Финансовая система государства: её структура, функции и современные проблемы
Финансовая система государства: её структура, функции и современные проблемы
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
"Финансовая система государства: её
структура, функции и современные проблемы"
Введение
Финансы как научное понятие обычно ассоциируются с теми
процессами, которые на поверхности общественной жизни проявляются в разнообразных
формах и обязательно сопровождаются движением (наличным или безналичным)
денежных средств. Идёт ли речь о распределении прибыли и формировании фондов
внутрихозяйственного назначения на предприятиях, или о перечислении налоговых
платежей в доходы государственного бюджета, или о внесении средств во
внебюджетные или благотворительные фонды – во всех этих и подобных им
финансовых операций происходит движение денежных средств.
Проблемы финансового оздоровления волнуют мировое
сообщество. Ведь то, что происходит в настоящее время в финансовой сфере
деятельности теснейшим образом связано с личным благополучием каждого. Размер
прибыли и налогов, отчислений на социальное страхование и пенсий, цена акций и
облигаций, формы инвестирования средств на производство и социальную сферу и
т.п. – такие вопросы обсуждаются сегодня не только в правительственных кругах,
они глубоко волнуют каждого из нас.
Совокупность различных сфер финансовых
отношений, существующих в стране называют финансовой системой. Значение финансовой
системы страны трудно переоценить, т. к. она включает в себя все
финансовые отношения в стране, кроме того, совокупность фондов денежных средств
и финансовый аппарат управления также являются её частями.
Сложность и многофакторность финансовой
системы определяют её звенья, к которым относятся финансы хозяйствующих
субъектов, финансы домашних хозяйств и
государственные финансы. Каждое звено финансовой системы выполняет свои
функции, но вместе они образуют единую финансовую систему страны.
Финансовая система является системой интеграционного типа,
характеризуется тесной связью входящих в нее элементов (подсистем) и тем, что
ни одна из ее подсистем не может существовать самостоятельно: финансы, с одной
стороны, выражают часть производственных отношений и поэтому выступают
элементом системы этих отношений, с другой – представляют систему, состоящую из
взаимосвязанных элементов, имеющих свои функциональные свойства. В финансах
можно назвать в качестве функциональных подсистем такие, как налоговая,
бюджетная, внешнеэкономическая, финансовых планов (прогнозов), законодательного
обеспечения финансового контроля и др. Помимо функционального критерия
классификации финансовой системы, применяется классификация по признаку
субъектов финансов (участвующих в финансовых отношениях), что позволяет
разграничить финансовую систему по звеньям.
Звенья, как соподчиненный ряд классификации, содержат
элементы высшего разряда: финансовые отношения, финансовые фонды, управляющий
аппарат. Такое свойство систематизации придает финансовой системе
интеграционный характер.
Место и роль отдельных составляющих финансовой системы
неодинаковы. Первичный (главный) элемент занимает ведущее место среди других
элементов системы, поскольку его роль во взаимосвязях элементов и звеньев
системы является определяющей. Таким элементом в финансовой системе выступают
общегосударственные финансы, представленные в первую очередь государственным
бюджетом.
Как было сказано Главой государства на VI Конгрессе
финансистов Казахстана «финансовый сектор – это наша гордость и конкурентное
преимущество, созданные совместными усилиями частного сектора и государства».
Несмотря на достигнутые результаты, отечественный
финансовый рынок характеризуется высокой степенью чувствительности и
эластичности на изменение как внешней, так и внутренней среды.
Актуальность темы дипломной работы обусловлена
краткосрочными и среднесрочными задачами в приоритетных направлениях развития
экономики Казахстана, которые выдвинул в своём Послании народу Казахстана
«Через кризис к обновлению и развитию» Н.А. Назарбаев 6 марта 2009 г.
Он отметил, что Правительство Казахстана разработало и последовательно
реализует комплексную систему антикризисных мер. Таким образом, Казахстан стал
одним из первых государств в мире, оперативно отреагировавших на нарастающую
турбулентность мировой экономики и приступивших к реализации опережающих мер
[1].
Цель данной дипломной работы – анализ структуры, функций и
современных проблем финансовой системы государства.
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
-
рассмотреть общую характеристику
финансовой системы государства,
-
проанализировать правовые основы
деятельности финансовой системы страны,
-
раскрыть методику преподавания основ
экономики в школе.
Теоретической и методической основой дипломной работы
послужили труды отечественных и зарубежных авторов финансистов по проблеме
развития финансовой системы государства.
Объектом исследования выступает финансовая система
Республики Казахстан.
Диплом состоит из введения, трёх глав, заключения и списка
использованных источников.
Понятие «финансовая система» охватывает совокупность отношений, на основе которых образуются и используются соответствующие фонды денежных средств, а также органов, организующих эти отношения. Иногда понятие употребляется в узком смысле, только как совокупность финансовых учреждений государства, что неточно. Термин «система» означает действие взаимосвязанных элементов – подсистем, которые классифицируются по разным критериям. В вышеприведенном определении термина заложена принципиальная модель классификации финансовой системы исходя из сущностной характеристики финансов, их места в общественно-экономических процессах. В соответствии с этим критерием финансовая система состоит из трех частей: 1) совокупности финансовых отношений; 2) совокупности фондов денежных средств; 3) финансового аппарата управления. Финансовая система является системой интеграционного типа, характеризуется тесной связью входящих в нее элементов (подсистем) и тем, что ни одна из ее подсистем не может существовать самостоятельно: финансы, с одной стороны, выражают часть производственных отношений и поэтому выступают элементом системы этих отношений, с другой – представляют систему, состоящую из взаимосвязанных элементов, имеющих свои функциональные свойства. В финансах можно назвать в качестве функциональных подсистем такие, как налоговая, бюджетная, внешнеэкономическая, финансовых планов (прогнозов), законодательного обеспечения финансового контроля и др. [2, 203].
В
основу построения финансовой системы положены следующие принципы:
1.
Сочетание централизма и демократизма в организации финансовой системы; это
проявляется в том, что при централизованном руководстве со стороны
государственных финансовых органов, одновременно большие права и
самостоятельность предоставляются местным финансовым органам и хозяйствующим
субъектам.
Данный
принцип предопределил систему двойного подчинения местных финансовых органов:
соответствующий местной администрации и вышестоящему финансовому органу.
Демократическое
начало в управлении отраслевыми финансами проявляется в закреплении за
хозорганами капитала (основных и оборотных фондов), предоставление им права
создавать денежные фонды различного целевого назначения и пользования ими.
Вышестоящие органы в пределах своих полномочий принимают решения о
перераспределении части средств, помещаемых в отраслевые фонды и резервы,
определяют порядок их целевого использования.
В
предпринимательском секторе финансовая самостоятельность выражена более полно:
его участники свободно распоряжаются финансовыми ресурсами после выполнения
обязательств перед государственной финансовой системой.
2.
Соблюдение национальных и региональных интересов. Требования этого принципа
призваны обеспечить национальное равноправие в финансовых отношениях, равно как
и социально приемлемый уровень развития регионов. Выражением его в построении
финансовой системы является соответствие структуры государственных финансовых
органов национально-государственному и административно-территориальному
устройству. Каждая область, район и город имеют соответствующий аппарат финансовых
органов. В низовых структурах могут отсутствовать специальные финансовые
органы, тогда их функции выполняет аппарат местного исполнительного органа.
3.
Принцип единства финансовой системы предопределяется единой финансовой
политикой, проводимой государством через центральные финансовые органы, едиными
целями, стоящими перед всеми финансовыми органами. Управление всеми звеньями
финансов базируется на единых основных законодательных и нормативных актах.
Единство финансовой системы заключается в общности главных источников
финансовых ресурсов, во взаимосвязи их движения, в перераспределении средств
между регионами, отраслями для оказания необходимой финансовой поддержки.
Принцип единства финансовой системы находит свое конкретное воплощение в
системе взаимоувязки финансовых планов и балансов, разрабатываемых на всех
уровнях управления экономикой.
4.
Принцип функционального назначения отдельных составных элементов финансовой
системы выражается в том, что каждое звено финансов решает свои задачи. Ему
соответствует особый финансовый аппарат. Организацию работы по формированию и
использованию ресурсов государственного бюджета осуществляет Министерство
финансов.
Целевые
задачи внебюджетных фондов определяются и решаются соответствующим аппаратом
или передаются в ведение определенного министерства или правительства.
Вертикальный
принцип управления национальным хозяйством обусловливает соответствующую
структуру финансового аппарата как на уровне высших органов (министерств,
ведомств, холдингов, ассоциаций, концернов, объединений), так и на низовом
уровне (фирмах, компаниях и т.д.). Кроме того, в организации финансового
аппарата отражаются особенности управления акционерными, совместными,
смешанными, кооперативными, а также общественными предприятиями и
организациями.
Финансовая
система характеризуется не только составом входящих в нее частей, но и потоками
финансовых ресурсов (финансовыми потоками), связывающими главных агентов
финансовых отношений. Такими агентами следует считать государственный бюджет,
предприятия и предпринимательские структуры, домашние хозяйства. Кроме того,
финансовые потоки связывают этих агентов с кредитной системой и с иностранными
государствами в лице их правительств, фирм, фондов, банков. В результате
возникает система взаимных финансовых связей и потоков, в упрощенном виде
изображенная на рисунке 1.
Рисунок
1 – Схема финансовых связей в экономике [2]
За каждой из указанной на схеме стрелок стоит множество разнообразных финансовых связей, потоков, отношений. Основываясь на общей схеме финансовых потоков между экономическими агентами, рассмотрим отдельные, наиболее представительные связи и финансовые отношения на разных уровнях. К ним относятся: «государство-предприятие» (ГП), «предприятие-государство» (ПГ), «государство-государство» (ГГ), «предприятие-население» (ПН), «население-государство» (НГ), «население-предприятие» (НП), «предприятие-предприятие» (ПП), «население-население» (НН), «государство-население» (ГН). Связь «государство-государство» характеризует перераспределение, переток денежных средств из одних каналов государственного бюджета в другие. Связь «предприятие-предприятие» отражает финансовые потоки между предприятиями, а связь «население-население» определяет движение денежных средств между отдельными группами населения. Финансовая система должна постоянно совершенствоваться. Главной задачей этого процесса является усиление ее воздействия на стабилизацию и последующее социально-экономическое развитие страны, обеспечение неуклонного роста валового национального продукта, финансовых ресурсов, укрепление коммерческого и хозяйственного расчета во всех звеньях общественного производства. Предстоит повысить действенность государственного управления финансами на основе усиления централизованных начал в сочетании с широким внедрением экономических методов руководства, самостоятельности хозяйствующих субъектов, местных органов власти в производственном и социальном развитии. Таким образом, состоянием финансов определяется положение дел в обществе, и поэтому программы стабилизации и развития должны предусматривать реализацию в первую очередь общеэкономических мер по повышению эффективности экономики. В ряду этих мер – совершенствование производственных отношений, социальная переориентация экономики, структурные преобразования национального хозяйства, ускорение научно-технического прогресса, активизация внешнеэкономической деятельности, решение проблемы насыщения потребительского рынка за счет внутреннего производства. В числе финансовых мероприятий необходима рационализация инвестиций, снижение затрат на содержание аппарата управления, ужесточение режима экономии на всех уровнях хозяйствования; в низовых звеньях экономики – ликвидация убыточности, развитие коммерческого расчета, индикативное регулирование финансовых взаимоотношений во всех звеньях финансовой системы.
1.2 Структура и особенности
формирования и развития финансовой системы Республики Казахстан
Главным звеном финансовой системы РК является
государственный бюджет – годовой план доходов государства и его расходов.
Сбалансированный государственный бюджет предполагает соответствие, равенство
его доходов и расходов и отвечает требованиям жить по средствам.
Бюджетная политика нашего государства осуществляться на
фоне достигнутой экономической и финансовой стабилизации. Общее улучшение
экономической, социальной и инвестиционной ситуации благоприятно сказывается на
возможностях реализации более эффективной бюджетной политики.
Доходная часть государственного бюджета формируется в
основном за счет налоговых поступлений и доходов, получаемых государством от
различной деятельности.
Расходная
часть государственного бюджета в странах с развитой рыночной экономикой
предполагает выделение средств на социальные нужды (не менее 50% всех
расходов), на поддержание обороноспособности страны (примерно 20%),
обслуживание государственного долга, на предоставление дотаций предприятиям
государственного сектора и развитие инфраструктуры. Структура расходной части
бюджета в определенной степени зависит от ориентации государственной политики.
Структура финансовой системы Республики Казахстан
представлена на рисунке 2.
Использование государственного бюджета в рыночной экономике
определяется целью создать наилучшие условия для функционирования рыночной
системы – это охрана института частной собственности, создание условий для
мобильности ресурсов, поддержание социальной стабильности общества,
формирование конкурентной среды, направляющей производство на потребности
покупателей. В последнее время особенно четко обозначились усилия правительств
на поддержание высокого конкурентоспособного потенциала общества на мировом
рынке.
Определенное участие в управлении государственными
финансами принимает Национальный банк Республики Казахстан в соответствии со
спецификой своих функций.
Национальный банк Республики Казахстан как непосредственно,
так и опосредованно влияет на финансовые отношения при проведении
денежно-кредитной политики, регулировании денежного обращения, управлении
кредитными ресурсами; банк участвует совместно с Министерством финансов в
валютно-финансовых отношениях государства, внешнем взаимствовании денежных
средств для финансирования потребностей экономики. Поэтому эффективность
управляющего воздействия Национального банка сказывается на состоянии
государственных финансов и финансов хозяйствующих объектов при проведении
единой финансово-кредитной политики государства [5, 203].
Компетенция Правительства Республики Казахстан в
управлении финансами определяется его статусом как органа исполнительной власти
и включает:
1) разработку основных направлений социально-экономической
политики, стратегических и тактических мер по ее осуществлению;
2) разработку государственных социально-экономических и
научно-технических программ, индикативных планов;
3) разработку и исполнение республиканского бюджета;
4) разработку и осуществление мер по укреплению финансовой
системы страны, обеспечение контроля за соблюдением законности при образовании
и использовании государственных финансовых, валютных и материальных ресурсов;
5) осуществление структурной и инвестиционной политики;
6) организацию управления государственной собственностью;
7) решение вопросов социально-экономического развития
регионов;
8) разработку мер по реализации внешнеэкономической
политики, сотрудничеству с другими государствами и взаимодействию с
международными финансовыми организациями;
9) осуществление иных полномочий в соответствии со
статусом, определенным Конституцией страны.
Общегосударственные финансы управляются Министерством
финансов.
Аппарат финансовой системы проводит свою деятельность в
соответствии с Конституцией Республики Казахстан, с действующим
законодательством, распоряжениями Правительства республики, решениями местных
представительных и исполнительных органов, приказами, инструкциями и указаниями
Министерства финансов и налоговых органов.
Предупреждение, выявление, привлечение и расследование
правонарушений в сфере экономической и финансовой деятельности призвана
обеспечить финансовая полиция – как правоохранительная структура, включающая
центральное Агентство и территориальные органы. В целом их задачи состоят в
обеспечении экономической безопасности Республики Казахстан, в том числе
расследование правонарушений, связанных с уклонением от уплаты налогов,
таможенных сборов и других обязательных платежей в бюджет, легализацией
(отмыванием) денежных средств или иного имущества, добытых незаконным путем.
Органы финансовой полиции осуществляют
оперативно-розыскную деятельность в отношении лиц, совершивших правонарушения в
сфере экономической и финансовой деятельности или подозреваемых в их
совершении, принимают меры к возмещению нанесенного государству ущерба. В их
задачи входит также совершенствование форм и методов борьбы с экономической и
финансовой преступностью, координация и проведение с финансовыми, налоговыми и
таможенными органами профилактических мероприятий по вопросам своей
компетенции, обеспечение безопасности деятельности финансовых, налоговых и
таможенных органов, разработка правовых, организационных и экономических
механизмов реализации своей деятельности.
Органы финансовой полиции взаимодействуют с компетентными
органами зарубежных государств по вопросам предупреждения, выявления и
пресечения правонарушений в сфере экономической и финансовой деятельности,
участвуют в аналогичной деятельности международных организаций.
Задачами таможенных органов являются защита экономических
интересов и экономической безопасности страны (таможенный и валютный контроль,
борьба с контрабандой и преступлениями в сфере таможенного дела, нарушениями
таможенных правил и налогового законодательства, а в части финансов – взимание
таможенных платежей и налогов, штрафов, конфискации товаров и транспортных
средств [5, 211].
Таким образом, общегосударственные финансы Казахстана
представлены государственным бюджетом, внебюджетными фондами, государственным
кредитом и фондами страхования. Самую большую роль в общегосударственных
финансах играет государственный бюджет.
Рассмотрим более подробно показатели
финансового сектора на современном этапе (таблица 1).
Таблица 1. Основные показатели финансовой
системы Республики Казахстан по состоянию на 1 марта 2009 года, млрд. тенге
Наименование
|
Банковский сектор
|
Накопитель-ные пенсионные фонды
|
Страховой сектор
|
Небанковские организации
|
Совокупные активы
|
13 373,2
|
69,1
|
293,9
|
212,7
|
Совокупные обязательства
|
11 993,7
|
12,9
|
123,7
|
164,0
|
Собственный капитал
|
1 379,5
|
59,2
|
170,2
|
48,7
|
Банковская система – наиболее динамично
развивающийся сектор экономики Казахстана. По уровню проникновения в экономику
(около 90% ВВП) сопоставима с показателями стран Евросоюза. Основные
качественные показатели (достаточность капитала и ликвидность) в целом по
банковской системе, с учетом ситуации на международных рынках капитала,
достаточны [6]. По состоянию на 1 марта 2009 года банковский сектор Республики
Казахстан представлен 37 банками второго уровня.
Совокупные активы банков по состоянию на
1 марта 2009 года составили 13 373,2 млрд. тенге, увеличившись за месяц на 1 450,6
млрд. тенге или 12,2%. Значительное увеличение активов обусловлено переоценкой
активов номинированных в иностранной валюте, вследствие девальвации тенге в
феврале 2009 г. По состоянию на 1 марта 2009 года, активы номинированные в
иностранной валюте составили 60,4% от совокупных активов.
На 1 марта 2009 года совокупный расчетный
собственный капитал банковского сектора составил 1 935,0 млрд. тенге,
уменьшившись за месяц на 4,5 млрд. тенге или 0,2%.
Ссудный портфель банков (с учетом
межбанковских займов) по состоянию на 1 марта 2009 года составил 10 243,7 млрд.
тенге, увеличившись за февраль на 1 126,7 млрд. тенге или на 12,4%. При этом,
займы нерезидентам РК на 1 марта текущего года составили 1 887,6 млрд. тенге
или 18,4% от ссудного портфеля (на 1 марта 2008 г. данный показатель
составлял 1 424,1 млрд. тенге или 16,1%). По состоянию на 1 марта 2009 года,
займы выданные в иностранной валюте составили 58,8% от совокупного судного
портфеля.
В структуре кредитного портфеля банков по
состоянию на 1 марта 2009 года доля стандартных кредитов составила 37,6%,
сомнительных – 55,2%, безнадежных – 7,2%. (По состоянию на 1 марта 2008 года
доля стандартных кредитов составляла 41,9%, сомнительных – 56,2%, безнадежных –
1,9%). Сумма кредитов, относящихся к сомнительным займам 5 категории и
безнадежным (с учетом провизий по однородным кредитам) 1 составила 1 234,4 млрд.
тенге или 12,1% от совокупного ссудного портфеля (на 1 марта 2008 г. –
354,5 млрд. тенге или 4,0%). 3
Займы, по которым имеется просроченная
задолженность по платежам свыше 90 дней на 1 марта текущего года составили
656,4 млрд. тенге или 6,4% от ссудного портфеля банков (на 1.01.2009 г. –
476,3 млрд. тенге или 5,2%).
Объем провизий по займам по состоянию на
01 марта 2009 г. составил 1 499,5 млрд. тенге или 14,6% от кредитного
портфеля, за отчетный месяц, увеличившись на 413,9 млрд. тенге или 38,1%.
Провизии увеличились, в связи с доформированием провизий против займов выданных
в иностранной валюте (переоценка в связи девальвацией тенге в феврале 2009
года), а также значительным доформированием провизий одним банком, по итогам
проведения инспекторской проверки.
Рисунок 3. Динамика кредитного портфеля
банков с 01.01.08 по 01.03.09
Общая сумма депозитов от юридических и
физических лиц (за исключением банков и международных финансовых организаций)
по состоянию на 1 марта 2009 года составила 8 137,6 млрд. тенге, увеличившись
за месяц на 1 202,4 млрд. тенге или на 17,3%. Сумма вкладов юридических лиц
(без учета вкладов дочерних организаций специального назначения) составила 3
795,7 млрд. тенге (46,6% от общей суммы вкладов), увеличившись за февраль на
602,3 млрд. тенге (18,9%). Вклады дочерних организаций специального назначения
составили 2 718,0 млрд. тенге, увеличившись за месяц на 482,6 млрд. тенге или
на 21,6%, в связи с переоценкой вследствие девальвации тенге в феврале 2009
года. Сумма вкладов физических лиц составила 1 623,9 млрд. тенге (20,0% от
общей суммы вкладов), увеличившись за февраль 2009 года на 117,5 млрд. тенге
(7,8%). По состоянию на 1 марта 2009 года, вклады, номинированные в иностранной
валюте, составили 54,3% от совокупных вкладов клиентов (без учета вкладов
дочерних организаций специального назначения).
Таблица 2. Обязательства перед
нерезидентами БВУ РК по срокам платежа, оставшимся до погашения по состоянию на
1 марта 2009 года. млрд. тенге
Наименование
|
Сумма
|
до
востребования
|
73,3
|
до
1 месяца
|
227,5
|
от
1 до 3 месяцев
|
296,3
|
от
3 месяцев до б месяцев
|
223.5
|
от
б месяцев до 1 года
|
603,9
|
от
1 года до 2 дет
|
721,8
|
от
2 до 3 лет
|
623,7
|
от
3 до 5 лет
|
712,5
|
Свыше
5 лет
|
1
954,8
|
Нефинансовые
обязательства
|
34,6
|
Обязательства
перед нерезидентами
|
5
471,7
|
Совокупная сумма доходов банков второго
уровня на 1 марта 2009 года составила 1 305,0 млрд. тенге, что больше
аналогичного показателя прошлого года в 3,2 раза. Сумма расходов – 1 568,7
млрд. тенге (без учета подоходного налога составившего на отчетную дату 1,7
млрд. тенге) что больше аналогичного показателя прошлого года в 4,2 раза.
Чистый убыток банков на 1 марта 2009 года составил 265,4 млрд. тенге, при этом
чистый доход на 1 марта 2008 года составил 26,5 млрд. тенге.
За нарушение банковского законодательства
в феврале 2009 года банкам было вынесено 2 письменных предупреждения, 3
письма-обязательства, 17 письменных предписаний.
По состоянию на 1 марта 2009 года в
процессе принудительной ликвидации по решению суда находятся 5 банков (АО «Валют-Транзит
Банк», АО «Наурыз Банк Казахстан», ОАО «Бизнесбанк», ОАО «Казпочтабанк»,
ОАО «Комирбанк»).
В феврале 2009 года по вопросам
регулирования деятельности банков второго уровня и банковских конгломератов
Правлением Агентства было принято ряд постановлений:
– О внесении дополнений и изменений
в постановление Правления Агентства Республики Казахстан по регулированию и
надзору финансового рынка и финансовых организаций от 23 февраля 2007 года №49
«Об утверждении Правил ведения документации по кредитованию»;
– О внесении изменений и дополнений
в постановление Правления Агентства Республики Казахстан по регулированию и
надзору финансового рынка и финансовых организаций от 26 марта 2005 года №98
«Об утверждении Инструкции о требованиях к представлению временной
администрацией (временным администратором) банка, страховой (перестраховочной)
организации и накопительного пенсионного фонда отчетности и иной информации»;
– О внесении изменений и дополнений
в постановление Правления Агентства Республики Казахстан по регулированию и
надзору финансового рынка и финансовых организаций от 9 января 2006 года №6 «Об
утверждении Правил назначения и деятельности временной администрации
(временного администратора) банка, страховой (перестраховочной) организации и
накопительного пенсионного фонда»;
– О внесении изменений и дополнений
в постановление Правления Агентства Республики Казахстан по регулированию и
надзору финансового рынка и финансовых организаций от 30 сентября 2005 года №358
«Об утверждении Инструкции о нормативных значениях и методике расчетов
пруденциальных нормативов для банков второго уровня»;
– О внесении дополнения в
постановление Правления Национального Банка Республики Казахстан от 26 февраля
2000 года №70 «О минимальном размере резервного капитала банков второго
уровня»;
– О внесении дополнения в
постановление Правления Агентства 25 января 2008 года №7 «Об утверждении Правил
выдачи, отказа в выдаче и отзыва согласия на приобретение статуса крупного
участника банка, банковского холдинга, крупного участника страховой
(перестраховочной) организации, крупного участника открытого накопительного
пенсионного фонда»;
– О внесении изменений и дополнений
в постановление Правления Агентства Республики Казахстан по регулированию и
надзору финансового рынка и финансовых организаций от 17 июня 2006 года №136
«Об утверждении Правил отчётности о выполнении пруденциальных нормативов
банками второго уровня».
Основные показатели страхового сектора
Рисунок 4
На 1 марта 2009 года в соответствии с
выданными Агентством лицензиями на финансовом рынке республики действует 44
страховые (перестраховочные) организации, при этом лицензии на осуществление
деятельности по страхованию жизни имеют 8 организаций, по обязательному
страхованию ГПО владельцев транспортных средств – 30 организаций. Также на
рынке страховых услуг осуществляют деятельность 12 страховых брокеров и 63
актуарий.
За два месяца 2009 года совокупные активы
страховых организаций увеличились на 9,3%, составив на 1 марта 2009 года 293,91
млрд. тенге. Совокупный собственный капитал увеличился на 2,6% и составил 170,2
млрд. тенге. Сумма резервов оставила 103,9 млрд. тенге.
Объем страховых премий, принятых по
договорам прямого страхования по состоянию на 1 марта 2009 года составил 17,9
млрд. тенге, что на 51,0% меньше аналогичного показателя 2008 года. В том числе
объем страховых премий по обязательному страхованию увеличился на 2,4% и
составил 4,3 млрд. тенге, по добровольному личному страхованию страховые премии
составили 3,5 млрд. тенге (уменьшение на 23,9%), по добровольному
имущественному страхованию – 10,1 млрд. тенге (уменьшение на 63,5%).
Объем страховых премий по отрасли
«страхование жизни» на 01 марта 2009 года составил 1,1 млрд. тенге (увеличение
на 37,5%), а доля страхования жизни в совокупных страховых премиях составила 6,1%
(на 1 марта 2008 года составляла 2,2%).
По состоянию на 1 марта 2009 года сумма
страховых премий, переданных весование, составила 12,1 млрд. тенге или 67,6% от
общего объема страховых премий, при этом на перестрахование нерезидентам
передано 58,1% от общего объема страховых премий (на 01 марта 2008 г. доля
страховых премий, переданных на перестрахование нерезидентам, составляла 40,5%).
Объем страховых выплат, произведенных по
договорам прямого страхования за два месяца 2009 года составил 3,4 млрд. тенге,
что меньше показателя предыдущего года на 50,0%. В том числе, по обязательному
страхованию объем страховых выплат составил 1,3 млрд. тенге (увеличение на 8,3%),
по добровольному личному страхованию – 1,0 млрд. тенге (уменьшение на 9,1%) и
по добровольному имущественному страхованию – 1,0 млрд. тенге (уменьшение на
77,8%).
В настоящее время в системе
гарантирования страховых выплат участвуют 33 страховые (перестраховочные)
организации.
В феврале 2009 года в целях устранения
нарушений законодательства, регулирующего деятельность страхового рынка,
Агентством в адрес страховых организаций было направлено 1 письменное
предписание, 2 письменных обязательства и 2 письменных соглашения.
По состоянию на 1 марта 2009 года в
процессе принудительной ликвидации находятся 1 страховая (перестраховочная)
организация (АО «СК «Валют-Транзит Полис).
Также в феврале 2009 года, правлением
Агентства приняты постановления:
– «О признании утратившим силу ранее
выданного согласия Акционерному обществу «Полиграфия» на приобретение статуса
крупного участника Акционерного общества «Страховая компания «САЯ»;
– «О внесении изменения в
постановление Правления Агентства Республики Казахстан по регулированию и
надзору финансового рынка и финансовых организаций от 12 января 2009 года №1 «О
лишении лицензии на право осуществления страховой деятельности, выданной
Акционерному обществу «Компания по страхованию жизни «Валют-Транзит Life»».
По состоянию на 1 марта 2009 года в
республике функционируют 14 накопительных пенсионных фондов, которые имеют 75
филиалов и 48 представительств в регионах республики.
Лицензии на инвестиционное управление
пенсионными активами имеют 13 юридических лиц, из них 9 фондов имеют лицензии
на самостоятельное управление пенсионными активами. В феврале 2009 года
лицензии на самостоятельное управление пенсионными активами накопительным
пенсионным фондам не выдавались.
Количество индивидуальных пенсионных
счетов (далее – счет) вкладчиков (получателей) по обязательным пенсионным
взносам по состоянию на 1 марта 2009 года составило 9 645 427 с общей суммой
пенсионных накоплений 1 494,7 млрд. тенге. За февраль 2009 года количество
счетов вкладчиков, перечисляющих обязательные пенсионные взносы, увеличилось на
34 568 (0,4%), пенсионные накопления, в свою очередь, увеличились на 60,6 млрд.
тенге (4,2%).
Количество счетов вкладчиков
(получателей) по добровольным пенсионным взносам по состоянию на 1 марта 2009
года составило 41 081 с общей суммой пенсионных накоплений 913,2 млн. тенге. За
февраль 2009 года количество счетов вкладчиков, перечисляющих добровольные
пенсионные взносы, уменьшилось на 657 (-1,6%), пенсионные накопления, также
уменьшились на 13,1 млн. тенге (1,4%).
Количество счетов вкладчиков
(получателей) по добровольным профессиональным пенсионным взносам, увеличившись
за февраль 2009 года на 15 (0,4%), пенсионные накопления, в свою очередь на 0,9
млн. тенге (1,5%) по состоянию на 1 марта 2009 года составило 4 044 счета с
общей суммой пенсионных накоплений 63,1 млн. тенге.
Общая сумма пенсионных накоплений
вкладчиков (получателей), увеличившись за февраль 2009 года на 60,7 млрд. тенге
(4,2%), составили на 1 марта 2009 года 1 499,8 млрд. тенге. С начала текущего
года прирост пенсионных накоплений составил 79,3 млрд. тенге (5,6%), что на
37,6 млрд. тенге (90,2%) больше прироста пенсионных накоплений, сложившегося за
аналогичный период прошлого года. Общее поступление пенсионных взносов,
увеличившись за февраль 2009 года на 22,7 млрд. тенге (1,9%), составило на 1
марта 2009 года 1 228,0 млрд. тенге.
Сумма «чистого» инвестиционного дохода от
инвестирования пенсионных активов (за минусом комиссионных вознаграждений),
распределенная на индивидуальные пенсионные счета вкладчиков (получателей),
увеличившись за февраль 2009 года на 43,1 млрд. тенге (14,0%), по состоянию на
1 марта 2009 года составила 351,8 млрд. тенге.
В общей сумме пенсионных накоплений
вкладчиков (получателей) доля «чистого» инвестиционного дохода на 1 марта 2009
года составила 23,5%, за февраль 2009 года доля сократилась на 2,01 процентных
пункта.
Пенсионные выплаты и переводы в страховые
организации из накопительных пенсионных фондов по состоянию на 1 марта 2009
года составили 100,9 млрд. тенге. В феврале 2009 года фондами осуществлены
пенсионные выплаты получателям на общую сумму 4,8 млрд. тенге (5%).
Динамика изменения пенсионных взносов,
«чистого» инвестиционного дохода и пенсионных накоплений
Рисунок 5
Переводы пенсионных накоплений вкладчиков
(получателей) из одного фонда в другой, увеличившись за февраль 2009 года на
11,9 млрд. тенге (3,6%), по состоянию на 1 марта 2009 года составили 345,0
млрд. тенге.
По состоянию на 1 марта 2009 года
средневзвешенные коэффициенты номинального дохода по пенсионным активам
накопительных пенсионных фондов составили:
– за 5 летний период (февраль 2004
года – февраль 2009 года) – 41,1% (накопленный уровень инфляции за аналогичный
период – 61,9%). Скорректированный средневзвешенный коэффициент номинального
дохода – 35,6%;
– за 3-х летний период (февраль 2006
года – февраль 2009 года) – 23,2% (накопленный уровень инфляции за аналогичный
период – 39,3%);
– за 12 месяцев (февраль 2008 года –
февраль 2009 года) – 1,7%) (уровень инфляции за аналогичный период – 8,7%).
В феврале 2009 года за невыполнение
отдельных норм действующего законодательства РК накопительным пенсионным фондам
было направлено 1 письменное предписание, 2 письма-обязательства и заключено 1
письменное соглашение.
По состоянию на 1 марта 2009 года в
процессе принудительной ликвидации по решению суда находится 1 накопительный
пенсионный фонд (АО «НП «Валют – Транзит Фонд»).
На современном этапе развития казахстанской экономики,
финансовый сектор страны перешел на качественно новый уровень своего развития.
Большая часть реформ, направленных на создание основы для его успешного
функционирования в перспективе, уже осуществлена.
Финансовая система Казахстана на сегодняшний день
является, по сравнению с другими странами СНГ, наиболее реформированной и
опережает страны постсоветского пространства по уровню развития финансового
сектора на несколько лет. Она признана одной из самых прогрессивных, и это
подтверждают ведущие международные эксперты.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|