Использование финансов для решения социальных проблем
Использование финансов для решения социальных проблем
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1.
Расходы государства на социальные нужды
1.1
Сущность расходов государства на социальные нужды
1.2
Группы расходов на социальные нужды
2.
Финансовые методы повышения жизненного уровня населения и улучшение условий
труда в РФ
2.1
Анализ динамики основных показателей развития здравоохранения и
социально-трудовой сферы
2.2
Анализ основных видов расходов на социальные нужды
3.
Финансовое обеспечение социальных гарантий
3.1
Источники финансового обеспечения социальных гарантий
3.2
Современное состояние предоставления социальных гарантий и льгот и предложения
по их совершенствованию
Заключение
Список
литературы
социальная нужда гарантия население
ВВЕДЕНИЕ
Наиболее
масштабной задачей социально ориентированной экономики государства в
формирующемся рыночном хозяйстве России является деятельность по социальной
защите всех слоев общества и по выработке стратегии эффективной социальной
политики. Формой ее реализации выступает фактический образ действий
государства, воплощенный в социальную политику, которая охватывает все сферы
экономических отношений в стране. Одним из важнейших направлений его
деятельности является регулирование занятости и стимулирование
высококвалифицированного и производительного труда и, как следствие, увеличения
национального дохода.
Важнейшим
инструментом регулирования развития социальной сферы является бюджет.
Необходимость образования бюджетных ресурсов непосредственно вытекает из
осуществления государством специфических функций. Имеется в виду потребность
финансирования затрат на содержание работников социальной сферы, а также на
развитие социальной сферы и объектов ее инфраструктуры.
Ключевая
проблема социальной сферы – повышение жизненного уровня людей. В широком смысле
уровень жизни охватывает объем и структуру потребления, экономические и
производственные условия труда и стимулы к труду, количество и качество
свободного времени, изменения в демографических процессах и состав
собственности граждан, гарантии материального обеспечения членов общества и
семей, другие предоставляемые обществом возможности для всестороннего развития
личности. В узком значении уровень жизни представляет систему количественных
(натуральных и стоимостных) показателей, характеризующих объем, степень и
качество удовлетворения потребностей человека (размер душевого потребления
продовольствия и других товаров, обеспеченность семей товарами длительного
пользования, культурно-бытового назначения, среднедушевой денежный доход семьи,
прожиточный минимум, реальные доходы и другие показатели).
Итак,
цель работы – исследовать роль финансов для решения социальных проблем.
Предметом
исследования является финансовые методы и механизмы, используемые для
стабилизации социальной сферы, повышения уровня жизни населения, оказания
поддержки нуждающимся в этом гражданам.
Объект
исследования – финансы и их использование в проведении социальной политики
России.
Задачи,
которые необходимо решить для достижения цели:
1.
Определить
сущность расходов государства на социальные нужды.
2.
Исследовать
финансовые методы повышения жизненного уровня населения.
3.
Рассмотреть
финансовые методы и механизмы, которое государство использует для решения
социальных проблем.
В
качестве теоретической основы работы выступают труды Поляка Г.Б., Романовского
М.В., Полякова Л.А., Дробозина Л.А, а также различные периодические издания,
информация с официальных сайтов Минсоцразвтия, Минфина и других.
1.
РАСХОДЫ ГОСУДАРСТВА НА СОЦИАЛЬНЫЕ НУЖДЫ
1.1
СУЩНОСТЬ РАСХОДОВ ГОСУДАРСТВА НА СОЦИАЛЬНЫЕ НУЖДЫ
Экономический
взгляд на функционирование государства предполагает, что внимание
концентрируется на ресурсах, которыми оно распоряжается с целью выполнения
возложенных на него функций.
Совокупность
всех ресурсов, находящихся в непосредственном распоряжении государства,
образует общественный сектор хозяйства, объединяющий не только предприятия и
учреждения, находящиеся в собственности государства, но и важнейший вид
ресурсов в рыночной экономике - денежные средства.
Поэтому
ключевую роль среди компонентов общественного сектора играют государственные
финансы, прежде всего государственный бюджет, его доходы и расходы.
Расходы
являются одной из важнейших характеристик государственного бюджета. Через
систему расходов происходит перераспределение значительной части национального
дохода, осуществляется вмешательство государства в хозяйственные процессы,
реализация экономической и социальной политики государства.
Расходы
бюджета представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением
государством своих функций. Они выражают экономические отношения, связанные с
распределением фонда денежных средств государства и его использованием по различным
направлениям.
Экономическая
сущность расходов государственного бюджета проявляется в том, что они служат
активным инструментом экономической политики. С их помощью государство
воздействует на перераспределительные процессы, рост национального дохода,
структурное регулирование экономики, развитие отдельных отраслей и секторов
хозяйства, повышение конкурентоспособности национальной экономики.
Социальная
сущность расходов отражается в том, что через них государство осуществляет
политику социального маневрирования, обеспечивает воспроизводство рабочей силы.
Следовательно, расходы государственного бюджета обеспечивают государству
осуществление его главных функций и задач.
Управление
процессами создания, распределения, перераспределения и потребления финансовых
ресурсов осуществляется с помощью финансового планирования, объектом которого
являются фонды денежных средств. Благодаря финансовому планированию
обеспечивается сбалансированность народно-хозяйственных, межотраслевых
пропорций, определяются пути рационального использования трудовых, материальных
и финансовых ресурсов [1].
По
общественному назначению расходы бюджета государства могут быть поделены на
следующие группы:
-·
расходы на социальные нужды;
-·
внешнеэкономические расходы;
-·
экономические расходы;
-·
расходы на оборону страны;
-·
расходы на управление.
Расходы
на социальные нужды - это самый крупный вид расходов. К таким расходам
относятся расходы на здравоохранение, просвещение, социальное обеспечение,
социальное страхование.
Эти
расходы позволяют государству поддерживать, развивать и совершенствовать
систему социально - культурного обеспечения населения. Кроме того, расходы
федерального бюджета на социально-культурные мероприятия имеют не только
социальное, но и экономическое значение, ведь они опосредованно влияют на
общественное производство, т.к. способствуют улучшению качественного состава
трудовых ресурсов, создают условия для повышения производительности труда за
счет использования его научной организации и передовых научных достижений в
этой области. Отдельно следует упомянуть о роли расходов на социально -
культурные нужды в ускорении научно-технического прогресса.
Природа
этих расходов во многом понятна - конституции многих стран, в т.ч. и Российской
Федерации, провозгласили неотъемлемыми правами граждан права на бесплатное
школьное и дошкольное образование, здравоохранение, пенсионное обеспечение
после выхода на пенсию и пр. Кроме того, Российская действительность
предъявляет самые жесткие требования к данной группе расходов, во многом
обеспечивающих стабильность в обществе, где без усиления социальной ориентации
федерального бюджета не обойтись.
Государство
не только должно взять на себя финансирование национальных программ развития
образования, здравоохранения, культурного, социального обеспечения, но и по
мере возможности пополнять этот список новыми видами затрат.
1.2
ГРУППЫ РАСХОДОВ ГОСУДАРСТВА НА СОЦИАЛЬНЫЕ НУЖДЫ
Расходы
на социальные нужды связаны с выполнением государством социальных функций. Эти
расходы подразделяются на следующие основные группы:
-
образование;
-
культура, искусство и кинематография;
-
средства массовой информации;
-
здравоохранение и физическая культура;
-
социальная политика.
Расходы
на социальные нужды определяются на основе принципов сметного планирования и
финансируются по конкретным мероприятиям и видам затрат. Объем расходов определяется
на основе взаимосвязанных друг с другом смет, разрабатываемых в учреждениях
непроизводственной сферы, и расчетов ассигнований, составляемых в финансовых
органах. В основе расчетов – показатели деятельности учреждений,
характеризующие обслуживаемые контингенты (число учащихся, учебных групп,
классов, число коек, проведенных операций и т.п.) При этом учитывается время
функционирования в течение года. Эти показатели служат расчетными единицами.
Денежный расход на расчетную единицу устанавливается по норме, обеспечивающей
функционирование и развитие бюджетного учреждения.
Рассмотрим
более подробно каждую группу расходов.
1.
Расходы на
образование.
Образование — одно из основных и неотъемлемых конституционных прав
граждан Российской Федерации. Основы регулирования принципов государственной
политики в области образования сформулированы в федеральных законах от 13 января
1996 г. №12-ФЗ «Об образовании» и от 22 августа 1996 г. №125-ФЗ «О высшем и
послевузовском профессиональном образовании», а также в Национальной доктрине
развития образования, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 4 октября
2000 г. №751.
Гражданам РФ гарантируется возможность получения образования без
каких-либо условий и ограничений независимо от пола, расы, национальности,
языка, происхождения, места жительства, состояния здоровья и т.п. Государство
гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность начального общего,
основного общего, среднего (полного) общего образования и начального
профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность
среднего, высшего и послевузовского профессионального образования в
государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах
государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня
гражданин получает впервые.[2]
Государственные образовательные стандарты позволяют сохранить единое
образовательное пространство России. Они представляют собой систему норм,
определяющих обязательный минимум содержания основных образовательных программ,
требования к уровню подготовки выпускников, максимальный объем учебной нагрузки
обучающихся.
2.
Расходы
на культуру, искусство, кинематографию и средства массовой информации.
Действующее законодательство в сфере культуры
предусматривает, что государство берет на себя обязательства по обеспечению
доступности для граждан культурной деятельности, культурных ценностей и благ. С
этой целью государство намеревается [3]:
- осуществлять бюджетное финансирование государственных
и в необходимых случаях негосударственных организаций культуры;
- стимулировать бюджетное финансирование посредством
предоставления налоговых льгот предприятиям, физическим лицам, вкладывающим
свои средства в эти цели;
- устанавливать особый порядок налогообложения
некоммерческих организаций культуры;
- способствовать развитию благотворительности в области
культуры;
- осуществлять поддержку малообеспеченных граждан.
Для
реализации уставных целей учреждения собственник финансирует его деятельность
из бюджета соответствующего уровня. Ежегодно законом о федеральном бюджете в
составе расходов главных распорядителей бюджетных средств предусматривается
финансирование создаваемых ими подведомственных бюджетных учреждений.
Бюджетные
ассигнования, выделенные на финансирование государственных и муниципальных
учреждений культуры, при формировании бюджетов всех уровней выделяются
отдельной строкой (фонд развития культуры). В фонды направляются также
средства, полученные от предприятий, организаций и граждан, доходы от
проведения лотерей, аукционов, выставок и других общественных мероприятий,
продажи ценных бумаг и другие поступления, не противоречащие законодательству
РФ. Средства фондов развития культуры расходуются на цели, предусмотренные положениями
об этих фондах, которые утверждаются органами государственного управления
Российской Федерации.
3.
Расходы
на здравоохранение и физическую культуру
Здравоохранение
представляет собой особую сферу деятельности по обеспечению конституционного
права граждан на получение качественной медицинской помощи. В Законе РФ от 22
июля 1993 г. №5487-1 «Основы законодательства Российской Федерации об охране
здоровья граждан» отмечено, что государство гарантирует каждому человеку
доступность медико-социальной помощи и социальную защищенность в случае утраты
здоровья.
Вторым
важным документом в области здравоохранения является Закон РФ от 28 июня 1991
г. №1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» [4].
Создание и развитие системы обязательного медицинского страхования позволило
изменить порядок финансового обеспечения расходов отрасли, возложив
значительную часть затрат на работодателей. В настоящее время, по оценкам
специалистов, соотношение средств, поступающих в сферу здравоохранения из
бюджетов всех уровней и через систему обязательного медицинского страхования
(ОМС), составляет примерно 3:2.
Социальная
значимость системы обязательного медицинского страхования (ОМС) заключается в
том, что, с одной стороны, она является составной частью государственной
системы социальной защиты населения, а с другой - фонды ОМС дополняют, а в ряде
случаев вмещают бюджетные ассигнования на здравоохранение.
Специфика
услуг отрасли «физическая культура и спорт» обусловлена выполняемыми различными
социально-экономическими функциями - воспитательной, лечебно-оздоровительной,
воспроизводственной, информационно-развлекательной, развивающей,
национально-патриотической, оборонной, рекламной.
Согласно
Федеральному закону от 29 апреля 1999 г. №80-ФЗ «О физической культуре и спорте
в Российской Федерации», государство берет на себя обязанности обеспечивать
развитие физической культуры и спорта, поддерживать физкультурное (физкультурно-спортивное)
движение и олимпийское движение России и с этой целью обеспечивает:
-
финансирование за счет средств бюджета мероприятия в области физической
культуры и спорта, в том числе мероприятия по подготовке и участию спортсменов
в Олимпийских играх, других международных спортивных соревнованиях;
-
содержание физкультурно-оздоровительные, спортивные и спортивно-технические
сооружения, находящиеся в государственной и муниципальной собственности;
-
создание условия для строительства и содержания спортивных сооружений по месту
жительства граждан, физкультурно-оздоровительных сооружений в каждом
муниципальном образовании для оказания на основе таких сооружений
физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг населению.
Поскольку
государственный сектор в сфере физической культуры и спорта ориентирован на
формирование и осуществление государственной политики и стратегии развития
отрасли, то, как правило, бюджетному финансированию подлежат следующие
направления деятельности: разработка законодательства в сфере физкультуры и
спорта и государственных программ отраслевого развития; подготовка специалистов
по физическому воспитанию; издание научно-учебной и методической литературы,
проведение научных исследований, предусмотренных государственными программами;
подготовка и выступление национальных сборных страны; строительство и
реконструкция спортивных сооружений, имеющих государственное или уникальное
значение; создание единой государственной системы информационного обеспечения.
4.
Расходы
на социальную политику
Расходы
бюджета на социальную политику - это затраты бюджетных средств на реализацию
социальной политики, т.е. на оплату социальных услуг, предоставляемых гражданам
пожилого возраста и инвалидам на дому и в учреждениях социального обслуживания,
а также затраты на социальную помощь малообеспеченным гражданам, осуществление
молодежной политики, выплату пенсий военнослужащим, пенсий и пособий работникам
правоохранительных органов.
В
Конституции Российской Федерации провозглашено: каждому гарантируется
социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери
кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ст.
39). На обеспечение социальной политики государство направляет средства за
счет: средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации, местных
бюджетов муниципальных образований, а также государственных внебюджетных фондов
[5].
Правовой
основой социальной политики является Федеральный закон «О социальном
обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» от 2 августа 1995 г. №
122-ФЗ и ряд других законов и законодательных актов.
В
расходы бюджетов включаются следующие виды затрат:
-
содержание учреждений социального обеспечения и службы занятости;
-
содержание домов-интернатов для престарелых и инвалидов;
-
содержание учреждений по обучению инвалидов;
-
социальная помощь;
-
возмещение вреда инвалидам вследствие Чернобыльской и других радиационных
катастроф;
-
программы ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
-
средства, передаваемые Пенсионному фонду РФ на выплату пенсий и пособий
военнослужащим в соответствии с законодательством РФ;
-
выплаты пособий и пенсий другим категориям граждан;
-
компенсационные выплаты женщинам, имеющим детей в возрасте до 3-х лет,
уволенным в связи с ликвидацией предприятий, учреждений и организаций;
-
финансирование кампаний и мероприятий по организации оздоровления детей и
подростков;
-
субсидии из федерального бюджета на выплату базовой части трудовой пенсии за
счет средств единого социального налога;
-
пенсии военнослужащим и членам их семей;
-
выплаты пособий и компенсаций военнослужащим и членам их семей;
-
расходы на обеспечение инвалидов транспортными средствами;
-
расходы на санаторно-курортное лечение ветеранов и инвалидов;
-
расходы на оплату проезда ветеранов и инвалидов;
-
оплата на установки телефона ветеранам и инвалидам;
-
прочие расходы социального характера.
Расходы
на социальную помощь гражданам представляют собой затраты на реализацию целевых
социальных программ. В соответствии с бюджетным кодексом РФ мероприятия в
области социальной защиты граждан относятся к расходам, совместно финансируемым
из федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и бюджетов муниципальных
образований. Социальные программы субъектов РФ, как правило, являются
дополнением федеральных программ в области социальной защиты граждан.
Финансирование учреждений социальной сферы осуществляется за счет средств
бюджета того уровня государственной власти и местного самоуправления, в чьем
ведении они находятся.
2.
ФИНАНСОВЫЕ МЕТОДЫ ПОВЫШЕНИЯ ЖИЗНЕННОГО УРОВНЯ
НАСЕЛЕНИЯ И УЛУЧШЕНИЯ УСЛОВИЙ ТРУДА
2.1
АНАЛИЗ ДИНАМИКИ ОСНОВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РАЗВИТИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И
СОЦИАЛЬНО_ТРУДОВОЙ СФЕРЫ
Социальные
характеристики федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных
фондов в 2008-2010 гг. отвечают, в основном, стратегическим задачам и
ориентирам, содержащимся в Послании Президента Российской Федерации
Федеральному Собранию и в Бюджетном послании Президента РФ «О бюджетной
политике в 2008-2010 годах».
В
проекте федерального бюджета на 2010 год и на плановый период 20011 и 2012
годов предусмотрено к 2012 году довести минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
практически до прожиточного минимума трудоспособного населения с учетом
законодательного изменения структуры минимального размера оплаты труда.
Уже
в 2007 году МРОТ составит 2300 рублей или 56,6% от прожиточного минимума
трудоспособного населения (ПМ). С 1 декабря 2008 года МРОТ намечено повысить до
3000 рублей, а с 1 октября 2009 года - до 3500 рублей в месяц.
Рост
реальной заработной платы составил в ближайшие три года 8-10% ежегодно. Размер
среднемесячной заработной платы за 2007-2010 годы в номинальном выражении возрос
в 1,94 раза, с 10728 рублей в 2006 году до 20815 рублей в 2010 году, а в
реальном выражении - соответственно в 1,47 раза. Соотношение средней заработной
платы и прожиточного минимума составило в 2007 году - 3,2; в 2008 году - 3,5; в
2010 году - 3,9.
Следует
при этом отметить, что этот достаточно высокий темп повышения заработной платы
в меньшей степени коснулся работников федеральных бюджетных учреждений. Темпы
роста их заработной платы соответствует темпам роста инфляции. Как следствие,
не произошло приближения размеров и основной части тарифных ставок ЕТС (по
экспертным оценкам вплоть до 16-го разряда) к величине прожиточного минимума.
Размер
среднемесячной трудовой пенсии возрос с 2770 рублей в 2006 году до 5158,8
рублей в 2010 году.
За
период с 2007 года по 2009 год было предусмотрено увеличение среднегодового
размера пенсии на 1922,8 рубля или на 67,7%. Вместе с тем, коэффициент
замещения, характеризующий отношение среднегодового размера пенсии к уровню
заработной платы, остался низким и составил в 2008 году - 23,8%, в 2009 году -
24,2%, в 2010 году - 24,4%.
Размер
социальной пенсии был доведен до прожиточного минимума пенсионера в 2010 году и
составил 3881 рубль.
В
2008 году была решена проблема повышения пенсионного обеспечения «северян»
посредством установления коэффициентов 1,5 и 1,3 к базовой части трудовой
пенсии за работу в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к ним,
для граждан, выезжающих за пределы указанных районов и местностей. Во
исполнение Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию
Российской Федерации по данному вопросу были подготовлены и приняты для этого
соответствующие федеральные законы уже в 2007 году.
Важнейшим
направлением социальной составляющей федерального бюджета на 2008 год и на
плановый период 2009 и 2010 годов явилось финансирование мероприятий,
направленных на улучшение демографической ситуации в стране. На финансирование
Демографической программы были выделены значительные ресурсы: в 2008 году -
43,9 млрд. рублей, в 2009 году - 47,6 млрд. рублей, в 2010 году (с учетом
предоставления материнского капитала) - более 90 млрд. рублей.
Актуальным
вопросом обеспечения приемлемого уровня социальной поддержки населения и
исполнения государственных обязательств является финансовое выравнивание и
обеспечение бюджетов регионов. Предусмотренное в 2008 году увеличение
Федерального фонда финансовой поддержки регионов позволило снизить различия
между 10 наиболее и 10 наименее финансово обеспеченными субъектами Российской
Федерации с 13 раз в настоящее время до 4 раз. Это позволило сократить
региональную дифференциацию в предоставлении субъектами Российской Федерации и
муниципальными образованиями государственных и муниципальных услуг.
Общий
объем расходов федерального бюджета в 2008 году составил 6570,3 млрд. рублей
(18,8% ВВП), в 2009 году – 7465,4 млрд. рублей (18,8% ВВП), в 2010 году – 8089
млрд. рублей (18,1% ВВП). В номинальном выражении темпы роста бюджетных
расходов к предыдущему году составят в 2008 году - 117,0%, в 2009 году -
113,4%, в 2010 году – 108,6%, в реальном выражении – соответственно 109,3%,
106,4% и 102,5%.
Структура
расходов федерального бюджета на социальные цели остается достаточно стабильной
(таблица 1).
Таблица 1 - Структура
расходов федерального бюджета на социальные цели[6]
2007
2008
2009
2010
Расходы, всего
млрд. руб.
5463,5
6570,3
7451,2
8089,9
% к расходам всего
100,0
100,0
100,0
100,0
% к 2007 году
100,0
120,3
136,4
148,1
Жилищно-коммунальное
хозяйство
млрд. руб.
53,0
56,9
79,2
71,0
% к расходам всего
1,0
0,9
1,1
0,9
% к 2007 году
100,0
107,4
149,4
133,9
Образование
млрд. руб.
277,9
309,0
315,5
341,1
% к расходам всего
5,1
4,7
4,3
4,4
% к 2007 году
100,0
111,2
113,5
122,7
Культура,
кинематография и средства массовой информации
млрд. руб.
67,8
82,7
70,2
67,5
% к расходам всего
1,2
1,3
1,0
0,9
% к 2007 году
100,0
122,0
103,5
99,6
Здравоохранение,
физическая культура и спорт
млрд. руб.
206,4
218,3
234,2
274,6
% к расходам всего
3,8
3,3
3,2
3,6
% к 2007 году
100,0
105,8
113,5
133,1
Социальная политика
млрд. руб.
215,6
273,0
362,4
427,5
% к расходам всего
3,9
4,1
5,0
5,6
% к 2007 году
100,0
126,6
168,1
198,3
Как
показывают данные табл. 1 в 2007 году на социальные цели было израсходовано
5463,5 млрд. руб., что на 20 % меньше, чем в 2008 году. В 2009 году расходы
бюджета на социальные цели составили 7451,2 млрд. руб., а в 2010 году - 8089,9
млрд. руб. Таким образом, наблюдается рост расходов на социальные нужды с 2007
по 2010 гг. на 48%.
Рассмотрим
подробно каждую группу расходов.
Расходы
на жилищно-коммунальное хозяйство выросли с 53,0 млрд. руб. в 2007 году до 71,0
млрд. руб. в 2010 году. Данная группа расходов составляет примерно 1 % от общей
суммы расходов бюджета РФ.
Расходы
на образование в 2007 году составили 277,9 млрд. руб., в 2008 году – на 11,2%
больше, т.е. 309,0 млрд. руб., в 2009 году расходы по данной группе выросли еще
на 6,5 млрд. руб. и составили 315,5 млрд. руб. В 2010 году расходы на
образование бюджета РФ составили 341,1 млрд. руб., что на 22,7 % больше чем в
2007 году. Данная группа расходов составила 5,1% от общей суммы расходов
бюджета РФ в 2007 году, а 2010 – только 4,4%.
Расходы
на культуру, кинематографию и СМИ в 2007 году составили 67,8 млрд. руб., в 2010
году расходы по данной группе снизились и составили 67,5 млрд. руб. в 2010 году.
Данный вид расходов составляет примерно 1% от общей суммы расходов федерального
бюджета.
Расходы
на здравоохранение, физическую культуру и спорт за анализируемый период времени
выросли с 206,4 млрд. руб. в 2007 году до 274,6 млрд. руб., то есть на 33,1%. В
общей сумме расходов данная группа занимает около 3,5%.
Наибольший
рост наблюдается в группе расходов на социальную политику. С 215,6 млрд. руб. в
2007 году расходы на социальную политику в 2010 году выросли на 98,3% и
составили 427,5 млрд. руб.
Для
наглядности представим динамику и структуру расходов федерального бюджета на
социальные цели на рис. 1.
Рис.1.
Динамика
и структура расходов федерального бюджета на социальные цели
Таким
образом, совокупные расходы на социальные отрасли и социальную политику составили
в 2008 году 940 млрд. рублей, что будет соответствовать 2,7% ВВП, или 14,4% от
всех расходов федерального бюджета. Эта величина за трехлетний период возрастет
на 44% (по отношению к 2007 году) при расчетах в текущих ценах, или на 18% в
реальном выражении (с учетом инфляции). В то же время, представленные расходы
по годам практически сохранят свою долю в ВВП – 2,7% и в расходах федерального
бюджета – 14,2-14,6%.
2.2
АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ВИДОВ РАСХОДОВ НА СОЦИАЛЬНЫЕ НУЖДЫ
Анализ
расходов на социальную сферу свидетельствует об их приросте в бюджете на
2008-2010 годы. Совокупные затраты на социальные отрасли и социальную политику
составили в 2008 году 940 млрд. рублей. Это - 2,7% ВВП, или 14,4% от всех
расходов федерального бюджета. В 2010 году эта величина возросла на 44,3% по
сравнению с 2007 годом при расчетах в текущих ценах, что равносильно приросту
на 18% с учетом инфляции. По годам представленные расходы почти стабильно
сохраняют свою долю в ВВП - 2,7% и в расходах федерального бюджета: в 2008 году
- 14,4%; в 2009 году - 14,2%; в 2010 - 14,6%.
В
2008-2010 годах финансирование образования происходило под влиянием изменений в
структуре учащихся и с учетом завершения, начиная с 2009 года, приоритетного
национального проекта «Образование» (см. таблицу 2).
Распределяемые
средства позволили реализовать меры по обеспечению государственных гарантий
прав граждан на общедоступность и бесплатность начального профессионального и
на конкурсной основе среднего профессионального, высшего профессионального и
послевузовского профессионального образования в федеральных государственных
образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных
стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые.
Низкий
уровень социальных расходов в федеральном бюджете определяется тем фактом, что
подавляющая их часть обеспечивается с помощью территориальных бюджетов: 76% на
образование и здравоохранение, более 90% на ЖКХ и более 70% на социальную
политику. Учитывая эти доли расходов, можно оценить величину затрат на
социальную сферу в консолидированном бюджете на уровне 11,2-11,7% ВВП.
Таблица
2 - Динамика расходов федерального бюджета на финансирования образования в 2008-2010
годах [7]
2007
2008
2009
2010
Общий
объем, млрд. руб.
277,9
308,9
315,5
341,1
Доля
в бюджетных ассигнованиях федерального бюджета, %
5,1
4,7
4,2
4,2
Прирост
к предыдущему году, млрд. руб.
-
31,0
6,6
25,6
Прирост
к предыдущему году, %
-
11,2
2,1
8,1
Рост
к уровню 2007 года, %
100,0
111,2
113,5
122,7
На
развитие образования в прошедшей трехлетке повлияли демографические процессы, в
результате которых численность детей в дошкольных учреждениях возросла в 2010
году на 8,3% по сравнению с 2006 годом, а численность учащихся в школе
снизилась на 6% (с 14,8 млн. человек в 2006 году до 13,9 млн. человек в 2010 году).
За этот период численность студентов в вузах увеличилась на 5,1%, а в системе
среднего профессионального образования снизилась на 1,8%.
Таким
образом, наблюдается постепенный рост расходов на образование (рис.2).
Рис.
2. Динамика роста расходов на образование
Государственное
финансирование образования является важнейшей статьей госбюджетов развитых
стран. Приемлемая ориентация российских государственных расходов на образование
(с учетом мировых тенденций) - 6% ВВП, по сравнению с выделяемыми 3,8% ВВП в
2008 году.
Недостаточное
государственное финансирование образования приводит к устойчивой тенденции
увеличения платности образования в России за счет расходов населения.
Основное
место в структуре расходов занимают бюджетные ассигнования на высшее
профессиональное образование: 77,7% - в 2008 году, 77,8% - в 2009 году, 74,9% -
в 2010 году.
Бюджетные
ассигнования федерального бюджета по разделу «Здравоохранение, физическая культура
и спорт» на период 2008-2010 годы по сравнению с 2007 годом возросли на 33%.
Основное место в структуре ассигнований по данному разделу занимают расходы на
здравоохранение, в которых, в свою очередь, наибольшая доля приходится на
оказание стационарной медицинской помощи (табл. 3).
Таблица
3 - Структура бюджетных ассигнований проекта федерального бюджета по разделу
«Здравоохранение, физическая культура и спорт» на 2008-2010 годы, в % к общему
объему расходов по разделу [8]
2008
2009
2010
Стационарная
медицинская помощь
62,2
64,8
70,6
Амбулаторная
помощь
5,1
5,2
4,8
Скорая
медицинская помощь
0,2
0,2
0,1
Санаторно-оздоровительная
помощь
7,2
7,1
6,4
Заготовка,
переработка, хранение и обеспечение безопасности донорской крови и ее
компонентов
1,1
1,1
1,0
Санитарно-эпидемиологическое
благополучие
3,3
3,3
3,6
Физическая
культура и спорт
6,2
5,6
3,2
Прикладные
научные исследования в области здравоохранения, физической культуры и спорта
1,5
1,4
1,2
Другие
вопросы в области здравоохранения, физической культуры и спорта
13,2
11,3
9,1
Итого
по разделу
100,0
100,0
100,0
Из
данных табл.3 видно, что по разделу «Здравоохранение, физическая культура и
спорт» на стационарную медицинскую помощь было выделено 62,2% в 2008 году. К
2010 году данная цифра выросла до 70,6%. Затраты на амбулаторную помощь
снизились с 5,1% в 2008 году до 4,8% в 2010 году. Также снизились затраты на
скорую медицинскую помощь с 0,2% в 2008 году до 0,1% в 2010 году. Выросли
затраты на санитарно-эпидемиологическое благополучие с 3,3% в 2008 году до 3,6%
в 2010 году. По всем остальным статьям раздела «Здравоохранение, физическая
культура и спорт» также наблюдается снижение расходов.