Финансовый механизм в регулировании экономики Республики Казахстан
Рисунок 2 – Исполнение
государственного бюджета за 1 квартал 2007 года [10]
Темп роста по сравнению с аналогичным периодом прошлого
года составил 116,6 %. Расходы республиканского бюджета за 9 месяцев 2007 года
составили 13,8 % к ВВП
Рисунок 3 – Исполнение
доходов государственного бюджета за 1 квартал 2007 г. и сравнение с аналогичным
периодом 2006 года [10]
Рисунок 4 – Исполнение расходов
государственного бюджета за 1 квартал 2007 г. и сравнение с аналогичным
периодом
2006 года (млрд. тг.)[10]
Из указанной суммы поступлений исполнение доходов составило
590,1 млрд.тенге, или 80,2 % к плану. Данные по государственному,
республиканскому и местным бюджетам представлены на рисунке 3.
На диаграмме рисунка 3 видно, что темпы роста
государственного в том числе местных бюджетов по сравнению с 1 кварталом 2006
года соответственно составили 106,0 %, 131,6%, а по республиканскому бюджету
произошло снижение, поскольку в 1 квартале прошлого года перечисления
поступлений от нефтяного сектора в Нацфонд осуществлялись через бюджет.
В приложении 3 приведены данные по основным источникам
налоговых поступлений. Традиционно самыми крупными являются КПН и таможенные
платежи и налоги.
Об улучшении таможенного администрирования свидетельствует
тот факт, что при росте импорта в тенговом выражении на 47,1 % по сравнению с
аналогичным периодом прошлого года, сумма начисления платежей по импорту с
учетом льгот и отсрочек и снижения ставки НДС с 15% на14 % возросла на 51,3%.
Расходы государственного бюджета за 1 квартал 2007 года
составили 692,7 млрд. тенге, или 85,5%, в том числе по республиканскому бюджету
– 617,1 млрд. тенге, или 90,6% к плану, местному бюджету – 263,1 млрд. тенге,
81,8% к плану (рисунок 4)
Таким образом, приведённые данные свидетельствуют о
значительном росте как государственных доходов, так и увеличении объёмов
государственных расходов.
Увеличение доходов государственного бюджета происходит за
счет расширения налогооблагаемой базы благодаря созданию благоприятных условий
для развития предпринимательства, сокращению нелегального теневого оборота.
Осуществлен переход к принципам среднесрочного бюджетного
планирования. Введенные с 2002 года паспорта бюджетных программ обеспечивают
прозрачность расходования бюджетных денег и эффективность проведения по ним
бюджетного контроля. Республиканская бюджетная комиссия функционирует на
постоянной основе, что позволяет на более качественном уровне рассматривать
предложения по формированию и уточнению республиканского бюджета.
Совершенствование системы межбюджетных отношений было
направлено на достижение баланса интересов центра и регионов, повышение
заинтересованности нижестоящих уровней государственного управления в
экономическом развитии регионов и обеспечение стабильности поступлений в
местные бюджеты.
Однако существуют проблемы отсутствия стабильности в
среднесрочном периоде в системе межбюджетных отношений и законодательно
закрепленного распределения доходных и расходных полномочий между областными и
районными бюджетами.
Разработан проект Бюджетного кодекса, который обеспечит
переход на качественно новый уровень управления государственными расходами,
дальнейшую оптимизацию бюджетных потребностей, поэтапный переход к нормативной
оценке бюджетных расходов и развитие системы межбюджетных отношений.
Целью бюджетной политики является поддержание расходов на
уровне, при котором будет обеспечиваться выполнение в полном объеме
государственных функций, повышение эффективности государственных расходов,
содействие поддержания устойчивых темпов экономического роста, а также
повышение благосостояния населения.
Введение в 2002 году Налогового кодекса явилось важным
этапом развития казахстанского налогового законодательства, который укрепил
концептуальные основы налоговой системы, сформированной в предыдущие годы, с
одновременным повышением эффективности правовых механизмов в налоговой сфере.
Также введен в действие Таможенный кодекс Республики
Казахстан, объединяющий и систематизирующий правовые нормы, регулирующие
общественные отношения в области таможенного дела, максимально использующий
международные нормы, позволяющие упростить и одновременно повысить
эффективность таможенных процедур.
Наряду с позитивными результатами действия Налогового
кодекса остается проблема совершенствования налоговой системы в целях
обеспечения условий для экономического роста страны и улучшения инвестиционного
климата.
Положения действующего налогового законодательства не в
полной мере способствуют выводу из неофициального оборота доходов физических
лиц, созданию оптимальных условий для вложения инвестиций в воспроизводство и
обновление основных средств.
Отсутствуют действенные механизмы стимулирования
инновационной деятельности, что в определенной степени влияет на развитие
наукоемких и высокотехнологичных производств.
Целью проводимой в республике налоговой политики является
дальнейшее поощрение инвестиций в экономику, стимулирование инновационной
активности, увеличение располагаемого дохода населения для роста
платежеспособного спроса. [12,40]
Пути решения налоговой политики: установление регрессивной
шкалы ставок по социальному налогу и более либеральной шкалы ставок по
индивидуальному подоходному налогу; снижение ставки налога на добавленную
стоимость; создание экономических условий для стимулирования научной и
инновационной деятельности, в том числе развития производств с высокой долей
добавленной стоимости; совершенствование амортизационной политики, с целью
стимулирования роста инвестиций; совершенствование налогообложения нефтяных
операций; развитие процессов автоматизации налогового администрирования;
совершенствование методологии и норм администрирования специальных налоговых
режимов в целях создания условий для развития малого бизнеса и для
сельхозпроизводителей.
Предусмотренные меры по совершенствованию налоговой системы
позволят реально снизить уровень налогообложения, что стимулирует дальнейшее
увеличение темпов экономического роста.
В 2003 году была разработана методика проведения оценки
эффективности бюджетных программ. Далее будет продолжена работа по приведению в
соответствие норм законодательных и нормативных актов нормам Бюджетного кодекса
и осуществлена разработка нормативных актов, направленных на реализацию
Бюджетного кодекса. Продолжится внедрение нормативного метода планирования
расходов бюджета, дальнейшее внедрение методов бюджетного программирования.
Начиная с 2003 года предусмотрено ежегодное формирование по
скользящему принципу среднесрочной фискальной политики Республики Казахстан,
что поможет созданию основы при разработке бюджетов центральными и местными
органами государственного управления, достижению прозрачности, ясности при
планировании бюджетных расходов. Внедрение в практику разработки среднесрочной
фискальной политики позволит повысить качество принимаемых решений о
государственных расходах.
Продолжено усовершенствование механизмов бюджетного
кредитования, способствующее эффективному использованию кредитных средств,
повышению требований к обеспечению исполнения обязательств по возврату
кредитов, своевременному погашению бюджетных кредитов, сокращению просроченной
задолженности заемщиков перед бюджетом [11].
Налоговая политика в Казахстане направлена на повышение
рентабельности вложения средств в экономику республики путем облегчения
налогового бремени.
Согласно данным Счётного комитета уточненный и
скорректированный показатели по налоговым поступлениям республиканского бюджета
за 2006 год перевыполнены на 31,7% и 15,9% соответственно и составил
1 667,8 млрд. тенге. [8]
Перевыполнение плана налоговых поступлений обеспечено, в
основном, за счет корпоративного подоходного налога – на 216,1 млрд. тенге (в
1,4 раза) и поступлений за использование природных и других ресурсов – на 127,0
млрд. тенге (в 1,9 раза).
Структурный анализ показывает, что основными источниками
налоговых поступлений республиканского бюджета, как и в предыдущие годы,
являлись корпоративный подоходный налог, налог на добавленную стоимость и
поступления за использование природных и других ресурсов. Так, в 2006 году доля
корпоративного подоходного налога в общем объеме налоговых поступлений
составила 46,6%, а в 2005 году – 53,4%, НДС – 29,4% и 22,0%, поступления за
использование природных и других ресурсов – 16,0% и 19,5%, соответственно
(таблица 4).
В 2006 году налоговые поступления в республиканский бюджет
возросли по сравнению с 2005 годом на 105,9 млрд. тенге, или на 6,8 процента.
Среди налоговых поступлений наиболее высокие темпы роста приходились на
таможенные платежи (85,3%) и акцизы (56,4%).
Таблица 4 - Структура налоговых
поступлений в республиканский бюджет за 2005-2006 годы, млрд. тенге
Наименование
2005
Уд.вес, %
2006
Уд.вес, %
Темпы роста 2006г. к 2005г., %
Налоговые поступления
1 561,9
100,0
1 667,8
100,0
106,8
Корпоративный
подоходный налог
834,3
53,4
776,6
46,6
93,1
Налог
на добавленную стоимость
343,9
22,0
489,6
29,4
142,4
Акцизы
10,1
0,6
15,8
0,9
156,4
Поступления за использование природных и других
ресурсов
304,2
19,5
267,4
16,0
87,9
Сборы за ведение предпринимательской и
профессиональной деятельности
0,6
0,1
0,8
0,1
133,3
Таможенные платежи
53,1
3,4
98,4
5,9
185,3
Другие налоги и платежи
15,7
1,0
19,2
1,1
122,3
Источник: Отчёт Счетного комитета об исполнении
республиканского бюджета за 2006 год [8]
В 2006 году не обеспечено выполнение плановых показателей
по специфике «Прочие налоги» на сумму 18,7 млн. тенге: в республиканский бюджет
поступило 20,0 млн. тенге, или 51,7% от планового показателя.
Анализ уплаченных сумм налогов и других обязательных
платежей в бюджет за 2006 год по налогоплательщикам, подлежащим
республиканскому мониторингу, показывает, что коэффициент налоговой нагрузки в
среднем для предприятий, добывающих сырую нефть и природный газ, по оперативным
данным, составил 31,3%, а для хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговлю
нефтепродуктами, - 6,5 процента. По оперативным данным Налогового комитета, в
ТОО «Север-ойл» коэффициент налоговой нагрузки составил 0,3%, а в ТОО «Гелиос»
– 1,7 процента. Налоговая нагрузка банков второго уровня составила в среднем
6,6%, а страховых и аудиторских компаний – 26,4 процента. При этом Налоговым
комитетом и его территориальными подразделениями во многих случаях
осуществлялись проверки в хозяйствующих субъектах, по которым налоговые
нагрузки составляли ниже 10 процентов, а банки второго уровня в отчетном году
не проверялись.
В 2006 году по итогам 45 071 проверки дополнительно
начислено 114,9 млрд. тенге, взыскано 14,9 млрд. тенге, или 13 процентов.
Проведено 3 925 безрезультативных проверок, из которых наибольшее количество
приходится на город Алматы – 624, Карагандинскую область – 566, Костанайскую
область – 542.
Центральным аппаратом Налогового комитета в 2006 году
проведено пять проверок из восьми, предусмотренных планом. Дополнительно
начислено налогов и платежей в бюджет на сумму 309,7 млн. тенге, из которых
взыскано 24,0 млн. тенге, или только 7,7 процента.
Показатели взыскания в бюджет дополнительно начисленных
налогов и платежей по отдельным хозяйствующим субъектам еще ниже. В частности,
по результатам налоговой проверки в ЗАО НК «Казахстан Темир Жолы» в 2004 году
дополнительно начислено налогов и платежей на сумму 30,7 млрд. тенге. После
рассмотрения жалобы Налоговый комитет отменил обжалуемое уведомление по акту
налоговой проверки и направил уведомление о начисленной сумме налогов и других
обязательных платежей на сумму 8,5 млрд. тенге. По итогам рассмотрения
результатов этой проверки в суде, сумма дополнительно начисленных налогов и
платежей уменьшилась до 1,7 млрд. тенге, или 5,5% от первоначальной суммы.
Аналогичная картина наблюдалась и по другим проверкам.
С вступлением в силу Налогового кодекса значительно
сократился удельный вес взысканных сумм от дополнительно начисленных налогов и
платежей: с 54,0% в 2001 году до 13,0% в 2006 году.
В республике увеличивается сумма переплаты налогов и других
обязательных платежей в бюджет, которая по состоянию на 1 января 2007 года
составила 693,5 млрд. тенге и по сравнению с началом отчетного года возросла на
150,4 млрд. тенге, или на 27,7 процента. В результате происходит определенное
отвлечение оборотных средств хозяйствующих субъектов и увеличение налоговой
нагрузки налогоплательщиков, а также увеличение сумм возврата поступлений из республиканского
бюджета. Так, в 2006 году АО «Казцинк» из республиканского бюджета произведен
возврат НДС по оборотам, облагаемым по нулевой ставке, в размере 5,2 млрд.
тенге, АО «Миттал Стил Темиртау» – 11,5 млрд. тенге. При этом последним
уплачено других налогов и платежей в бюджет 1,5 млрд. тенге.
В структуре излишне уплаченных сумм по налогам в
государственный бюджет по состоянию на 1 января 2007 года наибольший удельный
вес приходится на налог на добавленную стоимость и корпоративный подоходный
налог.
Счетным комитетом установлено отсутствие сводных планов
проверок хозяйствующих субъектов за 2004-2006 годы в центральном аппарате
Налогового комитета, а также нормативных правовых актов, регламентирующих
взаимодействие подразделений мониторинга и аудита.
Вышеуказанные факты свидетельствуют о том, что механизм
налогового администрирования усложнен и недостаточно эффективен, в нормах и
положениях налогового законодательства имеются разночтения, допускающие двоякое
толкование, а уполномоченным органом не принимаются системные меры по повышению
качества налоговых проверок и упрощению механизма налогового администрирования.
Рисунок 5 - Динамика поступлений КПН
в 2006 году с учётом поступлений в Национальный фонд
Республики Казахстан, млрд.тенге [8]
Корпоративного подоходного налога (далее - КПН) в 2006 году
поступило 776,6 млрд. тенге, или 118,6% к уточненному показателю. При этом от
организаций сырьевого сектора КПН поступило 172,9 млрд. тенге, или 22,3% от
общей суммы данного вида налога. По состоянию на 1 января 2007 года, сумма КПН
от организаций сырьевого сектора, поступившая в Национальный фонд, составила
376,4 млрд. тенге. Общая сумма переплат по КПН в 2006 году составила
68,3 млрд. тенге и по сравнению с 2005 годом увеличилась на 24,1 млрд. тенге
(или на 54,6%), что связано с ростом переплаты по КПН с юридических лиц -
резидентов и нерезидентов, удерживаемому у источника выплаты, в размере 11,7
млрд. тенге.
Анализ квартальных поступлений КПН за 2006 год
свидетельствует о сохранении неравномерности поступлений данного вида налога,
что, при сложившемся преобладании доли КПН в общем объеме поступлений
республиканского бюджета, повышает риски неполного и неэффективного освоения
бюджетных средств.
Из рисунка 5 следует, что поступления авансовых платежей по
корпоративному подоходному налогу в IV квартале отчетного года по сравнению с I
кварталом значительно увеличились (в 2,3 раза) и составили 463,4 млрд. тенге,
или 36,2% от годового поступления. Неравномерность поступлений КПН в течение
отчетного года связана с несовершенством действующего порядка уплаты авансовых
платежей.
Анализ поступлений корпоративного подоходного налога в
разрезе специфик показывает, что основная доля в структуре налога приходилась
на КПН с юридических лиц-резидентов (53,2%). Вместе с тем, в отчетном году
значительно увеличилось поступление КПН с лиц-нерезидентов, удерживаемого у
источника выплаты, и составило 70,9 млрд. тенге.
Поступления по налогу на добавленную стоимость (далее –
НДС) в республиканский бюджет составили 489,6 млрд. тенге и по сравнению с 2005
годом увеличились на 42,4 процента.
В 2006 году по сравнению с прошлым годом сумма возмещения
НДС из республиканского бюджета возросла на 19,0% и составила 195,1 млрд.
тенге, что в основном было вызвано ростом объемов экспорта сырья и товаров,
облагаемых НДС по нулевой ставке. При этом возращены на расчетные счета
налогоплательщиков 132,0 млрд. тенге, или 67,7% от общей суммы возмещения.
Возмещение НДС из республиканского бюджета в основном
получали крупные компании, экспортирующие нефть, газ, металлопрокат, пшеницу и
другое сырье. В частности, четырем крупным налогоплательщикам - АО «Казцинк»,
ТОО «Корпорация Казахмыс», АО «Миттал Стил Темиртау», ТОО «Тенгизшевроил»
возмещено из бюджета 55,8 млрд. тенге.
Таблица 5 - Структура
поступлений за использование природных и других ресурсов в республиканский
бюджет за 2005-2006 годы, млрд. тенге
Наименование
2005
Уд.вес, %
2006
Уд.вес, %
Темпы роста
2006г.
к 2005г., %
Поступления за использование природных и других
ресурсов
304,2
100,0
267,4
100,0
87,9
Налог на сверхприбыль
44,3
14,5
114,6
42,9
259,0
Бонусы
32,5
10,7
13,5
5,0
41,5
Роялти
108,4
35,7
22,8
8,5
21,0
Роялти от организаций сырьевого сектора
83,5
27,5
89,2
33,4
106,7
Доля РК по разделу продукции по заключенным
контрактам от организаций сырьевого сектора
26,8
8,8
16,8
6,3
62,7
Другие налоги и платежи
8,6
2,8
10,5
3,9
122,1
Примечание - Отчёт Счетного комитета об исполнении
республиканского бюджета за 2006 год [8]
Переплата по НДС на 1 января 2007 года составила 57,7% от
общей суммы переплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет, или
400,6 млрд. тенге, в том числе 278,5 млрд. тенге – превышение суммы НДС,
относимого в зачет, над суммой начисленного НДС.
При этом обоснованность суммы НДС, относимой в зачет,
проверяется с использованием автоматизированных информационных систем, на
создание и техническое сопровождение которых из республиканского бюджета
затрачено 14,0 млрд. тенге. Однако, вследствие того, что данные системы не
исключают в автоматическом режиме условно исключенных из Государственного
реестра налогоплательщиков, допускается отнесение в зачет сумм НДС.
При уточненном годовом плане поступлений за использование
природных и других ресурсов в размере 140,3 млрд. тенге фактическое поступление
составило 267,4 млрд. тенге, или 190,5%, в том числе от организаций сырьевого
сектора – 386,0%, от других плательщиков – 143,0 процента. Перевыполнение плана
в основном сложилось по налогу на сверхприбыль – на 28,7 млрд. тенге (1,3
раза), бонусам – 9,7 млрд. тенге (3,6 раза), роялти – 5,8 млрд. тенге (1,3
раза) (табл. 5).
В 2006 году по сравнению с 2005 годом на 12,1% снизились
поступления за использование природных и других ресурсов главным образом за
счет роялти (на 79,0%), бонусов (на 58,5%) и доли Республики Казахстан по
разделу по заключенным контрактам от организаций сырьевого сектора (на 37,3%).
В структуре поступлений за использование природных и других
ресурсов основным налогом является налог на сверхприбыль, доля которого в 2006
году составила 42,9 процента. В республике сохраняется стабильное увеличение
поступлений налога на сверхприбыль, что обусловлено ростом цен на нефть. Так,
поступления налога на сверхприбыль в 2006 году по сравнению с 2005 годом
увеличились в 2,6 раза [13].
Вышеуказанные факты свидетельствуют о наличии определенных
недостатков в процедурах планирования налоговых поступлений, выбора объектов
налоговых проверок, налогового и таможенного администрирования, предоставления
льгот и отсрочек, что отрицательно сказывается на мобилизации дополнительных
резервов увеличения доходов республиканского бюджета.
По состоянию на 1 декабря 2007 года доходы республиканского
бюджета (без учета трансфертов) выполнены на 99,5% при плане 1 582,2
млрд.тенге фактическое поступление составило 1 574,5 млрд.тенге, или не
исполнен на 7,7 млрд.тенге.
План республиканского бюджета на 1 декабря 2007 года по
налоговым поступлениям не исполнен на 20,2 млрд.тенге, в том числе по
корпоративному подоходному налогу – 15,5 млрд. тенге, по поступлениям за
использование природных и других ресурсов – 8,7 млрд.тенге, по налогам на
международную торговлю и внешние операции на 5,7 млрд.тенге. Неналоговые
поступления перевыполнены на 13,1 млрд.тенге.
Законом «О внесении
изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по
вопросам налогообложения» предусмотрена совокупность налоговых
послаблений, направленная как на общее снижение уровня налоговой нагрузки
(индивидуальный подоходный и социальный налоги, НДС, налоги в специальных
налоговых режимах), на реализацию потенциала отдельных секторов экономики, так
и на решение некоторых административных вопросов, препятствующих свободному
развитию частного предпринимательства на реализацию потенциала отдельных
секторов экономики, так и на решение некоторых административных вопросов,
препятствующих свободному развитию частного предпринимательства:
-
снижение ставки налога на добавленную
стоимость;
-
введение фиксированной ставки
индивидуального подоходного налога на уровне 10 процентов для всех физических
лиц;
-
снижение социального налога в среднем
на 30 процентов;
-
снижение ставок налога в специальном
налоговом режиме для субъектов малого бизнеса на основе патента и на основе
упрощенной декларации;
-
введение особого порядка уплаты налога
на добавленную стоимость предприятиями, перерабатывающими сельскохозяйственное
сырье;
-
введение освобождения средств,
выделяемых в рамках государственного социального заказа, реализуемых
неправительственными организациями в области образования, науки, медицины и
культуры, от корпоративного подоходного налога, а обороты по реализации – от
налога на добавленную стоимость;
-
ликвидация двойного налогообложения
дивидендов;
-
отмена нормы, ограничивающей размер
добровольных пенсионных взносов, которые можно отнести на вычет при определении
сумм индивидуального подоходного налога;
-
усовершенствование механизма исчисления
авансовых платежей по корпоративному подоходному налогу с одновременным
смягчением штрафных санкций за занижение сумм авансовых платежей по
корпоративному подоходному налогу [12].
Налоговая политика направлена на стабилизацию экономики,
развитие субъектов малого бизнеса, легализацию доходов, регулирование отношений
с налогоплательщиками по улучшению ведения и порядка исчисления и уплаты
налогов и других обязательных платежей в бюджет, связанные с исполнением
налоговых обязательств.
Особое внимание уделено улучшению налоговой культуры,
соблюдению принципов стабильности налогового законодательства, единства системы
налоговых льгот, исключены нормы по предоставлению льгот индивидуального
характера для конкретного налогоплательщика.
Государственный долг Республики Казахстан (без учета
взаимных требований) на 1 апреля 2007 года составил 1 453,1 млрд. тенге. В
портфеле правительственного долга соотношение внутреннего и внешнего долгов
составляет 65,4 и 34,6 %, соответственно. За отчетный период было осуществлено
досрочное погашение наиболее дорогих в обслуживании займов МББР в размере 13,5
млрд.тенге (или 107,6 млн. долл. США). Слайд 9.
За 2007 г. Министерство финансов разместило государственные
эмиссионные ценные бумаги на сумму 19,8 млрд.тенге. (рисунок 6)
По государственным ценным бумагам в 2007 году сложилась
ситуация, которую можно охарактеризовать следующим:
- государственные среднесрочные ценные бумаги (МЕОКАМ) со
сроком обращения 4 года на аукционе по первичному размещению на сумму 277,8
млн. тенге, на повторном аукционе на сумму 143,4 млн. тенге, доходность при
размещении составила – 6,25%;
- государственные долгосрочные ценные бумаги (МЕУКАМ) со
сроком обращения 7 лет на аукционе по первичному размещению на сумму 71,4 млн.
тенге, доходность при размещении составила – 6,75%;
- государственные долгосрочные сберегательные ценные бумаги
(МЕУЖКАМ) со сроком обращения 8 лет на аукционе по первичному размещению на
сумму 15,0 млрд. тенге, доходность при размещении составила – инфляция + 0,07%;
МЕУЖКАМ со сроком обращения 10 лет на повторном аукционе на сумму 4,3
млрд.тенге, доходность при размещении составила – инфляция + 0,01%.
Рисунок 6 – Государственный
и гарантированный государством долг
При этом, предложенная рынком доходность по государственным
ценным бумагам в 1 квартале т.г. по сравнением с аналогичным периодом 2006 года
оказалась значительно выше.
Так доходность при размещении в 2006 году по МЕУКАМ со
сроком обращения 8 лет составила – 4,3%, в 2007 году по МЕУКАМ со сроком
обращения 7 лет – 6,75%.
Сложившаяся ситуация на рынке с доходностью явилась
сдерживающим моментом и Министерство финансов вынужденно было удовлетворять
рынок по более высокой доходности, не осуществляя размещение ГЦБ в полном
объеме. Вместе с тем, Министерство финансов осуществляло повторные открытия
ранее выпущенных ГЦБ с целью увеличения объема ГЦБ в обращении на рынке, а
также для построения реалистичной кривой доходности.
За годы независимости в условиях глобальных измерений
мировой обстановки Казахстан пережил радикальную трансформацию
общественно-политического строя. За прошедший период были заложены основы
современного демократического устройства страны, осуществлена либерализация цен
и всех экономических отношений, сформирована многоукладная экономика путем
преобразования большей части государственной собственности в частную, созданы
рыночные структуры и инфраструктуры [14].
По данным Министерства экономики и бюджетного планирования
1 июля 2006 года была введена новая система функционирования Национального
фонда, в соответствии с Концепцией Национального фонда. В целях обеспечения
оптимального баланса распределения нефтяных поступлений между республиканским
бюджетом и Национальным фондом был разработан метод сбалансированного бюджета,
при котором доходы нефтяного сектора будут полностью направляться в
Национальный фонд, а доходная часть республиканского бюджета будет
формироваться только за счет не нефтяного сектора (рисунок 7).
Национальный фонд был создан в 2001 году с целью
обеспечения стабильного социально-экономического развития страны, накопления
финансовых средств для будущих поколений, снижения зависимости экономики от
воздействия неблагоприятных внешних факторов.
С момента создания Национального фонда порядка 48 % доходов
от нефтяного сектора направлялись в фонд, и на конец 2005 года было накоплено
активов на сумму порядка 8,1 млрд. долларов США, что составляет 14,5 % к ВВП. В
2007 - 2009 годах прогнозируется сохранение высоких цен на нефть. С одной стороны,
это создает стабильные и достаточно благоприятные предпосылки для развития
экономики. В то же время в этих условиях повышается «инфляционное давление» на
экономику. Для обеспечения макроэкономической стабильности, а также накопления
средств в период благоприятной конъюнктуры цен для поддержания финансовых
обязательств государства в периоды неблагоприятной конъюнктуры цен и
обеспечения будущих поколений будет продолжено аккумулирование части доходов,
получаемых вследствие значительного роста мировых цен на нефть, в Национальном
фонде.
Основными источниками формирования Национального фонда
стали:
- прямые налоги от нефтяного сектора (за исключением
налогов, зачисляемых в местные бюджеты), к которым относятся корпоративный
подоходный налог, налог на сверхприбыль, роялти, бонусы, доля по разделу
продукции, рентный налог на экспортируемую сырую нефть, газовый конденсат.
Прочие виды налогов, уплачиваемые нефтяным сектором в соответствии с налоговым
законодательством Республики Казахстан, подлежат зачислению в соответствующие
бюджеты. При этом к предприятиям нефтяного сектора относятся все юридические
лица, занимающиеся добычей и (или) реализацией сырой нефти и газового
конденсата;
- поступления от приватизации государственного имущества,
находящегося в республиканской собственности и относящегося к горнодобывающей и
обрабатывающей отраслям;
- поступления от продажи земельных участков
сельскохозяйственного назначения;
- инвестиционные доходы от управления Национальным фондом;
- иные поступления и доходы, не запрещенные
законодательством Республики Казахстан.
Рисунок 7 - Метод сбалансированного бюджета
Расходы республиканского бюджета на текущие бюджетные
программы будут финансироваться за счет отчислений в республиканский бюджет от
не нефтяной части экономики, а финансирование расходов на бюджетные программы
развития осуществляться за счет гарантированного трансферта из Национального
фонда. При этом, определенная доля расходной части бюджета может покрываться, в
том числе за счет заимствования в рамках установленных ограничений.
Использование нефтяных поступлений в пределах
гарантированного трансферта позволит проводить взвешенную фискальную политику,
так как будет виден «чистый» бюджетный эффект от либерализации налогового
режима, который, как правило, искажен за счет сверх доходов, поступающих от
предприятий нефтяного сектора.
Размер гарантированного трансферта из Национального фонда
будет утверждаться законодательным актом Республики Казахстан на трехлетний
период и останется неизменным в течение данного периода.
В соответствии с Концепцией Национального фонда
Правительство Республики Казахстан будет исходить из необходимости оптимального
использования нефтяных доходов, с учетом соблюдения оптимальных пропорций между
потреблением и накоплением, создания благоприятных макроэкономических условий
для развития несырьевого сектора экономики, сбережения значительной части
нефтяных доходов и недопущения истощения Национального фонда, совершенствования
механизма формирования и использования средств фонда.
В целях дальнейшего совершенствования бюджетной системы был
принят Закон Республики Казахстан от 5 июля 2006 года «О внесении изменений и
дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам
совершенствования бюджетного законодательства Республики Казахстан и
деятельности Национального Банка Республики Казахстан».
Основными задачами данного закона в сфере совершенствования
бюджетного законодательства и в целом бюджетной системы являются:
- постепенный переход к достижению сбалансированного
бюджета за счет ненефтяных поступлений.
С целью реализации Концепции Национального фонда ввелись
новые понятия - «консолидированный бюджет» и «ненефтяной дефицит».
Консолидированный бюджет состоит из республиканского
бюджета, бюджета области, бюджетов города республиканского значения, столицы,
поступлений от предприятий нефтяного сектора и переводов их в Национальный
фонд.
Ненефтяной дефицит бюджета равен сумме поступлений в
бюджет, кроме поступлений из Национального фонда, за вычетом расходов бюджета;
- ужесточение требований к разработке инвестиционных
проектов (программ).
Инвестиционные проекты (программы) будут включены в
перечень приоритетных бюджетных программ (подпрограмм) в случае, если они
соответствуют мероприятиям принятых государственных, отраслевых и региональных
программ и положений ежегодных посланий Главы государства. Обязательным
условием включения в вышеназванный перечень будет наличие положительного
заключения отраслевой экспертизы, соответствие их плану мероприятий
утвержденных Программ, наличие технико-экономического обоснования с
положительным заключением экономической экспертизы;
Таблица 6- Основные макроэкономические показатели
Республики Казахстан за 2005, 2006 годы (а также прогноз на 2007-2009 годы)
Наименование
2005 отчет
2006 оценка
Прогноз
2007
2008
2009
Валовой внутренний
продукт, млрд. тенге
7457,1
9762,7
11879,8
14036,6
16540,4
Реальное изменение ВВП,
в % к предыдущему году
109,5
109,0
108,6
108,9
109,0
ВВП на душу населения,
долл. США по официальному курсу
3703
5192
6560
7680
8962
ВВП на душу населения,
долл. США по ППС
10618
12699
14922
17102
19519
Индекс потребительских
цен, в % в среднем за
год
7,6
6,9-8,5
5-7
5-7
5-7
Денежная база, млрд.
тенге
663
1309
1622
1972
2196
Денежная масса, млрд.
тенге
2065
3108
4222
5388
6486
Уровень монетизации
экономики, %
27,7
31,8
35,5
38,4
39,2
Экспорт товаров (ФОБ),
млрд. долл. США
28,2
34,4
32,9
34,9
38,6
Импорт товаров (ФОБ),
млрд. долл. США
17,9
22,4
25,6
28,2
31,2
Инвестиции в основной
капитал, в % к предыдущему году
122,2
125
120
118
118
Объем валовой продукции
сельского хозяйства, млрд. тенге
763,2
850,8
933
1021
1117
в % к предыдущему году
107,3
104,5
103,2
103,0
102,8
Объем промышленной
продукции (работ, услуг), млрд. тенге
5124,1
6484,9
7429,4
8580,2
9886
в % к предыдущему году
104,6
107
107,2
108,6
108,8
Строительство, млрд.
тенге
743,6
1077,5
1530,2
2037,3
2689,2
в % к предыдущему году
134,1
138
128
120
120
Услуги транспорта,
млрд. тенге
1377,3
1632,1
1858,3
2117,1
2415
в % к предыдущему году
107
106,7
106,6
106,6
106,7
Связь, млрд. тенге
216,7
322,8
431,7
567,4
748,8
в % к предыдущему году
127,7
126
125
124
125
Торговля, млрд. тенге
1669,6
2316,6
2833,2
3366,2
3999,4
в % к предыдущему году
109,3
109,5
109,2
109,0
109,0
Примечание: составлено
на основе: Среднесрочная фискальная политика Правительства РК на 2007-:2009 годы.