бесплатные рефераты

Использование собственных и привлеченных денежных средств финансирования инвестиций в совершенствование предприятий ТЭК России

Наряду со стандартным набором лизинговых услуг существуют различные инвестиционно-финансовые схемы, максимально адаптированные к индивидуальным условиям осуществления конкретных лизинговых проектов (в том числе нефтегазовых); для реализации сделок возможно привлечение кредитных ресурсов из российских и зарубежных банков, что значительно упрощает задачу по организации финансирования разрабатываемых проектов. Используются и различные виды гарантийного обеспечения - такие, как залог оборудования, гарантии обратного выкупа (buy-back) оборудования, банковские гарантии, залог экспортной выручки лизингополучателей и др. Данные схемы особо интересны для экспортно-ориентированных российских предприятий: они получают постоянный доход от реализации своей продукции в иностранной валюте и соответственно имеют более высокий кредитный и инвестиционный рейтинг для потенциальных кредиторов. К данной категории, в первую очередь, относятся предприятия нефтегазового сектора экономики - крупные экспортеры нефти, нефтепродуктов и газа за рубеж.

Руководители нефтегазовых компаний формируют для себя три основные задачи:

минимизацию убытков, вызванных возможным падением мировых цен на нефть;

сохранение добычи на прежнем уровне;

проведение подготовительных работ, позволяющих в ближайшем будущем (год-два) увеличить добычу нефти и газа.

Все они связаны между собой, а решение тактических вопросов, направленных на выживание и сохранение нефтегазовых компаний, к тому же тесно переплетается с решением задач стратегических. Пока же руководители нефтегазовых компаний вынуждены обращать большее внимание на экономию собственных ресурсов и на сокращение расходов.

Вполне логично поэтому, что они все чаще обращают свой взор в сторону лизинга, так как:

а) действующим законодательством установлен ряд налоговых льгот, которые могут быть применены нефтегазовой компанией в случае приобретения оборудования по лизинговой схеме, а именно:

значительно уменьшаются отчисления налога на прибыль, так как лизинговые платежи полностью относятся на себестоимость продукции (работ, услуг) лизингополучателя;

снижается налог на имущество, так как кроме общеустановленных льгот при приобретении оборудования по лизинговой схеме разрешено применение механизма ускоренной амортизации;

при ввозе на территорию Российской Федерации или вывозе с нее оборудования, приобретенного по лизингу, уплата таможенных налогов и тарифов производится одновременно с лизинговыми платежами, то есть при международном лизинге стороны лизинговой сделки получают рассрочку по уплате таможенных налогов и тарифов;

лизинговые платежи малых предприятий полностью освобождены от уплаты НДС; б) приобретение оборудования по лизингу дает лизингополучателю следующие выгоды и преимущества:

лизингополучатель освобождается от единовременных крупных затрат, лизинговые платежи выплачиваются по согласованному графику в течение всего срока действия договора лизинга;

лизингополучатель практически не задействует для приобретения нового оборудования собственные оборотные средства;

лизингополучатель избавлен от необходимости прибегать к банковским ссудам и поэтому, с одной стороны, получает реальную возможность приобрести необходимое оборудование в режиме долгосрочного кредитования, а с другой - не ухудшает структуру своего баланса;

лизингополучатель, эксплуатируя поставленное ему оборудование, расплачивается частью прибыли, полученной от его использования, и таким образом оборудование окупает само себя.

В условиях продолжающегося банковско-финансового и экономического «топтания» нефтегазовые компании не могут обойтись без лизинга, так как:

а) слишком велики и неоспоримы налоговые преимущества, которые предоставляет лизинг;

б) лизинг может оказаться единственной реальной возможностью получить или, наоборот, отдать с выгодой для себя то или иное оборудование. Нефтегазовые компании, как и все другие предприятия, испытывают сегодня финансовые трудности, которые приводят к нехватке средств для поддержания объемов добычи на докризисном уровне, а если подобная проблема как-то решается, то увеличение добычи и разработка новых месторождений доступны сегодня только единицам, и то при поддержке государства.

Существенную долю в расходах нефтегазовой компании составляют поддержание уже имеющегося оборудования в рабочем состоянии, замена выработавшего свой ресурс и приобретение нового - все это при жесточайшей нехватке оборотных средств. Поэтому для большинства нефтегазовых компаний получение оборудования по схеме лизинга может стать зачастую единственно возможным способом его обновления или хотя бы модернизации. При этом нефтегазовые компании в качестве обеспечения предстоящих лизинговых платежей и при недостатке залогового фонда могли бы закладывать (продавать) нефть и газ, которые будут ими добыты как раз при использовании того самого оборудования.

Сегодня практика взаиморасчетов и бартера получила очень широкое распространение - их доля в общероссийском масштабе приближается к 80%. Значительная часть того, что нефтегазовые компании получают за поставленную нефть, представляют собой машины и оборудование.

Если полученные таким образом от должников машины и оборудование можно использовать для производственных нужд самой компании, то тогда все в порядке. А если нельзя? Тогда можно это имущество поменять на то, которое необходимо, или продать его. Найти сегодня покупателя, готового сразу расплатиться за промышленное оборудование, не так-то легко; а вот тех, кто может заплатить в рассрочку, - уже реальнее. Значит, нефтегазовая компания, которая в оплату за свою продукцию получает машины и оборудование, должна иметь «дочку» - лизинговую компанию для реализации такого оборудования. При этом в системе головного и дочернего предприятий увеличивается их финансовая устойчивость, возрастает оборачиваемость капитала и расширяется круг потенциальных клиентов. Постепенно, в результате приобретения лизинговой компанией опыта, ее деятельность может быть существенно расширена за счет лизинга оборудования, поступающего и от иных предприятий. Те же нефтегазовые компании, которые в период банковско-финансового кризиса не захотят использовать лизинг в своей деятельности, заведомо обрекают себя на менее выгодные экономические условия, нежели те, где лизинг занимает достойное место. Хотя, конечно же, во всем нужна мера, и при подготовке того или иного управленческого решения необходимо проводить сравнительный анализ различных вариантов реализации той или иной конкретной задачи.

Топливно-энергетический комплекс - это не только «чисто» нефтегазовые компании, но и предприятия, производящие для них оборудование, в том числе и конверсионные. Однако для обновления материально-производственной базы нефтегазовых компаний и предприятий, производящих нефтегазовое оборудование (при нехватке финансовых средств), его возможно осуществить только в форме длительной аренды с последующим выкупом, то есть с помощью лизинга.

Предприятие, работающее на арендованном оборудовании, возможно, долго и трудно будет за него расплачиваться, но при этом сохраняются рабочие места и высококвалифицированные специалисты, уменьшается социальная напряженность, предприятие переоснащает свой машинный парк и осваивает современные технологии.

Для этого понадобится (при государственной поддержке) воссоздать рынок лизинговых услуг, почти полностью разрушенный финансовым кризисом, путем создания для ТЭК отраслевых государственных и частных лизинговых компаний, которые, конкурируя между собой, будут снижать стоимость услуг.

Если этот опыт окажется успешным для ТЭК, то необходимо будет распространить его и на другие отрасли, или иначе: все, что хорошо для ТЭК - хорошо для России.

Преимущества лизинга особенно сильно проявятся при функционировании финансово-технологических цепочек: банк - предприятие по производству нефтегазового оборудования - нефтегазовая компания - предприятие по переработке нефтегазового сырья - конечный потребитель нефтепродуктов.

Из шести возможных вариантов лизинговых сделок Закон «О лизинге» дает право на жизнь только пяти. Рассмотрим эти варианты.

ВНУТРЕННИЙ ЛИЗИНГ

Вариант 1

лизингодатель - резидент

лизингополучатель - резидент

поставщик - резидент

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЛИЗИНГ

Вариант 2

лизингодатель - нерезидент

лизингополучатель - резидент

поставщик - резидент

Вариант 3

лизингодатель - нерезидент

лизингополучатель - резидент

поставщик - нерезидент

Вариант 4

лизингодатель - резидент

лизингополучатель - нерезидент

поставщик - резидент

Вариант 5

лизингодатель - резидент

лизингополучатель - нерезидент

поставщик - нерезидент

Вне Закона «О лизинге» оказался шестой, наиболее распространенный на сегодняшний день вариант:

лизингодатель - резидент

лизингополучатель - резидент

поставщик - нерезидент.

Следовательно, львиная доля лизинговых следок заключена незаконно. Что это - досадное недоразумение или некомпетентность авторов закона?

Возможно, кто-то может возразить, что Гражданский кодекс в своем определении лизинга не сужает его до первых пяти вариантов. Но в том-то и дело, что Закон «О лизинге» является специальной нормой, регулирующей данный вид экономических отношений, поэтому любое отклонение от него придется доказывать в арбитражном суде. То есть доказывать, что сделка по шестому варианту будет считаться лизинговой сделкой. Но, поскольку с лизингом связано пре доставление налоговых льгот, то стороны лизинговой сделки будут стоять перед выбором: работать по наиболее эффективному, но сомнительному шестому варианту или по одному из пяти предложенных законом вариантов - менее эффективному, но более безопасному (известно: любое сомнительное положение государственные органы истолковывают не в пользу налогоплательщика).

А ведь именно в соответствии с шестым вариантом лизинговая компания сможет приобретать оборудование без посредников, непосредственно у производителя по отпускным ценам изготовителя, что, безусловно, уменьшает стоимость лизинговой сделки и делает ее наиболее привлекательной для отечественного лизингополучателя.

Обратимся теперь к статье 34 Закона «О лизинге» (пункт 3), устанавливающей, что при международном лизинге расчеты по договору лизинга не являются операциями, связанными с движением капитала, и не требуют разрешения ЦБ. Определено, что стороны договора лизинга имеют право предоставлять отсрочку лизинговых платежей на срок не более чем шесть месяцев с момента фактического ввода предмета лизинга в эксплуатацию.

На первый взгляд, это очень хорошо. Во-первых, для стимулирования лизинга: сняты препоны по валютным операциям; во-вторых, чтобы никто не смог упрекнуть авторов закона в потворстве тем, кто не возвращает на родину валютную выручку - на их пути «надежная преграда» возможным злоупотреблениям в виде ограничения отсрочки платежей шестью месяцами.

Но при пристальном рассмотрении возникает иная картина.

Теперь, чтобы вообще не возвращать валютную выручку в страну при экспорте любых «непотребляемых вещей» (именно так в Законе «О лизинге» определен предмет лизинга), достаточно будет, во-первых, зарегистрировать оффшорную фирму, а во-вторых, зарегистрировать лизинговую компанию и получить на нее соответствующую лицензию.

А дальше - дело техники. Все то, что необходимо вывезти за рубеж, реализовать там и там же оставить валютную выручку, называется предметом лизинга. Далее заключается договор между оффшором и лизинговой компанией на поставку оффшору (лизингополучателю) этого самого предмета лизинга. В договоре устанавливается, например, что: срок договора лизинга равен 99 годам, первый лизинговый платеж должен быть осуществлен не позднее шести месяцев после ввода предмета лизинга в эксплуатацию, а график лизинговых платежей делается таким, что за первые 98 лет выплачивается 1% суммы договора, а остальные 99% единовременно в конце 99-го года. Таким образом, 99% валютной выручки можно вернуть в страну аж через 99 лет и это все - по закону.

Теперь обратимся к абзацам 4, 5 и 6 того же пункта 3 статьи 34, устанавливающим, что при ввозе на территорию Российской Федерации или вывозе с ее территории предмета лизинга уплата таможенных налогов и тарифов производится одновременно с лизинговыми платежами. Учитывая все вышесказанное и не платя 99 лет лизинговые платежи, таможенные платежи также можно не платить 99 лет, и опять - все по закону.

В связи с этим, интересно мнение специалистов многих лизинговых компаний, которые, несмотря на разразившийся финансовый кризис и чрезмерно высокий налоговый пресс, продолжают и хотят работать в России. Это мнение таково: Закон «О лизинге» в том виде, в котором он существует сейчас, еще более усложняет работу отечественных лизинговых компаний и буквально «выталкивает» их в оффшорные зоны.

Сегодня и на ближайшие 10-15 лет у лизинга в России альтернативы нет, так как только лизинг при сложившейся ситуации способен соединить инвестиционные ресурсы с конкретным предприятием.

Если сегодня в индустриально развитых странах лизинг охватывает до 30% всего реализуемого оборудования, то по прогнозам, сделанным для России, этот показатель у нас скоро может достигнуть 60% и более.

И в этом случае получается, что лизинг - не просто очередной финансовый инструмент среди целого ряда других, таких, как кредитование и портфельные инвестиции, а наиболее приемлемый, если не единственный, путь возрождения России.

Поэтому так важно, чтобы лизинг как можно скорее был полностью и без противоречий законодательно урегулирован, не оставлял лазеек для чиновничьего произвола, привлекал инвесторов, был выгоден лизингополучателям и отвечал интересам государства. Ибо любая его дискредитация, которая ныне заложена в некоторых положениях Закона «О лизинге», может нанести непоправимый ущерб интересам страны.

Теперь остается ждать появления инструкций, писем и иных подзаконных актов, которые будут комментировать и разъяснять статьи Закона «О лизинге», и, если лоббистские возможности тех, кому мы обязаны появлением закона в его нынешней редакции, окажутся такими же сильными, как и при его принятии, то мы сможем получить совершенный образец коррупционного закона, наносящего прямой экономический ущерб России.


3.2 Предложенная схема усовершенствования техники форфейтинговой сделки с участием предприятий ТЭК


Автором дипломного исследования предлагается для российских предприятий ТЭК использовать следующую технику проведения форфейтинговой сделки.

Существует два возможных инициатора форфейтинговой сделки - экспортер и импортер. Чаще всего в этой роли выступает экспортер либо его банк. И это естественно, поскольку для дисконтирования представляются или переводные векселя, выписанные экспортером, или простые векселя, оплачиваемые ему. Именно этим определяется необходимость проведения переговоров инициатора с форфейтером на ранних стадиях подготовки контракта. Еще до того, как экспортер и импортер подпишут контракт, форфейтер может определить свои требования к гарантии или авалю, хотя бы приблизительно указать размер дисконта. Без этой информации экспортер не в состоянии точно определить цену контракта.

На практике далеко не каждый экспортер вступает в переговоры с форфейтером на столь ранней стадии, а в результате он может обнаружить, что маржа за финансирование, включенная им в цену контракта, необоснованна.

Первое, что должен определить для себя форфейтер, - это характер сделки, т.е. выяснить, с какими ценными бумагами ему придется иметь дело - финансовыми или товарными. Финансовые векселя - это ценные бумаги, выпущенные с целью аккумуляции средств, которые заемщик в дальнейшем может использовать по своему усмотрению. Товарные же векселя оформляются в случае сделок купли-продажи продукции. Однако граница между финансовыми и товарными сделками в определенной мере размыта (скажем, выписывается вексель без совершения торговой сделки, но затем полученные средства используются для покупки каких-либо товаров). Тем не менее определенность в вопросе о том, являются ли векселя финансовыми или товарными, для форфейтера имеет важное значение по следующим причинам.

Во-первых, некоторые участники вторичного форфейтингового рынка не желают приобретать финансовые векселя. Существуют различные объяснения этого нежелания. Некоторые вторичные форфейтеры рассматривают подобный способ привлечения ресурсов как свидетельство финансового неблагополучия заемщика (хотя это не всегда так). Иные отдают предпочтение товарным векселям по той причине, что деньги обесцениваются, что пугает инвесторов, и реальный товар кажется им более надежным вложением средств.

Во-вторых, даже тот, кто согласен купить финансовые бумаги, хочет знать, с каким видом бумаг он будет иметь дело, поскольку это влияет на оценку общего риска, которому он подвергается.

Большая часть векселей, продаваемых на вторичном форфейтинговом рынке, является товарными. Поэтому в случае предложения финансовых бумаг обязательным считается предварительное письменное предупреждение об этом. Если это условие нарушено, покупатель финансовых бумаг имеет право потребовать аннулирования сделки.

Форфейтер всегда должен иметь на руках краткое описание сделки, лежащей в основе операций с векселями. Оно может быть получено по телексу или факсу при предварительном обсуждении условий операции.

После того как форфейтер выяснит характер сделки, он должен определить следующее.

Объем финансирования, валюта, срок.

Кто является экспортером и в какой стране он находится? Этот вопрос важен, потому что хотя финансирование обеспечивается без права регресса, существуют обстоятельства, при которых форфейтер может предъявить претензии экспортеру. Кредитоспособность экспортера также имеет значение. Кроме того, форфейтер должен проверить подлинность подписей на векселях.

Кто является импортером и из какой он страны? Для проверки достоверности подписей и соответствия оформления векселей законодательству форфейтер должен точно определить импортера и его местонахождение.

Кто является гарантом и из какой он страны?

Чем оформляется долг, подлежащий форфейтированию: простым векселем, переводным и т.д.?

Каким образом долг застрахован?

Периоды погашения векселей, суммы погашения.

Вид экспортируемых товаров. Этот вопрос интересует форфейтера, во-первых, с точки зрения целесообразности всей сделки, во-вторых, с позиции легальности экспорта.

Когда будет производиться поставка товара? Дата должна быть близка к дате предоставления финансирования. Важно также и то, что гарант вряд ли сможет авалировать вексель до тех пор, пока поставка не будет осуществлена.

Когда поступят документы, подлежащие дисконтированию? Пока документы не будут получены, форфейтер не сможет проверить и дисконтировать их.

Какие лицензии и иные документы по условиям контракта должны быть представлены для поставки товаров? Форфейтер несет ответственность за то, что не возникнет никаких задержек в исполнении финансируемого им контракта.

В какую страну будет совершен платеж форфейтеру? Это важно знать, поскольку платеж в заграничный банк может задержать получение средств, и такая задержка должна быть учтена при дисконтировании бумаг, существует также возможность замораживания средств на счетах властями страны, и эта возможность тоже должна быть учтена при расчете дисконта. Форфейтер может даже отказаться от сделки, если его не устраивает 6анк, в который поступят средства.

После того как форфейтер получит ответы на вышеперечисленные вопросы, он должен провести кредитный анализ. Большинство форфейтинговых операций осуществляется банками, и кредитный анализ является обязательным этапом подготовки сделки. Существует как минимум четыре вида риска, которые должны быть проанализированы форфейтером: риск гаранта, риск покупателя, риск импортера, риск страны.

Кроме того, форфейтер должен собрать следующую информацию.

Какова кредитоспособность гаранта?

Можно ли будет в дальнейшем продать бумаги по приемлемой цене?

Есть ли какие-либо сомнения в кредитоспособности, компетентности экспортера или импортера и на чем они основываются?

Имеется ли возможность покупки данного долга с учетом уже имеющихся в портфеле форфейтера ценных бумаг? Какая при этом ожидается степень риска?

После этого форфейтер может называть свою твердую цену. Однако с момента передачи заявки на совершение форфейтинговой сделки до реальной поставки товаров, когда форфейтер сможет купить векселя, проходит определенное время, в течение которого процентные ставки могут измениться в неблагоприятном для форфейтера направлении. Этот рисковый период может быть разделен на две части.

Первая часть - время между передачей на рассмотрение заявки и принятием ее импортером. Естественно, пока заявка не согласована с последним, нет уверенности в том, что сделка вообще состоится. На это время форфейтер может предложить экспортеру опцион - вид контракта, по которому покупатель имеет право в течение определенного срока либо купить по фиксированной цене оговоренную сумму иностранной валюты, либо продать ее. Владелец опциона принимает решение о том, воспользоваться или нет предоставленным ему правом, в зависимости от динамики валютных курсов. Во всех случаях риск, которому подвергается владелец опциона, заранее ограничен ценой опциона, а выигрыш теоретически не ограничен. Если период предоставленного опциона не превышает 48 часов, то форфейтер может принять на себя риск и без начисления комиссии, если превышает - начисляется определенная сумма комиссии. Обычно форфейтеры не соглашаются на опционы сроком свыше 1 месяца, хотя бывают исключения (до 3 месяцев).

Вторая часть - время между утверждением заявки и поставкой товаров. В течение этого времени (обычно от нескольких дней до 12 месяцев) форфейтер и экспортер несут обязательства, от которых они могут отказаться лишь при условии компенсации всех расходов другой стороне. В случае отказа экспортер должен компенсировать расходы форфейтера по другим обязательствам, которые он мог принять на себя с целью финансирования данной сделки; форфейтер - компенсировать экспортеру все расходы по организации другого, возможно, более дорогого источника финансирования. Кроме того, форфейтер обычно взимает с экспортера так называемые “комиссионные за обязательство”, т.е. за то, что, принимая на себя определенные обязательства в отношении данного экспортера, он лишает себя потенциальной возможности заключить иные, возможно, более выгодные сделки.

После того как достигнута предварительная договоренность о сделке, форфейтер посылает документы с предложением (телексом или письмом) экспортеру, который должен письменно подтвердить свое согласие. Форфейтер также перечисляет документы, с которыми ему необходимо ознакомиться до того, как он приступит к дисконтированию векселей (лицензия на экспорт товаров, иные уведомительные документы). Знакомство с указанной документацией должно дать ему возможность убедиться в том, что сделка совершится.

Когда предложение будет принято экспортером, он должен подготовить серию переводных векселей или подписать соглашение о принятии простых векселей от покупателя. На данной стадии экспортер должен также получить гарантию или аваль на свои векселя. Кроме того, он делает надпись на векселях: “без права регресса”. Таким образом, будут готовы все документы, на основе которых форфейтер может произвести дисконтирование, даже если отгрузка товаров фактически еще не произведена.

Средства обеспечения возврата кредита форфейтеру

Гарантии и авали

В международной торговле экспортер получает от иностранного покупателя переводные или простые векселя, оплата которых должна быть произведена в предусмотренные сроки. Банк в стране импортера либо авалирует такие оборотные документы, либо гарантирует их исполнение. Поскольку форфейтер покупает долговые обязательства без права регресса, он несет все риски возможного неплатежа. Поэтому если должник не является первоклассным заемщиком, форфейтер будет стремиться получить определенное обеспечение - в форме аваля или безусловной гарантии банка.

Гарантийное обязательство выдается гарантом кредитору в обеспечение своевременной уплаты причитающейся с должника суммы. Гарантия предоставляется в форме соответствующего письма, которое должно содержать следующие реквизиты: кем выдано письмо, юридический адрес гаранта, № гарантийного письма, объект гарантии (сделка, дата поставки продукции, процентная ставка и т.д.).

Существует несколько видов гарантий, различающихся по субъекту гарантийного обязательства, порядку оформления гарантии, источнику средств, используемому для гарантийного платежа. В качестве субъекта гарантийного обязательства при сделках “а-форфе” могут выступать финансово устойчивые предприятия или специальные учреждения, располагающие средствами. Чаще всего такими учреждениями являются банки.

Кроме снижения рисков форфейтера гарантии обеспечивают более высокую ликвидность дисконтированных бумаг на вторичном рынке. Если предоставляется банковская гарантия, то обычно ее выставляют международные банки, имеющие представительства в стране импортера.

Аваль - это вексельное поручительство, в силу которого авалист принимает ответственность за выполнение обязательств какого-либо обязанного по векселю лица. Кроме подписи аваль должен содержать надпись на векселе: ”per aval”, а если это переводной вексель, на нем должны быть указаны также фамилия, имя, отчество авалиста. По сравнению с гарантией аваль обладает преимуществом, заключающимся в том, что он неотделим от векселя. Кроме того, оформление аваля значительно проще, чем оформление гарантийного письма.

Гарантийные оборотные документы учитываются экспортером в своем банке без права регресса требований. Банк экспортера, таким образом, действует как форфейтер. Это вытекает из самого соглашения о форфейтинге, которое обычно заключается лишь после того, как достигнута договоренность - между продавцом и его банком о том, что банк выступит в качестве форфейтера, и между покупателем и его банком о том, что банк авалирует векселя или предоставит гарантию их оплаты.

Форфейтер особенно заинтересован в эффективном обеспечении приобретаемого им оборотного документа. Если таким обеспечением является аваль, то, например, по английским законам такое обязательство считается действительным и авалист как гарант несет такую же ответственность, как и индоссант документа.

Если обеспечение имеет форму банковской гарантии, в ней указывается, что она является основной гарантией и гарант занимает положение главного должника, что она является безотзывной и безусловной, что она делима и передаваема.

Договор между экспортером и форфейтером обычно содержит оговорку о применимом праве и юрисдикции. Если обеспечением является гарантия, аналогичная оговорка включается в гарантию, которую банк дает форфейтеру в стране импортера.

Продавец форфейтинговых бумаг, независимо от того, происходит ли продажа на первичном или вторичном рынке, обязан оперировать действительными долговыми обязательствами, связанными с реальными сделками. Если покупатель обнаружит, что приобрел требование, не имеющее силы, он вправе выставить иск на продавца (этого не может предотвратить даже надпись на ценной бумаге: «без права регресса»). Однако между первичным покупателем (форфейтером) и покупателем на вторичном рынке существует принципиальное различие: форфейтер обязан проверить документацию, подтверждающую реальность и законность сделки, в то время как вторичный покупатель обычно этого не делает. Существует три очевидные причины, из-за которых такая проверка является функцией первичного покупателя.

Во-первых, именно он составляет соглашение с экспортером при покупке векселей и имеет возможность проверить все документы, а также правильность оформления векселей. На вторичном рынке может оказаться немало потенциальных покупателей форфейтинговых бумаг, и если они все захотят проверить документы, относящиеся к сделке, то это займет много времени, поскольку документы могут находиться в различных банках, а их ксерокопирование и пересылка замедлят операцию.

Во-вторых, банк, предлагающий векселя на вторичный рынок, чаще всего предпочитает не афишировать имя экспортера, пока не будет достигнута договоренность о продаже. Помимо других причин это объясняется тем, что, узнав, кто является экспортером, вторичный покупатель может “выйти” на него, минуя первичного форфейтера.

В-третьих, важны также обычные соображения конфиденциальности. Исходя из этого, банк не желает предоставлять документы, относящиеся к сделке, всем потенциальным покупателям.

Другим направлением, где первичный форфейтер несет определенные обязанности, не разделяемые вторичными покупателями, является проверка аваля и гарантии. Безусловно, покупатель на вторичном рынке при желании может послать запрос гаранту. Однако это приведет к ненужному и, возможно, многократному дублированию работы, связанной с подобной проверкой.

Издержками импортера, участвующего в форфейтинговой операции, являются комиссионные в пользу гаранта. Обычно комиссионные (комиссия) - это определенный процент от номинальной стоимости гарантированных или авалированных векселей, являющийся объектом переговоров между импортером и гарантом. В тех случаях, когда форфейтер не настаивает на гарантии, он может потребовать от импортера уплаты определенной суммы в качестве компенсации за дополнительный риск.

Комиссия за гарантию обычно выплачивается раз в год (в начале года). Иногда она может выплачиваться в момент подписания гарантийного письма или авалирования векселя. Бывает также, что комиссия рассчитывается как процент от номинальной стоимости каждого векселя отдельно и выплачивается по истечении его срока.

Издержки экспортера по организации форфейтингового финансирования складываются из: ставки дисконта, комиссии за опцион и комиссии за обязательство.

Ставка дисконта базируется на процентной ставке за кредит, предоставляемый на срок, равный среднему сроку дисконтируемых векселей. Например, если форфейтер дисконтирует векселя, срок которых истекает в интервалы, равные 6 месяцам в течение 5 лет, то средний срок всех векселей будет равен 2 ¾ года. В этом случае форфейтер будет основывать свои расчеты на превалирующей процентной ставке, начисляемой на кредиты, выданные сроком в 2 ¾ года. Учитывается, естественно, и тренд процентной ставки.

Затем форфейтеру нужно определить размер премии, взимаемой им сверх суммы дисконта. Уровень премии отражает степень рисков, которым подвергается форфейтер. Чаще всего они связаны с политическими трудностями или проблемами трансферта, значительно реже - с несостоятельностью гаранта, поскольку гарантию обычно берут у первоклассного института. Если гарантом выступает крупный международный банк или государственный банк, премия будет несколько ниже. Для большинства стран ее размер может колебаться от 0,5 до 5%.

Следующий компонент премии связан с тем, что форфейтинговое финансирование предоставляется по фиксированной процентной ставке. И хотя форфейтер может согласовать сроки полученных и предоставленных ссуд, процентный риск остается (всегда существует реальная возможность того, что финансирование по выгодной ставке может оказаться недоступным)

Если векселя выражены в валюте, мало распространенной на рынке, то премия может включать в себя еще один компонент, а именно комиссионные, связанные с проведением форфейтером операции валютного свопа.

Наконец, еще одной составляющей премии являются средства, обеспечивающие форфейтеру покрытие его управленческих расходов на организацию сделки (обычно, 0,5% от ставки дисконта).

Размер премии будет несколько выше, если форфейтер и экспортер договорятся о покупке векселей через определенный промежуток времени (например, через 1 месяц или более).

Кроме вышеперечисленных издержек, включаемых в премию, существуют и другие затраты. Это могут быть, например, комиссия (премия) за опцион, предоставленный форфейтеру экспортером, и так называемая комиссия за обязательство (за неполученную часть кредита). Обычно размер этой последней комиссии определяется ежемесячно или ежегодно в виде процента от номинальной стоимости векселей и взимается до момента их дисконтирования. Размер комиссии может колебаться от 0,25 до 1,5% в год. Как правило, оплата совершается в начале каждого месяца.

Многие форфейтеры ежемесячно публикуют котировки своих ставок в различных специальных изданиях.

Также автор настоящего дипломного исследования предлагает следующие возможности управление рисками участников международной форфейтинговой сделки для предприятий ТЭК РФ.

Основным риском экспортера является валютный риск, возникающий в связи с тем, что стоимость векселей может быть выражена в валюте, отличной от валюты, в которой он ведет свой учет экспортера, или, иначе говоря, риск того, что движения валютного курса будут неблагоприятны для экспортера. Риск возникает в период между заключением договора с форфейтером (когда экспортер должен принять финансирование по уже установленной ставке) и поставкой товара импортеру. Подобный риск присущ, конечно, не только форфейтинговым операциям. Его можно избежать с помощью специального пункта в контракте, разрешающего изменение конечной цены в соответствии с движением курса валюты.

С целью управления рисками экспортер может составить список своих форфейтинговых контрактов в различных валютах в зависимости от сроков их окончания, что даст ему возможность отслеживать свою потребность в средствах и при необходимости проводить форвардные операции. Последние означают срочные внебиржевые валютные сделки, совершаемые банками и промышленно-торговыми компаниями по телефону или телексу на договорной основе. В момент заключения сделки на условиях «форвард» фиксируются срок, курс и сумма, но до наступления срока (обычно от 1 месяца до полугода) суммы по счетам не проводятся. Сделка “форвард” производится по форвардному валютному курсу, равному курсу “спот ± премия/скидка”.

Импортер берет на себя обязательство по истечении определенного времени оплатить поставленную ему продукцию. При этом сумма и валюта фиксированы, процент по его долгу заранее рассчитан и включен в стоимость векселей, а векселя выписываются в национальной валюте импортера. Только в том случае, когда национальная валюта импортера по каким-то причинам неприемлема для форфейтера и импортеру приходится рассчитываться в иной валюте, для него возникает валютный риск, который может быть хеджирован с помощью фьючерсов.

Импортер, как и экспортер, с целью контроля движения валюты и управления валютными рисками должен иметь план притока и оттока средств в каждой валюте. Если заключено несколько форфейтинговых контрактов, различных по срокам, а также несколько фьючерсных контрактов, список для удобства управления может быть разбит на транши. Таким образом, импортер может контролировать свои риски.

В любой форфейтинговой сделке гарант принимает на себя обязательство оплатить векселя в срок, а также имеет право потребовать у импортера исполнения платежа. Таким образом, у него имеются условные обязательства и условные же активы. Если они выполняются одновременно, то гарант не несет никаких рисков. Однако существует вероятность того, что импортер задержит платеж. И хотя при этом гарант получает право требовать уплаты процента за просроченный платеж, тем не менее, есть риск того, что импортер окажется полностью неплатежеспособным. Если импортер действительно не выполнит своих обязательств, у гаранта возникают проблемы с ликвидностью.

Наиболее эффективным методом контроля рисков гаранта является установление кредитных лимитов на каждого импортера и по общему объему выдаваемых гарантий на каждую отрасль. Критерии для определения лимитов основываются на кредитном анализе импортеров. Уровень подготовки специалистов, способных обосновать такие лимиты, должен быть очень высоким.

Необходимо помнить, что гарант подвергается так называемому соверен- ному риску (риску страны). Снизить степень этого риска можно с помощью установления лимитов сумм на выдачу гарантий для каждой страны.

С момента подтверждения согласия на проведение форфейтинговой операции и до момента получения средств форфейтер несет риски, различные на разных стадиях осуществления сделки.

Валютный риск

Если форфейтер предоставляет экспортеру опцион на период до подписания контракта, он несет риски неблагоприятного изменения процентных ставок, снизить которые можно при помощи форвардных контрактов.

Вплоть до даты покупки долговых обязательств форфейтер всегда может отказаться от сделки, если его что-то не устраивает. С момента же покупки векселей для форфейтера возникает риск того, что с приобретенными активами могут возникнуть сложности (из-за их неверного оформления, отсутствия разрешения властей и т. д.).

Различные риски возникают также в зависимости от того способа, который форфейтер выбирает для финансирования своей покупки. В большинстве случаев форфейтер берет заем на финансирование своей сделки в той же валюте, в которой эта сделка заключена. Однако если, к примеру, он взял заем в немецких марках, а валютой контракта являются доллары США, он автоматически подвергается валютному риску. Но если форфейтер обеспечил совпадение сроков платежей по векселям и по своему долгу, то валютный риск может быть легко хеджирован с помощью параллельных форвардных валютных контрактов. Если же указанные сроки не совпадают, то форфейтер хеджирует риск неблагоприятного движения курса валют лишь частично.

Риск несвоевременной оплаты векселей

С учетом вероятности данного риска форфейтер должен следить за тем, чтобы у него всегда было достаточно собственных средств для выполнения своих обязательств (для своевременной оплаты задолженностей). Для этого форфейтер составляет планы поступления и оттока средств. При этом желательно, чтобы между сроками погашения собственных обязательств и оплатой векселей существовал небольшой разрыв (на случай несвоевременного поступления платежей по векселям). Для управления рисками форфейтер обычно составляет такие списки по всем своим обязательствам, а также по находящимся в его портфеле бумагам в различных валютах. Для удобства список может быть разделен на транши в зависимости от сроков. Каждому траншу соответствуют определенные суммы обязательств, которые должны быть исполнены в соответствующий период.

Форфейтер может не получить финансирования на условиях фиксированной процентной ставки. В этом случае он может принять на себя риск финансирования по плавающей ставке, который он хеджирует покупкой процентных фьючерсов.

В организации обязательно должен быть человек, отвечающий за своевременность представления векселей к оплате. Предпочтительно, чтобы источником информации о векселях, сроки которых истекают, были формы бухгалтерского учета.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


© 2010 РЕФЕРАТЫ