Место территориальных финансов в национальной финансовой системе
Место территориальных финансов в национальной финансовой системе
Содержание
Введение
1. Особенности
функционирования национальных финансовых систем
1.1 Понятие финансовой
системы: сущность, подсистемы, сферы, звенья
1.2 Институциональная
структура национальной финансовой системы страны
2. Территориальные
финансы
2.1 Сущность и состав
территориальных финансов
2.2 Понятие территориальных
бюджетов
3. Проблемы
территориальных финансов
Заключение
Список использованной
литературы
Приложения
Введение
В последние годы в связи с переходом к рыночным отношениям
происходят глубокие изменения в экономике России. В значительной степени эти
изменения обусловлены уточнением, а иногда и сменой приоритетов, стимулов и
факторов развития общества и страны. На смену политической и псевдосоциальной
подоплеке принятия решений экономического характера, имевшей место в нашей
стране в годы централизованного планирования и управления, пришел здоровый
прагматизм, выражающийся в оценке, прежде всего экономической целесообразности
подобных решений. Иными словами, имевший место в системе (политика <=> экономика)
очевидный перекос в сторону первого элемента, подразумевавший его
неоспоримую доминанту, постепенно нивелируется.
Происходит реструктуризация экономики, все большее число
предприятий становятся реально самостоятельными, финансовые результаты и
экономическая оправданность и эффективность все чаще выступают основными
критериями при принятии управленческих решений в системах любого уровня.
Развитие экономики в немалой степени зависит от рационального
построения финансовой системы, понимаемой в широком смысле и не сводящейся лишь
к финансам государства. Именно в этой сфере в нашей стране в ее
послереволюционном развитии наблюдались весьма существенные отклонения от
общемировой тенденции.
В настоящее время отрабатывается законодательный
механизм перераспределения компетенции между федеральным и территориальным
уровнями государственной власти, органами местного самоуправления.
Актуальность выбранной темы курсовой работы состоит в
том, что существует серьезное отставание теоретических и практических разработок
в области государственных финансов применительно к условиям современной России.
Важная роль в реформировании бюджетных отношений отводится местным бюджетам.
Местные бюджеты принято считать низовым звеном бюджетной системы РФ. Вместе с
тем, они являются фундаментом бюджетной системы, не укрепив которой, нельзя
кардинально улучшить бюджетные взаимоотношения в соответствии с функциями, возлагаемыми
на каждый уровень государственной власти.
Целью
исследования является раскрытие сущности территориальных финансов в
национальной финансовой системе.
В соответствии с этим необходимо более подробно рассмотреть
следующие вопросы.:
– раскрыть
особенности функционирования национальных финансовых систем;
– рассмотреть
сущность и состав территориальных финансов;
– выявить
проблемы территориальных финансов.
При написании курсовой работы были использованы следующие
источники информации: Бюджетный кодекс Российской Федерации, федеральные законы
о федеральном бюджете за последние годы и другие нормативные документы,
определяющие состав бюджетного законодательства; научная литература и учебные
пособия; журнальные статьи.
1.
Особенности функционирования национальных финансовых систем
1.1 Понятие
финансовой системы: сущность, подсистемы, сферы, звенья
В научной и учебно-методической литературе существуют
разные подходы к определению понятия «финансовая система». Вероятно, это
связано и с тем, что исходное понятие «система» имеет множество значений,
оттенков. В словаре русского языка Ожегова под системой понимается и «форма
организации чего-нибудь», и «совокупность организаций, однородных по своим
за/дачам, или учреждений, организационно объединенных в одно целое», и «форма
общественного устройства» и т.д.
Собственно, и финансовая система преимущественно
рассматривается либо как «форма организации…», либо как «совокупность
организаций…». Так, например, известный американский специалист Дж. Ван
Хорн определяет финансовую систему как совокупность ряда учреждений и рынков,
предоставляющих свои услуги фирмам, гражданам, а также правительствам. По
мнению Л.А. Дробозиной, финансовая система – это «совокупность различных
сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются фонды
денежных средств». Коллектив авторов под руководством Г.Б. Поляка трактует
финансовую систему как «…совокупность различных финансовых отношений, в
процессе которых разными методами и формами распределяются фонды денежных
средств хозяйствующих субъектов, домохозяйств и государства».
Нетрудно заметить, что приведенные выше определения финансовой
системы как совокупности «сфер финансовых отношений», «финансовых отношений»,
«учреждений и рынков» не вполне корректны, так как заявленные совокупности не отвечают
обязательному требованию, предъявляемому к системе, а именно – «однородности
по своим задачам и организационно объединенных в одно целое».
С учетом изложенного финансовую систему будем рассматривать
как форму организации денежных отношений между всеми субъектами
воспроизводственного процесса по распределению и перераспределению совокупного
общественного продукта.
В процессе распределения стоимости совокупного общественного
продукта у субъектов экономических отношений аккумулируются различные фонды
денежных доходов и накоплений. Доходы субъектов экономических отношений
подразделяются на первичные и конечные.
Источником первичных доходов и накоплений является валовой
внутренний продукт, который выступает в форме:
а) заработной платы наемных работников;
б) прибыли и амортизационных отчислений у хозяйствующих
субъектов;
в) налоговых и иных платежей, включаемых в себестоимость продукции
(работ и услуг), у государства, органов местного самоуправления.
Первичные доходы служат источником для дальнейшего
перераспределительного процесса через налоговый механизм, систему платежей,
распределение прибыли и т.п. Результатом такого перераспределения являются
конечные доходы, которые выступают в качестве собственных финансовых ресурсов
экономических субъектов. Конечные финансовые ресурсы также являются объектом
последующего распределительного и перераспределительного процесса для
использования по их целевому назначению.
Процесс распределения и перераспределения стоимости совокупного
общественного продукта представляет собой финансовый механизм, который включает
в себя обособленные сферы финансовых отношений, позволяющие формировать
собственные финансовые ресурсы у хозяйствующих субъектов, наемных работников,
государства и органов местного самоуправления.
Финансовый механизм представляет собой «систему организации,
регулирования и планирования финансовых отношений, способов формирования
и использования финансовых ресурсов».
В зависимости от методов формирования доходов экономических
субъектов финансовую систему принято подразделять на сферы централизованных
финансов (публичные финансы) и децентрализованных финансов (финансы организаций
и финансы домохозяйств).
Финансовая система как форма организации денежных отношений может
быть подразделена на три взаимосвязанные подсистемы, обеспечивающие
формирование и использование финансовых ресурсов соответственно:
а) у хозяйствующих субъектов,
б) у населения,
в) у государства и органов местного самоуправления.
В каждой из выделенных подсистем используются специфические формы
и методы образования и использования финансовых ресурсов; каждая из них имеет
собственное функциональное назначение и соответствующий финансовый механизм,
ориентированный на достижение собственных целей каждого из субъектов экономических
отношений.
Существующие различия, как в функциональном назначении указанных
подсистем, так и в методах, способах формирования и использования
финансовых ресурсов делают целесообразным выделение обособленных систем
финансовых отношений:
1) финансы организаций (хозяйствующих субъектов);
2) публичные финансы (государственные и муниципальные финансы);
3) финансы домашних хозяйств.
Эти подсистемы, в свою очередь, подразделяются на отдельные звенья
зависимости от механизма формирования и использования денежных фондов у
конкретных экономических субъектов. Состав и классификация финансовой системы
России по сферам, подсистемам и звеньям приведены на рисунке 1 (Приложение 1).
Основой финансовой системы являются децентрализованные финансы,
поскольку именно в этой сфере формируется преобладающая доля финансовых
ресурсов государства. Часть этих ресурсов перераспределяется в соответствии с
нормами финансового права в доходы бюджетов всех уровней и во внебюджетные
фонды. При этом значительная часть указанных средств в дальнейшем направляется
на финансирование бюджетных организаций; коммерческих организаций в виде
субвенций, субсидий, а также возвращается населению в форме социальных трансфертов
(пенсий, пособий, стипендий и т.п.).
Среди децентрализованных финансов ключевое место принадлежит
финансам коммерческих организаций. Здесь создаются материальные блага,
производятся товары, оказываются услуги, формируется прибыль, являющаяся главным
источником производственного и социального развития общества (Приложение 2, 3).
Особое значение в системе децентрализованных финансов и во всей
финансовой системе развитых стран мира имеют финансы финансовых посредников
(Приложение 4), под которыми понимаются фирмы, специализирующиеся на
организации взаимодействия лиц, имеющих временно свободные денежные средства, с
лицами, нуждающимися в денежных средствах. В этом звене финансовой системы в
развитых странах мира сконцентрированы огромные финансовые ресурсы,
используемые, прежде всего на инвестиционные цели (Приложение 5).
Кризис инвестиционной и производственной сфер в экономике России,
резкое падение объема реальных капитальных вложений усугубляют проблемы
технологического обновления производства. Монополизированность рынков
инвестиций и производства, перекосы в отраслевой и территориальной структуре
экономики требуют разработки системы мер по наращиванию инвестиций для
осуществления реструктуризации производства, финансированию программ
обновления.
Несмотря на многообразие типов финансовых посредников, они
выполняют общую функцию: приобретают и продают различные «финансовые продукты»,
обеспечивая эффективное перемещение финансовых ресурсов к их конечным
потребителям.
Финансы домохозяйств играют значительную роль как в формировании
централизованных финансов посредством налоговых платежей, так и в формировании
платежеспособного спроса страны. Чем больше доходы населения, тем выше его
спрос на различные виды материальных и нематериальных благ и тем большие
возможности для развития экономики, социальной сферы.
Население участвует и в кредитных операциях. Денежные сбережения
одних граждан в форме банковских вкладов служат источником получения другими
гражданами кредита, необходимого для приобретения дорогостоящего товара, т.е.
на потребительские цели. А для удовлетворения конкретной потребности в том или
ином товаре или услуге, на которые не имеется достаточного количества ресурсов,
граждане обращаются в банк для получения ссуды. Кредиты на потребительские цели,
пополняя денежные доходы семей, способствуют увеличению платежеспособного
спроса на товары и услуги. Потребительский кредит позволяет удовлетворять
потребности до того, как будут накоплены денежные сбережения в необходимых
суммах.
Каждому звену финансовой системы соответствуют свои финансовые
органы, которые переводят на язык финансов операции с товарами и услугами,
обеспечивают их денежными средствами, управляют долговыми требованиями и
обязательствами, обеспечивают контроль за установленным порядком расходования
средств, выполняют другие функции.
Всю совокупность финансовых органов Российской Федерации можно
разбить на две большие группы: государственные финансовые органы;
негосударственные финансовые органы.
К государственным финансовым органам относятся: Министерство
финансов РФ; Федеральная налоговая служба; Федеральная служба страхового
надзора; Федеральная служба финансово-бюджетного надзора; Федеральная служба по
финансовому мониторингу; министерства финансов субъектов РФ.
Негосударственными финансовыми органами являются: фондовые биржи;
страховые компании; валютные биржи; инвестиционные институты; инвестиционные
чековые фонды; негосударственные пенсионные фонды; финансово-промышленные
группы и др.
В республиках, областях, городах и районах финансовыми вопросами
занимаются работники финансовых органов, отделений казначейств, налоговых
инспекций.
Централизованные финансы представлены бюджетной системой, а также
государственным и муниципальным кредитом. В Бюджетном кодексе РФ бюджетная
система определена как совокупность бюджетов всех уровней и бюджетов
государственных внебюджетных фондов, которая регулируется нормами права и
основывается на экономических отношениях. Финансовые ресурсы бюджетной системы
находятся в государственной собственности или собственности органов местного
самоуправления (муниципальной собственности). Функционирование бюджетной
системы России регламентируется Бюджетным кодексом РФ.
1.2 Институциональная
структура национальной финансовой системы страны
Рассмотрим, как устроена институциональная структура финансовой
системы, под которой мы будем понимать совокупность организаций, действующих в
финансовом секторе экономики. На рисунке 2 (Приложение 8) дано наиболее общее
представление институциональной структуры, применимое практически к любой
стране.
Финансовый сектор экономики можно рассматривать в широком и узком
понимании. В первом случае к нему следует отнести как сами финансовые
институты, так и контролирующие, наблюдательные органы, а также финансовые
союзы.
Основные задачи контролирующих и наблюдательных органов в рамках
финансовой системы заключаются в поддержании ее устойчивого функционирования,
реализации государственных нормативных актов и непосредственном осуществлении
контроля за деятельностью финансовых институтов.
Так, в Германии к группе наблюдательных и контролирующих органов
относятся: Федеральное ведомство по кредитному делу (Bundcsaufsichtsamt fucr das Kreditwesen), Федеральное ведомство
по страховом) делу (Bundesaufsicht-samt fuer das Versicherungswesen) и Федеральное ведомство
по картелям (Btin-desartellamt).
Основное назначение финансовых союзов состоит в представлении и
защите интересов групп финансовых институтов перед государством и
общественностью. Более полно функции финансовых союзов можно выразить следующим
образом:
►функция лоббирования интересов (осуществляется
путем внесения предложений и поправок к законодательным и другим нормативным
актам, представительства в законодательных и исполнительных государственных
органах);
►сервисные функции, оказываемые непосредственно
финансовым институтам соответствующей группы (например, осуществление программ
переподготовки, аудит, консультации и т.п.);
►маркетинговые функции: формирование общественного
мнения через средства массовой информации (public relation);
►согласование интересов финансовых институтов в
рамках союзов и выработка общих норм или рекомендаций, особенно в сфере
ценообразования, методов конкурентной борьбы и др.
Финансовые институты в рамках собственно финансового сектора
включают организации, относящиеся к банковской системе, а также к небанковским
финансовым посредникам. В свою очередь, в банковской системе особое место
отводится центральным банкам. Различают центральный эмиссионный банк,
ответственный за проведение кредитно-денежной политики в стране и эмиссию
банкнот и других кредитных денег, а также центральные банки, которые выполняют
регулирующие функции в рамках определенных банковских групп, например
центральные банки кооперативного кредита. Наиболее крупную группу банков
образуют коммерческие банки, которые можно рассматривать как сердцевину
финансовой и банковской систем. Функции, принципы организации и полномочия
банков обеих групп варьируют по отдельным странам в зависимости от различных
факторов.
В качестве небанковских или прочих финансовых посредников выделяют
большую группу институтов, которые осуществляют лишь отдельные банковские или
«банкоподобные» функции. Многообразие институтов этой группы часто является
одним из признаков развитости финансовой системы страны. Однако в группе небанковских
финансовых посредников можно все же выделить две большие подгруппы:
►институты, которые рассматриваются законодателями
страны как кредитные (например, в Германии – строительно-сберегательные кассы,
инвестиционные банки, депозитарные банки, осуществляющие хранение, регистрацию
и перерегистрацию прав собственности на ценные бумаги, специализированные
банки-гаранты);
►институты, которые не считаются кредитными
(страховые общества, пенсионные фонды, фонды недвижимости, лизинговые компании,
дилерские компании и др.).
Кредитными организациями в большинстве национальных
законодательств называются юридически лица, которые преследуют как основную
цель извлечение прибыли, действуют на основании разрешения (лицензии)
центрального банка страны и имеют право осуществлять отдельные или все
банковские операции.
Банк – это основная разновидность кредитных организаций, имеющая
исключительное право осуществлять в совокупности все банковские операции,
прежде всего привлечение во вклады денежных средств физических и юридических
лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях
возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов
физических и юридических лиц.
Небанковские кредитные организации имеют право осуществлять
отдельные банковские операции, предусмотренные законами или определяемые
центральным банком.
Необходимо также отметить, что иногда различают систему кредитных
и фондовых институтов; первые действуют на рынке ссудного капитала, вторые – на
рынке ценных бумаг. Однако такое деление не является однозначным, ибо один и
тот же институт может выполнять часть функций как кредитного, так и фондового
институтов. Чаще всего это относится к коммерческим банкам, за исключением
случаев, когда по законодательству страны допуск банков к сделкам с ценными
бумагами запрещен или резко ограничен. В то же время можно утверждать, что
большинство институтов основную часть или все операции выполняют либо на рынке
ссудного капитала (в эту группу входят, в частности, коммерческие банки,
фактор-фирмы, лизинговые компании, ссудосбсрсгательные ассоциации и т.п.), либо
на фондовом рынке (например, фондовые биржи, инвестиционные компании и фонды,
дилерские компании). Поэтому более обоснованно говорить о кредитных институтах
в том смысле, как это определено национальным законодательством. Что касается
фондовых институтов, то законодательно это понятие, как правило, не определено.
Тем не менее в законодательстве нередко приводится общая классификация фондовых
институтов и определяются признаки каждого вида, цели и функции, которые
они имеют право осуществлять.
Для понимания приводимого в главе материала важно отметить, что в
экономически развитых странах традиционно выделяют два основных типа финансовых
систем – сегментированную и универсальную. В универсальной финансовой системе
законодательно не ограничивается выполнение банками тех операций финансового
обслуживания, которые не относятся к банковским. Это – фундаментальный
признак. Классическим образцом такой системы считается немецкая. Иногда
говорят, что обратная сторона универсализма – возможность выполнения
небанковскими организациями банковских функций. Такое мнение не совсем точно,
ибо практически во всех странах, как с универсальными, так и с
сегментированными системами, существуют как организации, которым разрешено
выполнять часть банковских операций, так и те, которые не имеют право это
делать. Первые – это фактически небанковские кредитные организации.
Таким образом, для определения типа национальных финансовых систем
важно знать, какие операции относятся по закону к банковским и могут или
нет банки выполнять и иные операции. Банковские операции определяются
преимущественно установленным перечнем, причем их состав периодически
пересматривается в соответствии с изменением законодательных актов. Так, в
Германии в соответствии с Законом о кредитном деле в редакции 1961 г., к
банковским операциям отнесены:
а) привлечение денежных средств сторонних лиц как с
вознаграждением, так и без него;
б) предоставление денежных ссуд и акцептных кредитов;
в) покупка векселей и чеков;
г) приобретение и продажа ценных бумаг другим лицам;
д) хранение и управление ценными бумагами других лиц
(депозитарные операции);
е) взятие обязательств по приобретению требований по ссудам до
истечения их срока;
ж) выдача гарантий и поручительств;
з) осуществление безналичного денежного оборота и расчетов
и некоторые другие.
В то же время небанковским финансовым институтам запрещено
принимать депозиты, проводить платежи и расчеты, выдавать гарантии.
В строго сегментированной финансовой системе банкам нельзя
выполнять небанковские функции. Дополнительным признаком, хотя и не
абсолютным, является более жесткое разграничение сфер деятельности и отдельных
операций. Таким образом, при сегментированной системе банковские операции по
приему депозитов и выдаче кредитов законодательно отделены от операций по
выпуску и размещению ценных бумаг промышленных компаний и ряда других
видов услуг (страхование, сделки с недвижимостью, трастовые операции).
Сегментированная система преобладала долгое время в США, Японии и
Великобритании.
Приведенное деление на универсальные и сегментированные финансовые
системы в современных условиях все же не носит абсолютного характера.
Во-первых, каждая национальная финансовая система проходит несколько этапов в
своем развитии, тяготея в той или иной мере к универсальному или
сегментированному образцу. Как будет показано ниже, это было характерно для
финансовых систем Франции, Великобритании и других стран. Во-вторых, в
последние десятилетия в большинстве развитых стран происходит процесс
универсализации финансовых систем. Поэтому в современных условиях лучше
говорить не о строго сегментированных, а либо о смешанных финансовых системах,
либо о сегментированных системах с элементами универсализации. О проявлениях
универсализации можно судить на примере финансовой системы всех трех отмеченных
выше стран.
2.
Территориальные финансы
2.1
Сущность и состав территориальных финансов
В современном мире ускорился процесс развития демократических
принципов в государственном устройстве и управлении. Во многих странах
обязательный компонент демократического государственного строя – местное
самоуправление, осуществляемое самим населением через свободно избранные им
представительные органы. Для выполнения функций, возложенных на территориальные
представительные и исполнительные органы, они наделяются определенными
имущественными и финансово-бюджетными правами.
В условиях демократии одной из важнейших составных частей
финансовой системы государства являются территориальные финансы, которые
охватывают территориальные бюджеты (в Российской Федерации – это собственно
республиканские в составе РФ, краевые, областные и окружные бюджеты, бюджеты
районов, городов, поселков, сельских поселений) и финансы субъектов
хозяйствования, используемые для удовлетворения территориальных потребностей.
Территориальные финансы обеспечивают финансирование широкого круга мероприятий,
связанных с социально-культурным и коммунально-бытовым обслуживанием населения.
Таким образом, территориальные финансы – это система экономических
отношений, посредством которой распределяется и перераспределяется национальный
доход, фонд денежных средств, используемых на экономическое и социальное
развитие территорий.
В последние десятилетия во многих государствах наблюдается
регионализация экономических и социальных процессов. Все в большей мере функции
регулирования этих процессов переходят от центральных уровней государственной
власти к территориальным. Поэтому роль территориальных финансов усиливается, а
сфера их использования расширяется. Величина территориальных финансов растет и
во многих странах составляет превалирующую часть финансовых ресурсов
государства.
Через территориальные финансы государство активно проводит
социальную политику. На основе предоставления территориальным органам власти
средств для их бюджетов осуществляется финансирование муниципальных объектов
образования, здравоохранения, коммунального обслуживания населения,
строительства и содержания дорог. При этом круг финансируемых мероприятий
расширяется. За счет средств территориальных бюджетов стали финансироваться не
только общеобразовательные школы, но и высшие и средние специальные учебные
заведения, крупные объекты здравоохранения, мероприятия по внутренней
безопасности, правопорядку, охране окружающей среды и др.
С помощью территориальных финансов государство осуществляет
выравнивание уровней экономического и социального развития территорий, которые
в результате исторических, географических, военных и других условий отстали в
своем экономическом и социальном развитии от других районов страны. Для
преодоления такой отсталости разрабатываются региональные программы. Средства
на их осуществление формируются за счет источников доходов бюджетов
соответствующих административно-территориальных единиц, а также налогов
вышестоящих бюджетов. Территориальным бюджетам выделяются отчисления от
федеральных налогов, а также субвенции, т.е. финансовые ресурсы,
предоставляемые из вышестоящих бюджетов на определенные цели (развитие
здравоохранения, дорожное строительство, коммунальные объекты и др.).
Состав территориальных финансов. Территориальные финансы можно
охарактеризовать и как совокупность денежных средств, используемых на
экономическое и социальное развитие территорий. Главное направление
использования территориальных финансов – финансовое обеспечение социальной и
частично производственной инфраструктуры. Основным источником ее финансирования
стали бюджетные ассигнования и средства субъектов хозяйствования (предприятия,
организации).
1. Основной составной частью территориальных финансов являются
региональные бюджеты. В современных условиях все в большей степени
территориальные органы власти призваны обеспечить комплексное развитие
регионов, пропорциональное развитие производственной и непроизводственной сфер
на подведомственных территориях. Значительно возрастает их координационная
функция в экономическом и социальном развитии территорий. Указанные факторы вызывают
необходимость дальнейшего расширения и укрепления финансовой базы
территориальных органов власти, решения ряда проблем, связанных с
совершенствованием методов формирования и использования финансовых ресурсов
территорий.
2. Одним из звеньев территориальных финансов являются средства
субъектов хозяйствования:
1) финансовые ресурсы предприятий, находящихся в муниципальной
собственности (как правило, коммунальные предприятия);
2) финансовые ресурсы предприятий, фирм, организаций, используемые
ими на финансирование социально-культурных и жилищно-коммунальных объектов.
Субъекты хозяйствования для социальной поддержки своих работников
строят и приобретают жилые дома, квартиры, детские дошкольные учреждения,
медицинские учреждения и объекты для отдыха. В нашей стране, особенно в новых
городах, возникших на базе строящихся предприятий, нередко почти вся социальная
инфраструктура находится в ведомственном подчинении. Поэтому в общем объеме
территориальных финансов превалируют средства предприятий, направляемые на
социальное развитие.
2.2
Понятие территориальных бюджетов
Региональные бюджеты – центральное звено территориальных
бюджетов. Они предназначены для финансового обеспечения задач, возложенных на
государственные органы управления субъекта Российской Федерации.
В современных условиях все в большей степени региональные органы
власти призваны обеспечить комплексное развитие регионов, пропорциональное
развитие производственной и непроизводственной сфер на подведомственных
территориях. Значительно возрастает их координационная функция в экономическом
и социальном развитии территорий.
В последнее десятилетие наблюдается регионализация экономических и
социальных процессов. Все в большей мере функции регулирования этих процессов
переходят от центральных уровней государственной власти к региональным. Поэтому
роль региональных бюджетов усиливается, а сфера их использования расширяется.
Через региональные бюджеты государство активно проводит
экономическую политику. На основе предоставления региональным органам власти
средств для увеличения их бюджетов осуществляется финансирование
промышленности, сельского хозяйства, строительства и содержания дорог, охраны
окружающей среды. При этом круг финансируемых мероприятий расширяется.
С помощью региональных бюджетов государство осуществляет
выравнивание уровней экономического и социального развития территорий, которые
в результате исторических, географических, военных и других условий отстали в
своем экономическом и социальном развитии от других районов страны. Для
преодоления такой отсталости разрабатываются региональные программы, финансируемые
из региональных бюджетов.
Доходы региональных бюджетов формируются в соответствии с Бюджетным
кодексом РФ за счет налоговых и неналоговых доходов.
Основные налоговые доходы бюджетов субъектов Российской Федерации.
1. В бюджеты субъектов Российской Федерации подлежат зачислению
налоговые доходы от следующих региональных налогов по нормативам:
•
налога
на имущество организаций – 100%;
•
налога
на игорный бизнес – 100%;
•
транспортного
налога – 100%.
2. В бюджеты субъектов Российской Федерации подлежат зачислению
налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов, налогов,
предусмотренных специальными налоговыми режимами, по нормативам:
•
налога
на прибыль организации по ставке, установленной для зачисления указанного
налога в бюджеты субъектов Российской Федерации, – 100%;
•
акцизов
на спирт этиловый из пищевого сырья –50%;
•
акцизов
на спиртосодержащую продукцию – 50%;
•
акцизов
на автомобильный бензин, включая прямогонный бензин, дизельное топливо,
моторные масла для дизельных и карбюраторных (инжекторных) двигателей – 60%;
•
акцизов
на алкогольную продукцию – 100%;
•
акцизов
на пиво – 100%;
•
налога
на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (за исключением газа
горючего природного) – 5%;
•
налога
на добычу общераспространенных полезных ископаемых – 100%;
•
налога
на добычу полезных ископаемых (за исключением полезных ископаемых в виде
углеводородного сырья и общераспространенных полезных ископаемых) – 60%;
•
сбора
за пользование объектами водных биологических ресурсов (исключая внутренние
водные объекты) – 30%;
•
сбора
за пользование объектами животного мира – 100%;
•
государственной
пошлины (подлежащей зачислению по месту регистрации, совершения юридически
значимых действий или выдачи документов) – 100%.
Зачисление в бюджеты субъектов Российской Федерации налоговых
доходов от уплаты акцизов на алкогольную продукцию с объемной долей этилового
спирта от 9 до 25% включительно (за исключением вин) и алкогольную продукцию с
объемной долей этилового спирта свыше 25% (за исключением вин), производимую на
территории Российской Федерации, осуществляется по следующим нормативам:
•
20%
указанных доходов зачисляется в бюджет субъекта Российской Федерации по месту
производства алкогольной продукции;
•
80%
указанных доходов распределяется между бюджетами субъектов Российской Федерации
по нормативам, утверждаемым федеральным законом о федеральном бюджете.
Неналоговые доходы бюджетов субъектов Российской Федерации формируются
за счет:
– части прибыли унитарных предприятий,
созданных субъектами Российской Федерации, остающейся после уплаты налогов и
иных обязательных платежей в бюджет, – в размерах, устанавливаемых законами
субъектов Российской Федерации;
– платы за негативное воздействие на
окружающую среду –40%;
•
платежей
за пользование лесным фондом в части, превышающей минимальные ставки платы за
древесину, отпускаемую на корню, – 100%;
– сборов за выдачу лицензий на осуществление видов деятельности,
связанных с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и
спиртосодержащей продукции, выдаваемых органами исполнительной власти субъектов
Российской Федерации – 100%.
В бюджеты субъектов Российской Федерации – городов федерального
значения Москвы и Санкт-Петербурга подлежит зачислению 80% платы за негативное
воздействие на окружающую среду.
Состав доходов региональных бюджетов характеризует таблица 3
(Приложение 7).
В доходах региональных бюджетов превалируют отчисления от
федеральных налогов, которые составляют более 50%, и поступления в виде
дотаций, субвенций, трансфертов – более 10%.
Региональные налоги составляют менее 6%. Из них наиболее весомыми
являются: налог на имущество организаций – примерно 4%. Доходы от использования
государственного имущества – 5%, поступления от целевых бюджетных фондов – 9%.
Расходы региональных бюджетов. Основные направления использования
средств региональных бюджетов:
•
обеспечение
функционирования органов законодательной (представительной) и исполнительной
власти субъектов Российской Федерации;
•
обслуживание
и погашение государственного долга субъектов Российской Федерации;
•
проведение
выборов и референдумов субъектов Российской Федерации;
•
обеспечение
реализации региональных целевых программ;
•
формирование
государственной собственности субъектов Российской Федерации;
•
осуществление
международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации;
•
содержание
и развитие предприятий, учреждений и организаций, находящихся в ведении органов
государственной власти субъектов Российской Федерации;
•
обеспечение
деятельности средств массовой информации субъектов Российской Федерации;
•
оказание
финансовой помощи местным бюджетам;
•
обеспечение
осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на
муниципальный уровень;
•
компенсация
дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами
государственной власти субъектов Российской Федерации, приводящих к увеличению
бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов местных бюджетов.
Состав и структура расходов региональных бюджетов
характеризует таблица 4 (Приложение 8).
Как видно из таблицы, главное место (более 20%) в расходах
занимают ассигнования на народное хозяйство (промышленность, энергетику,
строительство, сельское хозяйство и рыболовство, транспорт, дорожное хозяйство,
связь, жилищно-коммунальное хозяйство и др.); затем – расходы на
социально-культурные мероприятия (образование, культура и искусство,
здравоохранение и физическая культура, социальная политика) – более 20%;
расходы на управление и содержание правоохранительных органов составляют
примерно 7%.
В региональных бюджетах высока доля расходов на оказание
финансовой помощи муниципальным образованиям, которая достигает 26% общих
расходов.
Следует отметить, что региональные бюджеты являются весомым
источником бюджетного финансирования расходов на сельское хозяйство и рыболовство
(44% всех расходов консолидированного бюджета Российской Федерации), на
транспорт, дорожное хозяйство и информатику – 58% расходов.
Велика роль региональных бюджетов в финансировании промышленности,
энергетики и строительства – более 57% расходов консолидированного бюджета
России, жилищно-коммунального хозяйства – более 30%, здравоохранения – 45%,
культуры и искусства – 32%.
Развитие производительных сил, рост производства новых видов
химической и биологической продукции, химизация сельского хозяйства, увеличение
числа городов и городского населения усиливают нагрузку на природу, приводят к
резким нарушениям природной среды. Это отрицательно сказывается на условиях
жизни населения и требует увеличения затрат общества на поддержание
необходимого состояния окружающей среды. Поэтому одной из постоянно
возрастающих статей расходов региональных бюджетов являются ассигнования на
охрану окружающей среды, через которые проходит примерно 30% бюджетных расходов
на эти цели.
До недавнего времени почти все финансирование охраны окружающей
среды производилось за счет средств ведомств и предприятий. Но с переходом
предприятий и организаций на самоокупаемость наблюдается тенденция к снижению
участия предприятий в природоохранных мероприятиях, так как это ведет к удорожанию
продукции и ухудшению их финансового состояния. Кроме того, следует отметить,
что ведомственное финансирование охраны окружающей среды зачастую недостаточно
эффективно, поскольку мероприятия не всегда скоординированы, а средства
распыляются.
В этих условиях возрастает роль бюджетного финансирования, в том
числе за счет региональных бюджетов. Все в большей степени по каналам этих
бюджетов будут финансироваться мероприятия по развитию систем водоснабжения и
канализации, мусоропереработке и захоронению бытовых отходов, защите водных,
лесных, земельных ресурсов от результатов хозяйственной деятельности.
Страницы: 1, 2
|