бесплатные рефераты

Финансовая система Республики Беларусь и тенденции ее развития

В январе-сентябре 2008 года по сравнению с январем-сентябрем 2007 года на 5,4 процентных пункта возросла доля расходов консолидированного бюджета на поддержку национальной экономики; на 0,5 процентных пункта – доля расходов на жилищные и коммунальные услуги при снижении удельного веса расходов по другим разделам функциональной классификации (рисунок 2.2).








Рисунок 2.2 – Функциональная структура расходов консолидированного бюджета, в процентах 2007 и 2008 гг.

Расходы по разделу "Образование" составили 10,9% всех расходов консолидированного бюджета, "Здравоохранение" – 8,3%, "Физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации" – 2,3%.

В расходах консолидированного бюджета за январь-сентябрь 2008 года в разрезе экономической классификации преобладали текущие расходы – 80%, в том числе на заработную плату рабочих и служащих и начисления на нее – 18,4%, субсидии и текущие трансферты – 46,8%, обслуживание государственного долга – 1%. Доля капитальных расходов составила 18,7%. На финансирование капитальных вложений в основные фонды приходилось 15,7% всех бюджетных расходов.

Средства консолидированного бюджета остаются одним из основных источников финансирования инвестиций в основной капитал в экономике. Их доля в финансировании инвестиций в январе-сентябре 2008 составила 25,3% всех инвестиций в основной капитал вместо 24,1% в январе-сентябре 2007 года. Опережающими темпами финансировалось жилищное строительство. Ввод жилья за счет бюджетных средств за девять месяцев 2008 года возрос в 1,5 раза по сравнению с тем же периодом 2007 года и составил 190,7 тыс. квадратных метров, или 4,8% от общей площади, введенного в эксплуатацию жилья [10, с. 16].

Наибольший удельный вес в расходах республиканского бюджета (с учетом ФСЗН) занимали расходы по разделам «Социальная политика» - 32,6%, «Общегосударственные расходы» - 22,3%.

В январе-сентябре 2008 года доходы республиканского бюджета (без учета ФСЗН) превысили расходы на 4943,4 млрд. рублей, или 2,3% ВВП. С учетом ФСЗН профицит республиканского бюджета составил 4943,0 млрд. рублей, или 3,7% ВВП (таблица 2.2). Превышение доходов над расходами по республиканскому бюджету сложилось за счет опережающего поступления доходов, включая доходы Фонда социальной защиты населения и отдельных целевых бюджетных фондов, и отложенных на IV квартал 2008 года расходов. В целом за январь-сентябрь 2008 года обеспечено ритмичное финансирование расходов республиканского бюджета. Расчеты по расходам государственных целевых бюджетных фондов и Фонда социальной защиты населения осуществлялись в соответствии с заявляемой потребностью и с учетом доходов, формирующих эти фонды. Обеспечено опережающее финансирование расходов республиканского фонда поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки, относительно поступивших доходов, в сумме около 55 млрд. рублей.

Доходы республиканского бюджета в 2009 году запланированы в размере 54,86 трлн белорусских рублей (на 17,3% больше ожидаемого исполнения в 2008 году), расходы - 57,66 трлн белорусских рублей (на 25,1% больше), дефицит - 2,8 трлн белорусских рублей (в 4 раза больше), или 1,81% ВВП.

На финансирование дефицита планируется привлечь 2,44 трлн. белорусских рублей из внутренних источников и $290 млн (616 млрд. белорусских рублей) за счет внешних ресурсов. Доходы консолидированного бюджета в 2009 году должны составить 72,66 трлн белорусских рублей., или 46,9% ВВП против ожидаемых 51,5% ВВП в 2008 году (по плану 45,7% ВВП). Расходы - 75,46 трлн. белорусских рублей, или 48,7% ВВП против 48,5% ВВП в 2008 году (по плану 47,7% ВВП).

Бюджет на 2009 год сформирован исходя из ожидаемого Минфином роста ВВП в 2009 году на 10% (155 трлн. белорусских рублей), прогноза по инфляции 9-11% и цен на газ в пределах $140 за 1 тыс.куб.м. Основными источниками доходов республиканского бюджета в 2009 году являются налог на добавленную стоимость, доходы от внешнеэкономической деятельности, налоги на доходы и прибыль, уплачиваемые организациями, подоходный налог с физических лиц, акцизы [43, с. 26]

В Беларуси уже началась работа над проектом государственного бюджета на 2010 год. Он будет разрабатываться исходя из показателей социально-экономического развития, которые будут запланированы на 2010 год. Говоря об особенностях бюджета 2010 года можно отметить планируемое снижение налоговой нагрузки на экономику на 1,3% к ВВП.

Для смягчения негативных последствий мирового финансового кризиса используются, в том числе и налоговые стимулы. Проводимое реформирование налоговой системы в последние годы было направлено на снижение налоговой нагрузки на предприятия реального сектора экономики, либерализацию экономической системы и повышение ее инвестиционной привлекательности.

Анализируя структуру доходов государственного бюджета, становится очевидным, что на протяжении длительного времени продолжает снижаться удельный вес прямых налогов (налог на прибыль и доходы предприятий, и подоходный налог) в общей величине государственных доходов.

Доля косвенных же налогов в доходах государственного бюджета увеличивается.

Таким образом, главное назначение мобилизованных доходов – создание устойчивой финансовой базы, позволяющей органам власти всех уровней управления осуществлять свои функции, удовлетворять общегосударственные потребности. Назначение доходов также – покрыть расходы бюджета. Но при этом необходимо найти такие формы финансовых взаимоотношений с субъектами хозяйствования, методы изъятия доходов в бюджет, которые бы стимулировали повышение производительности труда, рациональное использование всех ресурсов, увеличение поступлений в бюджет.

Доходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие у государства с предприятиями, организациями и гражданами в процессе формирования бюджетного фонда страны. Формой проявления этих экономических отношений служат различные виды платежей предприятий, организаций и населения в государственный бюджет, а их материально-вещественным воплощением - денежные средства, мобилизуемые в бюджетный фонд. Бюджетные доходы, с одной стороны, являются результатом распределения стоимости общественного продукта между различными участниками воспроизводственного процесса, а с другой - выступают объектом дальнейшего распределения сконцентрированной в руках государства стоимости, ибо последняя используется для формирования бюджетных фондов территориального, отраслевого и целевого назначения.

Приоритетными направлениями бюджетных расходов являются здравоохранение, охрана окружающей среды, жилищные и коммунальные услуги, социальная политика, преодоление последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Экономическая группировка бюджетных расходов по их общественному назначению отражает выполняемые государством функции - экономическую, социальную, оборонную и др.

Существующая практика формирования бюджета свидетельствует о том, что доступ к государственным финансовым ресурсам все еще сравнительно свободен, что создает возможности для неэффективного использования бюджетных ассигнований. Необходима коренная перестройка бюджетных отношений, прежде всего в материальном производстве, где бюджетное финансирование следует практически полностью заменить системой субсидирования, при которой обязательными условиями предоставления средств выступали бы конкурсная борьба претендентов за сами субсидии и отбор более эффективных вариантов инвестирования бюджетных средств на основе сопоставления проектно-сметной документации и финансовых расчетов. Замена бюджетного финансирования субсидиями, субвенциями, а также бюджетными займами позволит реально перейти к использованию в практике бюджетной работы таких показателей, как финансоемкость и финансоотдача, от которых, безусловно, зависят последующие доходы бюджета.

3.      РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА В РЕГУЛИРОВАНИИ ЭКОНОМИКИ


Государственный бюджет, являясь главным средством мобилизации и расходования ресурсов государства, дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения.

Наряду с ярко выраженной социальной направленностью бюджет Беларуси принимает активное участие в реализации экономического курса государства

Оценивая в целом результаты исполнения бюджетов всех уровней в 2007, 2008 году, а также состояние государственных финансов и уровень экономической безопасности страны, можно с уверенностью сказать, что налогово-бюджетная политика, которая реализовывалась в Беларуси в минувшие годы, оправдала себя.

В 2007 году было обеспечено своевременное финансирование расходов, проведена кропотливая работа по привлечению внутренних и внешних займов, многое сделано в вопросах совершенствования методологии финансов, перестройки механизмов исполнения бюджета. Реализованы меры по упрощению системы налогообложения и снижению налоговой нагрузки, что позволило предприятиям и организациям страны в 2007 году оставить в своем распоряжении финансовые средства в объеме около 800 млрд. рублей. Кроме того, субъектам хозяйствования реального сектора экономики оказывалась прямая бюджетная поддержка, что в комплексе с другими мерами способствовало экономическому развитию республики [26, с. 24].

Стоит отметить, что даже с учетом, оставленных в распоряжении предприятий средств доходы республиканского бюджета 2007 года на 26,2 % превысили фактические поступления в бюджет в 2006 году. Всего же за 2007 доходы республиканского бюджета сложились в сумме 36,2 трлн. рублей, что составляет 103,0 % уточненного годового плана.

Проведенная работа позволила обеспечить выполнение плановых поступлений по всем доходным источникам. При этом значительно возросла доля доходов от внешнеэкономической деятельности, за счет которых было сформировано около трети республиканского бюджета по доходам (без учета государственных целевых бюджетных фондов и Фонда социальной защиты населения). По итогам 2007 года поступления от внешнеэкономической деятельности в республиканский бюджет составили 6,3 трлн. рублей, или 103,5 % годового плана.

Также значительную часть доходов бюджета в 2007 году составил налог на добавленную стоимость, поступления которого сложились в сумме 6,1 трлн. рублей. Увеличение объемов поступления платежей по НДС на 17,9 процентного пункта по сравнению с 2006 годом обеспечено главным образом за счет роста валового внутреннего продукта. Существенное влияние на их уровень оказал рост налоговых вычетов, обусловленный наращиванием сумм НДС, принимаемых к зачету, а также активизация экспортной деятельности субъектов хозяйствования, приведшая к росту оборотов, облагаемых по нулевой ставке.

По информации Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, за 2007 год предприятиям экспортерам возвращено (зачтено) НДС на сумму 5,1 трлн. рублей, что на 77,2 % больше, чем в 2006 году. Немаловажную роль в доходах республиканского бюджета сыграли также поступления акцизов, которые составили 2,9 трлн. рублей, или 101,4 % плана. Наибольшие темпы, прироста по сравнению с 2006 годом наблюдались по акцизам на автомобильное топливо (кроме импортированного). Основополагающим фактором этого явилось увеличение объема реализации производимых нефтепродуктов на внутренний рынок.

Поступления налога на прибыль в 2007 году сложились в сумме 2,2 трлн. рублей, или 103,8 % уточненного плана.

Вместе с тем следует отметить, что не во всех областях республики выполнение плана поступлений по налогу на прибыль происходило без проблем. В частности, в течение 2007 года напряженно исполнялся этот показатель в Витебской и Гомельской областях. Объемы полученной прибыли в данных регионах составили около 90 % к уровню предыдущего года. Причина такой ситуации заключается в том, что на территории этих областей расположены нефтеперерабатывающие заводы. Рост цен на приобретаемое российское нефтяное сырье повлек увеличение затрат на производство, переработку и сбыт реализуемой продукции и, как следствие, оказал влияние на объемы прибыли и, соответственно, налога на прибыль.

В то же время в других регионах республики было достигнуто увеличение объемов получаемой прибыли от реализации продукции, работ, услуг. Так, прирост прибыли, полученной предприятиями Гродненской области за 11 месяцев 2007 года, составил 39,2 % по сравнению с аналогичным периодом 2006 года, что является самым высоким показателем в Беларуси.

Наряду с традиционными направлениями мобилизации средств, отличительной, знаковой особенностью 2007 года стало резкое повышение активности Республики Беларусь на рынке внешних заимствовании. В августе 2007 года впервые два ведущих международных рейтинговых агентства Standard & Poor's и Moody's Investors Service опубликовали присвоенные Беларуси значения суверенного кредитного рейтинга.

По итогам проведенной работы был заключен целый ряд соглашений по привлечению внешних ресурсов [26, с. 25].

Так, в декабре получен кредит Российской Федерации в размере 1,5 млрд. долларов сроком на 15 лет. Подписаны рамочное соглашение между Экспортно-импортным банком Китая и правительством Беларуси по кредиту в сумме 500 млн. долларов на строительство трех линий по производству цемента; рамочное белорусско-китайское межправительственное соглашение о предоставлении льготного кредита КНР на сумму 200 млн. китайских юаней (27,4 млн. долларов США), ряд других соглашений.

Помимо привлечения внешних займов, Министерство финансов провело активную работу по эффективному управлению имеющимися денежными ресурсами. Размещение временно свободных средств на депозиты в банковской системе страны в течение года позволило банкам дополнительно направить в белорусскую экономику 2,2 трлн. рублей, а бюджет, включая Фонд социальной защиты населения, пополнить доходами в сумме почти 240 млрд. рублей и более 32 млн. долларов.

Проводилась работа по сокращению задолженности налогоплательщиков перед бюджетом. В 2007 она снизилась на 85,2 млрд. рублей, составив на 1 января 2008 года 149,5 млрд. рублей.

Вместе с изменением структуры доходов бюджета страны в 2007 году изменилась и структура его расходов. Но, как и раньше, наибольший удельный вес составили расходы, направленные на решение социальных задач. В 2007 году на эти цели было выделено почти 25 трлн. рублей, или 53 % общих расходов консолидированного бюджета [26, с. 25].

Выделение таких средств позволило обеспечить текущее содержание учреждений социальной сферы и укрепление их материальной базы, направить значительные ресурсы на улучшение благосостояния населения, повышение заработной платы, стипендий, пенсий и пособий, выполнение государственных программ, направленных на улучшение демографической ситуации в республике.

Средняя заработная плата работников бюджетной сферы в декабре 2007 года составила 709,3 тыс. рублей, что эквивалентно 329,4 доллара. Повышены стипендии учащейся молодежи на 8 %, что позволило довести их размер в среднем до 120,0 тыс. рублей в высших учебных заведениях и 90,0 тыс. рублей в средних специальных. Пенсии по возрасту выросли на 17,9 %, составив в среднем за месяц 305,3 тыс. рублей.

При этом на финансирование социальной сферы не только выделяются значительные средства, но и проводится постоянная работа по их рациональному использованию.

В сфере образования, например, в целях упорядочения и оптимизации расходов на оплату труда разработаны и приняты в 2007 году типовые штаты и нормативы численности работников начальных, базовых, средних, вечерних (сменных), специальных общеобразовательных, вспомогательных школ, гимназий, лицеев, учебно-педагогических комплексов «ясли - сад - школа» и «детский сад - школа». Общие расходы республиканского бюджета на финансирование образования составили в 2007 году 1,1 трлн. рублей.

На здравоохранение из республиканского бюджета было выделено 937,4 млрд. рублей. В том числе в течение года дополнительно изыскано около 100 млрд. рублей, которые были направлены на выполнение поручений президента и правительства Беларуси в области здравоохранения.

Наряду с ярко выраженной социальной направленностью бюджет 2007 года принимал активное участие в реализации экономической политики государства. Так, значительные средства были выделены на финансирование Государственной программы возрождения и развития села. Фактически на выполнение мероприятий данной программы в 2007 году было использовано 7,5 трлн. рублей бюджетных средств, что на 25 % больше, чем предусматривалось первоначально. В том числе на развитие социальной сферы села было направлено 3,1 трлн. рублей, агропромышленного комплекса – 4,4 трлн. рублей [26, с. 26].

Государственная поддержка, оказанная юридическим лицам, оценивается в сумме около 2 трлн. рублей. В частности, в течение года по решению президента страны ряд предприятий и организаций были освобождены от уплаты налогов на общую сумму 632 млрд. рублей. Финансовая помощь, оказанная из республиканского бюджета субъектам хозяйствования, составила 165 млрд. рублей.

Кроме того, предприятиям и организациям предоставлены налоговые кредиты, отсрочки, рассрочки уплаты платежей в бюджет на сумму 52 млрд. рублей, выданы бюджетные ссуды и займы в размере 556 млрд. рублей.

На уровне местных бюджетов налоговые освобождения, объемы бюджетных ссуд и займов составили около 550 млрд. рублей.

Наряду с прямой поддержкой реального сектора экономики бюджет способствовал наращиванию ресурсного потенциала банковской системы страны. За счет средств республиканского бюджета уставные фонды банков в 2007 году увеличены на 552 млрд. рублей, что составило более 70 % их прироста.

На необходимом уровне в 2007 году осуществлялось финансирование расходов на жилищное строительство, расходов, связанных с ликвидацией последствий аварии на Чернобыльской АЭС, а также на научную, научно-техническую и инновационную деятельность. Значительные средства направлены на реализацию государственных программ.

В целом государственные программы, предусмотренные в законе о бюджете на 2007 год, профинансированы в сумме 5,8 трлн. рублей, или 98,7 % годового плана. Государственные заказчики в основном осваивают выделенные на финансирование программ бюджетные ассигнования. Вместе с тем по отдельным программам уровень исполнения плана ниже среднего.

Государственная инвестиционная программа в 2007 году профинансирована в сумме около 1,5 трлн. рублей, или 99,9 % плана. За год из 546 объектов инвест - программы введено в эксплуатацию 232 объекта (включая пусковые комплексы).

Кроме того, в течение 2007 года из республиканского бюджета оказывалась финансовая помощь бюджетам регионов, которая в итоге составила около 6 трлн. рублей, или 99,5 % годового плана. В том числе из фонда финансовой поддержки административно-территориальных единиц выделено 3,9 трлн. рублей 100% годового плана.

Что касается бюджетно-налоговой политики 2008 года, то с целью снижения налоговой нагрузки было предусмотрена отмена налога с пользователей автомобильных дорог и отчислений в государственный целевой бюджетный фонд развития строительной науки, а также местных сборов с пользователей по трем объектам обложения (за осуществление торговли, строительство объектов и размещение наружной рекламы на иностранных языках на территории соответствующих административно-территориальных единиц).

В результате внесения изменений в законодательство средства, оставшиеся в распоряжении предприятий после отмены налога с пользователей автомобильных дорог, позволили улучшить производственные и финансовые показатели белорусских товаропроизводителей, повысить их конкурентоспособность на внешних рынках. Отмена вышеназванных местных сборов способствовало улучшению финансового положения в торговле и стимулированию строительной отрасли, сокращению издержек при осуществлении капитального строительства [44, с. 28].

В целом же изменение налогового законодательства по расчетам Министерства финансов привело к уменьшению доходов (налоговой нагрузки) бюджета Республики Беларусь в 2008 г. приблизительно на 980 млрд руб., или на 0,9 % к ВВП.

Наряду со снижением налоговой нагрузки в 2008 г были предусмотрены ряд мер по упрощению налоговой системы и, в частности, порядка исчисления и уплаты следующих налогов:

по налогу на прибыль:

·       установлена в качестве объекта налогообложения валовая прибыль (общая прибыль от реализации продукции и доходов от внереализационных операций, уменьшенная на сумму расходов по этим операциям);

по экологическому налогу:

·       функции уплаты в бюджет платежей за размещение отходов производства с собственников отходов возложены на владельцев полигонов. Это позволило уменьшить количество плательщиков данного налога с 15 тысяч до 170;

·       упрощен порядок предоставления налоговых деклараций по платежам за размещение отходов производства на территории самих субъектов хозяйствования. В результате этого декларации подаются только при возникновении у плательщика обязательств по уплате названных платежей за прошлый месяц (в настоящее время плательщики экологического налога представляют в налоговые органы 11 деклараций);

·       объеденены платежи экологического налога за размещение отходов производства и платежи за размещение товаров, помещенных под таможенный режим уничтожения, в результате чего количество подаваемых плательщиками в налоговые органы в течение года деклараций (расчетов) сократится;

·       сокращено количество платежей за выбросы вредных веществ с 600 до 46 платежей по основным вредным веществам;

по подоходному налогу:

·          снижена с 20 до 15 % размера ставки налога в части доходов, полученных плательщиками не по месту их основной работы, что позволит сократить сферу декларирования доходов граждан;

по государственной пошлине:

·          в состав объекта обложения включены действия, по которым раньше взимались регистрационные и лицензионные сборы. Это мероприятие направлено на введение единого налогового механизма при осуществлении юридически значимых действий и выдаче документов, имеющих юридическую силу;

по арендной плате за землю:

·          установлены одинаковые с земельным налогом сроки уплаты и подачи налоговых деклараций, а также контроль налоговых органов за полнотой и своевременностью ее уплаты.

С целью более полной аккумуляции в бюджете средств бюджетных организаций, получаемых в качестве компенсации затрат государства, с 2008 г. впервые установлены законодательные нормы, в соответствии с которыми данные средства поступают в республиканский и местные бюджеты, за счет средств которых в установленном порядке будет осуществляться финансирование этих организаций. В 2008 г. объем названных поступлений в проекте консолидированного бюджета составил 205,5 млрд руб. Основную часть поступлений получены за счет доходов, поступающих в порядке возмещения расходов по содержанию граждан, находящихся на государственном обеспечении, платы за нахождение детей в оздоровительных лагерях, за питание в детских дошкольных учреждениях и др.

Согласно Основным направлениям денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2008 г., как и в предыдущие годы, сохраняется стратегическая направленность на защиту и обеспечение устойчивости белорусского рубля, его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам. Изменение официального обменного курса национальной валюты к доллару США была на уровне ± 2,5 %.

Ставка рефинансирования к концу 2008 г. не превысила 7–9 % годовых, ставки по вновь выдаваемым банковским кредитам — 10–12 % годовых, по вновь привлекаемым срочным депозитам — 7–10 % годовых.

Прирост рублевой денежной массы составил 34–38 %, широкой денежной массы — 33–37 %, рублевой денежной базы — 29–33 %, ресурсной базы банков — 33–37 %.

Кредитование банками экономики страны возросли на 36–41 %. Объем инвестиционного кредитования составил 5,3–5,7 трлн руб. Кредитование банками жилищного строительства выполнен в объеме 2,7 трлн руб., в т.ч. льготное кредитование — 2,5 трлн руб.

Приоритетным направлением, как и в предыдущие годы, в 2008 году было кредитование банками экспортоориентированных организаций, агропромышленного комплекса в части реализации важнейших мероприятий Государственной программы возрождения и развития села на 2005–2010 гг., жилищного строительства.

В области валютного регулирования в 2008 году Национальным банком страны были осуществлены комплексы мероприятий, направленных на дальнейшую либерализацию валютных операций. [44, с. 30].

В Законе Республики Беларусь от 26 декабря 2007 г. № 303-З «О бюджете Республики Беларусь на 2008 год» (далее — Закон № 303-З) реализованы подходы по формированию основных доходных источников республиканского и местных бюджетов, приоритеты в финансировании расходов, отношение к дефициту бюджета и др.

В 2009 году дополнительно предлагается снизить ставку сбора в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки до 1% от выручки, полученной от реализации товаров (работ, услуг). Это продолжит последовательную работу по отмене «оборотных» налогов, которые наиболее существенно влияют на финансовое положение плательщиков. Если предложение рабочей группы будет принято, в распоряжении налогоплательщиков останется 1, 3 трлн. руб., что составляет более 1% к ВВП [42, с. 8].

В проекте предполагается также исключить из обложения налогом на недвижимость активную часть основных производственных фондов - оборудование. Налог сохранится только в отношении недвижимого имущества - зданий и сооружений. Эта мера станет дополнительным стимулом для модернизации экономики и высвободит на эти цели более 300 млрд. руб., или 0,3% ВВП. Кроме того, намечено установить единую ставку местного налога с продаж товаров в розничной торговле и местного налога на услуги в размере 5% . Благодаря этому снижение налоговой нагрузки на потребительский рынок товаров и услуг составит порядка 300 •млрд. руб.

Выпадающие доходы местных бюджетов в связи с уменьшением ставок налогов с продаж и на услуги и исключением из объекта обложения налогом на недвижимость активной части основных производственных фондов будут компенсированы за счет увеличения норматива отчислений от налога на добавленную стоимость в бюджеты областей и г. Минска, а также дополнительными доходами от создания новых производств.

Намечено и далее совершенствовать порядок и условия применения подоходного налога с физических лиц. Предлагается перейти к применению линейной (единой) ставки этого налога в размере 12% и увеличить размер налоговых вычетов. Реализация предлагаемых мер обеспечит снижение налоговой нагрузки в 2009 году на 1,2% к ВВП (суммарно это составит около 1,4 трлн. руб.).

Одновременно Министерство по налогам и сборам намерено провести упрощение и сокращение процедур налогового администрирования.

В 2010 году планируется полностью отменить сбор в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки. После этого в распоряжении плательщиков останется 1,3 трлн. руб. Предлагается также отменить местные целевые сборы из прибыли, взимаемые по ставке 3% , — транспортный сбор и отчисления на развитие инфраструктуры. Это позволит увеличить чистую прибыль налогоплательщиков на 550 млрд руб. Налоговая нагрузка в 2010 году, по подсчетам рабочей группы, снизится еще на 1,2% к ВВП [42, с. 8].

По оценке Министерства экономики, уменьшение налоговой нагрузки на 1 процентный пункт дает 0,6% роста ВВП. Таким образом, экономический эффект от предлагаемых мер должен увеличить ВВП на 1,5% . При этом удастся выйти на целевой показатель Программы социально-экономического развития по снижению уровня налоговой нагрузки на экономику на 3-4 процентных пункта к ВВП.

Фактически в сопоставимых условиях (т.е. без учета ФСЗН и отчислений в инновационные фонды) налоговая нагрузка снизится с 30,9% в 2006 году до 24,8% в 2010 году, или на 6 процентных пунктов.

Наряду с предложенными мерами совершенствования налоговой системы приоритетным направлением политики доходов станет повышение эффективности использования государственных ресурсов. Для этого, на наш взгляд, целесообразно повысить ставки платежей за добычу природных ресурсов по таким высокодоходным продуктам, как калийная соль и вода из поверхностных и подземных источников.

Предполагается установить прозрачный механизм использования прибыли, которая остается после уплаты налогов на пополнение оборотных средств (с доведением индивидуальных либо отраслевых нормативов обеспеченности ими), капитальные вложения (в объемах инвестиционной программы предприятия, утверждаемой министерством). Оставшуюся часть прибыли направлять на погашение банковских кредитов и господдержки (если таковая была), а ее свободный остаток — в бюджет.

С учетом изложенных подходов в области налоговой политики намечено сохранить сложившуюся структуру доходов бюджета и сформировать необходимую финансовую базу для осуществления государственных расходов. Бюджетная политика в области расходов в среднесрочной перспективе будет нацелена на повышение качества и уровня жизни населения, рост эффективности бюджетных расходов.

Основные приоритеты бюджетной политики на предстоящие годы:

·     рост заработной платы в бюджетной сфере;

·     взвешенная политика расходов на содержание бюджетных организаций;

·     корректировка форм государственной поддержки реального сектора экономики;

Исходя из роста цен на импортируемый природный газ планируются расходы на возмещение из бюджета затрат по оказанию жилищно-коммунальных услуг гражданам. Расходы на субсидирование организаций ЖКХ определены исходя из роста тарифов для населения. Прогнозируемый уровень возмещения затрат организаций ЖКХ тарифами для населения составит не менее 32%. С учетом роста заработной платы в экономике в среднем на 100 долларов предлагаемое повышение тарифов, на наш взгляд, экономически оправданно.

Сохранится активная поддержка реального сектора экономики со стороны государства. Намечается расширить ее за счет корректировки подходов к получателям и увеличить бюджетные расходы на эти цели. В частности, прямую государственную поддержку предприятий из бюджета в форме финансовой помощи, бюджетных ссуд и займов предлагается сократить как менее эффективную и ограничить объемом, необходимым для исполнения в будущем году по уже принятым решениям. Высвобождаемые ресурсы в сумме около 100 млрд. руб. планируется перераспределить в пользу косвенной государственной поддержки - льготирования процентов по кредитам. Это должно стимулировать предприятия к самостоятельному привлечению средств на внутреннем и внешних финансовых рынках под окупаемые и эффективные инвестиционные проекты. Привлечение ресурсов может осуществляться за счет банковских кредитов и путем выпуска корпоративных облигаций. Процентные платежи по таким облигациям предлагается также льготировать за счет бюджета по аналогии с банковскими кредитами. При условии льготирования 50% ставки по кредиту или облигации дополнительные средства на эти цели в сумме 100 млрд. руб. позволят привлечь в экономику кредитные ресурсы на сумму около 2 трлн. руб.

Политика снижения налоговой нагрузки, задачи по ускоренному росту заработной платы, воздействие внешних факторов существенно сужают возможности финансирования ряда расходов бюджета. В этой связи для обеспечения его максимальной сбалансированности расходы на государственную инвестиционную программу планируются на уровне 2009 года [42, с. 9].

В условиях благоприятной внешней конъюнктуры рынка продовольствия и возможного повышения внутренних цен на сельскохозяйственную продукцию на уровне 2009 года могут быть сохранены расходы фонда поддержки сельхозпроизводителей. Дополнительные источники финансирования села будут обеспечены возрастающей выручкой сельхоз - предприятий и дополнительными инвестиционными ресурсами государства, как в 2009 году.

Доходы консолидированного бюджета (без учета целевых бюджетных фондов) оцениваются в сумме около 50 трлн. руб., расходы - до 52 трлн. руб. Дефицит бюджета составит около 1,5% к ВВП.

Финансирование дефицита республиканского бюджета будет осуществляться за счет остатков средств бюджета, образовавшихся по состоянию на 1 января 2009 г., а также внешних и внутренних государственных заимствований. Предлагаемые направления бюджетной политики позволят обеспечить реализацию основных параметров Программы финансового развития, решить задачи, поставленные Главой государства перед правительством.

Таким образом, рыночный механизм не в состоянии в полной мере обеспечить перераспределение средств так, чтобы они соответствовали целям и задачам всего общества, поэтому необходимо применять государственные методы финансового регулирования, в разумных пределах осуществлять государственное вмешательство в экономику и проводить финансовую политику. Вмешательство в экономику осуществляется с помощью государственных инвестиций, налогово-бюджетной, кредитно-денежной, амортизационной, валютной и таможенной политики, а также деятельности различных государственных структур.

Бюджет, объединяя в себе основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы), является ведущим звеном финансовой системы любого государства, главным средством мобилизации и расходования ресурсов государства, дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения. В этом и проявляется, важная как экономическая, так и политическая роль государственного бюджета в любом современном обществе

4.      МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОВЕДЕНИЯ ЛЕКЦИИ НА ТЕМУ «ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ »


4.1 Программная аннотация

1.      Сущность понятия «Финансовая система».

Сущность понятий финансы и финансовая система. Возникновение финансов. Современные подходы к определению понятия финансовая система.

2.      Основные сферы и звенья финансовой системы.

Структура финансовой системы Республики Беларусь. Функции финансовой системы. Краткая характеристика сфер и основных звеньев финансовой системы. Их функции.

3.  Государственный бюджет как главное звено финансовой системы.

Социально – экономическая сущность государственного бюджета. Структура государственного бюджета Республики Беларусь. Его функции и роль в государственном регулировании экономики.

4.2 Методическая разработка лекции на тему: «Финансовая система Республики Беларусь»

 


Методические приемы

План урока:

1      Сущность понятия «Финансовая система».

2        Основные сферы и звенья финансовой системы.

3        Государственный бюджет как главное звено финансовой системы.


Введение:

На современном этапе развития человеческого общества возрастает роль финансовой системы в управлении рыночной экономикой и востребованностью высококвалифицированных специалистов – экономистов в области финансов.

Большинство теоретиков и практиков-экономистов определяют финансы как специфическую форму производственных отношений. Эти финансовые отношения объективны, они существуют независимо от воли и сознания людей, поскольку обусловлены потребностями общества. Государство лишь организует соответствующим образом объективно существующие финансовые отношения.

На данном уроке необходимо рассмотреть понятия финансы и финансовая система, раскрыть их сущность и функции. А также поговорить о сферах и звеньях финансовой системы в РБ, закрепить пройденный материал.

3 минуты

Актуальность темы









Задачи урока

1.    Сущность понятия «Финансовая система».

Что вы понимаете под словом «финансы»?

Взгляды на понятие финансы и подходы к оценке его важнейших функций в экономическом механизме отличаются разнообразием точек зрения и теоретических посылок.

В повседневном обиходе финансы отождествляют с деньгами. Однако финансы это не деньги и не вещи. В экономической науке под финансами понимают систему экономических отношений, связанных с образованием, распределением и использованием фондов денежных средств.

Финансовая наука длительное время рассматривала категорию «финансы» упрощенно, как некую сумму денежных средств, используемых государством и другими участниками денежных отношений.

С научной точки зрения сведение финансов к денежным средствам неправомерно, так как под финансами, по мнению большинства экономистов, необходимо понимать экономические (денежные) отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

Большинство экономистов считают, что финансы возникли в условиях регулярного товарно-денежного обращения в связи с развитием государств и его потребностей в ресурсах.

Финансы — категория историческая, так как имеют стадию возникновения и развития. Они появились одновременно с возникновением государства и изменялись вместе с ним.

На протяжении многих столетий в государствах обозначились четыре устойчивых направления расходов денежных средств: на военные цели, управление, поддержание тех или иных сфер экономики, социальны нужды. Более определенной и устойчивой стала система формирования государственных доходов. На смену натуральным податям пришли налоги в денежной форме. Вместе с тем этому историческому периоду была свойственна узость финансовой системы, поскольку она состояла из одного звена — бюджетного, а количество финансовых отношений было ограничено и все они были связаны с формированием и использованием бюджета.

Для государственных финансов стран с рыночной экономикой был характерен быстрый рост расходов, что обусловлено, прежде всего, милитаризацией экономики

Значительное развитие получили финансы предприятий различных форм собственности. В развитых зарубежных странах основной организационно-правовой формой стали акционерные общества.

Значительное развитие получили расходы, связанные с вмешательством государства в экономику. Это выразилось в том, что возросли государственные капитальные вложения, направляемые в электроэнергетику, угольную, газовую и другие отрасли промышленности, на поддержку сельского хозяйства — одни из самых опекаемых отраслей экономики.

Как было сказано выше, очень часто в обыденной жизни финансы отождествляют с деньгами. Однако это два различных, но взаимосвязанных понятия.

Чем отличаются финансы от денег?

Финансы существенно отличаются от денег как по содержанию, так и по выполняемым функциям. Деньги — это товар особого рода, стихийно выделившийся в общей массе товаров. Его особенность состоит в том, что он по сути представляет собой всеобщий эквивалент, с помощью которого измеряются затраты труда товаропроизводителей. Если деньги можно считать всеобщим эквивалентом, то финансы представляют собой экономическую категорию, характеризующую процесс образования и использования доходов, централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

К важнейшим централизованным фондам (применительно к Беларуси) относятся государственный бюджет; республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции и продовольствия; республиканский фонд охраны природы; республиканский фонд социальной защиты населения; инновационный фонд и др.

К децентрализованным денежным фондам, которые формируются у хозяйствующих субъектов, относятся: фонды заработной платы, экономического стимулирования, накопления, амортизационный фонд, страховой, резервный фонд, фонд оборотных средств и др.

Исходя из выше сказанного понятие финансы — это экономический инструмент распределения и перераспределения валового внутреннего продукта (ВВП) и национального дохода (НД), орудие контроля образования и использования фондов денежных средств.

Главное назначение финансов заключается в том, чтобы путем образования денежных доходов и фондов обеспечивать выполнение всех функций государства (обороны страны, охраны собственности и др.), а также осуществлять контроль за расходованием финансовых ресурсов.

Сущность финансов выражается в их функциях.

На современном этапе финансы выполняют три функции: распределительную, контрольную и регулирующую.

Распределительная функция финансов связана с распределением стоимости произведенного общественного продукта, формированием у субъектов экономических отношений доходов и накоплений, с созданием фондов денежных средств. Она проявляется при распределении национального дохода, когда происходит формирование так называемых основных (первичных) доходов. Их сумма равна национальному доходу. Основные доходы формируются при распределении национального дохода среди участников общественного производства. Они делятся на две группы: а) заработная плата; б) доходы предприятий.

Контрольная функции финансов проявляется в контроле за распределением валового внутреннего продукта и национального дохода по соответствующим фондам и расходованием их по целевому назначению.

Одна из важных задач финансового контроля — проверка соблюдения законодательства по финансовым вопросам, своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетной системой, налоговой службой, банками, а также взаимных обязательств предприятий и организаций по расчетам и платежам.

Кто осуществляет финансовый контроль в РБ?

Большую роль в осуществлении финансового контроля играет Министерство финансов Беларуси и его органы. Весьма эффективен контроль, осуществляемый работниками Министерства по налогам и сборам Беларуси. Важную работу в деле осуществления финансового контроля проводят также специальные финансовые подразделения отраслевых министерств и ведомств Беларуси (финансовые управления или отделы), учреждения банков, Комитет государственного контролля, Президент, парламент, Совет министров страны и др.

Регулирующая функция финансов проявляется через воздействие государства на экономическое развитие (поведение хозяйствующих субъектов, развитие отдельных территорий и отраслей) посредством финансовых рычагов. Основными инструментами, которые при этом используются, являются следующие:

1) налоги; 2) государственные расходы; 3) регулирование или контроль, посредством принятия соответствующих законов; 4) установление предельных цен на некоторые товары и услуги (главным образом в отраслях естественных монополий).

Таким образом, финансы такая экономическая категория, которая характеризует процесс использования, распределения денежных средств в государстве централизованным или децентрализованным путём. Главное назначение финансов обеспечить не только потребности государства, а также предприятий, организаций, населения в денежных средствах, но и обеспечить контроль за расходом денежных средств. Это помогает выполнить сбалансированность и четкое распределение функций между сферами и звеньями финансовой системы, что и будет рассмотрено в следующем вопросе

25 минут

Вопрос для активизации внимания учащихся.




Объяснение понятия финансы



Дать объяснения

























Дать пояснение








Вопрос для размышления














Дать объяснение


















Дать пояснение





Вопрос для активизации внимания учащихся
















Логический переход ко 2 вопросу

2.      Основные сферы и звенья финансовой системы.

Финансовая система государства является отображением форм и методов конкретного использования финансов в экономике.

Финансовая система - совокупность относительно обособленных взаимосвязанных финансовых отношений, которые отображают специфические формы и методы распределения и перераспределения ВВП.

Сложность и многогранность этих финансовых отношений обусловливает необходимость классификации их по сферам функционирования, а сферы — по звеньям. Сфера характеризует обобщенную по определённому признаку совокупность финансовых отношений. Звенья показывают обособленную часть финансовых отношений.

Исходя из специфики финансовых отношений их можно разделить на две крупные сферы:

1        финансы субъектов хозяйствования различных форм собственности (децентрализованные финансы);

2        государственные или общегосударственные (централизованные) финансы.

Финансы субъектов хозяйствования представляют собой систему денежных отношений, связанных с формированием и использованием денежных фондов предприятий. Они включают денежные отношения, которые возникают между: предприятиями (это главным образом плата за продукцию и услуги); предприятиями и вышестоящими организациями (образование централизованных фондов министерств и ведомств); предприятиями и входящими в них структурными подразделениями; предприятиями и государственным бюджетом (платежи в бюджет, финансирование из бюджета); предприятиями и учреждениями банков (получение кредитов, их возврат, уплата процентов за пользование кредитом) и др.

В сфере финансов субъектов хозяйствования выделяют следующие звенья:

·        финансы коммерческих организаций

Что такое коммерческие организации?

Коммерческими организациями являются те юридические лица, которые преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и (или) распределяют полученную прибыль между участниками.

Финансы коммерческих предприятий (коммерческих организаций) являются основой всей системы финансовых отношений, поскольку именно на этих предприятиях в процессе производства создается решающая доля национального дохода страны — главного источника формирования как децентрализованных, так и централизованных фондов. От результатов деятельности коммерческих предприятий во многом зависит финансовое положение страны в целом. Финансовые ресурсы предприятий, работающих на принципах коммерции, состоят в основном из собственных средств (денежные доходы и накопления), а также из привлеченных и заемных средств.

·        финансы некоммерческих организаций

Некоммерческими организациями признаются те, которые не ставят своей целью извлечение прибыли и не распределяют полученную прибыль между участниками.

Что вы понимаете под домашними хозяйствами?

Под домашним хозяйством понимается хозяйство, которое ведется одним или несколькими лицами, проживающими совместно и имеющими общий бюджет. Термин «домашнее хозяйство» не равнозначен термину «семья». В отличие от семьи домохозяйство включает не только родственников, но и наемных работников.

Вторая крупная сфера общегосударственные финансы представляют собой систему денежных отношений, связанных с формированием централизованных фондов денежных средств и использованием их для выполнения функций государства.

В состав общегосударственных финансов включаются следующие звенья: государственный бюджет (республиканский и местные бюджеты), государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды; государственный кредит.

Центральное место в финансовой системе занимает государственный бюджет – самый крупный денежный фонд, который использует правительство для финансирования своей деятельности. За счет государственного бюджета содержатся армия, милиция, значительная часть здравоохранения, с его помощью государство оказывает воздействие на экономические процессы.

В силу своего особого положения государственный бюджет взаимодействует с другими звеньями финансовой системы, оказывая им при необходимости помощь. Она производится путем передачи денежных средств из центрального государственного фонда муниципальным финансовым фондам, фондам государственных предприятий и специальным правительственным фондам.

В состав государственного бюджет Республики Беларусь включаются бюджеты отдельных областей и бюджет города Минска, составляющие в совокупности консолидированный бюджет страны.

Вторым важным звеном общегосударственных финансов являются внебюджетные фонды. Они представляют собой средства правительства и местных органов власти, связанные с финансированием расходов, не включенных в бюджет. Формирование внебюджетных фондов позволяет привлечь дополнительные финансовые ресурсы, которые затем используются на отдельные мероприятия. По своему экономическому содержанию внебюджетные фонды представляют собой форму перераспределения и использования финансовых ресурсов.

Внебюджетные фонды имеют строго целевое назначение — мобилизация средств для пенсионного обеспечения, занятости населения, обязательного медицинского страхования, развития приоритетных отраслей экономики и т.д. Формирование внебюджетных фондов осуществляется за счет обязательных целевых отчислений предприятий. Внебюджетные фонды отделены от бюджетов и имеют определенную самостоятельность. Общее число внебюджетных фондов в каждой стране определяется правительством. Порядок формирования и использования внебюджетных и целевых бюджетных фондов регламентируется законодательством.

Следующим важным звеном общегосударственных финансов является государственный кредит.

Что вы знаете о государственном кредите?

Посредством кредита осуществляется формирование дополнительных финансовых ресурсов государства за счет мобилизации временно свободных средств населения, предприятий, организаций и учреждений. Государственный кредит представляет собой совокупность денежных отношений, возникающих между государством как заемщиком (или заимодателем) денежных средств и физическими (юридическими) лицами, иностранными правительствами в процессе формирования и использования общереспубликанского фонда денежных средств. Государственный и муниципальный кредит это механизм объединения свободных денежных средств предприятий, организаций и населения, при помощи таких финансовых инструментов как выпуск облигаций, государственных и муниципальных займов, лотерей. Банковский кредит обеспечивает аккумуляцию банками денежных фондов, за счет свободных денежных средств организаций и населения, которые хранятся на определённых счетах.

Объективная необходимость существования государственного кредита заключается в постоянной нехватке средств государственного бюджета на удовлетворение потребностей общества, наличии бюджетного дефицита.

Государственный кредит может быть внутренним и внешним, отличающиеся видами заемных инструментов, условиями размещения, составом кредиторов, валютой займа. Внутренним называется государственный кредит, размещаемый внутри страны, если он размещается в других странах, то это внешний кредит.

Специфической сферой финансовой системы являются органы управления финансами — финансовый аппарат — третья сфера финансовой системы, называемая иногда институционной системой.

Государство осуществляет руководство финансами, регулирует и направляет финансовую деятельность через свои законодательные и исполнительные органы, которые наделяются соответствующей компетенцией.

Центральным органом, проводящим финансовую политику и осуществляющим управление финансами, является Министерство финансов Республики Беларусь. Оно функционирует в соответствии со специальным Положением о Министерстве финансов Республики Беларусь, утвержденным Правительством Республики Беларусь.

Особенность третьей сферы (финансового аппарата) состоит в том, что он является частью государственного аппарата, его нельзя включать в состав финансовых отношений. Однако финансовый аппарат оказывает непосредственное воздействие на финансовые отношения, он организует их так, чтобы они оказывали эффективное воздействие на все стороны деятельности народного хозяйства.

Состав финансовой системы страны во многом зависит от того, является государство федеральным или унитарным. Республика Беларусь является унитарным государством. Поэтому в отличие, например, от России, являющейся федеральным государством, финансовая система Беларуси имеет особенности. Они состоят в том, что в составе финансовой системы Республики Беларусь отсутствует такое звено, как финансы федеральных органов власти. В системе внебюджетных фондов России насчитывается более 30 таких внебюджетных фондов, между тем как в Беларуси количество внебюджетных фондов составляют единицы.

Необходимо отметить, что состав и структура финансовой системы в стране не является неизменной. По мере развития и совершенствования экономических отношений в обществе в составе финансовой системы Республики Беларусь происходят определенные изменения. Все подсистемы образуют единую финансовую систему. Важнейшим звеном финансовой системы является государственный бюджет. О его сущности, структуре пойдет речь в следующем вопросе.

35 минут

Объяснение материала



Дать определение понятию финансовая система






























Вопрос для активизации внимания учащихся




Дать объяснение










Вопрос на размышление







Дать определение понятию общегосударственные финансы




























Дать пояснение
















Вопрос для размышления


Дать объяснение
















Дать пояснение































Логический переход к 3 вопросу


3.      Государственный бюджет – главное звено финансовой системы.

Государственный бюджет – неотъемлемая часть экономического регулирования государства. В нем заложены основные элементы экономической жизни общества. Именно поэтому он имеет такое важное значение. Обсуждение отдельных статей этого закона может продолжаться бесконечно.

Что такое бюджет? Что вы о нем знаете?

Бюджет является важным звеном финансовой системы страны. Отражая содержание процессов производства и распределения общественного продукта и национального дохода, бюджет представляет собой экономическую форму образования и использования основного централизованного фонда денежных средств государства.

В современных условиях бюджет представляет собой план формирования и использования финансовых ресурсов для финансового обеспечения задач и функций государства и местных органов самоуправления.

Применительно к Республике Беларусь различают вышестоящий бюджет и нижестоящий бюджет. Вышестоящий бюджет - это республиканский бюджет или бюджет вышестоящей административно - территориальной единицы по отношению к бюджету нижестоящей административно - территориальной единицы. Нижестоящий бюджет — это бюджет нижестоящей административно-территориальной единицы по отношению к бюджету вышестоящей административно-территориальной единицы или республиканскому бюджету.

Государственный бюджет в РБ определен как "основной финансовый план формирования и использования денежных средств для обеспечения функций государственных органов, экономического и социального развития Республики Беларусь или соответствующих административно- территориальных единиц (областей, районов, городов, поселков городского типа, сельсоветов)".

Бюджетная система — это совокупность всех бюджетов, действующих на территории страны. В настоящее время в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, бюджетная система Республики Беларусь состоит из двух уровней: республиканского и местных бюджетов.

Местные бюджеты делятся на:

·        бюджеты первичного уровня (сельские, поселковые, городские (городов районного подчинения);

·        бюджеты базового уровня (районные и городские (городов областного подчинения);

·        бюджеты областного уровня и бюджет города Минска.

Различают еще такое понятие, как «консолидированный бюджет», который представляет собой совокупность бюджетов Республики Беларусь или соответствующей административно-территориальной единицы Республики Беларусь.

Консолидированный бюджет района состоит из бюджетов сельсоветов, поселков городского типа, городов районного подчинения и районного бюджета. Консолидированный бюджет области состоит из консолидированных бюджетов районов, городов областного подчинения и областного бюджета. Консолидированный бюджет Республики Беларусь состоит из республиканского бюджета, консолидированных бюджетов областей и бюджета города Минска.

Министерство финансов Республики Беларусь и местные финансовые органы ежегодно составляют консолидированные бюджеты соответственно Республики Беларусь и ее административно - территориальных единиц.

В качестве критериев эффективности бюджетной политики можно выделить следующие:

* уровень собираемости бюджетных доходов в целом, налогов в частности;

* уровень выполнения бюджетных обязательств;

* величину бюджетного дефицита и скорость роста государственного долга;

* объем финансовых ресурсов, отвлекаемых на обслуживание государственного бюджета;

* величину валютных резервов, используемых для финансирования бюджетного дефицита;

* динамику валового внутреннего продукта;

* уровень безработицы;

* степень выполнения законодательных и приравненных к ним актов о бюджете.

Бюджет, как экономическая категория, выполняет следующие функции:

·        распределительную (перераспределение денежных доходов между различными отраслями и сферами деятельности, социальными слоями общества и т.д.)

·        стимулирующую

·        регулирующую

·        контрольную (сигнализация обо всех отклонениях в движении бюджетных средств)

Распределительная функция бюджета проявляется через распределение и перераспределении денежных доходов между разными сферами деятельности, подразделениями общественного производства, уровнем государственного управления, социальными слоями общества.

Вовлечение в бюджетное перераспределение элементов национального богатства, как, например, золотого запаса, валютных резервов, накопленных страховых резервов и др. сопряжено, как правило, с чрезвычайными обстоятельствами (войной, глубоким экономическим кризисом, последствиями крупномасштабных техногенных и стихийных бедствий и т.п.). В экономически развитых странах через бюджеты разных уровней перераспределяется от 30 до 50 % национального дохода.

Контрольная функция бюджета проявляется в том, что с ее помощью выявляется финансовое положение конкретных субъектов хозяйствования, отраслей народного хозяйства, административно-территориальных образований, хотя далеко не все их финансовые ресурсы проходят через бюджет.

Бюджет выступает также важным инструментом регулирования и стимулирования экономики, повышения эффективности производства, средством привлечения дополнительных инвестиций для развития национальной экономики.

Как вы считаете, налоги могут выступать средством регулирования и стимулирования экономики?

Используя такой инструмент, как налоги, государство может стимулировать или, наоборот, сдерживать развитие отдельных отраслей экономики. Это осуществляется посредством определения перечня налогов, налоговых ставок или налоговых льгот для отдельных хозяйствующих субъектов или видов деятельности. Регулирование и стимулирование экономики осуществляется также посредством бюджетного финансирования. Через бюджет оказывается поддержка таким отраслям, как сельское хозяйство, атомная промышленность, авиастроение, угольная промышленность, осуществляется финансирование фундаментальных научных исследований, космических программ.

Бюджет, как совокупность денежных отношений, является исключительно важным инструментом воздействия на развитие экономики и социальной сферы страны. Это воздействие бюджет оказывает через соответствующие группы бюджетных отношений — доходы и расходы бюджета, выражающих последовательные этапы перераспределения стоимости общественного продукта, концентрируемой в руках государства.

Доходы и расходы бюджета - это объективно обусловленные категории, каждая из которых имеет общественное значение; доходы служат финансовой базой деятельности государства, расходы – удовлетворению общегосударственных потребностей.

Расходы государственного бюджета - это экономические отношения, возникающие в связи с распределением фонда денежных средств государства и его использованием по отраслевому, целевому и территориальному назначению. Для выяснения роли и значения многообразных бюджетных расходов их обычно классифицируют по определенным признакам: по роли в воспроизводстве, общественному значению, отраслям производства и видам деятельности, целевому назначению.

По роли в общественном производстве расходы государственного бюджета подразделяются на две части: одна связана с развитием материального производства, совершенствованием его отраслевой структуры, другая используется на содержание и дальнейшее развитие непроизводственной сферы.

В соответствии с общественным назначением, все расходы бюджета могут быть подразделены на четыре группы: народное хозяйство, социально-культурные мероприятия, оборона и управление.

Все расходные статьи бюджета делятся на защищенные и незащищенные.

Перечень защищенных дается ежегодно в законе о бюджете. Защищенные статьи не подлежат сокращению при недостатке доходных источников.

Из чего формируется доходная часть бюджета?

Доходы бюджета выражают экономические (денежные) отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами в процессе формирования денежных средств, которые поступают в распоряжение центральных и местных органов власти. Формой проявления этих отношений выступают различные виды платежей населения и юридических лиц.

В соответствии с Бюджетным кодексом Республики Беларусь доходы бюджета классифицируются по следующим группам:

♦    налоговые доходы;

♦    взносы на государственное социальное страхование;

♦    неналоговые доходы;

♦    безвозмездные поступления.

Величина бюджета зависит от ряда факторов, и прежде всего от уровня развития экономики и величины валового внутреннего продукта и национального дохода и методов руководства народным хозяйством.

Как и любой другой финансовый план, бюджет должен быть сбалансирован, однако сбалансированность может быть достигнута не только за счет достижения равенства доходов и расходов, но и путем использования государственных заимствований.

Таким образом, по мере развития рыночных отношений и осуществления экономически обоснованной финансовой политики в стране роль государственного бюджета в социальных процессах постоянно усиливается. Разработка и последовательная реализация мер направленных на увеличение доходов бюджета и сокращение его расходов, целенаправленное управление размером бюджета позволят стабилизировать финансовое положение страны и будут способствовать ее социально-экономическому развитию.

35 минут


Объяснение материала






Вопросы для активизации внимания учащихся


Дать пояснение





















Дать определение понятию бюджетная система






























С помощью учащихся определить критерии эффективности бюджетной политики












Вместе с учащимися, определить какие функции выполняет бюджет































Вопрос для размышления




Дать пояснение






















Вопрос для активизации внимания

Дать пояснение






















Вывод к третьему вопросу

Заключение:

Надежная финансовая система является стержнем в развитии и успешного функционирования рыночной экономики и необходимой предпосылкой роста и стабильности экономики в целом. Эта система является основой, мобилизующей и распределяющей сбережения общества и облегчающей его повседневные операции. Хотя структурный переход от централизованно планируемой и контролируемой экономики к экономике, функционирующей в соответствии с рыночными принципами, включает в себя многие элементы, самое важное - создать надежную финансовую систему. После того, как создана надежная финансовая система, могут развиваться рынки денег и капитала, особенно первичный и вторичный рынки национальных государственных ценных бумаг.

3        минуты

4.3 Хрестоматия


1.      Пушкарева В.М.: «Бюджет появляется не тогда, когда государство производит расходы и добывает необходимые для этого средства, а когда оно в свою финансовую деятельность вводит плановое начало – составляет смету доходов и расходов на определенный период».

2.      Бенджамин Франклин: «Будьте осторожны с мелкими расходами: самая небольшая течь может потопить большой корабль».

3.      Веселин Георгиев: «Если расходы многократно превышают твои доходы, спрашивается: маг ты или вор и почему не в яме?»

4.      Генри Уилер Шоу: «Живи по средствам, даже если для этого необходимо залезть в долги».

5.      Плиний Младший: «Нет более справедливого дохода, чем тот, который принесут земля, небо, год».

6.      Эдмунд Уилсон: «Ничто так не деморализует, как скромный, но постоянный доход».

7.      Елена Ермолова: «Во всяком деле доход зависит от того, какую долю компетентности составляет экономическая смекалка».

8.      С.Ю. Витте «Финансы заключают в себе смысл пространный: они имеют предлогом доставление государству надельных и довольных по его надобности доходов».

9.      В.А. Лебедев писал: «Под словом финансы надо понимать не только государственные доходы или денежные средства, но вообще все материальные или личные средства, какие государственная или общественная власть имеет в своем распоряжении для удовлетворения потребностей общества».


4.4          Контрольные вопросы


1.      В чем состоит социально-экономическая сущность финансов?

2.      Дайте краткую характеристику функциям финансов.

3.      Назовите состав финансовой системы Республики Беларусь.

4.      Какие звенья включает в себя сфера «финансы субъектов хозяйствования»?

5.      В чем проявляется взаимосвязь между отдельными звеньями финансовой системы?

6.      Применительно к Республике Беларусь, что можно сказать о бюджете?

7.      Что представляют собой доходы и расходы бюджета?

8.      Назовите звенья бюджетной системы Республики Беларусь.

9.      Раскройте понятие консолидированный бюджет.

10. Дайте краткую характеристику функции регулирования и стимулирования бюджета.


4.5          Задачи и упражнения

1.      Выберите из перечисленных определений, что включают:

a)      централизованные фонды

b)     децентрализованные фонды

государственный кредит, внебюджетные централизованные фонды, фонды страхования, фонды социального страхования, бюджет государства, фондовый рынок, пенсионный фонд, государственный фонд занятости населения, фонды бюджетов семей, фонд накопления, фонды медицинского страхования, фонд потребления, резервный фонд, фонды предприятий.

Ответы:

а) пенсионный фонд, бюджет государства, государственный кредит, внебюджетные централизованные фонды, фонды страхования, фонды медицинского страхования, государственный фонд занятости населения, фондовый рынок, фонды социального страхования.

б) фонды предприятий, резервный фонд, фонд потребления, фонд накопления, фонды бюджетов семей.

2.      Государственный долг- это:

a)     задолженность населения, фирм, банков, зарубежных государств перед правительством данной страны;

b)     задолженность правительства перед населением страны;

c)      задолженность правительства данной страны перед иностранными государствами;

d)     задолженность правительства перед всеми хозяйствующими субъектами, как данной страны, так и зарубежных стран.

Ответ: d)

3.      Финансы субъектов хозяйствования включают:

a)     государственный бюджет

b)     финансы некоммерческих организаций

c)      государственный кредит

d)     финансы коммерческих организаций

e)      финансы домашних хозяйств

Ответ: a) финансы некоммерческих организаций; d) финансы коммерческих организаций; e) финансы домашних хозяйств.

4.      Соотнесите понятия:

1.     Финансы

А) Совокупность бюджетных отношений по формированию и использованию бюджетного фонда страны, и целевым использованием средств на выполнение государством всех функций

2.     Финансовая система

Б) Совокупность всех бюджетов, действующих на территории страны

3.     Государственный бюджет

В) Денежные отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств

4.     Внебюджетные фонды

Г) Денежные отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами в процессе формирования денежных средств, которые поступают в распоряжение центральных и местных органов власти

5.     Доходы бюджета

Д) Совокупность обособленных, но взаимосвязанных сфер и звеньев финансовых отношений, организующих образование, распределение и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств

6.     Бюджетная система

Е) Денежные средства государства, имеющие назначение и не включенные в государственный бюджет, которые создаются для финансирования конкретных мероприятий

Ответы: 1 – В); 2 – Д); 3 – А); 4 – Е); 5 – Г); 6 – Б).

4.6          Проблемные вопросы

1.  Дефицит бюджета – эта сумма, на которую в данном году расходы бюджета превосходят его доходы. Несомненно, бюджетный дефицит относится к так называемым «отрицательным» экономическим категориям типа инфляции, кризиса, безработицы, банкротства. Все эти категории они являются неотъемлемыми элементами экономической системы. Почему без «отрицательных» экономических категорий экономическая система не способна быстро развиваться.

Ответ: Без инфляции, кризиса, безработицы, банкротства экономическая система утрачивает способность к самодвижению и поступательному развитию. Все системы, в том числе и экономическая в своём развитии проходят такие стадии, как: спад, кризис, оживление и подъём. И как результата после сильного спада в них на фазе подъёма появляются стимулы развития, что в дальнейшем положительно сказывается на экономической системе.

2.  В каждой системе важен любой фактор, влияющий на ее устойчивость.

Может ли незначительный изъян в формировании финансовой системы повлиять на её дальнейшее развитие?

Ответ: финансовая система цепь, состоящая из ряда звеньев. Если при изучении конкретной финансовой системы найдено слабое звено, которое на первый взгляд, кажется весьма незначительным, то при воздействии на него, можно порвать цепь, что приведёт к дестабилизации разрушению всей системы.

3.  Центральное место в финансовой системе занимает государственный бюджет. В силу своего особого положения государственный бюджет взаимодействует с другими звеньями финансовой системы, оказывая им при необходимости помощь. Каким путём производиться эта помощь?

Ответ: Она производится путем передачи денежных средств из центрального государственного фонда муниципальным финансовым фондам, фондам государственных предприятий и специальным правительственным фондам. Для этого существует органы управления финансами, которые осуществляют бюджетное регулирование и распределение финансовых ресурсов.

4.7          Основные понятия и категории


1)     Финансы

2)     Финансовая система

3)     Сферы финансовой системы

4)     Звенья финансовой системы

5)     Финансы субъектов хозяйствования

6)     Финансы домашних хозяйств

7)     Внебюджетные фонды

8)     Бюджетная система

9)     Доходы бюджета

10)Расходы бюджета

               4.8 Список рекомендуемой литературы


1                   Архипов, А.И. Финансы, денежное обращение и кредит: учебник для студ. вузов / А.И. Архипов, Г.Н.Чубаков; под ред.: В.К.Сенчагова, А.И.Архипова; В.К.Сенчагова.– Москва: Проспект, 2002. – 487с.

2                   Вахрамеева, М.В. Статистика финансов: учебник для студ. вузов обучающихся по экономическим спец. / М.В.Вахрамеева, Л.Е.Данилина, И.В.Добашина; под ред. В.Н.Салин. – 2-е изд.– Москва: Финансы и статистика, 2002. – 816с.

3                   Дробозина, Л.А. Финансы. Денежное обращение. Кредит: учебник / М.В.Дробозина, Л.П.Окунева, Л.Д.Андросова; под ред. Л.А.Дробозина.– Москва: Финансы: Юнити, 1997. – 477с.

4                   Практикум по курсу “Теория финансов”/С.Е.Витун, А.И.Чигрина.-Гродно:ГРГУ, 2008. – 111с.

5                   Романовский, М.В. Финансы, денежное обращение и кредит: учебник для студ. вузов обучающихся по экономическим спец. / М.В.Романовский, О.В.Врублевская.– Москва: Юрайт, 2001. – 544с.

6                   Тарасов, В.Ф. Финансы Беларуси: состояние, анализ, тенденции. / В.Ф.Тарасов // Экономика. Финансы. Управление. – 2003. – № 7. – C.106 – 117.

7                   Финансы, денежное обращение и кредит: учебник / Л.А. Бурмистрова [и др.], под ред. Н.Ф.Самсонова. – Москва: ИНФРА-М , 2001. – 447с.

8                   Фисенко, М.К. Теория финансов: учеб. пособие. / В.К.Фисенко, Н.Е.Заяц, Т.Е.Бондарь; под общ. ред. Н.Е. Заяц, В.К. Фисенко.– Минск: Выш. шк., 1997. – 368с.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Финансы такая экономическая категория, которая характеризует процесс использования, распределения денежных средств в государстве централизованным или децентрализованным путём. Финансы - это экономический инструмент распределения и перераспределения совокупности общественного продукта и национального дохода, своеобразное средство контроля за образованием и использованием фондов денежных средств. Главное назначение финансов - путем образования денежных доходов и денежных фондов обеспечить не только потребности государства, а также предприятий, организаций, населения в денежных средствах, но и обеспечить контроль за расходом денежных средств. Это помогает выполнить сбалансированность и четкое распределение функций между сферами и звеньями финансовой системы.

Финансы как общественные отношения, возникающие при создании и использовании определенных фондов денежных средств, отличны друг от друга, но и вместе с тем имеют некоторые общие черты, позволяющие объединить их в отдельные, относительно обособленные подсистемы. В свою очередь каждую подсистему образует совокупность групп экономических (финансовых) отношений, выделенных по определенному признаку. Все подсистемы образуют единую финансовую систему. В самом общем виде финансовая система представляет собой — совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств. Важнейшим звеном финансовой системы является государственный бюджет.

По мере развития рыночных отношений и осуществления экономически обоснованной финансовой политики в стране роль государственного бюджета в социальных процессах постоянно усиливается. Разработка и последовательная реализация мер направленных на увеличение доходов бюджета и сокращение его расходов, целенаправленное управление размером бюджета позволят стабилизировать финансовое положение страны и будут способствовать ее социально-экономическому развитию.

Главное назначение доходов – создание устойчивой финансовой базы, позволяющей органам власти всех уровней управления осуществлять свои функции, удовлетворять общегосударственные потребности. Назначение доходов также – покрыть расходы бюджета. Но при этом необходимо найти такие формы финансовых взаимоотношений с субъектами хозяйствования, методы изъятия доходов в бюджет, которые бы стимулировали повышение производительности труда, рациональное использование всех ресурсов, увеличение поступлений в бюджет.

Доходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие у государства с предприятиями, организациями и гражданами в процессе формирования бюджетного фонда страны. Формой проявления этих экономических отношений служат различные виды платежей предприятий, организаций и населения в государственный бюджет, а их материально-вещественным воплощением - денежные средства, мобилизуемые в бюджетный фонд. Бюджетные доходы, с одной стороны, являются результатом распределения стоимости общественного продукта между различными участниками воспроизводственного процесса, а с другой - выступают объектом дальнейшего распределения сконцентрированной в руках государства стоимости, ибо последняя используется для формирования бюджетных фондов территориального, отраслевого и целевого назначения.

Доходная часть бюджета Республики Беларусь, как и в странах с развитой рыночной экономикой, формируется в основном за счет налоговых платежей (свыше 90%). Именно эти обязательные платежи обеспечивают государственную казну стабильными поступлениями, создают единые условия хозяйствования для разных субъектов, возможности прогнозирования развития их деятельности. Доходная часть отличается множеством налогов и характеризуется высокой долей косвенных налогов, которые в условиях кризисных явлений, инфляции дают определенную гарантию систематического пополнения государственной казны. С 2006 по 2008 доля налоговых доходов возросла с 19345,7 млрд. руб. до 34986,0 млрд. руб. Также возросла доля и неналоговых доходов с 1473,9 млрд. руб. до 7436,0 млрд. руб.

В настоящее время приоритетными направлениями бюджетных расходов являются здравоохранение, охрана окружающей среды, жилищные и коммунальные услуги, социальная политика, преодоление последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Экономическая группировка бюджетных расходов по их общественному назначению отражает выполняемые государством функции - экономическую, социальную, оборонную и др.

Существующая практика формирования бюджета свидетельствует о том, что доступ к государственным финансовым ресурсам все еще сравнительно свободен, что создает возможности для неэффективного использования бюджетных ассигнований. Необходима коренная перестройка бюджетных отношений, прежде всего в материальном производстве, где бюджетное финансирование следует практически полностью заменить системой субсидирования, при которой обязательными условиями предоставления средств выступали бы конкурсная борьба претендентов за сами субсидии и отбор более эффективных вариантов инвестирования бюджетных средств на основе сопоставления проектно-сметной документации и финансовых расчетов. Это позволит реально перейти к использованию в практике бюджетной работы таких показателей, как финансоемкость и финансоотдача, от которых, безусловно, зависят последующие доходы бюджета.

Данные направления бюджетной политики позволят обеспечить реализацию основных параметров Программы финансового развития, решить, поставленные задачи, достигнуть высокого уровня развития.

На современном этапе для сбалансированности доходов и расходов важно совершенствование управления финансами. Совершенствование управления финансами, диктуется, прежде всего, необходимостью более эффективного воздействия на деятельность производственной и непроизводственной сфер народного хозяйства.


БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК


1      Бюджетный кодекс Республики Беларусь. – Минск, 2007. – 160 c.

2      Инвестиционный кодекс Республики Беларусь: Кодекс республики Беларусь, 6 июня 2001 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – Минск. 2001. №62

3      Конституция Республики Беларусь. – Минск: Беларусь, 1997.

4      О нормативных правовых актах Республики Беларусь: Закон РБ от 13 ноября 2008 г. N 450-З "О бюджете РБ на 2009 год": с изм. и доп.: текст по состоянию на 14 ноября 2008 г. – Минск: Дикта, 2008. – 118 с.

5      О нормативных правовых актах Республики Беларусь: Закон РБ от 14 декабря 2005 г. N 81-З "О бюджете РБ на 2006 год": с изм. и доп.: текст по состоянию на 31 декабря 2005 г. – Минск: Дикта, 2005. – 118 с.

6      О нормативных правовых актах Республики Беларусь: Закон РБ от 17 декабря 2007 г. N 303-З "О бюджете РБ на 2008 год": с изм. и доп.: текст по состоянию на 26 ноября 2007 г. – Минск: Дикта, 2007. – 118 с.

7      О нормативных правовых актах Республики Беларусь: Закон РБ от 18 ноября 2004 г. N 339-З "О бюджете РБ на 2005 год": с изм. и доп.: текст по состоянию на 6 декабря 2004 г. – Минск: Дикта, 2004. – 118 с.

8      О нормативных правовых актах Республики Беларусь: Закон РБ от 20 декабря 2006 г. N 191-З "О бюджете РБ на 2007 год": с изм. и доп.: текст по состоянию на 29 декабря 2006 г. – Минск: Дикта, 2006. – 118 с.

9      О социально-экономическом положении Республики Беларусь и состоянии государственных финансов на 2006 – Минск, 2006. – 18с.

10 О социально-экономическом положении Республики Беларусь и состоянии государственных финансов на 2007. – Минск, 2007. – 18с.

11 О социально-экономическом положении Республики Беларусь и состоянии государственных финансов на 2008. – Минск, 2008. – 18с.

12 Основные положения Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001 – 2005 годы. Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2010 года. – Минск: Мисанта, 2002.

13 Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006 – 2010 годы. – Минск, 2007. – 11 с.

14 Бабич, А.М. Государственные муниципальные финансы / А.М. Бабич. – Москва: Финансы, 2000. –206 c.

15 Брайчева, Т.В. Государственные финансы / Т.В. Брайчева. – СпБ.: Питер, 2001. –360 c.

16 Булатов, А.С. Экономика / А.С Булатов. – Москва, 1997. – 502 с.

17 Василевская, Т.Н. Финансы предприятий: учеб. пособие / Т.Н. Василевская; под общ. ред. Т.Н. Василевской. – 3-е изд. – Минск: выш. шк., 2006. – 528 с.

18 Василик, О.Д. Теория финансов: учебное пособие / О.Д. Василик. − Киев: HIOC, 2000. – 200 с

19 Вахрин, П.И. Финансы: учебник для вузов / П.И. Вахрин. – 4-е изд., перераб. и доп. – Минск: Дашков и К, 2005. – 526 с.

20 Грязнова, А.Г. Финансы: учебник / А.Г. Грязнова; под ред. А.Г. Грязновой. – Минск: Финансы и статистика, 2004. – 268 с.

21 Дробозина, Л.А. Финансы: учебник / Л.А. Дробозина; под общ. ред. Л.А. Дробозиной. – Минск, 1999. – 477 с.

22 Заяц, Н.Е. Государственный бюджет: учеб. пособие / Н.Е. Заяц; под ред. М.И. Ткачюк. – Минск: выш. шк., 1995. – 240 с.

23 Заяц, Н.Е. Теория финансов: учеб. пособие / Н.Е. Заяц; под ред. Н.Е. Заяц. – Минск: БГЭУ, 2006. – 368 с.

24 Зубко, Н.М. Основы экономической теории: учебное пособие / Н.М. Зубко. – 2-е изд., исп. и доп. – Минск: выш. шк. 2007. – 416 с.

25 Ковалёв, В.В. Финансы: учебник / В.В. Ковалёв; под ред. В.В. Ковалёва. – 2-е изд., перераб. и доп. – Минск: Велби, 2003. – 634 с.

26 Корбут, Н. Бюджетная политика: преемственность сохраняется / Н. Корбут // Экономика Беларуси, 2008 − №2. С. 24 –29

27 Лушин, С.И. Финансы: учебник / С.И. Лушин; под ред. С.И. Лушина. –2-е изд., перераб. и доп. – Минск: Экономист, 2005. – 680 с.

28 Мультан, Г.К. Государственные финансы: учебное пособие / Г.К. Мультан; под ред. Г.К. Мультана. – Минск: БГЭУ, 2003. – 166 с.

29 Мысляева, И.М. Государственные муниципальные финансы: учебник / И.М. Мысляева; изд. перераб. и доп. – Москва: ИНФРА, 2007. – 360 с.

30 Нешитова, А.С. Финансы: учебник / А.С. Нешитова. – 5-е изд, перераб. и доп. – Минск: Дашков и К, 2005. – 510 с.

31 Опарин, В.М. Финансы (общая теория): обучающее пособие / В.М. Опарин. – Киев: КНЕЦ, 1999. – 200 с.

32 Плотницкий, М.И. Финансы и кредит: учеб. пособие / М.И Плотницкий; под ред. М.И. Плотницкого. – Минск: Мисанта, 2005. – 335 с.

33 Поляк, Г.Б. Финансы: учебник для вузов / Г.Б. Поляк; под ред. Г.Б. Поляка. – 2-е изд., перераб. и доп. – Минск: ЮНИТИ ДАНА, 2003. – 512 с.

34 Пушкарёва, В.М. История финансовой мысли и политика налогов. – Москва: ИНФРА – М, 1996. – 252 с.

35 Родионова, В.М. Финансы / В.М. Родионова; под ред. В.М. Родионовой. – Минск: Финансы и статистика, 1995. – 400 с.

36 Романовский, М.В. Финансы: учебник для вузов / М.В. Романовский; под общ. ред. М.В. Романовского. – Минск: Перспектива; Юрайт, 2000. – 528 с.

37 Сабанти, Б.М. Теория финансов: учебное пособие / Б.М. Сабанти. – Минск: Менеджер, 1998. – 167 с.

38 Сорокина, Т.В. Государственный бюджет: учеб. пособие / Т.В. Сорокина. – Минск: БГЭУ, 2003. – 178 с.

39 Философский словарь. – Москва: Полтиздат, 1991. – 504с.

40 Финансово-кредитный энциклопедический словарь / А.Г. Грязнова [и др.]; под общ. ред. А.Г. Грязновой. – Минск: Финансы и статистика, 2004. – 1168 с.

41 Фисенко, М.К. Финансовая система Беларуси: учебное пособие / М.К. Фисенко. – Минск: Современная школа, 2008. – 184 с.

42 Харковец, А. Основные подходы к формированию бюжета / А. Харковец // Финансы учёт и аудит. – 2008. − №6. С. 7 – 9

43 Хотько, А.В. Бюджет 2009: основные расходы на социальную среду / А.В. Хотько // Финансы учёт и аудит. – 2008. − №6. С. 26

44 Хотько, А.В. Бюджет Республики Беларусь на 2008 год: задачи и вопросы их реализации / А.В. Хотько // Планово – экономический отдел. – 2008. – №2. С. 28

45 Хотько, А.В. Главные доходы и расходы / А. Хотько // Финансы учет и аудит. – 2008. – №8. С.15

46 Шуляк, П.Н. Финансы: учебное пособие / П.Н. Шуляк. – 4-е изд., испр. и доп. – Минск: Дашков и К, 2006 – 456 с.


Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 РЕФЕРАТЫ