бесплатные рефераты

Финансы. Денежное обращение. Кредит

p> Процесс простого и расширенного воспроизводства основных фондов и нематериальных активов осуществляется с помощью долгосрочных инвестиций.
При этом простое воспроизводство означает строительство и приобретение основных фондов и нематериальных активов в размерах, соответствующих начисленной сумме износа по действующим основным фондам и нематериальным активам.

Расширенное воспроизводство предполагает обновление основных фондов и нематериальных активов в размерах, превышающих начисленную сумму их износа.

Все возможные источники долгосрочных инвестиций можно представить в следующем виде:
- собственные средства хозяйствующего субъекта;
- средства федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации;
- средства иностранных инвесторов;
- кредиты банков.

К собственным средствам хозяйствующего субъекта относятся первоначальные взносы учредителей, амортизационные отчисления и прибыль.

Привлеченные финансовые средства включают денежные средства, полученные от размещения акций, взносов членов трудовых коллективов, юридических и физических лиц.

К заемным средствам относятся долгосрочные ссуды коммерческих банков, приобретение основных фондов на основе финансового лизинга и инвестиционный налоговый кредит.

Средства федерального бюджета могут быть предоставлены как на возвратной, так и на безвозвратной основе.

В настоящее время наблюдается устойчивая тенденция снижения инвестиционной активности, что ведет к физическому и моральному старению основных фондов. Износ основных фондов в стране уже превысил 50%. В структуре источников финансирования инвестиционного процесса возросли собственные средства предприятий. В первом полугодии 1995 г. их удельный вес составил 62, 3% в общем объеме источников. Удельный вес инвестиций, финансируемых из федерального бюджета, снизился до 11, 5%. Увеличение доли собственных источников связано с переоценкой основных фондов. Последняя переоценка основных фондов была проведена по состоянию на 1 января 1996 г. в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 25 ноября 1995 г. №
1148.

Доля амортизационных отчислений как источника финансирования капитальных вложений увеличилась до 57% в 1995 г. против 46% в 1994 г. По прогнозу на 1996 г., в общем объеме источников финансирования капитальных вложений она должна составить 58%.

Коммерческие банки из-за инфляции и высокой степени риска неохотно вкладывают деньги в инвестиционные проекты. Реальная возможность использовать заемные средства — расширение практики финансового лизинга. В соответствии с Указом Президента РФ от 17 сентября 1994 г. № 1929 "О развитии финансового лизинга в инвестиционной деятельности" он определяется как своеобразная форма кредитования. Привлекательность финансового лизинга как формы кредитования для коммерческих банков связана с меньшей степенью риска вложения средств в инвестиции за счет того, что кредитные ресурсы направляются на приобретение активной части основных фондов — оборудования, действительная потребность в котором подтверждена и гарантируется его использование предприятием-лизингополучателем; предприятие- лизингополучатель принимает решение заключать договор с лизингодателем лишь в том случае, если для организации производства имеются все необходимые условия (производственные площади, рабочая сила, материалы), кроме оборудования.

Постановлением Правительства РФ от 29 июня 1995 г. № 633 определены меры по развитию финансового лизинга, в том числе по разработке нормативно- правовых актов реализации механизма лизинга. Решается вопрос о выдаче государственных гарантий банкам, финансирующим инвестиционные проекты.
Перечисленные меры будут способствовать уменьшению рисков банков и развитию сферы применения финансового лизинга.

Малые предприятия имеют право использовать инвестиционный налоговый кредит на потребление некоторых видов оборудования в соответствии с Законом
Российской Федерации "Об инвестиционном налоговом кредите".

Финансирование государственных централизованных капитальных вложений за счет средств федерального бюджета осуществляется в том случае, если объекты включены в утвержденный перечень строек и объектов для федеральных государственных нужд.

• Одна из форм простого воспроизводства основных фондов — капитальный ремонт, с помощью которого частично возмещается физический износ основных фондов. Финансирование, капитального ремонта осуществляется на основе плана капитального ремонта с отнесением затрат на себестоимость продукции. Однако выбор способа отнесения затрат на себестоимость продукции находится в полной компетенции хозяйствующего субъекта.

Существуют три варианта отнесения на себестоимость продукции затрат на ремонт:
- отнесение фактических затрат на проведение капитального ремонта непосредственно после его осуществления по элементам затрат;
- создание ремонтного фонда за счет себестоимости продукции и его учет в составе прочих затрат;
- отнесение фактических затрат на расходы будущих периодов с последующим их ежемесячным списанием на производственные затраты.

Оборотные производственные фонды по вещественному содержанию представляют собой предметы труда, а также орудия труда, учитываемые в составе малоценных и быстроизнашивающихся предметов. Оборотные производственные фонды обслуживают сферу производства и полностью переносят свою стоимость на стоимость готовой продукции, изменяя первоначальную форму в процессе производственного цикла.

Фонды обращения, хотя и не участвуют непосредственно в процессе производства, но необходимы для обеспечения единства производства и обращения. Характер и сфера их функционирования создают предпосылки для выделения их в самостоятельные понятия "фонды обращения".

Оборотные производственные фонды и фонды обращения, находясь в постоянном движении, обеспечивают бесперебойный кругооборот средств. При этом происходит постоянная и закономерная смена форм авансированной стоимости: из денежной она превращается в товарную, затем в производственную и снова в товарную и денежную. Таким образом возникает объективная необходимость авансирования средств с целью обеспечения непрерывного движения оборотных производственных фондов и фондов обращения для создания необходимых производственных запасов, задела незавершенного производства, готовой продукции и условий для ее реализации.

Одинаковый характер движения оборотных производственных фондов и фондов обращения, которое составляет единый процесс, дает возможность объединить оборотные производственные фонды и фонды обращения в единое понятие — оборотные средства.

Оборотные средства — это совокупность денежных средств, авансированных для создания и использования оборотных производственных фондов и фондов обращения с целью обеспечения непрерывного процесса производства и реализации продукции. Источниками формирования оборотных средств хозяйствующего субъекта являются: прибыль, постоянная минимальная кредиторская задолженность, банковский и коммерческий кредит.

Инфляционные процессы, высокий уровень процентных ставок за пользование краткосрочными ссудами усиливают роль собственных источников в формировании оборотных средств. Наибольшая часть кредитов выдается организациям, занятым торгово-посреднической деятельностью, почти вдвое меньше — организациям и предприятиям, занятым промышленным производством.

Коммерческий кредит оформляется векселем. Он представляет собой кредит поставщика покупателю, когда оплата товарно-материальных ценностей производится покупателем позже, в оговоренные поставщиком сроки. Вексель — это реальный источник пополнения оборотных средств, наиболее дешевый кредит. Вексель в настоящее время достаточно широко используется для залоговых операций, решения проблем снижения взаимных задолженностей и проведения расчетов. В перспективе вексель как средство платежа за товары и услуги все больше будет завоевывать рынок, как это происходит в развитых зарубежных странах.

Процент за пользование банковским и коммерческим кредитами включается заемщиком в себестоимость продукции в пределах учетной ставки Центрального
Банка, увеличенной на три пункта. В остальной части он уплачивается из чистой прибыли хозяйствующего субъекта.

Формирование производственных фондов является объективной предпосылкой для начала предпринимательской деятельности. Результаты этой деятельности проявляются в форме готовой продукции (выполненных работ и оказанных услуг). В сфере обращения — это товар, стоимость которого выявляется при продаже. В стоимости товара отражаются стоимость прошлого (овеществленного) труда и стоимость живого труда или вновь созданная стоимость. Вновь созданная стоимость включает заработную плату занятых в производстве продукции работников и чистый доход, который принимает форму прибыли.
Обязательное условие для получения прибыли — превышение выручки от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг) над затратами на производство и реализацию продукции (выполнение работ, оказание услуг).

6. 6. Прибыль и рентабельность как показатели эффективности деятельности предприятия

Прибыль как экономическая категория представляет собой чистый доход, созданный прибавочным трудом. Прибыли присущи три функции:
- экономического показателя, характеризующего финансовые результаты хозяйственной деятельности;
- стимулирующей функции, проявляющейся в процессе ее распределения и использования;
- одного из основных источников формирования финансовых ресурсов организаций и предприятий, а также одного из основных источников формирования доходной части бюджетов разных уровней.

На величину прибыли хозяйствующего субъекта оказывают влияние факторы, связанные с его производственной деятельностью и носящие объективный характер, и объективные, не зависящие от деятельности хозяйствующего субъекта.

К субъективным факторам можно отнести: организационно-технический уровень управления предпринимательской деятельностью, конкурентоспособность выпускаемой продукции, уровень производительности труда, затраты на производство и реализацию продукции, уровень цен на готовую продукцию.

Объективные факторы включают: уровень цен на потребляемые материальные и энергетические ресурсы, нормы амортизационных отчислений, конъюнктуру рынка.

Современное состояние экономики, выражающееся в экономической нестабильности, инфляции, монопольном положении товаропроизводителей, приводит к тому, что рост прибыли происходит в основном за счет роста цен на товары, т. е. за счет инфляционного наполнения прибыли. Отсутствует взаимосвязь между объемом производства и величиной прибыли. Не действуют в полной мере присущие прибыли функции, что является следствием расстройства экономики, неполноценности действующего механизма хозяйствования.
Максимальное получение прибыли за счет интенсивных факторов, финансовое оздоровление экономики, создание эффективной налоговой системы будут способствовать оздоровлению экономики, дальнейшему развитию предпринимательства и рыночных отношений.

Прибыль является источником финансирования разных по экономическому содержанию потребностей. При ее распределении пересекаются интересы как общества в целом в лице государства, так и предпринимательские интересы хозяйствующих субъектов и их контрагентов, интересы отдельных работников.
Объектом распределения является волевая прибыль. Законодательно распределение прибыли реализуется в части, поступающей в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации в виде налогов и других обязательных платежей. Для акционерных обществ законодательно установлен порядок формирования резервного фонда до налогообложения прибыли.

Распределение оставшейся части прибыли является прерогативой хозяйствующего субъекта.

При распределении прибыли исходят из следующих принципов:
- первоочередное выполнение финансовых обязательств перед бюджетом;
- прибыль, оставшаяся в распоряжении хозяйствующего субъекта, распределяется на накопление и потребление в соответствии с экономически обоснованными пропорциями. Ориентиром для установления соотношения между накоплением и потреблением должны быть состояние производственных фондов и конкурентоспособность выпускаемой продукции. В процессе распределения чистой прибыли хозяйствующий субъект вправе самостоятельно определить способ распределения прибыли.

Распределение чистой прибыли может быть осуществлено посредством образования специальных фондов: фонда накопления, фонда потребления и резервных фондов либо путем непосредственного распределения чистой прибыли по отдельным направлениям. В первом случае хозяйствующий субъект должен дополнительно составить сметы расходования фондов потребления и накопления в виде дополнения к финансовому плану. Во втором случае распределение прибыли отражается в финансовом плане.

Фонд накопления используется на научно-исследовательские, проектные, конструкторские и технологические работы, разработку и освоение новых видов продукции, технологических процессов, на затраты, связанные с техническим перевооружением и реконструкцией, погашение долгосрочных ссуд и уплату процентов по ним, уплату процентов по краткосрочным ссудам сверх сумм, относимых на себестоимость продукции, прирост оборотных средств, затраты на проведение природоохранных мероприятий, взносы в качестве вкладов учредителей в создание уставного капитала других организаций, взносы союзам, ассоциациям, концернам, в состав которых входит хозяйствующий субъект и др.

Фонд потребления используется на социальное развитие и социальные нужды. За счет него финансируются расходы по эксплуатации объектов социально-бытового назначения, находящиеся на балансе хозяйствующего субъекта, строительство объектов непроизводственного назначения, проведение оздоровительных и культурно-массовых мероприятий, осуществляется выплата премий за выполнение особо важных производственных заданий, оказание материальной помощи, надбавок к пенсиям, компенсация работникам удорожания стоимости питания в столовых и буфетах и т. п.

Цель предпринимательской деятельности — не только получение прибыли, но и обеспечение высокой рентабельности хозяйственной деятельности. В отличие от абсолютного показателя прибыли рентабельность — относительный показатель и отражает степень доходности предприятия. Различают три группы показателей рентабельности: рентабельность продукции, рентабельность производственных фондов, рентабельность вложений в предприятие.

Рентабельность продукции можно рассчитать как по всей реализованной продукции, так и по отдельным ее видам. В первом случае она определяется как процентное отношение прибыли от реализации продукции к затратам на ее производство и реализацию. Рентабельность всей реализованной продукции можно рассчитать и как процентное отношение прибыли от реализации продукции к выручке от реализации продукции; по процентному отношению балансовой прибыли к выручке от реализации продукции, по отношению чистой прибыли к выручке от реализации продукции. Эти показатели дают представление об эффективности текущих затрат предприятия и доходности реализуемой продукции.

Рентабельность отдельных видов продукции зависит от цены ее реализации и полной себестоимости. Она определяется как процентное отношение цены реализации единицы данной продукции за вычетом ее полной себестоимости к полной себестоимости единицы данной продукции.

Рентабельность производственных фондов рассчитывается как процентное отношение балансовой прибыли к среднегодовой стоимости основных производственных фондов и материальных оборотных средств. Этот показатель можно рассчитать и по чистой прибыли.

Рентабельность вложений в предприятие определяется как процентное отношение балансовой или чистой прибыли к стоимости имущества предприятия, характеризует уровень продаж на один рубль вложений в имущество предприятия.

Финансовая работа организаций и предприятий в современных условиях приобретает качественно новое содержание, что объективно связано с развитием рыночных отношений. В условиях становления рынка важнейшими задачами финансовых служб являются не только выполнение обязательств перед бюджетом, банками, поставщиками, своими работниками, всех остальных финансовых обязательств, но и организация финансового менеджмента, который кроме перечисленных задач содержит и качественно новые. Он предполагает разработку определенной финансовой стратегии и тактики хозяйствующего субъекта на основе анализа финансовой отчетности, прогнозных оценок доходов в зависимости от изменения структуры его активов и пассивов.

Это меняет прежние представления о структуре финансовой службы и ее месте в системе управления предпринимательской деятельностью.

В функции финансовой службы входят:
- обеспечение финансирования хозяйственной деятельности;
- разработка финансовой программы развития;
- определение кредитной политики;
- установление смет расходов денежных средств для всех подразделений;
- разработка валютной политики;
- осуществление финансового планирования;
- осуществление расчетов с поставщиками, покупателями, банками, бюджетом и другими контрагентами;
- обеспечение страхования от финансовых и других рисков;
- анализ финансово-хозяйственной деятельности.

В зависимости от размеров хозяйствующего субъекта, отраслевой принадлежности, поставленных целей перечисленные функции могут детализироваться и расширяться.

Глава 7. Бюджет государства

7. 1. Социально-экономическая сущность и роль бюджета государства

В любой стране государственный бюджет — ведущее звено финансовой системы. Он объединяет главные доходы и расходы государства. Бюджет есть единство основных финансовых категорий (налогов, государственного кредита, государственных расходов) в их действии, т. е. через бюджет осуществляются постоянная мобилизация ресурсов и их расходование.

Государственный бюджет представляет собой основной финансовый план государства на текущий год, имеющий силу закона. Бюджет утверждается законодательным органом власти — парламентом.

Республиканский бюджет Российской Федерации (или федеральный бюджет
России) — главное звено бюджетной системы. Он выражает экономические денежные отношения, опосредствующие процесс образования и использования централизованного фонда денежных средств государства, и утверждается
Федеральным Собранием Российской Федерации как закон. Через этот бюджет мобилизуются средства предприятий различных форм собственности и частично доходы населения. Они направляются на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, укрепление обороноспособности страны, на содержание органов государственного управления, финансовую поддержку бюджетов субъектов Федерации, на погашение государственного долга, создание государственных материальных и финансовых резервов и др.

Централизация средств имеет важное экономическое и политическое значение, поскольку мобилизуемые доходы служат одним из главных орудий претворения в жизнь намечаемых государством мероприятий. Это дает возможность маневрировать ресурсами, сосредоточить их на решающих участках экономического и социального развития, осуществлять единую экономическую и финансовую политику на территории страны.

При переходе к рыночной экономике государственный бюджет сохраняет свою важную роль. Но методы его воздействия на общественное производство и сферу социальных отношений изменяются.

Основными функциями бюджета являются:
- перераспределение национального дохода и ВВП;
- государственное регулирование и стимулирование экономики;
- финансовое обеспечение социальной политики;
- контроль за образованием и использованием централизованного фонда денежных средств.

• Федеральный бюджет — основное орудие перераспределения национального дохода и ВВП. Через этот бюджет перераспределяется около 30% ВВП. Бюджет широко используется для межотраслевого и территориального перераспределения финансовых ресурсов с учетом требований наиболее рационального размещения производительных сил, подъема экономики и культуры на всей территории
России, включая республики, края, области, районы.

В условиях перехода к рыночным механизмам средства государственного бюджета прежде всего должны направляться на финансирование структурной перестройки экономики, комплексных целевых программ, наращивание научно- технического потенциала, ускорение социального развития и социальную защищенность наименее обеспеченных слоев населения.

В современных условиях наиболее приоритетными выступают агропромышленный, топливно-энергетический, военно-промышленный комплексы и транспорт. Бюджет способствует формированию рациональной структуры общественного производства, улучшению пропорций, более эффективному использованию государственных средств.

• Через расходы и налоги бюджет выступает важным инструментом регулирования и стимулирования экономики и инвестиций, повышения эффективности производства. Государственная поддержка оказывается передовым отраслям хозяйства — авиастроению, космическим программам, атомной промышленности, энергомашиностроению и некоторым другим. Такая поддержка связана также с реализацией высокоэффективных и быстроокупаемых проектов.
Для регулирования экономики должна активно использоваться налоговая политика путем применения соответствующего налогового механизма.

• Важное значение имеет социальная направленность бюджетных средств.
Культура в широком смысле — один из центральных компонентов экономического развития. Ускоренное развитие человеческих способностей — главный двигатель человеческого прогресса. В социальной политике приоритеты—поддержка наименее защищенных слоев населения (пенсионеров, инвалидов, студентов, малообеспеченных семей), а также функционирование учреждений здравоохранения, образования и культуры. Должны быть существенно усилены гарантии социальных и экономических прав граждан России, проводиться активная социальная политика, обеспечивающая адресную защиту социально слабых слоев населения, обеспечено эффективное использование денежных средств, выделяемых на социальные цели, на решение жилищной проблемы.

• Бюджет оказывает наибольшее воздействие на отрасли хозяйства и учреждения непроизводственной сферы в процессе финансового планирования.
Будучи основным финансовым планом образованиями использования государственного фонда денежных средств, бюджет связан со всеми предприятиями и организациями.

• Государственный бюджет выполняет функцию организатора распределительных процессов в народном хозяйстве. Хотя через бюджет перераспределяется не весь чистый доход, создаваемый на предприятиях различных форм собственности сферы материального производства, он влияет на размеры накоплений, определение оптимальной структуры доходов по финансовым планам предприятий и отраслей хозяйства.

В процессе бюджетного планирования устанавливается наиболее целесообразное соотношение между централизованными и децентрализованными фондами денежных средств, определяются размеры финансовых ресурсов, концентрируемых в финансовых планах предприятий, а также степень участия предприятий в формировании доходов бюджетной системы и прежде всего федерального бюджета Российской Федерации.

• В процессе бюджетного планирования и исполнения бюджета осуществляется контроль за финансово-хозяйственной деятельностью народного хозяйства. В условиях перехода на рыночные механизмы значение бюджетного контроля в процессе мобилизации ресурсов и их использовании усиливается.

В условиях углубления рыночных реформ основные задачи бюджетной политики состоят в следующем:

1) удержать экономику от спада производства;

2) обеспечить финансовую стабилизацию. Для этого необходимо прежде всего предпринять неотложные меры к укреплению денежного обращения как основы успешного проведения экономических реформ. Только в условиях устойчивого и хорошо функционирующего денежного обращения возможно реализовать связи между всеми участниками и составными частями хозяйственного механизма.

Как известно, инфляция — многофакторный процесс. В Российской Федерации на развитие инфляционного процесса наибольшее воздействие оказали крупные бюджетные дефициты и либерализация цен, проведенная в январе 1992 г. В 1995
— 1996 гг. инфляционный процесс резко снизился. В 1996 г. развитие инфляции должно ограничиться 2% в месяц. Для укрепления денежного обращения необходимо снижать бюджетный дефицит, уменьшать военные расходы, затраты на содержание государственного аппарата управления, установить жесткий контроль над динамикой денежной массы. Только подавление инфляции позволит рассчитывать на удешевление кредита, на массовый приток инвестиций в производство;

3) стимулировать инвестиционную активность, добиваться увеличения доли накопления в национальном доходе;

4) сократить непроизводительные расходы бюджета на государственные дотации отдельным отраслям сферы материального производства;

5) укрепить доходную базу бюджета за счет совершенствования налогообложения и усиления контроля за полнотой уплаты налогов;

6) создать систему действенного финансового контроля за эффективным и целенаправленным использованием государственных расходов;

7) усилить контроль за величиной государственного долга.

В Послании Президента РФ Правительству РФ "О бюджетной политике в 1997 г. " подчеркивается, что основные задачи бюджетной политики состоят в полноценном финансировании социальной сферы, стимулировании инвестиционной активности, безусловном выполнении государством своих финансовых обязательств.

7. 2. Состав и структура расходов федерального бюджета

Расходы федерального бюджета РФ классифицируются:
- по своей роли в процессе воспроизводства — на затраты, связанные с финансированием материального производства и содержанием непроизводственной сферы;
- по функциональному назначению — на расходы на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, обороны страны, содержание аппарата управления, на правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности, на фундаментальные исследования и содействие научно- техническому прогрессу, на расходы по обслуживанию государственного долга. Каждая из групп расходов делится по ведомственному признаку.

Все расходы бюджета состоят из текущих расходов и затрат капитального характера. Основная часть средств приходится на текущие расходы, включающие закупки товаров и услуг, оплату труда государственных служащих, начисления на заработную плату, платежи по внутренним займам и государственному внешнему долгу и др. Капитальные расходы включают капитальные вложения в основные фонды, капитальное строительство, капитальный ремонт.

В условиях перехода на рыночные отношения структура расходов федерального бюджета претерпевает существенные изменения — резко сокращаются бюджетные ассигнования на народное хозяйство, прежде всего на централизованные капитальные вложения. В связи с претворением в жизнь программы приватизации происходит преобразование. значительной части государственных предприятий в акционерные общества, которые должны осуществлять расширенное воспроизводство за счет собственных средств и ресурсов, мобилизуемых на финансовых рынках.

Однако и в условиях действия рыночных механизмов финансирование отдельных отраслей и территорий, государственных инвестиционных программ, государственного сектора экономики продолжает сохранять свое важное значение.

• Рассмотрим расходы федерального бюджета Российской федерации на 1996 г.:

|Виды расходов |млр|% к |
| |д. |обще|
| |руб|й |
| |. |сумм|
| | |е |
| | |расх|
| | |одов|
|Государственное управление |674|1,6 |
| |9 | |
|Международная деятельность |280|6,4 |
| |36 | |
|Национальная оборона |801|18,4|
| |85 | |
|Правоохранительная |351|8,1 |
|деятельность и обеспечение |15 | |
|безопасности государства | | |
|Фундаментальные исследования и|115|2,8 |
|содействие научно-техническому|65 | |
|прогрессу | | |
|Промышленность, энергетика, |495|11,4|
|строительство |10 | |
|Сельское хозяйство |144|3,3 |
| |85 | |
|Охрана окружающей среды |213|0,5 |
| |1 | |
|Образование |151|3,6 |
| |89 | |
|Культура и искусство, средства|509|1,2 |
|массовой информации |8 | |
|Здравоохранение и физическая |747|1,7 |
|культура |5 | |
|Социальная политика |125|3,0 |
| |95 | |
|Обслуживание государственного |581|13,4|
|долга |44 | |
|Финансовая помощь субъектам РФ|546|12,6|
| |25 | |
|в том числе | | |
|Федеральный фонд финансовой |393|9,0 |
|поддержки регионов |37 | |
|Прочие расходы |249|5,8 |
| |35 | |
|Расходы целевых бюджетных |267|6, 2|
|фондов (Федерального дорожного|08 | |
|фонда, Федерального | | |
|экологического фонда и др. ) | | |
|Общая сумма расходов |435|100,|
| |750|0 |

Как следует из таблицы, расходы федерального бюджета включают следующие основные группы затрат: государственную поддержку отдельных отраслей народного хозяйства, финансирование социально-культурных мероприятий, обороны страны, правоохранительной деятельности, международного сотрудничества, погашение и обслуживание государственного долга и финансовую поддержку регионов.

Главное место в расходах на народное хозяйство занимают дотации угольной промышленности, сельскому хозяйству, жилищно-коммунальному хозяйству и некоторым другим отраслям. Общая сумма дотаций в 1996 г. определена в 28 300 млрд. руб., или 57% от всех расходов на народное хозяйство.

Основные средства направляются в топливно-энергетический и аграрно- промышленный комплексы. Предусматривается финансовая поддержка комплексного переустройства аграрного сектора. В этих целях средства направляются на проведение земельной реформы, поддержку развития фермерства, создание рыночных отношений в агропромышленном комплексе, жилищное строительство на селе, возведение объектов здравоохранения, школ, строительство дорог, строительство и реконструкцию предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности, рыболовецкого флота.

Конверсия военного производства финансируется не только за счет бюджетных ассигнований, но и целевого льготного кредита по перепрофилированию оборонных предприятий на выпуск гражданской продукции, внебюджетных средств, отечественных и иностранных инвесторов, кредитов
Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР).

Федеральная инвестиционная программа, финансируемая за счет средств федерального бюджета на 1996 г., предусмотрена в 29 184 млрд. руб., из которых 20 721 млрд. руб. должны быть направлены на социальный комплекс.
Предприятиям и организациям предоставляются иностранные кредиты для закупок оборудования по производству медпрепаратов и медтехники, сельхозтехники, транспортного оборудования, средств связи.

Использование бюджетных средств для финансирования капитальных вложений ограничивается задачами общегосударственного значения, реализацию которых невозможно обеспечить за счет других источников. Это инвестиции на обеспечение программ структурной перестройки экономики; их преимущественное направление состоит в создании относительно небольших проектов с высокой скоростью оборота капитала и быстрой отдачей. Инвестиции должны концентрироваться на реализации пусковых программ, целевых программ по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы, мероприятий, связанных с социальным развитием сельской местности, со строительством жилья для военнослужащих, строительством вузов, интернатов для детей с недостатками умственного и физического развития, детских домов.

Расходы на социально-культурные мероприятия включают затраты на образование, здравоохранение и физическую культуру, социальное обеспечение, социальную помощь, культуру и искусство, средства массовой информации.
Наибольшие суммы направляются на финансирование образования. В 1993 — 1996 гг. приоритетом остается бесплатность образования и здравоохранения.
Гарантируется получение бесплатного общего и на конкурсной основе профессионального образования.

Значительное внимание уделяется социальной защите наименее обеспеченных слоев населения. Предусматриваются меры по повышению минимального уровня заработной платы, увеличению пособий по безработице, компенсации на питание детей дошкольного возраста, школьников, студентов, по упорядочению заработной платы работников бюджетных учреждений.

Следует иметь в виду, что крупная часть социальных расходов проходит по внебюджетным социальным фондам.

Развитие здравоохранения предусматривает его поэтапное реформирование, введение многоканальности финансирования, выделение лечебным учреждениям средств в зависимости от объема и качества осуществляемых медицинских услуг.

Крупные расходы на оборону вызваны необходимостью сохранения и развития комплекса оборонной промышленности, поддержания боеготовности армии, продолжения разработки новейших образцов вооружений, а также усилением социальной защищенности военнослужащих и членов их семей, повышением окладов офицерскому составу, ростом цен на военную продукцию и рядом других причин.

Структура военных расходов (1996 г. ):
|Виды расходов |тлрн|% к |
| |. |общей |
| |руб.|сумме |
| | |военных |
| | |расходов|
|Закупки вооружений и |13,0|16 |
|военной техники | | |
|Научно-исследовательские|6,5 |8 |
|работы | | |
|Капитальное |7,6 |10 |
|строительство | | |
|Пенсии военнослужащим |9,9 |12 |
|Содержание вооруженных |41,0|50 |
|сил | | |
|Прочие военные расходы |2,0 |4 |
| |80,1|100 |

Таким образом, наибольшие средства направляются на содержание
Вооруженных Сил. На 1 января 1996 г. штатная численность Вооруженных Сил РФ составляла 2069, 9 тыс., в том числе 1469, 9 тыс. — военнослужащих и 600, 0 тыс. — гражданского персонала.

Недостаточные средства — 2, 8% от общей суммы расходов федерального бюджета — на 19% г. выделяется на фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу.

Расходы на международную деятельность включают затраты по неторговым операциям (содержание российских учреждений и представительств за границей, уплату членских взносов в международные организации и др.).

Расходы на управление состоят из затрат, связанных с функционированием федеральных органов законодательной (представительной) и исполнительной власти, с деятельностью финансовых и фискальных органов и др.

Рост затрат на правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности обусловлен обострением криминогенной ситуации и разрешением межнациональных конфликтов.

Наиболее значительный рост расходов в последние годы произошел по погашению и обслуживанию государственного долга (с 6, 9 до почти 14% к общему объему расходов) и по расходам на финансовую поддержку территорий (с
10 до 13% к общему объему расходов федерального бюджета). Увеличение расходов по государственному долгу вызвано резким ростом внутреннего и внешнего долга. Верхний предел внутреннего долга РФ на конец декабря 1996 г. установлен в сумме 316, 0 трлн. руб. и государственного внешнего долга на эту же дату в размере 124, 1 млрд. долл. США.

• Осуществление расходов бюджета производится путем бюджетного финансирования, к основным принципам которого относятся:
- достижение максимального эффекта при минимуме затрат;
- целевой характер использования бюджетных ассигнований;
- предоставление бюджетных средств в меру выполнения производственных показателей и с учетом использования ранее отпущенных ассигнований;
- безвозвратность бюджетных ассигнований.

Однако помимо безвозвратного бюджетного финансирования в настоящее время все шире применяется кредитование предприятий путем выдачи бюджетных ссуд. Проценты по таким ссудам либо не взимаются, либо взимаются по низким ставкам (10% годовых). Бюджетные ссуды выдаются по специальным распоряжениям Правительства РФ на выполнение целевых программ развития.
Так, в 1996 г. такие ссуды должны быть предоставлены на финансирование: расходов на формирование федеральных продовольственных фондов; расходов на обеспечение агропромышленного комплекса машиностроительной продукцией и приобретение племенного скота на основе долгосрочной аренды (лизинга); части расходов на инвестиционные программы конверсии оборонной промышленности и др.

В области расходов бюджета до сих пор имеют место существенные недостатки: бюджетные средства используются недостаточно эффективно, широко распространена практика нецелевого расходования бюджетных средств.
Бюджетные расходы не решают многих насущных проблем социальной политики. Не организовано на должном уровне перераспределение расходов в пользу социально незащищенных слоев населения. Продолжается списание долгов в аграрном секторе.

• Основные задачи в области государственных расходов:
- сократить число федеральных целевых программ, обеспечить концентрацию средств бюджета на наиболее эффективных и социально значимых проектах;
- снизить расходы на содержание государственного аппарата;
- продолжить децентрализацию инвестиционного процесса, расширив практику государственно-коммерческого финансирования проектов;
- повысить эффективность использования ассигнований на национальную оборону и оборонный комплекс, концентрируя их на решении социальных проблем, конверсии и перспективных научно-исследовательских работах; снизить уровень дотаций отдельным отраслям;
- усилить контроль за использованием бюджетных средств;
- обеспечить приоритетное финансирование расходов на науку, культуру, медицинское обслуживание, образование.

7. 3. Состав и структура доходов федерального бюджета

До перехода на рыночные отношения доходы государственного бюджета СССР базировались на денежных накоплениях государственных предприятий. Они занимали более 90% общей суммы доходов бюджета и в основном состояли из двух платежей — налога с оборота и платежей из прибыли. Такая система просуществовала с 1930 по 1990 гг. Введенные в 1980-е гг. нормативные платежи из прибыли в виде платы за производственные фонды, трудовые ресурсы и др. не смогли изменить систему платежей, и она продолжала ориентироваться на индивидуальные результаты деятельности отдельных предприятий.

В условиях перехода на рыночные механизмы доходы бюджетной системы претерпели коренные изменения. Основными доходами в Российской Федерации, как и в странах с развитой рыночной экономикой, стали налоги.

Налоги представляют собой часть национального дохода, мобилизуемую во все звенья бюджетной системы. Это обязательные платежи юридических и физических лиц, поступающие государству в заранее установленных законом размерах и в определенные сроки.

Сущность налогов проявляется в их функциях. Налоги выполняют две основные функции — фискальную и регулирующую. Фискальная функция была присуща налогам всегда. Она состоит в возможно большей мобилизации средств в бюджетную систему. Регулирующая функция налогов в ведущих зарубежных странах получила развитие в годы после Второй мировой войны.

Налоговая политика влияет на процессы накопления капитала, ускорение его концентрации и централизации, платежеспособный спрос населения. Налоги активно используются для сглаживания экономического цикла, т. е. регулирующая функция налогов связана с вмешательством государства через налоги в процесс воспроизводства.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22


© 2010 РЕФЕРАТЫ