Финансы. Денежное обращение. Кредит
p> Все это создаст необходимые экономические предпосылки для повышения
экономической заинтересованности российских хозяйствующих субъектов в
репатриации валютных средств в страну и их производительного
инвестирования, реально привлечет иностранные капиталы. Рубль в перспективе должен стать свободно конвертируемой валютой. 20. 3. Платежный баланс России Платежный баланс представляет собой соотношение платежей, произведенных
страной за границей, поступлений, полученных ею из-за границы, за
определенный период времени (месяц, квартал, год). Различают платежный баланс по текущим операциям и баланс движения
капиталов и кредитов. • Важнейшая составная часть платежного баланса по текущим операциям —
торговый баланс. Торговый баланс отражает соотношение стоимости экспорта и импорта
товаров страны за соответствующий период. В платежный баланс по текущим
операциям включаются также платежи и поступления по транспорту,
страхованию, комиссионным операциям, туризму, проценты и дивиденды по
капиталовложениям, платежи по лицензиям за использование изобретений. Кроме
того, в платежном балансе отражаются военные расходы страны за рубежом. • Баланс движения капиталов и кредитов отражает платежи и поступления
по экспорту-импорту государственного и частного долгосрочного и
краткосрочного капиталов. Сюда входят прямые и портфельные инвестиции,
вклады в банках, коммерческие кредиты, специальные финансовые операции и
др. Состояние платежного баланса по текущим операциям, как отмечалось выше,
оказывает непосредственное воздействие на валютный курс страны. При
хронически пассивном платежном балансе курс валюты падает, при активном
платежном балансе — повышается. Следует иметь в виду, что для динамики
валютного курса основное значение имеет сальдо платежного баланса по
текущим операциям не между двумя странами, а о б щ е е сальдо этого баланса
по отношению ко всем странам, участвующим в международных расчетах страны. Важным элементом платежного баланса являются балансирующие статьи, к
которым относятся государственные золотовалютные резервы, внешние
государственные займы, кредиты международных валютно-финансовых
организаций. Общий платежный баланс страны образуют платежный баланс по текущим
операциям, баланс движения капиталов и кредитов, а также движение золотых и
валютных резервов. Общий платежный баланс страны всегда сбалансирован, т. е. его активные
и пассивные операции составляют одинаковую величину. От платежного баланса следует отличать расчетный баланс, который
представляет требования и обязательства страны по отношению к зарубежным
странам. В эти требования и обязательства включаются государственные
(золото-валютные и прочие) и частные активы, прямые инвестиции, полученные
и предоставленные кредиты, обязательства финансовых и нефинансовых
корпораций. В отличие от платежного баланса в расчетный баланс входят все
требования и обязательства по отношению к другим странам, по которым не
произведены платежи. В СССР основным документом в области внешних платежно-расчетных
отношений был Сводный валютный план (платежный баланс СССР), составлявшийся
Министерством финансов СССР и Госпланом СССР на основе валютных планов
министерств и ведомств и представлявшийся на рассмотрение правительства.
После одобрения правительством и утверждения сессией Верховного Совета СССР
плана экономического и социального развития страны он становился законом.
Сводный валютный план включал поступления средств в страну и все платежи
иностранным государствам. Он состоял из пяти разделов: торговые операции;
услуги; неторговые операции; кредиты и имущество; безвозмездная помощь
иностранным государствам. Показатели сводного валютного плана составлялись
в двух категориях валют: в свободно конвертируемых валютах и замкнутых
валютах зарубежных стран. Платежный баланс Российской Федерации впервые был составлен за 1992 г.
по методологии Международного валютного фонда. Основным источником валютных
поступлений России является экспорт товаров. Основные торговые партнеры
России из стран "дальнего" зарубежья — ФРГ, Финляндии, США, Великобритания,
Италия и Китай. В "ближнем" зарубежье первые пять мест по показателю
внешнеторгового оборота занимают Украина, Беларусь, Казахстан, Узбекистан и
Молдова. В целом на эти страны приходится более 90% оборота России со
странами СНГ. Структура экспорта России за последние годы не претерпела существенных
изменений. По-прежнему в российских товарных поставках за рубеж превалируют
сырая нефть, нефтепродукты, природный газ, на долю которых приходилось в
1995 г. 42% всего экспорта. Значительную часть экспорта в этом году составили черные, цветные и драгоценные металлы и изделия из них (25% от его общего объема), а также древесина, продукция целлюлозно-бумажной и химической промышленности (12%). Экспорт машин, оборудования и транспортных средств занимал 10%. По сравнению с 1994 г. экспорт товаров в 1995 г. увеличился на 17%. В целях элиминирования фактора инфляции, обеспечения сопоставимости
платежных балансов за различные периоды платежный баланс по текущим
операциям приведен в долларах США. Как следует из приведенных данных, счет
текущих операций в целом сведен с положительным сальдо в 12, 3 млрд. долл.
Это есть следствие крупного положительного сальдо по торговому балансу. Баланс международных услуг — отрицательный, что объясняется главным
образом крупной дефицитностью туристских и строительных услуг. Статья "Текущие трансферты" включает взносы в международные организации
и получение средств в порядке гуманитарной помощи в натуральной и денежной
формах.
Несмотря на положительное сальдо платежного баланса по счету текущих
операций общее сальдо платежного баланса России за 1995 г. было
отрицательным в размере 11, 1 млрд. долл. Это объясняется крупным
отрицательным сальдо по счету операций с капиталом и финансовыми
инструментами, который отражает движение капиталов и кредитов между
странами (-20, 1 млрд. долл. ). Происходит значительная утечка капитала,
оседающего на счетах западных банков. Об этом, в частности, свидетельствуют
крупная сумма и дебетовый характер статьи "пропуски и ошибки" (3, 3 млрд.
долл. ). Дефицит платежного баланса был профинансирован за счет переноса
платежей по обслуживанию официального внешнего долга, использования новых
займов органами государственного управления и через получение кредита
"Stand by" ("стенд -бай") МВФ. 20. 4. Проблемы внешней задолженности России РФ является правопреемницей СССР по его зарубежным активам и пассивам.
СССР привлекал среднесрочный и долгосрочный иностранный капитал
преимущественно в форме экспортных кредитов и банковских ссуд. В настоящее
время основными кредиторами России стали международные финансовые
организации, которые при предоставлении кредитов требуют проведения
стабилизационной программы, прежде всего сокращения бюджетного дефицита и
инфляции. Россия является должником и одновременно кредитором. Российская
Федерация взяла на себя обязательства по обслуживанию внешнего долга СССР.
Внешняя задолженность страны в переходный период резко возросла. Если в
1985 г. она составляла 28, 3 млрд. долл, то в 1990 г. увеличилась до 59, 8
млрд. долл., в 1993 г. — до 80 млрд. долл., а по состоянию на начало 1996
г. превысила 130 млрд. долл. США. По оценкам экспертов Международного банка реконструкции и развития,
Российская Федерация в 1995 г. занимала шестое место в мире по размерам
внешней задолженности после Бразилии, Мексики, Китая, Индии и Индонезии. Основная часть внешнего долга приходится на задолженность СССР. Россия
в период с 1991 по 1996 гг. получила кредиты от МВФ в размере более 11
млрд. долл., от МБРР — 5 млрд. долл, от Европейского банка реконструкции и
развития — 2, 5 млрд. долл., от стран ОЭСР под гарантии их правительств —
19 млрд. долл. США. Внешний долг России подразделяется на: задолженность России по отношению к иностранным правительствам и
долговые обязательства, гарантированные правительствами зарубежных стран; внешний долг иностранным коммерческим банкам. Долговые обязательства
России иностранным банкам являются объектом свободной купли-продажи на
мировом межбанковском рынке; 1 задолженность внешнеторговых объединений по централизованным импортным
поставкам, образовавшаяся до 1991 г. В соответствии с Постановлением Совета
Министров России такая задолженность будет оформляться в виде векселей,
гарантированных Правительством. СССР имел репутацию надежного должника, и задолженность погашалась
строго по графику. В 1992 г. график перестал соблюдаться. Россия должна
была выделить на обслуживание внешнего долга 19, 5 млрд. долл., а реально
платежи составили 2, 6 млрд. долл. Такая же ситуация повторилась в 1993,
1994 и 1995 гг. Переговоры по урегулированию официальной задолженности Россия проводит
в рамках Парижского и Лондонского клубов. Парижский клуб — это группа главных государств — кредиторов мира. Если
какая-либо страна-должник, испытывающая трудности в сбалансировании
платежного баланса, начинает проводить программу оздоровления экономики с
помощью МВФ, Парижский клуб вносит свой вклад в решение финансовых проблем
страны-должника. Для этого совместно с данной страной вырабатывается
соглашение, позволяющее перенести сроки выплаты ее внешней задолженности. В
результате появляется возможность преодолеть пассивность платежного
баланса, не отказываясь при этом от необходимого импорта и выплачивая
постепенно свои долги. Величина долга России с процентами странам —
кредиторам Парижского клуба составляет 40 млрд. долл. США. В начале апреля 1993 г. Россия подписала первое соглашение с Парижским
клубом, по которому страна получила право не выплачивать по советским
долгам в 1993 г. 15 млрд. долл., ограничившись лишь выплатой 2 млрд. долл.
процентных платежей. В конце апреля 1996 г. в Париже было подписано новое соглашение о
долгосрочной реструктуризации российского долга кредиторами Парижского
клуба. В соответствии с подписанным документом погашение долга Россией
начинается в 2002 г. и должно завершиться в 2020 г. Таким образом, Россия
получила шестилетний льготный период, в течение которого она освобождена от
оплаты этого долга. Это дает возможность приступить к погашению внешнего
долга кредиторам Парижского клуба после выхода России из экономического
кризиса, когда в стране начнется реальный подъем экономики. Подписание
договора дало также России возможность самой стать членом этого клуба, что
облегчит стране получение долгов со стран-неплательщиков, поскольку члены
Клуба проводят солидарную политику по отношению к должникам. Лондонский клуб объединяет 600 банков. В него входят кредиторы, которые
предоставили СССР ссуды без гарантий своих правительств. С ним также была достигнута договоренность о долгосрочной
реструктуризации российского внешнего долга на общую сумму 32 млрд. долл.
США (в том числе 25 млрд. долл. основной суммы долга и 7 млрд. долл.
неоплаченных процентов по нему). Этот долг был переоформлен на следующие 25
лет с предоставлением пятилетнего льготного периода. Достигнутые соглашения с международными организациями позволяют
сохранить годовые объемы платежей по погашению основного долга в 1997 —
2005 гг. в пределах 1% ВВП. В марте 1996 г. МВФ принял решение о предоставлении России в течение
трех лет расширенного кредита в размере 10, 2 млрд. долл. США, первые
транши которого Россией уже получены. Выделение кредита началось в марте
1996 г. путем перечисления каждый месяц 340 млн. долл. Важная проблема России состоит в том, чтобы добиться прекращения
оседания в зарубежных банках значительной части выручки от экспорта
продукции и возвращения этих капиталов на родину. По данным зарубежной
печати, за границей оседает от 15 до 17 млрд. долл. ежегодно. Таким образом, решение проблемы платежей по внешнему долгу во многом
зависит от восстановления доверия к национальной денежной единице и
создания условий для внутреннего инвестирования. И если экономическая и
денежная стабилизация будут проходить активно, то и сложности с выплатой
внешних долгов будут преодолены. Более, чем в кредитах, Россия нуждается в инвестициях, поскольку именно
инвестиции создают экономическую активность и реальное богатство. • Россия выступает не только в роли должника, но и в качестве
кредитора. Долг бывших социалистических и развивающихся государств России
составляет 140 млрд. долл. США. Основная часть внешнего долга приходится на
Кубу, Монголию, Вьетнам, Индию, Сирию, Ирак, Ливию. В 1992 г. Россия должна
была получить по операциям в счет погашения задолженности 14, 2 млрд.
долл., а фактические поступления составили 2 млрд. долл. Большая часть
долга погашается традиционными для этих стран товарами, тогда как Россия
рассчитывается со своими кредиторами в свободно конвертируемой валюте.
Такие долги оформлены в рублях и долларах США и не котируются на мировых
рынках, поскольку в договорах указывалось, что любые действия по этим
долгам должны быть объектом предварительной государственной договоренности.
К середине 1990-х годов осуществлена продажа лишь единичных долговых
обязательств. Постепенно возвращают долги Алжир, Аргентина, частично
Вьетнам. Индия погашает свой долг путем поставок в Россию чая, хлопка,
изделий ширпотреба. Словарь терминов Авиза — поручение на зачисление или списание денежных средств по счетам
в банке. Различаются авизо кредитовые (деньги зачисляются) и дебетовые
(деньги списываются). Активные операции банков — операции, связанные с размещением банковских
ресурсов. Актуарные расчеты — совокупность экономико-математических методов
расчета тарифных ставок в страховании. Позволяет установить долю участия
каждого страхователя в создании страхового фонда, т. е. определить размер
тарифных ставок по заключенному договору страхования. Акциз — вид косвенного налога, взимаемого в цене товаров. Акцизы были
широко распространены уже в XIX в. Развитие акцизного обложения привело к
появлению универсального акциза в виде налога с оборота, налога с продаж,
налога на добавленную стоимость. См. Налоги. Акционерное общество (АО) — одна из организационно-правовых форм
хозяйствования, при которой капитал формируется через размещение акций. АО
позволяет трансформировать денежные сбережения в производственные
инвестиции. Выпуск акций — одна из наиболее эффективных форм мобилизации
капитала. В странах с развитой рыночной экономикой АО — основная
организационно-правовая форма функционирования предприятий. В России
процесс преобразования государственных предприятий в АО усилился в
1995—1996 гг. Акция — ценная бумага, свидетельствующая о внесении пая в капитал
акционерного общества и дающая ее владельцу право на получение дохода в
виде дивиденда. Амортизационный фонд — фонд денежных средств, создаваемый на
предприятии за счет амортизационных отчислений, включаемых в себестоимость
продукции. Ассортимент страхового рынка — набор различных видов страхования, »к
которым может прибегнуть страхователь. Аудиторский контроль — независимый вневедомственный финансовый
контроль, проводимый аудиторской фирмой, имеющей лицензию на осуществление
аудиторской деятельности. Основная задача — установление достоверности,
полноты и реальности бухгалтерской и финансовой отчетности и соблюдения
финансового законодательства. Обязательной аудиторской проверке подлежат банки, страховые
организации, биржи, внебюджетные и благотворительные фонды, акционерные
общества открытого типа, предприятия с участием иностранного капитала, а
также любые предприятия и организации по поручению контролирующих
государственных органов и прокуратуры. Аудиторская фирма может оказывать
консультационные услуги по составлению бухгалтерской отчетности и налоговых
расчетов, ведению учета, финансовой экспертизе проектов и др. Услуги
аудиторских фирм — платные. Банкнота — кредитные деньги, выпускаемые эмиссионным банком страны и
являющиеся по существу национальными деньгами на всей территории
государства. Банковский кредит — кредит, выдаваемый в виде денежных ссуд
хозяйственным субъектам и другим заемщикам. Безналичное обращение — движение стоимости без участия наличных денег
посредством перечисления денежных средств по счетам кредитных учреждений, а
также в зачет взаимных требований. Биметаллизм — денежная система, при которой роль всеобщего эквивалента
закреплена за двумя металлами (серебром и золотом). Бюджетная классификация РФ — группировка доходов и расходов бюджетов
всех уровней с присвоением объектам классификации группировочных кодов. Бюджетная система — основанная на экономических отношениях и
юридических нормах совокупность всех бюджетов, действующих на территории
страны. Бюджетная система РФ включает три звена — федеральный бюджет,
бюджеты 89 субъектов Федерации, около 29 тысяч местных бюджетов. Бюджетное планирование — централизованное распределение и
перераспределение стоимости валового общественного продукта и национального
дохода между звеньями финансовой системы на основе общенациональной
социально-экономической программы развития страны в процессе составления и
исполнения бюджетов и внебюджетных фондов разного уровня. Бюджетное право — совокупность юридических норм, определяющих основы
бюджетного устройства страны и порядок составления, рассмотрения,
утверждения и исполнения бюджетов, входящих в бюджетную систему страны. Бюджетное регулирование — перераспределение средств с целью обеспечения
территориальным бюджетам минимально необходимого уровня доходов,
направляемых на экономическое и социальное развитие территорий. Бюджетное устройство — организация и принципы построения бюджетной
системы, ее структура, взаимосвязь между отдельными звеньями. Определяется
государственным устройством. В так называемых унитарных (единых, слитных)
государствах бюджетная система включает два звена: государственный бюджет и
многочисленные местные бюджеты, которые своими доходами и расходами не
входят в государственный бюджет. В федеративных государствах бюджетная
система включает три звена: государственный — федеральный бюджет, бюджеты
членов федерации (штатов в США, провинций в Канаде, кантонов в Швейцарии,
субъектов федерации в России) и местные бюджеты. Местные бюджеты не входят
в бюджеты членов федерации, а последние не включаются в государственный
федеральный бюджет. Бюджетный дефицит — превышение расходов в бюджете над его доходами.
Характерен для бюджетов развитых западных стран. В 1990-е годы в западных
странах наблюдается снижение бюджетного дефицита. Крупные бюджетные
дефициты характерны для федерального бюджета России в 1990—1996 гг. До 1995
г. основным методом финансирования бюджетного дефицита в РФ была денежная
эмиссия, которая являлась мощным инфляционным фактором. С 1995 по 1997 гг.
дефицит в России покрывается исключительно путем эмиссии государственных
займов (ГКО, ОФЗ, ОГСЗ и др. ), а также внешних кредитов, предоставляемых
международными финансовыми организациями —МВФ, МБРР, ЕБРР. Бюджетный процесс — регламентированная законодательством деятельность
органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению
центрального и региональных (местных) бюджетов и внебюджетных фондов. Он
охватывает четыре стадии — составление проекта бюджета, рассмотрение и
утверждение его в законодательных органах, исполнение бюджета и составление
отчета об исполнении бюджета и его утверждение. Принципами бюджетного
процесса являются единство, самостоятельность, балансовый метод. Валютный курс — цена денежной единицы одной страны, выраженная в
денежных единицах других стран или в международных валютных единицах (СДР,
ЭКЮ). Определяется прежде всего состоянием экономики страны, зависит также
от соотносительных темпов инфляции в различных странах, темпов роста
производительности труда и ее соотношения между странами, темпов роста ВНП
(основы товарного наполнения денег), места и роли страны в мировой
торговле, вывозе капитала. Непосредственно на курс валюты влияют состояние
ее платежного баланса, межстрановые разницы процентных ставок на денежных
рынках различных стран, степень использования валюты данной страны на
еврорынке и в международных расчетах, доверие к валюте страны и другие
факторы. Валютные ограничения — совокупность мероприятий и нормативных правил,
установленных в законодательном или административном порядке, направленных
на ограничение операций с валютой, золотом и другими валютными ценностями.
Валютные ограничения по операциям текущего платежного баланса не
распространяются на свободно конвергируемые валюты, к которым МВФ относит
доллар США, марку ФРГ, японскую иену, английский фунт стерлингов и
французский франк. Вексель — долговое обязательство, дающее его владельцу право требовать
с лица, выдавшего вексель или акцептовавшего его, уплаты денег по истечении
его срока. Порождается коммерческим кредитом. Различают простой и
переводный (тратта) векселя. Простой вексель выписывает должник, а
переводный, применяемый при кредитовании внешней торговли, — кредитор. Внебюджетные специальные фонды — денежные фонды, имеющие строго целевое
назначение. Их цель состоит в расширении социальных услуг населению,
стимулировании развития отсталых отраслей инфраструктуры, обеспечении
дополнительными ресурсами приоритетных отраслей экономики. Важнейшие
социальные фонды: Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, фонды
обязательного медицинского страхования, Государственный фонд занятости
населения. Внешняя задолженность России. К началу 1996 г. она составляла 130 млрд.
долл. США. Включает: задолженность России по отношению к иностранным
правительствам и долговые обязательства, гарантированные правительствами
зарубежных стран; внешний долг иностранным коммерческим банкам. Долговые
обязательства России иностранным банкам являются объектом свободной купли-
продажи на мировом межбанковском рынке; задолженность внешнеторговых
объединений по централизованным импортным поставкам, образовавшаяся до 1991
г. В соответствии с Постановлением Совета Министров России такая
задолженность должна оформляться в виде векселей, гарантированных
Правительством. Государственные займы — экономические отношения между государством, с
одной стороны, и юридическими и физическими лицами, с другой, при которых
заемщиком выступает государство. Государственный бюджет — основной финансовый план государства, имеющий
силу закона. Утверждается законодательными органами власти — парламентами.
В России — Государственной Думой и Советом Федерации, подписывается
Президентом РФ. Выражает экономические денежные отношения, опосредующие
процесс образования и использования централизованного фонда денежных
средств государства. Бюджет государства — основное орудие перераспределения
национального дохода. Главные функции бюджета: перераспределение
национального дохода и ВВП; государственное регулирование и стимулирование
экономики; финансовое обеспечение социальной политики; контроль за
образованием и использованием фондов денежных средств. Государственный финансовый контроль — контроль со стороны органов
власти и управления РФ и субъектов РФ, а также специально созданных
контрольных органов (Счетная палата, Госналогслужба и др. ) за соблюдением
законодательства в сфере государственных бюджетов и внебюджетных фондов,
налогов, финансовой деятельности государственных учреждений и предприятий,
организацией денежных расчетов, ведения учета и отчетности. Действительные деньга — деньги, у которых номинальная стоимость
(обозначенная на них стоимость) соответствует реальной стоимости, т. е.
стоимости металла, из которого они изготовлены. Демонетизация золота — утрата золотом денежных функций. Денежная единица — установленный в законодательном порядке денежный
знак, служащий для соизмерения и выражения цен всех товаров и услуг,
являющийся элементом денежной системы. Денежная масса — совокупность покупательных, платежных и накопленных
средств, обслуживающая экономические связи и принадлежащая физическим и
юридическим лицам, а также государству. Изменение денежной массы измеряется
денежными агрегатами (Mo, m1, М2, М3, М4). Денежная система — организация денежного обращения в стране,
сложившаяся исторически и закрепленная национальным законодательством. Денежное обращение — движение денег при выполнении ими своих функцией в
наличной и безналичной формах. Деньги — особый товар, стихийно выделившийся из товарного мира и
выполняющий роль всеобщего эквивалента. Их сущность выражается в функциях:
меры стоимости, средства обращения, средства накопления и сбережения,
средства платежа, мировых денег. Дивиденд — доход, выплачиваемый по акциям. Дисконт — разница между суммой, обозначенной на векселе и выплачиваемой
векселедержателю. Договор страхования — соглашение (юридическая сделка) между
страхователем и страховщиком, регулирующее их взаимные обязательства в
соответствии с условиями конкретного вида страхования. Заключается на
основе заявления страхователя в письменной форме, в некоторых случаях
допускается в устной форме, должен содержать необходимые сведения об
объекте страхования (местонахождение, качественные и количественные
характеристики, состояние и т. п. ) и согласие страховщика принять риск на
страхование. Доходы государственного бюджета — мобилизуемые в бюджет налоговые и
неналоговые средства. Основную часть доходов федерального бюджета РФ (81% в
19% г. ) составляют налоги. Главная роль в бюджете России принадлежит
косвенным налогам — НДС, акцизам, таможенным пошлинам, которые обеспечивают
более 6096 общей суммы налоговых доходов. Из прямых налогов в федеральный
бюджет поступает 13% (в 1994 — 1996 гг. ) налога на прибыль предприятий и
организаций, часть подоходного налога с физических лиц. К неналоговым доходам (составляющим в 1996 г. 19% общей суммы доходов
федерального бюджета) относятся доходы от имущества, находящегося в
федеральной собственности; доходы, поступающие от приватизации; доходы от
внешнеэкономической деятельности и др., а также доходы целевых бюджетных
фондов (Федерального дорожного фонда РФ и др. ). Закон денежного обращения — определяет количество денег, необходимых
для обращения товаров. Следует иметь в виду, что с появлением функции денег
как средства платежа данная формула потребовала уточнения. Золотодевизный стандарт — денежная система, при которой банкноты
обмениваются на девизы (платежные средства в иностранной валюте), разменные
на золото. Золотомонетный стандарт — денежная система, характеризующаяся золотым
обращением, свободной чеканкой золотых монет, беспрепятственным обменом
банкнот на золото, свободным движением золота между странами. Золотослитковый стандарт — денежная система, при которой банкноты
обмениваются на золотые слитки установленного веса. Инвестиция — расходы на капитальные вложения в производственные и
непроизводственные фонды. В РФ объем инвестиций, особенно централизованных,
в условиях перехода на рыночные от ношения значительно сократился. Без
резкого увеличения инвестиций невозможно обеспечение экономического роста.
Основные задачи в области инвестиционной политики состоят в дальнейшей
децентрализации инвестиционного процесса, повышении роли внутренних
(собственных) источников накоплений предприятий для финансирования их
инвестиционных проектов, значительном расширении практики совместного
(долевого) государственно-коммерческого финансирования инвестиционных
проектов. Инвестор — юридическое или физическое лицо, вкладывающее финансовые
ресурсы в строительство новых объектов, расширение действующих предприятий. Инфляция — кризисное состояние денежной системы, обусловленное
диспропорциональностью развития общественного производства, проявляющееся
прежде всего в общем и неравномерном росте цен на товары и услуги, что
ведет к перераспределению национального дохода в пользу определенных
социальных групп. Различают ползучую, галопирующую и гиперинфляцию. Каммерческий банк — учреждение, осуществляющее кредитование
хозяйствующих субъектов, частных лиц и их расчетно-кассовое обслуживание.
Осуществляет также комиссионные — посреднические операции. Ресурсы
коммерческого банка формируются в основном за счет вкладов — депозитов.
Существуют акционерные и паевые коммерческие банки. Коммерческий кредит — кредит, предоставляемый хозяйствующими субъектами
друг другу в форме отсрочки платежа. Инструментом такого кредита является
вексель. Кредит — движение ссудного капитала, осуществляемое на началах
обеспеченности, срочности, возвратности и платности. Выполняет функции
перераспределения средств между хозяйственными субъектами; содействует
экономии издержек обращения; ускоряет концентрацию и централизацию капитала
и стимулирует научно-технический прогресс. Кредитная карточка — именной денежный документ, выпущенный кредитным
учреждением, который удостоверяет наличие в этом учреждении счета клиента и
дает право на приобретение товаров и услуг в розничной торговой сети без
оплаты наличными деньгами. Кредитные деньги — деньги, порожденные развитием кредитных связей и
выражающие отношения между кредиторами и заемщиками. К ним относятся
векселя, банкноты, чеки, банковские кредитные карточки. Курс акций, облигаций и других ценных бумаг — цена акций, других ценных
бумаг на фондовой бирже. Курс прямо пропорционален размерам дивиденда,
процента и находится в обратной зависимости от величины ссудного процента. Ликвидность банка — способность банка своевременно погашать свои
обязательства по отношению к клиентам. Для обеспечения ликвидности должно
быть определенное соотношение между структурой активов и пассивов.
Соотношение активов и пассивов баланса по срокам позволяет до некоторой
степени определить степень устойчивости банка. Масштаб цен (техническая функция денег) — устанавливается государством
и означает выбор денежной единицы для соизмерения стоимости товаров
посредством цены. Медицинское страхование — форма социальной защиты интересов населения в
охране здоровья. Гарантирует гражданам получение медицинской помощи при
возникновении страхового случая. Проводится в двух формах: обязательной и
добровольной. Межфилиальные обороты (МФО) — взаимные расчеты в основном между
учреждениями Центрального Банка по различным банковским операциям. В
систему МФО входит также ряд крупных коммерческих банков. Местный финансовый контроль — контроль со стороны органов местного
самоуправления за составлением и исполнением местных бюджетов и
внебюджетных местных фондов, а также за финансовой деятельностью
муниципальных предприятий. Монометаллизм — денежная система, при которой один металл (серебро или
золото) служит всеобщим эквивалентом. Налоги — часть национального дохода, мобилизуемая во все звенья
бюджетной системы. Это обязательные платежи юридических и физических лиц,
поступающие государству в заранее установленных законом размерах и в
определенные сроки. Налично-денежное обращение — движение наличных денег в сфере обращения
и выполнение ими двух функций: средства обращения и средства платежа. Налоговая система — совокупность налогов, действующих на территории
страны, методы и принципы построения налогов. Налоговые льготы — полное или частичное освобождение налогоплательщиков
от уплаты налога в соответствии с действующим законодательством. Налоговый контроль — специализированный контроль со стороны
государственных органов (Госналогслужбы и Федеральной службы налоговой
полиции) за соблюдением налогового законодательства, правильно стью
исчислений, полнотой и своевременностью уплаты налогов и других
обязательных платежей юридическими и физическими лицами. Негосударственным финансовый контроль — контроль, проводимый
аудиторскими фирмами, руководством и финансовыми службами предприятий и
организаций, акционерами, коммерческими банками, страховыми фирмами за
финансовым состоянием и ликвидностью хозяйствующих субъектов,
достоверностью финансовой отчетности, прибыльностью и платежеспособностью. Облигация — ценная бумага, приносящая доход в форме процента.
Выпускается государственными органами для покрытия бюджетного дефицита и
акционерными обществами в целях мобилизации капитала. В отличие от акций на
облигации указан срок ее погашения. Оборотные средства — совокупность денежных средств, авансированных для
создания и использования оборотных производственных фондов и фондов
обращения с целью обеспечения непрерывного процесса производства и
реализации продукции. Источниками формирования оборотных средств
хозяйствующего субъекта являются: прибыль, постоянная минимальная
кредиторская задолженность, банковский и коммерческий кредит. Общества взаимного страхования — страховая организация некоммерческого
типа, выступающая как добровольное объединение физических или юридических
лиц на паевой основе для страховой защиты своих имущественных интересов. Основные средства — денежные средства, инвестированные в основные фонды
производственного и непроизводственного назначения. Очередность платежей — последовательность списания денежных средств со
счета при наличии нескольких срочных и просроченных платежей и
недостаточности средств для их полного погашения. Пассивные операции банков — операции, связанные с мобилизацией ресурсов
банков. Пенсия — гарантированная ежемесячная выплата денежных сумм для
материального обеспечения граждан в связи со старостью, инвалидностью,
выслугой лет и смертью кормильца. Основными видами пенсий в России являются
пенсии: по старост, инвалидности, за вы-слуг лет, по случаю потери
кормильца, социальные пенсии. Перестрахование — система экономических отношений, при которой
страховщик передает часть своей ответственности по объекту страхования
другому страховщику с целью создания сбалансированного страхового портфеля. Платежный оборот — совокупность всех денежных платежей в экономике
страны. Пособие — регулярная или единовременная денежная выплата,
предоставляемая гражданам страны в связи с временной нетрудоспособностью,
беременностью и родами, при рождении ребенка, по уходу за ребенком и др. Прибыль — финансовый результат деятельности предприятий,
функционирующих на началах коммерческого расчета. Как экономическая
категория представляет собой чистый доход, созданный прибавочными трудом. Расходы бюджета — экономические отношения, связанные с распределением
фонда денежных средств государства и его использованием по отраслевому,
ведомственному, целевому и территориальному назначению. Включаются затраты
на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий
(образование, здравоохранение, социальное обеспечение), оборону страны,
содержание органов управления и правоохранительных органов, расходы по
государственному внутреннему и внешнему долгу, затраты на оказание
финансовой поддержки территориям и др. Расчетный счет — счет, открываемый банками юридическим лицам для
хранения денежных средств и осуществления расчетов. Регулирующие доходы территориальных бюджетов — совокупность денежных
средств, передаваемых из вышестоящих бюджетов в нижестоящие с целью
регулирования их доходов и расходов. Реструктуризация внешнего долга — продление сроков погашения долга и
выплаты по нему процентов Роспись бюджета — основной оперативный план распределения доходов-
расходов по подразделениям бюджетной классификации, в котором проставляются
сроки поступления налогов и других платежей и расходование бюджетных
средств в течение года. Самофинансирование — использование хозяйственными субъектами на
воспроизводство собственных финансовых ресурсов. Секвестр — пропорциональное снижение государственных расходов по всем
статьям бюджета (кроме защищенных) в течение времени, оставшегося до конца
текущего года. Сметное финансирование — метод покрытия затрат учреждений и организаций
непроизводственной сферы. Собственные доходы территориальных бюджетов — региональные и местные
налоги и сборы, отчисления от налогов вышестоящих бюджетов, переданные в
региональные и местные бюджеты на постоянной основе в твердо фиксированной
доле. Сострахование — распределение риска между двумя и более страховщиками в
рамках одного и того же договора страхования, где содержатся условия,
определяющие права и обязанности каждого страховщика. Социальное обеспечение — система распределительных отношений, в
процессе которых за счет части национального дохода образуются и
используются общественные фонды денежных средств для материального
обеспечения граждан в старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца
и в иных случаях, установленных законом. Страхование — особая сфера перераспределительных отношений по поводу
формирования и использования целевых фондов денежных средств для зашиты
имущественных интересов физических и юридических лиц и возмещения им
материального ущерба при наступлении неблагоприятных явлений и событий. Страховая защита — в широком смысле: экономическая категория,
отражающая совокупность специфических распределительных и
перераспределительных отношений, связанных с преодолением или возмещением
потерь общественному производству и жизненному уровню населения; в узком
смысле — совокупность перераспределительных отношений по поводу преодоления
и возмещения ущерба, наносимого конкретным объектам: материальным
ценностям, жизни, здоровью, трудоспособности граждан и др. Страховая премия — плата за страховой риск страхователя страховщику в
силу закона или договора страхования; определяется исходя из тарифной
ставки, страховой суммы, срока страхования и других факторов. Страховое свидетельство (страховой полис) — документ установленного
образца, выдаваемый страховщиком страхователю в удостоверение заключенного
договора страхования и содержащий его условия. Выдается страхователю после
уплаты разового или первого страхового взноса. В нем отражаются основные
условия страхования: ф. и. о., реквизиты страхователя, объекты страхования,
объем страховой ответственности, размер страховой суммы, страховой тариф,
получатель страхового возмещения и др. Страховой пул — добровольное объединение страховщиков на некоммерческой
основе, создаваемое на базе соглашения между ними на условиях солидарной
ответственности его участников за исполнение обязательств по договорам
страхования, заключенным от имени участников страхового пула. Страховой рынок — сфера денежных отношений, где объектом купли-продажи
является специфический товар — страховая услуга, формируются предложение и
спрос на нее. Форма взаимосвязи между участниками страховых правоотношений. Страховые резервы — специальные фонды, которые образуются из страховых
взносов и расходуются в первую очередь для осуществления страховых выплат
страхователям. Формируются в зависимости не от доходов, а от обязательств
страховщика. Таможенные пошлины — налоги, взимаемые при ввозе, вывозе и провозе
товаров через территорию данного государства. В экономиче Территориальные бюджеты — совокупность бюджетов республик, входящих в
состав РФ, краев, областей, национальных округов, районов, городов,
поселков, сельских поселений. Территориальные финансы — система экономических отношений, посредством
которой распределяется и перераспределяется национальный доход на
экономическое и социальное развитие территорий. Это совокупность денежных
средств, находящихся в распоряжении региональных органов государственной
власти и органов местного самоуправления. Территориальный сводный финансовый баланс — система финансовых
показателей, характеризующих создание и использование финансовых ресурсов
на территории за определенный период. Финансовая политика — совокупность мероприятий государства по
разработке общей концепции, основных направлений, целей главных задач
использования финансовых отношений, по созданию финансового механизма и
управлению финансовой деятельностью хозяйствующих субъектов. Финансовая система — система форм и методов образования, распределения
и использования фондов денежных средств государства и предприятий. Финансовые ресурсы — совокупность целевых фондов денежных средств
государства и предприятий. Главным условием роста финансовых ресурсов
является увеличение национального дохода. Финансовые ресурсы страны
отражаются в сводном финансовом балансе, составляемом Министерством
экономики РФ. Они включают ресурсы государственной бюджетной системы,
внебюджетных правительственных фондов и предприятий различных форм
собственности (амортизацию и прибыль, остающуюся в их распоряжении) Финансовый аппарат — органы, осуществляющие управление финансами. К ним
относятся высшие законодательные органы власти — Федеральное Собрание и его
две палаты — Государственная Дума и Совет Федерации, Министерство финансов
РФ и его органы на местах. Государственная налоговая служба, Федеральная
служба налоговой полиции, Государственный таможенный комитет РФ, финансовые
отделы и управления на предприятиях различных форм собственности,
осуществляющие функции оперативного управления финансами. Финансовый контроль — элемент системы управления финансами; особая
сфера стоимостного контроля за финансовой деятельностью всех экономических
субъектов (государства, территориальных административных образований,
предприятий и организаций) — соблюдением финансово-хозяйственного
законодательства, целесообразностью произведенных расходов, экономической
эффективностью финансово-хозяйственных операций. Финансовый механизм — система установленных государством форм, видов и
методов организации финансовых отношений. В зависимости от степени
регулирования со стороны государства подразделяется на директивный и
регулирующий. Директивный связан с отношениями, в которых непосредственно
участвует государство (налоги, государственный кредит, бюджетный процесс и
т. д. ). Регулирующий определяет основные направления использования
финансовых отношений, не затрагивающих напрямую интересы государства
(организация внутрихозяйственной деятельности на предприятиях). Финансовый рынок — рынок краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных
кредитов и фондовых ценностей, т. е. акций, облигаций и других видов ценных
бумаг. Различают первичный и вторичный рынки ценных бумаг. На первичном
рынке выпускаются новые ценные бумаги, на вторичном рынке происходит
перепродажа ранее выпущенных ценных бумаг. Финансы — система экономических отношений, в процессе которых
происходит формирование, распределение и использование централизованных и
децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и
задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства. Формы безналичных расчетов — система организации расчетов в безналичном
порядке. В РФ применяются следующие формы: платежными поручениями, чеками,
аккредитивами, платежными поручениями-требованиями, платежными
требованиями, пластиковыми карточками. Функции финансов —распределительную, контрольную и регулирующую
функции. Цедент — страховщик, передающий страховой риск в перестрахование. Ценные бумаги — титул собственности, дающий его владельцу право на
получение дохода в виде дивиденда и процента. К ценным бумагам относятся
акции, облигации корпораций и государства. Цессионарий — страховщик, принимающий риски в перестрахование. Чек —
денежный документ установленной формы, содержащий безусловный приказ
владельца счета в кредитном учреждении о выплате его держателю указанной
суммы.
Эмиссионная система — законодательно установленный порядок выпуска в
обращение центральным банком денежных знаков.
-----------------------
[1] ГАТТ — General Agreement on Tariffs and Trade (GATT). С 1 января 1995
г. — Всемирная торговая организация (ВТО)
[2] Минимальные значения долей поступления доходов от налогов в бюджеты
разных уровней составляют: для НДС в федеральный бюджет должно отчисляться
не менее 30%, в бюджеты субъектов Федерации — не менее 20%, в местные
бюджеты — не менее 5%; по подоходному налогу с физических лиц —
соответственно 10, 30 и 5%
[3] Финансовые санкции применяются к той части страховых взносов, которая
подлежит обязательному перечислению в ФСС.
[4] В России государственное огневое страхование впервые стало применяться
во второй половине XYIII в. и получило широкое развитие с учреждением в
1827 г. Первого Российского страхового общества от огня.
[5] Перестрахование возникло одновременно с появлением и развитием самого
страхования. Впервые перестраховочные операции применялись в морском
страховании во второй половине XIV в. В России в 1895 г. при содействии
правительства было образовано "Русское общество перестрахования", которое
занималось перестрахованием огневых рисков.
[6] Именно по этой причине одним из классических требований финансового
менеджмента является минимизация среднего остатка средств на расчетных
счетах предприятий. -----------------------
– + Сумма взаимнопогашающихс платежей Сумма платежей по долговым обязательства Среднее число оборотов денег как средства обращения и средства платежа Сумма цен проданных товаров в кредит, срок оплаты по которым не наступил – Сумма цен реализуемых товаров и услуг = Кол-во денег, необх. в качестве обращения и средства платежа =
Сумма товарных цен
Среднее число оборотов одноименных денежных единиц (скорость обращения
денег)
Количество денег для выполнения функции средства обращения Активы (итог ак тива баланса) Обязательства (II и III разделы пассива) Собственный капитал (I раздел пассива) – +
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22
|