Использование финансов для решения социальных проблем
К
полномочиям Российской Федерации в сфере культуры, кинематографии и средств
массовой информации отнесены:
-
содержание федеральных государственных учреждений и проведение мероприятий
общероссийского характера в указанных сферах;
-
сохранение, использование, популяризация и государственная охрана объектов
культурного наследия;
-
охрана и сохранение особо ценных объектов культурного наследия народов
Российской Федерации.
Расходы
на культуру, кинематографию и средства массовой информации в 2008-2010 гг.
характеризуются снижающейся динамикой. Сокращение объема и доли расходов,
предусматриваемых в проекте федерального бюджета на культуру, кинематографию и
средства массовой информации в 2009-2010 годах по сравнению с 2007-2008 годами
обусловлено уменьшением ассигнований, направляемых на проведение разовых
мероприятий в данной сфере, сокращением в этот период бюджетных ассигнований в
рамках программы государственных внешних заимствований Российской Федерации, а
также расходов инвестиционного характера в связи с завершением в 2008 году
второй очереди реконструкции, реставрации и технического оснащения зданий Государственного
академического Большого театра России, реконструкции зданий Московского
художественного театра им. А.П. Чехова и в 2009 году – строительства второй
сцены Государственного академического Мариинского театра.
Основное
место в структуре данного раздела занимают бюджетные ассигнования на культуру,
телевидение и радиовещание (табл. 4).
Таблица
4 - Структура расходов бюджетных ассигнований раздела «Культура, кинематография
и средства массовой информации», в % к общему объему расходов [9]
|
2008
|
2009
|
2010
|
Культура
|
54,0
|
55,0
|
53,0
|
Кинематография
|
4,6
|
5,4
|
5,6
|
Телевидение
и радиовещание
|
29,3
|
33,0
|
34,7
|
Периодическая
печать и издательства
|
4,2
|
1,2
|
1,3
|
Прикладные
научные исследования в области культуры, кинематографии и средств массовой
информации
|
0,4
|
0,7
|
0,7
|
Другие
вопросы в области культуры, кинематографии и средств массовой информации
|
7,5
|
4,7
|
4,7
|
Итого
по разделу
|
100,0
|
100,0
|
100,0
|
Бюджетные
ассигнования на исполнение обязательств по подразделу «Культура»
характеризуются следующими данными: 2008 год – 44,7 млрд. рублей, 2009 год –
38,7 млрд. рублей, 2010 год – 35,8 млрд. рублей.
В
разделе «Культура, кинематография и средства массовой информации» расходы на
культуру занимают больше половины расходов всего раздела. По данной строке
расходы снизились с 54% в 2008 году до 53% в 2010 году. Расходы на
кинематографию наоборот выросли и составили 4,6% в 2008 году и 5,6% в 2010
году. На телевидение и радиовещание в 2008 году было потрачено 29,3%, в 2009
году – 33%, в 2010 году – 34,7% от общей суммы расходов. Существенно снизились
расходы на периодику и издания с 4,2% в 2008 году до 1,3% в 2010 году.
Расходы
по разделу «Социальная политика» на первый взгляд представляются одними из
самых высоких по темпам роста, но этот рост определяют расходы, которые
предназначены исключительно для повышения пенсий и улучшения социального
обслуживания военных и приравненных к ним категорий работников, которые по
справедливости следует отнести к расходам на оборону и безопасность. Это
наглядно иллюстрирует структура расходов по разделу «Социальная политика» и
темпы их роста в 2008-2010 годах (табл. 5). Существенное увеличение
ассигнований по данному разделу связано с ростом денежного довольствия
военнослужащих, в соответствии с которым рассчитывается пенсионное обеспечение
указанных лиц, а также индексацией ежемесячного пожизненного содержания судей
по уровню роста потребительских цен. С учетом данной структуры расходов доля
собственно социальных расходов бюджета составит не более 11% распределенных
расходов.
Таблица
5–Структура расходов по разделу «Социальная политика», в %
|
2008
|
2009
|
2010
|
Пенсионное
обеспечение
|
67,1
|
67,6
|
68,6
|
Социальное
обслуживание населения
|
1,5
|
1,2
|
1,1
|
Социальное
обеспечение населения
|
30,0
|
30,1
|
29,3
|
Охрана
семьи, материнства и детства
|
0,9
|
0,7
|
0,6
|
Прикладные
научные исследования в области социальной политики
|
0,05
|
0,04
|
0,03
|
Другие
вопросы в области социальной политики
|
0,5
|
0.4
|
0,4
|
В
состав подраздела «Социальное обслуживание населения» включены ассигнования на
содержание более 1,8 тыс. федеральных учреждений социального обслуживание
населения (медико-социальные экспертные комиссии, дома-интернаты для
престарелых и инвалидов, учреждения по обучению инвалидов, стационары сложного
протезирования), предоставляющим услуги более 3 млн. человек.
Из
указанных средств субсидии стационарам сложного протезирования на оплату дней
пребывания инвалидов в стационарах в 2008-2010 гг. предоставлены в объеме 93,7
млн. рублей ежегодно, что составляет лишь 65,2% от уровня ассигнований на
указанные цели в 2007 году. По подразделу «Социальное обеспечение населения»
ассигнования федерального бюджета в 2008-2010 гг. имеют достаточно устойчивую
динамику.
По
подразделу «Охрана семьи, материнства и детства» темпы роста ассигнований
федерального бюджета в 2008-2010 г. на 2-3 процентных пункта ниже инфляционных
ожиданий.
В
состав расходов по данному разделу входят ассигнования на:
-
выплату пособий по уходу за ребенком гражданам, подвергшимся воздействию
радиации вследствие радиационных аварий в 2008 году - 2,12 млрд. рублей, в 2009
году - 2,22 млрд. рублей, в 2010 году - 2,33 млрд. рублей;
-
финансирование в рамках подпрограммы «Дети и семья» ФЦП «Дети России»
мероприятий по борьбе с беспризорностью в 2008 году - 241,7 млн. рублей, в 2009
году -245,1 млн. рублей, в 2010 году - 253,5 млн. рублей.
По
подразделу «Прикладные научные исследования в области социальной политики»
ассигнования федерального бюджета составили в 2008 году - 142,9 млн. рублей, в
2009 году - 143,7 млн. рублей, в 2010 году - 142,3 млн. рублей.
В
состав раздела включены ассигнования на обеспечение деятельности
государственных федеральных учреждений, осуществляющих научные исследования и
разработки в данной сфере, а также ассигнования на выполнение
научно-исследовательских и конструкторских работ по государственным контрактам.
По
подразделу «Другие вопросы в области социальной политики» ассигнования
федерального бюджета в 2008-2010 гг. существенно ниже уровня инфляции.
3.
ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ГАРАНТИЙ
3.1
ИСТОЧНИКИ ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ГАРАНТИЙ
В
рыночной социально – ориентационной модели экономики повышается роль социальной
функции государства. Правительство и государство несут ответственность за
предоставление гражданам социальной защиты и обеспечение равного доступа к
удовлетворению основных потребностей. Уровень бедности может рассматриваться
как существенный показатель действия политики социальной защиты.
Социальное
обеспечение является комбинацией программы пенсионных сбережений, программы
страхования и программы перераспределения Национального дохода.
Социальная
защита – это комплекс законодательно закрепленных социальных норм, которые
гарантирует государство отдельным слоям населения, а также при определенных
экономических условиях всем членам общества (во время роста инфляции, спада
производства, экономического кризиса, безработицы и др.)
Формы
и методы социальной защиты населения должны обеспечивать удовлетворение
жизненно необходимых потребностей каждого гражданина на уровне не ниже
прожиточного минимума.
Прожиточный
минимум – это стоимостная оценка минимума жизненных средств, необходимых для
поддержки жизнедеятельности и возобновления рабочей силы работника. Прожиточный
минимум является законодательно определенным базовым государственным социальным
стандартом, на основе которого устанавливаются социальные гарантии и стандарты
в сферах доходов населения, жилищно-коммунального, социально – культурного
обслуживания, охраны здоровья, образования и др.
Особенностью
социальной защиты является ее адресная направленность, то есть социальная
помощь должна предоставляться тем гражданам, которые в ней нуждаются и в
определенных размерах.
Социальные
гарантии – один из компонентов цивилизованного государства и результат успешной
борьбы трудящихся за свои политические и экономические права. Главная
социальная гарантия – материальное содержание тех, кто по каким-то причинам
потерял работу и тех, кто относится к категории пенсионеров по возрасту и
инвалидности. Именно финансовые возможности характеризуют сильную или,
наоборот, слабую социальную политику государства.
Существование
безработицы, практически отсутствовавшей при социализме в условиях переходной
экономики и социальных трансформаций становится фактом. Таким же фактом
является старение населения. Соотношение между трудоспособным населением и
нетрудоспособным в ряде стран достигло критической черты.
Сильная
социальная политика также характеризуется поддержкой института брака и семьи,
инвалидов. Все социальные слои общества, включая трудоспособных и
нетрудоспособных, нуждаются в медицинских услугах. Качество таких услуг
постоянно повышается, а значит и растут связанные с ним затраты, и прежде всего
государства.
Право
на жилье – такое же естественное право человека, как и право на труд.
Финансовые возможности семьи не могут являться единственной возможностью
реализации этого права. Социальное жилье, создание эффективной системы
финансирования строительства жилья, в том числе за счет средств граждан, также
является показателем социальной защищенности населения.
Новым
направлением в области социальных гарантий стали индексация доходов и
компенсация потерь населения в связи с инфляцией.
Финансовый
механизм социальных гарантий проявляется в государственном дотировании
жилищно-коммунального хозяйства и общественного городского транспорта.
Люди
сберегают часть своих денежных доходов в силу различных причин. В нормальных
условиях эти сбережения народ доверяет банкам. В этом есть интерес и
государства, не только банков и населения. Средства граждан, доверенные банкам,
должны быть защищены. В этих целях государство принимает меры по созданию
механизма гарантий по вкладам населения в кредитных учреждениях, и не последнюю
роль в этом механизме играют государственные финансы.
Опыт
говорит за то, что принимающие решения, связанные с принятием государством,
территорией новых обязательств в социальной сфере, должны учитывать финансовые
возможности реализации таких решений. Если этого нет, государство теряет свой
авторитет в глазах народа, страдают государственные финансы, а социальные
гарантии остаются продекларированными, но не реализованными.
Источниками
финансирования социальных гарантий выступают [10]:
-
Государственный бюджет;
-
средства местных бюджетов;
-
страховые фонды;
-
Фонд социального страхования из-за временной потери трудоспособности;
-
Фонд всеобщего обязательного страхования на случай безработицы;
-
Фонд страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных
заболеваний;
-
Фонд медицинского страхования;
-
Государственные и негосударственные Пенсионные фонды.
Социально
– экономические гарантии – это метод обеспечения со стороны государства
удовлетворения различных нужд граждан на уровне социально признанных норм и
нормативов.
Нормативы
потребления – размеры потребления в натуральном выражении продуктов питания,
непродовольственных товаров текущего потребления и некоторых услуг за
определенный промежуток времени (за день, месяц, год).
Нормативы
обеспечения – определенное количество предметов долгосрочного пользования, которое
находится в личном потреблении населения, а также обеспечение определенной
территории сетью учреждений образования, охраны здоровья, бытового,
транспортного обслуживания и др.
Нормативы
дохода - размер дохода граждан семьи, который гарантирует им удовлетворение
потребностей на уровне нормативов потребления и обеспечения.
Нормативы
рационального потребления - уровень потребления товаров и услуг текущего и
долгосрочного пользования, который гарантирует оптимальное удовлетворение
потребностей.
Нормативы
минимального потребления – социально принятый уровень потребления продуктов
питания, непродовольственных товаров и услуг, определенный по нормам социальных
физиологических потребностей.
Статистические
нормативы - нормативы, определяемые на основании показателей фактического
потребления обеспеченности для всего населения отдельных социальных групп.
Государственные
нормативы в сфере жилищно-коммунального хозяйства включают:
-
предельную норму оплаты услуг на содержание жилья, жилищно-коммунальных услуг в
зависимости от получаемого дохода;
-
показатели качества предоставления коммунальных услуг.
К
государственным социальным нормативам в сфере транспортного обслуживания и
связи принадлежат:
-
нормы обеспечения транспортом общего пользования;
-
показатели качества транспортного обслуживания;
-
нормы обеспечения населения услугами связи;
Государственные
социальные нормативы в сфере охраны здоровья включают:
-
список и объем гарантированной медицинской помощи гражданам;
-
показатели качества оказания медицинской помощи;
-
нормативы льготного обеспечения отдельных категорий населения лекарственными
средствами и другими специальными средствами;
-
нормативы обеспечения питанием в государственных и коммунальных учреждениях
охраны здоровья и др.
К
государственным специальным нормативам в сфере образования принадлежат:
-
перечень и объем услуг, предоставляемый государственными и коммунальными
учреждениями дошкольного, общесреднего, профессионально-технического и высшего
образования;
-
нормативы максимальной наполняемости классов, групп;
-
нормативы соотношения учеников, студентов и педагогических работников;
-
нормативы материального обеспечения учебных заведений и др.
Объем
и уровень обеспеченности социально-экономическими гарантиями является
показателем цивилизованности страны.
Основные
направления осуществления социальных гарантий:
1)
Государство должно гарантировать каждому занятому в процессе производства:
а)
нормальный уровень благосостояния через минимальный уровень заработной платы и
ее индексацию;
б)
умеренные налоги;
в)
невмешательство в предпринимательскую деятельность.
2)
Государство должно гарантировать удовлетворение приоритетных потребностей
граждан и общества, которое она не может, доверить каждому гражданину
самостоятельно:
а)
приобретение общего образования;
б)
воспитание детей и подростков;
в)
подготовка кадров;
г)
организация охраны здоровья и развития физической культуры и др.
3)
Государство должно способствовать повышению доходов отдельных слоев населения,
которые не могут обеспечить жизненный уровень для себя и своей семьи на уровне
минимальных социальных стандартов независимо от их участия в процессе
производства в таких формах:
а)
пенсии;
б)
различные виды помощи;
в)
стипендии;
г)
денежные выплаты и их индексация;
д)
льготы в налогообложении.
Государство
законодательно гарантирует удовлетворение приоритетных нужд за счет бюджета в
минимально достаточных размерах в форме бесплатных услуг.
Органы
местного самоуправления при разработке и реализации местных
социально-экономических программ могут предусматривать дополнительные
социальные гарантии за счет местных бюджетов.
Разработка
и выполнение Государственного и местных бюджетов осуществляется на основе
приоритетности финансирования социальных гарантий и социальной сферы.
Государственная
целевая поддержка местного самоуправления осуществляется с целью выравнивания
возможностей отдельных территориальных обществ в отношении предоставления
социальных гарантий на законодательно признанном уровне.
Общая
сумма благ и услуг, которые потребляет население за соответствующий период,
составляет фонд потребления.
Необоснованное
увеличение средств, которые направляются на социальную защиту населения, в
общем объеме фонда потребления требует дополнительного изъятия средств из фонда
оплаты труда, что в конечном итоге только расширяет масштабы перераспределения,
уменьшает стимулирующую роль заработной платы и не увеличивает объем
совокупного потребления.
3.2
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ГАРАНТИЙ, ЛЬГОТ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
ПО ИХ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ
Действующая
система социальных гарантий, льгот и выплат включает в себя все черты
социалистической плановой экономики, независимо от происшедших изменений в
сфере собственности, взаимоотношений центра и регионов, в том числе и в области
финансов. Она также не учитывает возрастающую роль граждан в обеспечении
личного благополучия и благосостояния.
Различные
виды социальных гарантий, компенсаций и других выплат, включая косвенные
(бесплатные и льготные услуги), получает почти половина населения России, хотя
реально нуждаются в них прежде всего граждане, имеющие доходы ниже прожиточного
уровня. Для обеспечения населения эти пособия не имеет экономического смысла, а
для нуждающихся семей - не гарантируют необходимой социальной защиты. Это
приводит к тому, что при значительных расходах на выплату социальных
трансфертов, реальные средние размеры большинства пособий и социальных выплат
остаются очень низкими.
Более
того, в условиях резкого падения объемов производства, появления таких новых
явлений как безработица, вынужденная миграция и появление ряда других
неизвестных или мало известных ранее социальных явлений эта система получила
дальнейшее, хотя и довольно бессистемное развитие.
Многочисленные
льготы, социальные выплаты и пособия вводились нередко без учета материального
положения семей и реальных возможностей людей обеспечить собственное
благополучие. В результате в обществе нарастало социально иждивенчество,
ограничивались возможности для оказания помощи тем, кто действительно в ней
нуждался.
Складывается
парадоксальная ситуация, когда страна, с вдвое меньшим, чем в дореформенный
период финансово-экономическими возможностями и уже во многом иным укладом
экономики, несет на себе большой груз социальных обязательств, которые уже в
силу этих причин не в состоянии выполнить, вызывая недовольство многочисленных
категорий льготников.
На
основании изложенного выше, необходим серьезный анализ действующей системы
социальных гарантий, льгот и выплат с конструктивными предложениями по внесению
изменений в действующее законодательство с учетом социальной значимости и
эффективности отдельных норм, исходя из реальных условий их реализации на
уровне федерального центра, регионов и организаций, а также наличия финансовых
возможностей бюджетов различных уровней.
В
настоящее время социальные гарантии и льготы в Российской Федерации составляют
более тысячи, которыми обеспечиваются около 200 категорий получателей, а
численность лиц, претендующих на получение различных социальных гарантий, льгот
и выплат достигает почти 100 млн. человек (ветераны, инвалиды, дети, учащаяся
молодежь, безработные, вынужденные переселенцы и другие категории граждан).
По
вопросам социальных гарантий и льгот на федеральном уровне действует более 50
нормативных правовых актов. Наиболее крупными являются законы “О ветеранах”, “О
социальной защите инвалидов в Российской Федерации”, “О реабилитации жертв
политических репрессий”, "О статусе Героев Советского Союза, Героев
Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы", "О
предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным
кавалерам ордена Славы", “О статусе военнослужащих” и другие.
Серьезным
недостатком действующей системы социальных льгот является отсутствие четкого
разграничения полномочий в сфере между органами государственной власти
Российской Федерации и ее субъектов.
В
связи с отсутствием полного перечня социальных гарантий, льгот и выплат трудно
установить их реальную стоимость.
Одним
из самых значимых в настоящее время законов является федеральный закона "О
ветеранах", который охватывает своим действием значительную часть
населения нашей страны. Установленные этим Законом нормы социальной защиты
касаются более 32 млн. граждан.
Закон
" О ветеранах" был принят Государственной Думой 16 декабря 1994 г., подписан
Президентом Российской Федерации 12 января 1995 г. и опубликован в печати 25
января 1995 года.
Чем
была вызвана необходимость принятия данного Закона?
Существовавшая
система социальной защиты инвалидов и участников войны, семей погибших на
фронте военнослужащих, тружеников тыла, блокадников г. Ленинграда включала
более четырех десятков нормативных актов бывшего Союза ССР, устанавливающих для
них различные льготы и преимущества. Однако эти решения носили разрозненный,
несистематизированный, иногда чисто конъюнктурный характер, не учитывали
конкретные заслуги граждан, которым предоставлялись льготы.
Отсутствовало
четкое законодательное определение категорий ветеранов, заслуживших право на
дополнительные меры социальной защиты, общепринятых понятий участник войны, ветеран
войны, труда, военной службы и т.д.. Существовала практика распространения льгот,
установленных для участников войны, на другие категории лиц, в той или иной
степени имеющих отношение к войне (боевым действиям). Все это приводило к
неоднозначному толкованию этих нормативных документов, вызывало нарекания и
жалобы, претензии к органам исполнительной власти.
С
переходом к новым принципам формирования федерального и местных бюджетов, к
рыночным отношениям, с появлением различных форм собственности большинство
постановлений союзного Правительства, устанавливающих льготы ветеранам в
Российской Федерации, практически перестали исполняться, и это способствовало
ухудшению их материального и морального положения .
Указанные
факторы и обусловили необходимость принятия Федерального Закона " О
ветеранах", которым государство, частично, в канун 50-летия Победы в
Великой Отечественной войне, отдает долг людям, отдавшим силы и здоровье защите
Отечества, военной службе, добросовестному долголетнему труду в народном
хозяйстве.
Законом
определены основные направления государственной политики в отношении ветеранов,
предусматривающие разработку и исполнение целевых государственных и местных
программ по социальной защите ветеранов, выделение из федерального бюджета,
бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов необходимых для
реализации указанных программ средств, создание государственной службы по делам
ветеранов. Законом установлены статусы ветерана Великой Отечественной войны, ветерана
боевых действий на территориях других государств, ветерана военной службы,
ветерана органов внутренних дел, прокуратуры, юстиции и судов, ветерана труда.
Федеральным
Законом "О ветеранах" предусмотрены меры социальной защиты ветеранов,
предоставление им прав и льгот: по получению жилья, по коммунально-бытовым
услугам, по медицинскому обслуживанию, санаторно-курортному лечению,
обеспечению лекарствами, транспортными средствами, оплате проезда и т.д.
Согласно
Закону приобретают права на льготы новые категории граждан, которые ранее их не
имели. Это - лица, отработавшие в тылу в годы Великой Отечественной войны не
менее шести месяцев и не имеющие наград, семьи умерших участников войны, ветераны
труда и некоторые другие.
Законом
" О ветеранах" установлены дополнительные права и льготы для
участников Великой Отечественной войны. В частности, участникам войны
предоставлена 50-процентная скидка в оплате занимаемой общей площади жилых
помещений (в пределах социальной нормы), в оплате коммунальных услуг, а
проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, - в оплате топлива, приобретаемого
в пределах норм, установленных для продажи населению.
На
участников Великой Отечественной войны, ставших инвалидами вследствие общего
заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность
которых наступила вследствие их противоправных действий), распространены права
и льготы инвалидов войны в соответствии с установленной группой инвалидности
без дополнительного экспертного медицинского освидетельствования. Наиболее
существенными из них являются следующие: право на обеспечение при наличии
медицинских показаний бесплатными путевками на санаторно-курортное лечение
органами, осуществляющими пенсионное обеспечение. По желанию инвалидов вместо
путевок в санаторий или дом отдыха им выдается один раз в два года денежная компенсация
в порядке и размерах, определяемых Правительством РФ; право на бесплатное
получение при наличии установленных медицинских показаний в пользование
мотоколяски или легкового автомобиля, тип которых и срок пользования которыми
устанавливается Правительством РФ; инвалидам получившим транспортные средства
бесплатно или на льготных условиях , а также инвалидам 1 и 2 групп, приобретшим
транспортные средства за полную стоимость, выплачивается компенсация расходов
на бензин, ремонт, техническое обслуживание транспортных средств и на запасные
части к ним в порядке и размерах, определяемых Правительством РФ. Им
установлены и другие права и льготы.
Предусмотрены
льготы и для ветеранов труда, которым назначена пенсия. Теперь они имеют право
на бесплатный проезд на всех видах городского пассажирского транспорта (за
исключением такси) в любом городе независимо от их места жительства, а также на
автомобильном транспорте общего пользования в сельской местности. Им
предоставлена 50-процентная сезонная скидка со стоимости проезда на
железнодорожном и водном транспорте пригородного сообщения. Ветераны труда,
проживающие в домах государственного и муниципального жилищных фондов, а также
в приватизированных жилых помещениях, приобрели право на 50-процентную скидку в
оплате занимаемой общей площади жилых помещений (в пределах социальной нормы).
Для них установлена 50- процентная скидка в оплате коммунальных услуг, а также с
абонентной платы за телефон, радио, коллективную антенну, а для ветеранов
труда, проживающих в домах, не имеющих центрального отопления,- 50-процентная
скидка в оплате топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для
продажи населению и транспортных услуг для доставки этого топлива. Льготы по
оплате коммунальных услуг предоставляются лицам, проживающим в домах, независимо
от вида жилищного фонда.
При
установлении (назначении) пенсии ветераны труда могут пользоваться
поликлиниками, к которым они были прикреплены в период работы. Они имеют право
на бесплатное оказание медицинской помощи в государственных и муниципальных
лечебно-профилактических учреждениях. Ежегодный отпуск для работающих ветеранов
предоставляется в удобное для них время, они также имеют право на
предоставление отпуска без сохранения заработной платы сроком до одного месяца
в году и другие права и льготы.
В
целях обеспечения реализации Федерального закона "О ветеранах"
разработаны и приняты следующие нормативные правовые акты: указы Президента
Российской Федерации о государственной службе по делам ветеранов, о порядке и условиях
присвоения званий " Ветеран труда", " Ветеран военной
службы"; постановления Правительства Российской Федерации о назначении и
выплате отдельным категориям инвалидов из числа ветеранов компенсации на
санаторно-курортное лечение, эксплуатацию транспортных средств и транспортное
обслуживание, о выдаче инвалидам войны бесплатно в соответствии с действующим
законодательством автомобилей, об утверждении единого образца бланка
удостоверения ветерана, о порядке возмещения расходов транспортным организациям
и операторам связи по предоставленным льготам ветеранам, о закреплении за
студентами общеобразовательных учреждений из числа ветеранов боевых действий на
территориях других государств права на получение в обязательном порядке стипендии
(при условии успешной сдачи всех экзаменов и зачетов в период экзаменационной
сессии), и др.
С
учетом практики применения, а также с целью устранения ряда коллизий и пробелов
Закон "О ветеранах" потребовал внесения ряда изменений и дополнений в
первоначальную редакцию. Назрела необходимость внесения соответствующих
изменений в Закон в части присвоения гражданам звания "Ветеран труда"
и после введения в действие с 1 января 2002 года нового пенсионного
законодательства.
Главной
целью совершенствования системы гарантий, льгот и выплат является формирование
такой системы, которая должна обеспечить помощь реально нуждающимся семьям и
отдельным категориям граждан. При этом:
-
главным источником доходов для работающих должна быть оплата труда, а не
многочисленные и зачастую недостаточно обоснованные льготы; социальные выплаты
должны быть увязаны с уровнем заработка, трудовым стажем и размерами
перечисленных страховых взносов;
-
необходимо усиление страховых принципов в социальной поддержке граждан.
В
перспективе предстоит реализовать основные пути реформирования системы
социальных льгот и выплат, которые заключаются в следующем:
-
разработке единых принципов и критериев их предоставления по видам; до
завершения этой работы следует ввести временный мораторий на принятие новых
федеральных норм по предоставлению тем или иным категориям населения социальных
выплат без соответствующего финансового обеспечения;
-
при назначении пособий, выплачиваемых в порядке социальной помощи, должен
учитываться среднедушевой семейный доход;
-
законодательное закрепление права на получение только одного, наиболее
выгодного для получателя, вида социальной помощи;
-
проведение поэтапной замены льгот денежными компенсациями;
-
разработка минимальных государственных социальных стандартов и гарантий,
дифференцированных с учетом особенностей регионов и предоставление региональным
органам власти и управления реальных возможностей по их обеспечению;
-
в дополнение к социальным гарантиям, льготам и выплатам отдельным категориям
граждан, установленным на федеральном уровне, на уровне субъектов Российской
Федерации может совершенствоваться система денежной и натуральной помощи
малообеспеченным категориям граждан. Размер такой помощи определяется с учетом
среднедушевого дохода семьи, регионального прожиточного минимума, экономических
возможностей и демографической ситуации.
Таким
образом, совершенствование системы государственных социальных гарантий и льгот
должно заключаться в:
-
выработке общих минимальных стандартов и критериев установления гарантий и
льгот;
-
поэтапной отмене дублирующихся, социально незначительных гарантий и льгот, в
общем сокращении числа льгот и категорий их получателей с целью концентрации
материальных и финансовых ресурсов для реального оказания действенной помощи
особо нуждающимся и незащищенным слоям населения;
-
решении проблемы оказания единовременной помощи лицам, отдельные
государственные гарантии и льготы которым будут отменены;
-
стимулировании установленных государственных гарантий и льгот, не требующих для
своей реализации дополнительного финансирования, а также негосударственных
льгот и гарантий, направленных на осуществление адресной социальной поддержки
отдельных групп населения;
-
обеспечение предоставления больших прав субъектам Российской Федерации по
установлению порядка и размера предоставления отдельных социальных льгот (с
сохранением в отдельных случаях минимально-гарантированных норм на федеральном
уровне) путем поддержания их законодательной инициативы (например, о выплате
ежемесячного пособия на ребенка с учетом размера доходов семьи).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Расходы
на социальные нужды - это самый крупный вид расходов. К таким расходам
относятся расходы на здравоохранение, просвещение, социальное обеспечение,
социальное страхование.
Эти
расходы подразделяются на следующие основные группы:
-
образование;
-
культура, искусство и кинематография;
-
средства массовой информации;
-
здравоохранение и физическая культура;
-
социальная политика.
Социальная
защита – это комплекс законодательно закрепленных социальных норм, которые
гарантирует государство отдельным слоям населения, а также при определенных
экономических условиях всем членам общества (во время роста инфляции, спада
производства, экономического кризиса, безработицы и др.)
Действующая
система социальных гарантий, льгот и выплат включает в себя все черты
социалистической плановой экономики, независимо от происшедших изменений в
сфере собственности, взаимоотношений центра и регионов, в том числе и в области
финансов. Она также не учитывает возрастающую роль граждан в обеспечении личного
благополучия и благосостояния.
По
вопросам социальных гарантий и льгот на федеральном уровне действует более 50
нормативных правовых актов. Наиболее крупными являются законы “О ветеранах”, “О
социальной защите инвалидов в Российской Федерации”, “О реабилитации жертв
политических репрессий”, "О статусе Героев Советского Союза, Героев
Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы", "О
предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным
кавалерам ордена Славы", “О статусе военнослужащих” и другие.
Серьезным
недостатком действующей системы социальных льгот является отсутствие четкого
разграничения полномочий в сфере между органами государственной власти
Российской Федерации и ее субъектов.
Главной
целью совершенствования системы гарантий, льгот и выплат является формирование
такой системы, которая должна обеспечить помощь реально нуждающимся семьям и
отдельным категориям граждан.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Конституция
Российской Федерации.
2.
Бюджетное
послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской
Федерации "О бюджетной политике на 2008 год"
3.
Бюджетный
кодекс Российской Федерации. Федеральный закон от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ с
последующими изменениями.
4.
Гражданский
кодекс Российской Федерации. Часть первая от 21 октября 1994 г. Часть вторая от
22 декабря 1995 г. с изм. и доп.
5.
Налоговый
кодекс Российской Федерации.Ч. 1, 2. Федеральный закон от 31 июля 1998 г. N
146-ФЗ, от 5 августа 2000 г. с последующими изменениями, определением
Конституционного Суда РФ от 14.01.2003 N 129-О, Федеральным законом от
23.12.2003 N 186-ФЗ / СПС "КонсультантПлюс".
6.
Закон
РФ от 28 июня 1991 г. №1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской
Федерации»
7.
ФЗ
от 13 января 1996 г. №12-ФЗ «Об образовании».
8.
Баглай
М.В. Конституционное право Российской Федерации. М, 2006
9.
Балацкий
Е.В. Институциональная поддержка государственного сектора экономики / Балацкий
Е.В., Копышев В.А. // Вестн. РАН. - 2004. - Т.74, 4.
10.
Бобков
В. Уменьшение бедности: к разработке Национальной программы // Человек и труд
5, 2007.
11.
Бюджетное
послание Федеральному Собранию Российской Федерации о бюджетной политике в 2008
- 2010 годах.
12.
Варга
В. "Роль государства в рыночном хозяйстве", МЭиМО, N 10-11, 2005.
13.
Вечканов
Г.С. Экономическая безопасность: Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2007
14.
Виленский
А. Концепции значимости государства: декларации и реалии / А.Виленский,
М.Кочугуева // Экономист. - 2005. - 5
15.
Виссарионов
А. Государственный сектор российской экономики: контуры бюджетного
регулирования / А.Виссарионов, И.Федорова // Пробл. теории и практики
управления. - 2005. - 1
16.
Государственный
контроль за экономикой / Агапов А., Хинкин П., Бут Н., Фурнье Ж. - М., 2005.
17.
Грозовский
Б. Бедность не победить. // Ведомости. - 2007, 23 сентября.
18.
Для
российской экономики 2009-2011 годы будут переломными. Российское агентство
международной информации. От 30 декабря 2005 года.
19.
Добрынина
Е. Новые русские бедные. Российская газета. 14, 2007
20.
Егоршин
А.П. Качество жизни населения региона. Журнал "Народы России. Единство в
многообразии". 24 мая 2005 года
21.
Завельский
М.Г. Экономика и социология труда. М, 2002
22.
Клавдиенко
В. Государственное регулирование в экономике (некоторые аспекты теории и
мировой опыт) // Проблемы теории и практики управления. - 2007. - 6.
23.
Костиков
В. Г. Прогноз занятости населения. М, 2003
24.
Крючков
М. Бедность - порок.// Новые известия. - 2006, 9 декабря.
25.
Лекомцев
Е.А. Национальные проекты стратегический курс России, путь к новому качеству
жизни россиян. Журнал Деньги от 15 декабря 2005 года
26.
Миляков Н.В. Финансы. - М.: ИНФРА-М, 2002. - 432 с.
27.
Парыгина
В. А., Браун К. «Бюджетная система России», М.: Издательство Эксмо, 2006. – 752
стр.
28.
Поляк
Г.Б. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА,
2007.
29.
Современная
бюджетная система России: учеб.пособие под ред. Н.И.Куликовой, Л.Н.Чайникова,
Е.Ю.Бабенко — Тамбов: Изд-во Тамбовского государственного университете, 2007. –
562 с.
30.
Финансы:
Учебник / Под ред. А.Г. Грязновой, Е.В. Маркиной. М.: Финансы и статистика,
2006.
31.
Финансы:
Учебник / Под ред. Лушина С.И., Слепова В.А. М.: изд-во Рос. Экон. акад., 2006.
32.
Финансы.
Учебник / Под ред. проф.В. В. Ковалева. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ООО
"ТК Велби", 2005.
Размещено на /
[1]
Миляков Н.В. Финансы. - М.: ИНФРА-М, 2002. - 432 с.
[2] ФЗ от 13 января 1996 г.
№12-ФЗ «Об образовании».
[3] Лекомцев Е.А. Национальные
проекты стратегический курс России, путь к новому качеству жизни россиян.
Журнал Деньги от 15 декабря 2005 года
[4] Закон
РФ от 28 июня 1991 г. №1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской
Федерации»
[5]
Конституция
Российской Федерации.
[6] www.minfin.ru - Официальный сайт Министерства финансов
РФ
[7] www.mzsrrf.ru - Официальный сайт Министерства
здравоохранения и социального развития Российской Федерации
[8] Там же.
[9] Там же.
[10]
Завельский
М.Г. Экономика и социология труда. М, 2002
Страницы: 1, 2
|