бесплатные рефераты

Кредитные ресурсы Ростовской области

Но проблема состоит в том, что в конкурентной борьбе за крупных корпоративных клиентов решающую роль будет иметь фактор цены предоставляемых кредитных услуг. Как следствие, устойчивые позиции на рынке могут гарантировать себе только участники, обладающие заведомым преимуществом в стоимости фондирования: контролируемые государством кредитные организации и дочерние структуры иностранных банков. О конкурентном потенциале данной обособленной группы банков можно судить по структурным характеристикам портфелей ссуд, предоставленных корпоративным клиентам. На фоне остальных участников рынка их выделяет высокая доля долгосрочных кредитов в общем объеме задолженности: около 20%. Из этого следует то, что рынок ссуд со сроками более 3 лет практически полностью контролируется кредитными организациями с государственным участием, а также иностранными банками. При этом на долю основных игроков – Сбербанка РФ и ВТБ здесь приходится более 60%.


1.1 Временная структура портфелей кредитов нефинансовым предприятиям по различным группам банков на 1.01.07 (% к величине кредитного портфеля)


На расстановку сил на сегменте долгосрочного кредитования предприятий в ближайшей перспективе может повлиять только активность иностранных банков. Показатели динамики кредитных операций в настоящее время свидетельствуют о том, что политика банков, контролируемых нерезидентами, приобретает здесь агрессивный характер. За 2005 год они смогли увеличить объем своего портфеля корпоративных ссуд более чем в 1,5 раза. Направлением специализации для них остаются длинные валютные кредиты крупным экспортно-ориентированным компаниям (нефтегазовая отрасль, металлургия и химическая промышленность).

Современные тенденции на рынке кредитования нефинансовых предприятий позволяют прогнозировать сохранение существенных различий в структуре качества ссудных портфелей между ключевыми игроками и основной массой российских банков. На данный момент в портфеле неоднородных ссуд, предоставленных банками с государственным участием и кредитными организациями, контролируемыми нерезидентами, на кредиты с минимальным уровнем риска приходится более 50%. В свою очередь для остальных банков вклад 1-й категории ссуд в портфель не превышает трети.


1.2 Структура портфеля однородных ссуд по различным группам банков на 1.01.2006 (% к величине портфеля)


В условиях перераспределения крупной корпоративной клиентуры в пользу обособленной группы участников подавляющая часть российских банков вынуждена переориентироваться на другие, ранее слабо освоенные, сегменты кредитного рынка. В частности, серьезного прорыва можно уже в ближайшее время ожидать в сфере кредитования малого и среднего бизнеса. Развитие данного направления банковской деятельности, однако, в значительной степени будет зависеть от усилий государства по формированию необходимой инфраструктуры финансирования малых и средних предприятий. Наряду с банками, приток ресурсов в сектор малого предпринимательства должен обеспечиваться венчурными и гарантийными фондами, а также финансовыми институтами развития.

Сегодня кредитование населения входит в число наиболее быстро развивающихся направлений банковской деятельности в России. За последние три года задолженность по ссудам, предоставленным физическим лицам, увеличилась в 8,3 раза, достигнув к 1 января 2007 года уровня 1157,2 млрд. руб. Короткого промежутка времени было достаточно для того, чтобы сегмент розничного кредитования стал важным источником доходов для многих российских банков. Так, розничные ссуды, вклад которых в структуру кредитного портфеля российского банковского сектора составляет уже 17%, обеспечивают примерно четверть всех поступлений от кредитных операций.

Интенсивный рост объемов кредитования физических лиц необходимо рассматривать как результат действия целой группы факторов. Высокая активность банков на данном рыночном сегменте определяется благоприятной макроэкономической конъюнктурой. На протяжении последних 5-6 лет российская экономика функционирует в условиях избыточного предложения ликвидных ресурсов, позволяющего ей поддерживать высокие темпы роста. При этом реальные доходы населения заметно опережают по динамике объемы производства. Современная тенденция увеличения бюджетных расходов на социальную сферу дает основания прогнозировать сохранение в среднесрочной перспективе разрыва между темпами роста доходов граждан и темпами роста ВВП.


Рис.1.3 Рост благосостояния граждан и обеспеченность кредитными услугами

Фиксируемый в настоящее время рост благосостояния населения способствует качественным изменениям в стандартах потребления. Для большинства россиян только в последние годы появилась возможность приобретения дорогих товаров длительного пользования (в первую очередь, автотранспорта и бытовой техники), а также улучшения жилищных условий. Динамика объемов розничных продаж непродовольственных товаров, а также емкости рынка недвижимости в крупных городах дают неплохое представление о новых приоритетах расходования средств для российских граждан.

В ситуации быстрого развития потребительских рынков, а также рынка недвижимости, услуги кредитования оказываются особенно востребованными со стороны населения. Тем не менее, формирование соответствующего сегмента банковского рынка было бы невозможным без соблюдения ряда дополнительных условий. До определенного момента интерес к розничному направлению банковского бизнеса оставался слабым по причине нестабильной ситуации в финансовой сфере. Определенный импульс развитию розничных кредитных операций дали снижение темпов инфляции до умеренных значений, а также отход от девальвационных ожиданий, способствовавшие удешевлению заемных ресурсов. В этих условиях банки получили возможность поддерживать процентную маржу на уровне, покрывающем затраты и риски, связанные с розничным бизнесом.

В настоящее время важнейшими каналами финансирования операций кредитования населения выступают заимствования за рубежом, а также эмиссия облигаций на внутреннем рынке. Характерно, что практика фондирования за счет рублевых облигационных выпусков получает все более широкое распространение. Ей следуют, в числе прочего банки, контролируемые нерезидентами, имеющие возможность получать дешевое финансирование от своих головных контор. На данный момент практически все крупные игроки российского рынка розничного кредитования успели выступить эмитентами рублевых облигаций.

Впечатляющая динамика рынка кредитования граждан в последние годы делает правомерным вопрос о том, близка ли его точка насыщения. Если использовать в качестве критерия отношение задолженности по розничным ссудам к совокупным доходам, обеспеченность россиян кредитными услугами окажется низкой. Не только в развитых, но и во многих развивающихся и переходных экономиках домашние хозяйства в значительно большей степени полагаются на заемные средства при финансировании своих расходов.


1.4 Индикаторы рынка кредитных услуг населению по отдельным странам (% к располагаемым доходам граждан)


Структура кредитных операций и диапазон предоставляемых розничных продуктов также позволяют утверждать, что рынок находится только на начальном этапе развития. В частности, пока слабо насыщенными остаются сегменты ипотечного и овердрафтного кредитования.

О слабых ограничениях по спросу на рынке кредитов физическим лицам свидетельствует высокий уровень процентных ставок, сохраняющийся несмотря на быстрый рост объемов операций. Высокая рентабельность розничного бизнеса стимулирует появление на рынке новых игроков, в числе которых необходимо выделить иностранные банки. Привлекательность сегмента кредитования населения стала для многих из них решающим аргументом в пользу начала работы в России. В этой ситуации ни один из участников рынка за исключением крупных банков, контролируемых государством, не может быть уверен в устойчивости своих позиций: распределение долей и состав лидеров способны измениться за короткий промежуток времени. Об этом, в частности, говорит волнообразная динамика индекса концентрации. Так, в 2005 году индекс, следовавший на протяжении первого полугодия повышательному тренду, с июля стал резко снижаться, что стало отражением уменьшения вклада основных игроков в прирост совокупного объема задолженности по кредитам населению.

В рамках конкурентной борьбы на рынке розничного кредитования ряд банков делают выбор в пользу агрессивных стратегий роста. В частности, для обеспечения высоких темпов роста объемов выданных ссуд делается ставка на минимизацию времени и издержек, необходимых для оценки платежеспособности заемщика. Результатом реализации такого рода стратегии может стать быстрое увеличение объемов невозвратных долгов. За 2005 год доля просроченной задолженности по розничным ссудам выросла на 0,5 процентных пункта, достигнув уровня 2%. Несколько крупных участников рынка потребительского кредитования столкнулись с заметным ухудшением качества кредитного портфеля, и, как следствие, были поставлены перед необходимостью направить дополнительные средства на формирование резервов на возможные потери по ссудам. В условиях повышения отчислений в РВПС поддержание прежних темпов роста объемов кредитных операций оказалось для них затруднительным. Кроме этого, снизились возможности ценовой конкуренции на рынке, что имело своим отражением стабилизацию уровня процентных ставок по краткосрочным кредитам.

1.5 Долговая нагрузка и уровень просроченной задолженности по розничным ссудам


Оценивая текущую ситуацию на рынке розничного кредитования с макроэкономической точки зрения, необходимо признать, что в целом долговая нагрузка на сектор домашних хозяйств в России остается невысокой. Отношение процентных платежей по кредитам к располагаемым доходам населения в настоящее время не превышает 1,5%. Для сравнения, в США на протяжении последних 20 лет соответствующий показатель ни разу не опускался ниже 10%. Иначе говоря, тенденцию снижения качества портфеля розничных ссуд нельзя рассматривать как свидетельство ухудшения финансового положения домашних хозяйств. Скорее ее можно связывать со слабой инфраструктурной обеспеченностью кредитного процесса. Для банков все еще предпочтительным подходом к управлению кредитным риском остается назначение высоких ставок по ссудам, т.е. фактическое перенесение потенциальных потерь на заемщиков, выполняющих свои обязательства в полном объеме. В этих условиях, очевидно, российский рынок розничного кредитования не может в полной мере реализовать свой потенциал роста.

В мировой практике оценка платежеспособности розничных заемщиков основывается на данных, поставляемых системой кредитных бюро. В свою очередь, вопросы востребования проблемной задолженности ложатся на специализированные коллекторские агентства.

Сегодня можно говорить о том, что дальнейшие перспективы его развития неразрывно связаны с указанными инфраструктурными элементами. Проблема, однако, состоит в том, что эволюционный путь формирования инфраструктуры не всегда отвечает интересам общества. В этом случае инициативу по разработке и реализации организационных решений берет на себя государство. В частности, государство, как правило, играет ключевую роль в построении системы ипотечного кредитования.

Анализ ситуации на российском рынке кредитных услуг позволяет говорить о том, что фактор наличия инфраструктуры начинает оказывать ощутимое влияние на динамику объемов операций. С одной стороны, на тех его сегментах, которые демонстрировали в последние годы высокие темпы роста, отдельные банки уже сталкиваются с аккумуляцией невозвратных долгов, а также с повышением издержек обслуживания клиентов. С другой стороны, ряд пока еще слабо освоенных сегментов: рынки ипотечных ссуд и финансовых услуг для малых предприятий, в принципе не могут получить импульс к развитию без крупных инвестиций в инфраструктуру. Учитывая высокую социальную значимость бизнеса по кредитованию приобретения жилья и финансированию сектора малого предпринимательства, обеспечение его деятельности обуславливает на начальных этапах непосредственное участие в этом процессе государства.

Интенсивный рост российского кредитного рынка, вызванный бурным освоением банками сектора розничного кредитования, повлек за собой возникновение и развитие организаций, объектом деятельности которых являются отдельные составляющие кредитного процесса. Например, оценка кредитоспособности заёмщиков и залогового обеспечения, страхование кредитов, урегулирование просроченной задолженности и т.д. Данные организации имеют совершенно разные задачи и функции, но единое предназначение – обеспечение бесперебойного кредитного процесса с одновременным снижением уровня сопутствующих ему банковских рисков, т.е. представляют собой то, что можно обозначить термином «инфраструктура кредитования».

Это обусловлено, прежде всего, тем, что банки, осуществляя взаимодействие с организациями, входящими в её состав, приобретают дополнительные инструменты, позволяющие управлять кредитным риском и, соответственно, минимизировать его уровень. Кроме этого, банки получают прекрасную возможность снижать свои издержки по организации кредитного процесса, одновременно повышая его качество.

До сих пор среди специалистов банковского дела нет единства и четкости понимания состава субъектов инфраструктуры кредитования. Достаточно ограниченно представляется круг решаемых ею задач, не определены окончательно законодательные рамки, регулирующие деятельность отдельных организаций и т.д. Сегодня довольно широко распространено мнение, что основным объектом инфраструктуры кредитного процесса является кредитование населения, а к её субъектам относятся лишь кредитные бюро и коллекторские агентства. Иногда упоминается лизинг и факторинг, а так же экспресс-кредитование, которые на самом деле являются видами или способами кредитования и, строго говоря, не могут быть отнесены к элементам инфраструктуры кредитного процесса.

Поскольку инфраструктура кредитования представляет собой систему, по сути обслуживающую кредитные отношения между банком и заёмщиками - с момента их возникновения и до прекращения, - то, соответственно, состав этой системы является гораздо более обширным. Компании, осуществляющие профессиональную оценку залогового обеспечения заёмщиков и их финансового состояния, агентства по страхованию кредитов, бюро кредитных историй, коллекторские агентства, компании-разработчики программного обеспечения кредитного процесса, консалтинговые компании и т.д. Этот список организаций-субъектов инфраструктуры кредитного процесса является далеко не исчерпывающим и более того, по мере развития кредитных продуктов он будет всегда иметь тенденцию к расширению.


1.3 Банковские холдинги и их отличие от банковских групп

Банковской группой признается не являющееся юридическим лицом объединение кредитных организаций, в котором одна (головная) кредитная организация оказывает прямо или косвенно (через третье лицо) существенное влияние на решения, принимаемые органами управления другой (других) кредитной организации (кредитных организаций).

Банковский холдинг - кредитная организация (основная), обладающая возможностью определять решения, принимаемые одной или несколькими (дочерними) кредитными организациями. Такая возможность возникает в силу ее преобладающего участия в уставном капитале одной или нескольких кредитных организаций либо договора, заключенного с одной или несколькими кредитными организациями.

В условиях нестабильности и кризисных явлений в российской экономике финансовое положение многих кредитных учреждений, особенно небольших, значительно ухудшилось, что фактически поставило их на грань банкротства. Во избежание негативных последствий они должны были сливаться с наиболее устойчивыми банками, что стало одной из причин формирования банковских холдингов. Вместе с тем практика показывает, что сливаются также крупные банки с устойчивым финансовым положением, преследуя цели дальнейшей диверсификации операций, расширения масштабов деятельности и извлечения дополнительной прибыли.

Существует также путь образования банковских холдингов путем приобретения банками акций финансовых, страховых, инвестиционных компаний и др., деятельность которых так или иначе связана с банковской.

Преимущественной формой организационной структуры образования банковского холдинга является филиал, осуществляющий деятельность за счет ресурсов, выделяемых головным банком, а также используя деловые связи банковского холдинга и ее репутацию.

Не менее важной формой организации деятельности банковского холдинга является принадлежащий ей на паях дочерний банк. В странах, где деятельность филиалов зарубежных банков запрещена или ограничена, дочерний банк является единственной организационной структурой банковского холдинга.

Помимо банковских операций, банковский холдинг активно осуществляют небанковские операции – сделки с недвижимостью, страхование операций филиалов, трастовые сделки, лизинговые операции, консультационные услуги.

Денежно-кредитная политика банковского холдинга направлена, как правило, на расширение и диверсификацию осуществляемых ими кредитных, депозитных и фондовых операций, улучшение показателей ликвидности, увеличение коэффициента покрытия капитала банка, снижение суммы «недействующих» активов, минимизацию операционных расходов, не связанных с выплатой процентов по депозитам, а также продолжение политики слияний и поглощений.

С точки зрения организационной структуры банковского холдинга более маневренны и конкурентоспособны по сравнению с другими кредитными учреждениями. Они оперативнее реагируют на изменения конъюнктуры рынка ссудных капиталов. Используя филиалы, дочерние банки и другие территориальные структуры, они могут взимать более низкий процент за кредит по сравнению со средней рыночной ставкой, что недоступно большинству бесфилиальных банков. Кроме того, БХК могут оперативно осуществлять перераспределение кредитных ресурсов.

Первыми российскими банковскими холдингами стали бывшие государственные спецбанки, имеющие разветвленную сеть филиалов практически по всей территории России, а также вновь созданные коммерческие банки, имеющие значительный уставный капитал и активы и создавшие в короткие сроки филиалы, дочерние банки и специализированные финансовые учреждения, в том числе за рубежом.

Процессы концентрации производства и централизации капитала в России в середине 90-х гг. привели к тому, что несмотря на кризисные явления в кредитной системе выделился ряд крупных банков универсального характера с широкой сетью филиалов, отделений, дочерних банков и небанковских учреждений. Потребность рыночной экономики в таких банках объясняется прежде всего необходимостью оперативного перераспределения денежных средств в соответствии с условиями, складывающимися на рынках различных регионов, в связи с колебаниями спроса на кредит и предложением на заемные средства. Создавая привлекательные условия для клиентов, банковские холдинги мобилизуют временно свободные средства обслуживаемой клиентуры, а также ресурсы своих территориальных подразделений, направляя их на кредитование инвестиционных проектов и выдачу ссуд кредитоемким заемщикам. Таким образом удовлетворяются потребности региональной клиентуры в широком спектре банковских услуг, расширяется производственная база промышленно-торговых предприятий, происходит увеличение объема выпуска и реализации товаров.

Официально титул чисто банковских холдингов получили холдинги, созданные Промстройбанком (участвуют 12 КБ), Нефтехимбанком и Инвесткредитом (около 50). Несмотря на схожесть в принципах построения банковской группы, между ними имеются определенные различия в организационной структуре. Так, в банковском холдинге Промстройбанка входят региональные филиалы (дирекции), контролируемые ими филиалы, а также филиалы прямого подчинения. В банковский холдинг Нефтехимбанка, помимо разветвленной сети филиалов прямого подчинения головному банку, входят дочерние банки, в том числе в странах ближнего зарубежья, негосударственный пенсионный фонд, общество доверительного управления имуществом «Нефтехимтраст», ипотечная организация и другие дочерние специализированные подразделения. При этом структура обоих банковских холдингов имеет тенденцию как к вертикальному расширению (создание новых филиалов, дочерних банков и финансовых учреждений), так и горизонтальной экспансии (проникновение на новые валютные, кредитные и финансовые рынки).

 На самом деле количество банковских холдингов (однобанковских, многобанковских) исчисляется десятками. Они по примеру ФПГ старательно избегают «светиться» в качестве таковых. Причины в том, что положение многих российских банков столь отчаянное, что при создании холдинга на него обрушивается вал заявок о приеме, просьб о помощи, которую всем невозможно оказать.

На самом деле, банковский холдинг предоставляет своим членам целый ряд благоприятных возможностей:

- возможность более оперативного перераспределения кредитных ресурсов и перелива временно свободных денежных средств в регионы с благоприятной экономической конъюнктурой в целях удовлетворения потребностей обслуживаемой клиентуры, поддержания надлежащего уровня ликвидности и извлечения дополнительной прибыли;

- возможность взимания более низкого, по сравнению со средней рыночной ставкой, процента за кредит и предложения более высокой ставки по депозитам за счет устойчивого и диверсифицированного портфеля кредитов, а также широкого круга выполняемых операций и оказываемых услуг, т.е. надежного источника дополнительных доходов;

- привлекательность для обслуживаемой клиентуры, особенно для организаций, объединенных единой технологической цепочкой и расположенных в регионах присутствия филиалов, отделений БХК и их дочерних структурных подразделений, что ведет к укреплению капитальной базы БХК;

- возможность проведения с минимальными издержками операций, связанных с небановской деятельностью, осуществляемых через специализированные дочерние предприятия БХК, в т.ч. на мировых рынках;

- возможность перспективного планирования деятельность БХК путем исследования конъюнктуры валютного, кредитного и финансового рынков в стране и за рубежом на основе анализа статистического материала, направляемого территориальными структурными подразделениями БХК в головной банк и прогнозирования основных показателей деятельности.

Другое объяснение закрытости банковского холдинга – нежелание привлекать внимание налоговых, регулирующих органов.

В целом темпы интеграции коммерческих банков в разных вариантах нарастают. Этому благоприятствуют ряд факторов. Трудности госбюджета прямо ударили по банкам, которые кормились льготными централизованными кредитами. В холдингах банки видят возможность для мобилизации ресурсов, прежде всего за рубежом, где все чаще декларируют возможность выделять инвестиции банковским группам. Теперь такую возможность не исключают и в российском правительстве.

Переключиться на чисто банковские холдинги вынуждает банки и неудачный опыт участия в некоторых финансово-промышленных группах, где банки пытаются низвести до положения заурядной бухгалтерии, расчетно-кассового подразделения ФПГ, не предлагают статус равноправного партнера, совладельца. В отдельных случаях предприятия не допускают мысли, что банк может играть роль лидера в ФПГ и смотрят на банки как на карман. Только теперь не государственный, а приватный.

Объективно помогает созданию новых банковских холдингов усиливающийся в России регионализм. Как правило, области, республики, их объединения не имеют собственной развитой банковской структуры, способной быть несущей конструкцией местных экономик, финансовым мостом с другими отраслями, регионами, странами. Но такие усилия предпринимаются. В качестве примера можно привести договор между «Сибирским соглашением» и «Онексимбанком», по которому он по сути взял на себя миссию официального финансового агента этого крупнейшего территориального объединения 19 республик и областей.

Стимулирует развитие банковских холдингов и конкуренция, с которой российские банки сталкиваются на мировых рынках. В США свыше 6 тыс. банковских холдингов контролирующих около 10 тыс. банков, свыше 40 тыс. их филиалов, более 90 % суммарных банковских активов. Там это основная форма деятельности. В США материнский банк контролирует ( в том числе и за границей) не только дочерний кредитный банк, но и огромное число диверсифицированных, либо узкофункциональных фирм - производственных, инвестиционных, финансовых, ипотечных, факторинговых, лизинговых, торговых , информационных, рекламных. Это открывает поле для маневра, облегчает адаптацию к любым внешним и внутренним переменам. В России только начинают осваивать подобные схемы, на ходу учатся использовать преимущества холдингов, решают возникающие в них проблемы.

Специфика России – в крайне неразвитом рынке банковских услуг, где масса незанятых» ниш». И для однобанковских холдингов, избравших лишь отдельные направления, например, проектное финансирование, экспортно-импортные сделки, обслуживание конкретных предприятий или их групп. И для многобанковских, способных предложить клиентам и регионам более широкий перечень услуг. Это инвестиции в промышленность, кредитование - от крупного коммерческого до потребительского( пластиковые карточки, чеки и т. п.), ипотечные, трастовые, факторинговые и иные операции, все виды консультирования.

Активно участвуют банковские холдинги в муниципальных подрядах, программах, проектах. Они выступают как агенты местных и федеральных властей на фондовом, валютном (биржевом и внебиржевом), страховом рынках, участвуют в сделках с землей (оценка, аренда, купля-продажа, залог) и многом другом.

2. СТРУКТУРА СОВРЕМЕННОЙ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

2.1 Содержание и функции государственного кредитования

Государственный кредит - это совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти и управления, с одной стороны, и физических и юридических лиц - с другой, при которых государство выступает в качестве заемщика, кредитора и гаранта.

В количественном отношении преобладает деятельность государства как заемщика средств. Объемы операций в качестве кредитора, то есть когда государство предоставляет ссуды юридическим и физическим лицам, значительно ниже. В тех случаях, когда государство берет на себя ответственность за погашение займов или выполнение других обязательств, взятых физическими и юридическими лицами, оно является гарантом.

В отличие от двух первых видов кредитных отношений (заемщик, кредитор), сразу же влияющих на величину централизованных денежных фондов, последний не обязательно приводит к их изменению. Если должник своевременно и в полном объеме рассчитался по своим обязательствам, то гарант не несет каких-либо дополнительных затрат. На практике достаточно надежные заемщики не нуждаются в государственных гарантиях. Они в состоянии привлечь средства на кредитном рынке самостоятельно. Государственные гарантии обычно распространяются на недостаточно надежных заемщиков и соответственно влекут за собой рост расходов из централизованных денежных фондов.

Как экономическая категория государственный кредит находится на стыке двух видов денежных отношений - финансов и кредита - и несет черты как тех, так и других. В качестве звена финансовой системы он обслуживает формирование и использование централизованных денежных фондов государства, т.е. бюджета и внебюджетных фондов.

Как один из видов кредита государственный кредит имеет ряд особенностей, отличающих его от классических финансовых категорий, например налогов. В отличие от налогов он имеет добровольный характер, хотя в истории нашего государства известны случаи отхода от принципа добровольности при размещении займов. Если налоги движутся только в одном направлении - от плательщика в бюджет или во внебюджетные фонды (обратное движение возможно только в случае возврата переплаченных или ошибочно взысканных сумм), то основой государственного кредита является его возвратность и платность: через определенный период времени внесенная сумма возвращается с процентами.

Государственный кредит отличается от других видов кредита. Так, если при предоставлении банковского кредита в качестве обеспечения обычно выступают какие-то конкретные ценности - товары на складе, незавершенное производство, то при заимствовании средств государством обеспечением кредита служит все имущество, находящееся в его собственности, имущество данной территориальной единицы или какой-либо ее доход.

На уровне центрального правительства государственные займы не имеют конкретного целевого характера. Тогда как заимствование средств на более низких уровнях достаточно часто имеет четко выраженную целевую направленность. Например, займы на строительство новой дороги, жилого массива.

Как финансовая категория государственный кредит выполняет три функции финансов: распределительную, регулирующую и контрольную.

1. Через распределительную функцию государственного кредита осуществляется формирование централизованных денежных фондов государства или их использование на принципах срочности, платности и возвратности. Выступая в качестве заемщика, государство обеспечивает дополнительные средства для финансирования своих расходов. В промышленно развитых странах государственные займы являются основным источником финансирования бюджетного дефицита.

Финансирование расходов капитального характера за счет позаимствованных средств в определенных пределах имеет положительное значение. Школа или библиотека обеспечивают потребности не одного поколения, поскольку служат 30-50 лет. Такое растяжение источников финансирования во времени и обеспечивается путем выпуска займов на соответствующий срок. В последнем случае поколение, строящее школу, несет аналогичное финансовое бремя, что и последующие поколения, за счет налогов с которых погашается как основной долг, так и проценты по нему.

Таким образом, положительное воздействие распределительной функции государственного кредита заключается в том, что с ее помощью налоговое бремя более равномерно распределяется во времени. Налоги, которые взимаются в период финансирования расходов за счет государственного займа, не увеличиваются (что пришлось бы сделать в противном случае). Зато потом, когда кредиты погашаются, налоги взимаются не только для их уплаты, но и для погашения процентов по задолженности.

Налоги являются основным, но не единственным источником финансирования расходов, связанных с обслуживанием и погашением государственного долга. Источники финансирования этих расходов зависят от направления использования средств. В случае производительного вложения мобилизованных капиталов построенный объект после вступления в действие начинает приносить прибыль, за счет которой и погашается заем. Никакого усиления налогового бремени в этом случае не происходит.

При непроизводительном использовании мобилизованных в результате государственных займов капиталов, например финансирования за их счет военных или социальных расходов, единственным источником их погашения становятся налоги либо новые займы. Размещение новых государственных займов для погашения задолженности по уже выпущенным называется рефинансированием государственного долга.

Усиление тяжести налогового бремени, вызванное заимствованиями государства, зависит от их срока и процентов по кредиту, уплачиваемых заемщику. Чем выше доходность государственного займа для инвестора, тем большую часть налогов вынуждено направлять государство на их погашение. Чем больше величина долга, тем выше доля средств, направляемая на его обслуживание при прочих равных условиях.

2. Регулирующая функция государственного кредита заключается в том, что, вступая в кредитные отношения, государство вольно или невольно воздействует на состояние денежного обращения, уровень процентных ставок на рынке денег и капиталов, на производство и занятость. Сознательно используя государственный кредит как инструмент регулирования экономики, государство может проводить ту или иную финансовую политику.

Государство регулирует денежное обращение, размещая займы среди различных групп инвесторов. Мобилизуя средства физических лиц, государство снижает платежеспособный спрос. Тогда если за счет кредита профинансируются производственные затраты, например инвестиции, произойдет абсолютное сокращение наличной денежной массы в обращении. В случае финансирования затрат на оплату труда, например преподавателей и врачей, количество наличной денежной массы в обращении останется без изменений, хотя возможно изменение структуры платежеспособного спроса.

Операции по купле-продаже государственных ценных бумаг или выдача кредитов под их залог, проводимые центральным банком, являются важным инструментом регулирования ликвидности коммерческих банков в стране. В РФ такого рода операции получили распространение после августовского кризиса рынка межбанковских кредитов в 1995 г. Кредиты под залог высоколиквидных государственных ценных бумаг стали предоставляться Банком России с апреля 1996 г.

Выступая на финансовом рынке в качестве заемщика, государство увеличивает спрос на заемные средства и тем самым способствует росту цены кредита. Чем выше спрос государства, тем выше при прочих равных условиях уровень ссудного процента, тем более дорогим становится кредит для предпринимателей. Дороговизна заемных средств вынуждает бизнесменов сокращать инвестиции в сферу производства, в то же время она стимулирует накопления в виде приобретения государственных ценных бумаг.

До определенных пределов этот процесс не оказывает существенного негативного влияния на производство. В том случае, если в стране достаточно свободных капиталов, негативное воздействие будет равняться нулю до их полного поглощения. Только после этого активность государства на финансовом рынке выразится в росте ссудного процента, а отвлечение значительной доли денежных накоплений для непроизводительного использования существенно замедлит темпы экономического роста.

Положительное воздействие на производство и занятость государство оказывает, предъявляя спрос на товары национального производства за счет позаимствованных за рубежом средств, выступая в качестве кредитора и гаранта. В промышленно развитых странах распространена система поддержки малого бизнеса, экспорта продукции или производства в отдельных районах, испытывающих спад, путем гарантирования государством кредитов, предоставляемых банками согласно соответствующим программам.

Поддержка малого бизнеса предполагает, что государство берет на себя погашение задолженности банкам по кредитам, предоставленным мелким предпринимателям, в случае их банкротства. В большинстве промышленно развитых стран функционируют государственные или полугосударственные компании, которые по низким ставкам страхуют риск неплатежа экспортерам национальных товаров. Тем самым поощряется освоение новых рынков сбыта отечественной продукции.

Большую роль в стимулировании развития производства и занятости играют кредиты, предоставляемые за счет бюджетов территорий или внебюджетных фондов. С их помощью обеспечивается ускоренное развитие определенных районов или необходимых направлений экономики той или иной территории.

3. Контрольная функция государственного кредита органически вплетается в контрольную функцию финансов. Однако она имеет свои специфические особенности, порожденные особенностями этой категории: 1) очень тесно связана с деятельностью государства и состоянием централизованного фонда денежных средств; 2) охватывает движение стоимости в обе стороны, поскольку предполагает возвратность и возмездность получения средств; 3) осуществляется не только финансовыми структурами, но и кредитными институтами.

Формой государственного кредитования, которая предусматривает предоставление средств юридическим лицам или другому бюджету на возвратной основе, является бюджетный кредит.

Заемщиками государственных средств на возвратной основе могут быть коммерческие и некоммерческие российские юридические лица, за исключением организаций с иностранными инвестициями. Порядок осуществления государственного кредитования предпринимательской деятельности зависит от субъекта, которому предоставляются денежные средства.

Государственным и муниципальным унитарным предприятиям могут предоставляться процентные и беспроцентные бюджетные кредиты на условиях и в порядке лимитов, которые предусмотрены соответствующим бюджетом. Получатели обязаны вернуть бюджетный кредит, а также предоставить информацию и отчет о его использовании в органы, исполняющие бюджет, и контрольные органы соответствующих законодательных (представительных) органов. Органы, исполняющие бюджет, ведут реестры всех предоставленных бюджетных кредитов.

Хозяйствующему субъекту, не являющемуся государственным или муниципальным унитарным предприятием, бюджетный кредит предоставляется на основании договора на условиях возвратности, срочности, возмездности и обеспеченности. Способами обеспечения исполнения обязательств по возврату бюджетного кредита могут быть банковские гарантии, поручительства, залог имущества, в том числе в виде акций, иных ценных бумаг, паев, в размере не менее 100 процентов предоставляемого кредита. Обеспечение исполнения обязательств должно иметь высокую степень ликвидности.

Обязательным условием предоставления бюджетного кредита является проведение предварительной проверки финансового состояния получателя. Уполномоченные органы имеют право на проверку получателя бюджетного кредита, а также на проверку его целевого использования в любое время действия кредита. Кредит может быть предоставлен только тем юридическим лицам, которые не имеют просроченной задолженности по ранее предоставленным бюджетным средствам на возвратной основе.

При утверждении бюджета на очередной финансовый год указываются цели, условия и порядок предоставления бюджетных кредитов, лимиты их предоставления на срок в пределах года и на срок, выходящий за пределы бюджетного года, иные условия.

Средства бюджетного кредита перечисляются заемщику на его бюджетный счет в кредитной организации. Операции и платежи за счет средств бюджетного кредита осуществляются заемщиком самостоятельно в соответствии с целями кредита и в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.

Возврат средств федерального бюджета, предоставленных предприятиям и организациям на возвратной основе, а также плата за пользование этими средствами приравниваются к платежам в федеральный бюджет.

Анализ законодательства и специальной литературы дает возможность выделить следующие особенности государственного кредитования:

- целевое предоставление средств;

- льготный характер, поскольку бюджетное законодательство предусматривает предоставление бюджетных кредитов с уплатой процентов за пользование ими в размере одной трети или одной четверти ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на день вступления в силу соответствующего федерального закона о бюджете;

- выделение средств равными долями в течение финансового года;

- создание специальных фондов, аккумулирующих выделенные средства. Так, для создания необходимых условий для функционирования агропромышленного комплекса в составе Федерального бюджета в 2000 г. был создан специальный фонд для кредитования организаций агропромышленного комплекса на льготных условиях.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


© 2010 РЕФЕРАТЫ