Камеральная система
Камеральная система
Введение
Формирование
в России предпринимательских отношений, разнообразие форм собственности,
становление общепризнанных принципов защиты прав человека — все это требует от
налогового регулирования таких путей и подходов, которые диктуются не только
потребностями государства и бюджета, но и законами рыночной экономики, основанными
на борьбе за выживание хозяйствующих субъектов условиях конкуренции и
приумножения частной собственности.
Процесс
становления норм налогового законодательства выявил особую актуальность многих
институтов налогового законодательства и сфер налоговых отношений. Налоговое
законодательство становится важнейшим регулятором социально-экономического
развития общества и непосредственно затрагивает жизненные интересы граждан и
бюджетные интересы государства. В этих условиях особенное значение приобретает
институт защиты прав налогоплательщиков как непосредственных участников
предпринимательской деятельности. Именно они в процессе налоговой реформы и
становления налогового законодательства испытывают на себе всю остроту проблем,
связанных с неурегулированностью ключевых моментов имущественных и властных
налоговых отношений.
Криминальная
повседневность заставляет задуматься о том, насколько совершенна наша налоговая
система, и вообще совершенна ли она. Современные условия жизни вынуждают
налогоплательщиков скрывать свои доходы, не платить налогов, что в свою очередь
не способствует совершенствованию налоговой системы. И страх уголовной
ответственности является едва ли не самым значимым обстоятельством,
заставляющим платить налоги. Одним из важнейших условий стабилизации финансовой
системы любого государства, в том числе российского, является обеспечение
устойчивого сбора налогов.
Объем
мобилизуемых средств в виде налогов и других обязательных платежей в
федеральный и местный бюджеты во многом зависит от четкого исполнения
юридическими и физическими лицами налогового законодательства и других
нормативных актов. Вследствие неуплаты налогов образуется дисбаланс в бюджете,
в результате чего не выполняются различные социальные программы государства, в
недостаточной степени финансируется армия и военно-промышленный комплекс и,
следовательно, нарушается обороноспособность страны, которая является наиболее
значимым фактором стабильности страны. Также не выплачиваются пенсии,
заработные платы бюджетникам, страдает медицинская сфера. И это далеко не все
проблемы, существует множество проблем, которые возникают из-за несовершенства
налоговой системы.
Все
государственные органы, в том числе и налоговые, эффективно применяют контроль,
поскольку он является основным элементом управления. Посредством контроля
устанавливается достоверность данных о полноте, своевременности и эффективности
выполняемого задания, а также законность операций и действий, осуществленных
должностными лицами при выполнения задания, выявление внутренних резервов улучшения
деятельности и устранения допущенных нарушений и недостатков в работе, включая
привлечение к ответственности, допущенную халатность при выполнении
установленных заданий.
Таким
образом, контроль в налоговой деятельности – это метод руководства компетентного
органа государственного управления за соблюдением налогоплательщиками
требований налогового законодательства. Контроль за соблюдением налогового
законодательства в России осуществляет в соответствии с Налоговым Кодексом РФ и
законом «О налоговых органах Российской Федерации» от 21.03.1991г. (ред. от
27.07.2006) №943-1.[1]
В мировой
практике получил широкое распространение последующий аудиторский контроль. В
нашей стране обязательные аудиторские проверки предусматривались только для
предприятий, в деятельности которых участвовали иностранные инвесторы, и
некоторых других категорий предприятий. Такие проверки способствовали повышению
уровня постановки бухгалтерского учета на предприятиях, устранению недостатков
в исчислении налогов и, следовательно, пополнению доходной базы бюджетов.
Независимо
от результатов аудиторских проверок последующий контроль осуществляет
государство в лице налоговых органов. Однако, несмотря на все положительные
качества этого органа налогового контроля и в нем, как и во все остальных, есть
свои изъяны. Одним из важнейших является коррупция.
Сегодня
вопросы, касающиеся проведения налоговых проверок являются очень актуальными.
Ни один
налогоплательщик не застрахован от налоговой проверки. И хотя она является
нелегким испытанием для руководства организаций и бухгалтеров, не стоить
думать, что мы не в состоянии повлиять как на ход самой проверки, так и на ее
результаты.
Если в
организации прошла проверка, в результате которой начислили большие суммы
недоимки, пеней и штрафов, не следует сразу же впадать в отчаяние. Практика
показывает, что большой процент вынесенных по результатам проведения налоговых
проверок решений можно оспорить.
Любой
налогоплательщик (организации, предприятия, учреждения), должен знать правила и
порядок проведения проверок, оформления ее результатов, права и обязанности
сторон (налогоплательщика и налогового (проверяющего) органа). Тогда ее
проведение может и не оказаться таким неожиданным и непредвиденным, а результаты
ее проведения такими «ужасающими» и совсем не такими, какими их нужно
представить налоговому органу.
Порядок
проведения налоговых проверок определяется нормами Налогового кодекса
Российской Федерации. Знание его норм позволяет налогоплательщикам не только
видеть ошибки инспекторов, но и эффективно защищать свои права, нарушенные
вследствие таких ошибок.
Целью
курсовой работы является теоретическое обоснование выбранной темы.
Предмет
исследования курсовой работы: камеральная система.
Объект
исследования – ИФНС №4 по Алтайскому краю в г. Новоалтайске.
Задачи
данной работы:
1.Раскрыть
теоретические аспекты камеральных налоговых проверок.
2.Изучить
нормативно-правовое регулирование камеральных налоговых проверок.
3.Исследовать
организационно-экономическую характеристику ИФНС.
4. Рассмотреть
проблемы проведения камеральных налоговых проверок и пути их усовершенствования.
Методы
исследования, используемые в курсовой работе: наблюдение, сравнительный анализ,
графический.
Поставленная
цель и задачи определили структуру работы. Она состоит из введения, трех глав и
заключения.
В работе
будут использованы идеи как западных, так и отечественных специалистов.
Таким
образом, данная работа направлена на изучение и анализ камеральной системы
Российской Федерации.
Глава
1. Налоги
1.1 Сущность, функции и виды налогов
1.1.1 Сущность
налогов
Под налогом
понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с
организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве
собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных
средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или)
муниципальных образований (налог на добавленную стоимость, налог на игорный
бизнес, земельный налог и др.)[2].
Одно из
главных требований к налоговому контролю вытекает из известных с древности
принципов налогообложения – контроль должен приносить значительно больше
средств, нежели затрачивается на его проведение (принцип дешевизны и
эффективности налоговой системы). Российская практика проведения налогового
контроля не подтверждает это требование. Напротив, действия созданных по указам
Президента РФ комиссий (ВЧК, Комиссия по валютному контролю и др.) не принесли
ощутимых результатов, хотя на их проведение были отвлечены значительные
материальные и трудовые ресурсы. Меры чисто административного налогового
воздействия на экономику, как подтверждает практика, способны дать лишь
кратковременный результат в плане увеличения налоговых сборов. В целом же эти
меры обычно провоцируют уход от налогообложения, переток капиталов за границу в
ущерб российской экономике.
Статья 57
Конституции РФ[3]
провозглашает, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
При этом законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков,
обратной силы не имеют.
Система
налогов и сборов в Российской Федерации отражает федеративное устройство
Российского государства и представлена тремя условиями[4]:
1)
федеральные налоги и сборы;
2)
региональные налоги и сборы, то есть налоги и сборы субъектов Российской
Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов;
3) местные
налоги и сборы.
Налоги – важная
экономическая категория, исторически связанная с существованием и
функционированием государства.
Первый
сущностный признак налога – отношение власти и подчинения. В отношении налогов
это означает, что субъект налога не может отказаться от выполнения возложенной
на него обязанности – внесения оклада налога в бюджетный фонд. При невыполнении
обязательств применяются соответствующие санкции (штраф, лишение свободы и др.)[5].
Второй
признак налогов – смена собственника. С помощью налогов доля частной
собственности (в денежной форме) становится государственной, при этом
образуется централизованный денежный фонд – бюджетный фонд. Налоги поступают
только в бюджетный фонд, в котором обезличиваются. Этим налоги отличаются
от сборов, в процессе которых образуются целевые денежные фонды. Например, сбор
на содержание правоохранительных органов, сбор на нужды образования, курортный
сбор и т.д.[6]
Важный
отличительный признак налогов – безвозвратность и безвозмездность, т. е. налог
никогда не возвращается плательщику налога, и последний при этом не получает
ничего взамен: ни права участия в каких-либо хозяйственных операциях, ни права
пользования материальными и нематериальными объектами, ни права какого-либо
действия (ввоза, вывоза товаров), ни документа. Этот признак отличает налоги от
пошлин (субъект пошлины получает право на осуществление каких-либо хозяйственных
операций (вывоз, ввоз товаров), получает какое-либо свидетельство, документ).
Взносы в
государственные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд, Фонд социального страхования,
Фонд обязательного медицинского страхования, Фонд занятости) не относятся к
налогам, так как не обладают указанными выше признаками. Взносы вносятся на
определенные цели, возвратны и при этом не поступают в бюджетный фонд.
Для
изучения каждого налога необходимо выделить его элементы[7]:
- субъект
налога;
- носитель
налога;
- объект
налога;
- источник
налога;
- единица
(масштаб) обложения;
- ставка
налога;
- оклад
налога;
-
налоговый период;
-
налоговая квота (бремя налога);
-
налоговая льгота;
-
налоговая политика;
-
налоговый кадастр;
- система
налогов.
Субъект
налога – лицо, на которое законом возложена обязанность уплачивать налог.
Однако через механизм цен налоговое бремя может перекладываться на другое лицо.
Носитель
налога – физическое или юридическое лицо, уплачивающее налог из собственного
дохода. При этом носитель налога вносит налог субъекту налога, а не
государству. В действительности субъект и носитель налога не совпадают только
тогда, когда существуют условия для его переложения. Пример – косвенный налог:
субъект налога – производитель или продавец товара, носитель – потребитель
товара.
Объект
налога – имущество или доход, которые облагаются налогом. Объекты налога
многообразны: недвижимое имущество, движимое имущество, предметы потребления,
доходы.
Источник
налога – доход, за счет которого уплачивается налог.
Единица
(масштаб) налога – часть налога, принятая за основу для исчисления размера
налога. Например, по подоходному налогу – один рубль дохода; по земельному
налогу – единица измерения площади.
Ставка
налога – размер налога, установленный на единицу налога. Ставка может
устанавливаться в абсолютных суммах (р.) ил и в процентах.
Оклад
налога – сумма налога, взятая со всего объекта налога за определенный период,
подлежащая внесению в бюджетный фонд.
Налоговый
период – время, определяющее период исчисления оклада налога и сроки его
внесения в бюджетный фонд.
Налоговая
квота – доля оклада налога в источнике налога. Налоговая квота отражает тяжесть
налогового бремени, так как показывает, какую часть доходов плательщика изымает
каждый отдельный налог и все налоги в целом.
Налоговая
льгота – снижение размера налогообложения.
Налоговая
политика – меры в области налогов, направленные на достижение каких-либо целей.
Налоговый
кадастр – перечень объектов налога с указанием их доходности.
Система
налогов – перечень предусмотренных налогов и обязательных платежей, взимаемых в
государстве.
1.1.2 Функции
налогов
Налоги как
стоимостная категория имеют свои отличительные признаки и функции, которые
выявляют их социально-экономическую сущность и назначение. Развитие налоговых
систем исторически определили четыре основные его функции[8]:
1. Фискальная
функция – обеспечение финансирования государственных расходов;
2. Регулирующая
функция – государственное регулирование экономики;
3. Социальная
функция – поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между
доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними;
4. Стимулирующая
функция.
Во всех
государствах налоги в первую очередь выполняли фискальную функцию –
изъятие части доходов предприятий и граждан для содержания государственного
аппарата, обороны станы и той части непроизводственной сферы, которая не имеет
собственных источников доходов (многие учреждения культуры, библиотеки, архивы
и др.), либо они недостаточны для обеспечения должного уровня развития –
фундаментальная наука, театры, музеи и многие учебные заведения и т.п.
Налогам
принадлежит решающая роль в формировании доходной части государственного
бюджета. Но не это главное. Государственный бюджет можно сформировать и без
них. Важную роль играет функция, без которой в экономике, базирующейся на
товарно-денежных отношениях, нельзя обойтись – регулирующая. Рыночная экономика
в развитых странах – это регулируемая экономика. Представить себе эффективно
функционирующую рыночную экономику, не регулируемую государством, невозможно.
Иное дело – как она регулируется, какими способами, в каких формах. Здесь
возможны варианты, но каковы бы ни были эти формы и методы, центральное место в
самой системе регулирования принадлежит налогам. Развитие рыночной экономики
регулируется финансово-экономическими методами – путем применения отлаженной
системы налогообложения, маневрирования ссудным капиталом и процентными
ставками, выделения из бюджета капитальных вложений и дотаций и т.п.
Центральное место в этом комплексе экономических методов занимают налоги.
Маневрируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условия
налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает
условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств,
способствует решению актуальных для общества проблем[9].
Социальная или перераспределительная функция налогов[10].
При помощи налогов в государственном бюджете собираются средства, направляемые
затем на решение народнохозяйственных проблем, как производственных, так и
социальных, финансирование крупных межотраслевых, комплексных целевых программ
– научно-технических, экономических и др. С помощью налогов государство
перераспределяет часть прибыли предприятий и предпринимателей, доходов граждан,
направляя ее на развитие производственной и социальной инфраструктуры, на
инвестиции в капиталоемкие и фондоемкие отрасли с длительными сроками
окупаемости затрат (железные дороги, автострады, добывающие отрасли,
электростанции и др.). В современных условиях значительные средства из бюджета
должны быть направлены на развитие сельскохозяйственного производства,
отставание которого наиболее болезненно отражается на всем состоянии экономики
и жизни населения. Перераспределительная функция налоговой системы носит ярко
выраженный социальный характер. Налоговая система, построенная соответствующим
образом, позволяет придать рыночной экономике социальную направленность, как
это сделано в Германии, Швеции, многих других странах. Это достигается путем
установления прогрессивных ставок налогообложения, направления значительной
части бюджета средств на социальные нужды населения, полного или частичного
освобождения от налогов граждан, нуждающихся в социальной защите.
Последняя
функция налогов – стимулирующая[11].
С помощью налогов, льгот и санкций государство стимулирует технический
прогресс, увеличение числа рабочих мест, капитальные вложения в расширение
производства и др. Действительно, грамотно организованная налоговая система
предполагает взимание налогов только со средств, идущих на потребление. А
средства, вкладываемые в развитие, освобождаются от налогообложения полностью
или частично. У нас это правило не выполняется. Стимулирование технического
прогресса с помощью налогов проявляется, прежде всего, в том, что сумма
прибыли, направленная на техническое перевооружение, реконструкцию, расширение
производства товаров народного потребления, оборудование для производства
продуктов питания и ряда других освобождается от налогообложения. Эта льгота,
конечно, очень существенная. Во многих развитых странах освобождаются от
налогообложения затраты на научно-исследовательские и опытно-конструкторские
работы. Делается это по-разному. Так, в Германии указанные затраты включаются в
себестоимость продукции и тем самым автоматически освобождаются от налогов. В
других странах эти затраты полностью или частично исключаются из облагаемой
налогом прибыли. Было бы целесообразно установить, что в состав затрат,
освобождаемых от налога, полностью или частично, входят расходы на НИОКР.
Другой путь – включать эти расходы в затраты на производство.
Указанное
разграничение функций налоговой системы носит условный характер, так как все
они переплетаются и осуществляются одновременно.
1.1.3 Виды
налогов
Вся
совокупность законодательно установленных налогов и сборов подразделяется на
группы по определенным критериям, признакам, особым свойствам.
Первая
классификация налогов была построена на основе критерия перелагаемости налогов,
который первоначально еще в XVII в. был привязан к
доходам землевладельца. Классификация налогов на прямые и косвенные, исходя из
подоходно-расходного критерия, не утратила своего значения и используется для
оценки степени переложения налогового бремени на потребителя товаров и услуг[12].
К числу прямых
налогов относятся: налог на прибыль предприятий и организаций, земельный налог,
подоходный налог с физических лиц, налоги на имущество юридических и физических
лиц, владение и пользование которым служат основанием для обложения.
Косвенные
налоги – это налоги на определенные товары и услуги. Они взимаются через
надбавку к цене. Виды косвенных налогов: налог на добавленную стоимость
(охватывает широкий диапазон продукции), акцизы (облагается относительно
небольшой перечень избранных товаров), таможенные пошлины.
Федеративное
устройство государства определяет организацию бюджетной системы, включающую
совокупность бюджетов разных уровней. В федеративном государстве (США, ФРГ, РФ
и др.) бюджетная система представлена федеральным, региональным и местным
уровнями. В налоговом законодательстве широкое распространение получила статусная
классификация налогов.
К федеральным
относятся следующие налоги и сборы[13]:
·
налог на добавленную стоимость;
·
акцизы;
·
налог на прибыль организаций;
·
налог на доходы физических лиц;
·
единый социальный налог;
·
налог на добычу полезных ископаемых;
·
платежи за пользование природными ресурсами, зачисляемые в
федеральный бюджет, в республиканский бюджет республики в составе Российской
Федерации, в краевые, областные бюджеты краев и областей, областной бюджет
автономной области, окружные бюджеты автономных округов и районные бюджеты
районов в порядке и на условиях, предусмотренных законодательными актами
Российской Федерации;
·
налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения;
·
сборы за выдачу лицензий и право на производство и оборот
этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции;
·
государственная пошлина;
·
таможенная пошлина;
·
сборы за пользование объектами животного мира и за пользование
объектами водных биологических ресурсов;
·
водный налог.
К налогам
республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области,
автономных округов относятся следующие налоги:
-налог на
имущество организаций;
-лесной
доход;
-транспортный
налог;
-налог на
игорный бизнес.
К местным
налогам и сборам относятся:
-земельный
налог;
-налог на
имущество физических лиц.
1.2 Особенности
камеральных проверок - определение, функции и задачи
Налоговый
контроль – элемент финансового контроля и налогового механизма. Он является
также необходимым условием эффективного налогового менеджмента. Налоговые
контрольные действия охватывают всю систему налогообложения, а также
осуществляются в разрезе отдельных налогов, налоговых групп, групп
налогоплательщиков, территорий. Налоговый контроль пронизывает экономику по
вертикали и по горизонтали, обеспечивая соблюдение правил бухгалтерского учета
и отчетности, законодательных основ налогообложения.
Камеральный
налоговый контроль – проводится по месту расположения налогового органа.
Проверка
камеральная - проверка расходования бюджетных средств, казенного имущества,
проводимая внешними аудиторами, в частности, Счетной палатой[14].
Камеральная
проверка практически производится ежеквартально при сдаче баланса (для
иностранных фирм — ежегодно).
Камеральная
проверка является основной формой текущего контроля за правильностью
исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов в бюджеты различного
уровня. Она проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа
(налоговыми инспекторами) в соответствии с их служебными обязанностями без
какого-либо специального решения руководителя налогового органа. Камеральным
проверкам подвергается вся предоставляемая в налоговые органы налоговая
отчетность, а периодичность их проведения определяется установленной
законодательством периодичностью представления налоговой отчетности в налоговый
орган.
Основными
этапами камеральной проверки являются:
-проверка
полноты представления налогоплательщиком документов налоговой отчетности,
предусмотренных законодательством о налогах и сборах;
-визуальная
проверка правильности оформления документов налоговой отчетности (полноты заполнения
всех необходимых реквизитов, четкости их заполнения и т.д.);
-проверка
своевременности представления налоговой отчетности;
-проверка
правильности арифметического подсчета итоговых сумм налогов и сборов,
подлежащих уплате в бюджет;
-проверка
обоснованности примененных налогоплательщиком ставок налога и льгот, их
соответствие действующему законодательству;
-проверка
правильности исчисления налогооблагаемой базы[15].
На данном
этапе камеральной проверки осуществляется камеральный анализ, включающий в
себя: проверку логической связи между отдельными отчетными и расчетными
показателями, необходимыми для исчисления налогооблагаемой базы; проверку
сопоставимости отчетных показателей с аналогичными показателями предыдущего
отчетного периода; взаимоувязку показателей бухгалтерской отчетности и
налоговых деклараций; оценку бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций с
точки зрения их соответствия имеющимся в налоговом органе данным о
финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика; полученным из других
источников.
При
проведении камеральной проверки налоговый орган вправе на основании статей 87,
88, 93 Налогового кодекса Российской Федераций истребовать у налогоплательщика
(иного обязанного лица) дополнительные, сведения, получить объяснения и
документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты
налогов. За непредставление налоговому органу сведений о налогоплательщике или
отказ от представления документов по запросу налогового органа налогоплательщик
(иное обязанное лицо) несет ответственность, предусмотренную статьями 126, 127
Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно
п. 1 ст. 176 НК РФ после представления налогоплательщиком налоговой декларации по НДС налоговый орган
проверяет обоснованность суммы налога, заявленной к возмещению, при проведении
камеральной налоговой проверки в порядке, установленном ст. 88 НК РФ.
В силу п.
2 ст. 88 НК РФ камеральная налоговая проверка проводится уполномоченным
должностным лицом налогового органа в течение трех месяцев со дня представления
налогоплательщиком налоговой декларации и документов, которые в соответствии с
Кодексом должны прилагаться к налоговой декларации, если законодательством о
налогах и сборах не предусмотрены иные сроки.
Поскольку
камеральные проверки стали документальными, появилась возможность фиксации в
ходе их проведения доказательств налоговых правонарушений, связанных с
исчислением налогов, и применения к налогоплательщикам санкций за такие
правонарушения без проведения выездной налоговой проверки. В результате
камеральные налоговые проверки становятся основной формой контроля за
соблюдением налогового законодательства и правильностью исчисления налогов и
сборов.
В ходе
проверки государственные налоговые инспекции выявляют огромное количество
умышленных и неумышленных нарушений налогового законодательства, совершенных
налогоплательщиками.
Задачей
камерального контроля является контроль исполнения налоговых обязательств.
Основным способом осуществления камерального контроля является проведение
налоговых проверок.
Одной из
особенностей процедуры проведения камерального контроля в Российской Федерации
является объединение законодателем в рамках указанного процесса решения задач
как контрольно-проверочного, так и аналитического характера, относимых к сфере
налогового расследования.
Проведение
камеральной налоговой проверки позволяет представителям налоговой
администрации:
- выявить
арифметические ошибки в поступившей от проверяемого отчетности;
-
осуществить сверку данных в документах, поступивших из различных источников.
Функции
камеральной налоговой проверки. В современной системе налогового
администрирования камеральная проверка выполняет две функции[16]:
- контроля за правильностью и достоверностью составления налоговых деклараций; -
отбора налогоплательщиков для проведения выездных проверок.
К основным
особенностям камеральной проверки, требующим, с одной стороны, ее
компьютеризации, а с другой – осложняющим и этот процесс, относятся:
Массовый
характер операций, осуществляемых налоговой инспекцией при камеральных
проверках. Фактически каждый налогоплательщик, сдающий отчетность, проверяется
1 раз в квартал, некоторые (крупные) – 1 раз в месяц. Каждый раз проверке
подвергается не одна декларация, а несколько – от 7 до 13, плюс бухгалтерская
отчетность (3-5 форм) неограниченное количество справок, расчетов,
пояснительных записок, прилагаемых к декларациям.
Массовый
характер ошибок, допускаемых плательщиками при заполнении деклараций, в
расчетах сумм налогов, что приводит к массовым камеральным доначислениям на
весьма значительные суммы, и соответственно массовое применение налоговых и
административных санкций по результатам камеральных проверок.
Жесткий
срок на начисление в карточках лицевых счетов сумм налогов «по данным
плательщика» (5 дней по квартальной отчетности и 10 дней по годовой, по
отдельным налогам (например НДС, налог на землю) иные сроки). Кроме того, срок
проведения камеральной проверки ограничен 3 месяцами со дня представления
декларации налогоплательщиком. Таким образом, в весьма короткий срок (3 месяца)
налоговая инспекция должна отработать каждую декларацию два раза – первый раз
для начисления налогов «по данным плательщика» в течение 5-10 дней со дня сдачи
отчетности и второй – для собственно камеральной проверки.
Отсутствие
единого стандартного подхода к проектированию форм налоговых деклараций, что
делает их крайне неудобными для ручной и обработка непригодными для машинной. В
частности, следует отметить отсутствие на бланках контрольных сумм; возможности
представления деклараций на двусторонних бланках.
Отсутствие
или неочевидность взаимосвязи показателей форм налоговых деклараций и форм
бухгалтерской отчетности, что делает практически бессмысленной трату ресурсов
инспекции на получение последней и ее обработку.
Необходимость
представления целого ряда дополнительных расчетов к декларациям «по
произвольной форме».
Обязанность
плательщика подтверждать свое право на льготы, заявленные в декларации
первичными документами (договорами, платежными поручениями, выписками банков и
т. д.).
С
введением в действие части 1 НК РФ существенно изменилось как само содержание
камеральных проверок, так и её роль в общей системе налогового контроля.
В
соответствии с действовавшим ранее Законом РФ «Об основах налоговой системы
Российской Федерации» от 27.12.1991г. №2118-1 (ред. от 11.11.2003)[17]
камеральные проверки проводились только с использованием представленной
налогоплательщиком налоговой и бухгалтерской отчетности и сводились
преимущественно к контролю за своевременностью представления и правильностью
оформления отчетности, а также проверке ее на предмет наличия арифметических
ошибок в подсчетах.
Безусловно,
целью налоговых проверок является не только (и даже не столько) обеспечение
дополнительных доходов бюджета, но, в первую очередь, предупреждение возможных
налоговых правонарушений и преступлений. Однако эта цель может быть обеспечена
и более экономичными, а главное, более эффективными с точки зрения ее
достижения методами.
Налоговый
кодекс РФ значительно расширил права налоговых органов в части проведения
камеральных налоговых проверок, предоставив им возможность затребовать у
налогоплательщика любые необходимые для проведения проверки документы, получать
объяснения налогоплательщиков по поводу изъяснения налогов, проводить опрос
свидетелей, встречные проверки связанных с налогоплательщиком лиц и т.п.
Таким
образом, камеральные проверки превратились в такие же документальные, как и
выездные, только проверяемый период ограничен последним отчетным периодом, а из
набора используемых при проведении проверки мероприятий исключаются
мероприятия, проводимые исключительно по месту нахождения налогоплательщика.
Поскольку
камеральные проверки стали документальными, появилась возможность фиксации в
ходе их проведения доказательств налоговых правонарушений, связанных с
исчислением налогов, и применения к налогоплательщикам санкций за такие
правонарушения без проведения выездной налоговой проверки. В результате
камеральные налоговые проверки становятся основной формой контроля за
соблюдением налогового законодательства и правильностью исчисления налогов и
сборов.
Провести
камеральные налоговые проверки в отношении абсолютно каждой налоговой
декларации (расчета), подаваемой всеми налогоплательщиками, не представляется
возможным с практической точки зрения, т.к. количество сотрудников налоговых
органов, специально уполномоченных проводить такие проверки, в расчете на одну
налоговую инспекцию ограничено в среднем несколькими десятками, а число
налогоплательщиков (плательщиков сборов, налоговых агентов), состоящих на
налоговом учете в одной налоговой инспекции, исчисляется тысячами, а то и
десятками тысяч.
Именно по
этой причине камеральные налоговые проверки проводятся чаще всего по
определенным основаниям, в том числе: заявление налогоплательщиком
(плательщиком сборов, налоговым агентом) налоговых льгот или вычетов; если
проверяемое лицо подпадает под определение основных или крупнейших
налогоплательщиков и некоторые другие.
В последнее
время усилился контроль за организациями, указывающими в своей отчетности
несоразмерные убытки, представляющими в налоговые органы "нулевую"
отчетность или не представляющими отчетность вообще.
1.3
Нормативно-правовое регулирование камеральных проверок
Нормативно-правовое
регулирование камеральных проверок ведется в соответствии с пунктом 1 статьи 1
НК РФ, законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из НК
РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.
Основу
правового регулирования назначения и проведения камеральных налоговых проверок
составляют ст. ст. 87 - 88 НК РФ. В дополнение к этому налоговым ведомством
разработано и утверждено огромное количество методических указаний по
проведению камеральных налоговых проверок по различным основаниям (в
зависимости от подлежащих уплате налогов (сборов), от видов деятельности, от
категории налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов и т.д.),
но все они предназначены для служебного пользования, не являются согласно п. 2
ст. 4 НК РФ нормативными правовыми актами и обязательны для исполнения только
сотрудниками налоговых органов.
Редакция
ст. 88 НК РФ, действующая до вступления в силу Федерального закона N 137-ФЗ, не
в достаточной мере регламентировала процедуру проведения камеральной налоговой
проверки и оформления ее результатов.
В новой
редакции ст. 88 НК РФ по сравнению с предыдущей более подробно прописана
процедура проведения камеральной налоговой проверки, четко очерчен круг
полномочий по истребованию дополнительных сведений и документов сотрудников
налоговых органов, проводящих камеральную налоговую проверку, решен ряд
принципиальных для налогоплательщика вопросов, связанных с порядком оформления
результатов камеральной налоговой проверки, но положения, касающиеся места и
сроков проведения камеральных налоговых проверок и порядка назначения
камеральной налоговой проверки остались неизменными.
Глава 2.
Камеральная система
2.1
Организационная экономическая характеристика ИФНС
Налоговые
органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением
законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и
своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации
налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской
Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты
(перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных
платежей. В указанную систему входят федеральный орган исполнительной власти,
уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его
территориальные органы.
Налоговые
органы осуществляют свои функции и взаимодействуют с федеральными органами
исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской
Федерации, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными
фондами посредством реализации полномочий, предусмотренных настоящим Кодексом и
иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.[18]
Налоговые
органы в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, Федеральными
Конституционными законами, Налоговым Кодексом Российской Федерации и другими
федеральными законами, настоящим Законом и иными законодательными актами
Российской Федерации, нормативными правовыми актами Президента Российской
Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации,
международными договорами Российской Федерации, а также нормативными правовыми
актами федеральных органов исполнительной власти, органов государственной
власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления,
принимаемыми в пределах их полномочий по вопросам налогов и сборов.[19]
В связи с
проведением административных реформ меняются правовой статус и полномочия
государственных органов власти, их структура, численность и сфера деятельности.
Значит, необходимо иметь четкое представление о компетенции той или иной
властной структуры. Это поможет разобраться, насколько правомочны действия
чиновников, и обжаловать их в случае необходимости.
Правовой
статус и компетенция налоговых органов определены статьей 30 Налогового Кодекса
РФ. Согласно п. 1 данной статьи налоговые органы - единая централизованная
система, состоящая из федерального органа (ФНС России) и подведомственных ему
территориальных органов. Эта система создана с целью контроля и надзора за
правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и сборов и
иных обязательных платежей, установленных законодательством. Для выполнения
этих целей НК РФ и иными нормативными правовыми актами инспекциям предоставлены
определенные полномочия (ст. 31 НК РФ). Налоговые органы действуют в пределах
своей компетенции, которая установлена Положением о Федеральной налоговой
службе[20].
Согласно п. 1 данного Положения эта служба является территориальным органом федеральной
налоговой службы (ИФНС) и входит в единую централизованную систему налоговых
органов.
Инспекция
находится в непосредственном подчинении Управления ФНС России по субъекту
Российской Федерации (далее - Управление) и подконтрольна ФНС России и
Управлению.
Страницы: 1, 2, 3
|