бесплатные рефераты

Государственный бюджет, его структура

Доходы государственного бюджета от неналоговых поступлений в 2006 году составили – 34179 млн. тенге, из них на республиканский бюджет приходится – 87,2 %, а на местные, соответственно – 12,8 %. В 2005 году – 66015 млн. тенге, а в 2004 году – 81500 млн. тенге. Таким образом, за период 2004-2006 г.г. наблюдается снижение неналоговых поступлений на 47321 млн. тенге, что составляет 58 %. Наибольшую долю в налоговых поступлениях занимают корпоративный подоходный налог и налог на добавленную стоимость, которые составляют 42 % и 19 % соответственно.

Доходы государственного бюджета от операций с капиталом. Доходы бюджета от операций с капиталом основываются на законодательных актах, которые регулируют уплату этих платежей. Для этого постоянно проводится инвентаризация объектов государственной собственности, позволяющая выявить неиспользуемое или используемое не по назначению, а также бесхозное имущество, которые затем подлежат приватизации или предоставлению в аренду (в доверительное управление). Приватизация осуществляется в соответствии с интересами государства по отношению к определённым отраслям экономики и конкретным предприятиям. В отличие от других неналоговых поступлений, деньги от приватизации имущества горнодобывающей и обрабатывающей отраслей, находящегося в республиканской собственности, используются на пополнение Национального фонда РК, а не доходной части бюджета. В республиканский бюджет поступают средства от продажи государственного имущества учреждений, финансируемых из этого же бюджета, от продажи товаров из государственного материального резерва и нематериальных активов, принадлежащих государству, а в областной бюджет – только поступления от продажи имущества учреждений, финансируемых из областного бюджета. [8, c. 188]Доходы государственного бюджета от операций с капиталом в 2006 году составили – 54649 млн. тенге, из на республиканский бюджет приходится – 7,4 %, а на местные, соответственно – 92,6 %. В 2005 году -34182 млн. тенге, а в 2004 году – 19096 млн. тенге. Таким образом, за период 2004-2006 г.г. наблюдается их увеличение на 35553 млн. тенге, что составляет – 186,2 %.

Доходы государственного бюджета от поступлений официальных трансфертов. Наряду с поступлениями в бюджет от операций с капиталом, в поступлениях всех уровней бюджетной системы отражаются прогнозируемые суммы официальных трансфертов. Официальными трансфертами общего характера являются бюджетные субвенции, передаваемые из вышестоящих бюджетов в нижестоящие бюджеты, и бюджетные изъятия, передаваемые, наоборот, из нижестоящих в вышестоящие бюджеты. В соответствии с Бюджетным кодексом их объемы между республиканским бюджетом и бюджетами областными, городов республиканского значения, столицы устанавливаются в абсолютном выражении на трехлетний период с разбивкой по годам Законом о республиканском бюджете. Объемы же официальных трансфертов между областным и районным бюджетами устанавливаются решениями областных маслихатов.

В поступлениях бюджета района (города областного значения) учитываются официальные трансферты из областного бюджета, а города республиканского значения, столицы – официальные трансферты из республиканского бюджета. В областной бюджет поступают официальные трансферты из нижестоящих бюджетов (района, города областного значения) и из республиканского бюджета. В поступлениях республиканского бюджета учитываются официальные трансферты из нижестоящих бюджетов (областных, городов республиканского значения, столицы) и из Национального фонда РК. Доходы государственного бюджета от поступлений официальных трансфертов в 2006 году составили - 427094 млн. тенге, из них на республиканский бюджет приходится – 22,7 %, а на местные , соответственно – 77,3 %. В 2005 году - 287759 млн. тенге, а в 2004 году – 275734 млн. тенге. Таким образом, за период 2004-2006г.г. они увеличились на 151660 млн. тенге, что составляет 55 %.(см приложение А, Б)

Таким образом, доходы бюджета – это часть централизованных финансовых ресурсов страны, необходимых для выполнения государственных функций, и представляют собой денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РК в распоряжение органов власти разного уровня. В свою очередь они подразделяются на: налоговые поступления; неналоговые поступления; доходы от продажи основного капитала; официальные трансферты; деньги, передаваемые государству на безвозмездной основе. Наибольший удельный вес в структуре доходов бюджета в республике занимают налоговые поступления, они составляют около 90 %.


2.2 Анализ расходной части государственного бюджета


Осуществление функций государства возможно только при их материальном опосредовании, поскольку деятельность государства связана с прямыми расходами государственных средств. Расходы показывают конкретную величину затрат. Совокупность конкретных видов государственных расходов всех уровней бюджетов, взаимосвязанных между собой, представляет собой систему расходов бюджета любого государства. Построение системы расходов основывается на принципах целевого направления средств, режима экономии и безвозвратности расходования государственных средств.[8, c. 181]

Государственные расходы должны осуществляться строго по целевому назначению – по направлениям, предусмотренным бюджетом. Принцип безвозвратности средств используется в основном к финансированию социальной сферы, а когда речь идёт о финансировании развития экономики, то имеет место результативное инвестирование, т.е. действует принцип возвратности выделяемых бюджетных ассигнований, которые рассматриваются при этом как производительные расходы бюджета. Принцип соблюдения режима экономии представляет собой систему форм и методов снижения расходов бюджета, которые позволяют осуществлять наибольшую результативность и эффективность использования бюджетных ресурсов.

Система расходов государственного бюджета обусловлено рядом факторов, основными из которых принято считать природу и функции государства, уровень социально-экономического развития страны, административно-территориальное устройство государства, формы предоставления бюджетных средств. Состав и структура расходов государственного бюджета определяется их экономическим содержанием и задачами, которые стоят перед государством по распределению валового внутреннего продукта. В целях выяснения роли и значения бюджетных расходов в экономике страны их классифицируют по различным признакам. В Бюджетном кодексе республики установлена классификация расходов бюджета, действующая на всех уровнях бюджетной системы.

Государственными расходами являются затраты государства на обеспечение своего бесперебойного функционирования, удовлетворение потребностей членов общества, которые покрываются из централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Все эти расходы государства в подавляющей части финансируются за счёт средств, концентрируемых в государственном бюджете. Расходы государственного бюджета по роли в общественном воспроизводстве можно подразделить на две группы затрат : а) по обеспечению непрерывного процесса производства, увеличению производственных фондов; б) по удовлетворению социально-культурных потребностей членов общества. [10, c. 39]

К первой группе относятся расходы государственного бюджета, направляемые на финансирование экономики. Ко второй группе относятся затраты бюджета на финансирование социально-культурных мероприятий, образования, науки, обороны и управления государством.[19, c. 21]

Соотношение между этими группами расходов определяет эффективность бюджета. Чем выше уровень затрат, направляемых на развитие конкурентоспособной экономики, и, соответственно, ниже уровень потребительских затрат бюджета, тем эффективнее использование бюджетных средств. При этом эффективность расходования бюджетных средств зависит от методики формирования расходов государственного бюджета, которая, в свою очередь, зависит, от проводимой государством социальной политики и сложившейся в данный момент социально- экономической ситуации.

Особенности формирования расходов по видам бюджетов заключаются в сущности их предназначений. При формировании расходов по видам бюджетов учитываются такие основные факторы: а) разграничение функций между органами управления; б) подчинённость учреждений; в) границы деятельности учреждений; г) целесообразность отнесения расходов на данный бюджет. Расходы между уровнями бюджетной системы распределяются в соответствии с Бюджетным кодексом РК. Общая сумма расходов государственного бюджета в 2006 году составила – 2021504 млн. тенге, из них на республиканский бюджет приходится – 64,6 %, а на местные, соответственно – 35,4 %. В 2005 году – 1946128 млн. тенге, а в 2004 году – 1323821 млн. тенге. Таким образом, за период 2004-2006 г. г. проявляется тенденция увеличения расходов государственного бюджета на 697683 млн. тенге, что составляет 52 %.

Расходы государственного бюджета формируются для финансирования следующих направлений:

1. государственные услуги общего характера;

2. оборона, общественный порядок, безопасность;

3. правовая, судебная, уголовно-исполнительная деятельность;

4. образование;

5. здравоохранение;

6. социальная помощь и социальное обеспечение;

7. культура, спорт, туризм и информационное пространство;

8. сельское, водное, лесное, рыбное хозяйство и охрана окружающей среды, земельные отношения;

9. промышленность, недропользование, архитектура, градостроительная и строительная деятельность;

10. транспорт и коммуникации;

11. регулирование экономической деятельности;

12. обслуживание долга и т. д.

Расходы на государственные услуги общего характера.

Структура расходов на государственные услуги общего характера имеет своей целью:

а) финансирование республиканских органов управления, основанная на реальных потребностях государства при законодательно закреплённом разграничении их полномочий ;

б) разработку и внедрение общих принципов формирования затрат на содержание государственных служащих в единой системе государственной службы;

в) совершенствование системы государственного финансового контроля использования бюджетных средств, выделенных на эти цели;

г)совершенствование структуры государственных органов управления;

Финансирование затрат на содержание органов государственной власти и управления ежегодно утверждается в составе расходов государственного бюджета и учитывается в бюджетной классификации по функциональной группе 01 « Государственные услуги общего характера». В республиканском бюджете по данной функциональной группе осуществляется финансирование затрат по обеспечению деятельности Президента РК, прогнозно-аналитическое обеспечение стратегических аспектов внутренней и внешней политики государства, обеспечение деятельности Парламента РК, Конституционного совета, Национального центра по правам человека, Центральной избирательной комиссии и другие государственные услуги общего характера.[8,200-213] В 2006 году расходы на государственные услуги общего характера составили – 80322 млн. тенге, из на республиканских приходится – 70 %, а на местные 30 %. В 2005г. – 103785 млн. тенге, а в 2004 г. – 83587 млн. тенге, следовательно за период 2004-2006 г.г. они снизились на 3265 млн. тенге, что составило 4 %.

Расходы на оборону. Формирование затрат на оборону начинается с определения общего объёма средств, необходимых для обеспечения военной безопасности. Гарантированное программно-целевое финансирование Вооружённых сил РК составляет не менее 1 % валового внутреннего продукта страны и не подлежит секвестированию.

Состав расходов на военные нужды состоит из затрат на содержание личного состава, вооружения, военной и иной техники, оборудования, животных и инфраструктуры Вооружённых сил (боевые дежурства, боевая подготовка, мобилизационная подготовка, развитие инфраструктуры, модернизация и приобретение вооружений, военной техники, систем связи), поставку, ремонт вооружения и материально- техническое обеспечение. В составе расходов на содержание Вооружённых сил предусматриваются средства на:

1.                выплату денежного довольствия военнослужащим;

2.                заработную плату штатных рабочих и служащих;

3.                продовольственное обеспечение или на выплату за него денежной компенсации;

4.                оплату вещевого имущества;

5.                оплату и хранение специального топлива;

6.                ремонт и изготовление вооружения, военной техники и имущества;

7.                транспортные и другие расходы, связанные с обеспечением жизнедеятельности войск. Расходы на оборону в 2006 году составили – 73137 млн. тенге, из них на республиканский бюджет приходится – 96 %, а на местные – 4 %. В 2005г. – 78664 млн. тенге, а в 2004г. – 58011 млн. тенге, следовательно, за период 2004-2006г.г. они увеличились на 22311 млн. тенге, что составило 30 %.

Расходы на правовую, судебную, уголовно-исполнительную деятельность. Финансирование расходов бюджета по обеспечению правоохранительной, правовой и судебной деятельности государства осуществляется по функциональной группе 03 «Общественный порядок и безопасность», которая включает в себя следующие подфункции:

а) 01 «Правоохранительная деятельность»;

б) 02 «Правовая деятельность»;

в) 03 «Судебная деятельность»;

г) 04 « Деятельность по обеспечению законности и правопорядка»;

д) 05 « Деятельность по обеспечению безопасности личности, общества и государства»;

е) 06 « Условно-исполнительная система»;

ж) 09 « Прочие услуги в области общественного порядка и безопасности». Расходы на общественный порядок, правовую, судебную, уголовно-исполнительную деятельность в 2006 году составили – 127693 млн. тенге, из них на республиканский бюджет приходится – 81 %, а на местные – 19 %. В 2005 году – 152904 млн. тенге, а в 2004 году – 118564 млн. тенге. Следовательно, за период 2004-2006 г.г. они увеличились на 9129 млн. тенге, что составило 8 %.

Расходы на образование. Состав расходов на образование формируется в соответствии с бюджетной классификацией – это функциональная группа расходов на образование. В республиканском бюджете доля этой функциональной группы ежегодно увеличивается, составляет при этом более 30 % всех расходов бюджета, и их уровень к 2007 году доведён до 4 % валового внутреннего продукта. Средства бюджета служат основным источником финансового обеспечения расходов на образование во многих странах мира, включая Казахстан. Одна из отличительных черт государства государственного финансирования в нашей стране – высокая составляющая затрат на дошкольное образование – 27 % и низкий удельный вес затрат на обязательное образование – всего 50 %, из них на общее академическое образование приходится 38 %, на профессиональное 12 %. Расходы на образование в 2006 году составили – 919237 млн. тенге, из них на республиканский бюджет приходится – 79 %, а на местные соответственно – 21 %. В 2005 году – 256935 млн. тенге, а в 2004 году – 190748 млн. тенге, следовательно, за период 2004-2006 г.г. увеличился на 728489 млн. тенге, что составляет 79,2 %.

Расходы на здравоохранение. Состав затрат республиканского бюджета на здравоохранение в соответствии с бюджетной классификацией определён в функциональной группе 05 «Здравоохранение», которая включает в себя затраты по подфункциям 01 «Больницы широкого профиля», 02 «Охрана здоровья населения», 03 «Специализированная медицинская помощь», 09 «Прочие услуги в области здравоохранения». Планирование и финансирование деятельности учреждений здравоохранения зависит от категории учреждения и показателей его деятельности. В соответствии с бюджетной классификацией финансирование учреждений здравоохранения осуществляется по бюджетным программам и подпрограммам. Расходы на здравоохранение в 2006 году составили – 195956 млн. тенге, из них на республиканский приходится – 31 %, а на местные – 69 %. В 2005 году – 185456 млн. тенге, а в 2004 году – 131184 млн. тенге, следовательно, за период 2004-2006 г.г. они увеличились на 64772 млн. тенге, что составляет 49 %.

Расходы на социальную помощь и социальное обеспечение. Одним из проявлений социальной направленности развития экономики может служить централизация и перераспределение финансовых ресурсов страны. За счёт этого государство, используя различные механизмы, оказывает адресную социальную помощь посредством выплаты пособий тем категориям граждан, которые в этом реально нуждаются. Так, в 2005 году расходы республиканского бюджета на финансирование программ социального обеспечения составили 4,4 % стоимости валового внутреннего продукта. Расходы на социальную помощь и социальное обеспечение в 2006 году составили – 319647 млн. тенге, из них на республиканский приходится – 91 %, а на местные бюджеты – 9 %. В 2005 году – 345356 млн. тенге, а в 2004 году – 272333 млн. тенге, следовательно, за период 2004-2006 г.г. они повысились на 47314 млн. тенге, что составляет 17,3 %.

Расходы на жилищно-коммунальное хозяйство. Расходы бюджета по функциональной группе «Жилищно-коммунальное хозяйство» в республиканском бюджете предусмотрены в виде целевых инвестиционных трансфертов нижестоящим бюджетам, например, на такие цели: развитие коммунального хозяйства, ремонт и развитие системы водоснабжения, развитие благоустройства городов и населённых пунктов и др.

Согласно Бюджетному кодексу, финансирование расходов жилищно-коммунального хозяйства, учитывая специфичность его функционирования, осуществляется в основном за счёт средств местных бюджетов. Формирование расходов местных бюджетов по затратам на жилищно-коммунальное хозяйство осуществляется на основе планов развития столицы, городов, районных центров и других населённых пунктов, а так же с учётом целевых программ. Расходы на жилищно-коммунальное хозяйство в 2006 году составили – 120262 млн. тенге, из них на республиканский приходится – 30 %, а на местные – 70 %. В 2005 году – 118326 млн. тенге, а в 2004 году – 69058 млн. тенге, следовательно, за период 2004-2006 г.г. они увеличились на 51204 млн. тенге, что составляет 74 %.

Расходы на культуру, спорт, туризм и информационное пространство. Расходы на Расходы республиканского бюджета по функциональной группе «Культура, спорт, туризм и информационное пространство» предусмотрены для развития потребностей в области культуры, искусства, спорта, туризма и информационного пространства. Они обуславливают значение и роль государственного бюджета как главного источника финансирования расходов учреждений в этих сферах деятельности.

С точки зрения социально-экономического назначения основными целями расходования средств по этой функциональной группе являются развитие и самореализация личности, гуманизация общества, сохранение и развитие самобытности народа, создание условий для занятий населения физической культурой, спортом и их развитие, создание и укрепление единого информационного пространства, создание современного туристского комплекса в стране. При определении необходимого объёма бюджетного финансирования используются расчёты по экономическим спецификам бюджетной классификации. По каждой специфике применяется отдельная «своя», методика расчёта, поскольку сами учреждения специфичны по характеру деятельности. Расходы на культуру, спорт, туризм и информационное пространство в 2006 году составили – 57359 млн. тенге, из них на республиканский бюджет приходится – 46 %, а на местные – 54 %. В 2005 – 57076 млн. тенге, а в 2004 году – 43948 млн. тенге. Таким образом, за период 2004-2006 г.г. они увеличились на 13411 млн. тенге, что составляет 30,5 %.

Расходы на промышленность, недропользование, топливно-энергетический комплекс, архитектуру, градостроительную и строительную деятельность. Бюджетная политика Республики Казахстан в сфере промышленности, строительства и недропользования направлена в настоящее время на совершенствование системы государственного управления минерально-сырьевыми ресурсами в целях повышения эффективности их использования на основе глубокой и комплексной переработки добываемого сырья. Реализация бюджетной политики в данной сфере, в конечном счёте, должна содействовать обеспечению устойчивого экономического роста и улучшения качества жизни народа.

В Бюджетном кодексе распределение направлений в расходовании средств на промышленность, недропользование и строительство в республиканском и нижестоящих бюджетах осуществлено с учётом назначений и выполняемых функций разных уровней бюджетной системы. В республиканском бюджете предусмотрено выделение средств на промышленность, недропользование, архитектуру, градостроительную и строительную деятельность. Расходы в 2006 году на промышленность, недропользование, топливно-энергетический комплекс, архитектуру, градостроительную и строительную деятельность составили - 40187 млн. тенге, из них на республиканский приходится –57 %, а на местные бюджеты – 43 %. В 2005 году – 30054 млн. тенге, а в 2004 году – 27672 млн. тенге, таким образом, за период 2004-2006 г.г. они увеличились на – 12515 млн. тенге, что составляет 45,2 %.

Расходы на транспорт и коммуникации. За счёт средств бюджета предусматривается финансирование работ по развитию автомобильных дорог и инвестиционных проектов в области железнодорожного и водного транспорта, гражданской авиации и связи. Средства бюджета используются также на модернизацию и развитие почтовой связи, на стабилизацию её финансового состояния, на компенсацию социально защищаемым гражданам из-за повышения тарифов абонентской платы за телефон. В целом расходы бюджета в области транспорта и коммуникаций предусматриваются в тех направлениях, которые обеспечивают улучшение их технического состояния, соответствующее потребностям экономики и общества. Расходы в 2006 году на транспорт и коммуникации составили – 158700 млн. тенге, из них на республиканский приходится – 62 %, а на местные бюджеты – 38 %. В 2005 году – 119476 млн. тенге, а в 2004 году – 104587 млн. тенге. Таким образом, за период 2004-2006 г.г. они увеличились на 54113 млн. тенге, что составляет 51%.

Расходы на сельское, водное, лесное, рыбное хозяйство и охрану окружающей среды, земельные отношения. Роль и значение бюджета в финансировании сельского хозяйства обусловлено, прежде всего, необходимостью направления бюджетных средств на возрождение и развитие аграрного производства, создание сельской инфраструктуры и повышение уровня жизни сельского населения. Значительная роль бюджетных ассигнований в поддержке развития элитного семеноводства и племенного животноводства, а также в развитии отечественного сельхозмашиностроения и обновления парка сельхозтехники, в создании центра сервисного и технического обслуживания агроформирований.

Бюджетные средства, выделяемые на поддержку и регулирование сельского хозяйства и земельных отношений, в соответствии с бюджетной классификацией отражаются в функциональной группе «Сельское, водное, лесное, рыбное хозяйство и охрана окружающей среды, земельные отношения». Аналогичные, но различные по составу функциональные группы расходов предусмотрены Бюджетным кодексом на всех уровнях бюджетной системы.

За счёт средств республиканского бюджета осуществляется также финансирование целевых бюджетных программ в области водного, лесного и рыбного хозяйства. В целях дальнейшего обеспечения населения качественной водой и сокращения дефицита водных ресурсов предусматривается выделение бюджетных средств на реализацию отраслевой программы «Питьевая вода».

Важной статьёй расходов бюджетов всех уровней является финансирование охраны окружающей среды, обусловленное требованием постоянной поддержки необходимого экологического состояния окружающей среды. С ростом производства новых видов продукции, особенно химической и биологической, развитием урбанизации, увеличением городов и городского населения повышается нагрузка на природу, нарушается равновесие природной среды, последствия которых сказываются на условиях жизни населения. В связи с этим возрастает роль бюджетного финансирования мероприятий по снижению уровня загрязнения окружающей среды, по развитию системы мусоропереработки и захоронения бытовых отходов.

Необходимость обеспечения экологической безопасности страны требует также бюджетного финансирования долгосрочных проектов, предусматривающих внедрение ресурсосберегающих технологий, сокращение выбросов вредных веществ.[8, c. 218-251] Расходы в 2006 году на сельское, водное, лесное, рыбное хозяйство и охрану окружающей среды, земельные отношения составили – 78261 млн. тенге, из них на республиканский приходится – 70 %, а на местные – 30 %. В 2005 году – 64560 млн. тенге, а в 2004 году – 72033 млн. тенге. Таким образом, за период 2004-2006 г.г. они увеличились на 6228 млн. тенге, что составляет 8,6 %.

Обслуживание государственного долга. Бюджетный кодекс РК определяет государственные заимствования РК как займы, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства РК как заемщика или гаранта погашения займов другими заемщиками.[7, c.12]

В результате заемной деятельности образуется государственный долг – долговые обязательства Правительства перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права.[12, c.193] Затраты государственного бюджета Республики Казахстан на обслуживание государственного долга в 2006 году составили - 22173 млн. тенге. Из них на республиканский бюджет приходится – 97,2 %, а на местные , соответственно – 2,8 %. В 2005г. – 30345 млн. тенге, а в 2004 – 34970 млн. тенге, т. е. за период 2004-2006 г.г. они снизились на 12797 млн. тенге, что составляет 63,4 %.(см. приложение А, Б)

Таким образом, государственными расходами являются затраты государства на обеспечение своего бесперебойного функционирования, удовлетворение потребностей членов общества, которые покрываются из централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Все эти расходы государства в подавляющей части финансируются за счёт средств, концентрируемых в государственном бюджете. Расходы государственного бюджета формируются для финансирования следующих направлений: государственные услуги общего характера; оборона, общественный порядок, безопасность; правовая, судебная, уголовно-исполнительная деятельность; образование; здравоохранение; социальная помощь и социальное обеспечение; культура, спорт, туризм и информационное пространство; сельское, водное, лесное, рыбное хозяйство и охрана окружающей среды, земельные отношения; промышленность, недропользование, архитектура, градостроительная и строительная деятель-ность; транспорт и коммуникации; регулирование экономической деятель-ности, обслуживание государственного долга и прочие направления. За период 2004-2006 годов наблюдается рост расходов государственного бюджета на 52%.

2.3 Анализ фискальной политики РК

Основной целью фискальной политики в среднесрочном периоде явилось обеспечение устойчивого роста экономики, стимулирование диверсификации и развития несырьевых отраслей экономики, максимальное увеличение поступлений в государственный бюджет без увеличения налоговой нагрузки, проведение сдержанной фискальной политики государственных расходов, совершенствование межбюджетных отношений и управление государственным долгом.

Достижению данной цели в среднесрочном периоде способствовало решение следующих основных задач:

1. совершенствование бюджетного законодательства, планирования и процедур исполнения бюджета;

2. повышение эффективности и результативности государственных расходов;

3. сокращение ненефтяного дефицита бюджета;

4. гармонизация стратегических, среднесрочных, годовых программ и планов развития с республиканским бюджетом;

5. финансовое обеспечение проводимых социальных реформ, развитие образования, здравоохранения, сельского хозяйства и общественной инфраструктуры;

6. снижение доли теневой экономики;

7. обеспечение прозрачности и стабильности межбюджетных отношений;

8. совершенствование механизма формирования и использования средств Национального фонда;

9. определение оптимальных параметров дефицита республиканского бюджета и объемов государственного долга с учетом проводимой политики сбережений;

10. постепенное снижение доли внешнего долга в структуре правительственного долга.

В результате рассмотрения в Парламенте Республики Казахстан проекта республиканского бюджета на 2005 год доходная часть была увеличена на 5,055 млрд. тенге за счет внесенных изменений в налоговое законодательство по корпоративному подоходному налогу и налогу на добавленную стоимость.

Дополнительные объемы финансовых средств, поступившие за счет увеличения доходной части бюджета, сокращения отдельных видов расходов, а также увеличения дефицита бюджета, были направлены на:

а) сейсмоусиление объектов образования и здравоохранения в городе Алматы;

б) увеличение специальных государственных пособий труженикам тыла до 1 месячного расчетного показателя;

в) строительство и реконструкцию объектов питьевого водоснабжения сельских населенных пунктов;

г) строительство объектов образования;

д) развитие транспортной инфраструктуры в городе Астане;

е) обеспечение стабильного энергоснабжения потребителей Южного Казахстана.

Кроме того, во исполнение поручения Главы государства в республиканском бюджете на 2005 год 13,2 млрд. тенге были направлены на создание межгосударственного инвестиционного банка. Участие Республики Казахстан в уставном капитале банка способствует становлению и развитию рыночной экономики государств-участников банка, экономическому росту и расширению взаимных торгово-экономических связей путем осуществления инвестиционной деятельности.

В целом расходная часть (затраты и приобретение финансовых активов) проекта бюджета была увеличена на 18,7 млрд. тенге.

Рост налоговых поступлений составил в 2005 году по отношению к предыдущему году 23,9 %, в 2006 и 2007 годах соответственно - 10,6 % и 12 %.

В расчетах прогноза доходов были учтены внесенные изменения в Положения Налогового кодекса, регулирующие порядок исчисления амортизационных отчислений по фиксированным активам, которые вступили в силу с 1 января 2006 года, вместо ранее предполагаемого 1 января 2005 года.

Неналоговые поступления в 2005 году осуществлялись со снижением на 49,2 % к 2004 году в связи с укреплением курса тенге и поступлением разовых платежей в 2004 году, в 2006 году с ростом на 5,7 % к уточненному прогнозу 2005 года и в 2007 году с увеличением на 4 % к уточненному прогнозу 2006 года.

В условиях действующего законодательства в 2005 году осуществлялись поступления в Национальный фонд в сумме 128 млрд. тенге, что на 48,2 % больше ранее прогнозируемой суммы, в 2006 году – 114,0 млрд. тенге (на 45,4 %), в 2007 году – 107,2 млрд. тенге (на 36 %).

В области здравоохранения Указом Президента Республики Казахстан от 13 сентября 2004 года № 1438 утверждена Государственная программа реформирования и развития здравоохранения Республики Казахстан на 2005 - 2010 годы, на реализацию которой в 2005 - 2007 годах в государственном бюджете предусмотрены дополнительно к уровню 2004 года средства в сумме порядка 117,7 млрд. тенге.

В рамках реализации данной программы в государственном бюджете 2005 года предусмотрены средства на:

1. бесплатное обеспечение беременных женщин железо- и йодсодержащими препаратами – 736,8 млн. тенге, всего в 2005 - 2007 годах выделено порядка 2,3 млрд. тенге;

2. лекарственное обеспечение детей до 5-летнего возраста - 532,3 млн. тенге, всего в 2005 - 2007 годах выделено порядка 1,7 млрд. тенге;

3. осуществление профилактических медицинских осмотров отдельных категорий граждан - 847,8 млн. тенге, всего в 2005 - 2007 годах будет выделено порядка 10,2 млрд. тенге;

4. материально-техническое оснащение медицинских организаций здравоохранения на местном уровне – 5,2 млрд. тенге.

Расходы по функциональной группе «Здравоохранение» предусмотрены на уровне 2,6 % к ВВП в 2005 году, 2,7 % - в 2006 году, 2,8 % - в 2007 году.

Масштабная социальная программа – одна из главных особенностей Послания. Бюджетные ресурсы были направлены на финансирование социальных программ и поддержку наиболее уязвимых слоёв населения. Реальные результаты реформ должны привести к качественному улучшению уровня жизни населения.

Постановлением Правительства Республики Казахстан от 30 ноября 2004 года № 1241 была утверждена Программа дальнейшего углубления социальных реформ в Республике Казахстан на 2005 - 2007 годы (далее – Программа социальных реформ).

Главой государства в Послании были конкретизированы отдельные мероприятия данной программы:

а) с 1 июля 2005 года всем гражданам Казахстана, достигшим пенсионного возраста, независимо от стажа работы, заработной платы и размера начисленной пенсии выплачивается базовая пенсионная выплата в размере 3000 тенге. С учетом базовой пенсионной выплаты размер минимальной пенсии составит 9200 тенге;

б) с 2006 года дополнительно повышены размеры государственных социальных пособий по инвалидности на 1000 тенге, по случаю потери кормильца от 300 до 1000 тенге в зависимости от количества иждивенцев;

в) с 2006 года, а не с 2007 года, как планировалось в Программе социальных реформ, введены государственные пособия по уходу за ребенком до одного года.

Кроме того, в рамках социальной поддержки населения в среднесрочном периоде дополнительно было осуществлено:

1. с 2006 года были повышены размеры государственных социальных пособий по возрасту и государственных специальных пособий лицам, работавшим на подземных и открытых горных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда на 1000 тенге;

2. Были увеличены размеры специального государственного пособия многодетным матерям, имеющим четырех и более несовершеннолетних детей, а также матерям, награжденным подвесками «Алтын алқа», «Күміс алқа» или «Материнская слава» первой и второй степени до 4000 тенге.

Таким образом, на реализацию мероприятий Программы социальных реформ и на финансирование дополнительных мер по социальной поддержке населения из государственного бюджета в 2005 - 2007 годах было выделено дополнительно к уровню 2004 года порядка 310,5 млрд. тенге.

Расходы по функциональной группе «Социальное обеспечение и социальная помощь» были предусмотрены на уровне 5,3 % от ВВП в 2005 году, 5,4 % - в 2006 году, 5,2 % - в 2007 году.

В условиях рыночной экономики на рынке труда сложилась ситуация, для которой характерен невысокий уровень оплаты труда государственных служащих по сравнению с уровнем оплаты труда в частном секторе. Это обусловливает необходимость приближения уровня заработной платы в государственном секторе к уровню частного.

Для решения данной проблемы и в целях стимулирования производительности и качества выполняемой работы, привлечения на государственную службу высококвалифицированных и профессиональных кадров, улучшения благосостояния населения согласно Посланию с 1 июля 2005 года была увеличена заработная плата государственным служащим и работникам бюджетной сферы в среднем на 32 %, а с 2007 года – в среднем на 30 %.

Минимальный размер заработной платы с 1 июля 2005 года составляет 9200 тенге.

Для увеличения заработной платы государственным служащим и работникам бюджетной сферы в государственном бюджете на 2005 - 2007 годы были предусмотрены дополнительные средства порядка 242 млрд. тенге, в том числе в 2005 году - 53,2 млрд. тенге.

Глава государства в Послании также отметил о необходимости совершенствования системы образования в целях выведения ее на уровень мировых стандартов, формирования кадрового задела для высокотехнологичных и наукоемких производств будущего.

В этой связи для создания единой системы финансирования обучения студентов из бюджета увеличен объем предоставляемых образовательных грантов на 50 % за счет числа образовательных кредитов и одновременно с этим создана современная система студенческого кредитования через банки второго уровня с обеспечением гарантии государства по возврату этих кредитов.

Также с целью реализации системы государственного гарантирования кредитов студентам через акционерное общество "Финансовый центр", в течение ближайших 5 лет дополнительно выделено порядка 2 млрд. тенге, в том числе: в 2005 году – 600 млн. тенге; в 2006 году – 350 млн. тенге; в 2007 году – 350 млн. тенге.

Начиная с 1 июля 2005 года, были увеличены размеры стипендий студентам ВУЗов, а также учащимся организаций среднего профессионального образования более, чем в два раза. Дополнительно на данные цели в 2005 - 2007 годах из бюджета было выделено порядка 22,5 млрд. тенге.

Расходы государственного бюджета по функциональной группе «Образование» предусмотрены на уровне 3,5 % к ВВП в 2005 году, 3,8 % - в 2006 году, 4,4 % - в 2007 году.

Расходы государственного бюджета по функциональной группе «Сельское, водное, лесное, рыбное хозяйство и охрана окружающей среды» были предусмотрены на уровне 1,4 % к ВВП в 2005 году, 1,5 % - в 2006 году, 1,4 % - в 2007 году.

С целью комплексного решения проблем развития жилищного строительства, обеспечивающих доступность жилья широким слоям населения, в рамках Государственной программы развития жилищного строительства в Республике Казахстан на 2005 – 2007 годы, утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 11 июня 2004 года № 1388, будут осуществляться строительство недорогого коммерческого и коммунального жилья за счет средств государственного бюджета, выплата премий по вкладам в Жилищном строительном сберегательном банке Казахстана, предоставление земельных участков и строительство инженерно-коммуникационной инфраструктуры к районам индивидуальной массовой застройки.

Указом Президента Республики Казахстан от 11 апреля 2006 года № 86 утверждена Транспортная стратегия Республики Казахстан до 2015 года, которая охватывает железнодорожный, автомобильный, городской пассажирский, воздушный и водный виды транспорта, развитие и эффективное функционирование которых в значительной степени зависят от политики государства.

Одним из важных аспектов было расширение инфраструктуры малого предпринимательства. На базе акционерного общества «Фонд развития малого предпринимательства» (далее – Фонд) был создан «финансовый супермаркет».

Фонду из республиканского бюджета 2005 года для увеличения уставного капитала было выделено 10 млрд. тенге, в том числе для:

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 РЕФЕРАТЫ