Методология учета налога на добавленную стоимость
Методология учета налога на добавленную стоимость
Финансовая
академия при правительстве российской федерации уфимский
финансово-экономический колледж
(Уфимский
филиал финакадемии)
Курсовая
работа
по дисциплине
"Налоги налогообложение"
на тему: "Методология
учета налога на добавленную стоимость"
Выполнил:
Муратшина
Светлана.
Проверил:
преподаватель
Наумова Е.В.
Уфа 2009
Содержание
Введение
Глава 1.
Экономическая сущность и роль налога на добавленную стоимость в формировании
бюджета Российской Федерации
1.1 Основные
этапы формирования налога на добавленную стоимость
1.2 Основные
элементы налога на добавленную стоимость
1.3 Счет-фактура,
как основной документ учета и контроля
Глава 2.
Бухгалтерский и налоговый учет налога на добавленную стоимость
2.1 Правовое
и методическое обеспечение бухгалтерского учета налога на добавленную стоимость
2.2 Налоговый
учет налога на добавленную стоимость
2.3
Особенности и различия бухгалтерского и налогового учета налога на добавленную
стоимость
Глава 3.
Методика учета налога на добавленную стоимость на примере МРИ ФНС РФ №22 по РБ
3.1 Анализ
поступления налогов в федеральный бюджет на примере МРИ ФНС РФ № 22 по РБ
3.2 Налоговый
учет налога на добавленную стоимость на примере ОАО "Нефтемаш" за
2007-2008 года
3.3
Бухгалтерский учет налога на добавленную стоимость на примере ОАО "Нефтемаш"
в 2008 году
Заключение
Список
литературы
Приложения
Введение
Тема налогообложения на сегодняшний
день немаловажна в России, так как именно налогообложение вызывает яростную
полемику как среди представителей власти, так и среди рядовых граждан, это связано
прежде всего с надеждой, что налогообложение сможет поднять на ноги такую
могучую страну, как Россия.
Налог на добавленную стоимость введен
в России начиная с 1992 года. Он представляет собой форму изъятия в бюджет
прироста стоимости, которая создается на всех стадиях процесса производства
товаров, работ, услуг.
Тема выпускной квалифицированной
работы является актуальной на сегодняшний день, так как учет налога на
добавленную стоимость занимает одно из центральных мест во всей системе учета.
Налог на добавленную стоимость – один из наиболее трудных для
понимания, сложных для исчисления и контроля со стороны налоговых органов, тем
не менее, он успешно применяется в большинстве стран с рыночной экономикой
многие годы.
При существующем несовершенном налоговом законодательстве
отечественным предприятиям необходимо принимать конструктивные меры,
направленные на создание оптимальных условий учета налога на добавленную
стоимость, недопущения налоговых ошибок и другие.
Цель выпускной квалификационной работы состоит в том, чтобы на
основе обобщения литературных источников, действующей практики учета и анализа
расчетов налога на добавленную стоимость определить основное направление
совершенствования налогообложения добавленной стоимости и постановки налогового
и бухгалтерского учета на предприятиях.
Предметом исследования явилась
сложившаяся на практике организация учета и применяемые методы расчетов налога
на добавленную стоимость.
Для достижения цели дипломной
работы требуется решить следующие задачи:
- провести теоретическое исследование включающая в себя
изучение литературных источников по налогообложению в Российской Федерации, а
так же изучение нормативных и законодательных актов по налогу на добавленную
стоимость;
- сравнить бухгалтерский и налоговый учет налога на
добавленную стоимость;
- проанализировать методику учета налога на добавленную
стоимость на примере МРИ ФНС №22 по РБ;
Хронологический анализ проблем
работы охватывает период с 2007 по 2008 года.
В первой главе рассматривается
экономическая сущность налога, то есть этапы формирования, основные элементы,
документы налога.
Во второй главе
рассматривается особенности различия налогового и бухгалтерского учета.
В третьей главе проводим
анализ поступления налога.
В ходе работы были использованы такие литературные источники
и периодическая печать, как Налоговый кодекс Российской Федерации, пособии по
налоговой практике, информационные сайты ФНС по налогам и сборам, журналы и
многие другие.
Работа состоит из 59 страниц, содержит 2 рисунка, 5 таблиц, 6
приложений.
Глава 1 Экономическая сущность и роль налога на добавленную
стоимость
1.1 Основные этапы формирования налога на добавленную
стоимость
Проблемы налогообложения постоянно занимали умы экономистов,
философов, государственных деятелей самых разных эпох. Ф. Аквинский (1225 или
1226-1274) определял налоги как дозволенную форму грабежа. А один из
основоположников теории налогообложения А. Смит (1723-1790) говорил о том, что
налоги для тех, кто их выплачивает это признак не рабства, а свободы.
Налоговая система возникла и развивалась вместе с
государством, многие же стороны современного государства зародились в Древнем
Риме. То есть, уже в Древнем Риме произошло разделение налогов по "способу
взимания" на прямые и косвенные. Подробнее остановимся на истории
возникновения и развития налога на добавленную стоимость.
В Римской империи помимо прямых налогов существовали и
косвенные, из которых наиболее существенными были: налог с оборота по ставке
обычно 1%, особый налог с оборота при торговле рабами по ставке 4%, налог на
освобождение рабов по ставке 5% их рыночной стоимости. На протяжении многих лет
налог с оборота вызывал отклонение цен на товары от их стоимости, препятствовал
установлению рыночных цен и развитию хозрасчетных отношений.
По сути, налог на добавленную стоимость является сравнительно
молодым налогом, так как стал применяться лишь в XIX
веке. Конкретная схема обложения налога на добавленную стоимость была
разработана в 1954 году французским экономистом М. Лоре, с легкой руки которого
он и был введен во Франции в 1958 году. В то же время добавленная стоимость
начала использоваться в статистических и аналитических целях еще с конца
прошлого века.
Налог на добавленную стоимость относится к группе косвенных
налогов. Необходимо отметить, что для них характерна в основном фискальная
функция. Их появление обычно связано с возрастанием потребности государства в
доходах в связи с ростом расходов. Исторически первой формой косвенных налогов
выступали акцизы, которые взимались с отдельных видов товаров. В противоположность
им налог на добавленную стоимость представляет собой универсальный акциз, в
силу широкого охвата налогообложением потребительских товаров (работ, услуг), и
соответственно этот налог несет основную нагрузку по реализации фискальной
функции косвенного налогообложения. Налог на добавленную стоимость взимается на
всех стадиях производства и распределения.
Возникновение налога на добавленную стоимость дало
возможность государству контролировать весь процесс производства и обращения
товаров (в том числе оптовую и розничную торговлю).
Широкое распространение налога на добавленную стоимость в
зарубежных странах с рыночной экономикой создало почву для появления его в
России. Налог был введен 1 января 1992 года. Он пришел на смену налогу с
оборота, просуществовавшего в стране около 70 лет, и так называемого
"президентского" налога с продаж, введенного в декабре 1990 года. Оба
предшественника налога на добавленную стоимость были эффективны только в
условиях жесткого государственного контроля за ценообразованием. Налог с
оборота взимался в основном в виде разницы между твердыми, фиксированными
государственными оптовыми и розничными ценами, и его ставка колебались от 20 до
300% для различных видов продукции. Налог с продаж устанавливается в процентах
к объему реализации и фактически увеличивает цену товаров на 5%.
В связи с возросшей инфляцией налог с оборота утратил свою
жизнеспособность и вместе с налогом с продаж был заменен налогом на добавленную
стоимость. Новый налог выгодно отличался от ранее действовавших. Он был более
эффективен для государства, так как обложению им подлежал товарооборот на всех
стадиях производства и обращения. Можно было ожидать, что с расширением
налоговой базы и ставок поступления будут расти. Также необходимо отметить, что
налог на добавленную стоимость является менее обременительным для отдельного
производителя, поскольку обложению подлежит не весь товарооборот, а лишь
прирост стоимости, и тяжесть налога может быть распределена по всей цепи
товарооборота. Это являлось немаловажным фактором в достижении равенства всех
участников рынка. Следует также обратить внимание на такой факт, что налог на
добавленную стоимость являлся более простой и универсальной формой косвенного
обложения, так как для всех плательщиков устанавливался единый механизм его
взимания на всей территории страны.
Таким образом, в настоящее время налог
на добавленную стоимость играет важную роль в налоговых системах. Особенно
широкое распространение этот налог получил в европейских странах. Многолетний
опыт использования налога на добавленную стоимость в зарубежных странах
показал, что он является одним из наиболее эффективных фискальных инструментов.
Кроме выполнения чисто фискальной роли налог на добавленную стоимость
используется как инструмент регулирования экономики, а также как важная
составная часть механизма экономической интеграции.
Налог на добавленную стоимость
- это форма изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех
стадиях производства и обращения, и определяется как разница между стоимостью
реализованных товаров, работ, услуг и стоимостью материальных затрат,
относящихся на издержки производства и обращения.
Налог на добавленную стоимость является косвенным, налогом.
Косвенные налоги по своей экономической природе, назначению и способам взимания
на практике приобрели несколько существенных характеристик. Эти налоги наиболее
стабильные доходные источники бюджетов всех уровней, они препятствуют
налоговому уклонизму по причине очевидности в бухгалтерском учете величины
облагаемой базы. Такие налоги служат основной экономической опорой развития
государств с переходной экономикой.
Оценка места и роли неоднозначна: практики полагают, что этот
налог как нельзя лучше обеспечивает бюджетные потребности, а аналитики
критикуют за излишнюю фискальность, неотработанность налоговой базы и высокие
ставки. Налог на добавленную стоимость, считают они, не адаптирован к
отечественной экономике на этапе ее перехода к рынку, что объясняет
существование недостатков в формировании налогооблагаемой базы и в технике
исчисления.
Со времени введения и до сегодняшних
дней налог на добавленную стоимость претерпел существенные изменения как по
доле в доходах бюджета, так и по ставкам, кругу плательщиков, механизму изъятия
и системе льгот. Ярко выраженной тенденцией является повышение его роли в
доходах бюджета. По данным ФНС России, налог на добавленную стоимость стал
одним из главных источников бюджетных доходов.
Таким образом, несмотря на колебания уровня налога на
добавленную стоимость в доходе бюджета, этот налог является одним из главных
источников пополнения казны государства.
1.2 Основные элементы налога на добавленную стоимость
Для детального изучения налога на добавленную стоимость
рассмотрим основные элементы налога.
В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации
плательщиками налога на добавленную стоимость признаются:
a) Юридические
лица:
1) предприятия,
организации, учреждения;
2) иностранные
юридические лица, имеющие зарегистрированное представительство в Российской
Федерации;
b) Лица,
занимающиеся перемещением товаров через таможенную границу Российской
Федерации;
c) Индивидуальные
предприниматели.
Необходимо отметить, что налогоплательщики подлежат
обязательной постановке на учет в налоговом органе.
Постановка на учет осуществляется на основе письменного
заявления.
Также организации и индивидуальные предприниматели имеют
право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с
исчислением и уплатой налога, если за три предшествующих последовательных
календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета
налога на добавленную стоимость не превысила в совокупности двух миллионов
рублей.
Данное положение не распространяется на организации и
индивидуальных предпринимателей, реализующих подакцизные.
Для получения освобождения налогоплательщики должны
предоставить в налоговый орган письменное заявление и соответствующие документы
не позднее 20 числа месяца, начиная с которого плательщик претендует на
освобождение.
Освобождение предоставляется на 12 месяцев, по истечении
которой плательщики подают новое уведомление и документы, подтверждающие
правомерность применения освобождения.
Сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) не должна
превышать 2 млн. рублей за каждые три последовательных календарных месяца (п.1
ст. 145 Налогового кодекса Российской Федерации).
Пример 1.
Если налогоплательщик получил освобождение с 1 апреля, то
выручка не должна превышать 2 млн. рублей за период с 1 января по 31 марта, а
также с 1 февраля по 30 апреля, с 1 марта по 31 мая, с 1 апреля по 30 июня и т.
д. (п.5 ст. 145 Налогового кодекса Российской Федерации).
Если выручка превысила два миллиона
рублей, а также, если плательщик не предоставил необходимые документы, налог на
добавленную стоимость подлежит восстановлению и уплате в бюджет, вместе с
суммой штрафа и пени.
В соответствии с Налоговым кодексом Российской
Федерации объектом налогообложения признаются следующие операции:
- реализация товаров (работ, услуг) на
территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и
передача товаров (работ, услуг);
- передача на территории Российской
Федерации товаров (работ, услуг) для собственных нужд, расходы на которые не
принимаются к вычету при исчислении налога на прибыль;
- выполнение строительно–монтажных работ
для собственных потребления;
- ввоз товаров на территорию Российской
Федерации.
Важное значение при расчетах налога
на добавленную стоимость имеет четкое определение места реализации товаров признается
территория Российской Федерации, если:
- товар находится на российской
территории и не отгружается и не транспортируется;
- товар в момент начала отгрузки или
транспортировки находится на российской территории.
В соответствии со статьей 149
Налогового кодекса Российской Федерации операциями, не подлежащими
налогообложению являются:
a)
Реализация услуг
по сдаче в аренду служебных и жилых помещений иностранным гражданам на
территории Российской Федерации;
b)
Реализация
(передача для собственных нужд на территории Российской Федерации), в
частности:
1)
медицинские
товары отечественного и зарубежного производства по установленному перечню;
2)
медицинские
услуги, за исключением косметических, ветеринарных и
санитарно-эпидемиологических (кроме того, что финансируются из бюджета);
3)
работ по
изготовлению надгробных памятников;
4)
медицинской
техники, линз и оправ для очков (кроме солнцезащитных);
5)
бытовых средств,
дезинфекционных средств, подгузников;
6)
услуги по
перевозке пассажиров, кроме такси и маршрутных такси;
7)
ритуальные
услуги, реализация похоронных принадлежностей;
8)
почтовых марок,
кроме (коллекционных), маркированных открыток конвертов;
9)
витаминизированный
и лечебно-профилактической продукции: пищевой, мясной, молочной, рыбной
промышленности;
10)
долей в уставном
капитале организации;
11)
ремонтно-реставрационные
и восстановительные работы.
В случае если плательщик осуществляет операции как подлежащие
налогообложению, так и не подлежащие, он обязан вести раздельный учет таких
операций.
Исключительно важная роль в расчетах налога
на добавленную стоимость принадлежит обоснованию порядка формирования налоговой
базы. В соответствии с Налоговым кодексом РФ налоговая база определяется
налогоплательщиком в зависимости от особенностей реализации произведенных им
или приобретенных на стороне товаров (работ, услуг). Рассмотрим отдельные
конкретные ситуации по определению соответствующей налоговой базы.
Налоговая база определяется налогоплательщиком в зависимости
от особенностей реализуемых товаров и отдельно по каждому виду товаров, работ,
услуг, облагаемых по разным ставкам.
Существуют следующие ставки налога на
добавленную стоимость: 0%; 10%; 18%.
Объекты налогообложения по нулевой ставке:
-
товары на экспорт, а также работы и услуги, связанные с
производством и реализацией этих товаров;
-
услуги по перевозке пассажиров и багажа при расположении пункта
оправления и назначения за пределами территории Российской Федерации;
-
работы, выполняемые в космическом пространстве, а также
подготовительные наземные работы;
-
драгоценные металлы налогоплательщиков, осуществляющих их добычу
или производство для государственных фондов или Центрального банка;
-
товаров для официального пользования иностранных дипломатических
представительств или личного пользования работников этих представительств.
Ставка 0 процентов дает право экспортеру на компенсацию
налога и позволяет не включать его в цену товара, тем самым повышается
конкурентоспособность товара.
Объекты налогообложения по ставке 10 процентов определяются в
соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации статьи 164, пункта 2.
Продовольственные товары. Конкретный список определен в
постановлении Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004г. № 908.
Товары, реализуемые на территории России, указаны в Перечне в соответствии с
Общероссийским классификатором продукции ОК 005-93 (утвержден постановление
Госстандарта России от 30 декабря 1993 г. №301).Для продукции, ввозимой на таможенную территорию России, - из Товарной номенклатуры внешнеэкономической
деятельности Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства РФ
от 30 ноября 2001 г. №830.
Надо отметить, что указанный перечень положил конец множеству
споров. Так как точно определил, какие конкретно наименования облагаются налогом
на добавленную стоимость по пониженной ставке.
Товары для детей. В статье 164 Налогового кодекса РФ
упомянуты трикотажные изделия для новорожденных и детей ясельной, дошкольной,
младшей и старшей школьной возрастных групп: верхние трикотажные изделия,
бельевые трикотажные изделия, чулочно – носочные изделия, прочие трикотажные
изделия: перчатки, варежки, головные уборы. А также швейные изделия, в том
числе изделия из натуральных овчины и кролика (включая изделия из натуральных
овчины и кролика с кожаными вставками) для новорожденных и детей ясельной,
дошкольной, младшей и старшей школьных возрастных групп. Кроме того, верхняя
одежда (в том числе плательной и костюмной группы), нательное белье, головные
уборы, одежда и изделия для новорожденных и детей ясельной группы. Данный
порядок не распространяется на швейные изделия из натуральной кожи и
натурального меха, за исключением натуральных овчины и кролика, обуви (за
исключением спортивной): пинеток, гусариковой, дошкольной, школьной, валяной,
резиновой, малодетской и детской и прочая продукция.
Периодика и книги. Газеты и журналы, за исключением
периодических печатных изданий рекламного или эротического характера, а также
книги, связанные с образованием, наукой и культурой, за исключением книжной
продукции рекламного и эротического характера.
В целях налогообложения налог на добавленную стоимость под
периодическим печатным изданием понимается газета, журнал, альманах, бюллетень,
иное издание, имеющее постоянное название, текущий номер и выходящее в свет не
реже одного раза в год. К периодическим печатным изданиям рекламного характера
относят периодические печатные издания, в которых реклама превышает 40
процентов объема одного номера периодического печатного издания.
Медицинские товары и лекарства. Медицинские товары отечественного
и зарубежного производства, лекарственные средства, включая лекарственные
субстанции, в том числе внутриаптечного изготовления и изделия медицинского
назначения при реализации.
Налогообложение производится по ставке 18 процентов по всем
остальным видам товаров, то есть не указанных в пунктах 1,2 и 4 статьи 164
Налогового кодекса Российской Федерации.
Пунктом 4 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации
применяются расчетные ставки. Расчетные ставки – это процентное соотношение
основной налоговой ставки (10 или 18%) к налоговой базе, принятой за 100 и
увеличенной на соответствующий размер налоговой ставки (10% или 18%).
Применяются они в строгой оговоренных случаях, когда:
-
получены денежные средства, связанные с оплатой товаров (работ, услуг),
предусмотренных статьей 162 Налогового кодекса РФ;
-
перечислен аванс в счет предстоящей поставки товаров (работ,
услуг), передачи имущественных прав;
-
налог удерживается налоговыми агентами;
-
реализуется имущество, приобретенное на стороне и учитываемое с
налогом в соответствии с пунктом 3 статьи 154 Налогового кодекса Российской
Федерации;
-
продается сельскохозяйственная продукция и продукты ее
переработки в соответствии с пунктом 4 статьи 154 Налогового кодекса Российской
Федерации;
-
передаются имущественные права в соответствии с пунктами 2-4
статьи 155 Налогового кодекса Российской Федерации.
Налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога на
установленные налоговые вычеты.
Вычетам подлежат суммы налога, уплаченные при приобретении товаров,
работ, услуг на территории Российской Федерации или при ввозе товаров через
границу, если:
-
приобретенные товары (работы, услуги) используются для
осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения;
-
покопаются для перепродажи.
Также вычетам подлежат суммы налогов, уплаченные налоговыми
агентами; предъявленные продавцами налогоплательщику - иностранному лицу, не
состоявшему на учете в налоговых органах Российской Федерации; уплаченные по
расходам на командировки и представительские расходы; исчисленные и уплаченные
налогоплательщиком с сумм авансовых или иных платежей, полученных в счет
предстоящих поставок.
Таким образом, сумма налога, подлежащая уплате (возмещению)
определяется как сумма налога, исчисленная налогоплательщиком по облагаемым
оборотам, уменьшенная на сумму налогового вычета по итогам каждого месяца
квартала. В случае если сумма вычетов превышает общую сумму налога, то
полученная разница подлежит возмещению. Налоговые органы самостоятельно
производят зачет таких сумм.
Сумма возмещения в течение трех месяцев направляется на
исполнение обязанностей налогоплательщика по уплате налога.
По истечении трех месяцев сумма, которая не была зачтена,
возвращается плательщику по его заявлению.
Согласно второй части Налогового кодекса Российской Федерации
все плательщики налога на добавленную стоимость при реализации товаров (работ,
услуг) обязаны составлять и вести книги покупок и продаж, счета-фактуры, вести
журналы их регистрации, т.е. журнал учета счетов - фактур, полученных от поставщиков
материальных ценностей (работ, услуг), а также журнал учета счетов - фактур,
выданных покупателям материальных ценностей (работ, услуг).
Исходным документом является счет - фактура. При реализации
товаров, работ, услуг налогоплательщик дополнительно к цене обязан предъявить к
оплате покупателю соответствующую сумму налога.
Сумма налога исчисляется как соответствующая налоговой ставке
процентная доля налоговой базы, а при раздельном учете - как сумма налога,
полученная в результате сложения сумм налогов, исчисляемых отдельно как
соответствующие налоговым ставкам процентные доли соответствующих налоговых
баз.
Счет-фактура служит основанием для принятия предъявленных
сумм налога к вычету или возмещению, не составляется по операциям реализации
ценных бумаг, а также по банковским и страховым операциям, не облагаемым налогом
на добавленную стоимость.
Сроки внесения в бюджет налога на
добавленную стоимость установлены в зависимости от размера фактических
оборотов. Плательщики налога самостоятельно определяют сумму на основе данных
бухгалтерского учета и отчетности и принятой учетной политики (по мере отгрузки
или по мере оплаты). Предприятия уплачивают налог, ежемесячно исходя из
фактических оборотов в срок до 20-го числа месяца следующего за истекшим налоговым
периодом.
Таким образом, необходимо
отметить, что налог на добавленную стоимость является менее обременительным для
отдельного производителя, поскольку обложению подлежит не весь товарооборот, а
лишь прирост стоимости, и тяжесть налога может быть распределена по всей цепи
товарооборота. Это являлось немаловажным фактором в достижении равенства всех
участников рынка. Следует также обратить внимание на такой факт, что налог на
добавленную стоимость является более простой и универсальной формой косвенного обложения,
так как для всех плательщиков устанавливался единый механизм его взимания на
всей территории страны.
1.3 Счет-фактура, как основной документ учета и контроля
налога на добавленную стоимость
В соответствий с пунктом 1
статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации счет – фактура является
документом, служащим основанием для принятия к вычету (налоговые вычеты по налогу
на добавленную стоимость и порядок определения, общие условия, необходимые для
применения налогового вычета (приложение 1 и 2) или возмещению из бюджета сумм налога
на добавленную стоимость, предъявленных продавцом товаров (работ, услуг),
имущественных прав (включая комиссионера, агента, которые осуществляют
реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав от своего имени). Требования
к этому документу установлены Налогового кодекса Российской Федерации, и их
несоблюдение повлечет отказ в вычете или возмещении налога на добавленную
стоимость, уплаченного контрагенту (п. 2 ст. 169 Налогового кодекса Российской
Федерации).
Счета – фактуры выставляются
покупателю по каждой операции по реализации товаров (работ, услуг), в том числе
по операциям по реализации, не облагаемым налогом на добавленную стоимость, в
течение 5 календарных дней считая со дня отгрузки товара (выполнения работ,
оказания услуг).
Таким образом, счет – фактура
выставляется в следующих случаях:
- при реализации товаров (работ, услуг), облагаемых
налогом на добавленную стоимость. Налог на добавленную стоимость в этом случае
выделяется в счете – фактуре отдельной строкой;
- при реализации товаров (работ, услуг), операции по
реализации которых в соответствий со ст. 149 Налогового кодекса Российской
Федерации не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения);
- при реализации товаров (работ, услуг) лицом, освобожденным
от обязанностей налогоплательщика в соответствии со ст. 145 Налогового кодекса
Российской Федерации.
Во втором и третьем случаях
счета – фактуры выставляются без выделения соответствующих сумм налога (п. 5
ст. 168 и п. 3 ст.169 Налогового кодекса Российской Федерации). При этом на
указанных документах делается соответствующая надпись или ставится штамп "Без
налога (НДС)". Если указанные лица выставят счет – фактуру с выделенной
суммой налога на добавленную стоимость, то будут обязаны перечислить эту сумму
в бюджет, при этом они не будут иметь права на вычет (п. 5 ст.173 Налогового
кодекса Российской Федерации). Лицу, получившему такой счет – фактуру,
налоговые органы также, скорее всего, откажут в праве на вычет. Однако по этому
вопросу есть положительная судебная практика (например, постановление ФАС
Восточно – Сибирского округа от 21.10.2004 по делу №
А-19-5781/04-15-Ф-4320/04-С1) – суды, таким образом, иногда признают за
налогоплательщиком право на вычет.
Следует учесть, что счета –
фактуры выписываются также и при отсутствии реализации (пп. 1 п. 3 ст.169
Налогового кодекса Российской Федерации) в случаях получения средств в виде:
- финансовой помощи;
- по пополнение фондов специального назначения;
- процентов по векселям;
- процентов по товарному кредиту в части, превышающей
размер процента, рассчитанного в соответствии со ставкой рефинансирования Банка
России;
- страховых выплат по договорам страхования риска
неисполнения договорных обязательств контрагентом страхователя – кредитора,
если страхуемые договорные обязательства предусматривают поставку страхователем
товаров (работ, услуг), реализация которых признается объектом налогообложения
в соответствии со ст. 146 Налогового кодекса Российской Федерации;
- в счет увеличения доходов либо иначе связанных с
оплатой реализованных товаров (работ, услуг).
Кроме того счета – фактуры
выписываются в следующих случаях:
- при выполнении строительно – монтажных работ для
собственного потребления;
- при передаче товаров (выполнении работ, оказании
услуг) для собственных нужд);
- при выполнении обязанностей налогового агента.
Не выписывают счета – фактуры:
- организации и индивидуальные предприниматели, не
являющиеся налогоплательщиками (уплачивающие единый налог на вмененный доход
(ЕНВД) по тем видам деятельности, по которым они не являются плательщиками
налога на добавленную стоимость, перешедшие на уплату единого
сельскохозяйственного налога (ЕСХН) или на упрощенную систему налогообложения
по всем видам деятельности). Если указанные лица выставят покупателю счет –
фактуру с выделенной суммой налога на добавленную стоимость, то будут обязаны
перечислить эту сумму в бюджет, при этом они не будут иметь права на вычет (п.
5 ст. 173 Налогового кодекса Российской Федерации). Вместе с тем у лица,
получившего такой счет – фактуру, также возникнут проблемы с принятием к вычету
указанной в нем суммы налога на добавленную стоимость;
- организации и индивидуальные предприниматели розничной
торговли и общественного питания при реализации товаров за наличный расчет, а
также другие организации, индивидуальные предприниматели, выполняющие работы и
оказывающие платные услуги непосредственно населению, при выдаче покупателю
кассового чека или иного документа установленной формы – согласно п. 7 ст. 168
Налогового кодекса Российской Федерации;
- организации – налогоплательщики по операциям
реализации ценных бумаг (за исключением брокерских и посреднических услуг) –
согласно п. 4 ст. 169 Налогового кодекса Российской Федерации;
- банки (по операциям, не подлежащим обложению налога на
добавленную стоимость в соответствии со ст. 149 Налоговым кодексом Российской Федерации)
– согласно п. 4 ст. 169 НК РФ;
- страховые организации (по операциям, не подлежащим
обложению налога на добавленную стоимость в соответствии со ст. 149 Налогового
кодекса Российской Федерации) – согласно п. 4 ст. 169 Налогового кодекса
Российской Федерации;
- негосударственные пенсионные фонды (по операциям, не
подлежащим обложению НДС в соответствии со ст. 149 Налогового кодекса
Российской Федерации) – согласно п. 4 ст. 169 Налогового кодекса Российской
Федерации;
- по суммам полученных доходов, связанных с оплатой
товаров, работ, услуг, но не являющихся частью такой оплаты. В данном случае
имеются в виду внереализационные доходы (например, дополнительные выплаты компенсационного
характера по договорам аренды и т. п. – письма ФНС России от 11.08.2006 №
03-4-03/1555@ и от 11.10.2006 № ШТ-6-03/996@).
По общему правилу,
прописанному в п. 3 ст. 168 НК РФ, счет – фактура выставляется не позднее 5
календарных дней, считая со дня отгрузки товара (выполнения работ, оказания
услуг).
При этом следует учитывать
особенности условий заключения договоров поставки, учета и расчетов при
отгрузке товаров (оказания услуг) в отдельных отраслях, связанных с
непрерывными долгосрочными поставками в адрес одного и того же покупателя,
такими как непрерывный отпуск товаров и оказание услуг по транспортировке одним
и тем же покупателям электроэнергии, нефти, газа; оказание услуг электросвязи,
банковских услуг; ежедневная многократная реализация в адрес одного покупателя
хлеба и хлебобулочных изделий, скоропортящихся продуктов питания и так далее. В
этих случаях допускается составление счетов – фактур в соответствии с условиями
договора поставки, заключенного между продавцом и покупателем товаров (услуг),
актами сверки осуществленных поставок и выставление счетов – фактур покупателям
одновременно с платежно – расчетными документами, но не реже одного раза в
месяц и не позднее 5-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем.
При этом необходимо иметь в
виду, что составление счетов – фактур и их регистрация в книге продаж должны
производиться в том налоговом периоде, в котором состоялась реализация этих
товаров (оказание услуг) в соответствии с принятой организацией учетной
политикой для целей налогообложения (письмо МНС России от 21.05.2001 №
ВГ-6-03/404 "О применении счетов – фактур при расчетах по налогу на
добавленную стоимость").
В книге покупок счет – фактура
может быть отражен только по дате его фактического получения покупателем
(письмо ФНС России от 13.05.2004 № 03-1-08/1191/15@, письмо Минфина России от
23.06.2004 №03-03-11/107). Таким образом, если счет – фактура за апрель
выставлен 5 мая, то он может быть отражен, лишь в книге покупок за май.
Аналогичная ситуация возникает и в случае, когда счет – фактура, датированный
30 апреля, фактически получен, например, 23 мая.
При этом подтверждением даты
получения счета – фактуры может являться, например, запись в журнале
регистрации входящей корреспонденции (письмо Минфина России от 16.06.2005 № 03-04-11/133)
или конверт с проставленным на нем почтовым штемпелем (письмо Минфина России от
10.11.2004 № 03-04-11/200).
Для получения вычета или
возмещения сумм НДС, уплаченных поставщику, счет – фактура должен быть
составлен в строгой соответствии с требованиями закона, так как зачастую
налоговые органы отказывают налогоплательщикам в этом праве исключительно по
формальным обстоятельствам.
В этой связи хочется отметить
постановления Конституционного суда РФ от 14.07.2003 № 12-П и от 28.10.99 №
14-П, где указано, что в случаях, когда суды при рассмотрении дела не исследуют
по существу фактические обязательства, ограничиваясь только установлением
формальных условий применения нормы, право на судебную защиту, предусмотренное
статьей 46 (часть 1) Конституции РФ, оказывается существенно ущемленным. Данная
правовая позиция имеет общий характер и касается любых правоприменителей,
включая налоговые органы.
Исходя из такой позиции
Конституционного суда и арбитражные суды, и налоговые органы при наличии каких
– либо недочетов в счетах – фактурах должны исследовать иные обстоятельства и
документы, которые могут свидетельствовать об уплате налога на добавленную
стоимость.
Порядок заполнения счета –
фактуры регулируется исключительно Налоговым кодексом Российской Федерации, а
порядок ведения журнала учета полученных и выставленных счетов – фактур, книг
покупок и книг продаж изложен в Правилах ведения журналов учета полученных и
выставленных счетов – фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу
на добавленную стоимость, утвержденных постановлением Правительства РФ от
02.12.2000 № 914 (далее–Правила ).
Счет–фактура выписывается в
двух экземплярах, один экземпляр остается у поставщика, другой выдается
покупателю.
Согласно п. 14 Правил счета –
фактуры, заполненные комбинированным способом (частично–от руки, частично–с
помощью компьютера), но соответствующие установленным нормам заполнения, могут
регистрироваться в книге покупок. Но такие счета – фактуры очень вызывают
пристальный интерес налоговиков и в числе первых попадают по встречную
проверку.
Типовая форма счета–фактуры
утверждена приложением 1 к постановлению Правительства Российской Федерации от
02.12.2000 № 914 (действует в ред. постановления Правительства Российской
Федерации от 11.05.2006 № 283).
Применение вычетов на
основании счетов–фактур по устаревшей форме грозит спорами с налоговыми
органами. Однако, если счет–фактура соответствует требованиям Налогового
кодекса Российской Федерации, есть все шансы выиграть спор в арбитражном суде.
Согласно п. 2 ст. 169
Налогового кодекса Российской Федерации счета – фактуры, составленные и
выставленные с нарушением установленного порядка ( то есть при отсутствии в них
надлежащих реквизитов или надлежащих подписей, наличие которых предусмотрено
пунктами 5 и 6 ст. 169 Налогового кодекса Российской Федерации), не могут
являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога
к вычету или возмещению.
Невыполнение требований к
счету–фактуре, не предусмотренных пунктами 5 и 6 Налогового кодекса Российской
Федерации, не может являться основанием для отказа принять к вычету суммы
налога, предъявленные продавцом. Например, содержание не влечет
недействительности этого документа, так как в п. 5 ст. 169 Налогового кодекса
Российской Федерации нет требования об отсутствии дополнительных граф или
дополнительной информации в счете – фактуре.
Согласно п.5 ст. 169 НК РФ в
счете–фактуре должны быть указаны:
- порядковый номер и дата выписки счета–фактуры;
- наименование, адрес и идентификационные номера
налогоплательщика и покупателя;
- наименование и адрес грузоотправителя и
грузополучателя;
- номер платежно – расчетного документа в случае
получения авансовых или иных платежей в счет предстоящих поставок товаров
(выполнения работ, оказания услуг);
- наименование поставляемых (отгруженных) товаров
(описание выполненных работ, оказание услуг) и единица измерения (при
возможности ее указания);
- количество (объем) поставляемых (отгруженных) по счету
– фактуре товаров (работ, услуг) исходя из принятых по нему единиц измерения
(при возможности их указания);
- цена (тариф) за единицу измерения (при возможности ее
указания) по договору (контракту) без учета налога на добавленную стоимость, а
в случае применения государственных регулируемых цен (тарифов), включающих в
себя налог на добавленную стоимость, - с учетом суммы налога на добавленную
стоимость;
Страницы: 1, 2, 3
|