Государственный бюджет Казахстана: проблемы финансирования и использования
Что
касается доли расходов государственного бюджета Республики Казахстан от общей
доли расходов по отдельным функциональным группам, то по направлениям
финансирования социально-бытовой инфраструктуры она занимает преобладающее
место (рисунок 2):
-
жилищно-коммунальное хозяйство -100%;
-
здравоохранение - 86,1%;
-
образование - 84,0%;
-
культура, спорт, информационное пространство - 73,2%;
-
транспорт и связь - 62,8%.
Довольно
значительны объемы расходов по другим группам:
-
финансирование экономики в целом - 46,4%;
-
управление (государственные услуги общего характера) - 29,9%;
-
общественный порядок и безопасность - 23,4%.
Рисунок
2 - Доли расходов государственного бюджета Республики Казахстан по отдельным
функциональным группам
Состав
и структура поступлений и расходования средств государственного бюджета
Республики Казахстан зависят от факторов, определяющих степень
социально-экономического развития административно-территориальной единицы:
наличия производственных объектов, природных ресурсов, объектов социальной и бытовой
инфраструктуры, статуса единицы, плотности населения, природно-климатических
условий и т.д.
Аналогична
ситуация внутри местного уровня - в бюджетах городов, районов. Так, в бюджете
Карагандинской области 50% поступлений приходится на областной бюджет и 46% -
на бюджеты городов и районов; при этом доля налоговых поступлений,
соответственно, 40% и 60%, неналоговых - 27% и 73%, то есть в пользу низовых
бюджетов, а субвенций - 57% и 43%. Расходы областного бюджета и бюджетов
городов и районов распределены поровну (рисунок 3), но во втором случае
преобладают расходы на образование (39,2%), здравоохранение (10,8%), на
управление (9,5%), в областном бюджете - расходы на социальное обеспечение и
социальную помощь (11,7%). [16, с.9]
Областными
представительными органами утверждаются стабильные нормативы распределения
доходов между областным бюджетом и бюджетами районов, городов, а также
долговременные размеры субвенций, передаваемых из областных бюджетов в бюджеты
районов и городов и бюджетных изъятий, передаваемых из бюджетов районов и
городов в областные бюджеты.
Формирование
бюджетов осуществляется на основе местных бюджетных программ, которые
разрабатываются местными представительными органами. Финансовое обоснование и
реализация бюджетных программ возложены на администраторов бюджетных программ -
государственные исполнительные органы и подведомственные им государственные
учреждения.
Рисунок
3 Структура расходов областного бюджета и бюджетов городов и районов Республики
Казахстан 2007 г.
Государственные
исполнительные органы имеют право заимствовать средства у юридических и
физических лиц, а также у Правительства Республики Казахстан (путем
кредитования из республиканского бюджета) для финансирования региональных
инвестиционных программ, согласованных с Правительством РК. Заимствование
осуществляется в форме займа или выпуска ценных бумаг местных исполнительных
органов; их порядок определяется Правительством.
Включаемые
в бюджетные программы сметы расходов государственных учреждений исполняются
руководителями этих учреждений в соответствии с финансовыми разрешениями
государственных исполнительных органов.
В
бюджетных системах многих стран принято разделение доходов бюджетов разных
уровней на закрепленные и регулирующие. Закрепленные, или собственные доходы,
-средства, постоянно или длительно (несколько лет) поступающие в бюджет
административно-территориальной единицы на законодательной основе полностью или
в фиксированной доле. Регулирующими являются денежные средства, передаваемые из
вышестоящего бюджета в виде процентных отчислений от их доходов, нижестоящему
бюджету с целью сбалансирования доходов и расходов нижестоящего бюджета.
Перечень регулирующих доходов может меняться при разработке вышестоящего бюджета
на новый бюджетный год или на основе постановления, распоряжения
уполномоченного на такие действия органа. К закрепленным доходам местных
бюджетов относятся так называемые «местные налоги», центральных бюджетов -
«общегосударственные налоги».
«Бюджетное
регулирование» проводится путем передачи части поступлений от
общегосударственных налогов и доходов на территориальный уровень при недостатке
собственных доходных источников для полного выполнения территориальными
органами возложенных на них функций. В Казахстане, с отменой разделения налогов
на общегосударственные и местные, не используются термины «закрепленные» и
«регулирующие» доходы или налоги, хотя фактически закрепление доходов
сохранилось, как и процесс бюджетного регулирования в форме субвенций,
бюджетных изъятий, средств, передаваемых по взаимным расчетам и других
трансфертов. [16, с.11]
Макроэкономические
условия исполнения государственного бюджета 2008 года характеризуются
сохранением тенденции экономического роста в условиях благоприятной конъюнктуры
мировых рынков сырьевых ресурсов.
Рост
реального ВВП 2007 по сравнению с 2006 годом составил 9,4% и происходит в
условиях укрепления национальной валюты, роста международных резервов страны
(таблица 5).
Как
показывают данные таблицы 2, расхождения между прогнозными и фактически
достигнутыми показателями в отчетном году по сравнению с 2006 годом увеличились
от 2 до 5 раз. В частности, мировая цена на нефть (смесь BRENT) за один баррель
в 2006 году прогнозировалась на уровне 26,0 долл. США, фактически сложилась на
уровне 28,9 долл. США, а в 2007 году – 27,1 долл. США и 38,3 дол. США,
соответственно. Это, в определенной степени, способствовало недостаточно
обоснованному планированию доходов и расходов республиканского бюджета. [17,
с.3]
Основную долю
в валовом внутреннем продукте составляет промышленность (31,1%), объем
производства которой за отчетный период составил 3 733,8 млрд. тенге, что на
10,1% больше по сравнению с 2006 годом. В горнодобывающей промышленности объем
производства возрос на 12,7% за счет роста объемов добычи природного газа на
25,3%, сырой нефти и попутного газа – 13,4 процента. Рост объемов продукции
обрабатывающей промышленности составил 8,9 процента. Объем валовой продукции
сельского хозяйства за рассматриваемый период увеличился на 0,1% и составил
693,3 млрд. тенге.
В 2007 году
инвестиции в основной капитал составили 1 530,6 млрд. тенге или с ростом по
сравнению с 2006 годом на 10,6 процента. При этом за отчетный год в добычу
нефти и природного газа инвестировано 35,3% от общего объема инвестиций в
основной капитал, операции с недвижимым имуществом – 18,5%, транспорт и связь –
15,2% и обрабатывающую промышленность – 9,8 процента. [17, с.5]
Таблица 5 - Сравнительные макроэкономические
показатели развития Республики Казахстан в 2006-2007 годах (млрд. тенге)
2006
2007
прогноз
факт
факт
ВВП
4 368,0
4 612,0
5 083,0
Темп роста реального ВВП,%
108,3
109,2
108,1
Объем промышленного производства
2 649,0
2 794,4
2 958,3
Инвестиции в основной капитала
1 396,0
1 259,0
1 536,0
Индекс инфляции
5,5
6,4
5,4
Экспорт, млн. долл. США
392,8
201,0
13 655,0
Импорт, млн. долл. США
8 240,0
9 031,0
10 401,0
Кредиты банков экономике
840,0
978,1
1 224,6
Денежная база
253,0
316,9
406,9
Денежная масса
954,0
969,9
1 198,4
Уровень монетизации,%
21,8
24,8
23,6
Золотовалютные резервы, млн. долл.
США
4 346,0
4 959,0
6 216,0
Дефицит бюджета, в % к ВВП
1,9
1,17
-1,8
Курс тенге к доллару США
127,0
124,0
121,0
Мировая цена на нефть (BRENT),
долл. США за баррель
26,0
28,9
27,1
Внешнеторговый
оборот Казахстана (без учета неорганизованной торговли) в 2007 году составил 32
877,5 млн. долл. США и по сравнению с 2006 годом увеличился на 54%, в том числе
экспорт – 20 096,2 млн. долл. США (увеличился на 56%), импорт – 12 781,3 млн.
долл. США (увеличился на 52%). Активизация внешнеторговой деятельности
республики во многом была обусловлена высоким уровнем цен на мировых рынках
сырья. Так, за 2007 год средняя мировая цена на нефть марки «Брент» составила
38,3 долл. США за баррель, что на 11,2 долл. США выше, чем прогнозировалось в
целом за 2006 год и на 9,4 долл. США выше уровня цены 2006 года. В результате,
продолжается тенденция роста доли сырьевой продукции в казахстанском экспорте:
если в 2007 году доля минерального сырья в общем объеме экспорта составляла
68%, то в 2007 году уже 72,0 процента. [17, с.7]
Таким
образом, структурный анализ ВВП показывает, что в 2007 году сохранялась
экспортно-сырьевая направленность развития экономики, которая по прежнему в
значительной мере зависела от конъюнктуры мировых цен на нефть.
Проводимая в
2007 году денежно-кредитная политика Национального банка Республики Казахстан
позволила удержать инфляцию в установленном в среднесрочном плане «коридоре»,
сохранить устойчивость финансового рынка и банковского сектора. Вместе с тем, в
отчетном году по сравнению с 2006 годом индекс инфляции увеличился с 6,4 до 6,9
процента.
Кредиты
банков второго уровня на 1 января 2008 года составили 1 484,3 млрд. тенге и
выросли по сравнению с 2007 годом на 51,8 процента. При этом доля долгосрочных
ссуд составила 65,7% или 608,4 млрд. тенге. Объем депозитов в банковской
системе составил 1 255,4 млрд. тенге и увеличился на 71,2%, в том числе
депозиты населения – 441,2 млрд. тенге (увеличились на 31,5%). В то же время,
за отчетный период значительно возросли заимствования казахстанских банков
второго уровня на международном рынке. Кроме того, активно осуществляется
внешнее заимствование частным сектором, что сказалось на росте внешнего долга
страны, объем которого в 2007 году увеличился на 39,9% (до 32,0 млрд. долл.
США) по сравнению с 2006 годом. При этом в структуре внешнего долга доля
частного сектора, не гарантированного государством, возросла с 84,2% в 2003
году до 89,5% в 2007 году.
Международные
резервы страны, включая деньги Национального фонда, увеличились на 68,2% и
составили 14 404,0 млн. долл. США.
Монетарные
условия способствовали развитию экономики ускоренными темпами. Так, денежная
база составила на конец 2007 года 577,9 млрд. тенге и расширилась по сравнению
с началом года на 82,4 процента. Аналогично возросла и денежная масса до 1
634,7 млрд. тенге и увеличилась по сравнению с началом года на 68,5 процента.
Уровень монетизации составил 28,2%, что на 4,6 процентных пункта выше
прогнозного показателя.
Высокий
уровень мировых цен на основные товары казахстанского экспорта способствовал
значительному притоку валютных средств, что привело к укреплению национальной
валюты по отношению к доллару США. С начала года тенге укрепился по отношению к
доллару США на 9,3% в номинальном выражении. Вместе с тем, укрепление тенге по
отношению к доллару США не способствовало усилению позиций отечественной
продукции на внутреннем рынке в силу недостаточной ее конкурентоспособности.
Итоги
исполнения республиканского бюджета за 2007 год свидетельствуют о том, что
Правительству Республики Казахстан в ходе реализации бюджетной политики, в
основном, удалось выполнить поручения, вытекающие из Послания Президента
Республики Казахстан народу Казахстана на 2007 год. Правительством Республики
Казахстан проводилась работа по поддержке реального сектора экономики за счет
средств республиканского бюджета.
Вместе с тем,
по-прежнему сдерживающее влияние на темпы роста экономики оказывают ежегодное
недофинансирование расходов и неосвоение выделенных средств, наличие в течение
года в свободных остатках значительных бюджетных средств при одновременном
увеличении заимствований Правительством Республики Казахстан.
Вышеприведенные
факты свидетельствуют о том, что Правительством Республики Казахстан не в
полной мере были использованы все инструменты по усилению конкурентоспособности
казахстанской экономики и рычаги для более интенсивного повышения
экономического роста республики.
ВВП на душу
населения планируется довести до уровня 6543 долларов США к 2009 году, что в
1,77 раза превысит уровень 2005 года (таблица 6).
Таблица 6 - Прогноз
основных макроэкономических показателей Республики Казахстан на 2007-2009 годы
Наименование показателя
2007
2008
2009
Индекс потребительских цен, в % в
среднем за год
5-7
5-7
5-7
Экспорт товаров, млн.долл.США (ФОБ)
29850,7
31248,2
33312,4
Импорт товаров, млн.долл.США (ФОБ)
23433,1
25955,7
28755,8
Добыча нефти и газового конденсата,
млн. тонн
64,0
70,0
78,0
Мировая цена на нефть (смесь Brent),
долларов США за баррель
54,0
53,0
50,0
Изменение производительности труда,
в % к предыдущему году
10,5
8,0
8,1
Примечание: Источник – Справка по государственному, республиканскому и местным
бюджетам за 2003-2011 годы Министерства финансов РК
В
среднесрочном периоде сохранится тенденция опережающего роста услуг по
сравнению с производством товаров. Производство товаров будет расти в среднем
на 6,7 % в год, а производство услуг на 10,7 %.
Темп прироста
производства промышленной продукции в среднем за 2007-2009 годы составит 6,1 %,
в том числе в обрабатывающей промышленности 6,7 %. Наибольшие доли в
производстве услуг занимают торговля, транспорт, связь, а также различные
услуги предприятиям. В 2007-2009 годах ожидается дальнейший рост этих отраслей.
Услуги транспорта возрастут в среднем на 7,6 %, объем предоставляемых услуг
связи на 20,7 %. В сфере торговли рост услуг произойдет в среднем на 9,9 %.
[17, с.8]
Рост валовой
продукции сельского хозяйства в планируемом периоде в среднем составит 102,7 %,
рост объема строительных работ - 110,7 %.
Расширение
инвестиционного спроса будет связано, в первую очередь, с внутренними
источниками финансирования инвестиций, получаемых за счет собственных средств
предприятий. Темпы роста объемов инвестиций в основной капитал составят в
планируемом периоде в среднем 114,3 %.
Положительное
сальдо торгового баланса в 2007-2009 годах в среднем будет составлять свыше 5,4
млрд. долларов США в год.
Ускоренное
экономическое развитие будет достигнуто за счет роста производительности труда
на 8,8 % ежегодно. К 2009 году темпы роста производительности труда превысят
темпы роста реальной заработной платы.
На основе
проведенных анализов расходов, доходов а макроэкономических показателей
государственного бюджета Республики Казахстан можно сделать выводы:
- По состоянию на 1
ноября 2008 года доходы государственного бюджета (с учетом трансфертов) исполнены
на 101,1% при плане 2 816,4 млрд. тенге фактическое поступление составило 2
846,8 млрд. тенге.
- Расходы
государственного бюджета Республики Казахстан составили 299,3 млрд. тенге.
- План государственного
бюджета на 1 ноября 2008 года по налоговым поступлениям исполнен 101,5 % или
перевыполнен на 33,6 млрд.тенге. Неналоговые поступления перевыполнены на 19,8 млрд.
тенге, или на 41,3%. Поступления от продажи основного капитала не исполнены на
20,0 млрд. тенге.
Ускоренное
экономическое развитие будет достигнуто за счет роста производительности труда
на 8,8 % ежегодно. К 2009 году темпы роста производительности труда превысят
темпы роста реальной заработной платы.
В 2007-2009 годы для обеспечения высоких темпов развития
экономики будут созданы благоприятные макроэкономические условия развития всех
основных факторов роста экономики.
В целях
дальнейшего совершенствования системы государственного бюджета
предусматривается принятие Закона Республики Казахстан "О внесении
изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по
вопросам совершенствования бюджетного законодательства Республики Казахстан и
деятельности Национального Банка Республики Казахстан".
Основными
задачами данного законопроекта в сфере совершенствования бюджетного законодательства
и в целом бюджетной системы являются:
1)
постепенный переход к достижению сбалансированного бюджета за счет ненефтяных
поступлений.
С целью
реализации Концепции Национального фонда вводятся новые понятия -
"консолидированный бюджет" и "ненефтяной дефицит".
Консолидированный
бюджет состоит из республиканского бюджета, бюджета области, бюджетов города
республиканского значения, столицы, поступлений от предприятий нефтяного
сектора и переводов их в Национальный фонд.
Нефтяной
дефицит бюджета равен сумме поступлений в бюджет, кроме поступлений из
Национального фонда, за вычетом расходов бюджета;
2)
ужесточение требований к разработке инвестиционных проектов (программ).
Инвестиционные
проекты (программы) будут включены в перечень приоритетных бюджетных программ
(подпрограмм) в случае, если они соответствуют мероприятиям принятых
государственных, отраслевых и региональных программ и положений ежегодных
посланий Главы государства. Обязательным условием включения в вышеназванный
перечень будет наличие положительного заключения отраслевой экспертизы,
соответствие их плану мероприятий утвержденных Программ, наличие
технико-экономического обоснования с положительным заключением экономической
экспертизы;
3) соблюдения
всеми участниками бюджетного процесса требований бюджетного законодательства.
В реализацию
вышеназванного законопроекта будут внесены соответствующие изменения и
дополнения в действующие нормативные правовые акты.
По вопросу недополучения
доходов от операций с капиталом. В соответствии с проектом Концепции управления
государственным имуществом и приватизации в Республике Казахстан, внесенной на
рассмотрение Правительства Республики Казахстан, необходимо смещение акцента с
приватизации государственного имущества на обеспечение его эффективного управления
с целью улучшения финансово-экономических показателей государственных
предприятий.
Приоритетом при
обеспечении эффективного управления государственного имущества будет являться
классификация объектов государственной собственности по признакам, определяющим
специфику управления и определение цели государственного управления по каждому
объекту управления (или группе объектов).
По вопросу расширения
доходной базы местных бюджетов. Во внесенных Правительством на рассмотрение Парламента
Республики Казахстан предложениях о внесении некоторых изменений и дополнений в
Закон Республики Казахстан "О бюджетной системе" уже учтены
упоминаемые автором предложения по расширению перечня поступлений, включаемых в
местный бюджет, путем передачи им некоторых источников поступлений. Это очень
широкий перечень, начиная от сборов за проезд по платным государственным
автомобильным дорогам местного значения заканчивая поступлениями изъятых
доходов, полученных от безлицензионной деятельности казино, тотализаторов и
игорного бизнеса.
По децентрализации
бюджетной системы. Одним
из показателей децентрализации государственных функций является отношение
расходов республиканского бюджета к расходам местных бюджетов. Анализ расходов
государственного бюджета с 2007 года по первое полугодие 2008 года
свидетельствует, о том, что отношение расходов республиканского бюджета к
расходам местных бюджетов сократилось с 1,98 в 2007 году до 1,56 по состоянию
на 1 июня 2008 года.
Вышеназванной
децентрализации предшествовала реализация следующих мероприятий. В рамках
подготовки проекта Закона Республики Казахстан "О республиканском бюджете
на 2008 год" был проведен функциональный анализ расходов государственного
сектора Республики Казахстан.
С целью рационализации
функций государственных органов и исключения дублирующих функций в процессе
административной реформы государственного управления была осуществлена попытка
устранения излишних уровней и звеньев управления путем передачи
подведомственных организаций государственных органов, выполняющих функции
управления, надзора и контроля государственных органов в состав государственных
органов. В рамках реформирования административной и бюджетной системы были
определены государственные органы, ответственные за выполнение
вышеперечисленных государственных функций.
Роль государственного
сектора в настоящее время ограничивается только теми видами деятельности,
которые не могут эффективно реализовываться частным сектором. Учитывая, что
виды деятельности, относящиеся к частному сектору, все еще будут осуществляться
государственными предприятиями, существует необходимость дальнейшая работа по
определению границы бюджетной сферы для разделения государственного и частного
секторов.
Функция выплаты пенсий по
солидарной системе и государственным социальным пособиям, по инвалидности,
потере кормильца и по возрасту принята на республиканский бюджет. При этом
Правительство исходило из принципа обязательности и равномерности социальных
выплат на территории всей страны.
Другим моментом
децентрализации является предоставление права местным исполнительным органам
осуществлять заимствование. В 2007 году местными исполнительными органами
привлечено в виде займов 4,2 млрд. тенге и эти деньги нужно вовремя отдать, не
допуская просроченных долгов. Избежать местных дефолтов поможет система
инвентаризации и мониторинга задолженности, оценка эффективности региональных
инвестиционных программ и прогнозирование денежных потоков.
По планированию бюджета. Бюджетная комиссия образована Указом
Президента Республики Казахстан в марте 2000 года. Она интенсивно работает над
закреплением финансовой стабильности в стране, расширением финансирования
социальной сферы, соблюдением бюджетного рационализма в планируемых расходах.
В основу разработки
бюджета на 2009 год заложен принцип среднесрочного бюджетного планирования,
основные параметры государственного бюджета определяются на основе
Индикативного плана социально-экономического развития Казахстана на предстоящий
среднесрочный период.
Правительством определены
следующие приоритеты расходов и кредитования:
1) в части обеспечения
национальной безопасности: выполнение обязательств Республики Казахстан по
обслуживанию и погашению правительственного долга, направление средств на
оборонные расходы в объеме не менее одного процента от прогнозного объема ВВП
на 2009 год, а также направление средств на борьбу с терроризмом, наркоманией и
наркобизнесом;
2) в части социального
развития: направление средств на выплату пенсий и государственных социальных
пособий; на информатизацию, учебники, подготовку кадров; централизованный закуп
противодиабетических, противотуберкулезных препаратов и других необходимых
медицинских препаратов.
3) в части обеспечения
экономического роста: направление средств на погашение кредиторской
задолженности республиканского бюджета, по итогам предыдущих финансовых лет; на
инвестиционные проекты; на сельскохозяйственные нужды.
4) в части
инфраструктуры, транспорта и связи – направление средств на строительство и
обеспечение функционирования автомобильных дорог;
5) в части формирования
профессионального Правительства – направление средств на административные
расходы центральных государственных органов.
Главная причина
бюджетного кризиса - недостаточность доходов, ежегодные ошибки в оценке
собираемости налогов. При этом нужно учитывать некоторые объективные
обстоятельства и делать выводы из опыта налоговых реформ.
Первое. Попытка сразу
построить в Казахстане налоговую систему, характерную для стран с развитой
экономикой, не увенчалась успехом. Ныне действующая налоговая система не
учитывает особенностей мотивации отечественных налогоплательщиков, что делает
ее неэффективной. Доходы скрываются, капитал перетекает из легального сектора в
теневую экономику, вывозится за границу.
Второе. Ужесточение
налогового администрирования, безусловно, необходимо, но возлагать на него
особые надежды было бы ошибкой. Собираемость налогов не удастся увеличить путем
административного давления без формирования для предприятий действенных
экономических стимулов честно платить налоги, без сокращения бартерных операций
и вытеснения денежных суррогатов.
Третье. Решая задачу
существенного повышения собираемости налогов, нельзя надеяться только на
снижение налоговых ставок. Такое снижение важно, но, взятое изолированно, не
окажет решающего воздействия на наполняемость бюджетов всех уровней.
С ныне действующей
налоговой системой выход из бюджетного и экономического кризиса будет для
Казахстана непозволительно долгим и трудным. Сложившиеся налоговые отношения
стали для кого-то привычными, для кого-то удобными, но в целом страна несет
огромные потери.
Стратегическим
направлением совершенствования налоговой системы должно стать ее упрощение.
Массовое сокрытие доходов и низкую собираемость налогов, что приходится
компенсировать высокими налоговыми ставками. Страдают люди, не желающие или не
имеющие возможности скрывать доходы, т.е. люди честные и работящие, которые
должны быть опорой, а не жертвой государства. Поэтому следует решительнее
открываться от тех налогов, уплату которых трудно контролировать.
Второе направление -
дальнейшее сокращение налоговых льгот. Сейчас право на налоговые льготы
определяются не рынком, не потребителем, а административным механизмом.
Получение этих льгот зависит не от важности для общества того или иного вида
деятельность, а от способности лоббировать свои интересы во властных
структурных уровнях.
Третье направление -
изменение структуры налогов. Нужно двигаться в сторону постепенного отказа от
налогов, возлагающих дополнительное бремя на прирост доходов и прибыли,
зарплаты, объемов производства, инвестиций, занятости. Это создаст мощные
стимулы для модернизации производства, увеличения внешних и внутренних
инвестиций.
Государственный
бюджет, являясь основным финансовым планом государства, главным средством аккумулирования
финансовых средств, дает политической власти реальную возможность осуществления
властных полномочий, дает государству реальную экономическую и политическую
власть. С одной стороны, бюджет, являясь всего лишь комплексом документов,
разрабатываемых одной ветвью власти и утверждаемых другой, выполняет довольно
утилитарную функцию - фиксирует избранный государством стиль осуществления
управления страной. Бюджет по отношению к осуществляемой властью экономической
политике является производным продуктом, он полностью зависит от избранного
варианта развития общества и самостоятельной роли не играет.
Однако
именно бюджет, показывая размеры необходимых государству финансовых ресурсов и
реально имеющихся резервов, определяет налоговый климат страны, именно бюджет,
фиксируя конкретные направления расходования средств, процентное соотношение
расходов по отраслям и территориям, является конкретным выражением
экономической политики государства. Через бюджет происходит перераспределение
национального дохода и внутреннего валового продукта. Бюджет выступает
инструментом регулирования и стимулирования экономики, инвестиционной
активности, повышения эффективности производства, именно через бюджет
осуществляется социальная политика.
По состоянию на 1 ноября
2008 года доходы государственного бюджета (с учетом трансфертов) исполнены на
101,1% при плане 2 816,4 млрд. тенге фактическое поступление составило 2 846,8
млрд. тенге.
План государственного
бюджета на 1 ноября 2008 года по налоговым поступлениям исполнен 101,5 % или
перевыполнен на 33,6 млрд.тенге. Неналоговые поступления перевыполнены на 19,8 млрд.
тенге, или на 41,3%. Поступления от продажи основного капитала не исполнены на
20,0 млрд. тенге.
Что
касается доли расходов государственного бюджета Республики Казахстан от общей
доли расходов по отдельным функциональным группам, то по направлениям
финансирования социально-бытовой инфраструктуры она занимает преобладающее
место, например:
-
жилищно-коммунальное хозяйство -100%;
-
здравоохранение - 86,1%;
-
образование - 84,0%;
-
культура, спорт, информационное пространство - 73,2%;
-
транспорт и связь - 62,8%.
Довольно
значительны объемы расходов по другим группам:
-
финансирование экономики в целом - 46,4%;
-
управление (государственные услуги общего характера) - 29,9%;
-
общественный порядок и безопасность - 23,4%.
Ускоренное
экономическое развитие будет достигнуто за счет роста производительности труда
на 8,8 % ежегодно. К 2009 году темпы роста производительности труда превысят
темпы роста реальной заработной платы.
В 2007-2009 годы для обеспечения высоких темпов развития
экономики будут созданы благоприятные макроэкономические условия развития всех
основных факторов роста экономики.
Правительством определены
следующие приоритеты расходов и кредитования:
1) в части обеспечения
национальной безопасности: выполнение обязательств Республики Казахстан по
обслуживанию и погашению правительственного долга, направление средств на
оборонные расходы в объеме не менее одного процента от прогнозного объема ВВП
на 2009 год, а также направление средств на борьбу с терроризмом, наркоманией и
наркобизнесом;
2) в части социального
развития: направление средств на выплату пенсий и государственных социальных
пособий; на информатизацию, учебники, подготовку кадров; централизованный закуп
противодиабетических, противотуберкулезных препаратов и других необходимых
медицинских препаратов.
3) в части обеспечения
экономического роста: направление средств на погашение кредиторской
задолженности республиканского бюджета, по итогам предыдущих финансовых лет; на
инвестиционные проекты; на сельскохозяйственные нужды.
4) в части
инфраструктуры, транспорта и связи – направление средств на строительство и
обеспечение функционирования автомобильных дорог;
5) в части формирования
профессионального Правительства – направление средств на административные
расходы центральных государственных органов.
В сфере
совершенствования государственного бюджета Республики Казахстан и в целом
бюджетной системы являются:
1)
постепенный переход к достижению сбалансированного бюджета за счет ненефтяных
поступлений.
2)
ужесточение требований к разработке инвестиционных проектов (программ).
3) соблюдения
всеми участниками бюджетного процесса требований бюджетного законодательства.
Таким
образом, государственный бюджет, объединяя в себе основные финансовые категории
(налоги, государственный кредит, государственные расходы), является ведущим
звеном финансовой системы любого государства и играет как важную экономическую,
так и политическую роль в любом современном обществе.
1. Лившиц А.Я. Введение в рыночную
экономику. М., 2002
2. Общая теория финансов: Учебник /Л.А.
Дробозина, Ю.Н. Константинова, Л.П. Оукена и др.; Под ред. Л.А. Дробозиной. –
М.: Банки и биржи. ЮНИТИ, 1995 г.
3. Булатов А.С. Экономика. М.: Бек.
2001.
4. Долан Э. Дж. Микроэкономика, С.-Пб.:
АО Санкт-Петербург оркестр, 2000
5. Илларионов А. Экономическая политика
в условиях открытой экономики со значительным сырьевым сектором / Вопросы
экономики 2007 №4.
6. Борисов Е.Ф. Экономическая теория М.:
Финансы и статистика,1993
7. Чепурин М.Н. Курс экономической
теории. Киров: АСА. 1995
8. Макроэкономика (Часть II) Учебно-методическое пособие ГАСБУ Москва
1994г.
9. Курс экономической теории: учебник –
4-е издание доп. и перераб. – Киров: «АЕА», 1999
10. Камаев В.Д. Экономика и бизнес. М.:
изд-во МГТУ. 2000
11. Мельников В.Д. Основы финансов:
Учебники для вузов - Алматы. 2005.
12. Среднесрочная фискальная политика
Правительства Республики Казахстан на 2008 – 2010 годы
13.Кемпбелл Р.
Макконнелл, Стэнли Л. Брю Экономикс М., т.1,2, 1992
14.Национальное Статистическое Агентство «Статистический пресс-бюллетень»,
том 1-2, Алматы, 2008 г.
15. Официальный сайт Министерства
финансов Республики Казахстан www.minfin.kz
16. Доклад Министра финансов Республики
Казахстан Жамишева Б.Б.по итогам исполнения бюджета за первое полугодие 2008
года и задачах на второе полугодие /сайт Министерства финансов minfin.kz
17. Елубаева Ж.М. Бюджетная система
Республики Казахстан: становление и перспективы развития: Автореферат. дис.
...к. э. н. Алматы, 2005.
18.Итоги социально-экономического
развития Республики Казахстан за 1 полугодие 2008 года и задачи на 2 полугодие
2008 года, г. Астана, август, 2008 год
19.Отчёт Счетного комитета об исполнении
республиканского бюджета за 2007 год (заключение к отчету Правительства),
Астана, 2008
20.Официальный сайт Министерства
экономики и бюджетного планирования Республики Казахстан www.minplan.kz
21.Справка по государственному,
республиканскому и местным бюджетам за 2003-2011 годы Министерства финансов РК