукта в разных фазах экономического цикла - подъеме или спаде.
Содержанием финансовой политики
государства является планомерная организация финансов с учетом действия
экономических законов и в соответствии с задачами развития общества. Финансовая
политика каждого этапа общественного развития имеет свои характерные черты,
решает различные задачи с учетом состояния экономики, назревших потребностей
материальной и социальной жизни общества и других факторов.
При всем разнообразии финансовых
механизмов в Казахстане их содержание выражается в последовательном
осуществлении таких стадий:
1) разработка научно обоснованной
концепции развития финансов в стране на основе действия экономических законов,
изучения состояния экономики, перспектив социально-экономического развития
общества;
2) формулировка стратегических и
тактических мероприятий финансовой политики исходя из соответствующих целей и
задач экономической политики;
3) практическое воплощение
намеченных действий через финансовый механизм с его реконструкцией или
корректировкой в зависимости от радикальности экономических преобразований.
Задачи, решаемые финансовой
политикой:
а) обеспечение условий для
создания наиболее возможного объема финансовых ресурсов на основе особенностей
каждого конкретного этапа развития страны;
б) рациональное распределение и
использование финансовых ресурсов между сферами общественного производства,
секторами национального хозяйства, направление ресурсов на определенные цели;
в) выработка соответствующего
финансового механизма для выполнения намеченных направлений экономического
развития, его постоянное совершенствование.
В программах развития экономики
и углубления рыночных реформ Казахстана предусмотрен комплекс мер по
финансовому оздоровлению экономики и активизации денежно-кредитной политики,
развитию потребительского рынка с расширением доли отечественных
производителей, обеспечению стабильности производства, укреплению хозяйственных
связей. Основными направлениями перехода к рыночным отношениям являются:
поддержание инфляции на минимальном уровне, демонополизация экономики, развитие
предпринимательства и конкуренции, рыночной инфраструктуры (товарные и фондовые
биржи, инвестиционные фонды, сеть коммерческих оптовых и розничных предприятий
по торговле товарами, коммерческие банки, страховые фирмы, складское,
транспортное, тарное хозяйство, центры коммерческой информации, рекламные
фирмы, сеть сервисных, ремонтных, консультационных и юридических услуг и т.д.).
В соответствии с этими
программами финансовая политика и деятельность финансовой системы в переходный
период к рынку нацелены на получение необходимых финансовых ресурсов, полную и
своевременную их мобилизацию в бюджет, бесперебойное финансирование
мероприятий, предусмотренных государственными программами социального и
экономического развития, и усиление контроля за целевым и рациональным
использованием государственных материальных, трудовых и денежных ресурсов. Эти
цели вытекают из необходимости финансового обеспечения стратегии
социально-экономического развития республики на основе обеспечения устойчивого
экономического роста.
Как ближайшая цель - добиться
сбалансированности государственного бюджета и решить проблему финансового
оздоровления национального хозяйства на основе стабилизации экономики.
При проведении финансовой
политики важное значение имеет осуществление следующих принципов финансовой
политики:
соблюдение интересов всех
участников общественного производства, социальных, национальных и
профессиональных групп при составлении, утверждении и исполнении бюджетов
исходя из реального наличия финансовых ресурсов;
обеспечение планомерной
организации финансовых отношений;
сбалансированность доходов и
расходов во всех сферах и звеньях финансовой системы;
создание финансовых резервов (превышение
доходов над расходами в бюджетной системе и финансовых резервов в отраслевых
финансах);
оптимальное распределение
финансовых ресурсов между государством и предприятиями.
Финансовую стабилизацию в
Республики Казахстан обеспечивают путями государственного регулирования
экономических процессов. Главными целями государственного регулирования в
Казахстане являются: создание предпосылок для повышения инвестиционной
активности за счет завершения процессов малой и массовой приватизации, создания
инфраструктуры финансового рынка, совершенствования банковско-кредитной
системы, регулирование валютного курса, реформирование производственного
сектора и обеспечение общей макроэкономической сбалансированности.
По мнению многих экспертов,
Казахстан уже преодолел наиболее болезненный после достижения финансовой
стабилизации пик структурных экономических преобразований и добился заметных
успехов, реализуя собственную стратегию и, тактику экономических реформ.
В Казахстане за годы
независимости полностью изменилась система экономических и социальных
отношений. Со времени начала в 1994 году глобальных экономических реформ в
значительной мере достигнута финансовая стабилизация, близится к завершению
приватизация всей государственной собственности, наметился подъем производства.
Проведение рациональной политики
государственных расходов обеспечивает снижение уровня дефицита бюджета.
В свою очередь, это позволило
установить прочный фундамент обеспечения финансовой стабилизации экономики:
созданы реальные предпосылки привлечения инвестиций, способствующие умеренному
экономическому росту, подъему и структурной перестройке национальной экономики
и улучшения на этой основе качества жизни населения.
Одним из основных разделов
правительственной программы по углублению реформ является реформирование
системы управления финансовыми ресурсами страны и ее адаптация к рыночным
условиям. В этой связи, в последние годы усилия правительства были направлены,
прежде всего, на рационализацию бюджетных расходов, укрепление финансовой
дисциплины, создание реального собственника и стимулирование привлечения
инвестиций в развитие экономики республики, совершенствование межбюджетных
отношений и формирование эффективного механизма управления государственным
внешним и внутренним долгом, укрепление и развитие рынка государственных ценных
бумаг и других инструментов рыночной инфраструктуры.
В последние годы из
республиканского бюджета выделялись значительные средства на поддержку
отечественных товаропроизводителей, санацию и реабилитацию государственных
предприятий, финансирование инвестиционных и социальных проектов, объектов
малого и среднего бизнеса
Вместе с тем, как и в других
странах с переходной экономикой, развитие бюджетной сферы за последние годы у
нас сдерживалось снижением уровня государственных доходов как следствие жесточайшего
кризиса и высокой инфляции в предыдущие годы, ухудшения финансового состояния и
финансовой дисциплины, прежде всего, на государственных предприятиях, слабого
налогового администрирования и сложностей с налогообложением растущего частного
сектора.
Основными приоритетами
государственной инвестиционной программы являются развитие социальной и
производственной инфраструктуры, а также активизация жилищного строительства.В.
перечень инвестиционных проектов входят проекты по реабилитации системы
образования, развитию дорожной сети, реконструкции ирригационных систем и
систем водоснабжения. Финансирование проектов предусматривается за счет средств
государственного бюджета, а также за счет средств, предоставляемых иностранными
донорами.
Казахстан имеет в настоящее
время достаточно совершенную законодательную и институциональную базу для
эффективного привлечения и использования иностранных инвестиций. Мы имеем
сегодня наиболее либеральный налоговый режим по сравнению с другими
государствами СНГ, ограниченное число налогов - их всего 11 против 45,
существующих в старом налоговом законодательстве. Немаловажное значение имеет и
то, что реформы в республике движутся вперед. По оценкам Всемирного Банка,
Казахстан является инициатором и лидером среди стран СНГ в проведении реформ.
В ближайшей перспективе
бюджетная политика нашего государства осуществляться на фоне достигнутой
экономической и финансовой стабилизации. Общее улучшение экономической,
социальной и инвестиционной ситуации благоприятно скажется на возможностях реализации
более эффективной бюджетной политики.
В качестве основ финансовой
стабилизации рассмотрим методы борьбы с инфляции и регулирование валютного
курса.
Деньги - важнейший элемент
рыночной системы хозяйства, и стабильность денежной системы государства -
непременное условие нормального функционирования всей национальной экономики.
Расстройство денежного обращения вызывает значительные темпы инфляции, подрыв
рыночных механизмов, экономики в целом. Поэтому основным методом борьбы с
инфляцией является регулирование денежного обращения Национальным банком
Республики Казахстан. [6, 85]
Значительное место в
государственном регулировании денежного обращения принадлежит Национальному
банку в силу его ключевого положения в национальной системе кредитно-денежных отношений.
Его возможности по контролю за приростом денежной массы значительны: косвенное
воздействие на денежную базу (сумму наличных денег, остатки на резервных счетах
коммерческих банков в Национальном банке) через предоставление своих ресурсов,
изменение нормы процента, проведение операций на открытом рынке,
рефинансирование, изменение уровня банковской ликвидности - непосредственный
путь к достижению желаемых результатов.
Экономическая и финансовая
стабилизация в республике связана с поиском стратегии и выработкой эффективной
денежно-кредитной политики в современных условиях, которая должна быть
направлена на ограничение и сдерживание денежной и кредитной эмиссии.
Проведение политики жесткой денежно-кредитной рестрикции связано с нарастанием
диспропорций в сфере производства и в сфере обращения, ростом цен и инфляции.
В этих условиях правительство и
Нацбанк выбрали основные направления своей политики на стабилизационный период:
снижение темпов падения производства и темпов инфляции, укрепление покупательной
способности национальной валюты и т.д. Указанные направления в основном
базируются па регулировании денег в обращении с помощью активной монетарной
политики, проводимой правительством и Нацбанком республики.
Возложенную на него функцию
контроля за денежным обращением Национальный банк может осуществлять в
нескольких формах.
Во-первых, только ему подчинена
денежная эмиссия. Здесь надо заметить, что для эффективного выполнения
Национальным банком своих задач необходимо исключить возможность любого давления
со стороны правительства либо других государственных структур для осуществления
своей политики или ведения других операций, так как подобное вмешательство
может вызвать бесконтрольное увеличение ликвидности банковской системы. Но,
естественно, мероприятия Национального банка РК проводятся по согласованию с
правительством и в рамках общей национальной политики.
Во-вторых, Национальный банк
осуществляет косвенный контроль над денежной массой через воздействие на
процентную ставку - норму минимальных обязательных резервов на счетах в
Национальном банке для коммерческих банков, который осуществляется
законодательно, с дифференциацией по видам депозитов и кредитных институтов.
Для понимания этой операции
необходимо остановиться подробнее на таком термине, как банковская ликвидность,
то есть способность превращаться в наличные деньги. Совокупная ликвидность
банковской системы обеспечивается Национальным банком путем обмена платежных
исков к нему самому на долгосрочные активы коммерческих банков (в реальной
практике в качестве залога). Таким образом, Национальный банк выступает в роли
"последнего кредитора в критической ситуации". Эта операция позволяет
коммерческим банкам-держателям неликвидов удовлетворять требования вкладчиков
на фонды.
Высокий уровень ликвидности при
низкой норме процента, прежде всего, расширяет спрос на кредиты и
государственные ценные бумаги со стороны частного сектора, а также стимулирует
рост расходов частных лиц на товары и услуги, вызывает повышение уровня
экономической активности, то есть оказывает давление на рост цен, уровень
ценовой инфляции. Поэтому увеличение нормы минимальных обязательных резервов
путь к уменьшению ликвидности банковской системы, ограничению кредитных
операций и, как конечный результат, вызывает сокращение темпов роста денежной
массы.
Для регулирования совокупной
ликвидности Национальный банк в соответствии с целями национальной политики,
кроме изменения нормы процентной ставки, прибегает к ряду других методов,
осуществляя прямое финансирование правительственных расходов, покупая ценные
бумаги, ведя операции на открытом рынке.
Надо, однако, заметить, что
реакция на подобные меры будет варьироваться в зависимости от соотношения
предложения и спроса на кредитные ресурсы на момент их реализации. Норма
процентной ставки также во многом зависит от общего развития производства,
конъюнктурного колебания цен, дефицита государственного бюджета и даже от
многих внешнеэкономических факторов. Поэтому подобные меры косвенного
воздействия дают ощутимые результаты лишь в долгосрочном плане.
В-третьих, это - сокращение
кредита, неизбежное в условиях высокого уровня притока капитала из-за границы.
Необходимо отметить, что долгосрочные сберегательные активы небанковских
структур тоже могут колебаться. Поэтому кредитная экспансия только частично
увеличивает количество денежной массы, а сокращение объемов предоставляемых
кредитов лишь частично ее уменьшает.
В условиях становления рыночных
отношений, слабости денежной и кредитно-финансовой системы Национальный банк РК
пользовался жесткими административными методами регулирования, и только в
настоящее время осуществил переход к косвенному регулированию, в том числе
через установление целевых ориентиров, т.е. таргетирование.
Таргетирование - установление
Национальным банком целевых ориентиров прироста денежной массы. Впервые опыт
таргетирования приобрел Бундесбанк - Центральный банк Германии - в 1974 году, и
с тех пор он ведет активные мероприятия в этой области. К настоящему времени
подобная практика распространилась на большинство экономически развитых стран.
В одних случаях таргетирование
сводится к чистой формальности, официальному прогнозу возможного развития
ситуации. В других случаях либо устанавливается твердая контрольная цифра
допустимого роста по одному или нескольким денежным агрегатам на определенный
период времени, либо применяется так называемая "вилка" -
устанавливаются верхний и нижний допустимый предел.
Использование "вилки" объясняется
рядом объективных причин, в том числе краткосрочным изменением конъюнктуры,
внешнеэкономическим воздействием, трудностями, связанными со статистическим
измерением денежной массы. Широкая "вилка" в 3% (которую применял,
например, тот же Бундесбанк в 1979 - 1983 и 1986 - 1988 годах) говорит об
увеличении степени неопределенности и снижении эффективности регулирования
денежной массы. Вместе с тем, устанавливая значительную разницу между верхним и
нижним пределами темпа роста денежной массы, Центральный банк сознательно
создает большие возможности реагирования на возникновение диспропорций, не
подрывая доверия к своей политике управления денежным обращением.
Отвечая на два основных
аргумента противников таргетирования, нужно отметить, что инфляционные процессы
обладают огромной инертностью. Очевидно потому, что, имея в стартовой позиции
значительные темпы обесценения денег, Центральные банки не могут при
установлении целевых ориентиров не учитывать "неизбежного" темпа
инфляции. Это, однако, вовсе не говорит о неэффективности таргетирования.
Одним махом проблему
стабилизации денежно-кредитной системы в целом и национальной валюты, в
частности, решить невозможно. Стабильность в указанной сфере связана с уровнем
экономического развития. Необходимо насытить внутренний рынок товарами и
услугами в самое ближайшее время, создать сильный экспортный потенциал, поддержать
платежеспособный спрос, осуществить налоговую реформу, реформу цен и оздоровить
бюджет. На все это нужно время. Поэтому введение может быть только поэтапным.
Причем, к каждому следующему этапу можно будет переходить, только получив
реальные экономические результаты от предыдущих.
Одной из составляющих монетарной
политики является определение допустимого уровня инфляции, не препятствующего
экономическому росту. Чрезмерно жесткая антиинфляционная политика в переходной
экономике с многочисленными структурными барьерами, делающими конкуренцию
несовершенной, вызывает ненужную напряженность в стране, приводит к росту
неплатежей, падению производства. Таким образом, есть все основания считать,
что сдерживание инфляции в пределах 10% не будет противоречить поставленным
целям, а именно достижению к 2007 году уровня ВВП 1990 года и дальнейшего 7% -ного
роста ВВП.
В связи с этим основной целью
денежно-кредитной политики будет поддержание годовой инфляции в пределах от 5
до 10%, что будет способствовать достижению экономикой страны максимальных
темпов экономического роста. Темпы роста годовой инфляции, выходящие за
указанные пределы, как показывает мировой опыт, снижают темпы реального роста
экономики.
Более высокие темпы инфляции
могут оказать негативное влияние на темпы реального уровня производства в силу
снижения эффективности выполнения национальной валютой функций масштаба цен и
средства накопления. Более низкие темпы инфляции оказывают угнетающее
воздействие на экономическую активность в результате снижения в экономике
избытка денежных ресурсов, необходимых для безболезненной структурной
перестройки экономики.
Достижение темпов среднегодовой
инфляции в пределах от 5 до 10% будет обеспечиваться регулированием уровня
денежной базы с использованием всех имеющихся у Нацбанка инструментов
денежно-кредитной политики. Но при этом экономическая политика Правительства
должна быть также ориентирована на такие уровни инфляции.
Валютная политика Казахстана
обеспечивает защиту денежной системы государства и экономики в целом от
негативных последствий резких колебаний обменного курса тенге. Объективно
определенный обменный курс национальной валюты является фундаментальной
основой, обеспечивающей макроэкономическую стабильность государства.
В связи с этим основным
приоритетом государства в сфере валютного регулирования стал выбор курсовой
политики, не допускающей переоценки курса национальной валюты и не оказывающей
негативного влияния на конкурентоспособность отечественного производства в
условиях постоянно меняющейся мировой конъюнктуры.
В области валютной политики
Национальный Банк Республики Казахстан сохраняет режим плавающего обменного
курса без определения какого-либо долговременного установленного коридора.
На валютном рынке Национальный
Банк Республики Казахстан занимает так называемую "пассивную позицию",
которая подразумевает сокращение присутствия Национального Банка Республики
Казахстан на валютном рынке. Действия Национального Банка Республики Казахстан
будут направлены только на ослабление последствий кратковременных и
спекулятивных колебаний валютного курса.
В целях своевременного принятия
мер по профилактике "перегрева экономики" Национальный Банк
Республики Казахстан отслеживает ситуацию по притоку иностранной валюты в
страну и в случае необходимости рассмотрит возможность принятия мер по снижению
возникающих рисков. Поскольку тенге не является широко используемой валютой
внешних расчетов, в настоящее время для Казахстана важной задачей является
поддержание внутреннего равновесия национальной валюты.
Поскольку лицензирование
является одним из административных барьеров при осуществлении финансовых и
торговых операций, в практике валютного регулирования стали применяться иные
методы воздействия на валютный рынок. Позитивные изменения в экономике
республики позволили говорить о том, что в настоящее время становится более
выгодным инвестировать капитал в Казахстан, нежели уводить его за пределы
республики. В этих условиях сохранение ограничений на вывоз капитала
резидентами могло вызвать дисбаланс потоков капитала в экономике и привести к
ряду негативных последствий. Например, при сохранении политики свободного
плавающего обменного курса возможное избыточное предложение иностранной валюты
будет оказывать давление на обменный курс в сторону его удорожания. Все эти
вопросы были проанализированы в Концепции либерализации
валютного режима в Республике Казахстан, одобренной постановлением правления
Национального банка Республики Казахстан от 11 сентября 2002 года № 369, на
основе которой правительством были приняты Программы либерализации валютного
режима в Республике Казахстан на 2003-2004 годы и на 2005-2007 год.
Основным концептуальным
положением принятого парламентом Казахстана нового закона "О валютном
регулировании и валютном контроле" является либерализация валютного режима
с 1 января 2007 года. Данный закон, как следует из его текста, которым
располагает предусматривает отмену режима лицензирования валютных операций с 1
января 2007 года с заменой ее на систему регистрации и уведомления о произведенных
валютных операциях. В целом принятый закон "О валютном регулировании и
валютном контроле" разработан в соответствии с программой либерализации
валютного режима в Казахстане, рассчитанной на 2005-2007 годы.
Процесс либерализации валютного
режима в Казахстане был разделен на три этапа в зависимости от поставленных
целей и приоритетов.
На первом временном этапе
либерализация была ориентирована на смягчение отдельных ограничений валютного
регулирования. Прежде всего это касается прямых инвестиций за рубеж, которые
считаются экономически оправданными, так как содействуют более эффективному
распределению финансовых ресурсов и расширению производственной базы. Кроме
того, этот процесс коснулся: портфельных инвестиций в ценные бумаги
нерезидентов, обладающих высокой степенью надежности и низким уровнем риска;
расчетов по экспорту нетрадиционных товаров с целью устранения чрезмерных
административных преград, связанных с требованиями валютного регулирования;
требований к открытию физическими лицами счетов за рубежом.
Таким образом, требования
валютного регулирования уже на первом этапе либерализации были смягчены в
отношении тех операций, которые способствуют большей эффективности
использования валютных средств, проводятся устойчивыми предприятиями и
финансовыми институтами и не способны существенно дестабилизировать ситуацию на
внутреннем валютном рынке.
Смягчение требований валютного
режима заключается в том, что предпочтительные капитальные операции и операции,
в отношении которых существуют альтернативные механизмы контроля, будут
последовательно переводиться из разряда тех, что подлежат лицензированию в
разряд операций, требующих регистрации (уведомления), либо не требующих
таковых.
Из других направлений
либерализации валютного режима можно выделить следующие:
упрощение процедуры и смягчение
требований к проведению отдельных операций текущего и капитального счета с
последующей их отменой. Отмена ограничений на проведение тех или иных операций
не должна иметь временный характер;
смягчение сначала требований в
отношении капитальных операций долгосрочного, а затем краткосрочного характера
(краткосрочные кредиты, инструменты денежного рынка, производные финансовые
инструменты);
расширение возможностей учета и
мониторинга, в особенности тех операций, которые пользуются особым режимом, т.е.
усилением полномочий Нацбанка РК по сбору информации для целей платежного
баланса, а также определения требований к ней. При этом должны быть приняты
меры по совершенствованию и упрощению системы статистического мониторинга,
которая не должна ограничивать экономическую свободу хозяйствующих субъектов.
Отказ от ограничений валютного
регулирования на отток капитала в виде краткосрочных вложений в ценные бумаги
нерезидентов предполагается осуществить только на последнем этапе либерализации.
Как было отмечено выше,
либерализация валютного режима проводится в настоящее время, что подтверждается
изменениями, внесенными в действующее валютное законодательство Казахстана.
В целом либерализация валютного
режима в Республике Казахстан будет проходить в три этапа. Программа 2-го этапа
была начата в 2005 году. При определении временных рамок этапов и перечня
приоритетных операций основными условиями дальнейшей либерализации валютного
режима будет достижение ранее поставленных целей, состояние платежного баланса
и ситуации на мировых товарных и финансовых рынках, что должно создать
необходимые предпосылки для перехода на следующий этап. Полностью либерализация
будет завершена к 01.01.2007 года.
В настоящее время финансовая
система Казахстана является по сравнению с другими странами СНГ наиболее
реформированной и развитой. Успешно функционирует система коллективного
гарантирования (страхования) депозитов физических лиц. Развиваются системы
ипотечного кредитования и вексельного рефинансирования. Ведется активная работа
по развитию почтово-сберегательной системы, завершается реализация программы
перехода банков второго уровня к международным стандартам деятельности.
Денежно - кредитная политика
Казахстана нацелена на приближение к мировым стандартам и либерализацию
валютного режима. Большое значение придается реформированию системы
государственного регулирования финансового рынка. [12,38]
В области развития банковского
сектора необходимо активизировать работу по внедрению в банках систем управления
рисками и совершенствованию методов текущего надзора, в том числе
консолидированного надзора.
Актуальным становится вопрос
создания кредитного бюро, основной деятельностью которого будет являться
формирование, ведение кредитных историй и предоставление кредитных отчетов.
В настоящее время Национальным
Банком подготовлены концептуальные положения развития финансового сектора
Республики Казахстан, которые определяют основные направления деятельности
участников финансового рынка на соответствие стандартам Евросоюза с 1 января
2007 года. В рамках данной концепции предполагается подготовка перехода к
принципам инфляционного таргетирования; дальнейшая либерализация валютного
режима; создание самостоятельного единого регулирующего органа по надзору за
финансовым рынком; совершенствование методов текущего надзора и внедрение
систем корпоративного управления и управления рисками в банках, страховых
организациях, накопительных пенсионных фондах; создание кредитного бюро;
развитие инфраструктуры страхового рынка и активизация деятельности его
профессиональных участников (страховых брокеров, актуариев и уполномоченных
аудиторов); совершенствование системы обязательного коллективного
гарантирования (страхования) вкладов физических лиц с учетом международных
стандартов; внедрение Национальной межбанковской системы платежных карточек;
развитие систем ипотечного кредитования и жилстройсбережений; дальнейшее
совершенствование нормативной правовой базы регулирования деятельности
накопительных пенсионных фондов.
К концу 2006 года ожидается
снижение инфляции до 4,5%, повышение уровня монетизации экономики до 27%,
снижение ставки рефинансирования до 5,5%, увеличение более чем в два раза по
сравнению с текущими объемами кредитов банков экономике и депозитов резидентов
в банковской системе.
Введение в 2002 году Налогового
кодекса явилось важным этапом развития казахстанского налогового
законодательства, который укрепил концептуальные основы налоговой системы,
сформированной в предыдущие годы, с одновременным повышением эффективности
правовых механизмов в налоговой сфере.
Также введен в действие
Таможенный кодекс Республики Казахстан, объединяющий и систематизирующий правовые
нормы, регулирующие общественные отношения в области таможенного дела,
максимально использующий международные нормы, позволяющие упростить и
одновременно повысить эффективность таможенных процедур.
Наряду с позитивными
результатами действия Налогового кодекса остается проблема совершенствования
налоговой системы в целях обеспечения условий для экономического роста страны и
улучшения инвестиционного климата.
Положения действующего
налогового законодательства не в полной мере способствуют выводу из неофициального
оборота доходов физических лиц, созданию оптимальных условий для вложения
инвестиций в воспроизводство и обновление основных средств.
Отсутствуют действенные
механизмы стимулирования инновационной деятельности, что в определенной степени
влияет на развитие наукоемких и высокотехнологичных производств.
Целью проводимой в республике
налоговой политики является дальнейшее поощрение инвестиций в экономику,
стимулирование инновационной активности, увеличение располагаемого дохода
населения для роста платежеспособного спроса. [12,40]
Пути решения налоговой политики:
установление регрессивной шкалы ставок по социальному налогу и более
либеральной шкалы ставок по индивидуальному подоходному налогу; снижение ставки
налога на добавленную стоимость; создание экономических условий для
стимулирования научной и инновационной деятельности, в том числе развития
производств с высокой долей добавленной стоимости; совершенствование
амортизационной политики, с целью стимулирования роста инвестиций;
совершенствование налогообложения нефтяных операций; развитие процессов
автоматизации налогового администрирования; совершенствование методологии и
норм администрирования специальных налоговых режимов в целях создания условий
для развития малого бизнеса и для сельхозпроизводителей.
Предусмотренные меры по
совершенствованию налоговой системы позволят реально снизить уровень
налогообложения, что стимулирует дальнейшее увеличение темпов экономического
роста.
Увеличение доходов
государственного бюджета будет происходить за счет расширения налогооблагаемой
базы благодаря созданию благоприятных условий для развития предпринимательства,
сокращению нелегального теневого оборота.
Осуществлен переход к принципам
среднесрочного бюджетного планирования. Введенные с 2002 года паспорта бюджетных
программ обеспечивают прозрачность расходования бюджетных денег и эффективность
проведения по ним бюджетного контроля.
Республиканская бюджетная
комиссия функционирует на постоянной основе, что позволяет на более
качественном уровне рассматривать предложения по формированию и уточнению
республиканского бюджета.
Совершенствование системы
межбюджетных отношений было направлено на достижение баланса интересов центра и
регионов, повышение заинтересованности нижестоящих уровней государственного
управления в экономическом развитии регионов и обеспечение стабильности
поступлений в местные бюджеты.
Однако существуют проблемы
отсутствия стабильности в среднесрочном периоде в системе межбюджетных
отношений и законодательно закрепленного распределения доходных и расходных
полномочий между областными и районными бюджетами.
Разработан проект Бюджетного
кодекса, который обеспечит переход на качественно новый уровень управления
государственными расходами, дальнейшую оптимизацию бюджетных потребностей,
поэтапный переход к нормативной оценке бюджетных расходов и развитие системы
межбюджетных отношений.
Целью бюджетной политики
является поддержание расходов на уровне, при котором будет обеспечиваться
выполнение в полном объеме государственных функций, повышение эффективности
государственных расходов, содействие поддержания устойчивых темпов
экономического роста, а также повышение благосостояния населения.
Пути решения бюджетной политики.
В 2003 году была разработана методика проведения оценки эффективности бюджетных
программ. Далее будет продолжена работа по приведению в соответствие норм
законодательных и нормативных актов нормам Бюджетного кодекса и осуществлена
разработка нормативных актов, направленных на реализацию Бюджетного кодекса.
Продолжится внедрение нормативного метода планирования расходов бюджета,
дальнейшее внедрение методов бюджетного программирования. [22]
Начиная с 2003 года
предусмотрено ежегодное формирование по скользящему принципу среднесрочной
фискальной политики Республики Казахстан, что поможет созданию основы при
разработке бюджетов центральными и местными органами государственного
управления, достижению прозрачности, ясности при планировании бюджетных
расходов. Внедрение в практику разработки среднесрочной фискальной политики
позволит повысить качество принимаемых решений о государственных расходах.
Будет продолжено
усовершенствование механизмов бюджетного кредитования, способствующее
эффективному использованию кредитных средств, повышению требований к
обеспечению исполнения обязательств по возврату кредитов, своевременному
погашению бюджетных кредитов, сокращению просроченной задолженности заемщиков
перед бюджетом.
Предусматривается создание
финансовых механизмов деятельности акимов аульных округов, сел (в т. ч.
создание их аппаратов). Будет разработан механизм обеспечения финансовыми
средствами сельского уровня, сначала путем определения аппарата сельского акима
администратором бюджетных программ, в перспективе - наделением собственным
бюджетом.
Будет продолжена работа по
совершенствованию управления активами Национального фонда.
Будут приняты меры по
установлению оптимального размера дефицита республиканского бюджета исходя из
уровня правительственного долга в процентном отношении к валовому внутреннему
продукту (ВВП).
Предусматривается: сокращение
доли внешних займов и увеличение доли внутренних займов в структуре и общем
объеме финансирования дефицита республиканского бюджета; проведение работы по
осуществлению рационального и эффективного правительственного заимствования в
пределах допустимых критериев экономической безопасности республики с учетом
достигнутого уровня стоимости правительственного заимствования и структуры
используемых финансовых инструментов, оптимизации консультационных,
административных и операционных расходов по инвестиционным проектам за счет
внешних займов. Будут приняты меры по совершенствованию законодательной базы по
государственным закупкам.
Принят новый Закон "Об
инвестициях", направленный на создание равных условий для иностранных и
отечественных инвесторов, совершенствование системы государственной поддержки
инвестиций, в том числе упрощение и обеспечение транспарентности процесса заключения
инвестиционных контрактов.
В качестве результатов
реализованных до настоящего времени мер в инвестиционной сфере следует
отметить: ежегодное увеличение объема инвестиций в основной капитал; присвоение
рейтинговым агентством "Moody's Investors Service" Казахстану
кредитного рейтинга Ваа3, относящегося к категории инвестиционных; упорядочение
системы планирования и осуществления государственных инвестиций; создание
государственных институтов развития.
Вместе с тем сохраняются
следующие проблемы в области инвестиционной политики: низкий уровень инвестиций
в обрабатывающие отрасли экономики; недостаточная эффективность институтов и
механизмов концентрации и перераспределения инвестиционных ресурсов в
приоритетные для обеспечения устойчивости развития страны отрасли экономики;
отсутствие целостной структурно - институциональной системы управления и
реализации инвестиционных проектов, которые осуществляются с участием
государственных финансовых ресурсов.
Цели инвестиционной политики:
Дальнейшее улучшение инвестиционного климата, достижение высокого уровня
привлечения инвестиций в экономику и эффективности их использования, увеличение
объемов инвестиций в приоритетные секторы экономики. [12]
Пути решения. Реализация
государственной инвестиционной политики в предстоящем периоде будет
осуществляться в соответствии со Стратегией индустриально - инновационного
развития Республики Казахстан до 2015 года, Государственной
агропродовольственной программой Республики Казахстан на 2003 - 2005 годы и
отраслевыми программами.
В целях увеличения объемов
притока отечественных и иностранных инвестиций в приоритетные виды деятельности
и создания эффективной системы мониторинга инвестиционных обязательств будут
осуществлены: разработка комплексной методологии по определению приоритетных
видов деятельности для оказания мер государственной поддержки частным
инвестициям; создание электронной базы данных по мониторингу контрактных
обязательств инвесторов.
В период до 2006 года будут
приняты активные меры, направленные на:
создание и развитие системы
страхования инвестиций;
создание и развитие частных
инвестиционных фондов;
совершенствование
инвестиционного законодательства.
Приоритетами бюджетных
инвестиций будут обеспечение эффективной реализации функций государственного
управления, развитие социального сектора, инфраструктуры, содействие развитию
аграрного сектора, развитие города Астаны. Большое внимание будет уделено
модернизации научной и научно - технической инфраструктуры.
Кроме того, в предстоящий период
будет создана целостная система планирования государственных инвестиций,
предусматривающая качественную разработку инвестиционных проектов в
соответствии с отраслевыми и региональными приоритетами развития экономики.
При изучении внешнеторговой
политики РК необходимо помнить, что до 1991 года развитие республики
осуществлялось в условиях централизованной системы планирования и глубокой
интеграции в рамках экономического пространства бывшего СССР. В советский
период была осуществлена индустриализация Казахстана и развитие экономики, но
республика специализировалась на поставках в другие республики СССР
топливно-энергетических ресурсов, зерна, сельхозпродукции, т.е. носила сырьевой
характер.
Вся внутренняя,
межреспубликанская и внешняя торговля регулировалась системой государственных
заказов. Экспортные лицензии и квоты распространялись почти на 200 наименований
товаров, экспорт стратегических товаров осуществлялся только через монопольные
внешнеэкономические структуры. Практически вся торговля со странами бывшего
СССР регулировалась двусторонними межправительственными соглашениями и
проводилась на клиринговой основе.
Становление внешнеэкономической
и внешнеторговой политики Казахстана связано с приобретением государственной
независимости и проведением экономических реформ. Самостоятельная
внешнеторговая политика - это необходимое условие вхождения республики в
мировое сообщество.
После провозглашения
независимости Казахстан встал на путь либерализации внешнеэкономической
деятельности. Был принят Указ Президента, имеющий силу закона, "Об
организации внешнеэкономической деятельности РК на период стабилизации
экономики и проведения экономических реформ" от 25 января 1992 г. Также
были приняты ряд документов, касающихся либерализации цен по различным видам
продукции.
Импорт РК 90 - гг. характеризовался
ростом ввоза товаров из России по причине девальвации российского рубля, в
связи с этим удешевлением российских товаров и падением конкурентоспособности
по цене соответствующих товаров казахстанского производства. Открытые границы в
рамках Таможенного союза способствовали проникновению российских товаров по
демпинговым ценам, причем особенно в приграничные с Россией районы. В свою
очередь снизился экспорт казахстанских товаров в РФ.
В связи со всеми вышеуказанными
причинами в январе 1999 г. Казахстан принял ряд антидемпинговых мер.
Правительствами РК и РФ был подписан Протокол "О временном запрете ввоза
товаров первой категории из РФ".
Позже был введен 200% таможенный
тариф на товары, ввозимые из Кыргызстана и Узбекистана.
Эти меры - шаги Казахстана в
сторону протекционизма во внешнеторговой политике. Они имели двоякий эффект: с
одной стороны, - должны были стимулировать и поднять заинтересованность
отечественных товаропроизводителей в производстве, и укрепить их позиции на
местном рынке; поставить заслон дешевым и некачественным товарам из стран СНГ;
с другой стороны, - резко возросла контрабанда, упали поступления в
государственный бюджет, снизилась конкуренция, уменьшился ассортимент товаров,
местные производители не всегда требовательны к качеству своих изделий.
Мировой финансовый кризис,
девальвация валют стран - торговых партнеров СНГ, наплыв импорта по демпинговым
ценам, падение цен экспорта - все это оказало влияние на принятие такого
решения. Кроме того, высокий курс тенге поддерживался НБК искусственно, на эти
цели тратились золото - валютные резервы РК.
Таким образом, эта мера
осуществлена в целях поддержки экспорто-ориентированных отраслей, ограничения
импорта, установления реального обменного курса, защиты отечественных
производителей.
На сегодняшний день Казахстан
имеет торговые связи с более чем со 120 странами мира. Основными торговыми
партнерами являются: Россия и страны СНГ, Турция, Германия, Китай, Голландия,
Швейцария, США, Корея и др.
Оценивая структуру экспорта и
импорта, можно заметить, что она остается традиционной. В ближайшие годы
республика будет выходить на внешние рынки с сырьевой продукцией: нефть, черные
и цветные металлы, сельскохозяйственная продукция. Обрабатывающая
промышленность сегодня, к сожалению, неконкурентоспособна, требуются огромные
деньги и время, чтобы провести реконструкцию и осуществить инвестиции в эти
отрасли, но это необходимо, если мы хотим занять достойное место в мировом
сообществе. В структуре импорта РК преобладает готовая продукция, машины, оборудование,
товары народного потребления.
В настоящее время направлениями
развития внешней торговли РК являются:
рационализация структуры
импорта;
проведение протекционистской
политики для стимулирования отечественных производителей;
стимулирование импорта современных
технологий и оборудования для обновления производства.
Со второй половины 1999 г.
произошло улучшение экономической ситуации в Казахстане и начался экономический
рост, который связан с грамотными действиями Правительства по регулированию
ВЭД, отпуском тенге в свободное плавание, ростом цен на мировых рынках сырья и
улучшением ситуации на мировых финансовых рынках.
В 1999 г. был принят ряд
законов, регулирующих торговый режим Казахстана: Постановление Правительства РК
"О программе привлечения прямых инвестиций в РК на период 1999-2000 гг."
от 1 июля 1999 г., Закон РК "Об антидемпинговых мерах" от 13 июля
1999 г., Закон РК "О карантине растений" от 11 февраля 1999 г., Закон
РК "О стандартизации" от 16 июля 1999 г., Закон РК " О
сертификации" от 16 июля 1999 г., Закон РК "О таможенном деле в РК"
от 16 июля 1999 г. Все эти меры привели к тому, что нормативно-правовая база
республики все больше и больше соответствует нормам и правилам, принятым в
мировом сообществе, что является, положительным аспектом внешнеэкономической
деятельности.
Для Казахстана 2000 год стал
самым удачным во всех отношениях, т.к все макроэкономические показатели
достигли высоких отметок. Экспорт в I квартале 2000 г. достиг 1 960 млн. долл.
США или 190,7% к I кварталу 1999 г и 97,5% к IV кварталу 1999 г. Импорт (с
учетом досчетов по неорганизованной торговле) составил 1 550 млн. долл. США,
или 112% к первому кварталу 1999 г. и 96,7% к IV кварталу 1999 г.
Основными итогами развития
внешней торговли стала либерализация внешнеэкономической деятельности и
приведение нормативной базы страны в соответствие с международным правом.
Постановлением Правительства
Республики Казахстан от 3 февраля 2004 года N 126 "О вопросах ведения
статистики внешней торговли Республики Казахстан" Агентству таможенного
контроля РК поручено с 1 января 2004 года осуществлять формирование статистики
внешней торговли Республики Казахстан в соответствии с международной
методологией и публикацию ежемесячных бюллетеней, экспресс-информации, а также
ежеквартальных и годовых бюллетеней таможенной статистики внешней торговли.
В области регулирования
внешнеторговой деятельности Казахстан прошел путь от жесткого контроля со
стороны государства до значительной либерализации внешней торговли.
В республике проведена
существенная либерализация внешней торговли:
отменено квотирование экспорта
товаров;
сокращен перечень лицензируемой
продукции;
отменены экспортные пошлины на
все товары за исключением пшеницы, нефти, газа и цветных металлов;
отменена практика предоставления
таможенных и налоговых льгот;
упразднен институт
спецэкспортеров, экспорта любых товаров;
образован ряд свободных
экономических зон;
разработана схема преференций
для слаборазвитых и развивающихся стран, которая предоставляет частичное или
полное освобождение от уплаты импортных таможенных пошлин продукции, завозимых
из этих стран;
совершенствуется система
технического, санитарного, фитосанитарного и иного контроля;
введена система независимой
предотгрузочной экспертизы импортных контрактов.
Для содействия развитию внешней
торговли и международных экономических связей в республике создана общественная
организация - Торгово-промышленная палата (ТПП) РК. Цель палаты - оказание
помощи государству в проведении экономической реформы, основная задача - защита
интересов отечественного предпринимательства. ТПП объединяет и обслуживает в
стране более 400 действительных членов акционерных обществ, фирм, корпораций,
компаний разных форм собственности. В компетенции палаты - информация,
экспертиза, поиски инвесторов, связи с деловым миром.
В организационную структуру
центрального аппарата ТПП входят 5 отделов: внешних связей, информации,
инвестирования, право-договорной службы и службы свободных платежных
поверенных.
При ТПП постоянно действует
арбитражная комиссия, рассматривающая споры и разногласия участников ВЭС. В
областных центрах республики функционируют 19 региональных ТПП Казахстана,
которые совместно с фирмой "Казахстан экспертиза" осуществляют
следующие экспертные услуги предприятиям республики, в соответствии с условиями
внешнеторговых сделок и международных договоров:
правовое обеспечение
внешнеэкономической деятельности;
рассмотрение в арбитражном суде
споров, возникших при осуществлении внешнеторговых и международных связей;
подготовка и проведение в
республике международных и национальных выставок, презентаций, семинаров,
симпозиумов;
предоставление информации о
международных и иностранных выставках в Казахстане и республиканских выставках
за рубежом;
экспертиза качества и количества
товаров, сырья и оборудования;
удостоверение свидетельств о
происхождении товара;
поиск партнеров для установления
прямых связей, создания СП;
включение казахстанских
предприятий, объединений и организаций, а также частных фирм в "Реестр
надежных партнеров";
предоставление услуг по письменному
и устному переводу;
организация обучения и
подготовки руководящих кадров и специалистов Казахстана за рубежом;
обеспечение
информационно-справочными материалами по внешнеэкономической деятельности;
ТПП совместно с Министерством
труда РК, Казахским государственным национальным университетом им. Аль-Фараби
организовал Национальный центр переподготовки кадров.
Развитию торгово-экономических
связей с ближним и дальним зарубежьем, экспорту товаров реально способствует
деятельность Казахстанского центра делового сотрудничества (КЦДС), созданного в
рамках программы ТАСИС. В границах его территории в г. Алматы указом Президента
РК создана свободная торговая зона "Атакент", задачами которой
являются:
формирование единого
торгово-экономического и экспозиционно-информационного комплекса международного
значения;
создание условий,
благоприятствующих налаживанию взаимовыгодного делового сотрудничества,
расширению промышленно-технологической кооперации и привлечению иностранных
инвестиций;
содействие расширению масштабов
и ускорению внешнеторговых операций, продвижению на внешний рынок широкого
спектра отечественной продукции;
развитие индустрии услуг,
включающей информационное, маркетинговое и иное сервисное обслуживание.
В процессе написания курсовой
работы были изучены труды мировых финансистов-классиков, а также
проанализированы нормативные и законодательные акты Республики Казахстан,
имеющие отношение к данной теме.
В результате были сформулированы
следующие выводы:
Финансовая система
обуславливается взаимодействием следующих элементов - подсистем:
1) совокупности финансовых
отношений;
2) совокупности фондов денежных
средств;
3) финансового аппарата
управления.
Ни одна из ее подсистем не может
существовать самостоятельно: финансы, с одной стороны, выражают часть
производственных отношений и поэтому выступают элементом системы этих
отношений, с другой - представляют систему, состоящую из взаимосвязанных
элементов, имеющих свои функциональные свойства.
От финансовой политики и
финансового механизма, как составных частей экономической политики и механизма,
зависит нормальное течение процесса расширенного воспроизводства. Правильно
сформулированная финансовая политика, четко налаженный, синхронно работающий
финансовый механизм способствуют социально-экономическому развитию общества.
Содержанием финансовой политики
государства является планомерная организация финансов с учетом действия
экономических законов и в соответствии с задачами развития общества. Финансовая
политика каждого этапа общественного развития имеет свои характерные черты,
решает различные задачи с учетом состояния экономики, назревших потребностей
материальной и социальной жизни общества и других факторов.
При всем разнообразии финансовой
политики в Казахстане ее содержание выражается в последовательном осуществлении
таких стадий:
1) разработка научно
обоснованной концепции развития финансов в стране на основе действия
экономических законов, изучения состояния экономики, перспектив
социально-экономического развития общества;
2) формулировка стратегических и
тактических мероприятий финансовой политики исходя из соответствующих целей и
задач экономической политики;
3) практическое воплощение
намеченных действий через финансовый механизм с его реконструкцией или
корректировкой в зависимости от радикальности экономических преобразований.
Финансовая политика - это
совокупность целенаправленных намерений и мероприятий, проводимых государством
в области финансов для осуществления своих функций и задач. Финансовая политика
является составной частью экономической политики. Как и экономическая политика
в целом, финансовая политика разрабатывается государством исходя из требований
экономических законов - сущностных, устойчиво повторяющихся, объективных связей
и взаимозависимостей явлений и процессов в экономической жизни общества.
В зависимости от длительности
периода и характера решаемых задач финансовая политика подразделяется на
финансовую стратегию и финансовую тактику.
Финансовая стратегия -
долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на перспективу и
предусматривающий решение крупномасштабных задач, определенных экономической и
социальной стратегией. В этот период прогнозируются основные тенденции развития
финансов, формируются концепции их использования, намечаются принципы
ограничения финансовых отношений (налоговая политика), решается вопрос о
необходимости концентрации финансовых ресурсов на тех направлениях экономики,
которые разработаны и приняты экономической политикой. Следовательно,
финансовая политика, как составная часть экономической политики, решает задачи
изыскания, концентрации и аккумуляции финансовых ресурсов и их распределения по
направления развития, которые вырабатываются экономической политикой.
Финансовая тактика - направлена
на решение задач конкретного этапа развития общества, путем своевременного
изменения способов организации финансовых связей, перегруппировки финансовых
ресурсов. При относительной стабильности финансовой стратегии финансовая тактика
должна быть более гибкой, так как она определяется подвижностью экономических
условий и социальных факторов.
Стратегия и тактика финансовой
политики взаимосвязаны. Стратегия создает благоприятные возможности для решения
тактических задач.
Сама по себе финансовая политика
не может быть плохой или хорошей. Она оценивается в соответствии с тем,
насколько она соответствует интересам общества (или определенной его части) и
насколько она способствует достижению поставленных целей и решению конкретных
задач.
Результативность финансовой
политики тем выше, чем больше она учитывает потребности общественного развития,
интересы всех слоев и групп общества, конкретно - исторические условия и
особенности жизни.
В заключение можно сказать, что
только при комплексном подходе к проблеме совершенствования финансового
механизма Казахстана можно добиться желаемых результатов, т.е. сформировать
современную социально ориентированную финансовую систему, исправно
функционирующую в условиях рыночных отношений.
1.
Закон Республики Казахстан от 24 декабря 1996 года № 54-1 “О валютном
регулировании"
2. Постановление
правления Национального банка "О концепции либерализации валютного режима
в Республике Казахстан" от 11 сентября 2002 года № 369
3.
Программа либерализации валютного режима в Республике Казахстан на
2003-2004 годы
4.
Программа либерализации валютного режима в Республике Казахстан на
2005-2007 год.
5.
Агентство Республики Казахстан по статистике, статистические данные,
Алматы 2005 г.
6.
О дальнейших мерах по реализации стратегии развития Казахстана до 2030
года, Алматы - 2004г.
7.
Ильясов К.К. Финансово-кредитные проблемы развития экономики Казахстана
/ Под ред. - Алматы: Бiлiм, 2002 - 240 с.
8.
Алимбаев А.А. Государственное регулирование экономики. - Алматы, 1999 г.
9.
Андрианов Б.В. Государственное регулирование и механизмы саморегуляции в
рыночной экономике. - Журнал "Экономист", 1996 г.
10.
Арыков Е.М. Экономическая политика в Казахстане: состояние и
перспективы. - Журнал "Финансы Казахстана", январь 1998г., с.37-41.
11.
Далембеков М. Новая концепция налогово-ценового регулирования "Об
обязательных налогах": комментарии к законодательству. // Сухбат.29 ноября
1994 г.
12.
Долан Э. Дж. др. Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика. -
С. - Пб., 1994.
13.
Дробозина Л.А. Финансы. Денежное обращение. Кредит. - М., 2000.
14.
Ильясов К.К. Финансово-кредитные проблемы развития экономики Казахстана
/Под ред. - Алматы: Бiлiм, 1995
- 240 с.
15.
Кучукова Н.К. Макроэкономические аспекты реформирования
финансово-кредитной системы Республики Казахстан в условиях перехода к рыночной
экономике. - Алматы: Гылым, 1994. - 439 с.
16.
Соколинский В.М. Государство и экономика. М.: Финансы и статистика, 1997
17.
Социально-экономическое развитие Казахстана // "Азия - Экономика и
жизнь", №2, 2003
18.
Финансы Родионова В.М., Вавилов Ю.Я., Гончаренко Л.И. и др.; Под ред.
Родионовой В.М. - М.: Финансы и статистика, 1995.
19.
Финансы, денежное обращение, кредит. /Под ред. Сенчалова В., Архипова А.
- М., 2000.
20.
Финансы / Под ред. проф. А.М. Ковалёвой. - М.: Финансы и статистика, 1998.
- 384стр.
21.
Финансы: Учебник для вузов / Под ред. проф. Л.А. Дробозиной. - М.:
ЮНИТИ, 2001. - 527 с.
22.
Экономика: Учеб. для экономич. академий, вузов и факультетов / Под ред.А.С.
Булатова. - М.: Бек, 1995. - 604 с.
23.
Экономика: Учебник. Под ред. дэн А.И. Архипова, дэн А.Н. Нестеренко, кэн
А.К. Большакова. М.: 1998г.
24.
Большаков С.В. Финансовая политика и финансовое регулирование экономики
переходного периода. // Финансы 1998 г. № 4.
25.
Общая теория финансов: Учебник /Л.А. Дробозина, Ю.Н. Константинова, Л.П.
Оукена и др.; Под ред. Л.А. Дробозиной. - М.: Банки и биржи. ЮНИТИ, 1995 г.
26.
Теория финансов: Учебное пособие /Н.Е. Заяц, М.К. Фисенко, Т.Е. Бондарь
и др. - 2е изд., стереотип. - Мн.: Выш. шк., 1998 г.
27.
Сейткасимов Г.С. Деньги, кредит, банки: Учебник /Под ред. проф. Ильясов
К.К. Финансово-кредитные проблемы развития экономики Казахстана /Под ред. -
Алматы: Бiлiм, 2002 - 240 с.
Страницы: 1, 2
|