Казначейское исполнение доходной части регионального бюджета на примере Камчатской области
Казначейское исполнение доходной части регионального бюджета на примере Камчатской области
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. КАЗНАЧЕЙСКАЯ СИСТЕМА ИСПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТА
1.1 Развитие
казначейской системы исполнения бюджетов в России
1.2 Основные задачи и функции органов Федерального
казначейства
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА
2.1 Единый счет Федерального казначейства
2.2 Казначейское исполнение доходной части
регионального бюджета
2.3 Анализ
исполнения доходной части бюджета Камчатской области за 2006 год
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОЦЕССА КАЗНАЧЕЙСКОГО ИСПОЛНЕНИЯ
БЮДЖЕТОВ
3.1 Инструменты и механизмы совершенствования казначейской
системы РФ
3.2 Перспективы развития казначейского исполнения региональных
бюджетов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность выбранной темы дипломного исследования определяется
тем, что успешное развитие экономики любого государства во многом зависит от достоверности
и оперативности получении информации о состоянии государственных финансовых и
материальных ресурсов, а также возможности эффективного управления ими. Процесс развития и становления
органов Федерального казначейства РФ нельзя назвать быстрым. Это по большей
части объясняется наличием не только сторонников, но и противников создания
новой структуры исполнительной власти, которой делегированы большие полномочия
по управлению бюджетными потоками, что затрагивает интересы многих участников
бюджетного процесса.
Правительство Российской Федерации и региональные органы
власти должны ежедневно иметь информацию о том, сколько у него денег на счете,
какие и в каком размере необходимо осуществить расходы сегодня и в краткосрочной
перспективе, а также иметь прогноз ежедневного получения доходов. Основным
поставщиком этой информации для Правительства выступают органы Федерального
казначейства РФ.
В настоящее время перед
органами федерального казначейства стоит главная задача – обеспечение беспрерывного
процесса управления финансовыми потоками государства, в соответствии с
бюджетным законодательством РФ и осуществление надлежащего контроля за
использованием бюджетных средств. Однако, проблемы, возникающие в ходе
осуществления этой и других задач, не теряют своей остроты и остаются
актуальными до настоящего времени.
Об эффективности
управления финансово-бюджетной системой субъектов РФ и государства в целом
можно судить только при наличии полной информации обо всех финансовых потоках –
доходных и расходных. Информацию обо всех финансовых потоках можно получить
путем организации качественного и оперативного механизма исполнения бюджета. Все
это и определяет актуальность темы данного исследования, его практическую значимость.
Степень научной
разработанности темы: исследованиям казначейской системы исполнения
федерального и региональных бюджетов посвящено достаточно много работ.
Разработке теоретических, методологических и практических аспектов исполнения
бюджета на казначейской основе, посвящены работы: М.Т. Акперова, А.М. Бабич, Т.Г. Нестеренко, Е.А. Малининой, Г.И.
Маклевой, Т.В. Саакян, А.В. Скляр С.Е. Прокофьева, и др.
Анализ практического
опыта работы казначейских органов подтверждает недостаточную теоретическую
разработанность проблем эффективности казначейской системы исполнения бюджетов,
кассового прогнозирования и планирования доходов и расходов бюджетов,
эффективного и рационального расходования бюджетных средств.
Цель данного исследования
заключается в том, чтобы на основе анализа и обобщения бюджетной практики,
имеющихся нормативно – правовых документов и литературы по данной теме
теоретически обосновать механизм казначейской системы исполнения доходной части
регионального бюджета как инструмента повышения его доходной части.
Достижение общей цели
конкретизировано в постановке и решении следующих основных задач:
- проанализировать
исторический опыт развития казначейского исполнения бюджета в России и показать
необходимость его восстановления;
- определить задачи и
функции органов федерального казначейства и показать их роль при исполнении бюджетов
бюджетной системы РФ;
- выявить взаимодействие
органов федерального казначейства с финансовыми, налоговыми, контрольными
органами и банковской системой в процессе казначейского исполнения бюджетов;
- раскрыть технологии
исполнения регионального бюджета по доходам;
- провести анализ
исполнения регионального бюджета по доходам на основе данных за 2006 г.;
- теоретически обосновать
меры по устранению проблем, стоящих на пути развития казначейской системы
исполнения бюджетов.
Объектом исследования
является процесс казначейского исполнения доходной части регионального бюджета.
Предметом исследования
дипломной работы являются совокупность управленческих и организационных отношений,
складывающиеся в процессе казначейского исполнения бюджетов.
Теоретической и
методологической основой исследования являются научные труды отечественных
ученых по вопросам теории и практики развития казначейского исполнения
бюджетов, законодательные и нормативные акты, Указы Президента РФ, Бюджетный
кодекс РФ, Постановления Правительства РФ. В том числе: письма и материалы
Министерства финансов РФ и Федерального казначейства, отчетные данные
Управления Федерального казначейства по Камчатской области, официальные
статистические данные, программы и другие материалы по развитию данной сферы.
В работе используется
исторический подход, комплексный, сравнительный и факторный анализ
управленческих процессов становления казначейского исполнения бюджетов в
России, а также другие исследования, обуславливающие повышение уровня
достоверности данных дипломной работы.
Новые научные
результаты, полученные автором, состоят в следующем:
1) выявлены факторы,
влияющие на совершенствование процесса казначейского исполнения бюджетов:
- совершенствование
механизмов мобилизации, учета и использования государственных финансовых
ресурсов;
- усовершенствование
процесса взаимодействия Федерального казначейства и администраторов и главных
распорядителей бюджетных средств;
- создание условий для полного и обособленного учета
государственных бюджетных и внебюджетных средств,
- эффективный контроль за полнотой и своевременностью
зачисления платежей в доходы бюджетов и целевым характером расходов федерального,
регионального и местного бюджетов, субсидий и субвенций, выделяемых из
федерального бюджета бюджетам субъектов РФ и местным бюджетам.
2) определены возможные
перспективы развития казначейского исполнения региональных бюджетов.
Логика и структура
дипломной работы определены целью и задачами исследования. Дипломная работа
состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и
приложений.
В первой главе
обосновывается необходимость воссоздания казначейской системы, исторические
этапы ее развития, роль, функции и структура органов федерального казначейства
и их взаимодействие с другими участниками бюджетного процесса.
Во второй главе
раскрывается сущность и основы процесса казначейского исполнения регионального
бюджета по доходам. В этой главе на основе собранного практического материала,
подробно проанализированы особенности формирования доходов на территории
Камчатской области.
В третьей главе даны
предложения по возможным путям решения выявленных проблем по казначейскому
исполнению доходной части регионального бюджета.
В настоящее время перед органами Федерального казначейства
стоит главная задача – обеспечение беспрерывного процесса управления финансовыми
потоками государства, в соответствии с бюджетным законодательством РФ и
осуществление надлежащего контроля за использованием бюджетных средств.
ГЛАВА 1. КАЗНАЧЕЙСКАЯ СИСТЕМА ИСПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТА
1.1 Развитие казначейской
системы исполнения бюджетов в России
Для России слово
«казначейство» не ново. Оно прошло длинный и сложный путь эволюции. В России
казначейской системе насчитывается более 200 лет. Прообразом органов
федерального казначейства были казенные дворы (конец XV в.). Затем их упразднили и образовали в приказы (XVII в.).
Более основательное начало
преобразований бюджетного процесса и способов его учета положил Указ Петра I от 08 декабря 1710 года о составлении
ведомости государственных доходов и расходов, по которому предписывалось вести
учет о количестве и объеме полученных доходов и произведенных расходов на
территории всего государства и по губерниям в отдельности [26]. Позднее были
предприняты более радикальные меры и начата реформа управления государством,
включая и государственные финансы.
Во время эпохи Петра I Казначейство
состояло при губернской канцелярии, а в столице деньги поступали в главную
казенную палату, откуда производились расходы по центральному управлению.
При реформах Петра Великого в
стране резко увеличилось количество налогов (дополнительно были введены налоги
на погреба, на печные трубы, на топоры и бороды), возросли их ставки, были
существенно реформированы финансовые учреждения, разработаны инструкции и
положения по бюджетным процедурам и исполнению бюджета. Быстрое развитие
промышленности, строительство флота требовали огромных расходов. Значительное
количество средств расходовалось на приобретение оборудования за рубежом,
оплату иностранных специалистов и обучение россиян за границей. Тяжелым
бременем на бюджете страны лежала Северная война. Эти и другие обстоятельства
стали причиной существенных изменений в финансовой системе страны, произошедших
в последующие годы развития российского государства [26].
Екатерина II предприняла
решительные меры по упорядочению управления страной в целом и ее
государственными финансами. В 1763 году реформируется Сенат, который
разделяется на шесть департаментов. Первому департаменту в числе других
поручались дела по управлению финансами, в этот департамент входил генерал –
прокурор [26, с.62].
В соответствии с "Положением
об учреждениях для управления губерниями" от 07 ноября 1775 года были
образованы уездные казначейства. Основные принципы работы казначейств
определялись данным положением, в котором говорилось следующее [34, с.34]:
1. Прием и хранение всех
принадлежащих Государственному казначейству в уезде доходов, поступающих в
казначейство или прямо от плательщиков, или от мест и лиц для сбора казенных, а
также прием и хранение депозитов и специальных средств правительственных мест и
лиц.
2. Производство расходов и высылка
сумм из поступающих в казначейство доходов.
3. Продажа всякого рода гербовой
бумаги, гербовых марок, бандеролей, бланков, свидетельств и патентов по
питейному, табачному и другим акцизным сборам.
4. Выдача промысловых свидетельств
и промысловых билетов.
5. Счетоводство по всем поступающим
в казначейство доходам и возложенным на них расходов.
В “Положении об учреждениях для
управления губерниями” от 07 ноября 1775 года подробнейшим образом были
расписаны правила хранения денежной казны, предписывающие хранение ее
исключительно в каменных кладовых, защищенных от огня и кражи и под замками и
печатью. В кладовую нельзя было входить одному лицу, а только троим присяжным
вместе. Трое присяжных обязаны были готовить собранные доходы к отправке и для
сопровождения денежной казны назначать караул.
Дальнейшее свое развитие бюджетная
система России получила благодаря реформам Александра 1. В период его правления
в 1802 году вышел манифест “Об учреждении министерств”. В связи с этим
ведомству Государственного казначея были подчинены Экспедиции, казенные палаты
и уездные казначеи в кассовом, счетном и контрольном отношениях. В целом министерскими
реформами была оформлена четкая единообразная система управления, в которой
Министерство финансов заняло одно из ключевых положений. Ведомство
Государственного Казначея не сразу вошло в структуру Минфина, это произошло
после ряда преобразований. 2 февраля 1821 г. оно было окончательно включено в состав Министерства финансов под названием Департамента Государственного
казначейства, которому было определено ведомственное подчинение центральных и
местных финансовых структур [44].
Департамент
Государственного казначейства включал две части:
- распорядительную часть,
занимающуюся формированием доходов казны и дальнейшим переформированием доходов
в расходы казны;
- счетную часть,
производившую контроль за надлежащим расходованием средств казны.
Департаментом управлял
Директор, находившийся в непосредственном подчинении Министру финансов. Особой
обязанностью Директора департамента было наблюдение за полнотой и колебаниями
поступлений государственных доходов. По всем этим вопросам Директор
департамента обязан был делать представления Министру Финансов и действовать по
его предписаниям и распоряжениям.
Таким образом, при императоре
Александре I в Российской
империи произошло важное событие – была подготовлена и установлена новая,
современная система государственных исполнительных органов власти – Россия
перешла от коллегиального управления к министерскому, в результате чего и было
создано Министерство финансов. После этих преобразований деятельность
казначейства неразрывно связана с Министерством финансов.
Все кассы Министерства финансов
были подразделены на доходные и расходные. К доходным отнесены все казначейства
в губерниях и уездных городах и кассы специальных сборщиков (почтовые конторы,
таможни и другие). Расходными кассами стали Главное казначейство в
Санкт-Петербурге, касса Комиссии погашения долгов и губернские казначейства с
расходными отделениями в некоторых местностях. Доходные кассы принимали
государственные доходы, вели полное счетоводство и представляли отчетность учреждениям
Государственного Контроля. Одновременно им было разрешено производить и
некоторые расходы на основании разрешений расходных касс. Расходные кассы, в
свою очередь, помимо расходных операций, имели право и обязаны были принимать
некоторые доходы, которые в полном объеме передавались в доходные кассы [20].
В 1890 году происходит значительное
возрастание штатов и изменение структуры казначейств и одновременное увеличение
числа приходно – расходных статей, числа отдельных счетов в бухгалтерских
книгах казначейств. По штатам 1890 года все казначейства разделялись на два
разряда, отличающихся как по классам должностей, так и по окладам содержания
должностных лиц. Вся исполнительная власть в казначействах принадлежала одному
казначею. Он осуществлял надзор за деятельностью чинов казначейства, нес
ответственность за сохранность денежных сумм и прочего казенного имущества, за
правильность действий казначейства и за своевременность представления срочных
сведений и отчетности.
С 1897 года на казначейства был
возложен прием золотых и серебряных изделий для отправки в окружные пробирные
управления для испытаний на подлинность, обратная выдача изделий мастерам и
взимание с последних пробирных пошлин, а также ведение книг и отчетности по
этой операции. В дополнение ко всему, на казначейства с 1897 года были
возложены некоторые банковские операции, порядок производства которых
определялся особыми правилами, утвержденными министром финансов. Первоначально
казначейства производили размен монет, покупку и продажу билетов государственного
казначейства, уплату процентов по купонам от главнейших процентных бумаг и
капитала по бумагам, переводные операции, операции сберегательных касс. Все
названные операции были разрешены в казначействах тех городов, в которых
отсутствовали учреждения Государственного Банка [26].
С началом ХХ века
происходит значительный рост оборота Казначейств, что объясняется увеличением населения,
развитием товарно-промышленной жизни и в связи с этим расширение деятельности
Казначейства по банковским операциям и по операциям сберегательных касс. К 1900
году сфера деятельности казначейства настолько возросла, что хотя для усиления
его состава Государственным Банком и были ассигнованы некоторые средства,
казначейства с трудом справлялись со своим кругом обязанностей. Вместе тем в
этом периоде были изданы специальные акты по которым производилась более точная
классификация доходов и расходов бюджета. Эти новые акты позволили в некоторой
степени упорядочить деятельность казначейств и получить более ясную картину
истинного положения дел в бюджетной сфере [44].
Следует также отметить
что бюджет того времени подразделялся на обыкновенный и чрезвычайный. Доходы
обыкновенного бюджета подразделялиь на следующие группы [26, с.30]:
- прямые налоги (налоги и
сборы с недвижимости, налоги с торговли и промышленности и т.д.);
- косвенные налоги
(питейный, табачный, сахарный, нефтяной, спичечный доходы и таможенные сборы);
- пошлины;
- правительственные
регалии;
- казенные имущества и
капиталы;
- выкупные платежи;
- и прочие доходы.
В октябре 1917 года по
Декрету II Всероссийского Съезда Советов были
созданы новые органы Управления, в том числе Народный комиссариат финансов
республики (Наркомфин). Органы Казначейства были расформированы и их функции
получили новые финансовые органы. Проводя линию на объединение всего
сметно-расчетного и кассового дела, Совет Народных Комиссаров принял в октябре 1918 г. постановление о слиянии Казначейства с учреждениями Народного банка. В результате слияния
Народный Банк РСФСР сосредоточил в своих руках не только кредитное дело, но и
финансирование всего народного хозяйства страны, всю сметно-бюджетную работу,
руководство денежным обращением, контроль и т. д.;
Действовавшая в СССР банковская
система исполнения бюджета была основана на принципе единства касс, когда все
платежи, поступающие в государственный бюджет СССР, сосредотачивались в
Госбанке СССР, а все бюджетные расходы осуществлялись через сеть учреждений
Госбанка [44].
Единство кассы обеспечивало
централизацию средств и балансирование доходов и расходов каждого из бюджетов,
образовывавших в совокупности бюджетную систему государства, позволяло
проводить операции по кассовому исполнению союзного бюджета на всей территории
страны, каждого республиканского и местного бюджета – на территории, подведомственной
соответствующему органу власти. Осуществление кассового исполнения бюджетов
учреждениями банка давало возможность разграничить функции распоряжения
бюджетными средствами, которые выполняют финансовые органы и распорядители
кредитов, и функции приема, выдачи, хранения этих средств. В результате были
созданы необходимые условия для контроля за правильным и целевым направлением
бюджетных ассигнований. Концентрация бюджетных доходов и расходов в Госбанке СССР
упрощала и облегчала расчеты с бюджетом государственных, кооперативных,
общественных предприятий, организаций, учреждений, счета которых находились в
учреждениях банка. Госбанку СССР было предоставлено право использовать
свободные ресурсы государственного бюджета для кредитования народного
хозяйства.
В процессе исполнения бюджетов
учреждения Госбанка СССР [26, с.105]:
- принимали бюджетные средства на
счета соответствующих бюджетов, таких как союзного, республиканского и местных;
- производили в установленных
размерах распределение сумм налогов и доходов между союзным бюджетом и
республиканскими бюджетами союзных республик, отчисления от поступлений по
государственным налогам и доходам в республиканские бюджеты автономных
республик и местные бюджеты;
- выдавали средства союзного,
республиканских и местных бюджетов в пределах сумм, имеющихся на счетах этих
бюджетов;
- принимали и выдавали внебюджетные
средства учреждений, состоящих на государственном бюджете СССР;
- вели учет доходов и расходов
союзного и республиканских бюджетов союзных республик и представляли в
установленные сроки отчеты о кассовом исполнении этих бюджетов соответствующим
финансовым органам;
- учитывали кредиты, открытые по
союзному и республиканским бюджетам союзных республик, и переводили эти кредиты
из одного учреждения Госбанка в другое;
- осуществляли учет средств
республиканских бюджетов автономных республик и местных бюджетов.
Платежи в государственный бюджет
СССР от юридических и физических лиц принимались всеми учреждениями Госбанка
СССР, а налоги и другие платежи в бюджет, уплачиваемые населением, принимали,
как правило, сберегательные кассы, а в сельской местности – сельские Советы народных
депутатов.
В конце 80-х годов в связи с
изменением политической и экономической систем общества и последовавшим вслед
за этим провозглашением создания Российской Федерации бюджетная система
потребовала реформирования. С выходом экономики из рамок централизованного
планирования стала изменяться банковская система. Образование коммерческих
банков и переориентация функций Центрального банка привели к тому, что был
серьёзно ослаблен банковский учет бюджетных средств [34]. Как результат, возникают
задержки в перечислении бюджетных средств, допускалось их нецелевое
использование. Кроме того, существенным недостатком банковского исполнения
бюджета стало наращивание инфляционных процессов, так как кредитование дефицита
бюджета осуществлялось автоматически и носило эмиссионный характер.
Современный этап развития органов
Федерального казначейства начался в 1992 году. Именно тогда возникла
необходимость в создании отдельной финансовой структуры, способной одновременно,
и исполнять, и контролировать бюджеты, а также обеспечивать прозрачность
движения государственных средств. Таким образом, назрел вопрос о создании
нового государственного финансового органа и Указом
Президента РФ от 8 декабря 1992 г. № 1556 в организационном плане был решен
вопрос о создании Федерального казначейства в составе Министерства финансов
Российской Федерации [29, с.47].
До принятия Бюджетного
кодекса Российской Федерации все правовые коллизии, связанные с деятельностью
новых финансовых органов Минфина России, регулировались подзаконными актами. И
только принятие Закона Российской Федерации «О введении в действие Бюджетного
кодекса Российской Федерации» от 09 июля 1999 года № 159 - ФЗ позволило снять
большинство проблем, так как признание утратившими силу значительного количества
законов, регламентирующих бюджетную деятельность государства, и введение в
действие с 1 января 1999 года новых норм бюджетного законодательства,
вытекающих из Бюджетного кодекса и последующих его дополнениях и изменениях,
стало очередным этапом становления и развития Федерального казначейства.
Начальник Главного управления федерального казначейства, Т.
Г. Нестеренко, так определила значение принятия Бюджетного кодекса: “Положения
Бюджетного кодекса позволили более четко провести черту между сферами
правоприменения Налогового, Гражданского и Бюджетного законодательства. Кроме
того, Бюджетным кодексом установлен правовой статус всех участников бюджетного
процесса, основы и условия привлечения к ответственности за нарушение
бюджетного законодательства” [33, с.7].
Новым этапом в развитии системы органов федерального казначейства
стало проведение административной реформы в соответствии с Указом Президента
Российской Федерации «О системе и структуре федеральных органов исполнительной
власти» от 9 марта 2004 года № 314. В результате проведения данной реформы с 1
января 2005 года Федеральное казначейство было выделено из состава Министерства
финансов Российской Федерации и преобразовано в федеральную службу с
подчинением Министерству финансов РФ [44].
В соответствии с данными преобразованиями правоприменительные
функции по обеспечению исполнения федерального бюджета и составления отчета об
исполнении федерального бюджета и об исполнении консолидированного бюджета РФ
перешли от Министерства финансов Российской Федерации к Федеральному
казначейству. Постановлением Правительства Российской Федерации «О Федеральном
казначействе» от 01 декабря 2004 года № 703 было утверждено Положение о
Федеральном казначействе, в котором были определены следующие задачи, стоящие
перед органами Федерального казначейства [16]:
- проведение кассовых
операций, осуществляемых в ходе исполнения федерального бюджета;
- осуществление
предварительного и текущего контроля за соблюдением бюджетного законодательства
участниками бюджетного процесса;
- распределение (по
законодательно установленным нормативам) доходов, поступивших в бюджетную
систему, между бюджетами разных уровней;
- осуществление кассового
обслуживания исполнения бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов;
- своевременное и
качественное составление отчетности об исполнении федерального бюджета.
Органы казначейства Российской
Федерации после проведения правовых и организационных преобразований действуют
в рамках законодательных, нормативных правовых актов и в пределах возложенных
на них функций и обеспечивают полный и сопоставимый учет доходов и расходов федерального
бюджета, регулирование межбюджетных отношений, целевое использование бюджетных
средств. Для решения этих вопросов организован определенный порядок
документооборота и обмена информацией с различными организациями и учреждениями:
учреждения Центробанка РФ, территориальные органы министерства по налогам и
сборам, контрольно – ревизионные управления Министерства финансов, органы защиты
правопорядка и обеспечения законности. При взаимодействии указанных структур
решаются следующие задачи [29, с.58]:
- обеспечение достоверности данных
по учету и отчетности исполнения федерального бюджета;
- распределение федеральных
регулирующих налогов по различным уровням бюджетов;
- устранение диспропорции при
зачислении доходов в разные уровни бюджетов, что связано с применением особых
форм расчетов, с учетом льгот и отсрочек, предоставленных налогоплательщикам;
- обеспечение сопоставимости учета
и отчетности различных органов по налогам и обязательным платежам, зачисляемым
в бюджетную систему;
- использование оперативной и
текущей информации для глубокой проработки и прогнозной оценки исполнения
федерального бюджета;
- совместное решение
организационных и методических вопросов при исполнении бюджета;
- повышение эффективности контроля
за целевым использованием средств федерального бюджета;
- обеспечение координации действий
при организации и проведении контрольной работы;
- совместное рассмотрение и решение
организационных и методических вопросов при осуществлении последующего контроля
за целевым использованием средств федерального бюджета;
- реализация мер, принимаемых по
фактам установленных нарушений бюджетного законодательства РФ.
Теоретические исследования становления
казначейской системы исполнения бюджета в России позволяет сделать следующие
выводы:
1. Для России система
органов государственного казначейства не является нововведением. Преобразования
первой четверти XVIII века,
проведенные Петром I, государственная
деятельность второй половины XVIII
века Екатерины II, министерские
реформы Александра I начала XIX века, привели к серьезным изменениям
в области государственно - административного устройства, местного управления
Российской империи и управления финансами.
Наиболее последовательно
и решительно проводились реформы в области государственных финансов в период
царствования Александра II. В
этот период в России были установлены существенные бюджетные процедуры, которые
явились значительным шагом в совершенствовании бюджетного процесса страны;
2. Совет Народных Комиссаров
в октябре 1918 г. принял постановление о слиянии Казначейства с учреждениями
Народного банка. В результате чего, органы казначейства перестали существовать,
а Народный банк РСФСР сосредоточил в своих руках не только кредитное дело, но и
финансирование всего народного хозяйства страны, всю сметно-бюджетную работу,
руководство денежным обращением, контроль и т. д.
3. Современный этап развития и вместе
с тем возрождение органов казначейства начался в 1992 году, когда был принят
Указ Президента РФ от 8 декабря 1992 г. № 1556 “О Федеральном казначействе”. Такая
реформа была реализована в обстановке, когда Центральный банк не мог сохранить
за собой функции по исполнению бюджетов, и в связи с этим новому правительству
была необходима такая финансовая структура исполнительной власти, которая
позволяла бы одновременно исполнять и контролировать исполнение бюджетов
различных уровней бюджетной системы РФ.
В процессе становления и
реорганизации Федерального казначейства были решены многие бюджетные проблемы
РФ, связанные с реализацией бюджетной политики государства. Была создана
система, с помощью которой органы исполнительной власти получили оперативную
информацию об исполнении федерального, регионального и местного бюджетов, законодательно
была создана методологическая основа казначейской деятельности, точно
определена стратегия развития казначейской системы.
1.2 Основные задачи и
функции органов Федерального казначейства
Единая централизованная
система органов федерального казначейства РФ состоит из Главного управления
федерального казначейства РФ и подчиненных ему территориальных органов
федерального казначейства по республикам в составе РФ, краям, областям,
автономным образованиям, городам Москве и Санкт-Петербургу, городам (за
исключением городов районного подчинения), районам и районам в городах.
Структура органов казначейства в России трехуровневая и
состоит из следующих составных элементов [29, с.51]:
- I уровень - Главное управление федерального
казначейства (ГУ ФК), возглавляется начальником ГУФК;
- II уровень - Управления федерального казначейства
(УФК) по республикам в составе РФ, краям, областям, автономным образованиям,
городам Москве и Санкт-Петербургу возглавляются начальником, назначаемым на
должность и освобождаемым начальником ГУФК;
- III уровень - Отделения федерального казначейства
по городам, районам и районам в городах (кроме городов районного подчинения),
сельским поселениям (ОФК) возглавляются начальниками, назначаемыми и освобождаемыми
от должности начальником УФК.
Схематически структура
органов Федерального казначейства представлена рисунком 1.1.
|
|
|
Главное
управление федерального казначейства
|
|
|
|
|
Рисунок 1.1 Структура органов Федерального казначейства РФ
Органы казначейства являются юридическими лицами, имеют
самостоятельные сметы расходов, текущие счета в учреждениях банков для выполнения
хозяйственных функций. Казначейство РФ в своей деятельности руководствуется
Конституцией и Законами РФ, Указами и Распоряжениями Президента РФ,
Постановлениями и Распоряжениями Правительства РФ, Положением о федеральном
казначействе РФ, Приказами и Распоряжениями Руководителя Главного Управления
Федерального казначейства. Органы казначейства в своей работе взаимодействуют с
органами государственного управления субъектов РФ в процессе зачисления доходов
и взаиморасчетов между бюджетами, а также координации работ по созданию
информационной базы о состоянии бюджетной системы РФ.
Главными задачами,
стоящими перед органами казначейства являются [16]:
- доведение до главных
распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета
показателей сводной бюджетной росписи, лимитов бюджетных обязательств и объемов
финансирования;
- ведение учета операций
по кассовому исполнению федерального бюджета, показателей сводной бюджетной
росписи федерального бюджета, лимитов бюджетных обязательств и их изменений;
- открытие в Центральном
банке РФ и кредитных организациях счетов по учету средств федерального бюджета
и иных средств в соответствии с законодательством РФ и лицевых счетов главных
распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета;
- установление режимов
счетов федерального бюджета;
- ведение сводных
реестров главных распорядителей, распорядителей, получателей средств
федерального бюджета;
- составление и предоставление
в Министерство финансов РФ оперативной информации, отчетности об исполнении
федерального бюджета, отчетности об исполнении консолидированного бюджета РФ;
- получение в
установленном порядке от главных распорядителей средств федерального бюджета, органов
исполнительной власти субъектов РФ, государственных внебюджетных фондов и
органов местного самоуправления материалов, необходимых для составления
отчетности об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета РФ;
- осуществление распределения
доходов от уплаты налогов и сборов и иных платежей между бюджетами бюджетной
системы РФ в соответствии с законодательством РФ;
- прогнозирование и
кассового планирования средств федерального бюджета;
- управление операциями
на едином счете федерального бюджета;
- кассовое обслуживание
исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
- проведение кассовых
выплат их бюджетов бюджетной системы РФ от имени и по поручению соответствующих
органов, осуществляющих сбор доходов бюджетов, или получателей средств
указанных бюджетов, лицевые счета которых открыты в Федеральном казначействе;
- осуществление
предварительного и текущего контроля за ведением операций со средствами
федерального бюджета главными распорядителями и получателями средств федерального
бюджета;
- подтверждение денежных
обязательств федерального бюджета и совершает разрешительную надпись на право
осуществления расходов федерального бюджета в рамках выделенных лимитов
бюджетов;
- осуществление функций
главного распорядителя и получателя средств федерального казначейства и
реализация возложенных на него функций;
- осуществление работы по
комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов,
образовавшихся в ходе деятельности;
- обобщение практики
применения законодательства РФ в установленной сфере деятельности и внесение в
Министерство финансов РФ предложений по его совершенствованию;
- обеспечение в пределах
своей компетенции защиты сведений, составляющих государственную тайну,
своевременного и полного рассмотрения обращений граждан;
- организация
профессиональной подготовки работников Главного Управления федерального
казначейства их переподготовка, повышение квалификации и т.д.
- проведение в
установленном порядке конкурсов и заключение государственных контрактов на размещение
заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Главного
Управления Федерального казначейства.
В соответствии с
возложенными задачами и правами, казначейство выполняет множество разнообразных
функций. Рассмотрим выполняемые казначейством функции в разрезе его
иерархического устройства. Это связано с тем, что функции федерального,
регионального и местного уровней казначейской системы различны и имеют свою
специфику.
Особенность функций,
возложенных на Главное Управление Федерального казначейства определяется тем,
что оно руководит работой всех органов казначейства и организует через них
исполнение федерального бюджета и финансовое исполнение внебюджетных фондов, а
также осуществляет выполнение других функций. Как центральный орган
казначейства, Главное Управление Федерального казначейства получает, обобщает и
анализирует отчеты территориальных органов казначейства о проделанной работе и
представляет высшим органам государственной власти и управления отчетность о
результатах исполнения федерального бюджета и состоянии бюджетной системы
Российской Федерации. В соответствии с этим Главное Управление Федерального
казначейства [44]:
- подготавливает проекты
законодательных и иных нормативных актов;
- разрабатывает и
утверждает методические и инструктивные материалы;
- устанавливает порядок
ведения учета и составления отчетности по вопросам, относящимся к компетенции
казначейства;
- осуществляет управление
доходами и расходами федерального бюджета и иными централизованными финансовыми
ресурсами, находящимися в ведении Правительства РФ;
- распоряжается, согласно
законодательству РФ, средствами, числящимися на соответствующих счетах в
банках, а также осуществляет операции с этими средствами.
В целях улучшения
организации исполнения и контроля за исполнением федерального бюджета, Главное
управление Федерального казначейства в своей работе активно взаимодействует с
Центральным банком Российской Федерации, Государственной налоговой службой
Российской Федерации и другими центральными органами государственной власти и
управления. В частности совместно с Центральным банком оно принимает участие в
разработке и реализации согласованной денежно-кредитной политики, обеспечивает
управление и обслуживание государственного внутреннего и внешнего долга России,
осуществляет размещение на возвратной и платной основе централизованных финансовых
ресурсов.
Специфика функций,
возложенных на территориальные управления федерального казначейства, в
частности и Управления Федерального казначейства по Камчатской области,
определяется тем, что они являются промежуточным звеном казначейской системы. С
одной стороны территориальные управления организуют работу подчиненных им
отделений федерального казначейства на местном уровне и выполняют некоторые
функции свойственные Главному управлению Федерального казначейства, а с другой
стороны сами находятся в подчинении у Главного управления Федерального казначейства
и выполняют некоторые основные функции по непосредственному исполнению и
контролю за исполнением федерального бюджета, возложенные на территориальные отделения
федерального казначейства.
При исполнении
федерального, регионального и местного бюджетов по доходам, органы казначейства
регионального и местного уровня выполняют большую группу функций:
- ведут учет средств,
поступающих в доход бюджетов по видам налогов и других платежей согласно
классификации доходов бюджетов РФ;
- осуществляют
распределение в установленных размерах налогов и других платежей между
федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Федерации и местным бюджетами;
- обеспечивают по
представлению государственных налоговых инспекций возврат излишне взысканных и
уплаченных налогов и других платежей;
- обрабатывают, обобщают
и анализируют всю информацию о поступающих доходах в федеральный и другие
бюджеты;
- на основе полученных
данных о состоянии финансовых ресурсов и исполнении бюджета составляют
краткосрочные прогнозы объемов поступлений в доход федерального бюджета.
При исполнении бюджета по
расходам органы казначейства регионального и местного уровней:
- ведут сводные реестры
распорядителей бюджетных средств;
- осуществляют учет
ассигнований для открытого финансирования;
- выполняют операции со
средствами бюджета и внебюджетных фондов;
Страницы: 1, 2, 3, 4
|