Место территориальных финансов в национальной финансовой системе
Местные бюджеты. Местное самоуправление – обязательный компонент
демократического государственного строя. Оно осуществляется самим населением
через свободно избранные им представительные органы. Местные представительные и
исполнительные органы для выполнения возложенных на них функций наделяются
определенными имущественными и финансово-бюджетными правами.
Финансовой базой местных органов власти являются их бюджеты.
Бюджетные и имущественные права, предоставленные этим органам, дают им
возможность составлять, рассматривать, утверждать и исполнять свои бюджеты,
распоряжаться переданными в их ведение предприятиями и получать от них доходы.
Экономическая сущность местных бюджетов проявляется в их
назначении. Они выполняют следующие функции:
•
формирование
денежных фондов, являющихся финансовым обеспечением деятельности местных
органов власти;
•
распределение
и использование этих фондов между отраслями народного хозяйства;
•
контроль
за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, организаций и учреждений,
подведомственных этим органам власти.
Важное значение имеют местные бюджеты в осуществлении
общегосударственных экономических и социальных задач – в первую очередь в
распределении общегосударственных средств на содержание и развитие социальной
инфраструктуры общества.
В основе распределения общегосударственных денежных ресурсов между
звеньями бюджетной системы заложены принципы самостоятельности местных
бюджетов, их государственной финансовой поддержки. Исходя из этих принципов
доходы местных бюджетов формируются за счет собственных доходов и отчислений от
федеральных и региональных налогов и сборов.
Доходную часть местных бюджетов характеризуют данные таблица 5
(Приложение 9)
В местные бюджеты после уплаты налогов и сборов, предусмотренных
законодательством о налогах, в полном объеме поступают доходы от использования
имущества, находящегося в муниципальной собственности, и доходы от платных
услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов
местного самоуправления.
В местные бюджеты поступают ассигнования на финансирование
осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых органам
местного самоуправления, ассигнования на финансирование реализации органами
местного самоуправления федеральных законов и законов субъектов Российской
Федерации, ассигнования на компенсацию дополнительных расходов, возникших в
результате решений, принятых органами государственной власти, приводящих к
увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов муниципальных
образований, а также другие неналоговые доходы, поступающие в местные бюджеты в
порядке и по нормативам, которые установлены федеральными законами, законами
субъектов Российской Федерации и правовыми актами органов местного
самоуправления.
До разграничения государственной собственности на землю в местные
бюджеты в полном объеме поступают доходы от продажи и передачи в аренду
находящихся в государственной собственности земельных участков, расположенных в
границах муниципальных образований и предназначенных для целей жилищного
строительства.
Основные налоговые доходы бюджетов поселений.
I. В бюджеты поселений зачисляются:
1) доходы от следующих местных налогов по нормативам:
•
земельного
налога – 100%;
•
налога
на имущество физических лиц – 100%;
2) доходы от следующих федеральных налогов и сборов, налогов:
•
налога
на доходы физических лиц – 10%;
•
единого
сельскохозяйственного налога – 30%;
3)налоговые доходы от федеральных и (или)
региональных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми
режимами, по нормативам отчислений, установленным органами государственной
власти субъектов Российской Федерации;
4)налоговые доходы от федеральных, региональных и
(или) местных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными
налоговыми режимами, по нормативам отчислений, установленным представительными
органами муниципальных районов.
II. В бюджеты муниципальных районов зачисляются:
1) налоговые доходы от следующих местных налогов по нормативам:
– земельного налога, взимаемого на межселенных территориях, –
100%;
– налога на имущество физических лиц, взимаемого на межселенных
территориях, – 100%;
2) налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов,
налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами:
•
налога
на доходы физических лиц – 20%;
•
единого
налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности – 90%;
•
единого
сельскохозяйственного налога – 30%;
•
государственной
пошлины (подлежащей зачислению по месту регистрации, совершения юридически
значимых действий или выдачи документов) – 100%;
•
за
выдачу разрешения на распространение наружной рекламы.
В бюджеты муниципальных районов подлежат зачислению налоговые
доходы от федеральных и (или) региональных налогов и сборов, налогов,
предусмотренных специальными налоговыми режимами, по нормативам отчислений,
установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
III.В бюджеты городских округов зачисляются:
1) налоговые доходы от следующих местных налогов, устанавливаемых
представительными органами городских округов в соответствии с законодательством
Российской Федерации о налогах и сборах:
•
земельного
налога – 100%;
•
налога
на имущество физических лиц – 100%;
2) налоговые доходы от следующих федеральных налогов и
сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, по нормативам:
•
налога
на доходы физических лиц – 30%;
•
единого
налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности – 90%;
•
единого
сельскохозяйственного налога – 60%;
•
государственной
пошлины.
В бюджеты городских округов зачисляются налоговые доходы от
федеральных и (или) региональных налогов и сборов, налогов, предусмотренных
специальными налоговыми режимами, по единым нормативам отчислений,
установленным законами субъектов Российской Федерации для зачисления
соответствующих налоговых доходов в бюджеты городских округов.
Неналоговые доходы местных бюджетов формируются за счет части
прибыли муниципальных унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов и
иных обязательных платежей, в размерах, устанавливаемых правовыми актами
органов местного самоуправления.
1.
В
бюджеты муниципальных районов и бюджеты городских округов подлежит зачислению
плата за негативное воздействие на окружающую среду по нормативу 40%.
2.
В
бюджеты городских округов и муниципальных районов, городов федерального
значения Москвы и Санкт-Петербурга подлежат зачислению сборы за выдачу лицензий
на розничную продажу алкогольной продукции, выдаваемых органами местного
самоуправления, по нормативу 100%.
3.
В
бюджеты поселений, городских округов до разграничения государственной
собственности на землю поступают доходы от продажи и передачи в аренду
находящихся в государственной собственности земельных участков, расположенных в
границах поселений, городских округов и предназначенных для целей жилищного
строительства, по нормативу 100%.
4.
В
бюджеты муниципальных районов до разграничения государственной собственности на
землю поступают доходы от продажи и передачи в аренду находящихся в
государственной собственности земельных участков, расположенных на межселенных
территориях и предназначенных для целей жилищного строительства, по нормативу
100%.
Представительные органы местного самоуправления вправе вводить
местные налоги и сборы, устанавливать размеры ставок по ним и предоставлять
льготы по их уплате в пределах прав, согласно налоговому законодательству
Российской Федерации.
Органы местного самоуправления вправе определять порядок
предоставления отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных
платежей в части сумм федеральных налогов или сборов, региональных налогов или
сборов, поступающих в местные бюджеты, только при отсутствии задолженности по
бюджетным кредитам местного бюджета перед бюджетами других уровней бюджетной
системы Российской Федерации и соблюдении предельного размера дефицита местного
бюджета и размера муниципального долга.
Данные расходы наиболее ярко отражают последствия экономических и
социальных процессов в стране. Главные стороны деятельности местных органов
власти – разработка и осуществление планов экономического и социального
развития на подведомственной им территории. Увеличение числа поселений,
осуществление мероприятий по развитию жилищно-коммунального хозяйства и улучшению
благоустройства населенных мест увеличивают расходы местных бюджетов.
Возрастание расходов связано с новым строительством и с повышением уровня
затрат на содержание объектов жилищно-коммунального и культурно-бытового
назначения.
В соответствии с Бюджетным кодексом РФ исключительно из местных
бюджетов финансируются следующие функциональные виды расходов:
•
содержание
органов местного самоуправления;
•
формирование
муниципальной собственности и управление ею;
•
организация,
содержание и развитие учреждений образования, здравоохранения, культуры,
физической культуры и спорта, средств массовой информации, других учреждений,
находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного
самоуправления;
•
содержание
муниципальных органов охраны общественного порядка;
•
организация,
содержание и развитие муниципального жилищно-коммунального хозяйства;
•
муниципальное
дорожное строительство и содержание дорог местного значения;
•
благоустройство
и озеленение территорий муниципальных образований;
•
организация
утилизации и переработки бытовых отходов (за исключением радиоактивных);
•
содержание
мест захоронения, находящихся в ведении муниципальных органов;
•
организация
транспортного обслуживания населения и учреждений, находящихся в муниципальной
собственности или в ведении органов местного самоуправления;
•
обеспечение
противопожарной безопасности;
•
охрана
окружающей природной среды на территориях муниципальных образований;
•
реализация
целевых программ, принимаемых органами местного самоуправления;
•
обслуживание
и погашение муниципального долга;
•
целевое
дотирование населения;
•
содержание
муниципальных архивов;
• проведение муниципальных выборов и местных референдумов.
Направления использования средств местных бюджетов характеризуют данные
таблицы 6 (Приложения 10).
Главным направлением использования средств местных бюджетов
являются расходы, связанные с жизнеобеспечением человека. Это расходы на
социально-культурные мероприятия, составляющие более половины всех расходов, и
на жилищно-коммунальное хозяйство – 20% всех расходов. Следует отметить, что в
расходах консолидированного бюджета Российской Федерации на
жилищно-коммунальное хозяйство средства местных бюджетов составляют 68%, на
образование – 58 (на дошкольное воспитание – 83%, начальное и общее среднее
образование – 83%), на здравоохранение и физическую культуру – 55, социальную
политику – 41, культуру и искусство – 45%.
Роль местных бюджетов в финансировании отраслей народного
хозяйства скромнее. Тем не менее, в общебюджетных расходах на промышленность,
энергетику и строительство средства местных бюджетов составляют 22%, сельского
хозяйства и рыболовства – 11%, транспорта, дорожного хозяйства, связи – 27%.
Структура расходов отдельных видов местных бюджетов неодинакова и
зависит от объема хозяйства и подведомственности его территориальным органам
различного уровня. Так, городским и районным органам власти подчинена
подавляющая часть предприятий жилищно-коммунального хозяйства, и поэтому
удельный вес ассигнований на народное хозяйство в расходах этих бюджетов
наиболее значителен и превышает 40%. В ведении же поселковых и сельских органов
власти находятся в основном социально-культурные учреждения, в этих бюджетах
подавляющая часть расходов приходится на финансирование социально-культурных
мероприятий.
Одним из главных направлений использования финансовых ресурсов
должно быть финансирование развития местной производственной базы как основы
для получения в будущем собственных доходов.
Местным органам подведомственна подавляющая часть социально-культурных
учреждений, и в первую очередь учреждений народного образования и
здравоохранения. Поэтому в расходах местных бюджетов значительно преобладают
расходы на социально-культурные мероприятия. Если в городских бюджетах они
составляют от 30 до 50% всех расходов, то в районных, поселковых и сельских
бюджетах – от 60 до 80%.
В расходах местных бюджетов на социально-культурные мероприятия
наиболее быстрыми темпами растут затраты на здравоохранение, просвещение и
науку, что связано с развитием сети медицинских учреждений и расширением
научных и проектных работ, финансируемых из этих бюджетов по проблемам
градостроительства, комплексного развития административно-территориальных
единиц, автоматизированных систем управления местным хозяйством и т.д.
Развитие урбанизации проявляется в ускоренных темпах роста
расходов местных бюджетов на финансирование народного хозяйства. Эти расходы
имеют тенденцию к увеличению в связи с ростом и усложнением местного хозяйства,
расширением жилищно-коммунального строительства, повышением стоимости основных
фондов коммунального хозяйства и уровня его технического оснащения. Расширение
территории населенных пунктов ведет к удлинению коммуникаций, увеличению
эксплуатационных расходов. Преимущественный рост крупных городов, где расходы в
расчете на одного жителя выше, – также важный фактор роста расходов местных
бюджетов. Не следует игнорировать и тот факт, что с развитием урбанизации
повышаются потребности жителей малых городов, поселков и сельских поселений,
где все в больших масштабах развивается коммунальное хозяйство, и т.д.
Одной из актуальных проблем является улучшение благоустройства
наших городов и сел. Этому должно способствовать более рациональное
использование выделяемых на эти цели бюджетных ассигнований. Необходимо
ликвидировать монополии действующих в городах служб, которые нередко создают
видимость работы, занимаются приписками объемов выполненных работ, получая из
городских бюджетов незаработанные средства. Целесообразно разбить городские
территории на участки и сдавать подряды на их обслуживание на конкурсной основе
между городскими специализированными организациями по благоустройству,
жэковскими организациями. Конкурсность и состязательность между ними не только
будут содействовать экономии средств, но и повысят качество работ по городскому
благоустройству.
3. Проблемы территориальных финансов
Вопрос
состояния территориальных финансов затрагивает, прежде всего, интересы
населения страны. Острота этого вопроса обуславливается тем, что отрасли,
обслуживающие население, находятся в тяжелом положении.
Финансовой
базой, обеспечивающей региональным и местным органам власти выполнение
возложенных на них функций, являются территориальные бюджеты. Именно по каналам
этих бюджетов сегодня финансируется подавляющая часть средств, выделяемых
государством на жизнеобеспечение человека: 100% общегосударственных расходов на
жилищно-коммунальное хозяйство, 84% – на образование, 76% – на культуру, 86% – на
здравоохранение, 47% – на осуществление социальной политики.
В последние
годы, когда почти все объекты социальной сферы были переданы в ведение
региональных и местных органов власти, нагрузка на территориальные бюджеты
резко возросла. Темпы роста бюджетных расходов существенно опережают темпы
роста доходов.
Это обострило
проблемы территориальных бюджетов. Уровень их собственных доходов снизился.
Уменьшается бюджетная обеспеченность социальной сферы и населения. Сумма
бюджетных расходов стала меньше размера удовлетворения минимальных бюджетных
потребностей. В числе причин этого ~ передача финансирования социальной
инфраструктуры на территориальные бюджеты при неадекватном росте их доходов, а
так же возложение на территориальные бюджеты различных социальных выплат
населению, предусмотренных федеральными актами, которые не в полном объеме
возмещаются из федерального бюджета.
Все это
вызывает необходимость привлечения средств из других источников. Раньше ими
были внебюджетные фонды (главным образом средства предприятий), шефская помощь.
По этим каналам местные органы власти дополнительно к бюджетным источникам
получали примерно 40% финансовых ресурсов. Теперь таких возможностей нет.
Остаются только займы и выпуск облигаций. Но их погашение для большинства территориальных
бюджетов проблематично.
В условиях,
когда темпы роста расходов опережают темпы роста доходов, и в территориальных
бюджетах не хватает средств для обеспечения минимальных расходов, еще более
актуальным становится вопрос о распределении общегосударственных финансовых
ресурсов между бюджетами, о методах формирования территориальных бюджетов и
эффективном использовании бюджетных средств. То есть речь идет о необходимости
совершенствования межбюджетных отношений в нашем государстве.
В настоящее
время финансовые ресурсы консолидированного бюджета Российской Федерации
примерно поровну распределяются между федеральным и территориальными бюджетами.
Из 50% доходов, поступающих в территориальные бюджеты, 24% – на местные
(городские, районные, поселковые, сельские). С 2004 г. доля финансовых
ресурсов, направляемых в федеральный бюджет, выросла с 49% до 52%, т.е. мы
снова пришли к доле, которая была у союзного бюджета в 70–80-е годы. Но в те
времена союзный бюджет брал на себя 54% расходов на народное хозяйство и 38% – на
социально-культурные мероприятия.
Сейчас
картина финансирования общегосударственных потребностей резко изменилась. За
счет средств федерального бюджета финансируется лишь 27% государственных
расходов на промышленность, сельское хозяйство, транспорт, а за счет
территориальных бюджетов – 73%, в том числе региональных – 47%, местных – 26%.
Общегосударственные расходы на социально-культурные мероприятия финансируются
следующим образом: за счет федерального бюджета – 18%. территориальных – 82%, в
том числе региональных – 25%, местных – 57%.
Как видим,
подавляющая часть расходов, связанных с жизнеобеспечением человека,
финансируется за счет территориальных бюджетов. Следовательно, снижение доли
территориальных бюджетов в консолидированном бюджете государства ведет к
снижению возможностей для финансирования жизнеобеспечения населения.
Уже на этапе
бюджетного планирования территориальные бюджеты недополучают около 25%
минимально необходимых доходов, которые им следовало бы передать из
федерального бюджета в виде трансфертов из Фонда финансовой поддержки регионов.
В этих условиях говорить о финансировании не только капитальных вложений и
ремонтных работ, но и о нормальном обеспечении текущих расходов социальных
объектов не представляется возможным.
Во всех
экономически развитых государствах существует финансовая помощь территориям со
стороны государства. Здесь доля средств, получаемых в виде финансовой помощи из
вышестоящих бюджетов, в доходах местных бюджетов достигает 60%.
Проблемы
территориальных бюджетов могут решаться следующими путями.
1. За счет существенного
увеличения собственных доходов. То есть введения в налоговую систему страны
весомых по величине, реальных и удобных по мобилизации территориальных налогов.
2. Путем распределения
между всеми звеньями бюджетной системы общегосударственных доходов на
постоянной нормативной основе, чтобы не менять налоговую систему.
3. За счет ежегодного
регулирования доходов и расходов каждого территориального бюджета. То есть на
основе старой системы межбюджетных отношений. Но при условии жесткого
общественного (со стороны представительных органов власти) контроля
распределения и использования бюджетных средств, исходя из необходимости
обеспечения истинных, а не ложных и амбициозных общегосударственных и
территориальных приоритетов и интересов.
В настоящее
время Правительство РФ предлагает использовать I вариант.
Этот вариант
имеет две стороны. На одной стороне желания, на другой – последствия реализации
этих желаний. Разделив полномочия между федеральными, региональными и местными
органами власти, предполагается получение под эти полномочия финансовых
ресурсов. Дав каждому бюджету свой налог, сделать формирование этого бюджета
независимым от вышестоящего органа власти. Эти желания понятны, оправданы.
Но с другой
стороны, реализация этих мер будет иметь ряд отрицательных последствий.
1. Полномочия можно
разделить. Де-факто они уже разделены. Почти все, что можно было передать в
ведение территориальных органов власти, уже передано. Следовательно,
экономическая, а тем более социальная нагрузка с федерального уровня снята.
Кроме того, следует отметить, что разделение полномочий не решает проблемы.
Практика показывает, что с передачей полномочий, как правило, не передаются в
полном объеме доходы. Но при этом будет действовать принцип «твои полномочия – твои
проблемы».
2. При резкой в настоящее
время и в ближайшем будущем дифференциации уровней экономического и социального
развития территорий формирование их бюджетов на основе формулы «один налог – один
бюджет» будет иметь негативные последствия. На ряде территорий нет достаточной
налогооблагаемой базы. При отсутствии механизма перераспределения средств между
бюджетами, отсталые в экономическом и социальном плане территории будут
обречены на деградацию. Поэтому все же целесообразно в ближайшие годы делить
между органами власти не полномочия а деньги.
Какими
видятся пути решения проблемы укрепления территориальных бюджетов? Главный путь
– изменение государственных приоритетов в распределении ресурсов
консолидированного бюджета в пользу; жизнеобеспечения человека. Для
практического решения этого вопроса необходим механизм объективного
перераспределения средств между федеральным и территориальными бюджетами, т.е.
государственное регулирование межбюджетных потоков и нормирование финансовых
ресурсов.
В условиях
огромного дефицита финансовых средств во всех отраслях экономики и социальной
сферы необходимо жесткое нормированное распределение имеющихся у государства
средств, т.е. введение своеобразной лимитной системы на финансовые ресурсы. В
XX веке этот метод применялся многими государствами в экстремальные периоды их
истории (в военные и первые послевоенные годы, в годы экономических кризисов).
Наша страна сейчас находится в экстремальной ситуации.
В основу
нормированного распределения ресурсов должна быть заложена объективная система
показателей. Такой системой должны быть показатели минимальных государственных
социальных стандартов и социальных норм.
Размеры
минимальных социальных норм должны исходить из реальных минимальных социальных
потребностей и возможностей общества в конкретном историческом периоде нашего
государства. Эти нормы должны, во-первых, зафиксировать сложившийся сейчас
уровень социальных потребностей, во-вторых, дать гарантии получения
минимального размера финансовых ресурсов для социальной сферы, в-третьих,
защитить минимальные социальные потребности от лоббирования финансирования не
жизненно важных расходов.
Второе направление
укрепления территориальных бюджетов – закрепление в законодательном порядке за
этими бюджетами большей, чем сейчас, доли основных налогов (налог на прибыль,
налог на добавленную стоимость и др.). Это повысило бы размер их собственных
доходов территориальных бюджетов, заинтересованность всех уровней власти в
общих налогах, укрепило бы единство бюджетной системы.
Третье направление
развития территориальных финансов – привлечение внебюджетных источников в
муниципальные внебюджетные фонды. Во всех странах есть спонсоры, долевое
участие предпринимателей в финансировании общегородских объектов и мероприятий.
Территориальные внебюджетные
фонды должны быть сохранены, но необходимо усиление контроля представительных
органов власти за их использованием.
Четвертое направление – усиление
контроля за приоритетным, целевым и эффективным использованием бюджетных
ассигнований.
Пятое
направление – расширение коммерческих принципов в использовании экономического
потенциала территорий муниципальных образований, предусматривающих эффективное
использование земли, создание муниципальных коммерческих структур, конкурсность
при предоставлении муниципального заказа и т.д.
Заключение
Итак, рассмотрев
структуру доходов и расходов местных бюджетов, стало очевидно, главная
финансовая основа местных органов власти – местные бюджеты. Именно благодаря им
общественные фонды потребления распределяются между группами населения. В
основном из этих источников финансируется развитие отраслей местной промышленности
и коммунального хозяйства.
Территориальные
бюджеты являются каналом для проведения общегосударственных экономических и
социальных задач, через них распределяются государственные средства на развитие
социальной инфраструктуры общества.
Органы
местного самоуправления обеспечивают удовлетворение основных жизненных
потребностей населения в сферах, отнесенных к ведению муниципальных
образований. При этом круг финансовых мероприятий постепенно расширяется.
Сейчас финансируется не только народное образование, здравоохранение,
коммунальное хозяйство, строительство и содержание дорог, но и высшие, средние
специальные учебные заведения, мероприятия по правопорядку, внутренней
безопасности, охране окружающей среды. Через местные бюджеты осуществляется
важное практически для всех регионов выравнивание экономического и социального
развития территорий. Таким образом, местные органы власти должны обеспечить
комплексное развитие своих местностей, производственной и непроизводственной
сфер. Результатом проводимой государством политики стал переход функций
регулирования этих процессов от центральных органов власти к местным.
Очевидно, что
роль территориальных финансов, в их числе и местных бюджетов, усиливается, а
сфера их использования расширяется. Поэтому было очень важно разобраться их
законодательной основе, досконально рассмотреть структуру доходов и расходов.
Отследить процесс накопления и распределения денежных средств для организации
более эффективной системы формирования и использования местных бюджетов.
Список использованной литературы
1.
Финансы:
Учебник для вузов, под ред. М. В, Романовского, проф. О.В. Врублевской,
проф. Б.М. Сабанти. – М.: Издательство «Перспектива»; издательство «Юрайт»,
2007, 520 с.
2.
Бабич А.М.,
Павлова Л.Н. Государственные и муниципальные финансы: Учебник для
вузов. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 2008. – 687 с.
3.
Пешин Н.Л. Муниципальная
финансовая система Российской Федерации: Научно-практическое пособие. – М:
Формула права, 2007 – 448 с.
4.
Бюджет
и бюджетное финансирование: сборник нормативных документов. – М.: Финансы –
2008., 208 с.
5.
Бабич А.М.,
Павлова Л.Н. Финансы. Денежное обращение. Кредит: учебник. – М.:
ЮНИТИ, 2008. 687 с.
6.
Л.А. Дробозина,
Л.П. Окунева, Л.Д. Андросова и др.; Под ред. Проф. Л.А. Дробозиной.
– М.: Финансы, ЮНИТИ, 2006. – 479 с.
7.
Годин А.М.,
Подпорина И.В. Бюджет и бюджетная система Российской Федерации. – М.:
Изд. - торговая корпорация «Дашков и К», 2007.
8.
Лакшина
Е. Не реагирует и не платит. – «Российская газета», 4 марта 2008. №44 (3713),
с. 4.
9.
Макконнелл К.Р.,
Брю С.Л. Экономикс. Принципы, проблемы, политика. В 2 т. Пер. с
английского – М.: Республика. 2006. Т. 1.