бесплатные рефераты

Камеральная система

2.1.1    Межрайонная ИФНС №4 по Алтайскому краю, ее полномочия, основные положения

Организационная структура инспекции, ее функции

Межрайонная Инспекция Федеральной налоговой службы № 4 по Алтайскому краю является территориальным органом министерства РФ по налогам и сборам. Инспекция была образована 01.07.1990 года, общая численность сотрудников составляет 66 человек.

Инспекция состоит из 7 структурных подразделений, в том числе:

Руководство;

Отдел общего и хозяйственного обеспечения;

Отдел информационно-аналитической работы;

Отдел работы с налогоплательщиками;

Отдел контроля налогообложения физических лиц;

Отдел налогообложения юридических лиц;

Отдел контроля применения контрольно-кассовых машин, производства и оборота алкогольной и табачной продукции;

Отдел взыскания задолженности юридических лиц.

Принятая организационная структура в Инспекции Федеральной Налоговой Службы по г. Новоалтайску (линейно-функциональная) была определена нескольких лет назад и вполне устраивает фирму и её руководителей. (Рисунок 1)

Приведем основные принципы построения организационной структуры:

· Гибкость - характеризует способность быстрой перестройки в соответствии с изменениями, происходящими в персонале. Не менее I раза в год нужно пересматривать структуру;

· Централизация;

· Специализация - обеспечивается закреплением за каждым подразделением определенных функций управления;

· Нормоуправляемость - это соблюдение рационального числа подчиненных у каждого руководителя: высшее звено предприятия - 4-8 чел., среднее звено (функциональные руководители) - 8-20 чел.; нижнее звено - 20-40 чел.;

· Экономичность - характеризует достижение минимально необходимых затрат на построение и содержание организационной структуры управления.

Анализируя работу за длительный промежуток времени нужно отметить достоинства работы по принятой организационной системе:

· Единство и чёткость распорядительства (даже при выполнении несвойственной или незапланированной работы);

· Согласованность действий исполнителей;

· Чётко выраженная ответственность;

· Оперативность в принятии решений;

· Простота управления (выдача задания, распоряжения от одного руководителя и сдача выполненного заказа в один адрес);

· Личная ответственность начальника отдела за результат проделанной работы (если не выполнена работа по какой-либо причине, то отвечает исполнитель работы, не принявший своевременных мер по устранению недоработок).

Таким образом, все принципы управления соблюдены.

В ИФНС по г. Новоалтайску разработаны положения об отделах, службах в объёмах, требуемых установленными стандартами.

Для обеспечения выполнения функций указанных подразделений разработаны должностные инструкции для всего персонала, обеспечивающего работу структурных подразделений. Указанные должностные инструкции вручаются под роспись каждому исполнителю. Особенностью должностной инструкции является то, что она составляется по ГОСТу.

Также деятельность регламентируется планом работы на предстоящий год. План работы отдела общего и хозяйственного обеспечения имеет ряд недостатков, главным из которых является то, что ответственность начальника отдела закреплена лишь за одним пунктом, что поспособствовало недовольству персонала, которое было выявлено при опросе работников.

Местонахождение и юридический адрес инспекции: 658087 г. Новоалтайск Алтайского края, ул. XXII партсъезда, 12.

Основные контрольные функции инспекции:

- Инспекция организует и осуществляет контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет государственных налогов и иных обязательных платежей.

- Обеспечивает своевременный и полный учет налогоплательщиков и на его основе ведет территориальный раздел Единого государственного реестра налогоплательщиков.

- Составляет, анализирует и представляет в установленном порядке в Управление налоговую отчетность по формам, утверждаемым Министерством.

- Контролирует своевременность представления в налоговый орган налоговых деклараций, бухгалтерской отчетности, документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов; проверяет их достоверность и соответствие требованиям, установленным законодательством Российской Федерации.

- Взыскивает в установленном порядке недоимки и пени по налогам и сборам, предъявляет в суды общей юрисдикции и арбитражные суды иски о взыскании налоговых санкций с лиц, допустивших нарушение законодательства о налогах и сборах.

- Осуществляет контроль за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции, а также за оборотом табачной продукции.

- Проводит совместно с правоохранительными и контролирующими органами мероприятия по контролю за соблюдением законодательства о налогах и сборах.

- Привлекает к административной ответственности должностных лиц предприятий, учреждений и организаций, а также граждан в случаях, установленных законодательством Российской Федерации.


2.1.2    Система финансирования налоговой инспекции

Финансирование расходов на содержание Инспекции осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных для территориальных органов Министерства по разделу «Государственное управление и местное самоуправление», целевого бюджетного фонда министерства Российской Федерации по налогам и сборам и Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации, а также за счет иных источников, предусмотренных федеральными законами. Инспекция имеет самостоятельную смету доходов и расходов, утверждаемую Управлением, лицевые счета в органах Федерального казначейства для учета средств поступающего финансирования и средств, полученных от приносящей доход деятельности, открываемые в установленном порядке, а также печать с изображением Государственного герба Российской Федерации со своим полным наименованием.


2.1.3    Функции и задачи отделов инспекции

Межрайонная Инспекция Федеральной налоговой службы № 4 по Алтайскому краю состоит из 7 отделов: отдел проверок юридических лиц, отдел контроля налогообложения физических лиц, отдел работы с налогоплательщиками, отдел общего обеспечения, отдел взыскания задолженности с юридических лиц, отдел информационно - аналитической работы, отдел контроля применения ККМ, производства и оборота алкогольной и табачной продукции.

Отдел проверок юридических лиц

В своей работе руководствуется Конституцией РФ, федеральными законами, указаниями и распоряжениями Правительства РФ и другими нормативно-правовыми актами.

Главной задачей отдела является контроль за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления налогов и сборов, полноты и своевременности представления налогоплательщиками бухгалтерских отчетов.

Основными функциями отдела являются:

- проведение на предприятиях, учреждениях и организациях проверок согласно «Положению о государственной налоговой службе РФ» денежных документов, бухгалтерских книг, отчетов, планов и иных документов, связанных с исчислением и уплатой налогов;

- обеспечение правильности применения финансовых санкций за нарушение обязательств перед бюджетом;

- камеральная проверка достоверности предоставления бухгалтерских отчетов и балансов, расчетов по платежам в бюджет в части правильности определения прибыли и иных объектов обложения;

- обеспечение анализа, своевременности и полноты рассмотрения писем, предложений, заявлений и жалоб юридических лиц по вопросам, относящимся к компетенции отдела, а также другие функции.

Отдел взыскания задолженности с юридических лиц

Задачей данного отдела является контроль за соблюдением налогового законодательства, а также за правильностью и своевременностью уплаты налогов и сборов, установленных законодательством РФ.

Функции отдела:

-формирование списков недоимщиков;

-выявление фактов неисполнения или неполного исполнения в установленный срок обязанности по уплате налога, а также пени. Выписка и направление требований об уплате налога, пени;

-осуществление контроля за исполнением требования;

-вынесение решения о приостановлении операций по счетам в соответствии со ст. 76 Налогового кодекса РФ;

-направление в банки инкассовых поручений;

-принятие решения о взыскании задолженности за счет имущества должника;

-принятие решения об аресте имущества;

-проведение процедуры банкротства.

Отдел работы с налогоплательщиками

Деятельность отдела организуется на основе планов и других организационно-распорядительных документов, утверждаемых руководством инспекции, и осуществляется во взаимодействии с другими структурными подразделениями инспекции, а при необходимости – с правоохранительными и иными контролирующими органами.

Отдел принимает бухгалтерские отчеты, декларации и другие налоговые документы юридических и физических лиц, сверяет данные по лицевому счету с налогоплательщиками, проводит информирование налогоплательщиков. Отдел работы с налогоплательщиками также проводит сверку начислений и платежей в бюджет и внебюджетные фонды с предприятиями, организациями и предпринимателями.

Информационное взаимодействие отдела с другими отделами инспекции реализуется путем информационного обмена как в устной, так и письменной формах.

Отдел контроля налогообложения физических лиц

Работа отдела организуется на основе планов, утверждаемых руководителем инспекции или заместителем руководителя инспекции.

Отдел осуществляет контроль за правильностью и единообразным применением на территории города Новоалтайска и Алтайского края законодательных и других нормативных актов, регламентирующих порядок налогообложения, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджеты и внебюджетные фонды налогов и обязательных страховых взносов физическими лицами, а также юридическими лицами, являющимися налоговыми агентами по налогу на доходы физических лиц и плательщиками единого социального налога (ЕСН).

Функции отдела:

-осуществление планирования, организации и проведения выездных проверок с целью контроля за правильностью и полнотой исчисления налога на доходы физических лиц, подоходного налога, удержанного налоговыми агентами;

-осуществление планирования и проведения выездных проверок с целью контроля за правильностью и полнотой исчисления сумм налогов, плательщиками которых являются физические лица;

-осуществление налогового контроля за соответствием крупных расходов фактически полученным физическими доходов;

-внесение предложений о привлечении в соответствии с законодательством о налогах и сборах к налоговой, административной и уголовной ответственности лиц, допустивших нарушения налогового законодательства;

-осуществление ведения постоянного учета объектов налогообложения физических лиц: земельных участков, имущества, транспортных средств и другие функции.

Отдел осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими отдела инспекции, органами местного самоуправления, общественными организациями на основе планов, составленных по основным направлениям работы Управления МНС России по Алтайскому краю.

Отдел информационно-аналитической работы.

Основной задачей является организация работы по обеспечению поступления налогов, сборов и других обязательных платежей в соответствующие бюджеты и внебюджетные фонды, организация работ по внедрению и функционированию в Инспекции МНС России по г. Новоалтайску автоматизированных информационных систем на основе единой методологии, разработанной МНС России.

Основные функции отдела:

-разработка, согласование с отделами инспекции технологических схем процесса сбора и автоматизированной обработки оперативной и другой информации;

-обучение сотрудников инспекции работе с прикладными программным обеспечением общего применения;

-ввод данных по налогообложению физических лиц, ввод деклараций о доходах граждан, сведений о регистрации имущества, земельных участков, транспортных средств, ввод деклараций по НДС, ЕСН, страховым взносам, по налогу с продаж и целевому сбору;

-подготовка оперативной информации по запросам;

-сверка данных по лицевым счетам налогоплательщиков с выдачей акта сверки по установленной форме.


Таблица 1 Динамика и структура поступлений по видам платежей в 2008 и 2007 годах:

Вид доходов

2008 г.

2007 г

Отклонение


%


%


%

Всего поступило в бюдж. систему и гос. внебюдж. Фонды

3444614

100,0

3127461

100,0

+317153

108,1

Налог на прибыль организации

253054

7,3

346878

11

-93824

80,7

НДФЛ

751551

21,8

581683

18,6

+169868

131,1

НДС

285252

8,3

367297

11,7

-82045

56,1

ЕСН

394701

11,4

232504

7,4

+162197

125,7

Акцизы

-16

0

0

0

-16

0

Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами (НДПИ, водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов)

14596

0,4

7473

0,2

+7123

150,0

Остальные налоги и сборы (госпошлина, задолженность по отменённым налогам), неналоговые доходы

23153

0,6

25142

0,8

-1989

98,1


За 2008 года наблюдается увеличение удельного веса поступлений в Федеральный бюджет по НДФЛ – на 3,2 %, ЕСН – на 4 %, по природным ресурсам – на 0,2 %. В абсолютных величинах по вышеперечисленным налогам собрано больше на 339188 тыс. руб.

Вместе с тем, по ряду налогов наблюдается снижение удельного веса: налог на прибыль – на 3,7%, НДС на 3,4%. По этим налогам в абсолютных величинах собрано меньше аналогичного периода прошлого года на 175869 тыс. руб.

По данным отчёта 5-П налоговая база для исчисления налога на прибыль за I полугодие 2008 года составила 342001 тыс. руб., что составляет 115,6% к аналогичному периоду прошлого года (в I полугодии 2007 года налоговая база составила 223201 тыс. руб.).

Количество прибыльных организаций – 124, количество убыточных организаций – 327.


Таблица 2 Структура поступлений налоговых платежей в %:

Вид доходов

2008г.

2007г.

2006г.

2005г.

Всего поступило в бюдж. систему и гос. внебюдж. Фонды

100,0

100,0

112,7

118,4

Налог на прибыль организации

7,3

11

5,6

7,7

НДФЛ

21,8

18,6

22,5

20,4

НДС

8,3

11,7

11,5

17,0

ЕСН

11,4

7,4

6,2

8,0

Акцизы

0

0

0

0

Налоги со специальным налоговым режимом

18,3

15,8

11,6

8,2

Налог на имущество

7,4

6,7

5,5

8,4

Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами (НДПИ, водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов)

0,4

0,2

0,15

0,1

Остальные налоги и сборы (госпошлина, задолженность по отменённым налогам), неналоговые доходы

0,6

0,8

0,9

2,6


В прошлом году органами края удалось добиться почти идеального соотношения между начисленными и поступившими в бюджетную систему суммами. Собираемость платежей зафиксирована на уровне 87,6%.


Таблица 3 Анализ поступлений доходов в федеральный бюджет:

Вид доходов

2008

2007 г.

Отклонение

Темпы роста, %

План

Факт

План

Факт

2008

2007

Налог на прибыль

56784

66883

35092

57132

+10099

+22040

117

НДС

154497

208235

205825

268821

+53738

+62996

77,4

Водный налог

15725

17423

9237

11921

+1698

+2684

146

Сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов

14

34

18

14

+20

-4

242,8

ЕСН

232045

229103

143220

139376

-2942

-3844

164,3

Прочие налоги и сборы

13764

20156

18836

25878

+6392

+7042

77,8

Всего

472829

568834

412228

503142

+69005

+90914

113


В 2007 году фактически собранный налог на прибыль по отношению к плановому составил 162, 8%, в 2008 году 117,8%, что говорит о том, что плановые показатели налога на прибыль перевыполнены, темп роста составил 117%.

НДС- в 2007году перевыполнение плановых показателей составило 130,6%, в 2008 году- 134,8%, темп роста 77,4%.

Всего в 2007году собираемость налогов составила – 122% от плановой, в 2008 году - 120%, темп роста – 113%.


Таблица 4 Выполнение планового задания по федеральному бюджету (тыс.рублей) за 2008 год:

Налоги

Задание

Выполнение

% Выполнения

НДС

154497

208235

134,8

Налог на прибыль

56784

66883

117,8

Водный налог

15725

17423

110,8

Прочие налоги и сборы

13764

20156

146,4

ЕСН, в фед.бюджет

232045

229103

98,7

Сбор за пользование объектами водных и биологических ресурсов

14

34

242,8

Всего

472829

568834



Отдел общего обеспечения

Задачами отдела являются обеспечение единого порядка документирования и организация работы с документами, защита сведений, составляющих государственную, служебную и иную охраняемую законом тайну.

Функции отдела:

-разработка регламента работы, номенклатуры инспекции, календарного плана работы отдела;

-осуществление контроля за своевременным исполнением документов, поступивших из Управления МНС России по Алтайскому краю;

-прием и отправка телеграмм и писем по факсу;

-проведение мероприятий по приему, увольнению, перемещению работников инспекции;

-поддержание необходимого квалификационного уровня работников за счет направления их на учебу в высшие учебные заведения, на курсы переподготовки и повышения квалификации;

-работа по оформлению пенсий, различных доплат и выплат работникам инспекции;

-ведение учета по основным средствам с присвоением инвентарных номеров.

Отдел несет ответственность за сохранность имущества и документов, находящихся в его ведении.

Отдел контроля за применением ККМ, производством и оборотом алкогольной и табачной продукции

Главной задачей отдела является контроль за исполнением Закона «О применении ККМ при осуществлении денежных расчетов с населением», полнотой и правильностью оприходования полученной выручки, контроль за производством и оборотом этилового спирта и алкогольной и табачной продукции, контроль за оборотом лома цветных и черных металлов.

Функции отдела:

-проверка предприятий и физических лиц, осуществляющих деятельность без образования юридического лица;

-осуществление регистрации и снятие с учета в налоговом органе контрольно-кассовых машин;

-осуществление консультаций и разъяснительной работы с налогоплательщиками по вопросам, входящим в компетенцию отдела.


2.1.4 Взаимоотношения налогового органа с законодательными и исполнительными органами власти

В ходе своей деятельности Межрайонная Инспекция Федеральной налоговой службы № 4 по Алтайскому краю взаимодействует с различными органами законодательной и исполнительной власти и управления, с органами государственных внебюджетных фондов и т.д.

Пенсионный фонд

Обмен информацией осуществляется на уровне региональных и территориальных органов ПФР и МНС России. Территориальные органы ПФР несут ряд обязанностей перед территориальными органами МНС России:

-представление информации о расторжении соглашений о предоставлении рассрочек на погашение задолженности по средствам ПФР – в пятидневный срок после принятия органами ПФР соответствующих решений;

-обеспечение сохранности в течение пяти лет первичных учетных документов и отчетов плательщиков страховых взносов в ПФР, предоставление налоговым органам необходимой информации по конкретным налогоплательщикам;

-назначение представителей ПФР, ответственных за подготовку платежных документов плательщиков единого социального налога на перечисление денежных средств в ПФР, а также материально-техническое обеспечение.

В свою очередь Межрайонная Инспекция Федеральной налоговой службы № 4 по Алтайскому краю обязана предоставлять в ПФР следующую информацию:

-о выявленных фактах нарушений налогоплательщиками обязательств, предусмотренных соглашениями о предоставлении рассрочек по уплате просроченной задолженности по страховым взносам в ПФР;

-о фактах нарушений законодательства в части уплаты ЕСН, выявленных в результате проверок, проводимых инспекцией, в течение отчетного квартала после принятия решения по актам проверок. Прием-передача информации в инспекцию должен осуществляться в порядке, установленном МНС России для работы с документами, содержащими информацию с ограниченным доступом.

Органы федерального казначейства

Межрайонная Инспекция Федеральной налоговой службы № 4 по Алтайскому краю обязана передавать в органы федерального казначейства следующую информацию:

-о предоставленных налоговых льготах по налогам, доходы от уплаты которых являются регулирующими доходами;

-о предоставленных отсрочках по уплате налогов и сборов;

-заключение на возврат плательщику излишне уплаченного налога;

-о поступлении доходов от уплаты федеральных регулирующих налогов и сборов, а также других доходов, подлежащих распределению органами федерального казначейства, на счета бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, минуя счета органов федерального казначейства.

Органы федерального казначейства передают в налоговый орган следующую информацию:

-сводный реестр поступивших доходов по счету 40101 «Доходы, распределяемые органами федерального казначейства между уровнями бюджетной системы РФ;

-справка о распределении доходов между бюджетами разных уровней, поступивших на счет 40101 «Налоги, распределяемые органами федерального казначейства»;

оперативный отчет о поступлении доходов, зачет которых осуществляют органы федерального казначейства.

Госкомстат России.

Территориальные органы государственной статистики получают от налоговых органов перечни малых предприятий, зарегистрированных в налоговом органе. Данный перечень должен содержать следующие сведения:

-идентификационный номер налогоплательщика;

-полное наименование организации;

-местонахождение организации.

Территориальный орган государственной статистики совместно в налоговой инспекцией проводит сверку перечня малых предприятий, представивших статистическую и налоговую отчетность.

Алтайская таможня

Налоговый орган представляет таможенному органу РФ следующие сведения:

-информацию из базы данных Единого государственного реестра налогоплательщиков: по налогоплательщикам – участникам внешнеэкономической деятельности;

-перечень организаций – налогоплательщиков, являющихся должниками по уплате налогов и сборов;

-перечень поставленных на учет в налоговый орган индивидуальных частных предпринимателей – участников внешнеэкономической деятельности;

-информацию в случаях появления на территории РФ товаров, не прошедших таможенное оформление.

По запросу налогового органа таможенный орган должен предоставлять данные с пограничных таможен, подтверждающие количество и сроки вывоза за пределы РФ в режиме экспорта.

В обязательном порядке предоставляется в случае наличия излишне уплаченных таможенных платежей, неизрасходованных авансов – налоговому органу по месту регистрации лица, которому производился возврат.

Служба судебных приставов

Налоговый орган взаимодействует со Службой судебных приставов с целью обеспечения принудительного взыскания задолженности организаций по налогам и сборам и исполнительным документам.

Основными задачами взаимодействия являются: соблюдение законодательства о налогах и сборах и законодательства об исполнительном производстве, повышение эффективности организации исполнительного производства по взысканию задолженностей по постановлениям налогового органа и исполнительным документам.

Фонд обязательного медицинского страхования

Территориальный фонд обязательного медицинского страхования и налоговый орган обмениваются данными о регистрации юридических и физических лиц в качестве плательщиков страховых взносов в фонды и налоговых платежей в бюджет. В этих целях ежеквартально проводится сверка плательщиков страховых взносов, используя данные Госреестра предприятий.

Налоговый орган проводит проверка плательщиков по вопросам своевременности и полноты уплаты страховых взносов в фонд в случае, если в намеченный проверяемый период не осуществлялась проверка данного плательщика со стороны территориального фонда обязательного медицинского страхования.

Обязательным условием взаимодействия территориального фонда обязательного медицинского страхования и налогового органа является обеспечение действующего порядка доступа их работников к служебной информации, строгое соблюдение установленного режима использования полученных сведений.


2.2 Организация проведения камеральных проверок в ИФНС


Общие правила проведения налоговых проверок (камеральных и выездных) регламентируются ст. 87 Налогового Кодекса РФ, в соответствии с которой проверка может быть проведена у налогоплательщика (как юридического, так и физического лица, в том числе осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица), плательщика сборов и налогового агента. Проведение камеральных и выездных проверок различаются как по месту и методам проведения, так и по полноте охвата проверкой результатов финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика.

В соответствии со ст.88 НК РФ «камеральная налоговая проверка» - это проверка, проводящаяся по месту нахождения налогового органа, на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

В п. 2 ст. 87 НК РФ впервые определена цель проведения налоговых проверок.

Цели камеральных проверок:

-контроль за соблюдением налогоплательщиками налогового законодательства;

-выявление и предотвращение налоговых правонарушений;

-взыскание сумм неуплаченных налогов и подготовка информации для составления графика выездных налоговых проверок.

Указанная цель согласуется с общим определением налогового контроля, закрепленным в ст. 82 НК РФ.

Задачи отдела камеральных проверок:

-контроль за соблюдением законодательства о налогообложении налогоплательщиков;

-контроль за своевременностью предоставления плательщиками бухгалтерских отчетов и балансов, налоговых расчетов, отчетов и других документов, связанных с исчислением и уплатой платежей в бюджет;

-взаимодействие в осуществлении контрольной работы с соответствующими органами исполнительной власти, правоохранительными и финансовыми органами власти, банками;

-обеспечение правильности применения финансовых санкций, пени, административных штрафов, предусмотренных законодательством Российской Федерации за нарушение обязательств перед бюджетом; -приостановка операций предприятий по расчетным и другим счетам в банках при несоблюдении налогоплательщиками своевременности предоставления отчетности.

-анализ поступающих данных о налогах и других платежах по предприятиям района и предоставление вышестоящим органам соответствующей информации и отчетности.

В современный период основной формой налогового контроля становятся камеральные проверки, порядок проведения которых закреплен в новой редакции ст. 88 НК РФ. В Налоговом Кодексе РФ в основном сохранены все прежние параметры порядка проведения камеральной налоговой проверки. Процедура назначения камеральной проверки и сроки ее проведения остались прежними. Так, камеральная проверка проводится на основании налоговых деклараций налогоплательщика, а также по иным имеющимся в налоговом органе документам; проверка проводится без принятия какого-либо специального решения в течение трех месяцев со дня представления в налоговый орган налоговой декларации. Однако некоторые аспекты осуществления камеральных налоговых проверок существенно изменились.

Камеральная проверка может охватывать любые периоды деятельности налогоплательщика, а не только три календарных года, предшествующих году проведения проверки (после внесения изменений ограничение в три года осталось только для выездных проверок). То есть камеральная проверка будет проводиться и при подаче уточненных деклараций за более ранние, чем истекшие три года, налоговые периоды. Однако при выявлении нарушений за более ранние сроки с налогоплательщика не могут быть взысканы штрафы, поскольку срок давности привлечения к налоговой ответственности, установленный в п. 1 ст. 113 НК РФ, составляет три года.

Согласно п. 3 ст. 88 НК РФ налоговый орган вправе затребовать у налогоплательщика какие-либо дополнительные документы только в случае выявления ошибок, противоречий или несоответствия сведений. В случае выявления таковых налоговый орган направляет налогоплательщику сообщение с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести в налоговую отчетность соответствующие исправления. Кроме того, если будет выявлено, что имеются недоимки по каким-либо налогам, налоговый орган направит также требование об уплате соответствующей суммы налога и пеней.

В п. 5 ст. 88 НК РФ впервые предусмотрено обязательное составление налоговым органом акта проверки[21], в течении 10 дней после завершения, в случае установления по итогам камеральной проверки факта совершения налогоплательщиком налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах. Составление акта по итогам камеральной проверки обязывает налоговый орган дать налогоплательщику возможность представить свои возражения на акт и участвовать в рассмотрении материалов проверки (абз. 2 п. 14 ст. 101 НК РФ).

Согласно п. 2 ст. 101 НК РФ руководитель налогового органа в обязательном порядке должен известить проверяемое лицо о месте и времени рассмотрения материалов налоговой проверки. Тем самым каждое проверяемое лицо получает возможность присутствовать при рассмотрении акта проверки независимо от того, были ли этим лицом представлены возражения. Ранее в соответствии с формирующейся судебно-арбитражной практикой налоговые органы были обязаны уведомлять о месте и времени рассмотрения материалов проверки только тех проверяемых лиц, которые в установленный срок представили письменные возражения по акту проверки.

Налоговый орган должен предложить либо внести в представленные документы исправления в установленный срок (это было предусмотрено и ранее), либо представить в течение пяти дней необходимые пояснения (эта обязанность налоговых органов - новая). Представленные налогоплательщиком документы и пояснения должны быть обязательно рассмотрены (п. 5 ст. 88 НК РФ).

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 РЕФЕРАТЫ