Финансовая стратегия предприятия и проект ее совершенствования на примере колхоза "Большевик" Калачеевского района Воронежской области
Правильно выбранная
предприятиями инвестиционная политика позволяет более рационально использовать
финансовые ресурсы, повысить инвестиционную активность, вывести экономику предприятия
из кризисного состояния и увеличить его капитал.
Переход к рыночным
отношениям в нашей стране вызвал активное использование в практике финансовой
деятельности финансового лизинга, основным преимуществом которого, по нашему
мнению, является то, что он позволяет хозяйствующему субъекту получить основные
фонды и начать их эксплуатацию, не отвлекая деньги из оборота. Основные фонды в
течение всей сделки находятся на балансе лизинговой фирмы, а платежи ей
относятся к текущим расходам хозяйствующего субъекта, т.е. включаются в
себестоимость производимой продукции и соответственно уменьшают сумму прибыли,
облагаемую налогом.
Основные источники собственных средств предприятий, направляемых
на финансирование инвестиций в основной капитал, формируются за счет прибыли и
амортизационных отчислений. Эффективное стратегическое управление процессом
формирования собственных финансовых ресурсов предприятия требует разработки его
амортизационной политики.
Согласно приказу Министерства финансов РФ от 3 сентября 1997 г.
№65а утверждено Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ
6/97, в соответствии с которым выделяется линейный способ амортизации, способ
уменьшающегося остатка, способ списания стоимости по сумме лет срока полезного
использования и способ списания стоимости пропорционально объему продукции.
На наш взгляд, от выбора метода амортизации в значительной
мере зависит скорость оборота амортизируемых активов в отдельные интервалы
периода полезного их использования, интенсивность их обновления, объективность
отражения их затрат в себестоимости выпускаемой продукции и другие
стратегические показатели его хозяйственной деятельности.
В условиях рыночной экономики руководителю недостаточно иметь
хороший продукт, он должен внимательно следить за появлением новых технологий и
планировать их внедрение в своей фирме, чтобы не отстать от конкурентов. Процесс формирования инновационных
стратегий - наиболее ответственный этап разработки механизма управления
нововведениями. А.Н.Петров [56, стр. 315-317] выделяет защитную и
наступательную инновационные стратегии предприятия. С. Д. Ильенкова [37, стр.
79, 80] - наступательную, оборонительную и имитационную. Л. Н. Оголева [38,
стр. 116, 117] выделяет лидирующую, атакующую, наступательную, умеренно
наступательную стратегии, стратегию широкой диверсификации, сфокусированную
стратегию диверсификации, стратегию укрепления позиций, ситуационную стратегию,
стратегию следования за лидером, новаторскую и защитную стратегии. Кроме того
автором предложен матричный анализ выбора стратегии в зависимости от внешней
среды и внутренней среды обновления.
В арсенале стратегических методов обеспечения финансовой
безопасности предприятия в процессе его долгосрочного развития важную роль
играет управление капиталом. В целях оптимизации структуры капитала по критерию
минимизации уровня финансовых рисков, И. А. Бланком [24, стр. 476-479] выделяются
три принципиальных подхода к финансированию различных групп активов предприятия
(таблица 5).
Таблица 5. Принципиальные подходы к финансированию активов предприятия
Состав активов
предприятия
|
Консервативный подход
|
Умеренный подход
|
Агрессивный подход
|
Переменная часть оборотных активов
|
КЗК
|
КЗК
|
КЗК
|
Постоянная часть оборотных активов
|
ДЗК+СК
|
ДЗК+СК
|
|
Внеоборотные активы
|
|
|
ДЗК+СК
|
Условные обозначения: КЗК - краткосрочный заемный
капитал; ДЗК - долгосрочный заемный
капитал; СК - собственный капитал.
Другим важнейшим объектом стратегического финансового
менеджмента, обеспечивающим финансовую безопасность развития предприятия,
являются денежные потоки. Это определяется тем, что денежные потоки обслуживают
хозяйственную деятельность предприятия практически во всех ее аспектах.
Эффективное управление денежными потоками требует формирования специальной
политики управления денежными потоками как части общей финансовой стратегии
предприятия. И. А. Бланк [24, стр. 508, 509] выделяет три основных типа
политики управления денежными потоками предприятия (агрессивную, консервативную
и умеренную), в основе которых лежат различные темпы формирования поступления
денежных средств из различных источников и уровни соответствующих им финансовых
рисков.
Мы считаем, что на предприятии необходима разработка
альтернативных стратегий, т.е. создание портфеля приемлемых для хозяйствующего
субъекта альтернативных стратегий, ведущих к достижению одной цели, но разными
путями.
В теории и практике стратегического планирования и управления
разработаны и применяются различные модели стратегического выбора, т.е. выбор
наиболее подходящего варианта достижения поставленной цели. К числу наиболее
известных из них следует отнести:
·
матрицу
возможностей И. Ансоффа, которая предусматривает использование четырех основных
вариантов стратегии для сохранения или увеличения доли рынка (стратегия
проникновения на рынок, стратегия развития рынка, стратегия разработки новых
товаров, стратегия диверсификации). Данную матрицу предлагают использовать А.
Н. Петров [56, стр.156-158], В.В.Панков [21, стр.182-184];
·
матрицу
«рынок-продукт», по А. Стейнеру. Матрицу предлагает использовать А. Н. Петров [56,
стр.159-160];
·
модель
конкурентных стратегий М. Портера. Данную матрицу предлагают использовать А. Н.
Петров [56, стр.160-177], В. В. Панков [21, стр.182-184];
· З. А. Круш и Л. В. Лущиковой [46,
стр. 179-182] особое внимание уделяется матрице финансовой стратегии, разработанной
Ж. Франшоном и И. Романе и подробно описанной Е. С. Стояновой [63, стр.
398-406].
После того, как на предприятии четко определена не только общая,
но и финансовая стратегия, наступает процесс ее выполнения, основная задача
которого состоит в том, чтобы создать необходимые предпосылки для успешной
реализации стратегии.
Оценка и контроль
выполнения стратегии являются логически завершающим процессом, осуществляемым в
стратегическом управлении. Стратегический контроль направлен на выяснение того,
в какой мере реализация стратегии приводит к достижению целей фирмы. Кроме
того, стратегический контроль сфокусирован на выяснении того, возможно ли в
дальнейшем реализовывать принятую стратегию, и приведет ли ее реализация к достижению
поставленных целей.
1.2.
Механизм разработки финансовой стратегии предприятий
Финансовый механизм является составной частью экономического
механизма управления производственно-коммерческой деятельностью предприятий. З.
А. Круш и Л. В. Лущикова [46, стр. 216] дают следующее определение финансового
механизма - это система управления экономическими отношениями предприятия
финансовыми методами и финансовыми рычагами.
К основным элементам финансового механизма коммерческих
организаций З. А. Круш и Л. В. Лущикова [46, стр. 217-219] относят финансовые
отношения, финансовые методы, финансовые рычаги, правовое, нормативное и
информационное обеспечение финансового механизма.
Исходя из вышеизложенного, можно определить, что механизм
разработки финансовой стратегии - это система управления экономическими отношениями
предприятия посредством финансовых методов и финансовых рычагов, целью которой
является разработка и реализация финансовой стратегии предприятия.
Таблица
6. Матрица финансовой
стратегии
|
РФД‹‹0
|
РФД≈0
|
РФД››0
|
РХД››0
|
1. «Отец семейства»
РФХД≈0
|
4. «Рантье»
РФХД›0
|
6. «Материнское общество»
РФХД››0
|
РХД≈0
|
7. «Эпизодический дефицит»
РФХД‹0
|
2. «Устойчивое равновесие»
РФХД≈0
|
5. «Атака»
РФХД›0
|
РХД‹‹0
|
9. «Кризис»
РФХД‹‹0
|
8. «Дилемма»
РФХД‹0
|
3. «Неустойчивое равновесие»
РФХД≈0
|
Для разработки финансовой
стратегии предприятия мы предлагаем использовать матрицу финансовой стратегии,
представленную в таблице 6. Данная матрица разработана Ж. Франшоном и И. Романе
и подробно описана Е. С. Стояновой [63, стр. 398-406], З. А. Круш и Л. В.
Лущиковой [46, стр. 179-182].
Оценка положения предприятия на матрице финансовой стратегии
делается на основе трех показателей:
1) Результат хозяйственной деятельности предприятия (РХД) - это денежные средства, остающиеся
после финансирования развития. Суть этого показателя сводится к следующему:
речь идет об уровне ликвидности предприятия в результате совершения всего
комплекса операций, относящихся к обычной хозяйственной деятельности.
Результат хозяйственной деятельности предприятия (РХД) = Брутто - результат эксплуатации
инвестиций (БРЭИ) – Изменение финансово эксплуатационных потребностей (ФЭП) –
Производственные инвестиции + Обычные продажи имущества,
где Брутто - результат эксплуатации инвестиций (БРЭИ) =
Добавленная стоимость – Оплата труда с отчислениями;
Добавленная стоимость = Оплата труда с отчислениями + Платежи
в бюджет за счет себестоимости + Амортизация + Сумма процентов за кредит + Прибыль
до налогообложения;
Изменение финансово эксплуатационных потребностей (ФЭП) =
финансово эксплуатационные потребности на конец года (ФЭПкг) –
финансово эксплуатационные потребности на начало года (ФЭПнг);
Финансово эксплуатационные потребности (ФЭП) = Запасы +
Дебиторская задолженность – Кредиторская задолженность.
Положительное значение результата хозяйственной деятельности
предприятия открывает перед предприятием возможности масштабного внедрения
новой техники, реальными могут стать планы инвестирования средств в другие виды
и сферы деятельности.
2) Результат финансовой деятельности (РФД) = Изменение
заемных средств предприятия за анализируемый период (прирост +, снижение -) -
Сумма процентов за кредит - Налог на прибыль - Выплаченные дивиденды + Сумма,
полученные от эмиссии акций - Средства, вложенные в уставные фонды других
предприятий - Другие долгосрочные финансовые вложения + Полученные отчисления
от прибыли учрежденных предприятий + Доходы от других долгосрочных финансовых
вложений.
В показателе результат финансовой деятельности отражается
финансовая политика предприятия: при привлечении заемных средств результат финансовой
деятельности может иметь положительное значение, без привлечения заемных
средств – отрицательное. Другими словами, чтобы увеличить результат финансовой
деятельности, нужно увеличить объем задолженности. Но как только заимствование
средств прекращается, результат финансовой деятельности вновь уменьшается под
давлением расходов на оплату процентов и налогов. Резко отрицательное значение результата
финансовой деятельности может быть компенсировано лишь выражено положительным
значением результата хозяйственной деятельности.
3) Результат финансово-хозяйственной деятельности предприятия
(РФХД) - есть сумма
результатов его хозяйственной и финансовой деятельности. Анализ результата хозяйственной
деятельности, результата финансовой деятельности и суммарного результата
финансово-хозяйственной деятельности предприятия нужен для выявления величины и
динамики денежных средств предприятия в результате его
хозяйственно-инвестиционной и финансовой деятельности. Это необходимо для
оценки его способности отвечать по обязательствам, выплачивать дивиденды,
совершать инвестиции в основные средства, покрывать текущие
финансово-эксплуатационные потребности, т. е. иметь в обозримой перспективе
положительные денежные потоки (превышение доходов над расходами).
Итак, соединив значения
результата хозяйственной деятельности и результата финансовой деятельности
можно определить положение любого предприятия на матрице финансовой стратегии:
·
в зоне равновесия
- 1 «Отец семейства», 2 «Устойчивое равновесие», 3 «Неустойчивое равновесие»;
·
в зоне успехов -
квадраты 4 «Рантье», 5 «Атака», 6 «Материнское общество»;
·
или в зоне
дефицита - квадраты 7 «Эпизодический дефицит», 8 «Дилемма», 9 «Кризис».
З. А. Круш и Л. В.
Лущикова [46, стр. 263, 264] выделяют следующие основные этапы и последовательность
использования матрицы финансовой стратегии для разработки общей финансовой
стратегии и финансовой политики предприятия:
1. Определяется настоящее положение
предприятия на матрице
финансовой стратегии (зона и квадрат) и движение по ней за три последних года.
2. Анализируется возможный «критический
путь» коммерческой организации из занимаемого квадрата. При этом необходимо
учитывать, что предприятие не может «перескакивать» через квадраты. Например,
из квадрата 9 «Кризис» можно попасть только в квадраты 7 «Эпизодический
дефицит» или 8 «Дилемма», а из них переместиться в зоны равновесия и успеха.
3. Выбирается один стратегический путь движения предприятия из
занимаемого положения (общая стратегия, т.е. стратегия передвижения в лучшую
зону).
4. Определяются конкретные
стратегические финансовые цели по отношению к прибыли, формированию оборотных
средств предприятия и инвестициям.
5. Просчитываются возможные последствия
реализации избранной конкретной стратегии.
Итак, после определения настоящего положения предприятия на матрице
финансовой стратегии (зона и квадрат) и движения по ней за три последних года,
становится возможным определение «критического пути» хозяйствующего субъекта
(без «перескакивания» через промежуточные положения). Например, из квадрата 9
«Кризис» нельзя попасть сразу в зону успеха, не пройдя предварительно через
послекризисные состояния, т.е. квадраты 7 «Эпизодический дефицит» или 8
«Дилемма». Или же из квадрата 6 «Материнское общество» нельзя попасть сразу в
зону равновесия, не пройдя через квадраты 4 «Рантье» или 5 «Атака». При этом
если соотношение заемные средства/собственные средства поднимается слишком
высоко, то возникает тенденция к перемещению в квадрат 4 «Рантье», а если рынок
сбыта материнского общества «стареет», исчерпывается - возникает тенденция к
перемещению в квадрат 5 «Атака». Причем, особенностью квадрата 6 «Материнское
общество» является то, что некоторые предприятия попадают в него случайно, не
являясь при этом материнскими обществами. Причиной является большой объем
привлеченных кредитов.
Зная сегодняшнее положение конкретного предприятия и
возможный «критический путь» движения в перспективе менеджеры могут выбрать
свою стратегию. Например, путь из квадрата 9 «Кризис» в квадрат 8 «Дилемма», а
затем в квадрат 2 «Устойчивое равновесие» или путь из квадрата 6 «Материнское
общество» в квадрат 4 «Рантье», а затем в квадрат 2 «Устойчивое равновесие».
Обеспечить достижение цели по избранному пути стратегического
развития может тщательно обоснованная финансовая политика, адекватная
финансовым возможностям предприятия и выбранному, по матрице финансового
состояния, критическому пути.
На основании анализа текущей деятельности и движения по
матрице финансовой стратегии, а также вариантных прогнозов (сценариев) будущего
развития разрабатывается финансовая стратегия, имеющая долгосрочный характер,
то есть первая часть финансовой политики, представленная в таблице 7, предложенной
З. А. Круш и Л. В.
Лущиковой [46, стр. 266, 267]. При этом, финансовую политику как
взаимосвязанную совокупность избранных предприятием стратегических и
тактических целей и задач, а так же методов и приемов их достижения определяют
З. А. Круш и Л. В. Лущикова [46, стр. 258], в отличие от В. А. Слепова [54,
стр. 56], И. А. Бланка [24, стр. 151], В.А.Слепова и Е. И. Громовой [55, стр.
50], которые не выделяют стратегию и тактику как части финансовой политики.
Таблица
7. Возможные
варианты финансовой стратегии коммерческой организации, осуществляемой
реформирование деятельности
Направления финансовой
политики
|
Реинжиниринг развития
|
Кризисный реинжиниринг
|
1
|
2
|
3
|
1. Формирование и
распределение прибыли
|
- списание товарно-материальных
ценностей в затраты
|
ФИФО
|
ЛИФО (в настоящее время
данный метод в РФ отменен) или по средней себестоимости
|
- начисление
амортизации
|
ускоренные методы
|
линейный метод
|
- управленческие
расходы
|
сокращать
|
- цены
|
разумная максимизация
|
- прибыль
|
стратегия мини-максимизации
|
стратегия максимизации
|
- дивидендная политика
|
выплата дивидендов
|
прекращение выплаты
дивидендов
|
2. Оборотные средства
|
- покупные
материально-производственные запасы
|
умеренная или
консервативная политика
|
консервативная политика
(минимум запасов)
|
- источники финансового
обеспечения
|
умеренная политика
(собственные источники и кредит)
|
умеренная или
консервативная политика
|
- собственный оборотный
капитал
|
компромиссная модель
(по возможности)
|
агрессивная (по
минимуму)
|
- финансово-эксплуатационные
потребности
|
сокращать
|
3. Инвестиции
|
- инвестиционные
решения (активы)
|
замена основных
средств, реконструкция, НИОКР, диверсификация производства
|
инвестиционные проекты
перепрофилирования или диверсификации производства
|
- источники финансирования
(пассивы)
|
собственный капитал и
долгосрочный кредит,
|
лизинг, кредит под
бизнес-план диверсифи-
|
Продолжение таблицы 7
|
1
|
2
|
3
|
|
венчурное
финансирование
|
кации или
перепрофилирования производства
|
4. Капитал
|
- капитал
|
увеличение собственного
капитала, рационализация капитала с учетом эффекта финансового рычага и
средневзвешенной стоимости капитала
|
«разводнение» капитала,
передача части капитала взамен долгов, снижение средневзвешенной стоимости капитала
|
Финансовая стратегия является основанием для разработки
тактики управления финансами (вторая часть финансовой политики). Тактическими целями управления
финансами является обеспечение текущей ликвидности и платежеспособности
предприятия, снижение риска потерь и обеспечение приемлемой рентабельности
активов. Для достижения этих целей разрабатываются вопросы оперативного
управления оборотными средствами, в частности, финансовая политика управления
дебиторско - кредиторской задолженностью, финансовая политика формирования
производственных запасов на квартальные даты операционного цикла, финансовая
политика использования денежных средств, кредитная политика.
Финансовая политика может разрабатываться на весь
стратегический период или на конкретный его этап, обеспечивающий решение
отдельных стратегических задач (например, эмиссионная политика). Более того, на
отдельных этапах стратегического периода финансовая политика предприятия может
кардинально изменяться под воздействием непредсказуемых изменений внешней
финансовой среды, будучи при этом направленной на реализацию его главной
финансовой стратегии.
В процессе реализации финансовой политики используются все
специфические приемы финансового менеджмента: операционный и углубленный
операционный анализ, анализ чувствительности, операционный и финансовый
леверидж, средневзвешенная стоимость капитала, расчет чистой текущей стоимости
и внутренней нормы рентабельности инвестиционных проектов, оптимизация
налогообложения и т. д.
1.3.
Нормативно-правовое обоснование разработки и практической реализации финансовой
стратегии предприятий
Финансовая стратегия
предприятий формируется на основе широкого перечня законов, постановлений,
приказов и распоряжений.
В частности, разделом 1, главой 1, статьей 8
Конституции Российской Федерации [1] гарантируются единство экономического
пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств,
поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности, а в разделе 1, главе
2, статье 34 оговаривается, что каждый гражданин имеет право на свободное использование
своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной
законом экономической деятельности.
В части 1, разделе 1, подразделе 2, главе 4
Гражданского кодекса Российской Федерации [2] определяются понятие юридического
лица, организационно – правовые формы, виды и основные правила управления
хозяйствующим субъектом.
Налоговым кодексом Российской Федерации [3]
устанавливается система федеральных, региональных и местных налогов и сборов,
которые уплачиваются предприятиями различных организационно – правовых форм. В
частности, частью 2, главой 26,1 регламентируется система налогообложения для
сельскохозяйственных товаропроизводителей – единый сельскохозяйственный налог.
Организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся сельскохозяйственными
товаропроизводителями в соответствии с данной главой, вправе добровольно в
предусмотренном порядке перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога.
Целями Федерального закона от 29 окт. 1998 г. № 164
- ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» [5] являются развитие форм инвестиций в
средства производства на основе финансовой аренды (лизинга), защита прав
собственности, прав участников инвестиционного процесса, обеспечение
эффективности инвестирования. В настоящем Федеральном законе определены
правовые и организационно-экономические особенности лизинга.
В
соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации Федеральный закон от
26 окт. 2002 г. № 127 - ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» [10] определяет
основания для признания должника несостоятельным (банкротом), регулирует
порядок и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности
(банкротства), порядок и условия проведения процедур банкротства и иные
отношения, возникающие при неспособности должника удовлетворить в полном объеме
требования кредиторов. Действие данного Федерального закона распространяется на
юридические лица, которые могут быть признаны несостоятельными (банкротами) в
соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
В целях реализации мер по предупреждению
несостоятельности (банкротства) предприятий и организаций Приказом Министерства
промышленности и энергетики и Министерства экономического развития и торговли
РФ от 25 апр. 2007 г. № 57 и № 134 «Об утверждении методических рекомендаций по
составлению плана (программы) финансового оздоровления» [16] утверждены
методические рекомендации по составлению плана (программы) финансового оздоровления.
Федеральный
закон от 9 июля 2002 г. № 83 - ФЗ «О финансовом оздоровлении
сельскохозяйственных товаропроизводителей» [9] устанавливает правовые основы и
условия реструктуризации долгов сельскохозяйственных товаропроизводителей в
целях улучшения их финансового состояния до применения процедур банкротства. В
дополнение к данному закону Постановлением Правительства РФ от 30 янв. 2003 г.
№ 52 «О реализации федерального закона «О финансовом оздоровлении
сельскохозяйственных товаропроизводителей»» [11] утверждены методика расчета
показателей финансового состояния сельскохозяйственных товаропроизводителей;
базовые условия реструктуризации долгов сельскохозяйственных
товаропроизводителей; требования к участнику программы финансового оздоровления
сельскохозяйственных товаропроизводителей; перечень документов, прилагаемых к
заявлению сельскохозяйственного товаропроизводителя о включении его в состав
участников программы финансового оздоровления сельскохозяйственных
товаропроизводителей; типовое соглашение о реструктуризации долгов; типовое
соглашение о списании сумм пеней и штрафов.
В целях
урегулирования кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам,
а также по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом путем ее
реструктуризации и создания условий для их финансового оздоровления
Постановлением Правительства РФ от 3 сент. 1999 г. № 1002 «О порядке и сроках
проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по
налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед
федеральным бюджетом» [6] установлен порядок, условия и сроки проведения
реструктуризации кредиторской задолженности юридического лица. Кроме того издан
Приказ Министерства РФ по налогам и сборам от 21 июня 2001 г. № БГ - 3 - 10/191
«О применении порядка проведения реструктуризации кредиторской задолженности
юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням
и штрафам перед федеральным бюджетом» [8].
Порядок
проведения реструктуризации просроченной задолженности сельскохозяйственных
предприятий и организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств по федеральным
налогам и сборам, по страховым взносам в бюджеты государственных внебюджетных
фондов, а также по начисленным пеням и штрафам устанавливается Постановлением
Правительства РФ от 8 июня 2001 г. № 458 «О порядке и условиях проведения
реструктуризации просроченной задолженности (основного долга и процентов, пеней
и штрафов) сельскохозяйственных предприятий и организаций по федеральным
налогам и сборам, а также по страховым взносам в бюджеты государственных
внебюджетных фондов» [7].
В настоящее время
разрабатывается программа
социально - экономического развития Российской Федерации на долгосрочную
перспективу (до 2010 г.)
[18], целью которой является
последовательное повышение уровня жизни населения, снижение социального
неравенства, восстановление экономической и политической роли страны в мировом
сообществе. Особую роль при этом играет развитие малого предпринимательства,
обусловленное сочетанием накопления капитальных и интеллектуальных ресурсов,
повышением эффективности их использования, высвобождением предпринимательской
инициативы. Снижение административного и налогового пресса для бизнеса позволит
повысить производительности труда и рост эффективности инвестиций, на активное
привлечение которых будет направлена экономическая политика. Особое внимание
уделяется агропродовольственной политике, которая, в соответствии с программой социально - экономического
развития Российской Федерации, должна быть направлена на формирование развитых агропродовольственных
рынков, поддержку надежного продовольственного обеспечения страны, повышение
уровня доходов сельского населения и сохранение природных ресурсов для
аграрного производства, формирование эффективного устойчивого производства
агропродовольственной продукции, обеспечивающего потребности населения в продовольственных
продуктах и предприятий пищевой промышленности в сельскохозяйственном сырье.
Планируется, что в ближайшее десятилетие Россия может стать нетто экспортером
картофеля, за счет собственного производства полностью обеспечить внутреннее
потребление таких продуктов, как птица, яйца, молоко и молокопродукты, овощная
продукция, лен. Однако по другим важнейшим видам продовольствия и сырья, таких
как мясо и мясопродукты, сахар и др., Россия в ближайшее десятилетие будет
нуждаться в импорте. В 2001-2010 годы планируется создать предпосылки по
увеличению конкурентоспособности собственного производства говядины и других
мясопродуктов, в производстве сахара - соблюсти разумный баланс между его
получением (в т.ч. из зарубежного сырья) и производством сахарной свеклы, при
этом Россия не должна превратиться в переработчика импортного сырца.
Другим стратегическим
прогнозом, который является ориентиром в процессе разработки общей и финансовой
стратегии для конкретных предприятий агропромышленного комплекса, является
федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 198 - ФЗ «О федеральном бюджете на 2008
год и на плановый период 2009 и 2010 годов» [17]. Данным законом утверждены
основные характеристики федерального бюджета на 2008, 2009 и 2010 годы,
определенные исходя из прогнозируемого объема валового внутреннего продукта и
уровня инфляции, не превышающего соответственно 7,0 % , 6,5 % и 6,0 %;
нормативы распределения доходов между бюджетами бюджетной системы Российской
Федерации на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов; бюджетные
ассигнования федерального бюджета на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010
годов; порядок реструктуризации денежных обязательств перед Российской
Федерацией и особенности списания в 2008 году отдельных видов задолженности
перед федеральным бюджетом.
В целях создания необходимых экономических условий
для функционирования агропромышленного комплекса от 29 декабря 2007 г. издано
Постановление Правительства РФ № 997 «Об
утверждении правил предоставления в 2008 - 2010 годах субсидий из федерального
бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление
государственной поддержки по основным направлениям сельскохозяйственного
производства» [14].
В этих же целях издано Постановление
Правительства РФ от 29 декабря 2007 г. № 1001 «О предоставлении в 2008 - 2010
годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации
на возмещение сельскохозяйственным товаропроизводителям, организациям
агропромышленного комплекса независимо от их организационно-правовой формы,
крестьянским (фермерским) хозяйствам и сельскохозяйственным потребительским
кооперативам части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам и
займам, полученным соответственно в российских кредитных организациях и
сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах в 2004 - 2009 годах»
[15] и Приказ Министерства сельского хозяйства Российской Федерации (Минсельхоз
России) от 1 февраля 2008 г. № 23 «О реализации постановления Правительства
Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. № 997» [19].
Все эти стратегические прогнозы являются ориентиром и для конкретных предприятий агропромышленного комплекса в процессе разработки их общей и в том числе финансовой стратегии. Это стало возможным благодаря преодолению общего экономического кризиса. Однако конкретные нормативно - правовые акты и методические рекомендации для разработки финансовой стратегии предприятий, в т.ч. и в сельском хозяйстве, до сих пор не разработаны. Одной из первых разработок явились предложения правительства Российской Федерации о формировании политики предприятий. До 1998 г вопрос о необходимости разработки каждым хозяйствующим субъектом собственной финансовой политики не обсуждался. На уровне макроэкономики принималась финансовая политика государства, а предприятия устанавливали лишь учетную политику в соответствии с ПБУ 1/98, разработанным в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности. Несмотря на то, что в учетной политике затрагиваются некоторые положения регламентирующие также и финансовую деятельность, необходимость разработки правил поведения по всем основным вопросам организации финансов предприятий не вызывает сомнений. По этой причине 1 октября 1997 года Министерством экономики РФ был издан Приказ Министерства экономики РФ от 1 окт. 1997 г. № 118 «О методических рекомендациях по разработке финансовой политики предприятия» [4], в определенной мере восполняющий это пробел. Согласно этому Приказу, одной из задач реформы предприятия, является переход к управлению финансами на основе анализа финансово - экономического состояния с учетом постановки стратегических целей деятельности предприятия, адекватных рыночным условиям, и поиска путей их достижения. При проведении реформы предприятия стратегическими задачами разработки финансовой политики предприятия являются: максимизация прибыли предприятия; оптимизация структуры капитала предприятия и обеспечение его финансовой устойчивости; достижение прозрачности финансово-экономического состояния предприятий для собственников (участников, учредителей), инвесторов, кредиторов; обеспечение инвестиционной привлекательности предприятия; создание эффективного механизма управления предприятием; использование предприятием рыночных механизмов привлечения финансовых средств. В целях создания условий для повышения эффективности производства, хранения, переработки и реализации зерна в Воронежской области и в соответствии с постановлением администрации области от 8 окт. 2002 г. N 863 «О порядке разработки реализации областных целевых программ», распоряжениями администрации области от 23 июля 2003 г. N 1304 - р «О мерах по реализации бюджетной политики администрации области» и от 5 июня 2003 г. N 917 – р «О рабочей группе по оптимизации рынка зерна в Воронежской области» издано Распоряжение администрации Воронежской области от 22 авг. 2003 г. № 1521 - р «О разработке областной целевой программы «Повышение эффективности производства и реализации зерна в Воронежской области на 2004 - 2010 годы»» [12], которое определяет основные направления разработки данной программы. Имеются и другие региональные стратегические проекты, являющиеся для предприятий ориентиром при формировании своей финансовой стратегии. Однако в настоящее время отсутствуют методические рекомендации по разработке финансовой стратегии в отношении формирования капитала предприятий, управления их оборотными средствами и некоторыми другими сферами их финансовой деятельности.
Кроме того, при разработке финансовой политики
необходимо использовать устав предприятия (приложение 3) и его учетную политику
(приложение 4).
2.
Характеристика действующей финансовой стратегии колхоза «Большевик» в
2005-2007г.г.
2.1.
Краткая экономическая характеристика колхоза «Большевик»
Колхоз «Большевик» расположен в Центрально Черноземной зоне,
в трех километрах от районного центра города Калача, 232 километрах от
областного города Воронежа. Подъезды к административному зданию и производственным
участкам асфальтированы.
В шестнадцати километрах от центральной усадьбы расположены
пункт сдачи мяса ОАО «Комбинат мясной Калачеевский» и ООО «Камдел», а так же
ОАО «Ильинка», куда можно сдать мясо на переработку на колбасу на давальческой
основе. В двадцати километрах имеется пункт сдачи молока - ОАО «Сыр завод
Калачеевский» и приемный пункт сдачи сахарной свеклы ОАО «Калачеевский сахарный
завод». В двенадцати километрах расположен пункт приемки зерна ОАО «Калачеевский
элеватор». Продукцию свиноводства в живом весе закупают частные предприниматели
из г. Москвы и г.Тамбова. В трех километрах от хозяйства имеется ремонтная
мастерская ОАО «Калачагроснаб», где можно приобрести все необходимые запасные
части и поставить на ремонт трактор.
После многочисленных реформ в 90-х годах и перехода многих
хозяйств в закрытые акционерные общества и сельхозартели, хозяйство осталось с
прежним названием, что утверждено по решению организационного собрания от 27
июня 1999 года в соответствии с Гражданским Кодексом РФ и Законом РФ «О
сельскохозяйственной кооперации».
С 1992 года земли хозяйства и имущество поделено на паи.
Количество пайщиков составляет 1007 человек. Часть имущества размером
4 841 тыс. руб. составляет неделимый фонд колхоза. Раздел неделимого
имущества возможен только при ликвидации колхоза. В период существования
колхоза этот фонд неделим и на него не может быть обращено взыскание кредиторов
по личным долгам членов. Размер паевого фонда на момент регистрации устава составляет
8 570 тысяч рублей.
Руководство хозяйством осуществляет правление колхоза в лице
председателя и его заместителей: по механической части и промышленным производствам.
Колхоз «Большевик» имеет один производственный участок (бригаду). На нем расположены
две птицефермы, инкубатор, молочно-товарная и свинотоварная фермы. В
центральной усадьбе имеется центральная столовая, мех мастерская, бригада по
механизации животноводческих ферм, строительная бригада. Промышленные
производства составляют: мельница для производства муки фуражной и комбикорма,
мельница по переработке зерна на продовольственную муку высшего, первого,
второго и третьего сорта, а также побочной продукции - отрубей. В хозяйстве
имеется свой маслозавод, производит: масло и жмых; крупорушка: переработка
проса и гречихи, а также подработка семян до семенной кондиции; столярную
мастерскую и пилораму; пекарню.
Климат территории умеренно континентальный. Почвенный покров
разнообразен, преобладают черноземы. Среднегодовое количество осадков колеблется
от 450-575 мм. Наибольшее количество осадков выпадает в виде дождя и одна треть
в виде снега, глубина снежного покрова 15-25 см. Летние осадки носят ливневый
характер и иногда сопровождаются градом. Отмечается неравномерность выпадения
осадков по месяцам и временам года, часто наблюдается засухи и суховеи, причем
повторяемость их возрастает по мере движения с северо-запада на юго-восток.
Среднегодовая температура воздуха от 10 до 0 С, срок последних весенних
заморозков 25 мая, срок первых заморозков осенью 1 сентября. Продолжительность
вегетационного периода при среднесуточной температуре воздуха 5°С 140-180 дней.
Глубина промерзания почвы зимой средняя 40 см, минимальная 20 см. На
экономическую эффективность сельскохозяйственного производства большое влияние
оказывают: размер хозяйства, его специализация и интенсивность ведения производства.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|