Финансовая система государства: её структура, функции и современные проблемы
Так, 27 июня 2007 года утверждена
постановлением Правительства Программа повышения инвестиционной культуры и
финансовой грамотности населения.
В настоящее время разработан и находится
на согласовании план мероприятий по развитию фондового рынка и повышения
инвестиционной активности населения на фондовом рынке на 2007–2009 годы,
приложением к которому является перечень организаций с государственным
участием, ценные бумаги которых предполагается реализовать через фондовый
рынок.
Также следует отметить, что идет работа
по разработке Государственной Программы «30 корпоративных лидеров Казахстана»,
которая определит основные подходы и механизмы реализации прорывных проектов,
направленных на диверсификацию экономики, четко обозначит ответственность
государства и приоритетность мер государственной поддержки субъектов – участников
реализации проектов, что в конечном результате позволит Казахстану войти в
число 50 наиболее конкурентоспособных стран мира.
Со дня принятия Стратегии 2030 прошло
десять лет, а это – треть пройденного пути, но уже сегодня можно с уверенностью
сказать, что системность подхода Правительства Республики Казахстан к
постановке среднесрочных и долгосрочных задач, направленных на реализацию
Стратегии «Казахстан-2030» и достижения Казахстана в экономике подтвердили
правильность и обоснованность выбранных стратегических приоритетов.
На современном этапе развития казахстанской экономики,
финансовый сектор страны перешел на качественно новый уровень своего развития.
Большая часть реформ, направленных на создание основы для его успешного
функционирования в перспективе, уже осуществлена.
Финансовая система Казахстана на сегодняшний день
является, по сравнению с другими странами СНГ, наиболее реформированной и
опережает страны постсоветского пространства по уровню развития финансового
сектора на несколько лет. Она признана одной из самых прогрессивных, и это
подтверждают ведущие международные эксперты.
Осуществление государственных регулирующих и надзорных
функций за финансовым сектором закреплено за следующими государственными
органами: Правительством, Национальным Банком Республики Казахстан и Агентством
по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций в рамках
законодательно закрепленных за ними функций и полномочий.
Составной частью политики Республики Казахстан в сфере
регулирования и надзора национального финансового рынка были приоритеты
создания новой системы государственного регулирования деятельности финансовых
институтов, предусматривающей, с учётом положительной международной практики по
этому вопросу, объединение всех надзорных и регуляторных функций в рамках
одного специализированного органа.
В связи с этим в конце 90-х годов в республике начали
формироваться элементы новой системы государственного регулирования деятельности
финансовых институтов, на основе практики и общей методологической базы
надзора, сформированной Национальным Банком Республики Казахстан. В течение
нескольких лет Национальному Банку были переданы функции и полномочия
Департамента страхового надзора Министерства финансов Республики Казахстан по
надзору страхового рынка (1998 г.), Национальной комиссии Республики
Казахстан по ценным бумагам – по регулированию рынка ценных бумаг (2001 г.),
Комитета по регулированию деятельности накопительных пенсионных фондов
Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан – по
регулированию деятельности накопительных пенсионных фондов (2002 г.).
В 2003 году Национальный Банк Республики занимал ключевую
позицию в регулировании финансового рынка страны. Такая концентрация
регуляторных и надзорных функций в центральном банке страны была промежуточным
шагом к созданию самостоятельного государственного органа надзора, путем его
выделения из Национального Банка Республики Казахстан.
Основной целью реформы государственного регулирования и
надзора финансового рынка и финансовых организаций являлось создание
эффективной и независимой системы консолидированного надзора, в целях повышения
уровня защиты интересов потребителей финансовых услуг и развития стабильной
инфраструктуры отечественного финансового рынка.
Важным фактором развития финансового сектора страны стало
начало деятельности с 1 января 2004 года Агентства Республики Казахстан по
регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций (АФН РК),
которому были переданы соответствующие функции и полномочия от Национального
Банка.
Законом Республики Казахстан «О государственном
регулировании и надзоре финансового рынка и финансовых организаций» были
определены новые цели государственного регулирования и надзора на финансовом
рынке и финансовых организаций:
1) обеспечение финансовой стабильности финансового рынка и
финансовых организаций и поддержание доверия к финансовой системе в целом;
2) обеспечение надлежащего уровня защиты интересов потребителей
финансовых услуг;
3) создание равноправных условий для деятельности
финансовых организаций, направленных на поддержание добросовестной конкуренции
на финансовом рынке.
Законодательно определенными задачами государственного
регулирования и надзора финансового рынка и финансовых организаций были
признаны:
1) установление стандартов деятельности финансовых
организаций, создание стимулов для улучшения корпоративного управления
финансовых организаций;
2) мониторинг финансового рынка и финансовых организаций в
целях сохранения устойчивости финансовой системы;
3) сосредоточение ресурсов надзора на областях финансового
рынка, наиболее подверженных рискам, с целью поддержания финансовой
стабильности;
4) стимулирование внедрения современных технологий, обеспечение
полноты и доступности информации для потребителей о деятельности финансовых
организаций и оказываемых ими финансовых услугах.
В своей деятельности Агентство сохранило преемственность
политики и практики регулирования и надзора финансового рынка и руководствуется,
прежде всего, целью дальнейшего реформирования системы государственного
регулирования финансового рынка – создание независимой и эффективной системы
консолидированного финансового надзора, включая комплексную реализацию методов
и процедур надзора и регулирования финансового рынка для повышения уровня
защиты прав и интересов потребителей финансовых услуг, а также формирования
стабильного отечественного финансового рынка.
Указом Президента Республики Казахстан №1270 от 31.12.2003
года было утверждено Положение об Агентстве Республики Казахстан по
регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций.
Законодательство Республики Казахстан о государственном
регулировании и надзоре финансового рынка и финансовых организаций основывается
на Конституции Республики Казахстан, состоит из настоящего Закона и иных
нормативных правовых актов Республики Казахстан.
Целями государственного регулирования и надзора
финансового рынка и финансовых организаций являются:
1) обеспечение финансовой стабильности финансового рынка и
финансовых организаций и поддержание доверия к финансовой системе в целом;
2) обеспечение надлежащего уровня защиты интересов
потребителей финансовых услуг;
3) создание равноправных условий для деятельности
финансовых организаций, направленных на поддержание добросовестной конкуренции
на финансовом рынке.
2. Принципами государственного регулирования и надзора
финансового рынка и финансовых организаций являются:
1) эффективное использование ресурсов и инструментов
регулирования;
2) прозрачность деятельности финансовых организаций и
финансового надзора;
3) стимулирование управления финансовых организаций,
основанного на оценке рисков;
4) комплексность мер по обеспечению защиты интересов
потребителей финансовых услуг путем поддержки развития новых финансовых
инструментов и услуг, а также внедрения современных технологий на финансовом
рынке;
5) ответственность органов финансовой организации.
Задачами государственного регулирования и надзора
финансового рынка и финансовых организаций являются:
1) установление стандартов деятельности финансовых
организаций, создание стимулов для улучшения корпоративного управления
финансовых организаций;
2) мониторинг финансового рынка и финансовых организаций в
целях сохранения устойчивости финансовой системы;
3) сосредоточение ресурсов надзора на областях финансового
рынка, наиболее подверженных рискам, с целью поддержания финансовой
стабильности;
4) стимулирование внедрения современных технологий,
обеспечение полноты и доступности информации для потребителей о деятельности
финансовых организаций и оказываемых ими финансовых услугах.
Не допускается осуществление профессиональной деятельности
на финансовом рынке лицами, не обладающими соответствующей лицензией, выданной
в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
Сделки по оказанию финансовых услуг, совершенные без
соответствующей лицензии уполномоченного органа, являются недействительными.
Пруденциальными нормативами являются экономические
ограничения, устанавливаемые уполномоченным органом для финансовых организаций
в целях обеспечения их финансовой устойчивости и защиты интересов потребителей
финансовых услуг.
В случаях, предусмотренных законодательными актами
Республики Казахстан, уполномоченный орган вправе устанавливать пруденциальные
нормативы и иные обязательные к соблюдению нормы и лимиты на консолидированной
основе.
Определенное участие в управлении государственными
финансами принимает Национальный банк Республики Казахстан в соответствии со
спецификой своих функций.
Национальный банк Республики Казахстан как
непосредственно, так и опосредованно влияет на финансовые отношения при
проведении денежно-кредитной политики, регулировании денежного обращения,
управлении кредитными ресурсами; банк участвует совместно с Министерством
финансов в валютно-финансовых отношениях государства, внешнем взаимствовании
денежных средств для финансирования потребностей экономики. Поэтому
эффективность управляющего воздействия Национального банка сказывается на
состоянии государственных финансов и финансов хозяйствующих объектов при
проведении единой финансово-кредитной политики государства [5, 203].
Компетенция Правительства Республики Казахстан в
управлении финансами определяется его статусом как органа исполнительной власти
и включает:
1) разработку основных направлений социально-экономической
политики, стратегических и тактических мер по ее осуществлению;
2) разработку государственных социально-экономических и
научно-технических программ, индикативных планов;
3) разработку и исполнение республиканского бюджета;
4) разработку и осуществление мер по укреплению финансовой
системы страны, обеспечение контроля за соблюдением законности при образовании
и использовании государственных финансовых, валютных и материальных ресурсов;
5) осуществление структурной и инвестиционной политики;
6) организацию управления государственной собственностью;
7) решение вопросов социально-экономического развития
регионов;
8) разработку мер по реализации внешнеэкономической
политики, сотрудничеству с другими государствами и взаимодействию с
международными финансовыми организациями;
9) осуществление иных полномочий в соответствии со
статусом, определенным Конституцией страны.
Общегосударственные финансы управляются Министерством
финансов.
Аппарат финансовой системы проводит свою деятельность в
соответствии с Конституцией Республики Казахстан, с действующим
законодательством, распоряжениями Правительства республики, решениями местных
представительных и исполнительных органов, приказами, инструкциями и указаниями
Министерства финансов и налоговых органов.
Предупреждение, выявление, привлечение и расследование
правонарушений в сфере экономической и финансовой деятельности призвана
обеспечить финансовая полиция – как правоохранительная структура, включающая
центральное Агентство и территориальные органы. В целом их задачи состоят в
обеспечении экономической безопасности Республики Казахстан, в том числе
расследование правонарушений, связанных с уклонением от уплаты налогов,
таможенных сборов и других обязательных платежей в бюджет, легализацией
(отмыванием) денежных средств или иного имущества, добытых незаконным путем.
Органы финансовой полиции осуществляют
оперативно-розыскную деятельность в отношении лиц, совершивших правонарушения в
сфере экономической и финансовой деятельности или подозреваемых в их
совершении, принимают меры к возмещению нанесенного государству ущерба. В их
задачи входит также совершенствование форм и методов борьбы с экономической и
финансовой преступностью, координация и проведение с финансовыми, налоговыми и
таможенными органами профилактических мероприятий по вопросам своей
компетенции, обеспечение безопасности деятельности финансовых, налоговых и
таможенных органов, разработка правовых, организационных и экономических
механизмов реализации своей деятельности.
Органы финансовой полиции взаимодействуют с компетентными
органами зарубежных государств по вопросам предупреждения, выявления и
пресечения правонарушений в сфере экономической и финансовой деятельности,
участвуют в аналогичной деятельности международных организаций.
Задачами таможенных органов являются защита экономических
интересов и экономической безопасности страны (таможенный и валютный контроль,
борьба с контрабандой и преступлениями в сфере таможенного дела, нарушениями
таможенных правил и налогового законодательства, а в части финансов – взимание
таможенных платежей и налогов, штрафов, конфискации товаров и транспортных
средств [5, 211].
На
современном этапе развития общества гуманизация и демократизация заявлены как
основные принципы реформы системы образования в Республике Казахстан. В этих
условиях образование в общеобразовательной школе рассматривается как средство
безопасного и комфортного существования личности, не исключает высокого уровня
экономического развития, «…увеличение внимания к личности учащегося, как высшей
ценности общества, установка на формирование гражданина с высокими
интеллектами, моральными и физическими качествами». Такая постановка вопроса
требует переориентировки всей системы воспитания и образования на личность ребенка.
В связи с этим, одной из главных педагогических проблем, стоящих сегодня перед
преподавателем, является формирование у учащихся положительного отношения к
процессу обучения в общем и к занятиям по экономике в частности. Значение
экономического воспитания школьника обусловлена потребностями государства в
подготовке трудоспособного подросткового поколения, кадров, востребованных на
рынке труда. В связи с интенсификацией и возрастающей интеллектуализацией
учебного труда, вызванными повышением научно-теоретического уровня содержания
учебных предметов, широким внедрением компьютеризации, проблема повышения
эффективности школьного урока и, в частности, методика преподавания экономики
становится наиболее актуальна. Урок – творческий акт, он требует от учителя и
учащегося мобилизации их интеллекта и эмоциональных сил.
Общие
требования к уроку кратко можно сформулировать так:
-
вооружать учащихся сознательными, глубокими и
прочными знаниями;
-
формировать у учащихся прочные навыки и
умения, способствующие подготовке их к жизни;
-
повышать воспитательный эффект обучения на
уроке, формировать у учащихся в процессе обучения черты личности;
-
осуществлять всестороннее развитие учащихся,
развивать их общие и специальные особенности;
-
формировать у учащихся самостоятельность,
творческую активность, инициативу, как устойчивые качества личности, умения творчески
решать задачи, которые встречаются в жизни.
-
вырабатывать умения самостоятельно учиться,
приобретать и углублять или пополнять знания, работать с книгой, овладевать
навыками и умениями и творчески применять их на практике;
-
формировать у учеников положительные мотивы
учебной деятельности, познавательный интерес, желание учиться, потребность в
расширении и приобретении знаний, положительное отношение к учению.
Эти
требования условно можно поделить на четыре группы.
Воспитательные
требования. Воспитывать моральные
качества, формировать эстетические вкусы, обеспечивать тесную связь обучения с
жизнью, ее запросами и требованиями, формировать активное отношение к ней.
Мастерство
учителя на лабораторно-практическом занятии заключается главным образом в
умелом владении методикой обучения и воспитания, творческом применении новейших
достижений педагогики и передового педагогического опыта, рациональном
руководстве познавательной и практической деятельностью учащихся, их
интеллектуальным развитием.
Дидактические
требования. Обеспечивать познавательную
активность на уроках экономики, рационально сочетать словесные, наглядные и
практические методы с проблемами, работу с учебником, решение познавательных
задач. Реализовывать требования единства обучения, воспитания и развития путем
тесной связи теории с практикой, обучения с жизнью, с применением знаний в
различных жизненных ситуациях. Необходимо осуществлять систематический контроль
за качеством усвоения знаний, навыков и умений и коррекцию их учебных усилий.
Постоянное получение обратной связи позволяет влиять на ход учебного процесса,
корригировать его. При обнаружении пробелов в знаниях нужно анализировать их
причины и находить пути их устранения. Приучать учащихся к самостоятельности и
самоконтролю в процессе самостоятельной познавательной деятельности. Постоянное
привлечение учащихся к активной познавательной деятельности и выполнению
практических заданий на уроке способствует закреплению знаний, навыков и
умений.
Психологические
требования. Учитель контролирует точность,
тщательность и своевременность выполнения учащимися каждого требования. Воля и
характер учителя проявляются на уроке во всей его деятельности. Особенно
ценится учениками требовательность педагога в сочетании со справедливостью и
доброжелательностью, уважением и педагогическим тактом. Учитель должен
отличаться самообладанием и самоконтролем, чтобы преодолевать отрицательное
психическое состояние на уроке – неуверенность, скованность или, наоборот,
излишнюю самоуверенность, игривость, повышенную возбудимость.
Гигиенические
требования. Соблюдение температурного
режима в классе, надлежащих норм освещения. Следует избегать однообразия в работе,
монотонности изложения, чередовать слушание учебной информации с выполнением
практических работ. Перемена видов работы приносит отдых, позволяет включать в
познавательную деятельность различные органы чувств.
Дидактика
опирается главным образом на следующие принципы обучения: научности,
систематичности, связи теории с практикой, сознательности обучения, единства
конкретного и абстрактного, доступности, прочности знаний, соединения
индивидуального и коллективного. Все эти принципы обучения взаимосвязаны и
взаимозависимы, дополняют и обуславливают друг друга.
В
принципах обучения заключен исторический и педагогический опыт, общественный
смысл, они выражают картину состояния процесса обучения. В то же время, если
смотреть с позиции современной науки и требований школы, они не имеют
доказательной основы. Однако в качестве отправной платформы теории обучения они
совершенно необходимы.
Принципы
обучения имеют достаточно четкие определения.
Принцип
научности. В содержании этого принципа указывается, что все сообщаемые учебные
сведения должны находиться в полном соответствии с современной наукой.
Для
учебного процесса существенную роль играет степень научности как мера оценки
значения научных факторов, теории и гипотетических положений. С определением
степени научности связана форма научного выражения предметов изучения. Форма
научности и язык науки являются существенными показателями характера изучаемых
предметов. Значительное внимание в обучении следует уделять строгости и
корректности выражения научной информации, системы изложения и связей.
Принцип
систематичности означает, что все знания, сообщаемые учащимся, должны ими
усваиваться в определенной, педагогически обоснованной системе. Но система
понимается в дидактике упрощенно, только как систематичность, как
последовательность и логическая связь в изучении материала.
Исходя
из этого принципа, педагог обосновывает и применяет средства и метод обучения.
Принцип
наглядности рассматривается наряду с принципом доступности в качестве
основополагающего: подчеркивается высокая значимость наглядных опор.
Принцип
связи теории с практикой. Теория и практика обучения рассматриваются как единое
и неразрывное в системе приобретения знаний и навыков.
Связь
теории с практикой требует решения ряда неотложных задач, и в первую очередь
следующих:
•
выявление и анализ факторов, определяющих отношение теории и практики в
конкретной сфере человеческого бытия;
•
установление соответствия и закономерной связи этих факторов с теоретическим и
практическим обучением в школе;
•
внесение в теорию и практику обучения соответствующих выводов и обобщений;
•
установление связи развития науки, техники, производственного и практического
опыта с учебным процессом.
Эти
задачи распространяются на все виды учебной работы, исходя из конкретных учебных
и практических целей каждого вида обучения и каждого учебного предмета.
Принцип
сознательности понимается как обоснованное самостоятельное мышление и
оправданные действия учащихся. Сознательность рассматривается как личное
убеждение в процессе приобретения знаний, навыков, умений. Сознательность
учащихся выражается через самодисциплину и организованность, которые выражают
такую степень внутренней интеллектуальной собранности, когда вся обучающая
деятельность выполняется с интересом и совершенно свободно.
Принцип
соединения индивидуального и коллективного. Лабораторно-практические занятия
объединяют интересы всех учащихся и каждого отдельного ученика на основе
единства целей и задач обучения. Из принципа соединения индивидуального и
коллективного вытекают некоторые следствия:
•
коллектив предъявляет к каждому своему члену определенные, сложившиеся,
закрепившиеся общие требования;
•
каждый член учебного коллектива своей активностью и инициативой не только
подтверждает общие требования, но и дополняет, расширяет и обогащает их.
Единство
индивидуального и коллективного в обучении требует хорошего знания учителем
индивидуальных свойств и особенностей каждого ребенка, его интересов,
способностей, привычек, уровня его развития.
Принцип
единства конкретного и абстрактного указывает на необходимость взаимосвязи
изучаемых конкретных, реальных фактов, предметов и их признаков и свойств с
отвлеченными понятиями и их теоретическим, отвлеченным обобщением на основе
выделения существенного, основного и общего.
Наглядность
рассматривается при этом как условие перехода в обучении от конкретного к
абстрактному, от сущего к мысли, от признаков и представлений к понятиям и
определениям.
Принцип
доступности. Обучение должно быть доступным и посильным по возрасту,
способностям и уровню развития учащихся.
На
основе этого принципа определяется степень научно-теоретической сложности
учебного материала, его объем, формы и методы обучения. В то же время принцип
доступности лежит в основе учета индивидуальных и общепсихологических особенностей
учащихся в зависимости от их возраста, уровня развития, специфики предмета
изучения и других факторов.
Исходя
из этого принципа, определяется степень пользы учебного материала, которая
является необходимым условием для затраты сознательного и напряженного труда
при обучении. В этом условии важным является то, что процесс преодоления
трудности обучения рождает самостоятельное творческое мышление.
Принцип
прочности знаний. Приобретаемые
учащимися знания должны быть прочными, т.е. обладать высокой степенью их
запоминания. Знания приобретают не только для их объема, но и для использования
в дальнейшей самостоятельной работе, для формирования научного мировоззрения и
для практического применения. В свете современных задач теории обучения принцип
прочности знаний не обладает условиями достаточной четкости и всеобщности.
Принцип
надежности обучения. Надежность в решении задач обучения в
теоретическом плане рассматривается как вероятность того, что выпускник школы
будет хорошо адаптирован к жизни и творчески, инициативно, на высоком научном,
идейном уровне и с достаточной практической подготовкой будет выполнять свои
функции как член сообщества.
Принцип
преемственности предполагает последовательное продвижение в обучении с опорой
на совершившиеся циклы развития: учет уровня актуального развития детей и
ориентацию на их зону ближайшего развития.
Принцип
пропедевтики реализуется в процессе организованной предварительной подготовки
учащихся к усвоению учебных предметов. Например, подготовительная языковая
работа (обогащение словарного запаса, активизация словаря, развитие
фонематического слуха и умения проводить звукобуквенный анализ слов, уточнение
смысла слов) предшествует обучению грамоте, усвоению грамматических правил,
формированию навыков чтения; целенаправленная система упражнений по развитию
мелкой моторики руки предваряет формирование графических навыков; специальная
актуализация представлений о множестве, пространственно-временных ориентирах,
количественных и качественных признаках предметов, подлежащих сравнению и
анализу, измерительная деятельность готовят детей к овладению экономическими
понятиями и решению экономических задач.
Принцип
рационализации учебного процесса реализуется посредством структурирования содержания учебного материала,
предусматривающего актуализацию сущностных (а не формальных) признаков
изучаемых явлений, структурирование учебного материала с опорой на объективные
внутренние связи между элементами, соблюдение в определении объема изучаемого материала
принципа необходимости и достаточности.
Принцип
личностного подхода предполагает опору в учебно-воспитательной работе на
наиболее сильные качества учебной деятельности и личности ребенка, направлен на
максимальное стимулирование развития и саморазвития каждого ученика и
реализуется в процессе педагогизации всех сфер личностно значимых отношений.
Принцип
победности учения в условиях преодоления посильных
трудностей диктует необходимость индивидуализации и дифференциации педагогических
методов, приемов и средств исходя из индивидуального темпа, характера усвоения
учебного материала, ведущего типа восприятия учебной информации, необходимости
психологической комфортности ребенка в ситуации учения, уверенности его в своих
силах и радости от достигаемых результатов с одновременным упражнением в преодолении
посильных трудностей, культивированием волевых усилий.
Принцип
педагогического оптимизма подчеркивает
важность высокого уровня ожиданий по отношению к ребенку, веры в его силы и
возможности, акцентирует решающую роль благоприятных педагогических условий для
стимулирования и активизации внутренних компенсаторных механизмов психической
деятельности, гармонизации развития.
В
коррекционной педагогике реализуются специфические принципы.
Принцип
коррекционной направленности предполагает
всесторонний учет имеющихся у детей недостатков в развитии при построении
модели учебно-воспитательной работы; этот принцип реализуется посредством использования
методов и приемов обучения, ориентированных на зону ближайшего развития, а
также путем направленного создания зоны ближайшего развития средствами обучения
и воспитания с учетом нормативности развития на том или ином возрастном этапе.
Принцип
комплексного подхода к диагностике и коррекции предполагает
осуществление всестороннего психолого-медико-педагогического обследования
ребенка с целью определения как нарушенных функций, так и сохранных,
установления причин, приводящих к тем или иным особенностям развития. На
основании полученных данных выстраивается модель общей и индивидуальной
коррекции недостатков развития ребенка.
Принцип
направленности учебно-воспитательного процесса на сохранение и развитие
здоровья детей предполагает
использование специальных технологий, нацеленных на интеграцию процесса
обучения и направленного формирования ряда функций организма ребенка
(зрительных, двигательно-координационных, позостатических). К таким
технологиям, в частности, относятся:
•
динамизация рабочей позы (дети работают то стоя, то сидя, для чего используются
настольные конторки);
•
обучение в режиме «зрительных горизонтов» (удаление дидактического материала
соразмерно остроте зрения);
•
изучение по «экологическим букварям» предметов и явлений окружающего мира
(бескнижное обучение);
•
обучение письму с помощью перьевой ручки.
Принцип
возрастной и дидактической регрессии прослеживается в том, что в процессе
начального обучения ребенок как бы возвращается к дошкольным видам
деятельности, не вполне реализовавшим свое развивающее значение (игра, лепка,
рисование, конструирование, ознакомление с окружающим миром), или в ходе
решения образовательных задач ученик использует способы, уже не актуальные на
данном этапе обучения.
Принцип
направленности образования на социальную адаптацию детей и интеграцию их в
общество подчеркивает необходимость специального педагогического внимания к отношениям,
которые складываются у ребенка на основе учебной деятельности в школе и дома,
как к главному объекту педагогической работы (отношение к себе как к субъекту
деятельности, отношения с одноклассниками со значимыми взрослыми, учителями,
воспитателями, родителями), предполагает необходимость грамотного
педагогического влияния на складывающиеся отношения, регулирование и
специальное конструирование их с позиций утверждения достоинства личности,
удовлетворения ее социальных потребностей в признании и уважении, воспитание социально-нравственных
норм поведения в системах ответственной зависимости.
Принцип
интегративного характера коррекционно-развивающего образовательного процесса
утверждает необходимость органичного соединения в образовательном процессе учебных
и воспитательных стратегий со стратегиями диагностическими,
охранно-оздоровительными, коррекционно-развивающими и социальными.
Принцип
деятельностного подхода. Предметно-практическая деятельность, в процессе
которой успешно развиваются высшие психические функции ребенка (восприятие,
речь и общение, мышление, память, эмоции, мотивация), является мощным
коррекционно-компенсирующим педагогическим средством в работе с детьми группы
риска. В силу этого коррекционная педагогика организует образовательный процесс
на наглядно-действенной основе. В КРО распространена коллективная
предметно-практическая деятельность под руководством педагога (работа «парами»,
«бригадами» и др.), которая создает естественные условия для мотивированного
речевого общения, постоянно воспроизводя потребность в нем. Общение, в свою
очередь, развиваясь, способствует овладению языком во всех его функциональных составляющих,
мыслительными операциями, различными ситуациями общения и социального
взаимодействия.
Принцип
толерантности подразумевает терпимое, не дискриминационное отношение к
школьникам, испытывающим определенные трудности в обучении и имеющим
адаптационные нарушения.
Принцип
вариативности предполагает наличие нескольких вариантов организации
коррекционно-развивающего обучения, учитывающих сложившуюся в регионе (районе,
городе) педагогическую практику, кадровые и финансовые возможности, уровень
научно-методического обеспечения.
Классификация
методов обучения – это упорядоченная по определенному признаку их система. В
настоящее время известны десятки классификаций методов обучения. Однако
нынешняя дидактическая мысль созрела до понимания того, что не следует
стремиться установить единую и неизменную номенклатуру методов. Обучение – чрезвычайно
подвижный, диалектичный процесс. Система методов должна быть динамичной, чтобы
отражать эту подвижность, учитывать изменения, постоянно происходящие в
практике применения методов.
Традиционная
классификация методов обучения, берущая начало
в древних философских педагогических системах и уточненная для нынешних
условий. В качестве общего признака выделяемых в ней методов берется источник
знаний. Таких источников издавна известно три: практика, наглядность, слово. В
ходе культурного прогресса к ним присоединился еще один – книга, а в последние
десятилетия все сильнее заявляет о себе мощный безбумажный источник информации –
видео в сочетании с новейшими компьютерными системами.
Таблица
1. Традиционная классификация методов обучения
Методы обучения
|
Практический
|
Наглядный
|
Словесный
|
Работа с книгой
|
Видеометод
|
Опыт
|
Иллюстрация
|
Объяснение
|
Чтение
|
Просмотр
|
Упражнение
|
Демонстрация
|
Разъяснение
|
Изучение
|
Обучение
|
Учебно-производительный
|
Наблюдения учащихся
|
Рассказ Беседа
|
Реформирование
|
Упражнения под контролем «электронного учителя»
|
Производительный труд
|
|
Инструктаж Лекция Дискуссия Диспут
|
Беглый просмотр Цитирование Изложение
Составление плана Конспектирование
|
Контроль
|
Классификация
методов по назначению (М.А. Данилов,
Б.П. Есипов). В качестве общего признака классификации выступают последовательные
этапы, через которые проходит процесс обучения на уроке. Современный урок
экономики требует использования активных методов обучения:
•
приобретение знаний;
•
формирование умений и навыков;
•
применение знаний;
•
творческая деятельность;
•
закрепление;
•
проверка знаний, умений, навыков.
Нетрудно
заметить, что эта классификация методов согласуется с классической схемой
организации учебного занятия и подчинена задаче – помочь педагогам в
осуществлении учебно-воспитательного процесса и упростить номенклатуру методов.
Классификация
методов по типу (характеру) познавательной деятельности. Тип познавательной деятельности – это уровень
самостоятельности (напряженности) познавательной деятельности, которого
достигают учащиеся, работая по предложенной учителем схеме обучения. Выделены
следующие методы:
–
объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептивный);
–
репродуктивный;
–
проблемное изложение;
–
частично-поисковый (эвристический);
–
исследовательский.
По
дидактическим целям выделяются две
группы методов обучения:
–
методы, способствующие первичному усвоению учебного материала;
–
методы, способствующие закреплению и совершенствованию приобретенных знаний.
К
первой группе относятся: информационно-развивающие методы (устное изложение
учителя, беседа, работа над книгой); эвристические (поисковые) методы обучения
(эвристическая беседа, диспут, лабораторные работы); исследовательский метод.
Ко
второй группе относятся: упражнения (по образцу, комментированные упражнения,
вариативные упражнения и др.); практические работы.
Предприняты
многочисленные попытки создания бинарных и полинарных
классификаций методов обучения, в которых
последние группируются на основе двух или более общих признаков. Например,
бинарная классификация методов обучения М.И. Махмутова построена на сочетании
методов преподавания и методов учения:
Полинарную
классификацию методов обучения, в которой в единстве сочетаются источники
знаний, уровни познавательной активности, а также логические пути учебного
познания, предложили В.Ф. Паламарчук и В.И. Паламарчук.
Наибольшее
распространение в дидактике последних десятилетий получила классификация методов обучения, предложенная академиком Ю.К. Бабанским.
В ней выделяются три большие группы
методов обучения:
•
методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности;
•
методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности;
•
методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной
деятельности.
Ни
одна из рассмотренных классификаций методов не свободна от недостатков. Практика
богаче и сложнее любых, самых искусных, построений и абстрактных схем. Поэтому
поиски более совершенных классификаций, которые внесли бы ясность в
противоречивую теорию методов и помогали бы педагогам совершенствовать
практику, продолжаются.
Развитие экономики любой страны
неразрывно связано с эффективностью формирования кредитного рынка. В связи с
этим в условиях перехода к рынку особую актуальность приобретает вопрос
совершенствования кредитной политики коммерческих банков, способствующей
эффективному движению денежных ресурсов, переливу сбережений населения в
кредитные ресурсы банковской системы.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|