бесплатные рефераты

Интеграция финансовых институтов. Финансовые супермаркеты

Показатели

Данные на

Темпы роста

01.01.2006

01.01.2007

01.01.2008

2007/2006

2008/2007

2008/2006

1

2

3

4

5

6

7

8

1

Денежные средства

1900245

1876040

3904708

-1,27%

108,14%

105,48%

2

Средства кредитных организаций в ЦБ РФ

10256254

7802611

12869065

-23,92%

64,93%

25,48%

3

Обязательные резервы

1800065

1807360

2354204

0,41%

30,26%

30,78%

4

Средства в кредитных организациях

3254025

2521637

4806898

-22,51%

90,63%

47,72%

5

Чистые вложения в торговые ценные бумаги

4000087

8185874

10910819

104,64%

33,29%

172,76%

6

Чистая ссудная задолженность

80352587

84822129

85239247

5,56%

0,49%

6,08%

7

Вложения в инвестиционные ценные бумаги

0

0

0

-

-

-

8

Вложения в ценные бумаги имеющиеся в наличии для продажи

 8365054

7342236

8581339

-12,23%

16,88%

2,59%

9

Основные средства и материальные запасы

3856024

5817521

7023130

50,87%

20,72%

82,13%

10

Требования по получению процентов

2354254

4237525

6524214

79,99%

53,96%

177,12%

11

Прочие активы

2952254

3496069

8007020

18,42%

129,03%

171,22%


Всего активов

119090849

127909002

150220644

7,40%

17,44%

26,14%


Кда=работающие активы/суммарные активы

Работающие активы=10 910 819 (Чистые вложения в торговые ценные бумаги) + 85 239 247 (Чистая ссудная задолженность)=96150066 млн.руб.

Кда = 96150066/150220644=0,640 или 64%

Полученное значение показателя Кда попадает в диапазон оптимальных значений (50-65%), что говорит о том, что банк проводит взвешанную политику по использованию аккумулиронанных финансовых ресурсов для проведения доходных операций

Результаты анализа основных направлений размещения финансовых ресурсов банка в динамике позволяют сделать вывод о высоком качестве активов, о значительном сокращении за отчетный период сферы высокорискованных финансовых вложений банка.


Таблица 3.4

Состав и структура пассивов банка в динамике

Показатели

Данные на

Темпы роста

01.01.2006

01.01.2007

01.01.2008

2007/2006

2008/2007

2008/2006

1

2

3

4

5

6

7

8

1

Кредиты ЦБ РФ

0

0

0

-

-

-

2

Средства кредитных организаций

26 042 452

19 621 335

39 522 085

-24,66%

101,42%

51,76%

3

Средства клиентов (некредитных организаций)

66 168 946

77 199 042

59 002 947

16,67%

-23,57%

-10,83%

4

Вклады физических лиц

7 124 456

8 316 182

11 686 092

16,73%

40,52%

64,03%

5

Выпущенные долговые обязательства

5 265 562

7 023 385

9 802 247

33,38%

39,57%

86,16%

6

Обязательства по уплате процентов

452 021

545 797

525 033

20,75%

-3,80%

16,15%

7

Прочие обязательства

2 586 596

3 552 695

2 627 099

37,35%

-26,05%

1,57%

8

Резервы на возможные потери по условным обязательствам

945 475

442 712

1 712 796

-53,18%

286,89%

81,16%


Всего обязательств

108 585 508

116 701 148

124 878 299

7,47%

7,01%

15,00%


Источники собственных средств







9

Средства акционеров (участников)

1 100 000

1 100 000

1 100 000

0,00%

0,00%

0,00%

10

Зарегистрированные обыкновенные акции и доли

1 074 975

1 074 975

1 074 975

-24,66%

101,42%

51,76%

11

Зарегистрированные привилегированные акции


25025

25025

25025

16,67%

-23,57%

-10,83%

12

Незарегистрированный уставный капитал неакционерных кредитных организаций

0

0

0

-

-

-

13

Собственные акции акционеров

0

0

0

-

-

-

14

Эмиссионный доход

4 713 150

4 713 150

4 713 150

0,00%

0,00%

0,00%

15

Переоценка основных средств

470

470

470

0,00%

0,00%

0,00%

16

Расходы будущих периодов и предстоящие выплаты (капитал)

540 452

702 090

3 013 407

29,91%

329,21%

457,57%

17

Фонды и неиспользованная прибыль прошлых лет в распоряжении кредитной организации (непогашенные убытки прошлых лет)

1 015 585

1 209 666

5 574 811

19,11%

360,86%

448,93%

18

Прибыль к распределению (убыток) за отчетный период

2 035 684

2 382 478

9 840 507

17,04%

313,04%

383,40%

19

Всего источников собственных средств

9 505 341

11 207 854

25 342 345

17,91%

126,11%

166,61%

20

Всего пассивов

119 090 849

127 909 002

150 220 644

7,40%

17,44%

26,14%


Данные таблицы показывают, что за отчетный период произошел значительный рост общей величины финансовых ресурсов банк. При этом, прирост ресурсов достигнут благодаря более активному использованию банком заемных средств.

В результате структура финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении банка, претерпела существенные изменения в сторону повышения удельного веса привлеченных средств.

При росте абсолютного размера и удельного веса привлеченных ресурсов банк имеет достаточную величину собственных средств. На отчетную дату банк не имеет зависимости от состояния рынка межбанковских кредитов. Резкий рост величины привлеченных средств (обязательства) свидетельствует как об активизации деятельности банка в части мобилизации свободных финансовых ресурсов, так и о повышении доверия к «КБ Юнистриму» со стороны клиентов.

Полученные данные положительно характеризуют ресурсную базу банка с точки зрения стоимости аккумулированных финансовых ресурсов, свидетельствуя вместе с тем о недостаточной стабильности ресурсов, которыми оперирует банк в своей деятельности.

Проведя анализ финансового состояния банка, можно сказать, что банк достаточно прогрессивный, имеет хороший капитал, для дальнейшего развития и привлечения денежных средств, а также внедрения новых продуктов, для борьбы с конкурентами за лидирующими позициями в межбанковской статистике.

Данные отчета о прибылях и убытках показывают динамику показателей полученных и уплаченных процентов, других показателей доходов и расходов, характеризующих эффективность работы банка. Основным выводом анализа данных отчета о прибылях и убытках является динамика полученной прибыли (убытка), которая показывает укрепление либо ослабление позиций банка. Анализ данных отчета о прибылях и убытках банка «КБ Юнистрим» проведем в таблице 3.5.


Таблица 3.5

Отчет о прибылях и убытках

№ п/п

Наименование статьи

2006 г

2007 г

+/-

Темпы роста


Проценты, полученные и аналогичные доходы от:





1

Размещение средств в кредитных организациях

716162

880203

164041

22,91

2

Ссуд, предоставленных клиентам (некредитным организациям)

6333241

8263777

1930536

30,48

3

Оказание услуг по финансовой аренде (лизингу)

0

0



4

Ценных бумаг с фиксированным доходом

905177

1125637

220460

24,36

5

Других источников

13051

21763

8712

66,75

6

Всего процентов полученных и аналогичных доходов

7957631

10291380

2333749

29,33


Проценты, уплаченные и аналогичные расходы по:





7

Привлеченным средствам кредитных организаций

1828124

2438652

610528

33,40

8

Привлеченным средствам клиентов (некредитных организаций)

1117861

1222994

105133

9,40

9

Выпущенным долговым обязательствам

1003789

441022

-562767

-56,06

10

Всего процентов уплаченных и аналогичных расходов

3949774

4102666

152892

3,87

11

Чистые процентные и аналогичные доходы

4017857

6188712

2170855

54,03

12

Чистые доходы от операций с ценными бумагами

944939

541552

-403387

-42,69

13

Чистые доходы от операций с иностранной валютой

-444589

355702

800291

-180,01

14

Чистые доходы от операций с драгоценными металлами и прочими финансовыми инструментами

151146

-46357

-197503

-130,67

15

Чистые доходы от переоценки иностранной валюты

-831655

285999

1117654

-134,39

16

Комиссионные доходы

1363274

1523718

160444

11,77

17

Комиссионные расходы

456712

757978

301266

65,96

18

Чистые доходы от разовых операций

243524

199637

-43887

-18,02

19

Прочие чистые операционные доходы

822366

-369925

-1192291

-144,98

20

Административно-управленческие расходы

2832451

3828062

995611

35,15

21

Резервы на возможные потери

432607

7975013

7542406

1743,48

22

Прибыль до налогообложения

3378276

12069001

8690725

257,25

23

Начисленные налоги (включая налог на прибыль)

995798

4228494

3232696

324,63

24

Прибыль за отчетный период

2382478

7840507

5458029

229,09


Как видно из таблицы 3.5, динамика показателей отчета о прибылях и убытках является положительной, темпы роста доходов значительно превышают темпы роста расходов, в результате чего прибыль за отчетный период возросла на 229,09%.

Проценты полученные и аналогичные доходы за анализируемый период возросли на 2 333 479 тыс. руб. или на 29,33%, в то время как проценты уплаченные и аналогичные расходы за анализируемый период возросли на 152892 тыс. руб. или на 3,87%. Таким образом, как по натуральным, так и по относительным показателям видно, что доходы банка растут значительно быстрее, чем его расходы, что говорит о повышении рентабельности, о росте эффективности финансовой деятельности организации.


3.2 Предложения по повышению эффективности деятельности финансовых институтов


Внедрение комплексной системы финансового планирования и бюджетирования пока еще не стало массовым явлением в российских коммерческих банках. Такая ситуация может быть объяснена тем, что это, действительно, большая и сложная задача, затрагивающая широкий круг организационных, методических и информационно-технических вопросов. Поэтому многие банки, желающие внедрить у себя комплексную систему финансового управления, порой не решаются приступить к этой задаче, опасаясь ее сложности. Однако, существует возможность значительно уменьшить уровень сложности задачи за счет применения отлаженной технологии внедрения.

Можно выделить следующие основные этапы внедрения автоматизированной системы финансового планирования и бюджетирования:

Формулирование целей внедрения системы.

Постановка методики и технологии финансового планирования и бюджетирования.

Организация работ по проекту внедрения системы.

Настройка и адаптация системы.

Интеграция системы финансового управления с автоматизированной банковской системой (АБС).

Опытная эксплуатация и внедрение.

Рассмотрим цели и способы выполнения этих этапов, а также результаты, достигаемые на каждом из них.

1. Формулирование целей внедрения системы

Финансовое планирование и бюджетирование относится к области оперативного управления банком. Оно является средством реализации стратегических целей и бизнес-планов банка. Нередко, под влиянием модных течений в области управления (таких как функционально-стоимостной анализ, система ключевых показателей деятельности, система сбалансированных показателей, реинжениринг бизнес-процессов и др.) происходит размывание границ и смешение стратегических, тактических и оперативных задач. Поэтому первое, что необходимо сделать, это четко выделить цели оперативного управления из общих целей финансового управления. К ним, например, могут относиться:

Повышение «прозрачности» бизнеса. Эта цель достижима посредством внедрения регулярного финансового менеджмента на основе управленческого учета. Это наиболее часто встречающаяся на практике задача. Ее решение дает объективную информацию о деятельности банка, на основе которой можно вырабатывать стратегию развития и подготавливать бизнес-планы.

Снижение себестоимости банковских продуктов и затрат банка. Эта цель понятна и актуальна для многих банков, независимо от стратегии его развития. Нередко ее достижение приводит к оздоровлению ситуации в банке за счет изыскания внутренних ресурсов.

Мотивация персонала. При различных стратегиях развития банка, и даже в условиях, когда стратегия еще четко не определена, сотрудники банка ежедневно должны выполнять свои служебные обязанности. Чтобы получить большую отдачу от них, многие банки внедряют понятную для всех сотрудников систему стимулирования, основанную на аргументированном распределении бонусов и премий. Таким образом, финансовый результат бизнес-направлений, филиалов, подразделений и сотрудников увязывается с финансовым результатом банка в целом.

Состав целей и расстановка приоритетов между ними во многом определяют методологию, технологию и этапность внедрения системы финансового планирования и бюджетирования. Очень важно, чтобы сформулированные цели и приоритеты были понятны руководству банка, разделялись бы ими. В этом случае происходит консолидация усилий всех участников процесса внедрения системы.

2. Постановка методики и технологии финансового планирования и бюджетирования

Результатом постановки методологии и технологии финансового планирования и бюджетирования является комплект внутрибанковских нормативных документов, включающий:

Положения о финансовой структуре банка, о расчете финансового результата, классификаторы статей управленческого учета, бюджетных планов, регламент составления бюджетного плана, порядки расчета компенсации за привлеченные/размещенные средства на основе трансфертного ценообразования, порядки расчета аллокаций, должностные инструкции участников бюджетного процесса и т. д.

Технические задания на дополнительную настройку систем автоматизации банка — АБС, бэк-офисов, внутренней бухгалтерии банка, а также тиражной системы финансового планирования и бюджетирования.

Важно, чтобы подготовка технических заданий на настройку автоматизированных систем выполнялась на основании положений, регламентов и инструкций, утвержденных на уровне руководства банка. Такой подход позволяет сократить сроки настройки систем и подготавливает почву для их быстрого внедрения в промышленную эксплуатацию.

При подготовке этих документов выполняется исследование не только бизнес-процессов, но и систем автоматизации, применяемых в банке. Состояние систем автоматизации существенным образом влияет на состав и очередность внедрения модулей системы бюджетирования. Например, можно выбрать одну из моделей управленческого учета:

Методом трансформации бухгалтерского учета, когда управленческий баланс, финансовый план, бюджет активов и пассивов и другие управленческие отчеты подготавливаются «перекладкой» данных Главной книги бухгалтерского учета (используются состояния лицевых счетов и проводки), а также выполнением над ними управленческих корректировок.

Методом позиционного учета, когда перечисленные выше управленческие отчеты подготавливаются на основании информации о договорах, сделках, графиках платежей, поступающих из бэк-офисов. При таком подходе выполняется лишь сверка управленческого учета с данными бухгалтерского учета.

Комбинированным методом, когда различные показатели управленческих отчетов рассчитываются по первому или второму методу. На практике комбинированный метод встречается в банках чаще всего.

Несомненно, что ведение управленческого учета методом позиционного учета дает более точную картину, но накладывает высокие требования к системам автоматизации бэк-офисов. Ими должны быть охвачены все хозяйственные и бизнес-операции банка. Также при эксплуатации этих систем должны строго выполняться требования по регистрации операций в соответствии с едиными правилами. На практике нам почти не встречались банки, в которых бы удалось полностью построить позиционный учет. Причина этого кроется в недостатках систем автоматизации бэк-офисов и плохо поставленной технологии работы с ними. Поэтому при выборе метода ведения управленческого учета для каждого банка индивидуально определяется доля операций, учитываемых позиционным методом, а это в свою очередь определяет индивидуальные для каждого банка состав и очередность этапов внедрения.

В каждом банке в той или иной мере степени актуальности имеются документы, регламентирующие выполнение финансового планирования и бюджетирования. При внедрении системы, автоматизирующей эти процессы, требуется их ревизия и приведение «в порядок». Эту работу могут выполнить сотрудники банка самостоятельно, но не стоит пренебрегать при этом и услугами внешних консультантов. Их участие в работе может быть разным — от разовых консультаций до выполнения полноценного консалтинга по постановке управленческих технологий. Польза от работы внешних консультантов особенно проявляется в следующих случаях:

Планово-экономическая служба и служба, отвечающая за управленческий учет, — разделены. Нет единства мнений среди руководителей бизнес-направлений по вопросам трансфертного ценообразования, принципам распределения общебанковских затрат, расчета финансовых результатов. В этом случае внешние консультанты являются своеобразным «громоотводом», позволяющим достигать консенсуса по этим вопросам.

Требуется рассмотреть различные варианты моделей, технологий и способов решения частных задач, возникающих при постановке системы бюджетирования и управленческого учета с целью выбора среди них оптимального. В этом случае внешний консультант, обладающий опытом выполнения подобных проектов в различных банках, может служить компетентным источником информации.

Необходимо обеспечить точное соответствие документов, регламентирующих финансовое планирование и бюджетирование с техническими заданиями на настройку автоматизированных систем. В этом случае внешний консультант, обладающий знаниями в обеих областях, также поможет сократить время при подготовке этих документов.

На практике этот этап занимает от 2 недель до 3 месяцев — в зависимости от размера банка и степени участия внешних консультантов.

3. Организация работ по проекту внедрения системы

Хорошая организация работ обеспечивает половину успеха при внедрении системы финансового планирования и бюджетирования. Ключевыми вопросами, которым необходимо уделить внимание, являются:

Оптимальное распределение работ и ответственности между внешними консультантами, компанией-разработчиком системы бюджетирования, службой автоматизации банка и бизнес-подразделениями банка. При этом нелишним будет построение сетевого графика работ с целью определения критичных по времени этапов и возможности параллельного их выполнения.

Наделение сотрудников банка, ответственных за внедрение системы, соответствующими полномочиями. Внедрение системы затрагивает практически все бизнес-подразделения и службы банка, поэтому у руководителя проекта полномочия должны быть достаточно высокими.

Ведение плана работ проекта и контроль сроков выполнения, принятие оперативных мер при изменение сроков и состава работ. Это поможет выполнить проект в разумные сроки.

При составлении плана работ по внедрению системы необходимо учитывать уже сложившийся в банке календарь мероприятий по бюджетному планированию и подведению итогов деятельности. Например, внедрение системы годового планирования оптимально завершить в сентябре, а внедрение системы управленческого учета стоит приурочить к началу квартала. Также важно запланировать первый этап работ как наиболее короткий по срокам. Эта мера позволит уже с самого начала сформировать у сотрудников банка благоприятный эмоциональный фон, основанный на получении отдачи от процесса внедрения системы.

4. Настройка и адаптация системы

Этот этап уместен, когда речь идет о внедрении тиражного решения. Если же компания, выполняющая проект по внедрению системы бюджетирования, или служба автоматизации банка придерживается другого подхода: «Расскажите нам, что Вам нужно и мы все сделаем», то это этот этап превращается в полноценный проект по разработке большой системы с богатой функциональностью. Применение тиражного решения позволяет заменить разработку системы работами по ее настройке, что существенно сокращает сроки внедрения.

Настройка тиражной системы — это вполне обозримый процесс, поскольку включает в себя конечный состав настроек:

Организационная и финансовая структура банка. Основной результат настройки — это заполненный иерархический справочник центров финансовой ответственности. В зависимости от выбранной методики финансового управления, дополнительно может понадобиться настроить структуру бизнес-направлений, банковских продуктов и операций или настроить их связь с финансовой структурой.

Планы бюджетных статей. Как правило, для бюджетного планирования настраиваются: бюджет активов и пассивов, финансовый план, а также бюджет доходов и расходов. Для управленческого учета дополнительно может быть настроен план счетов ежедневного управленческого баланса. В соответствии с методикой эти планы связываются между собой формулами. После этого выполняется назначение статей бюджетных планов центрам финансовой ответственности.

Процедуры трансформации и позиционный учет. Эти настройки сводятся к заполнению справочников соответствия счетов бухгалтерского и управленческого учета. Также настраиваются правила управленческих корректировок, выполняемых после «перекладки» счетов. Самая трудоемкая работа — выполнение так называемой «раскраски» лицевых счетов — установка соответствия между ними и статьями управленческого учета. При позиционном учете настраиваются правила формирования позиций по бюджетным статьям на основании бюджетных документов.

Аллокации и трансферты. Настройка аллокаций заключается в заполнении специальных справочников, содержащих формулы и базы распределения общебанковских затрат. Основная сложность при этом заключается в продумывании последовательности выполнения алгоритмов в случае применения каскадных (многопроходных) аллокаций. Настройка трансфертов существенным образом зависит от методики. При портфельном методе технология настройки аналогична аллокациям, а при применении трансфертных сделок выполняются настройки, сходные по технологии с позиционным учетом.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


© 2010 РЕФЕРАТЫ