Местные налоги в формировании доходной части бюджета (на примере г. Аркалык)
Налогоплательщики,
за исключением индивидуальных предпринимателей, применяющих специальный
налоговый режим на основе патента, обязаны представлять в налоговые органы по
месту нахождения объектов налогообложения расчет сумм текущих платежей и
декларацию. Декларация представляется не позднее 31 марта года, следующего за
отчетным. Расчет сумм текущих платежей по налогу на имущество представляется не
позднее 15 февраля отчетного налогового периода. Вновь созданные
налогоплательщики представляют расчет сумм текущих платежей не позднее 15 числа
месяца, следующего за месяцем постановки в налоговых органах на регистрационный
учет.
Налоговой
базой для физических лиц является стоимость объектов налогообложения,
устанавливаемая по состоянию на 1 января каждого года уполномоченным органом в
сфере регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Порядок
определения стоимости объектов налогообложения физических лиц устанавливается
Правительством Республики Казахстан. В случае, когда по нескольким объектам
налогообложения плательщиком налога является одно физическое лицо, налоговая
база рассчитывается отдельно по каждому объекту.
Исчисление
налога по объектам налогообложения физических лиц производится налоговыми
органами по месту нахождения объекта налогообложения независимо от места
жительства налогоплательщика путем применения соответствующей ставки налога к
налоговой базе в срок не позднее 1 августа налогового периода. Если
продолжительность налогового периода составляет менее двенадцати месяцев, налог
на имущество, подлежащий уплате, рассчитывается посредством деления суммы
налога, определенной в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, на двенадцать
и умножения на количество месяцев нахождения объекта налогообложения на праве
собственности.
За объект
налогообложения, находящийся в общей долевой собственности нескольких
физических лиц, налог исчисляется пропорционально их доле в этом имуществе. В
случае, когда по нескольким объектам налогообложения плательщиком налога
является одно физическое лицо, исчисление налога производится по каждому
объекту налогообложения отдельно.
Уплата налога
производится в бюджет по месту нахождения объектов обложения не позднее 1
октября отчетного налогового периода.
1.3Роль налогового
управления города Аркалык во взимании местных налогов и сборов
Необходимо
отметить, что важное значение в системе местного налогообложения занимает
деятельность Налогового Управления соответствующей территориальной единицы.
Поскольку данная работа построена на данных по Костанайской области, в
частности по городу Аркалыку, определим роль Налогового Управления по городу
Аркалыку во взимании местных налогов и сборов.
Налоговое
Управление по городу Аркалыку Налогового Департамента Костанайской области
Республики Казахстан является государственным учреждением, уполномоченным на
выполнение функций государственного управления и контроля в сфере обеспечения
поступлений государственных доходов. Комитет в своей деятельности
руководствуется Конституцией Республики Казахстан, Кодексом Республики
Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет», законами
Республики Казахстан, актами Президента и Правительства Республики Казахстан,
Положениями о Налоговом комитете Министерства финансов Республики Казахстан и о
налоговом комитете по Костанайской области Налогового комитета Министерства
финансов Республики Казахстан.
Комитет
организует свою работу на основе текущих и перспективных планов.
В числе
основных задач налогового комитета, касающихся сбора местных налогов и сборов,
можно выделить следующие:
-
осуществление
налогового контроля за исполнением налогоплательщиками своих обязательств;
-
осуществление
контроля на территории области за соблюдением законодательства,
предусматривающего полноту поступлений налогов и других обязательных платежей в
бюджет;
-
ведение
учета налогоплательщиков, объектов налогообложения и объектов, связанных с
налогообложением;
-
осуществление
государственного контроля при применении трансфертных цен;
-
осуществление
работы по принудительному взысканию налоговой задолженности.
При
осуществлении данных задач Комитет имеет право осуществлять налоговый контроль,
производить у налогоплательщика проверки денежных документов, бухгалтерских
книг, отчетов и смет, наличия денег, ценных бумаг, расчетов, деклараций и иных
документов, связанных с исполнением налоговых обязательств, соблюдением
требований, установленных законодательными актами Республики Казахстан;
требовать от налогоплательщика представления документов по исчислению и уплате
налогов и других обязательных платежей в бюджет по установленным формам,
пояснений к их заполнению, а также документов, подтверждающих правильность
исчисления и своевременность уплаты налогов; получать от налогоплательщиков
информацию в виде электронных документов; налагать административные взыскания.
Управление
состоит из отделов, обеспечивающих его деятельность. Такая функция Управления,
как налоговое администрирование, в большей степени реализуется при помощи таких
отделов, как отдел организационного и правового обеспечения, центр приема и
обработки информации юридических лиц, центр приема и обработки информации
индивидуальных предпринимателей и физических лиц, отдел учета и анализа, отдел
аудита, отдел косвенных налогов, отдел администрирования непроизводственных
платежей, отдел принудительного взимания.
Следует
отметить, что требования к налоговым органам сейчас изменились. Согласно
прежней идеологии налоговик выступал в роли «государственного контролера» правильности,
полноты и своевременности уплаты налогов и сборов. Сейчас же налоговая служба
становится, скажем так, сервисной службой, задача которой – помочь
налогоплательщикам вовремя и в соответствии с законодательством внести платежи
в бюджет.
С принятием
Налогового кодекса в республике началась автоматизация процесса налогового
администрирования. Информационные технологии (ИТ), внедряемые в рамках этого
процесса, направлены на формирование системы электронной налоговой отчетности.
Автоматизация позволяет лучше контролировать различные данные, например,
следить за реестром налогоплательщиков и вовремя условно исключить из него тех,
кто отвечает признакам бездействующего юридического лица [3].
В Налоговом
комитете пришли к пониманию того, что информационные технологии должны стать
необходимым рабочим инструментом налоговых инспекторов. Для этого
информационные технологии должны создаваться с учетом целей и задач налогового
администрирования, тенденции развития законодательства. Сотрудники
подразделений Налогового комитета, налоговые инспекторы обязаны понимать в
детализации суть и содержание информационных технологий. В 2008 году налоговое
управление МФ РК по городу Аркалыку обеспечил исполнение прогноза по всем
налогам и доходам в бюджет на 104%, то есть при плане 4,9 млрд. тенге поступило
5,1 млрд. тенге, в том числе в городской бюджет при прогнозе 2,2 млрд. тенге
фактически поступило 2,3 млрд. тенге, или на 105%.
За 12 месяцев
2008 года налоговым управлением по г. Аркалыку произведено 859
документальных проверок юридических лиц, в том числе 111 комплексных проверок
(из них на ликвидацию 48), 37 тематических проверок (в том числе 20 проверок по
вопросу правильности исчисления и своевременности перечисления косвенных
налогов в бюджет).
По
результатам налоговых проверок доначислено налогов и других платежей в бюджет
1744239,1 тыс. тенге из них по комплексным проверкам – 1471508,0 тыс. тенге, по
тематическим – 272970,9 тыс. тенге.
Взыскано в
бюджет за текущий год по результатам документальных проверок 288922,6 тыс.
тенге. Задолженность по доначисленным суммам на конец отчетного периода
составила 1455316,5 тыс. тенге. Процент взыскания составил 16,6%.
Наиболее
характерными нарушениями являются:
-
по
ИПН с доходов, не облагаемых у источника выплаты – нарушение ст. 166
Кодекса РК «О налогах…», то есть необоснованное завышение вычетов;
-
по
ИПН с доходов, облагаемых у источника выплаты – нарушение ст. 160
Налогового Кодекса РК, то есть неудержание ИПН с доходов, облагаемых у
источника выплаты;
-
по
налогу на имущество – нарушение ст. 394 п. 2 Налогового Кодекса РК,
то есть неполное начисление налога на имущество по основным средствам;
-
по
социальному налогу – неполное начисление социального налога от полученного
дохода индивидуальных предпринимателей.
По состоянию
на 01.01.2009 года недоимка по налогам и платежам в бюджет по г. Аркалыку
составила 5845627 тыс. тенге, в том числе в республиканский бюджет 4211242 тыс.
тенге, в местный бюджет 1634385 тыс. тенге.
Основную долю
недоимки по г. Аркалыку 95,9% или 5604898,3 тыс. тенге составляет недоимка
таких крупных неплатежеспособных и проблемных предприятий, как:
-
ТОО
«Бек» -3728252,2 тыс. тенге,
-
ТОО
«Камкор» -1786212,3 тыс. тенге.
В налоговом
комитете стоят на учете по налогу на имущество и земельному налогу 45957
налогоплательщиков, из них льготников – 9342 налогоплательщика.
По налогу на
имущество физических лиц при прогнозе 8400,0 тыс. тенге поступило 8607,0 тыс.
тенге, что составило 102%. По налогу на транспорт физических лиц при прогнозе
35526,0 тыс. тенге поступило 35983 тыс. тенге, то есть 101%.
Привлечено к
административной ответственности 26 налогоплательщиков за несвоевременную
уплату налога на имущество и земельного налога и налога на транспорт физических
лиц. Направлено в суд 6 заявлений о вынесении судебного приказа по взысканию
задолженности по налогу на имущество и земельному налогу на сумму 12,8 тыс.
тенге, из них рассмотрено судом и вынесено 6 судебных приказов о взыскании задолженности
на сумму 12,8 тыс. тенге. Также в суд направлено 11 заявлений на вынесение
судебных приказов по взысканию задолженности по налогу на транспорт с
физических лиц на общую сумму 138,6 тыс. тенге, в результате рассмотрения
вынесено 11 судебных приказов на сумму 138,6 тыс. тенге. Принято 2695
деклараций по подоходному налогу, предназначенных для декларирования доходов и
представления сведений об имуществе, находящегося на праве собственности, от
государственных служащих.
Таким
образом, территориальные бюджеты в Казахстане в основном обеспечиваются за счет
налоговых поступлений, а именно, за счет местных налогов и сборов. За счет
данных средств осуществляется финансирование программ важных для регионов,
таких как развитие и стимулирование предпринимательства, содержание
образовательной сферы, финансирование здравоохранения, оказание социальной
помощи и так далее.
2. Анализ
функционирования местных налогов
2.1Динамика поступления
налогов в местный бюджет города Аркалык
Объем
поступлений в государственный бюджет в 2008 году увеличился по сравнению с
предыдущим периодом на 44,19%. При этом в 2009 году по состоянию на 1 октября
поступления выросли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года на
30,75%.
Таблица 5. Поступление
налогов и платежей по Костанайской области в государственный бюджет в 2005–2008
годы (млн.. тенге)
Месяц
2006 год
2007 год
2008 год
2009 год
Сумма
Доля, %
Сумма
Доля, %
Сумма
Доля, %
Сумма
Доля, %
Январь
3 393
9,03
2 987
6,30
4 793
7,01
7 034
10,94
Февраль
3 186
8,48
3 494
7,37
5 455
7,98
7 295
11,35
Март
2 739
7,29
2 997
6,32
5 741
8,39
7 223
11,24
Апрель
3 306
8,80
3 331
7,02
5 690
8,32
5 615
8,73
Май
3 266
8,69
3 705
7,81
6 086
8,90
7 999
12,44
Июнь
2 606
6,93
3 413
7,20
4 581
6,70
5 500
8,56
Июль
2 769
7,37
4 078
8,60
4 362
6,38
7 338
11,42
Август
2 865
7,62
4 188
8,83
6 165
9,01
7 971
12,40
Сентябрь
3 179
8,46
3 821
8,06
6 291
9,20
8 307
12,92
Октябрь
2 943
7,83
4 350
9,17
6 596
9,64
-
-
Ноябрь
3 222
8,57
4 681
9,87
6 887
10,07
-
-
Декабрь
4 111
10,94
6 387
13,47
5 749
8,41
-
-
Итого
37 585
100,00
47 434
100,00
68 397
100,00
64 282
100,00
Далее
представлена таблица отражающая распределение налоговых поступлений
Костанайской области по бюджетам в 2008 году.
Как видно из
таблицы 6, фактическая доля поступлений местного бюджета по Костанайской
области занимала 36,6% в общей сумме налоговых платежей государственного
бюджета.
Таблица 6. Распределение
налоговых поступлений Костанайской области по бюджетам в 2008 году (тыс. тенге)
Итого налоговых поступлений
Государственный бюджет
Республиканский бюджет
Местный бюджет
план
факт
%испол.
план
факт
% испол.
план
факт
% испол.
69662159
73158340
105,0
43130792
46378588
107,5
26531367
26779752
100,9
По состоянию
на 1 ноября 2009 года поступления в местный бюджет в разрезе видов налогов и
платежей по Костанайской области, как видно из таблицы 7, имели следующий вид:
Таблица 7. Поступление
государственных доходов в местный бюджет в разрезе видов налогов и платежей по
Костанайской области по состоянию на 31 декабря 2008 года
Наименование платежа
Местный бюджет
Удельный вес поступлений, %
план
факт
% исполнения
Итого доходов, в том числе:
26 531 367
26 779752
100,9
100,00
Налоговые поступления
24 386 028
24 824942
101,8
92,70
Индивидуальный подоходный
налог
5 165 158
5 092 212
98,6
20,51
Социальный налог
8 892 289
8 943 841
100,6
36,03
Налоги на собственность
3 394 638
3 827 947
112,8
15,42
Акцизы
4 232 080
4 399 630
104,0
17,72
Поступления за использование
природных и других ресурсов
2 429 347
2 250 066
92,6
9,06
Сборы за ведение
предпринимательской и профессиональной деятельности
157 106
184 347
117,3
0,74
Прочие налоги
2
111
5 550,0
0,0004
Обязательные платежи,
взимаемые за совершение юридически значимых действий и (или) выдачу
документов уполномоченными на то государственными органами или должностными
лицами
115 408
126 786
109,9
0,51
Таким
образом, налоговые поступления в доходах местного бюджета занимают главное
место, составляя 92,7% всех поступлений бюджета. При этом в структуре налоговых
поступлений наибольший удельный вес приходится на социальный налог и
индивидуальный подоходный налог 36,03% и 20,51% соответственно. На втором месте
по обеспечению поступлений в местный бюджет находятся акцизы – 17,72%. Налоги
на собственность составляют 15,42%. Наименьшая доля в поступлениях местного
бюджета приходится на прочие налоги и сборы – 0,51%, однако по ним отмечается
перевыполнение плана более, чем в 5000 раз. По поступлениям за использование
природных ресурсов можно отметить недовыполнение плана на 7,4%, в связи с чем
потери местного бюджета составили 179281 тенге.
2.2Исполнение бюджета
Анализ
исполнения бюджета Костанайской области за 2006–2008 гг. свидетельствует о
значительном росте его объема (таблица 8) [4, 5,
6].
Таблица 8. Динамика и
структура доходов местного бюджета
Наименование
Кассовое исполнение
Изменения в% 2008 г. к
2006 г.
2007 г.
2008 г.
млн. тенге
уд. вес, %
млн. тенге
уд. вес, %
млн. тенге
уд. вес, %
2007 г.
2006 г.
Доходы
45 611,70
100
59 804,63
100
58 881,63
100
98,46
129,09
в т.ч.:
налоговые поступления
20 644,19
45,26
24 995,19
41,79
1 486,33
2,52
5,95
7,20
неналоговые поступления
268,82
0,59
334,14
0,56
25,26
0,04
7,56
9,40
поступления от продажи основного капитала
1 320,29
2,89
1 041,93
1,74
-
-
-
-
поступления трансфертов
23 378,39
51,26
33 433,39
55,9
57 370,03
97,43
171,60
245,40
Однако
исполнение бюджета по налоговым, неналоговым поступлениям и доходам от операций
с капиталом объем доходов в 2008 г. снижается по сравнению с 2007 г.
и составил 1511,6 млн. тенге. При этом необходимо отметить, что объем доходов
по данным категориям равнялся в 2006 г. – 23744,9 млн. тенге и в 2007 г.
– 26371,24 млн. тенге.
Удельный вес
налоговых, неналоговых поступлений и доходов от операций с капиталом в общем
объеме доходов Костанайской области составил: в 2006 г. – 48,74%, 2007 г.
– 44,09%, а в 2008 г. лишь 2,53%, т.е. ежегодно снижается. При этом
необходимо отметить, что доля официальных трансфертов, выделяемых из
республиканского бюджета ежегодно возрастает: в 2006 г. составила 51,26%,
в 2007 г. – 55,9% и в 2008 г. – 97,43% (рисунок 1) [7, 8].
Рисунок 1. Структура доходов бюджета Костанайской области, %
При
существующем порядке распределения поступлений между республиканским и местным
бюджетами, область на очередной среднесрочный период останется субвенционной, т. к.
70% сбора налоговых и неналоговых платежей зачисляется в республиканский
бюджет.
По доходам
бюджет области за 2008 г. выполнен на 101,8%, в бюджет области дополнительно поступило
493,7 млн. тенге. Против 2007 года поступление увеличилось на 2198,5 млн.
тенге, или на 8,3%. за 2007 г. исполнен на 101,8%, при уточненном прогнозе
58 736 млн. тенге, фактически поступило 59 804 млн. тенге, в т.ч. по
полученным официальным трансфертам – на 99,9%, недопоступило из
республиканского бюджета 21,9 млн. тенге. Против 2006 г. поступление
доходов в местный бюджет увеличилось на 25,8 млн. тенге, или на 1,7%. Выполнение доходной части
своих бюджетов обеспечили все районы и города области (таблица 4) [4, 5, 8].
Уточненный
прогноз поиндивидуальному подоходному налогу (ИПН) выполнен на 110,4%,
в бюджет области дополнительно поступило 700 млн. тенге, против 2007 г.
поступление ИПН увеличилось на 2 446 млн. тенге или на 49,1%. Основная причина
перевыполнения плана увеличение ФОТ. Поступили пени и штрафы в сумме 35 млн.
тенге. Дополнительным резервом поступлений стало перечисление АО «ССГПО» налога
в сумме 134,1 млн. тенге по выплаченной в декабре 2007 г. 13‑й
заработной платы.
Доходная
часть бюджета на 2008 г. на 42,7% сформирована за счет социального налога.Уточненный прогноз по данному источнику исполнен на 106,9%, в бюджет
области дополнительно поступило 727,5 млн. тенге. Перевыполнение прогноза по
данному источнику обусловлено увеличением ФОТ, который поданным управления
статистики вырос в 2008 г. в сравнении с прошлым годом на 23,1%;
среднемесячная заработная плата за январь-ноябрь составила 28 тыс. тенге, или
на 5 тыс. тенге больше уровня 2007 г.
Уточненный
прогноз поналогам на собственностьисполнен на 108,0%, в бюджет
области дополнительно поступило 233,9 млн. тенге. По всем четырем подклассам
данного класса прогноз перевыполнен, в т.ч. по налогу на имущество (106,3%),
земельному налогу (113,4%), налогу на транспортные средства (111,4%), единому
земельному налогу (134,3%).
По налогу на имущество юридических лицза счет проведения
переоценки основных средств в связи с переходом на МСФО, а так же за счет
приобретения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями основных
средств. Одной из причин перевыполнения плана налога на имущество физических
лиц является увеличение налогооблагаемой базы: за 2008 г. увеличилось
количество плательщиков на 2926 (2007 г. – 286495, 2008 г. – 289
421), данное обстоятельство повлияло на общее перевыполнение прогноза.
В связи с поступлением недоимки по земельному налогу, которая с
начала года сократилась на 3,1 млн. тенге.
Перевыполнение прогноза по налогу на транспорт юридических и
физических лиц обусловлено поступлением задолженности прошлых лет. За 2008.
недоимка сократилась на 1,8 млн. тенге (40,7%). Увеличилось количество
плательщиков.
Прогноз по
подклассу акцизы выполнен на 119,7%, дополнительно в бюджет поступило 117 млн.
тенге, за счет увеличения налогооблагаемой базы.
В 2008 г. поступило 1 996,6 млн. тенге поступлений за
использование природных и других ресурсов, что составляет 103,1% к прогнозу и
100,4% – к фактическому исполнению за 2007 г. Дополнительно к плану в
бюджет области поступило 59,6 млн. тенге. Недоимка с начала года по данному
подклассу сократилась на 9,7 млн. тенге.
По всем
девяти запланированным источникам государственной пошлины план выполнен.
Наибольшее поступление имеет государственная пошлина, взимаемая при судебных
действиях 104 млн. тенге.
Таблица 9. Бюджет
Костанайской области за 2006–2008 годы
Наименование
Кассовое исполнение
Изменения в% 2008 г. к
2006 г.
2007 г.
2008 г.
млн. тенге
уд. вес, %
млн. тенге
уд. вес, %
млн. тенге
уд. вес, %
2007 г.
2006 г.
I. ДОХОДЫ
45 611,70
100
59 804,63
100
58 881,63
100
98,46
129,09
Налоговые
поступления
20 644,19
45,26
24 995,19
41,79
1 486,33
2,52
5,95
7,20
Неналоговые
поступления
268,82
0,59
334,14
0,56
25,26
0,04
7,56
9,40
Поступления
от продажи основного капитала
1 320,29
2,89
1 041,93
1,74
-
-
-
-
Поступление
трансфертов
23 378,39
51,26
33 433,39
55,9
57 370,03
97,43
171,60
245,40
II. ЗАТРАТЫ
41 638,04
100
60 836,55
100
59 216,32
100
97,34
142,22
Государственные услуги общего характера
2 317,96
5,57
3 154,26
5,18
764,84
1,29
24,25
33,00
Оборона
116,73
0,28
146,38
0,24
92,86
0,16
63,44
79,55
Общественный порядок, безопасность, правовая,
судебная, уголовно-исполнительная деятельность
1 673,85
4,02
2 198,71
3,61
2 550,77
4,31
116,01
152,39
Образование
14 208,27
34,12
20 049,34
32,96
6 158,25
10,40
30,72
43,34
Здравоохранение
10 192,40
24,48
13 789,59
22,67
18659,98
31,51
135,32
183,08
Социальная помощь и социальное обеспечение
2 073,08
4,98
2 694,78
4,43
3 211,26
5,42
119,17
154,90
Жилищно-коммунальное хозяйство
3 239,94
7,78
5 207,17
8,56
3 683,28
6,22
70,73
113,68
Культура, спорт, туризм и информационное
пространство
2 126,79
5,11
3 155,03
5,19
2 074,81
3,50
65,76
97,56
Топливно-энергетический комплекс и
недропользование
1,61
0
5,56
0,01
934,57
1,58
16 808,81
58 047,83
Сельское, водное, лесное, рыбное хозяйство,
особо охраняемые природные территории, охрана окружающей среды и животного
мира, земельные отношения
3 605,78
8,66
4 823,95
7,93
5 288,18
8,93
109,62
146,66
Промышленность, архитектурная,
градостроительная и строительная деятельность
200
0,48
367,35
0,6
74,65
0,13
20,32
37,33
Транспорт и коммуникации
1 470,67
3,53
4 504,75
7,4
4 033,48
6,81
89,54
274,26
Прочие
354,49
0,85
404,47
0,66
1 089,34
1,84
269,33
307,30
Обслуживание долга
0,81
0
-
-
-
-
-
-
Трансферты
55,67
0,13
335,23
0,55
10599,99
17,90
3 162,01
19 040,76
III. ОПЕРАЦИОННОЕ САЛЬДО
3 973,66
100
-1 031,92
100
-33 468,03
100
3 243,28
-842,25
IV. ЧИСТОЕ БЮДЖЕТНОЕ КРЕДИТОВАНИЕ
-32,18
100
-7,03
100
436,00
100
-6 201,99
-1 354,88
Погашение бюджетных кредитов
32,18
100
7,03
100
-
-
-
-
V. САЛЬДО ПО ОПЕРАЦИЯМ С ФИНАНСОВЫМИ АКТИВАМИ
310,17
100
169,02
100
24,00
100
14,20
7,74
Приобретение финансовых активов
315,26
101,64
219,06
129,60
24,00
100
10,96
7,61
Поступления от продажи финансовых активов
государства
5,09
1,64
50,04
29,60
-
-
-
-
VI. ДЕФИЦИТ (ПРОФИЦИТ) БЮДЖЕТА
3 695,67
100
-1 193,91
100
-794,68
100
66,56
VII. ФИНАНСИРОВАНИЕ ДЕФИЦИТА (ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
ПРОФИЦИТА) БЮДЖЕТА