бесплатные рефераты

Финансовая система Республики Беларусь и тенденции ее развития

До 1991г. бюджет Республики Беларусь был частью бюджета СССР. Но так как первый самостоятельный бюджет на 1991г. был составлен до признания суверенитета республики, то предполагалось отношение с союзным бюджетом (22% налога на прибыль, 30% налога с продаж). Особенностями первого бюджета стало то, что главное назначение бюджета – обеспечение функций государства РБ; в казну РБ начали зачисляться налог с оборота и подоходной налог с населения; появился чрезвычайный налог, налог на импорт, экспорт; также в бюджет стали поступать средства от выкупа акционерами государственной собственности и часть ресурсов фонда государственного страхования [22, с. 69].

Изменения в экономических и социальных процессах, вызванные политической и экономической самостоятельностью республики, реформами трансформационного периода, выразились в специфике доходной и расходной частей бюджета 1992 г.

Начиная с этого времени формирование доходной части бюджета, стало осуществляться на основе собственного налогового законодательства, введенного в действие с 1 января 1992 г., которое предусматривало гарантии независимости республики как суверенного государства в формировании собственных доходов и защиту ее экономических интересов. Переход к рыночным отношениям диктовал необходимость замены прямого налогообложения косвенным.

В настоящее время в составе бюджета аккумулируются средства всех государственных внебюджетных и бюджетных целевых фондов, которые формируют значительную часть его доходов. Данные свидетельствуют, об усилении процессов централизации финансовых ресурсов в государственном бюджете, в связи с включением в него доходов государственных внебюджетных и бюджетных целевых фондов [22, с. 70].

Государственный бюджет состоит из двух дополняющих друг друга взаимосвязанных частей: доходной и расходной. Доходная часть показывает, откуда поступают средства на финансирование деятельности государства, какие слои общества отчисляют больше из своих доходов. Структура доходов непостоянна и зависит от конкретных экономических условий развития страны, рыночной конъюнктуры и осуществляемой экономической политикой политики. Любое изменение структуры бюджетных доходов отражает изменения в экономических процессах. Расходная часть показывает, на какие цели направляются аккумулированные государством средства.

Доходная часть бюджета Республики Беларусь, как и в странах с развитой рыночной экономикой, формируется в основном за счет налоговых платежей (свыше 90%). Именно эти обязательные платежи обеспечивают государственную казну стабильными поступлениями, создают единые условия хозяйствования для разных субъектов, возможности прогнозирования развития их деятельности. Доходная часть отличается множеством налогов и характеризуется высокой долей косвенных налогов, которые в условиях кризисных явлений, инфляции дают определенную гарантию систематического пополнения государственной казны.

Вообще, к доходам республиканского бюджета РБ относятся: налог на добавленную стоимость, акцизы (за минусом отчислений в местные бюджеты), налог на прибыль, таможенные пошлины и сборы, чрезвычайный налог для финансирования ликвидации последствий аварии на ЧАЭС. Кроме того, к ним относятся средства, получаемые от других государств в соответствии с заключенными соглашениями, неналоговые платежи и другие [23, с. 97].

В таблице 2.1 представлен консолидированный бюджет Республики Беларусь за период с 2006 -2008года (в сопоставимой структуре), млрд. рублей, в которой видна динамика, как доходов, так и расходов


Таблица 2.1 – Консолидированный бюджет Республики Беларусь (в сопоставимой структуре), млрд. рублей


9 месяцев

2006

года

9 месяцев

2007 года

9 месяцев

2008 года

Отклонение,

 (+,-)

Темп прироста, (%)





2007 от 2006

2008 от 2007

2007 к 2006

2008 к 2007

1. ДОХОДЫ - всего

27 289,5

34 254,4

47 986,0

6964,9

13731,6

25,5

40,0

1.1 НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ, из них:

19 345,7

24 116,7

34 181,4

4771

10064,7

24,6

41,7

Подоходный налог

1 744,4

2 119,2

2 820,2

374,8

701

21,4

33

Налог на прибыль

2 322,9

2 710,0

573,8

387,1

-2137

16,6

-78,8

Налоги на собственность

923,2

1 109,7

1 489,8

186,5

380,1

12,2

34,2

НДС

5 184,7

6 125,7

8 523,7

941

2398

18,1

39,1

Акцизы

2 049,0

2 182,1

2 948,0

133,1

765,9

6,4

35,1

Налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности

1 473,9

4 297,8

7 436,0

2823,9

3165,2

191,5

73,6

1.2 Взносы на государственное социальное страхование

6 771,0

8 156,3

10 407,7

1385,3

2251,4

20,4

27,6

1.3 НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ

1 172,7

1 981,3

3 396,9

808,6

1415,6

68,9

71,4

2. РАСХОДЫ (функциональная классификация)

25 682,9

31 526,0

43 042,6

5843,1

11516,6

22,7

36,5

2.1 Общегосударст-венные расходы

3 123,2

4 240,6

5 809,6

1117,1

1569

35,7

36,9

2.2 Национальная оборона

643,0

765,1

935,5

122,1

170,4

18,9

22,2

2.3 Правоохрани-тельная деятельность и обеспечение безопасности

1 199,2

1 444,1

1 654,0

244,9

209,9

20,4

14,5

2.4 Национальная экономика

5 193,8

6 714,2

11 471,3

1520,4

4757,1

29,2

70,8

2.5 Охрана окружающей среды

209,0

289,4

343,2

80,4

53,8

38,4

18,5

2.6 Жилищно-коммунальные услуги и жилищное строительство

1 135,7

1 424,2

2 162,0

288,5

737,8

25,4

51,8

2.7 Здравоохранение

2 549,1

2 980,1

3 551,2

431,0

571,1

16,9

191

2.8 Физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации

634,1

748,9

975,8

105,8

226,9

18,1

30,2

2.9 Образование

3 432,3

3 836,0

4 674,3

403,7

838,3

12,8

21,8

2.10 Социальная политика

7 563,4

9 083,6

11 465,7

1520,2

2382,1

20,1

26,2

РАСХОДЫ (экономическая классификация)








ТЕКУЩИЕ РАСХОДЫ, из них:

21 127,0

25 681,7

34 443,8

4554,7

8762,1

21,5

34,1

Заработная плата

4 832,7

5 507,7

6 217,8

675

710,1

13,9

12,9

Начисления на заработную плату

1 333,8

1 505,2

1 695,7

171,4

190,5

12,8

12,6

Выплата процентов

219,2

293,8

415,5

74,6

121,7

34,0

41,4

Субсидии и текущие трансферты

10 883,5

13 746,5

20 163,3

2863

6416,8

26,3

46,7

Капитальные расходы

4 509,7

5 403,3

8 053,9

893,6

2650,6

19,8

49,05

Предоставление кредитов, ссуд, займов за вычетом погашения

46,2

441,0

544,9

394,8

113,9

854,5

25,8

3. Дефицит (профицит)

1 607

2 728

4 943

1121

2215

69,7

81,2

Финансирование

-1 607

-2 728

-4 943





Внутреннее финансирование

-1 530

-2 617,4

-4 813





Внешнее финансирование

-76

-110,8

-130





Справочно:








ФОНД СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ








Доходы

6 838,6

8 276,1

10 558,3

1437,5

2282,2

21,0

27,5

в т.ч. трансферты республиканского бюджета

115,4

12,2

0,0





Расходы

6 005,2

7 302,6

9 232,7

1297,4

1930,1

21,6

26,4

Сальдо

833,3

973,5

1 325,7

140,2

352,2

16,8

36,1

Примечание: источник [5, с. 14]


В 2006 году макроэкономическая ситуация характеризовалась высокой деловой и инвестиционной активностью в большинстве отраслей экономики, замедлением инфляционных процессов, ростом уровня занятости и реальных денежных доходов населения, а также увеличением объемов внешней торговли. Высокие темпы экономического роста, превысившие прогнозные параметры, улучшение финансового состояния организаций и предприятий способствовали более высокому, чем планировалось, росту доходов консолидированного бюджета. Наряду с продуманной политикой государственных расходов это позволило сформировать бюджет с профицитом и тем самым ослабить инфляционное давление на экономику.

В январе-сентябре 2006 года в консолидированный бюджет поступило 27289,5 млрд. рублей доходов с учетом доходов Фонда социальной защиты населения (далее – ФСЗН), или 77,9% годового плана (таблица 2.3). Из них на долю НДС, налога на прибыль, акцизов и подоходного налога приходится 41,9%. При этом 19% всех поступлений в бюджет обеспечено за счет налога на добавленную стоимость. Расходы консолидированного бюджета с учетом расходов ФСЗН профинансированы в сумме 25682,9 млрд. рублей, что составляет 70% годового плана. Профицит консолидированного бюджета за январь-сентябрь 2006 года составил 1606,6 млрд. рублей, или 2,8% к ВВП (таблица 2.2). В процентах к ВВП доходы составили 48,2 %, расходы – 45,3% [9, с. 11].


Таблица 2.2 – Консолидированный бюджет Республики Беларусь (в фактических действующих ценах), млрд.рублей

Год

ВВП млрд. руб.

Консолидированный бюджет

доходы

расходы

Дефицит(-), профицит (+)

млрд. руб.

% к ВВП

млрд. руб.

% к ВВП

млрд. руб.

% к ВВП

2006

56600

27289,5

48,2

25682,9

45,3

1607

2,8

2007

69476

34254,4

49,3

31526,0

45,3

2728

3,9

2008

93164

47986,

51,5

43042,6

46,2

4943

5,3

Примечание: источник [41, с. 109 таблица 5.2]


В январе-сентябре 2007 года в консолидированный бюджет поступило 34 254,4 млрд. рублей доходов с учетом доходов Фонда социальной защиты населения (далее – ФСЗН), или 76,3% годового плана (за аналогичный период прошлого года – 77,9% годового плана). Из них на долю НДС, налога на прибыль и доходы, акцизов и подоходного налога приходилось 39,5%. При этом 17,9% всех поступлений в бюджет обеспечено за счет налога на добавленную стоимость. Поступлений налога на добавленную стоимость, удельный вес которого в объеме налоговых доходов 19,0% и в доходах республиканского бюджета 15,7% – возросли по сравнению с тем же периодом 2006 на 17,9%, до 6125,7 млрд. руб. Прирост НДС обеспечен в результате роста валового внутреннего продукта. На уровень его поступлений оказали влияние активизация экспортной деятельности субъектов хозяйствования, и как следствие рост налоговых вычетов. Перевыполнен план поступлений по налогам и сборам на доходы и прибыль – 103,7% (2710,0 млрд. руб.) [45, с.15]

Доходы республиканского бюджета, полученные в 2007 году, на 25,5 процента превысили фактические поступления 2006 года. Наиболее высокий уровень исполнения годового плана бюджета сложился по Брестской и Минской областям - 103,5%. Ниже, чем в среднем по республике, исполнена доходная часть бюджета в Гомельской (102,3%) и Витебской (102,9%) областях.

Значительно возросли в 2007 году поступления от внешнеэкономической деятельности, за счет которых сформирована треть бюджета по доходам (без учета государственных целевых бюджетных фондов). По итогам 2007 года план доходов выполнен по всем основным доходным источникам и в разрезе регионов. В общей сумме фактически поступивших в 2007 году в республиканский бюджет доходов налоговые доходы составляли 70,4 процента, взносы на государственное социальное страхование – 23,8 процента, неналоговые доходы – 5,8 процента (таблица 2.3).

В 2007 году налоговая нагрузка на экономику страны с учетом отчислений в Фонд соцзащиты населения достигла 47,3% к ВВП, тогда как в предыдущем году этот показатель составил 45,7%. То есть и по сравнению с 2006 г. рост — 1,6 процентных пункта. Без учета отчислений в ФСЗН уровень налоговых изъятий из ВВП в 2007г. равен 35,6%, тогда как в предыдущем – 34% [10, с. 3].

Сократилась и доля акцизов до 6,4%. Эту ситуацию налоговики объясняют снижением поступлений акцизов на автомобильное топливо из-за сокращения объемов импорта нефтепродуктов.

Расходы консолидированного бюджета с учетом расходов ФСЗН профинансированы в сумме 31 526,1 млрд. рублей, что составляет 68,2% годового плана (за январь-сентябрь 2006 года – 70,0%). Профицит консолидированного бюджета за январь-сентябрь 2007 года составил 2728,3 млрд. рублей, или 3,9% к ВВП (таблица 2.2) [10, с. 11].При исполнении расходной части по отдельным разделам функциональной бюджетной классификации расходов наблюдались существенные отклонения. Наиболее высокий процент выполнения годового плана по расходам сложился по разделам «Правоохранительная деятельность» 99,4% (1444,1 млрд. руб.), «Здравоохранение» – 99,2%, «Физическая культура и спорт» – 99%. Следует отметить, что для исполнения бюджета 2007 был характерен существенный рост его доходной и расходной части по отношению к 2006 году. При этом темпы роста доходов и расходов были значительно выше инфляции [45, с. 16].

В этот же период 2008 года в консолидированный бюджет поступило 47 986 млрд. рублей доходов с учетом доходов Фонда социальной защиты населения (далее – ФСЗН), или 85,2% годового плана (за аналогичный период прошлого года – 76,3% годового плана). В реальном выражении это на 21,9% больше, чем за январь-сентябрь 2007. Отношение доходов консолидированного бюджета к ВВП (централизация доходов) в январе-сентябре 2008 года составило 51,5% (таблица 2.2). Значительны доходы от поступлений вывозных таможенных пошлин. При плане 3,65 трлн. руб. поступило 3,71, что составляет 76,9 годового плана. На этот рост решающее влияние оказало значительное увеличение их ставок, а также объем экспорта нефтепродуктов. С превышением плана также поступили доходы по ключевым источникам: налогу на прибыль (573,8 млрд. руб.), НДС, акцизам. Не обеспечено выполнение плановых назначений по фондам универсального обслуживания, охраны природы, организации сбора и использования отходов в качестве вторичного сырья. В целом динамика поступлений соответствовала темпам роста макроэкономических показателей [42, с. 8].

Рост поступлений в бюджет в определяющей мере обусловлен повышением эффективности функционирования экономики, увеличением реальных денежных доходов населения, внутреннего спроса, т.е. ростом основных налогооблагаемых баз.

Изменение величины доходов, полученных в экономике, и поступлений доходов в бюджет отражает коэффициент динамичности бюджетных доходов, характеризующий воздействие автоматических и дискреционных эффектов на доходы бюджета. Данный показатель рассчитывается как отношение процентного роста бюджетных поступлений к процентному росту ВВП. Расчеты показывают, что за девять месяцев 2008 года динамичность доходов составила 1,043, что свидетельствует, во-первых, о более быстром темпе роста реальных доходов консолидированного бюджета по отношению к темпу роста ВВП, и, во-вторых, что рост ВВП на единицу ведет к росту налоговых поступлений в бюджет более чем на единицу (за девять месяцев 2007 года динамичность доходов была 1,037) [5, с. 11].

Одним из факторов повышения уровня централизации бюджетных средств в ВВП является показатель энергетичности доходов, характеризующий воздействие автоматических и дискреционных эффектов на доходы бюджета. Данный показатель рассчитывается как отношение процентного роста налоговых поступлений к процентному росту ВВП.

Расчеты показывают, что за три квартала 2006 года энергетичность доходов составила 1,04, что свидетельствует, во-первых, о более быстром темпе роста реальных доходов консолидированного бюджета по отношению к темпу роста ВВП, и, во-вторых, что рост ВВП на единицу ведет к росту налоговых поступлений в бюджет более чем на единицу. За девять месяцев 2007 года энергетичность доходов составила 1,08, что свидетельствует, во-первых, о более быстром темпе роста реальных доходов консолидированного бюджета по отношению к темпу роста ВВП, и, во-вторых, что рост ВВП на единицу ведет к росту налоговых поступлений в бюджет более чем на единицу (для сравнения отметим, что за девять месяцев 2006 года энергетичность доходов была 1,04).

Ниже приводится анализ структуры консолидированного бюджета (с учетом доходов ФСЗН) по новой бюджетной классификации за январь-сентябрь 2006-2008 годов в процентном соотношении (таблица 2.3).


Таблица 2.3 – Динамика структуры доходов консолидированного бюджета за январь-сентябрь 2006 – 2008 гг., %

Показатели

январь-сентябрь

2006

январь-сентябрь 2007

январь-сентябрь

2008

Отклонение

2007 к 2006

2008 к 2007

Налоговые доходы - всего

77,9

76,3

85,2

-1,6

8,9

в том числе:






·        Прямые налоги на доходы и прибыль

16,3

15,2

17,0

1,1

1,8

·        в т.ч. - подоходный налог

6,4

6,2

5,9

-0,2

-0,3

·        Налоги на фонд заработной платы

1,8

0

0

-1,8

0

·        Налоги на собственность

3,4

3,2

3,1

-0,2

-0,1

·        Налоги на товары и услуги

38,7

34,6

31,7

-4,1

-2,9

·        в т.ч. - НДС

19,0

17,9

17,8

-1,1

-0,1

·        акцизы

7,5

6,4

6,1

-1,1

-0,3

·        Налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности

5,4

12,6

15,5

7,2

2,9

Взносы на государственное социальное страхование

24,8

23,8

21,7

-1,0

-2,1

Неналоговые доходы

4,3

5,8

7,1

1,5

1,3

Итого доходов

100,0

100,0

100,0



Примечание: источник [5, с. 12].


Как видно из таблицы, в январе – сентябре 2007 года налоговые доходы снизились на 1,6 п.п. по сравнению с январем-сентябрем 2006 года, а неналоговые – возросли на 1,5 п.п. В январе сентябре 2008 налоговые поступления возросли на 8,9 п.п по отношению к январю – сентябрю 2007, неналоговые также возросли на 1,3 п.п.

В январе-сентябре 2007 года налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности выросли более чем вдвое по сравнению с январем-сентябрем 2006 года за счет введения экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты.

Основными доходными источниками консолидированного бюджета 2008 года были НДС, доходы от внешнеэкономической деятельности, налог на прибыль и акцизы. Их доля в доходах консолидированного бюджета составила 48,9%. При этом 17,8% всех поступлений в бюджет обеспечено за счет налога на добавленную стоимость, 15,5% – налоговых доходов от внешнеэкономической деятельности. Взносы на государственное социальное страхование составили 21,7% всех доходов консолидированного бюджета.

Расходы государственного бюджета – это экономические отношения, возникающие в связи с распределением фонда денежных средств государства и его использованием по отраслевому, целевому и территориальному назначению. Категория расходов бюджета проявляется через конкретные виды расходов, каждый из которых может быть охарактеризован с качественной и количественной сторон. Качественная характеристика позволяет установить экономическую природу и общественное назначение каждого вида бюджетных расходов, количественная – их величину. Для выяснения роли и значения многообразных бюджетных расходов их обычно классифицируют по определенным признакам: по роли в воспроизводстве, общественному значению, отраслям производства и видам деятельности, целевому назначению. С помощью бюджетных расходов государство может регулировать распределение денежных средств между материальным производством и непроизводственной сферой в соответствии с потребностями общества в области экономического и социального развития; воздействовать на стоимостную структуру общественного производства, стимулировать развитие принципиально новых отраслей экономики и видов производства, влиять на ускорение научно–технического прогресса.

Расходы консолидированного бюджета за январь-сентябрь 2006 года профинансированы в сумме 25 682,9 млрд. рублей (таблица 2.1). Значительный реальный прирост наблюдался по расходам на национальную экономику – 20,2%; физическую культуру, спорт, культуру и средства массовой информации – 24,7%; социальную политику – 15,1% при менее существенном росте общегосударственных расходов – на 7,9%. Это обусловило основные отклонения в функциональной структуре расходов консолидированного бюджета. Основная часть расходов бюджета по разделу "Национальная экономика" приходилась на расходы по подразделам: "Сельское хозяйство, рыбохозяйственная деятельность" – 43,5% всех расходов на национальную экономику, "Дорожное хозяйство" – 22%, "Промышленность, энергетика, строительство и архитектура" – 19,1%. Расходы социального характера по разделам: "Социальная политика", "Образование", "Здравоохранение", "Физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации" составили 53,3% всех расходов консолидированного бюджета [10, с. 13].

Расходы консолидированного бюджета (без учета ФСЗН) в 2006 году сложились на 51,5% из расходов республиканского бюджета и 48,5% - расходов местных бюджетов.

Расходы консолидированного бюджета в январе-сентябре 2007 года профинансированы в сумме 31 526,1 млрд. рублей, в том числе расходы Фонда социальной защиты населения – 7 242,3 млрд. рублей (таблица 2.1). Расходы бюджета в 2006 году были ориентированы на выполнение параметров Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 годы и, прежде всего, на повышение заработной платы работников бюджетной сферы. Удельный вес расходов республиканского бюджета к объему ВВП составил 37,4 процента и увеличился на 2,8 процентных пункта по сравнению с 2006 годом. Исполнение расходов республиканского бюджета в 2007 году обеспечено с учетом установленных Законом Республики Беларусь «О бюджете Республики Беларусь на 2007 год» приоритетов бюджетно-финансовой политики государства – повышение благосостояния населения, финансирование здравоохранения, образования, строительства жилья, а также финансирование мероприятий, связанных с ликвидацией последствий катастрофы на ЧАЭС [10, с. 12].

Фактически превышение доходов республиканского бюджета над расходами за 2007 год составило 1606 649,6 тыс. рублей, или 0,3 процента к ВВП, при запланированном дефиците 1,5 процента. Кредиторская задолженность по средствам консолидированного бюджета составила 368,6 млрд. рублей (в январе-сентябре 2006 года – 308,8 млрд. рублей). Отношение кредиторской задолженности к скользящим годовым расходам консолидированного бюджета (без ФСЗН) уменьшилось с 1,08% на 1.10.2006 г. до 1,07% на 1.10.2007 г. В 2007 году выполнены обязательства государства по погашению внутреннего и внешнего государственного долга [10, с. 13].

В январе-сентябре 2007 при реальном росте всех расходов консолидированного бюджета на 14,1% по сравнению с соответствующим периодом 2006 года в разрезе функциональной классификации отдельные разделы бюджета имели различия в динамике финансирования. Наиболее значительно возросли общегосударственные расходы – на 35,7%, расходы на поддержку отраслей национальной экономики – на 29,2%, расходы на жилищные и коммунальные услуги – на 25,4%.

В январе-сентябре 2007 года по сравнению с январем-сентябрем 2006 года на 1,3 процентных пункта возросла доля расходов консолидированного бюджета на поддержку национальной экономики; на 1,1 процентных пункта – доля общегосударственных расходов при снижении удельного веса расходов по другим разделам функциональной классификации (рисунок 2.1).


Рисунок 2.1 – Функциональная структура расходов консолидированного бюджета, в процентах 2006 и 2007 гг.


Более 90% расходов бюджета по разделу "Национальная экономика" приходилось на расходы по четырем подразделам: "Сельское хозяйство, рыбохозяйственная деятельность" – 48,7% всех расходов на национальную экономику, "Дорожное хозяйство" – 23,2%, "Промышленность, энергетика, строительство и архитектура" – 13,2% и "Транспорт" – 8,3%.

Расходы социального характера по разделам: "Социальная политика", "Образование", "Здравоохранение", "Физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации" составили 52,8% всех расходов консолидированного бюджета. В январе-сентябре 2006 года доля этих расходов составляла 55,2%.

В расходах консолидированного бюджета за январь-сентябрь 2007 года в разрезе экономической классификации преобладали текущие расходы – 81,5%, в том числе на заработную плату рабочих и служащих и начисления на нее – 22,2%, субсидии и текущие трансферты – 43,6%. Доля капитальных расходов составила 17,1%.

Расходы консолидированного бюджета этого же периода 2008 года профинансированы в сумме 43 042,6 млрд. рублей, в том числе расходы Фонда социальной защиты населения – 9 232,7 млрд. рублей (смотреть таблицу 2.1). При этом кредиторская задолженность по средствам консолидированного бюджета на 1.10.2008 г. составила 283,5 млрд. рублей (на 1.10.2007 г. – 368,6 млрд. рублей). Отношение кредиторской задолженности к скользящим годовым расходам консолидированного бюджета (без ФСЗН) уменьшилось с 1,13% на 1.10.2007 г. до 0,6% на 1.10.2008 г.

В январе-сентябре 2008 года консолидированный бюджет исполнен с профицитом в размере 4 943,4 млрд. рублей, или 5,3% к ВВП (за январь-сентябрь 2007 года профицит составлял 3,9% к ВВП) [11, с. 14].

В январе-сентябре 2008 при реальном росте всех расходов консолидированного бюджета на 18,8% по сравнению с соответствующим периодом 2007 года в разрезе функциональной классификации отдельные разделы бюджета имели различия в динамике финансирования.

Наиболее значительно возросли расходы на поддержку отраслей национальной экономики – в 1,5 раза, на жилищные и коммунальные услуги – на 32,1%. Расходы на правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности сократились на 0,3%. Рост расходов на поддержку отраслей национальной экономики вызван необходимостью частичной компенсации роста стоимости импортируемых энергоносителей с целью сохранения конкурентоспособности белорусских товаров на внутреннем и внешнем рынках [5, с. 12].

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 РЕФЕРАТЫ