бесплатные рефераты

Кредитные ресурсы Ростовской области

Кредитные ресурсы Ростовской области

ВВЕДЕНИЕ

Банковская система является важнейшей составляющей национального хозяйства. Существует тесная взаимосвязь между развитием экономики и ее банковского сектора. Состояние национальной экономики определяет ресурсный потенциал банковской системы и возможности ее функциональной деятельности. В свою очередь, от эффективности функционирования банковской системы в значительной мере зависят масштабы и темпы экономического развития.

Банки как финансовые посредники выполняют специфическую миссию, заключающуюся в способности аккумулировать потоки денежных средств и осуществлять их рациональное перераспределение в территориальном и отраслевом аспектах посредством инвестиций и кредитов. Реализуя данную миссию, банки призваны способствовать устойчивому экономическому росту.

В условиях рыночных преобразований в экономике России в исторически краткие сроки была сформирована рыночно-ориентированная банковская система. Однако процесс переустройства экономических и финансовых отношений не сопровождался возрастанием роли банков в процессах общественного воспроизводства капитала, напротив, возник дисбаланс между реальным и финансовым секторами экономики. Сложившаяся модель банковской системы отличалась направленностью на краткосрочные финансовые операции и слабым участием банков в кредитовании реальных инвестиционных проектов. Данная стратегия, как показала практика, явилась одним из факторов системного экономического кризиса.

Процесс глобализации экономики, начавшийся в 20 веке и являющийся сейчас направляющей силой всего человеческого развития, определил необходимость ускорения мобилизации финансовых ресурсов, что привело к существенным трансформациям в кредитно-банковских системах развитых стран. Основные тенденции этих трансформаций выразились, в частности, в усилении концентрации и централизации кредитных институтов, росте групп банков-гигантов, действующих как трансконтинентальные образования и, как следствие, процессах универсализации банков. Тенденция к универсализации характерна для кредитных систем всех развитых стран. Усиление конкуренции между кредитными институтами и возникновение принципиально новых возможностей в условиях развития мощного финансового рынка привели многие банки к необходимости поиска иных способов повышения доходности своих операций. Одним из путей решений проблемы явилось резкое увеличение числа осуществляемых банками операций.

Вместе с тем анализ банковских систем различных стран свидетельствует о параллельном развитии тенденции к усилению специализации деятельности коммерческих банков. Так, в странах развитой рыночной экономики, в том числе и тех, которые имеют универсальную структуру кредитной системы, важное место (несмотря на некоторое снижение их числа) занимают специализированные банки.

Одной из целей стратегии развития банковского сектора РФ как раз является создание подобных банковских институтов с особыми задачами, связанными с реализацией национальных интересов. Наличие банков, которые бы функционировали в сферах деятельности, имеющих принципиальное значение для российской экономики, таких как долгосрочное инвестирование, - актуальная проблема теперешней России.

Однако, несмотря на некоторые положительные сдвиги, наметившиеся в деятельности банков в области кредитования реального сектора экономики в последние годы, уровень взаимодействия банков с реальным сектором экономики остается недостаточным, а инвестиционно-кредитная деятельность банков - крайне неудовлетворительной. Не случайно среди - концептуальных вопросов развития банковской системы России, определенных в совместной стратегии Правительства и Центрального банка Российской Федерации, особое внимание уделяется функциональным аспектам развития банковской деятельности, в том числе кредитованию инвестиционных проектов производственных предприятий. Именно в этой области положительные сдвиги наименее существенны.

Проблема привлечения банковского капитала в инвестирование производства является актуальной как в масштабе всей страны, так и ее регионов. Высокая социально-экономическая дифференциация российских
регионов, различия в уровне их инвестиционной привлекательности определяют существенную специфику в развитии банковского сектора и его возможностей по кредитованию реальных инвестиционных проектов. Это вызывает необходимость учета при анализе инвестиционно-кредитной деятельности банков региональных аспектов.

Низкая эффективность банковских механизмов трансформации сбережений в инвестиции является серьезным ограничителем экономического развития. Развитие инвестиционно-кредитной деятельности банков в России остается одной из наиболее острых экономических проблем, нуждающихся в серьезном и комплексном анализе.

В то же время даже в условиях значительных темпов роста капитала банков в том числе и за счет инвестиционных средств, его общий объем еще не отвечает уровню, который способен защитить банковскую систему в случае возникновения внешних или внутренних факторов дестабилизации.

Низкий уровень корпоративного управления в банках, в т.ч. и государственных, слабая организация в банках процедур управления рисками и тому подобное не отвечает интересам вкладчиков и кредиторов банков и является угрожающими фактором для банковской системы в целом.

Невзирая на то, что объемы кредитования в последние годы значительно увеличивались, потребности экономики в кредитах, особенно долгосрочных, остаются большей частью неудовлетворительными.

Одним из факторов, влияющим на стоимость кредитных средств, является формирование кредитных ресурсов банков за счет депозитов, привлеченных у физических лиц, которые являются дорогими и преимущественно не долгосрочными.

Методологические и теоретические аспекты роли кредитования в экономике широко освещены в работах Н.А.Бланка, В. Беренса, А.Б. Идрисова, Дж. Кейнса, Л.Дж. Гитмана, М.А. Лимитовского, И.В. Сергеева, Питера М. Хавранека, Р.Х. Холта и др.

Предмет данного дипломного исследования – изучение структуры и особенностей кредитных ресурсов развитых регионов.

Объект данного дипломного исследования – Ростовская область.

Цель дипломной работы – исследовать кредитные ресурсы Ростовской области.

Исходя из цели, можно выделить следующие задачи:

- изучить финансовый механизм инвестиционной деятельности в России;

- рассмотреть роль банков в современной рыночной экономике;

- дать определение банковского холдинга и показать его отличие от банковских групп;

- рассмотреть структуру современной банковской системы Российской Федерации;

- охарактеризовать структуру современного финансового рынка Ростовской области;

- провести анализ динамики и оценку эффективности использования кредитных ресурсов;

- рассмотреть кредитование национальных проектов в регионе;

Структурно работа состоит из 3 глав, введения, заключение, списка использованной литературы, приложений.

1. ФИНАНСОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ

1.1 Финансовый механизм инвестиционной деятельности в России

После финансового кризиса в августе 1998 года стало очевидно, осуществляемая раньше финансово-кредитная политика не обеспечила нормальных условий воспроизводства основного капитала и поддержания на необходимом уровне инвестиционной деятельности в стране.

Инвестиции определяют будущее страны в целом, отдельного субъекта хозяйствования и являются локомотивом в развитии экономики. А привлечение инвестиций в экономику РФ и их освоение способствуют повышению производительного потенциала ее экономики.

Предпринимательская, инвестиционная деятельность и состояние экономики в целом в значительной степени зависят от государственной политики. Своими действиями государство может существенно затормозить или ускорить эти процессы.

На современном этапе рыночных отношений наблюдается усиление конкурентной борьбы между отдельными административно-территориальными образованиями за инвестиционные ресурсы, активное привлечение которых необходимо для повышения эффективности предпринимательской деятельности хозяйствующих субъектов, рационализации процесса текущего функционирования и перспективного развития организационно-правовых структур различных отраслей национальной экономики. В этих условиях существенное увеличение объемов инвестиций может быть достигнуто на основе рационального использования современного инструментария стимулирования инвестиционной деятельности, обеспечивающего результативное взаимодействие хозяйствующих субъектов и органов государственного управления всех уровней.

В период развивающихся рыночных отношений рационализация механизма стимулирования инвестиционной деятельности является важнейшим условием повышения эффективности функционирования народного хозяйства страны, как в краткосрочной перспективе, так и в стратегическом периоде времени. При усложнении взаимосвязей внутри макроэкономической системы становится необходимым формирование адаптационных механизмов стимулирования инвестиций, способствующих преодолению негативных тенденций в инвестиционной сфере.

В этой связи одним из основных условий устойчивого развития народного хозяйства Российской Федерации в целом, его региональных подсистем, отдельных организационно-правовых структур является повышение обоснованности экономико-организационных, нормативно-правовых и финансово-кредитных решений, направленных на совершенствование механизма стимулирования инвестиционной деятельности, рационализацию взаимодействия отдельных участников инвестиционного процесса.

Согласно действующему законодательству инвестиционная деятельность на территории РФ может финансировать за счет:

1) собственных финансовых ресурсов и внутрихозяйственных резервов инвестора (прибыль, амортизационные отчисления, денежные накопления и сбережения граждан и юридических лиц, средства выплачиваемые органами страхования в виде возмещения потерь от аварий, стихийных бедствий и др. средства);

2) заемных финансовых средств инвестора (банковские и бюджетные кредиты, облигационные займы и др. средства);

3) привлеченных финансовых средств инвестора (средства, полученные от продажи акций паевые и иные взносы членов трудовых коллективов, граждан юридических лиц);

4) денежных средств, централизуемых объединениями предприятий в установленном порядке;

5) инвестиционных ассигнований из государственных бюджетов, местных бюджетов и внебюджетных фондов;

6) иностранных инвестиций;

7) собственные финансовые ресурсы (самофинансирование) Прибыль -главная форма чистого дохода предприятия, выражающая стоимость прибавочного продукта. Ее величина выступает как часть денежной выручки, составляющая разницу между реализационной ценой продукции (работ услуг) и ее полной собственностью. Прибыль является обобщающим показателем результатов коммерческой деятельности предприятия. После уплаты налогов и других платежей из прибыли в бюджет у предприятия остается чистая прибыль. Часть ее можно направить на капитальные вложения социального и производственного характера. Эта часть прибыли может использоваться на инвестиции в составе фонда или другого фонда аналогичного назначения, создаваемого на предприятии.

Инвестиции затрагивают основы хозяйственной деятельности, определяя процесс экономического роста в целом. В современных условиях они выступают важнейшим средством обеспечения условий выхода из сложившегося экономического кризиса, структурных сдвигов в народном хозяйстве, обеспечения технического прогресса, повышения качественных показателей хозяйственной деятельности на микро - и макроуровнях. Активизация инвестиционного процесса является одним из наиболее действенных механизмов социально-экономических преобразований.

Инвестиции затрагивают основы хозяйственной деятельности, определяя процесс экономического роста в целом. В современных условиях они выступают важнейшим средством обеспечения условий выхода из сложившегося экономического кризиса, структурных сдвигов в народном хозяйстве, обеспечения технического прогресса, повышения качественных показателей хозяйственной деятельности на микро - и макроуровнях. Активизация инвестиционного процесса является одним из наиболее действенных механизмов социально-экономических преобразований

Россия, имея очевидные конкурентные преимущества, состоящие не только в природных богатствах и многоотраслевой промышленности, но и в имеющемся научно-техническом потенциале и квалифицированных кадрах, располагая крупной научной базой (12% числа ученых во всем мире), на мировом рынке гражданской наукоемкой продукции имеет долю лишь в 0,3%, в то время как доля США составляет 36%, Японии - 30%. Аналогично дело обстоит и в Ростовской области – удельный вес инновационной продукции в промышленности составляет около 15%, а инновационно активных предприятий – не более 5%[1].

С позиций регулирования инвестиционной деятельности регион можно рассматривать как совокупность производственных, финансовых и властных структур, объединенных интересами спроса и предложения финансовых и материальных инвестиционных ресурсов, осуществляющих взаимодействие и реализацию проектов и программ, нацеленных на достижение главной цели регионального развития - повышение общего благосостояния населения.

Государственное регулирование инвестиционной деятельности в регионе обеспечивается региональными органами власти в пределах их компетенции с целью поддержания, стимулирования или предотвращения инвестиционных процессов и осуществляется в соответствии с государственными инвестиционными или целевыми программами; прямым управлением государственными инвестициями; предоставлением финансовой помощи в виде дотаций, субсидий, субвенций, бюджетных ссуд на развитие отдельных территорий, отраслей, производств; проведением финансово-кредитной политики (в том числе выпуском в обращение ценных бумаг), политикой ценообразования, амортизационной политикой; контролем за соблюдением государственных норм и стандартов и т. д.

Формы регулирования инвестиционной деятельности соответствуют положениям Федерального закона и включают: выделение приоритетов, налоговое регулирование, предоставление финансовой помощи инвесторам, условия осуществления финансовых инвестиций, экспертизу инвестиционных проектов при разработке государственных инвестиционных программ, защиту инвестиций, условия вывоза капитала для осуществления инвестиций за рубежом.

Методы регулирования инвестиционной деятельности органами управления региона подразделяют на три группы[2]:

- непосредственного (прямого) воздействия на хозяйственную деятельность (путем прямого безвозвратного вложения бюджетных средств в соответствии с выбранными приоритетами);

- опосредованного централизованного воздействия; в их составе методы конкурсного размещения средств бюджетов на возвратной, срочной и платной основах или на условиях закрепления в государственной собственности части акций;

- предоставления на конкурсной основе государственных гарантий по инвестиционным проектам за счет средств федерального и регионального бюджетов;

-косвенного воздействия, базирующиеся на создании благоприятного инвестиционного климата в регионе (путем установления специальных налоговых режимов, механизма начисления амортизации, защиты интересов инвесторов; предоставления субъектам инвестиционной деятельности льготных условий пользования землей и другими природными ресурсами; расширения использования средств населения и иных внебюджетных источников финансирования жилищного строительства и строительства объектов социально-культурного назначения, принятия антимонопольных мер).

Проблема создания нормального инвестиционного климата и привлечения инвестиций в российскую экономику будет приобретать исключительную остроту в ближайшие годы. Перед Россией стоит жизненно важная задача полной модернизации и реиндустриализации своей экономики, и это гигантское предприятие потребует колоссальных капиталовложений. По оценкам Министерства экономического развития и торговли в течение 20 ближайших лет для этого потребуются инвестиции не менее 2 триллионов долларов, что составляет 100 млрд. долларов в год. На фоне этих цифр нынешние усилия правительства в области привлечения инвестиций представляются явно недостаточными и медлительными. Следовательно, при разработке инвестиционной политики государства (региона), наряду с программой улучшения базовых факторов, необходимо разработать и реализовать индивидуальные программы по отношению к стратегическим, прямым финансовым и портфельным инвесторам.

Сейчас предлагаются различные подходы и средства для восстановления промышленного производства за счёт формирования эффективного инвестиционного механизма. В этих условиях поиск новых форм взаимодействия между коммерческими банками и производственным сектором приобретает первостепенное значение. Сегодня финансовые ресурсы необходимы как для осуществления перспективных инвестиционных программ, так и для реконструкции и даже простой замены изношенного производственного оборудования.

Выдача инвестиционных кредитов кредитным организациям сопряжена с большим риском, который связан с вероятной потерей инвестора в виде процентов, дивидендов или основной суммой капиталовложений в результате недостаточно успешной работы предприятия и их банкротства.

Кредитование предприятий носит кратковременный характер и осуществляется под конкретные экспортные поставки, либо под готовую и ликвидную продукцию. Проблема долгосрочного инвестирования продолжает оставаться достаточно сложной и нерешенной как для предприятий, так и кредитных организаций региона, поскольку степень риска такого кредитования остается высока и несовместима с нормой прибыли от инвестиций.

Кроме этого причинами сдерживания инвестиционной деятельности банков являются: политическая нестабильность, неустойчивая законодательная база и налоговая система, отсутствие механизма защиты инвестиций.

Для развития инвестиционной деятельности необходимо:

-реформировать и совершенствовать систему управления на предприятиях,

- что должно способствовать улучшению их финансового состояния и снижению риска при разработке инвестиционных программ;

- повысить качество менеджмента в коммерческих банках, направленное на создание и эффективное функционирование внутреннего механизма инвестиционного кредитования предприятий;

-создать государственную программу долгосрочного кредитования предприятий;

-привлечь на счета в банки сбережения физических лиц, то есть населения.

Для этого необходимы законодательные акты, гарантирующие защиту вкладов граждан от банкротства кредитных организаций. Вклады населения являются наиболее оптимальными ресурсами для долгосрочных инвестиционных вложений, поскольку обладают устойчивостью и отсутствием колебаний благодаря широкой клиентской базе;

-ввести и использовать систему льготного налогообложения долгосрочных инвестиций, как для предприятий, так и для банков. Эта система должна включать установление льгот по налогу на прибыль банков, полученную от предоставления долгосрочных кредитов. Банкам необходимо дать право выбора одного из вариантов предоставления льгот. Это может быть либо снижение, пропорционально размерам авансированных средств, резервных требований, либо уменьшение налогооблагаемой прибыли на ту её часть, которая получена в результате долгосрочного инвестирования в экономику региона, или взимание налогов с подобных доходов по пониженным ставкам. Если банк свыше 50 % своих активов направляет на долгосрочные кредиты и этот вид деятельности является для него приоритетным, то вся его прибыль на средний период обращения инвестиций может освобождаться от налогов.

Для промышленных и сельскохозяйственных предприятий региона очень важно усовершенствовать систему льгот по налогообложению реинвестируемой прибыли. Одновременно с освобождением реинвестируемой прибыли от налогов целесообразно использовать метод резервирования этих средств на специальных счетах банков, обеспечив тем самым предприятиям возможность накапливать средства на инвестиционные цели, а банкам - вовлекать дополнительные ресурсы для кредитования инвестиций. Таким образом, банки будут осуществлять инвестирование конкретных программ региона только по мере накопления средств, начиная с того периода, когда размер средств на инвестиционных резервных счетах достигнет 50 % от суммы, предусмотренной по инвестиционному проекту.

При этом банки смогут осуществлять контроль за использованием средств с резервных счетов. Данная схема выгодна банкам, потому что предприятия вынуждены будут накапливать реинвестируемую прибыль в течение нескольких лет и до начала осуществления инвестиционного проекта эти средства будут находиться в обороте банка, расширяя кредитные возможности и обеспечивая дополнительную прибыль кредитным организациям;

возобновить практику льготного инвестиционного кредитования, устранив свойственные ему ранее существенные недостатки. Для этого необходимо уточнить порядок определения объектов (а не мероприятий) льготного кредитования и разработать механизм его осуществления. Далее целесообразно установить обоснованные квоты участия в финансировании инвестиционных проектов средств банков, льготных кредитов и других средств в целях обеспечения оптимального сочетания различных источников. В случае иммобилизации льготных инвестиционных кредитов или их неэффективного использования необходимо применять систему жестких санкций с обязательным распределением ответственности между заёмщиком и банком, пропорционально допущенным нарушениям;

регулировать риски банковской системы путем создания системы страхования депозитов и осуществления резервной политики банков;

сформировать систему кредитных институтов, специализирующихся на инвестиционных кредитах и другие меры.

Всё это позволит создать эффективный инвестиционный механизм и увеличить объём инвестиций в реальный сектор экономики, делая упор на долгосрочный характер таких инвестиций.


1.2 Роль банков в современной рыночной экономике


Банки – огромное достижение цивилизации. Они представляют собой экономические органы, предназначенные для обслуживания всех рыночных отношений. Банки следует рассматривать как важную составную часть бизнеса делового мира. Они аккумулируют денежные средства, предоставляют кредиты, проводят денежные расчеты, эмитируют в обращение денежные знаки, обслуживают рынки ценных бумаг, оказывают многообразные экономические услуги.

Банковская система сегодня – одна из важнейших и неотъемлемых структур рыночной экономики. Развитие банков и товарного производства и обращения исторически шло параллельно и тесно переплеталось. При этом банки, вступая посредниками в перераспределении капиталов, существенно повышают общую эффективность производства. Коммерческие банки относятся к особой категории деловых предприятий, получивших название финансовых посредников. Они привлекают капиталы, сбережения населения и другие денежные средства, высвобождающиеся в процессе хозяйственной деятельности, и представляют их во временное пользование другим экономическим агентам, которые нуждаются в дополнительном капитале.

Современная банковская система- это важнейшая сфера национального хозяйства любого развитого государства. Её практическая роль определяется тем, что она управляет в государстве системой платежей и расчетов; большую часть своих коммерческих сделок осуществляет через вклады, инвестиции и кредитные операции; наряду с другими финансовыми посредниками банки направляют сбережения населения к фирмам и производственным структурам. Коммерческие банки, действуя в соответствии с денежно-кредитной политикой государства, регулируют движение денежных потоков, влияя на скорость их оборота, эмиссию, общую массу, включая количество наличных денег, находящихся в обращении. Стабилизация же роста денежной массы - это залог снижения темпов инфляции, обеспечение постоянства уровня цен, при достижении которого рыночные отношения воздействуют на экономику народного хозяйства самым эффективным образом.

Современная банковская система России развивается под воздействием как позитивных внешнеэкономических факторов, так и внутренних социально-экономических процессов, которые создают благоприятные условия для развития кредитования реального сектора экономики. Макроэкономическая стабилизация нашла отражение в улучшении качества кредитных портфелей банков - уменьшении удельного веса просроченных кредитов в общем объеме выданных ссуд. Вместе с тем, развитие кредитных операций банков происходит недостаточно быстро, их уровень остается ниже оптимального значения объемов кредитных вложений в общих активах банков, принятым в международной практике. Основными причинами, сдерживающими рост долгосрочного инвестиционного кредитования, следует считать несовершенство нормативной базы регулирования кредитных операций банков, неразработанность системы кредитного мониторинга и мониторинга инвестиционных проектов, позволяющих снизить негативное действие кредитных рисков.

Сущность банка определяет его роль в экономике. Банк, функционируя в сфере обмена, обеспечивает:

- концентрацию свободных капиталов, необходимых для поддержания непрерывности и ускорения производства;

- упорядочение и рационализацию денежного оборота.

Роль банка можно рассматривать с количественной и качественной точки зрения.

 Количественная сторона определяется объемом и разнообразием банковского продукта, реализуемого на рынке, т.е. объемом активных операций банка.

Качественная сторона роли банка достигается посредством проведения сбалансированной политики, направленной как на эффективность производства, так и на эффективность банковского дела.

В экономике, связанной рыночными отношениями, банковская система выполняет триединую роль:

1) через банки осуществляет управление платежами;

2) аккумулирует денежные средства и направляет их к различным заемщикам, при этом необходимо направлять их к заемщикам, которые найдут способы их оптимального применения;

3) банки, действуя в соответствии с денежно-кредитной политикой Центрального Банка, регулируют количество денег, находящихся в обращении.

Банк – это организация, созданная для привлечения денежных средств и размещения их от своего имени на условиях возвратности, платности и срочности. Основное назначение банка – посредничество в перемещении денежных средств от кредиторов к заемщикам и от продавцов к покупателям.

Сегодня «деятельность банковских учреждений так многообразна, что их истинная сущность оказывается действительно неопределенной». В современном обществе банки занимаются самыми разнообразными видами операций. Они не только организуют денежный оборот и кредитные отношения; через них осуществляется финансирование народного хозяйства, страховые операции, купля-продажа ценных бумаг, а в некоторых случаях посреднические сделки и управление имуществом. Кредитные учреждения выступают в качестве консультантов, участвуют в обсуждении народнохозяйственных программ, ведут статистику, имеют свои подсобные предприятия.

- Банк как учреждение или организация.

 Наиболее массовым представлением о банке является его определение как учреждения, как организации. «Банковские учреждения и организации» - довольно распространенный термин, сплошь и рядом его можно встреть как в серьезной научной, так и учебной литературе, банковском законодательстве, банковских документах и печати. Здесь и далее не следует забывать, что «организация» отсылает нас к определенной совокупности людей. Банк как организация, как объединение людей, исторически скорее являлся уделом частного лица и лишь впоследствии, с развитием банковского дела, особенно в современных условиях хозяйствования, превратился в крупные, средние и мелкие объединения.

- Банк как предприятие.

 Как и любое предприятие, банк является самостоятельным хозяйствующим субъектом, обладает правами юридического лица, производит и реализует продукт, оказывает услуги, действует на принципах хозрасчета. Банк может осуществлять некоторые виды хозяйственной деятельности (разумеется, если они не противоречат законам страны и вытекают из Устава банка). Как и любое другое предприятие, банк должен иметь специальное разрешение (лицензию).

- Банк как торговое предприятие.

Банки в отличие от промышленности, сельского хозяйства, строительства, транспорта и связи действуют в сфере обмена, а не производства. Это обстоятельство, однако, дало основание ряду авторов считать, что банк - это торговое предприятие.

Ассоциации банковской деятельности с торговлей не случайны. Банки действительно как бы «покупают» ресурсы, «продают» их, функционируют в сфере перераспределения, содействуют обмену товарами. Банки имеют своих «продавцов», хранилища, особый «товарный запас», их деятельность во многом зависит от оборачиваемости. На этом, однако, сходство между банком и сферой торговли в основном заканчивается.

Более того, сходство носит внешний характер, так как банк торгует не товарами, а особым «продуктом». Известны, к примеру, такие операции, которые банки совершают с обменом (покупкой-продажей) валют на денежном рынке, когда валюта одной страны (а также золото) покупается или продается по определенному курсу, определенной цене.

- Банк как посредническое предприятие.

Нередко банк характеризуется как посредническая организация. Основанием для этого служит особый перелив ресурсов, временно оседающих у одних и требующих применения у других. Особенность ситуации при этом состоит в том, что кредитор, имеющий определенную часть ресурсов, желает при соответствующих гарантиях, на конкретный срок, под процент отдать ее другому контрагенту-заемщику. Интересы кредитора, однако, должны совпадать с интересами заемщика, который совсем не обязательно может находиться в данном регионе. Разумеется, в современном денежном хозяйстве такое совпадение интересов является случайным. Консолидирующим звеном здесь выступает банк-посредник, обеспечивающий возможность осуществления сделки с учетом спроса и предложения. В отличие от индивидуального кредитора ресурсы в кармане банка теряют свое первоначальное лицо. Собрав многочисленные средства, банк может удовлетворить потребности самых разнообразных заемщиков, предоставить выбор кредита на любой вкус (срок), обеспечение, ссудный процент.

- Банк как агент биржи.

Деятельность банка в сфере обращения порождало и представление о нем как об агенте биржи еще в 20-е годы. Поводом для этого, как известно, послужило то, что банки являются непременными участниками биржи. Они могут самостоятельно организовывать биржевые операции, выполнять операции по торговле ценными бумагами. Однако ни исторически, ни логически это не превращает банк в часть биржевой организации. Частные банки (банкирские дома) появились задолго до биржи, до возникновения купли-продажи ценных бумаг. Существенно при этом и то, что торговля ценными бумагами является частью банковских операций, причем далеко не главной. Именно потому, что торговля ценными бумагами довольно специфична и отлична от собственного банковского дела, она позволила бирже выделиться в качестве самостоятельного элемента рынка со специальным аппаратом и задачами.

- Банк как кредитное предприятие.

Постепенно банк, в свою очередь, все более становился кредитным центром, что дало возможность его определять как кредитное предприятие. Однако это не дает основания для смешения банка с кредитом.

Кредит - это отношение между кредитором и заемщиком по поводу возвратного движения ссуженной стоимости. В кредитных отношениях, следовательно, кто-то из сторон кредитор и кто-то заемщик. В каждой данной кредитной сделке, взятой в всегда две стороны, причем кредит выражает особое специфическое отношение между ними. В отличие от кредита банк - это одна из сторон отношений, которая хотя и может одновременно выступать в качестве кредитора и в качестве заемщика, однако в каждый данный момент в отдельно взятой сделке выступает то в качестве кредитора, то в качестве заемщика.

Далее, отличие между банком и кредитом состоит и в том, что кредит - это отношение, как в денежной, так и в товарной форме. В банке сконцентрированы и проходят потоки только в денежной форме. При сопоставлении банка и кредита важно видеть и их исторические корни. Банк возник только тогда, когда возникли деньги, в то время как кредит функционировал и до появления денег во всех их функциях. Банк - следствие развития кредита, являющегося, в свою очередь, по отношению к банку фундаментом.

Как отмечалось, банки занимались не только кредитованием, но и целым рядом других видов деятельности. По своей природе банки связаны с денежными и кредитными отношениями. Именно на их базе и зародилось такое уникальное образование, как банк, который в целом можно определить как «систему особых предприятий, продуктом которых является кредитное и эмиссионное дело». Главным в сущности банка, его основой, можно при этом считать организацию денежно-кредитного процесса и эмитирование денежных знаков. А в 1970 г. конгресс США определил коммерческий банк как «финансовый институт, предоставляющий коммерческие ссуды и принимающий депозиты, которые вкладчик может снять по требованию». Такова теория вопроса, которая поможет понять, чем является банк на практике.

Сущность банка полнее раскрывают его функции:

Первой и основной функцией банка является функция собирания, аккумуляции временно свободных денежных средств. При этом необходимо учитывать ряд особенностей такой аккумуляции. Дело в том, что банк собирает не столько свои, сколько чужие временно свободные средства. Собранные денежные ресурсы используются им не на свои, а на чужие потребности. Собственность на аккумулируемые и перераспределяемые ресурсы остается у первоначального кредитора (клиентов банка). Аккумуляция средств становится одним из основных видов деятельности банка. На ее проведение в современных условиях требуется специальное разрешение - лицензия.

Вторая функция банка - функция регулирования денежного оборота. Банки выступают центрами, через которые проходит платежный оборот различных хозяйственных субъектов; Благодаря системе расчетов банки создают для своих клиентов возможность совершать обмен, оборот денежных средств и капитала. Через банки проходит оборот как отдельно взятого субъекта, так и экономики страны в целом. Через них осуществляется перелив денежных средств и капиталов от одного субъекта к другому, от одной отрасли народного хозяйства к другой.

Третья функция банка - посредническая функция. Под ней понимается деятельность банка как посредника в платежах. Через банки проходят платежи предприятий, организаций, населения. Находясь между клиентами, совершая по их поручению платежи, банк выполняет тем самым посредническую миссию. Однако это - не примитивная, элементарная посредническая деятельность. Банк может по крупицам аккумулировать небольшие размеры временно свободных денежных средств многих клиентов и направить огромные денежные ресурсы только одному субъекту. Банк может брать деньги у клиентов на короткий срок, а выдать их на длительное время. Он может аккумулировать ресурсы в одном секторе экономики какого-либо региона, а перераспределить их в другие отрасли и совершенно другие регионы. Находясь в центре экономической жизни, банк, таким образом, получает возможность трансформировать или изменять размер, сроки и направления капиталов в соответствии с возникающими потребностями хозяйства. Посредническая функция с учетом всего этого становится скорее функцией трансформации ресурсов.

Разумеется, банки не имеют реальной возможности, да и не имеют права увеличивать кредит всякому клиенту, который в нем нуждается, поскольку они сами работают преимущественно на чужих деньгах. К тому же повышенный риск невозврата кредита, связанный прежде всего с недостаточно эффективной работой предприятий, обязывает банк проводить сдержанную кредитную политику.

Одной из наиболее сложных проблем, с которой приходится сталкиваться банкам, является асимметричность информации, когда, с одной стороны, существует угроза «ложного выбора» в отношении потенциальных заемщиков, а с другой – риск недобросовестного поведения уже получившего ссуду заемщика. Как показывает международная практика, определенную помощь в снижении уровня асимметричности информации о заемщиках оказывают институты кредитных историй, которые повсеместно рассматриваются в качестве важнейшего элемента инфраструктуры кредитного процесса. Уменьшению потерь банков вследствие неадекватной оценки принимаемых на себя рисков содействуют также коллекторские агентства, берущие на себя роль своего рода корректировщиков проводимой банками кредитной политики.

Большое значение для банков имеет и то обстоятельство, что по мере увеличения объемов ссудной задолженности возрастают издержки кредитования. Процедуры оформления кредитных заявок, оценки заемщиков и урегулирования проблемной задолженности становятся все более затратными. Рост издержек усиливает конкуренцию между банками, которая все больше превращается в конкуренцию технологий поставки кредитных продуктов и их доведения до потребителей. В этих условиях определенные преимущества получают те банки, которые оперативно и своевременно проводят работу по оптимизации бизнес-процессов. Как правило, это – крупные банки, имеющие возможности выделять на такие цели значительные средства. Однако финансовые ресурсы и этой группы банков не безграничны. Именно по этой причине все более важную роль начинают играть факторы, связанные с формированием и повышением эффективности инфраструктуры кредитного процесса. Последняя включает в себя совокупность институтов (бюро кредитных историй, оценочные компании, коллекторские агентства, поставщики программных продуктов и др.), деятельность которых снижает издержки всего банковского сектора.

До недавнего времени вопросам инфраструктуры кредитного процесса в Российской Федерации не уделялось должного внимания как со стороны регулирующих органов, так и участников рынка. Проведенный Ассоциацией региональных банков России (Ассоциацией «Россия») совместно с Консалтинговой группой «Банки. Финансы. Инвестиции.» («БФИ») опрос показал, что российские банки только начинают осознавать значение эффективно организованной инфраструктуры кредитования для оптимизации затрат и снижения рисков.

Ассоциация региональных банков России исходит из того, что в ближайшие годы формирование полноценной инфраструктуры кредитования будет одним из важных условий оптимизации кредитных портфелей по затратам, рискам и доходности. В силу этого большое значение приобретает укрепление законодательных и институциональных основ инфраструктуры кредитного процесса, что предполагает обсуждение этих вопросов внутри банковского сообщества, его диалог с органами законодательной и исполнительной власти, включая Банк России.

В качестве одного из важнейших факторов происходящей в настоящее время коренной перестройки взаимодействия между банками и нефинансовым сектором становится увеличение числа доступных для крупных компаний источников финансирования. Схема, в рамках которой предприятие пользуется кредитными услугами принадлежащего ему банка, становится менее распространенной. Кредитный бизнес приобретает обособленный характер по отношению к потребностям финансово-промышленных конгломератов, в состав которых входят банки. В результате формируются условия для повышения уровня конкуренции на российском кредитном рынке.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


© 2010 РЕФЕРАТЫ