Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии
экономической структуры любого современного общества играет государственное
регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической
политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству
осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый
механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является
государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство
образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных
фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на
государственные органы функций.
Экономические и политические реформы, проводимые в
Республике Казахстан с начала девяностых годов, не могли не затронуть сферу
государственных финансов, и, в первую очередь, бюджетную систему.
Государственный бюджет, являясь главным средством мобилизации и расходования
ресурсов государства, дает политической власти реальную возможность
воздействовать на экономику, финансировать ее структурную перестройку,
стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную
поддержку наименее защищенным слоям населения.
Бюджет - важная предпосылка и средство осуществления
воспроизводственного процесса. С его помощью создаются условия для реализации
социальных программ, обеспечения сохранности окружающей среды, стимулирования
научно-технического прогресса, поддержания обороноспособности, выполнения иных
государственных функций. Соответственно, нормальное функционирование
хозяйственного механизма невозможно без совершенствования бюджетных отношений,
без последовательного проведения научно разработанной бюджетной политики, без
наличия эффективной системы управления бюджетным процессом. Переход к
экономике, управляемой рынком, корпорациями и государством, требует глубокой
реконструкции государственного бюджета, финансов предприятий и отраслей,
скачкообразного развития нового блока финансовых отношений регионального и
местного уровня, внебюджетных фондов.
Новый тип бюджета основывается на подходе к бюджету и
налогам на основе категории общественных благ, предоставляемых государством
членам общества, налогоплательщикам. Данный подход свойственен рыночным
воззрениям на бюджет, его функции в современной жизни. Государство формирует
бюджет для того, чтобы иметь возможность предоставлять особые блага,
общественные товары, призванные удовлетворять совместные потребности (продукция
оборонного характера, инфраструктура, блага науки, культуры, образования,
управления).
Актуальность данной курсовой работы в том, что успех
экономического реформирования в Казахстане в большой степени зависит от того, в
каких направлениях пойдет преобразование системы государственного бюджета
республики, насколько бюджетная политика государства будет отвечать требованиям
времени.
Целью данной курсовой работы является анализ
государственного бюджета как важнейшего элемента финансовой системы общества,
его формирования, исполнения и организации, основных черт бюджетной системы и
бюджетного процесса.
Для достижения данной цели были поставлены следующие
задачи:
1)
Изучение
теоретического материала по формированию и использованию государственного бюджета;
2)
Анализ
практических материалов по динамике доходов и расходов государственного бюджета
Республики Казахстан;
3)
Исследование
макроэкономических показателей исполнения государственного бюджета и прогнозы;
4)
Выявление путей
совершенствования и развития государственного бюджета Республики Казахстан.
Объектом исследования является государственный бюджет
Республики Казахстан.
Предметом исследования:
анализ статистического материала по динамике доходов и расходов
государственного бюджета Республики Казахстан.
В качестве
методологической базы при написании курсовой работы были использованы труды
известных казахстанских авторов, а также данные Министерства Финансов
Республики Казахстан.
1.1 Экономическая сущность и роль государственного
бюджета
Распределительный процесс осуществляется, как известно, в
двух формах: натурально-вещественной и стоимостной. При стоимостном
распределении участвуют разные экономические категории: финансы, налоги, бюджет
и т.д. Специфика финансов состоит в том, что распределительный процесс,
осуществляемый с их помощью, чрезвычайно многогранен, охватывает как первичное
распределение, так и многочисленные стадии перераспределения. Следовательно,
финансы выражают более общие финансовые отношения, чем бюджет.
Существование бюджета в качестве самостоятельной сферы
распределения объективно предопределено самим обществом, развитие которого нуждается
в соответствующих централизованных ресурсах. Централизация денежных средств
необходима для организации бесперебойного кругооборота фондов в масштабах всего
народного хозяйства для обеспечения функционирования экономики. Развитие
экономики требует перераспределения материальных, трудовых и финансовых
ресурсов между составляющими его звеньями в интересах оптимальной структуры
производства. [1, с.69]
Существование
специфической бюджетной среды стоимостного распределения обусловлено также
природой и функциями государства. Именно оно нуждается в централизованных
средствах для финансирования областей, развивающихся ускоренными темпами, для
проведения социально-культурных мероприятий в масштабах всего общества, решения
задач оборонного характера, покрытия общих издержек государственного
управления. Cсовокупность этих финансовых
отношений выражается через экономическую категорию «государственный бюджет»,
объективная необходимость которой обуславливается потребностями расширенного
воспроизводства, природой и функциями государства.
В государственном бюджете
реально воплощен принцип финансовой централизации, который осуществляется
государством. Централизованные финансовые ресурсы позволяют государству
обеспечивать запланированные темпы и пропорции общественного воспроизводства,
добиваться совершенствования его отраслевой и территориальной структуры,
формировать в необходимых размерах средства для первоначального развития
прогрессивных отраслей экономики, проводить крупные социальные преобразования.
Благодаря финансовой централизации денежные средства сосредотачиваются на
решающих участках экономического и социального развития, подготавливая условия
для успешной реализации экономической и социальной политики государства. [2,
с.142]
Как особая область
стоимостного распределения государственных бюджет выполняет специфическое
общественное назначение – служит удовлетворению общегосударственных
потребностей. За счет бюджетных средств осуществляются затраты по расширению
производства, связанные с необходимостью ускорения научно-технического
прогресса и достижения запланированных сдвигов в отраслевой и территориальной
структуре общественного производства; образуются резервные фонды в
общегосударственном масштабе; покрываются общие, не относящиеся к производству
издержки управления; производятся затраты по совместному удовлетворению
коллективных потребностей и формированию фондов для содержания
нетрудоспособных, расходы по охране границ государства, содержанию армии,
затраты, связанные с развитием интеграции и т.д.
Итак, государственный
бюджет характеризуется следующими чертами:
- является особой
экономической формой распределительных отношений, связанной с обособлением
части стоимости общественного продукта, национального дохода, валового
внутреннего продукта в руках государства и использованием ее на удовлетворение
общегосударственных потребностей;
- предназначен для
перераспределения стоимости между отраслями народного хозяйства, территориями
страны, секторами экономики, в отличие от финансов хозяйствующих субъектов,
опосредствующих процесс создания и производственного потребления стоимости и
финансов непроизводственной сферы, обслуживающих потребление стоимости;
- выражает такую стадию
стоимостного распределения, которая непосредственно не связана с движением
общественного продукта в его товарной форме и осуществляется в известном
«отрыве» от нее, в то время как в материальном производстве и
непроизводственной сфере финансовые отношения тесно переплетаются с
товарно-денежными;
- пропорции и формы
бюджетного распределения стоимости общественного продукта определяются потребностями
расширенного воспроизводства в целом и задачами, стоящими перед обществом на
каждом историческом этапе его развития;
- область бюджетного
распределения занимает центральное место в составе финансов, выполняя ведущую
роль по отношению к другим звеньям финансовой системы (финансам хозяйствующих
субъектов, налогам и т.д.). Это обусловлено теснейшей взаимосвязью бюджета с
другими звеньями финансовой системы, ее ключевым положением среди них (с его
помощью обеспечиваются денежными средствами решающие участки экономического,
социального и оборонного строительства); высокой степенью влияния бюджета на
стоимостную структуру общественного производства и развитие непроизводственной
сферы. [4, с.121]
Роль государственного бюджета в общественном
воспроизводстве определяется в первую очередь тем, что с помощью
государственного бюджета распределяется и перераспределяется около 30%
национального дохода и от 10 до 15% валового общественного продукта (расходная
часть). Он распределяет денежные средства между различными отраслями народного
хозяйства, секторами производства, сферами общественной деятельности,
экономическими районами и территориями страны.
Государственный бюджет активно воздействует на экономику
в целом, так как он выступает в качестве бюджета всего народного хозяйства.
Большую роль играет государственный бюджет в сфере материального производства,
выступая в качестве стимулятора его роста. Средства бюджета используются для
обеспечения как индивидуального (в рамках отдельных предприятий), так и
общественного (в масштабе всего народного хозяйства) кругооборота фондов.
Бюджетное финансирование капитальных вложений и оборотных средств на
действующих и вновь вводимых предприятиях, обеспечение операционных и других
расходов позволяет бюджету включаться в индивидуальный кругооборот фондов на
отдельных предприятиях, способствуя его бесперебойности и равномерности. [6,
с.41]
Бюджетные ассигнования в непроизводственной сфере
являются основным источником ее функционирования и дальнейшего развития.
Основная часть учреждений и организаций этой сферы не имеет собственных
источников доходов и находится на бюджетном финансировании. Расходы государства
на просвещение и здравоохранение, социальное обеспечение, науку, культуру и
искусство являются той финансовой базой, без которой невозможно проведение
социально-культурных мероприятий общегосударственного масштаба. Большое
значение имеет бюджет в формировании рациональной структуры отраслей
непроизводственной сферы. Обеспечивая финансовыми ресурсами функционирование
непроизводственной сферы, государство через бюджет может формировать
окончательные размеры фонда потребления, влиять на территориальные пропорции в
его использовании.
Функционирование бюджета, связанное с формированием и
использованием централизованного фонда денежных средств государства, происходит
посредством особых экономических форм — доходов и расходов бюджета. Они
выражают отдельные этапы стоимостного распределения. Обе категории объективны,
как и сам бюджет, и имеют специфическое общественное назначение: доходы
обеспечивают государство необходимыми денежными средствами, расходы
распределяют централизованные ресурсы в соответствии с общегосударственными
потребностями.
Состав и структура доходов и расходов зависят от
направлений осуществления бюджетной и налоговой политик государства,
осуществляемых в конкретных социально-экономических и исторических условиях.
При этом государство использует приемлемые в определенных условиях формы и
методы формирования доходов и осуществления расходов.
Подробный перечень и группировка доходов и расходов
определяется бюджетной классификацией. Бюджетная классификация — это
систематизированная группировка доходов и расходов бюджета по однородным признакам,
заложенная в основу всей бюджетной деятельности финансовых органов государства.
[7, с.72]
Бюджетная классификация обеспечивает тесную связь
бюджета с планами, прогнозами и программами экономического и социального
развития государства, с финансовыми планами министерств и ведомств, организаций
и учреждений; позволяет объединить индивидуальные сметы и финпланы в сводные
сметы и планы, обеспечивает увязку между сводными планами и бюджетной росписью.
Доходы классифицируются по четырем подразделениям: категория,
класс, подкласс, специфика. Категории включают: налоговые поступления;
неналоговые поступления; доходы от операций с капиталом; полученные официальные
трансферты; погашение займов и продажа государственных инвестиций; общее
финансирование.
Остальные подразделения характеризуют доходы в порядке
все большей детализации доходных источников. Например, в налоговых поступлениях
класс означает налоговую группу, подкласс — вид налога, специфика — конкретно
плательщика или объект налога.
В расходах предусмотрена функциональная и экономическая
классификация. Согласно функциональной классификации расходы подразделяются на
шесть разделов: функциональная группа, функция, подфункция, учреждение,
программа, подпрограмма. Предусмотрено 15 групп, 11 функций, 99 подфункций, 696
учреждений, 99 программ и 99 подпрограмм. Функциональная классификация
представляет развернутую характеристику видов деятельности, мероприятий и
участников бюджетных отношений.
Экономическая классификация расходов распределяет их по
экономическим признакам по четырем разделам: категория, класс, подкласс,
специфика. Категория включает: текущие расходы, капитальные расходы,
предоставление кредитов, финансирование. Класс, подкласс и специфика уточняют
назначение и характер расходов, например, в текущих расходах: расходы на товары
и услуги — заработная плата рабочих и служащих — основная заработная плата
рабочих и служащих.
Бюджетная классификация позволяет всесторонне, четко и
адресно систематизировать поступления и расходы для достижения высокой оперативности
управления с применением средств автоматизации. [8, с.64]
В каждом бюджете желательно уравновесить, то есть
сбалансировать доходную и расходную часть. Баланс — это равновесие, и при
составлении бюджета основным вопросом является достижение такого состояния
денежных поступлений и расходов государства. Превышение доходов над расходами
образует бюджетный излишек (профицит). Он направляется на погашение
государственного долга или может составить свободные остатки бюджетных средств
(в республиканском и местных бюджетах). Свободные остатки бюджетных средств,
образовавшиеся на конец бюджетного периода по завершенному бюджетному году,
зачисляются на специальные счета правительства республики и местных
исполнительных органов и используются на прирост оборотной кассовой наличности,
а затем на покрытие государственного долга соответствующего органа власти. [9,
с.81]
При отсутствии такой необходимости решения об
использовании данных средств принимаются соответствующими администрациями.
Превышение расходов над доходами вызывает дефицит государственного бюджета.
Наличие значительного и постоянного дефицита характеризует кризисное состояние
финансов. Если уровнем дефицита считается 2—3% от величины валового внутреннего
продукта страны. В таких случаях дефицит может быть покрыт с помощью выпуска
государственных займов или эмиссии бумажных денег. При значительном и
хроническом дефиците бюджета займы не покрывают потребностей государства, которые
обеспечиваются дополнительной (то есть сверх потребностей товарооборота)
эмиссией денег, что ведет к развитию инфляции, нарушению законов денежного
обращения, обесценению денег, снижению доходов и падению жизненного уровня
населения. [11, с.94]
Бюджетный дефицит отражает состояние экономики, а его
наличие вызывается следующими причинами:
1) общий спад производства в народном хозяйстве страны;
2) рост издержек общественного производства;
3) чрезмерный выпуск в обращение денег, не покрываемых
товарными массами;
4) преобладание в расходах бюджета значительных
социальных расходов, не соответствующих уровню развития экономики;
5) большие объемы финансирования военных расходов, на
содержание военно-промышленного комплекса, на управление;
6) крупномасштабный оборот «теневой» экономики;
7) непроизводительные расходы и потери в народном
хозяйстве.
Существуют следующие способы покрытия бюджетного
дефицита:
1) государственные займы;
2) увеличение налогообложения;
3) эмиссия денег.
В свою очередь эмиссия денег может выражаться как в
прямом выпуске денежных знаков в обращение, так и косвенно — путем выпуска
казначейских обязательств и реализации их через Национальный банк коммерческим
банкам, которые увеличивают свои резервы и посредством банковского
мультипликатора увеличивают количество денег в обращении. [12, с.49]
Фискальная политика в отношении бюджетного дефицита
основывается на трех концепциях.
1. Ежегодно балансируемый бюджет.
Подобный бюджет до последнего времени считался целью
фискальной политики. Однако такое состояние бюджета уменьшает стабилизирующую,
антициклическую направленность фискальной политики. Сбалансирование бюджета
может даже усугубить колебания экономического цикла. При наличии безработицы и
падении доходов населения налоговые поступления автоматически сокращаются. В
этом случае для сбалансирования бюджета государству необходимо либо повысить
ставки налогов, либо сократить государственные расходы, либо осуществить оба
эти действия. Итогом будет сокращение совокупного спроса и еще большее падение производства.
Политика сбалансирования бюджета может также усилить
инфляцию. При наличии инфляции повышение денежных доходов автоматически
увеличивает налоговые поступления. Для ликвидации бюджетного излишка
государство должно принять следующие меры: либо снизить ставки налогов, либо
увеличить государственные расходы, либо использовать сочетание этих двух мер. В
любом из этих случаев усилится инфляция.
2. Бюджет, балансируемый на циклической основе. Согласно
этой концепции бюджет балансируется в ходе экономического цикла, а не ежегодно.
Для предотвращения спада производства государство снижает налоги и увеличивает
расходы, намеренно создавая дефицит. При последующем подъеме экономики
государство увеличивает налоги и сокращает расходы, а возникающие бюджетные
излишки направляются на погашение дефицитов в годы спада. Таким образом,
проводятся антициклическая фискальная политика и балансирование бюджета в
течение экономического цикла. Слабым звеном этой концепции является то, что
спады и подъемы могут быть не одинаковы по глубине и длительности, что может
нарушить циклическую сбалансированность бюджета.
3. Концепция функциональных финансов состоит в том, что
их целью является балансирование экономики в целом для достижения
макроэкономической стабильности, обеспечение неинфляционной полной занятости.
Балансирование бюджета при этой концепции является второстепенной задачей,
допускается как наличие дефицитов бюджета и государственного долга, так и
бюджетных излишков.
Таким
образом, после изучению теоретического материала по государственному бюджету
можно сделать вывод, что государственный бюджет, являясь основным финансовым
планом государства, главным средством аккумулирования финансовых средств, дает
политической власти реальную возможность осуществления властных полномочий,
дает государству реальную экономическую и политическую власть.
Бюджет,
являясь комплексом документов, разрабатываемых одной ветвью власти и
утверждаемых другой, выполняет утилитарную функцию - фиксирует избранный
государством стиль осуществления управления страной. Бюджет по отношению к
осуществляемой властью экономической политике является производным продуктом,
он полностью зависит от избранного варианта развития общества.
Доходы бюджета выражают
экономические отношения, возникающие у государства с предприятиями,
организациями, гражданами в процессе формирования бюджетного фонда страны.
Формой проявления этих экономических отношений служат различные виды платежей
предприятий, организаций и населения в государственный бюджет, а их
материально-вещественным воплощением – денежные средства, мобилизуемые в
бюджетный фонд. Бюджетные доходы, с одной стороны, являются результатом
распределения стоимости общественного продукта между различными участниками
воспроизводственного процесса, а с другой – выступают объектом дальнейшего
распределения сконцентрированной в руках государственной стоимости, ибо последняя
используется для формирования бюджетных фондов территориального, отраслевого и
целевого назначения.
По состоянию на 1 ноября
2008 года доходы государственного бюджета (с учетом трансфертов) исполнены на
101,1% при плане 2 816,4 млрд. тенге фактическое поступление составило 2 846,8
млрд. тенге (приложение).
План государственного
бюджета на 1 ноября 2008 года по налоговым поступлениям исполнен 101,5 % или
перевыполнен на 33,6 млрд.тенге. Неналоговые поступления перевыполнены на 19,8 млрд.
тенге, или на 41,3% (рисунок 1). Поступления от продажи основного капитала не исполнены
на 20,0 млрд. тенге. [15,
с.1]
Рисунок 1 - Отношение
денежных доходов и расходов государственного бюджета Республики Казахстан за
январь-сентябрь 2008 г.
За отчетный период 2008
года неисполнение плана по налоговым поступлениям сложилось:
- по корпоративному
подоходному налогу при плане 719,1 млрд.тенге в бюджет поступило 708,9 млрд.тенге,
или 98,6%. Недоисполнение на 10,2 млрд.тенге, связано со сдачей дополнительных
расчетов авансовых платежей к уменьшению, в результате чего образовалось
переплата в лицевых счетах, и в этой связи налогоплательщиками оплата налогов
не производилась;
- по социальному налогу
при плане 209,3 млрд. тенге, в бюджет поступило 203,8 млрд.тенге, или 97,4%.
Основной причиной неисполнения плана является снижение ставки на 30% с 1 января
2008 года.
- по налогу на
добавленную стоимость (НДС) неисполнение плана составило 40,6 млрд. тенге, в
том числе: НДС на ТВП неисполнен на 96,0% или недоисполнение на 6,2 млрд.тенге,
НДС на импортируемые товары исполнен на 92,3% или недоисполнение - 34,4
млрд.тенге. [15, с.2]
Вместе с тем по следующим
видам налогов наблюдается перевыполнение плана, так по индивидуальному
подоходному налогу – 7,9 млрд. тенге, налогу на имущество – 4,4 млрд. тенге, налогу
на транспортные средства – 1,8 млрд. тенге, поступлениям за пользование
природных и других ресурсов – 13,2 млрд. тенге, налогу на международную
торговлю и внешние операции - 65,0 млрд.тенге.
По налогам с заработной
платы исполнение плана обусловлено ростом налогооблагаемой базы: рост фонд заработной
платы за январь-сентябрь т.г. по сравнению с соответствующим периодом 2007 года
составил 21,0%, среднемесячной заработной платы - 17,9%.
Так, план по
индивидуальному подоходному налогу исполнен на 103,7%, при плане 212,6 млрд. тенге
в бюджет поступило 220,5 млрд.тенге (таблица 1).
Таблица 1 - Исполнение
доходов государственного бюджета по налоговым поступлениям на 01.11.2008 года,
тыс. тенге
Наименование платежа
Факт РБ на 1.11.2007 г.
План РБ на 01.11.2008 г.
Факт РБ на 01.11.2008 г.
Отклонение
темп роста,
в %
1
2
3
4
5
6
Налоговые поступления
1 261 650 577
1 638 245 156
1 653 975 577
15 730 421
131,1
Корпоративный подоходный налог
532 460 662
719 147 827
708 904 832
-10 242 995
133,1
Налог на добавленную стоимость
525 231 385
600 304 573
559 698 119
-40 606 454
106,6
1) НДС на товары внутреннего
производства
148 661 033
155 382 634
149 166 612
-6 216 022
100,3
2) НДС на импортируемые товары,
всего
376 570 352
444 921 939
410 531 507
-34 390 432
109,0
Примечание: Источник – Справка по государственному,
республиканскому и местным бюджетам за 2003-2011 годы Министерства финансов
РК
По налогу на имущество
план исполнен на 108,4%, или при плане 52,6 млрд. тенге в бюджет поступило 57,0
млрд.тенге, за счет увеличения налогооблагаемой базы. [15, с.3]
По налогу на добавленную
стоимость при плане 600,3 млрд.тенге в бюджет поступило 559,7 млрд.тенге, или 93,2%, в том числе:
- по налогу на
добавленную стоимость на товары внутреннего производства при плане 155,4 млрд.
тенге в бюджет поступило 149,2 млрд.тенге, исполнен на 96,0%. По состоянию на 1
ноября 2008 года возмещение из бюджета составило 177,3 млрд.тенге.
- по налогу на
добавленную стоимость на импортируемые товары при плане 444,9 млрд.тенге в
бюджет поступило 410,5 млрд.тенге, или исполнен на 92,3%. Невыполнение плана
связано с проблемами с кредитованием и замедлением темпов роста в строительной
и других отраслях экономики.
Всего по акцизам при
плане 51,1 млрд. тенге в бюджет поступило 47,5 млрд.тенге, или 92,9%,
неисполнение составило 3,6 млрд.тенге. План не исполнен по акцизам на
импортируемые товары за счет снижения объемов покупательской способности
подакцизных автомобилей, что в первую очередь отразился на спаде спроса на
роскошные автомобили с большими объемами двигателя импорта;
По поступлениям за
использование природных и других ресурсов при плане 108,8 млрд. тенге в бюджет
поступило 122,0 млрд. тенге, план исполнен на 112,2% (таблица 2), в том числе:
Таблица 2 - Исполнение
доходов бюджета за использование природных и других ресурсов на 01.11.2008 года
в сравнении с аналогичным периодом прошлого года, тыс. тенге
Наименование платежа
Факт РБ на 1.11.2007 г.
План РБ на 01.11.2008 г.
Факт РБ на 01.11.2008 г.
Отклонение
темп роста,
в %
Поступления за использование
природных и других ресурсов
53 900 515
47 566 906
51 110 363
3 543 457
94,8
Примечание: Источник – Справка по государственному,
республиканскому и местным бюджетам за 2003-2011 годы Министерства финансов
РК
- по
роялти при плане 16,6 млрд. тенге фактически поступило 17,0 млрд. тенге, или
102,3%. Перевыполнение связано с расширением производства и исполнения
Программы добычи недропользователями;
- по плате за эмиссию в
окружающую среду при плане 55,9 млрд. тенге в бюджет поступило 65,3 млрд.тенге,
или 116,9%, обусловленные крупными поступлениями за сверхлимитные выбросы в
окружающую среду от природопользователей, осуществляющих свою деятельность в
порядке специального природопользования, а также введением утвержденных
постановлением Правительства Республики Казахстан от 28.12.07г. № 1314 базовых
и предельных ставок платы по эмиссии в окружающую среду.
Недоисполнение плана
наблюдается по бонусу на сумму 4,9 млрд. тенге, так как бонусы являются
разовыми фиксированными платежами недропользователей, их поступление зависит от
заключенных контрактов на недропользование, а также от коммерческих обнаружений
полезных ископаемых на контрактных территориях. [15, с.4]
По налогам на
международную торговлю и внешние операции исполнен на 126,9%, при плане 242,0
млрд. тенге в бюджет поступило 307,1 млрд. тенге. Исполнение прогноза, как и существенный
рост собранных платежей, обеспечен в основном за счет введения ЭТП на сырую
нефть. Так, за 5 с небольшим месяцев (с момента введения ставки с 17.05.2008г.)
дополнительные поступления в бюджет от экспорта нефти составили порядка 189,8
млрд.тенге, что составляет 25,8% от всех поступлений платежей, взимаемых
таможенными органами.
По неналоговым
поступлениям при плане на 10 месяцев 2008 года 47,9 млрд. тенге фактически
поступило 67,6 млрд.тенге, исполнение плана составило 141,3% (таблица 3).
Таблица 3 - Исполнение
доходов государственного бюджета по неналоговым поступлениям на 01.11.2008 года
в сравнении с аналогичным периодом прошлого года, тыс. тенге
Наименование платежа
Факт РБ на 1.11.2007 г.
План РБ на 01.11.2008 г.
Факт РБ на 01.11.2008 г.
Отклонение
темп роста,
в %
Поступления трансфертов
391 572 278
543 153 970
541 035 127
-2 118 843
0
Неналоговые поступления
132 460 739
38 627 266
57 133 661
18 506 395
43,1
Поступления от продажи основного
капитала
7 222 407
7 788 016
6 222 845
-1 565 171
86,2
Государственная пошлина
8 766 936
8 712 381
7 599 260
-1 113 121
86,7
Прочие налоги
898 868
9 828
33 717
23 889
0,0
Примечание: Источник – Справка по государственному,
республиканскому и местным бюджетам за 2003-2011 годы Министерства финансов
РК
Основное
перевыполнение плановых показателей объясняется за счет поступлений дивидендов
по итогам деятельности 2006 года и досрочным поступлениями по итогам 2007 года
в сумме 1,7 млрд. тенге, в связи с поступлениями в сумме 4,6 млрд. тенге, по
которым план в отчетном периоде не устанавливался.
По поступлениям от
продажи основного капитала недоисполнение составляет сумму 20,0 млрд.тенге.
Неисполнение плана связано со снижением поступлений от продажи земельных
участков, что связано с финансовой несостоятельностью покупателей в связи с
затруднением в получении кредитов от банков второго уровня и с уменьшением
количества продаж квартир, в связи с затягиванием оформления ипотечных займов в
банках второго уровня республики.
Всего с начала года по
состоянию на 01.11.2008 года в Национальный фонд Республики Казахстан поступило
1 426,5 млрд. тенге, в том числе прямых налогов от предприятий нефтяного
сектора перечислено в сумме 1 398,1 млрд. тенге.
Гарантированный трансферт
из Национального фонда Республики Казахстан по состоянию на 01.11.2008 года
перечислен в республиканский бюджет в сумме 463,5 млрд. тенге для реализации
бюджетных программ развития. [15, с.5]
Возникновение нового
рыночного типа финансовых взаимосвязей государства и предприятий не избавило
казахстанскую экономику от неэффективности к стабилизации государственного
бюджета. Объективно присущие положительные свойства и преимущества рыночной
экономики не реализуются в конкретных казахстанских условиях.
Ситуация неплатежеспособности
в сфере финансовых взаимоотношений предприятий и государства проявляются в
системно воспроизводящихся явлениях: хронической неплатежеспособностью
предприятий по платежам в бюджет и государственные внебюджетные фонды; снижении
реального бюджетного потенциала и вынужденности проведения политики
непрерывного секвестирования бюджетных расходов, упадок и оттеснение на
второстепенные роли инвестиционной функции государственных финансов; низкой
собираемости налогов и массовом сокращении доходов от налогообложения.
В
расходах государственного бюджета Республики Казахстан (таблица 4) преобладает
финансирование социальной инфраструктуры - образования, здравоохранения,
социальной защиты населения (45,4%), из экономических отраслей - транспорта и
связи. [16, с.3]
Функциональная
группа - расходы на оборону - означает финансирование затрат на гражданскую
оборону (при чрезвычайных событиях) и военкоматов.
Достаточно
велик удельный вес расходов на официальные трансферты — изъятие средств из
местных бюджетов для передачи вышестоящему бюджету (в данном случае
республиканскому). Бюджетные изъятия совершаются в областях, которые в связи с
более высоким экономическим уровнем развития или по природным условиям имеют
налоговую базу выше средней по стране и, соответственно, более высокий уровень
налоговых поступлений. Как субвенции, так и изъятия используются для
выравнивания уровня социально-экономического развития
административно-территориальных единиц.
Таблица
4 - Структура расходов государственного бюджета Республики Казахстан за 2007 г. (тенге)
Категории поступлений и функциональные
группы расходов
Сумма, млрд. тенге
Удельный вес, %
Расходы
299,3
100,0
Государственные услуги общего
характера
10,4
3,5
Оборона
4,2
1,4
Общественный порядок и безопасности
11,3
3,7
Образование
71,1
23,5
Здравоохранение
46,7
15,5
Социальное обеспечение и социальная
помощь
20,0
6,6
Жилищно-коммунальное хозяйств
22,0
7,3
Культура, спорт, информационное
пространство
12,8
4,2
Сельское, водное, лесное, рыбное
хозяйствои охрана окружающей среды
2,6
0,9
Промышленность, строительство и
недропользование
0,6
0,2
Транспорт и связь
20,9
6,9
Прочие
22,1
7,3
Обслуживание долга
0,4
0,1
Официальные трансферты
54,2
17,9
Кредитование
3,1
1,0
Дефицит (профицит) бюджета
+11,2
Финансирование дефицита (использование
профицита)
3,6
Примечание: Источник – Отчёт Счетного комитета об
исполнении республиканского бюджета за 2007 год (заключение к отчету
Правительства), Астана, 2008