Финансовый механизм в регулировании экономики Республики Казахстан
- определение нижнего предельного уровня собственных
бюджетных ресурсов, формируемых на их территории. По расчетам Счетного
комитета, значение этого показателя должно быть не ниже 40%, в свою очередь,
удельный вес закрепленных доходов в общем объеме доходов местных бюджетов
должен составить не менее 50%;
- с учетом критериев установить перечень закрепленных и
регулирующих доходов и использовать комбинированные способы разграничения
доходов между бюджетами.
Если доходные полномочия и расходные обязанности каждого из
трех уровней бюджетной системы (республиканского, областного и местного)
сбалансированы, то у государства есть основа для стабильного развития, которое
уже зависит от многих факторов, в том числе не в последнюю очередь от
финансовой политики, включая налоговую, кредитную и другие составляющие. Если
же доходные и расходные полномочия не сбалансированы, то это неизбежно приводит
к дисбалансу интересов центра и регионов.
Одновременно с децентрализацией налогово-бюджетных
полномочий и повышением ответственности за их использование для региональных и
местных властей необходимо сформировать и поддерживать конкурентную среду - как
экономическую (единое экономическое пространство, отсутствие ограничений на
перемещение товаров, рабочей силы, капиталов), так и политическую
(демократические институты и гражданское общество). Конкуренция товаров и
предприятий должна быть дополнена конкуренцией регионов, их экономической
политики. Обязательное ее условие - жесткие бюджетные ограничения, ставящие
региональные и местные бюджеты в зависимость не от вышестоящих властей, а от
результатов собственной финансово-экономической политики. Иными словами,
профицит от увеличения доходов региональных и местных бюджетов и сокращение
нерациональных расходов не должен изыматься в вышестоящие бюджеты, а дефицит и
долги -покрываться за счет дополнительной финансовой помощи, индивидуальных
льгот и привилегий [40].
В настоящее время продолжается работа по совершенствованию
межбюджетных отношений, связи с чем, для определения объемов официальных
трансфертов общего характера на следующий среднесрочный период с 2008 по 2010
годы, начата разработка новой методики расчетов субвенции и изъятий. Основной
целью методики будет выравнивание бюджетной обеспеченности регионов в части
обеспечения равного доступа к государственным услугам; гарантированным
Конституцией; т.е. предполагается подтягивание регионов с низкой бюджетной
обеспеченностью к среднереспубликанскому уровню [28].
Основной целью фискальной политики в среднесрочном периоде
является содействие ускорению экономического роста страны, путем укрепления и
модернизации институциональной основы государственного управления, расширяющей
финансовые возможности государства за счет повышения эффективности расходов, а
не увеличения их уровня.
Достижению поставленной цели будет способствовать решение
следующих основных задач:
- совершенствование бюджетного законодательства с целью
внедрения метода бюджетирования, ориентированного на результат, что позволит
повысить эффективность и результативность государственных расходов, провести
гармонизацию стратегических, среднесрочных планов развития с бюджетными
планами, высвободить финансовые ресурсы за счет их оптимизации для усиления
социальной и инвестиционной составляющей бюджета;
- гармонизация налогового и бухгалтерского законодательства
в связи с переходом на международные стандарты финансовой отчетности;
- устойчивое повышение конкурентоспособности за счет
стимулирования более высоких показателей роста человеческого капитала,
инфраструктуры, государственного управления, инноваций;
- совершенствование стратегического планирования в
государственных органах, с усилением ответственности за достижение конкретного
результата и рассмотрение промежуточных (по итогам года) результатов и
результатов по истечению среднесрочного периода;
- снижение уровня ненаблюдаемой экономики по всем ее
составляющим путем устранения экономических условий, порождающих и
стимулирующих скрытую и неформальную деятельность, пресечения «теневых» видов
деятельности правовыми механизмами;
- сохранение макроэкономической стабильности за счет
сокращения объемов валового внешнего долга страны и поддержания стабильного
уровня государственного долга.
В среднесрочном периоде будет продолжена политика
постепенного перехода к сбалансированности бюджета за счет ненефтяных
поступлений, которая заключается в поддержании текущих расходов государства на
оптимальном уровне вне зависимости от объемов поступлений нефтяного сектора.
Изменения и дополнения, внесенные в 2007 году в Бюджетный
кодекс и Концепцию формирования и использования средств Национального фонда
Республики Казахстан на среднесрочную перспективу, позволили четко разграничить
нефтяные и ненефтяные доходы.
Поступления, направляемые в Национальный фонд дополнены
платежами недропользователей, осуществляющих деятельность по контракту о
разделе продукции и другими поступлениями от нефтяных операций и реализации
сырой нефти и газового конденсата, в том числе поступлениями за нарушения
условий нефтяных контрактов, которые ранее поступали в доходную часть бюджета.
Рост расходов государственного бюджета требует принятия мер
по повышению их результативности и эффективности. Совершенствование бюджетного
процесса, проводимое на протяжении 2000 – 2006 годов (Бюджетный кодекс,
паспорта бюджетных программ, оценка эффективности и др.) с одной стороны
упорядочило бюджетную систему, с другой привело к ограниченной ответственности
государственных органов и отсутствию гибкости в управлении ими государственными
финансами. Существующие правила, нормы и нормативы выполняются с затруднениями
или формально, что приводит к снижению реальной результативности использования
бюджетных средств.
Необходимость в детальной регламентации бюджетного процесса
была целесообразна в период больших структурных преобразований,
сопровождающихся нехваткой бюджетных средств, когда управление финансами страны
характеризовалось растущей кредиторской задолженностью и как следствие
государственными обязательствами необеспеченными финансовыми источниками. Без
урегулирования данных проблем невозможна была стабилизация и дальнейший рост
экономики.
Сформированные к 2006 году процедуры позволили достичь
определенного уровня прозрачности, подотчетности формирования и исполнения
бюджета, а также оперативности и достоверности бюджетной отчетности. Однако
существующая система контроля целевого использования бюджетных средств больше
призвана обеспечить расходование бюджета в соответствии с потребностями в ресурсах,
что выражается в обеспечении максимально точного соответствия между
утвержденными показателями и фактическими кассовыми расходами.
Вместе с тем, данный подход не позволяет в полной мере
проследить степень достижения целей государственной политики проводимой при
формировании и исполнении бюджета и не гарантирует эффективного и
результативного использования имеющихся ресурсов.
При этом наблюдается формальность выполнения действительно
важных норм, касающихся ответственности администраторов за результаты своей
деятельности, больше направленной на решение внутренних задач отдельно взятого
государственного органа, а не на решение задач страны и общества в целом.
Такой подход предопределил «мягкость бюджетных
ограничений», которая выражается в заинтересованности в формировании и
сохранении контроля над финансовыми потоками вместо обеспечения
результативности использования бюджетных средств.
На устранение данных системных недостатков направлены
мероприятия проводимой административной реформы, заключающихся в создании
эффективной системы государственного управления бюджетными ресурсами,
устойчивой заинтересованности и стимулов всех участников бюджетного процесса в
достижении конкретных, измеримых, общественно значимых результатов. Бюджетная
система будет не формально, а фактически единой, с точки зрения выполнения
нормативно установленных принципов и правил.
Данную задачу планируется достичь, во-первых, путем
предоставления большей независимости администраторам в распределении и
использовании финансовых ресурсов, выделенных из бюджета под определенные
результаты, и, во-вторых, путем усиления персональной ответственности
государственных органов за достижение данных результатов.
Рисунок 11 - Структура
реформирования бюджетного процесса
Планирование
и исполнение бюджета будет сопровождаться полной информацией о направлениях и
результатах использования бюджетных средств, на основании которой будут
приниматься решения об изменении бюджетной политики, а государственные органы –
нести ответственность за качественное исполнение своих функций.
Меры по совершенствованию процедур планирования и
исполнения бюджета основываются на следующих принципах:
- гармонизации со стратегическими, среднесрочными целями,
задачами социально-экономического развития республики и устойчивого роста
конкурентоспособности экономики;
- достижения конечных результатов и целевых индикаторов,
соответствующих индикаторам стратегических, среднесрочных задач
социально-экономического развития республики и устойчивого роста
конкурентоспособности экономики;
- корпоративного управления;
- достижения объективности формирования текущих и
капитальных расходов государственных органов и организаций;
- интеграции процедур по разработке и исполнению бюджета;
- исключения дублирующих действий в процедурах исполнения
бюджета внутри государственного органа, между ними;
- повышения
производительности труда на этапах планирования и исполнения бюджета с
оптимальным использованием информационных систем.
Бюджетирование, ориентированное на результат – это метод
планирования, исполнения и контроля за исполнением бюджета, обеспечивающий
распределение бюджетных ресурсов по целям, задачам и функциям государства с
учетом приоритетов государственной политики и общественной значимости ожидаемых
результатов использования бюджетных средств.
Данный метод дает возможность соизмерять затраты и
результаты, выбирать наиболее эффективные пути расходования бюджетных средств,
своевременно оценивать степень достижения запланированных результатов и их
качество.
Реформирование бюджетного процесса создаст предпосылки
введения принципов финансового менеджмента, т.е. расширение полномочий
администраторов бюджетных программ по адаптации выполняемых функций к реальным
возможностям, позволяющим судить о деятельности государственного органа по
эффективности администрируемых программ.
С 2009 года будет осуществлен переход на трехлетнее
бюджетное планирование. Разработка проекта республиканского бюджета на 2009 –
2011 годы будет основана на имеющемся опыте в среднесрочном прогнозировании
развития экономики, доходов и расходов бюджета, и будет проводиться с
применением усовершенствованных подходов к бюджетному процессу.
Бюджетный процесс приобретет большую стабильность и
преемственность, поскольку исходной точкой, с которой будет начинаться процесс
формирования бюджета, становятся ранее установленные прогнозы расходов и
доходов. Бюджет формируется на «скользящей основе», при этом прошлогодний
прогноз смещается на один год вперед.
Одним из инструментов государственного влияния на развитие
стратегических отраслей экономики является приобретение финансовых активов –
приобретение в собственность долей участия и пакетов акций юридических лиц.
В среднесрочной перспективе государственная политика в
области управления государственными активами будет направлена на регулирование
развития стратегически важных отраслей экономики, в том числе путем
восстановления и усиления системы контроля за целевым и эффективным
использованием государственной собственности, осуществления оптимизации
структуры государственной собственности.
Таблица 10 - Прогноз
расходов государственного бюджета на 2008 – 2010 годы
Наименование
|
2008 год
|
2009 год
|
2010 год
|
в % к ВВП
|
доля, %
|
в % к ВВП
|
доля, %
|
в % к ВВП
|
доля, %
|
РАСХОДЫ
|
22,5
|
100,0
|
21,9
|
100,0
|
21,8
|
100,0
|
Государственные услуги общего характера
|
1,2
|
5,3
|
1,2
|
5,3
|
1,1
|
5,0
|
Оборона
|
1,4
|
6,2
|
1,4
|
6,2
|
1,4
|
6,4
|
Общественный порядок, безопасность, правовая,
судебная, уголовно-исполнительная деятельность
|
1,8
|
7,9
|
1,6
|
7,5
|
1,6
|
7,1
|
Образование
|
3,7
|
16,4
|
3,8
|
17,6
|
3,8
|
17,4
|
Здравоохранение
|
2,7
|
11,8
|
2,8
|
13,0
|
2,9
|
13,5
|
Социальное обеспечение и социальная
помощь
|
3,8
|
17,1
|
3,7
|
17,1
|
3,6
|
16,7
|
Жилищно-коммунальное хозяйство
|
1,4
|
6,2
|
1,4
|
6,3
|
1,6
|
7,1
|
Культура, спорт, туризм и информационное
пространство
|
0,9
|
3,8
|
0,8
|
3,8
|
0,8
|
3,9
|
Топливно-энергетический комплекс и
недропользование
|
0,6
|
2,6
|
0,4
|
2,0
|
0,4
|
1,8
|
Сельское, водное, лесное, рыбное хозяйство,
особо охраняемые природные территории, охрана окружающей среды и животного
мира, земельные отношения
|
1,2
|
5,3
|
1,2
|
5,3
|
1,1
|
5,2
|
Промышленность, архитектурная,
градостроительная и строительная деятельность
|
0,05
|
0,2
|
0,05
|
0,2
|
0,04
|
0,2
|
Транспорт и коммуникации
|
2,0
|
9,1
|
1,8
|
8,2
|
1,7
|
8,0
|
Прочие
|
1,4
|
6,4
|
1,3
|
5,9
|
1,3
|
6,2
|
Обслуживание долга
|
0,4
|
1,7
|
0,3
|
1,4
|
0,3
|
1,5
|
Примечание – Источник: Среднесрочная
фискальная политика Правительства Республики Казахстан на 2008 – 2010 годы
|
Рисунок 12 - Изменение
доли расходов по категориям в общем объеме
расходов республиканского
бюджета
Приобретение
финансовых активов является одним из инструментов установления должного
контроля со стороны государства над стратегическими отраслями экономики,
направленного на обеспечение экономической безопасности страны, а также на
эффективное их развитие.
Рисунок 13 - Темпы роста
государственных расходов и ВВП,
% к предыдущему году
В 2007 – 2008
годах увеличение уставных капиталов государственных холдингов и компаний
направлено на формирование их финансовой базы для дальнейшей реализации задач
по модернизации, диверсификации экономики, увеличения числа наукоемких,
инновационных производств с высокой добавленной стоимостью, развития
эффективной инфраструктуры.
Увеличение
уставного капитала АО «Национальный холдинг «КазАгро» направлено на реализацию
ряда проектов по:
-
созданию
откормочных площадок с развитой инфраструктурой экспорта;
-
строительству
заводов по производству биодизеля и биоэтанола;
строительству
оптового рынка сельскохозяйственной продукции в г. Астане и др.
За счет
увеличения уставного капитала АО «Национальный научно-технологический холдинг
«Самгау»:
-
будет
увеличен объем финансирования проектов по приоритетным, рисковым и инициативным
научно-исследовательским и опытно-конструкторским разработкам с проведением
комплексной экспертизы;
-
дополнительные
средства будут направлены на формирование и развитие электронных услуг
государственных органов в рамках Государственной программы формирования
«электронного правительства».
-
Доля
расходов на приобретение финансовых активов в общем объеме расходов
республиканского бюджета по программам развития составит в 2008 году- 20,3 %, в
2009 году – 19,2 %, в 2010 году – 18 %.
Исходя из
утвержденных Законом Республики Казахстан «О гарантированном трансферте из
Национального фонда Республики Казахстан на 2007 – 2009 годы» размеров
гарантированного трансферта на 2008 – 2009 годы, макроэкономического прогноза и
прогноза государственных расходов по программам развития, определен прогнозный
размер гарантированного трансферта из Национального Фонда на 2010 год, который
составит 326,8 млрд. тенге. В среднем за период с 2008 по 2010 годы
гарантированный трансферт составит 12,9 % от активов фонда на начало 2008 года.
В
долгосрочной перспективе будет продолжена политика достижения размера
гарантированного трансферта, равного инвестиционному доходу от управления
активами Национального фонда, что в большей степени будет отвечать стремлению к
росту экономики за счет ненефтяных доходов и сбережению нефтяных.
В 2008 – 2010
годах темпы роста государственных расходов предполагаются ниже темпов
номинального роста ВВП и составят в среднем 17,6 % и 19,0 % соответственно.
Расходы
государственного бюджета в 2008 году составят – 22,5 % к ВВП, в 2009 году –
21,9 % к ВВП и в 2010 году – 21,8 % к ВВП.
В своём
послании Президента Республики Казахстан народу Казахстана «Рост благосостояния
граждан Казахстана — главная цель государственной политики» Н.А. Назарбаев
отметил, что со следующего года, впервые в истории нашей страны, базой новой
системы государственного бюджетного планирования станет 3-летний бюджет. Для
этого Правительству уже в текущем году необходимо разработать новый Бюджетный
Кодекс. Надо также форсировать работу по модернизации и совершенствованию
системы планирования, повышению эффективности использования средств бюджета и
управления государственными активами.
Политика
доходов в 2008 – 2010 году будет направлена на продолжение стимулирования
индустриально-инновационного развития страны, повышение конкурентоспособности и
создание рационального баланса налоговой нагрузки в экономике.
Казахстанская
система налогообложения доходов малого и среднего бизнеса представлена в виде
упрощенной системы, характеризующейся не только низкой ставкой налогообложения,
но и значительно упрощенной отчетностью.
С 1 января
2006 года произведено расширение сферы применения специального налогового
режима (СНР) для субъектов малого бизнеса, применяющих специальный налоговый
режим на основе упрощенной декларации, путем увеличения предельной численности
наемных работников и предельного дохода.
Учитывая
положительный опыт осуществления деятельности субъектами малого бизнеса в
условиях действия упрощенного налогового режима, с 1 января 2007 года снизились
ставки налога в СНР на основе патента с 3 % до 2 %, в СНР на основе упрощенной
декларации вместо разделительной прогрессивной шкалы для индивидуальных
предпринимателей и юридических лиц со ставками от 3 % до 5 % и от 3 % до 7 %
установлена соответственно единая ставка на уровне 3 %. Эта мера оказывает
поддержку инициативной части населения, стремящейся реализовать свои
предпринимательские способности и идеи.
В 2007 году
ставка налога на добавленную стоимость снижена до 14 процентов. Данная мера
позволила предприятиям высвободить средства из оборота, которые были направлены
на модернизацию производства, на его расширение и развитие.
С 2007 года
введена плоская шкала индивидуального подоходного налога на уровне 10
процентов, которая стала одной из самых низких в мире.
При этом из
облагаемого дохода исключается минимальный размер заработной платы вместо
месячного расчетного показателя. Основным эффектом введения данной нормы стало
повышение мотивации людей к повышению собственного материального благополучия.
Таблица 11 - Прогноз
ненефтяных доходов в государственный бюджет на 2008 – 2010 годы, в % к ВВП
Наименование
|
2008 год
|
2009 год
|
2010 год
|
Ненефтяные доходы
|
18,9
|
19,0
|
19,5
|
Налоговые поступления
|
18,3
|
18,5
|
19,0
|
Неналоговые поступления
|
0,3
|
0,3
|
0,3
|
Поступления от продажи основного капитала
|
0,3
|
0,2
|
0,2
|
Примечание – Источник: Среднесрочная фискальная
политика Правительства Республики Казахстан на 2008 – 2010 годы
|
В целях
создания условий для высокотехнологичных и экспортоориентированных производств
в Казахстане созданы 3 специальные экономические зоны, на которых осуществляется
освобождение от корпоративного подоходного налога, земельного налога, налога на
имущество, налога на добавленную стоимость и таможенных пошлин.
Рисунок 13 -
Прогнозируемая динамика ненефтяных доходов, в % к ВВП
Основные
направления налоговой политики на 2008 – 2010 годы будут ориентированы на
решение задач фискальной политики с учетом необходимости укрепления
социально-значимых функций налогов как справедливого и оправданного инструмента,
стимулирующего развитие необходимых направлений экономики и обеспечивающего
полное выполнение государственных функций, которые заключаются в следующем:
-
дальнейшее
снижение ставки НДС;
-
оптимизация
льгот с учетом повышения их эффективности и стимулирующего эффекта в реальном
секторе экономики;
-
ликвидация
льгот по пассивным доходам физических лиц в рамках постепенного переноса
основной роли в формировании доходов бюджета с предпринимательства на
население.
Условные
потери по налогу на добавленную стоимость в 2008 году составят 67,9 млрд. тенге
(снижение ставки с 14 % до 13 %), по социальному налогу – 115,0 млрд. тенге
(снижение ставки в среднем на 30 %), по таможенным пошлинам на ввозимые товары
– 17,7 млрд. тенге (из-за унификации пошлин).
В целом потери
составят 6,5 % от общего объема доходов государственного бюджета.
Таким
образом, снижение ставок налогов приводит к относительному снижению темпов
поступлений этих налогов в прогнозируемом периоде.
В последующие
годы прогнозируется дальнейший рост темпа поступлений указанных налогов, т. к.
предполагается, что будет получен ожидаемый эффект от снижения налоговой
нагрузки. Начиная с 2009 года будут реформированы специальные налоговые режимы
– сужение сферы применения разовых талонов, исключение патентов, а по
упрощенной декларации будут осуществлять деятельность только индивидуальные
предприниматели – физические лица. Крупные сельскохозяйственные
товаропроизводители будут выведены из специальных налоговых режимов.
В
соответствии с проводимой налоговой политикой, а также прогнозными показателями
среднесрочного плана социально-экономического развития Республики Казахстан,
действия Концепции формирования и использования средств Национального фонда
Республики Казахстан на среднесрочную преспективу, утвержденной Указом
Президента Республики Казахстан от 1 сентября 2005 года № 1641, на
среднесрочную перспективу определены доходы государственного бюджета на 2008 –
2010 годы.
С переходом с
1 июля 2006 года на новую систему функционирования Национального фонда Республики
Казахстан, предусматривающую зачисление прямых налогов от предприятий в
Национальный фонд, в целях исключения зависимости экономики от нефтяного
сектора, государственный бюджет формируется за счет ненефтяных доходов.
Проделанная
работа позволяет судить о многоаспектности темы дипломной работы. Финансы
представляют собой довольно сложное общественное явление. Они охватывают
широкую гамму обменно-распределительных отношений, которые отображаются в
различных денежных потоках. Финансовый рынок на практике представляет собой
совокупность финансово-кредитных институтов, направляющих поток денежных
средств от собственников к заемщикам и обратно.
Именно на
рынке финансовых ресурсов, или финансовом рынке, происходит перелив средства,
при котором они перемещаются от тех, кто имеет их излишек, к тем, кто требует
инвестиций. При этом, как правило, средство направляются от тех, кто не может
их эффективно использовать, к тем, кто использует их продуктивно. Это оказывает
содействие не только повышению производительности и эффективности экономики в
целом, а и улучшению экономического благосостояния каждого члена общества.
Взаимосвязь
финансового механизма и финансовой политики проявляется через управление
финансами государства, которое подразумевает под собой процесс воздействия на
финансовые и смежные экономические и социальные системы с целью их
совершенствования и развития. При этом используются приемы и методы
целенаправленного влияния на объект для достижения необходимого результата.
Функционирование
механизма финансовой политики обеспечивается с помощью финансового аппарата,
который осуществляет финансовую политику в соответствии с Конституцией
Республики Казахстан, с действующим законодательством, распоряжениями
Правительства республики, решениями местных администраций, приказами,
инструкциями и указаниями Министерства финансов, Министерства государственных
доходов и налоговых органов.
В
соответствии с действующим законодательством страны принципы построения
современной бюджетной системы отражают все тенденции современного состояния
бюджетного процесса в стране. Бюджетная система Республики Казахстан базируется
на принципах единства, полноты, реалистичности, транспарентности,
самостоятельности, последовательности, приоритетности, ответственности,
эффективности и результативности. Главными принципами являются единство и
самостоятельность, которые в тоже время выступают основными принципами
организации бюджетного процесса.
Увеличение
доходов государственного бюджета происходит за счет расширения налогооблагаемой
базы благодаря созданию благоприятных условий для развития предпринимательства,
сокращению нелегального теневого оборота.
Осуществлен
переход к принципам среднесрочного бюджетного планирования. Введенные с 2002
года паспорта бюджетных программ обеспечивают прозрачность расходования
бюджетных денег и эффективность проведения по ним бюджетного контроля.
Республиканская бюджетная комиссия функционирует на постоянной основе, что
позволяет на более качественном уровне рассматривать предложения по
формированию и уточнению республиканского бюджета.
Совершенствование
системы межбюджетных отношений было направлено на достижение баланса интересов
центра и регионов, повышение заинтересованности нижестоящих уровней
государственного управления в экономическом развитии регионов и обеспечение
стабильности поступлений в местные бюджеты.
Однако
существуют проблемы отсутствия стабильности в среднесрочном периоде в системе
межбюджетных отношений и законодательно закрепленного распределения доходных и
расходных полномочий между областными и районными бюджетами.
Разработан
проект Бюджетного кодекса, который обеспечит переход на качественно новый
уровень управления государственными расходами, дальнейшую оптимизацию бюджетных
потребностей, поэтапный переход к нормативной оценке бюджетных расходов и
развитие системы межбюджетных отношений.
Целью
бюджетной политики является поддержание расходов на уровне, при котором будет
обеспечиваться выполнение в полном объеме государственных функций, повышение эффективности
государственных расходов, содействие поддержания устойчивых темпов
экономического роста, а также повышение благосостояния населения.
Налоговая
политика в Казахстане направлена на повышение рентабельности вложения средств в
экономику республики путем облегчения налогового бремени.
Механизм
налогового администрирования усложнен и недостаточно эффективен, в нормах и
положениях налогового законодательства имеются разночтения, допускающие двоякое
толкование, а уполномоченным органом не принимаются системные меры по повышению
качества налоговых проверок и упрощению механизма налогового администрирования.
На данные факты Президент Казахстана обратил особое внимание в своём послании
народу Казахстана «Рост благосостояния граждан Казахстана — главная цель
государственной политики», где отметил, что действующий Налоговый кодекс сыграл
позитивную роль в экономическом росте, однако в настоящее время его потенциал
практически исчерпан. Кодекс насчитывает свыше 170 видов льгот и преференций,
которые постоянно и бессистемно растут. Новый Налоговый кодексдолжен
способствовать модернизации и диверсификации экономики, выходу бизнеса из
«тени». Н.А. Назарбаев отметил также, что со следующего года, впервые в истории
нашей страны, базой новой системы государственного бюджетного планирования
станет 3-летний бюджет. Для этого Правительству уже в текущем году необходимо
разработать новый Бюджетный Кодекс. Надо также форсировать работу по
модернизации и совершенствованию системы планирования, повышению эффективности
использования средств бюджета и управления государственными активами. [2].
В целом,
совместными действиями Правительства и Национального Банка удается обеспечить
стабильную макроэкономическую ситуацию в стране, с учетом накопленных в
Национальном фонде средств наблюдается профицит бюджета, платежный баланс
сбалансирован, уровень безработицы имеет тенденцию постепенного снижения,
инфляция находится на контролируемом уровне.
Задачи
совершенствования финансового механизма на современном этапе развития экономики
связаны с широкой демократизацией производства, внедрением коммерческих начал,
рыночного регулирования, усиления экономической заинтересованности в результатах
хозяйствования. Через рациональное использование денежных доходов, накоплений и
фондов происходит воздействие финансового механизма на финансовый рынок.
1.
Искакова
З.Д., Танашева А.Б. Учебно-методический комплекс для дистанционного обучения по
дисциплине «Финансы». Караганды, 2008
2.
Назарбаев
Н.А. Послание народу Казахстана «Рост благосостояния граждан Казахстана —
главная цель государственной политики» февраль 2008 г.
3.
Общая
теория финансов: Учебник /Л.А. Дробозина, Ю.Н. Константинова, Л.П. Оукена и
др.; Под ред. Л.А. Дробозиной. – М.: Банки и биржи. ЮНИТИ, 1995 г.
4.
Дробозина
Л.А. «Финансы. Денежное обращение. Кредит»: Учебник для вузов. – М.: Финансы,
ЮНИТИ, 1997.
5.
Леонтьев
В.Е. «Финансы. Деньги, кредит и банки». / М., ИВЭСЭП, 2003.
6.
Ковалева
А.А. «Финансы и кредит». – Уч. пособие, М.: Финансы и статистика, 2003г.
7.
Мельников
В.Д., Ильясов К.К.Финансы. – Алматы, 2002 г.
8.
Отчёт
Счетного комитета об исполнении республиканского бюджета за 2006 год. //
Официальный сайт Счётного комитета по исполнению республиканского бюджета
Республики Казахстан // www.esep.kz
9.
Итоги
реализации Стратегии "Казахстан 2030" (исполнение доходов и расходов
государственного бюджета за 2005-2007 годы) // Официальный сайт Министерства Финансов
Республики Казахстан // www.minfin.kz
10.
О
ходе освоения бюджетных средств за I полугодие 2007 года Выступление Министра
финансов Республики Казахстан Коржовой Н.А. на селекторном совещании в
Правительстве Республики Казахстан 30 июля 2007 г.// Официальный сайт
Министерства Финансов Республики Казахстан // www.minfin.kz
11.
Елубаева
Ж.М. Бюджетная система Республики Казахстан: становление и перспективы
развития: Автореферат. дис. ...к. э. н. Алматы, 2005.
12.
Закон
«О
внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики
Казахстан по вопросам налогообложения»
13.
Показатели
финансового сектора за 2007 год. Агентство Республики Казахстан по
регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций
14.
Кучукова
Н.К. Макроэкономические аспекты реформирования финансово-кредитной системы
Республики Казахстан в условиях перехода к рыночной экономике. – Алматы: Гылым,
2006
15.
Ильясов
К.К. Финансово-кредитные проблемы развития экономики Казахстана /Под ред.–
Алматы: Бiлiм, 2007 – 240 с.
16.
Статистический
бюллетень Министерства Финансов Республики Казахстан 01.12. 2007
17.
Материалы
с официального сайта Национального банка Республики Казахстан www.nationalbank.kz
18.
Концепция
развития финансового сектора Республики Казахстан, которая разработана на
2007-2011 годы
19.
Среднесрочный
план социально-экономического развития Республики Казахстан на 2007 – 2009 годы
20.
Официальный
сайт Налогового комитета Министерства Финансов Республики Казахстан www.salyk.kz
21.
Карагусова
Г. Налоги: сущность и практика использования. – Алматы // Каржа-каражат-Финансы
Казахстана, 2004
22.
Сайт
журнала «Эксперт-Казахстан» www.expert.ru/ printissues/
kazakhstan)
23.
Сейткасимов
Г.С., Деньги, Кредит, Банки. - Алматы: Экономика, 2006
24.
Калиева
Г.Т. Коммерческие банки в Казахстане и проблемы обеспечения их устойчивости:
Автореферат. – Алматы: 2004г.
25.
Бекболатулы
Ж.К. Коммерческие банки Казахстана: проблемы и приоритеты // Экономика
Казахстана, 2007
26.
Мадиарова
Д.М. Основы современного банковского дела – Алматы, 1997
27.
Среднесрочная
фискальная политика Правительства Республики Казахстан на 2008 – 2010 годы
28.
Пресс-релиз
№ 3 О состоянии финансового рынка и финансовых организаций на 1 ноября 2007
года// Агентство Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового
рынка и финансовых организаций
29.
Пресс-релиз
№ 9 О состоянии финансового рынка и финансовых организаций на 1 ноября 2007
года// Агентство Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового
рынка и финансовых организаций
30.
Отчёт
Агентства Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и
финансовых организаций за 2006 год. - Алматы, 2007
31.
Бондарь
Т. "Что происходит в банковской системе Казахстана (Становление банковской
системы Казахстана обошлось без кризисов)" // ежемесячный деловой журнал
"Финансист", №10 (2006)
32.
ПРЕСС-РЕЛИЗ
о состоянии финансового рынка и финансовых организаций на 1 февраля 2008 года
(предварительные данные) Агентство Республики Казахстан по регулированию и
надзору финансового рынка и финансовых организаций
33.
Показатели
финансового сектора за 2007 год. Агентство Республики Казахстан по
регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|