бесплатные рефераты

Методология учета налога на добавленную стоимость

Основываясь на данных Инспекции ФНС РФ по Давлекановскому району г. Давлеканово можно сделать выводы о существующей практики взимания налога на добавленную стоимость, выявить характерные проблемы развития действующего законодательства по налогу на добавленную стоимость.

Характерной особенностью Давлекановского района г. Давлеканово является наличие в районе большого количества предприятий, крупных налогоплательщиков. Налоговые поступления, взимаемые ИФНС, составляют около 9 % всех поступлений в бюджете г. Давлеканово и около 7 % в бюджете Республики Башкортостан. Также нельзя недооценивать и значение малого и среднего бизнеса района, а главное – предприятий торговли. Еще одной особенностью района является наличие в нем подавляющего числа строительно-монтажных управлений и трестов, то есть предприятий строительной сферы, неплатежи в которой, способствуют увеличению недоимки по налогам.

Основными методами налогового контроля является проведение камеральных и документальных проверок налогоплательщиков. Камеральные проверки проводятся налоговыми инспекциями на стадии приемки от налогоплательщиков отчетных документов и налоговых расчетов, то есть без выхода на предприятие. При этом целью камеральной проверки является:

-    непосредственная проверка отчетности и расчетов по налогу.

При этом, проверке в основном подвергается правильность заполнения соответствующих граф и строк деклараций и отчетов, правомерность использования тех или иных льгот, а также осуществляется арифметическая сверка отчетных показателей. Кроме арифметического подсчета проверяется полнота заполнения реквизитов, правильность применения ставок, наличие печати предприятия и подписей должностных лиц. При нахождении арифметических ошибок налоговый инспектор, принимающий отчет может составить акт и наложить финансовые санкции за неправильное исчисление налога, однако в большинстве случаев налоговые инспектора либо возвращают отчет на исправление, либо дают возможность представителю предприятия исправить ошибку на месте. Такой подход к проведению камеральной проверки является наиболее гуманным в настоящих условиях нестабильного и очень усложненного законодательства.

-    ведение карточек лицевых счетов предприятия-налогоплательщика.

Учет поступления налога на добавленную стоимость по каждому налогоплательщику ведется на карточках лицевых счетов по форме № 6. Таким образом, после принятия декларации по налогу на добавленную стоимость отчет передается в отдел учета, где происходит начисление налога. Одним из значительных этапов проведения налоговыми органами контроля за взиманием налога на добавленную стоимость является проведение документальных проверок предприятий и организаций различных форм собственности.

В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации документальные проверки предприятий и организаций проводятся не чаще одного раза в год по одним и тем же налогам за один и тот же проверяемый период. Документальные проверки осуществляются в соответствии с годовыми планами работы инспекции и квартальными графиками проверок, составляемыми по каждому участку работы. При необходимости проводятся внеплановые документальные, а также специальные тематические проверки предприятий. Однако более глубокие выводы о структуре налогоплательщиков района можно сделать, просмотрев поступление некоторых налогов в федеральный бюджет за 2007 и 2008 года.


Таблица 1 Суммы поступления налогов в Федеральный бюджет (тыс. рублей)

Отдельные виды налогов

Суммы поступления налогов в ФБ (тыс. руб.)

2007 год.

2008 год.

Изменения +/-

1. Налог на прибыль

4170

5093

+923

2. Единый социальный налог

216731

82620

-134114

3. Налог на добавленную стоимость

3589

14474

+10885

4. Акцизы

18

18

 0

5. Налог на добычу полезных ископаемых

154

74

-80

6. Водный налог

1856

1453

-403

Данные таблицы 1 показывают, что сумма налога на добавленную стоимость увеличилась на 10885 тыс. рублей в 2008 году по сравнению с 2007 годом. Это свидетельствует об увеличении выплат в бюджет налога на добавленную стоимость и увеличение дохода у различных предприятии.

Наибольший удельный вес поступлений по налога на добавленную стоимость обеспечивают предприятия добывающей и перерабатывающей промышленности.

В 2007 году было низкое поступление налога на добавленную стоимость, что свидетельствует о не предоставлении налоговых деклараций по налогу на добавленную стоимость и к ним налоговые органы предъявляют санкции в виде приостановления операций по расчетным (текущим) счетам в банках. Однако большинство этих предприятий не ведут финансово-хозяйственной деятельности и подлежат закрытию.

Налогоплательщики обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать налоги и другие обязательные платежи. При этом со срочностью уплаты налоговых платежей тесно связано понятие недоимки, которая представляет собой сумму налога, не внесенную в бюджет или внебюджетный фонд по истечении установленных сроков уплаты.

На увеличение налога на прибыль скорей всего повлияло в первую очередь увеличение прибыли от реализации. Сумма изменения составляет 923, что показывает не большое увеличение и расхождения в суммах за год.

Из таблицы видно, что изменения по акцизам не произошло, это свидетельствует о стабильности поступления налога в бюджет.

У остальных налогов, таких, как водный, налог на добычу полезных ископаемых, единый социальный налог произошли заметные изменения. Это говорит о том что происходит сокрытие налогов, которые должны поступать в федеральный бюджет.


3.2 Налоговый учет налога на добавленную стоимость на примере ОАО "Нефтемаш" за 2007-2008 года


ОАО "Нефтемаш" состоит на учете в Налоговом органе с 2005 года, осуществляет разработку товаров народного потребления, создание и внедрение средств автоматики, измерительных приборов, систем автоматизации для быта, промышленности и сельского хозяйства, оказание услуг по внедрению, монтажу наладке и ремонту выпускаемой продукции, ремонт бытовой техники, и другие виды деятельности, не запрещенные законодательством Российской Федерации.

В 2007 году ОАО "Нефтемаш" предоставлял отчеты по налогу на добавленную стоимость ежемесячно, с 2008 года перешло на ежеквартальное предоставление отчетности по налогу на добавленную стоимость.

Моментом определения налоговой базы по налогу на добавленную стоимость является наиболее раняя из дат: день отгрузки или день оплаты (частичная оплата) в счет предстоящих поставок операций, подлежащих налогообложению и операции, освобождаемых от налогообложения. Ведется раздельный учет расходов, осуществляемых по операциям подлежащим налогообложению и не облагаемых налога на добавленную стоимость (все аспекты определения налоговой базы приведены в учетной политике организации).

Сумма налога, исчисленная к уплате в бюджет за 2007 год составило.


Таблица 2 - Суммы налога подлежащие к уплате в бюджет за 2007 год (тыс. рублей)

№ п/п

Месяц

Сумма налога уплаченная в бюджет за 2007 год (тыс. рублей)

1

Январь

7350

2

Февраль

14698

3

Март

31981

4

Апрель

56884

5

Май

135704

6

Июнь

48926

7

Июль

43618

8

Август

80752

9

Сентябрь

57877

10

Октябрь

55461

11

Ноябрь

62868

12

Декабрь

76292

Общая сумма

672411


Из выше указанной таблицы можно составить диаграмму и сделать более глубокие выводы.


Рисунок 1 – Суммы налоговой базы за 2007 год


По данным рисунка 1 можно сделать следующие выводы, что суммы налога поступали ежемесячно и они различны. Самое большое поступление в бюджет было в мае, который составил 135704 тыс. рублей. Данный показатель показывает в этом месяце наиболее высокий темп роста производства, реализации товаров, выполнения работ, оказания услуг и так далее. Самый низкий показатель в январе, объясняется тем, что в этот момент производство не функционировало в связи с многочисленными праздниками.

Согласно ст. 163 и п.6 ст. 174 Налогового кодекса Российской Федерации организация вправе выбрать налоговый период налога на добавленную стоимость. В связи с этим ОАО "Нефтемаш" предоставил отчеты по налогу на добавленную стоимость ежеквартально.

Сумма налога, исчисленная к уплате в бюджет за 2007 год составило.


Таблица 3 - Суммы налога подлежащие к уплате в бюджет за 2008 год (тыс. рублей)

Кварталы

Суммы налога уплаченные в бюджет за 2008 год (тыс. рублей)

1

384220

2

767012

3

844676

4

776893

Общая сумма

2772801


Составим диаграмму из выше указанной таблицы.


Рисунок 2 – Суммы налоговой базы за 2008 год


По данным рисунка 2 видно, что самое наибольшее поступление произошло в третьем квартале, который составил 844676 тыс. рублей. Это обусловлено тем, что в этом квартале возросло поступление материально-производственных запасов, а также реализация готовой продукции.

Суть анализа в данном случае заключается в сопоставлении разных сумм, подлежащих уплате и исчисляемых организацией за определенный период времени в зависимости от показателей ее финансово-хозяйственной деятельности.

В 2008 году сумма налога на добавленную стоимость, которая была уплачена в бюджет составила 2772801 рублей, она увеличилась за год на 2100390, на 23 % по сравнению с уплатой предыдущего года. Это свидетельствует о том что возросло приобретение сырья и материала для производства, а так же выросло количество реализуемой продукции.

На анализируемом предприятии проводилась выездная налоговая проверка МРИ ФНС РФ №22 по РБ. Проверка правильности расчетов по налогу проведена в соответствии с главой 21 Налогового Кодекса РФ части второй (с изменениями и дополнениями) за период с 01.07.2005г. по 30.06.2008г. В ходе проверки, ОАО "Нефтемаш" привлекли к налоговой ответственности за совершение правонарушения предусмотренной п.1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату (неполную уплату) сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия), в виде штрафа в размере 20 % от неуплаченных сумм налога, который составляет 41838 рублей. Акт выездной налоговой проверки и решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения представлен в приложении 7 и 8.


3.3 Бухгалтерский учет налога на добавленную стоимость на примере ОАО "Нефтемаш" за 2008 год


Бухгалтерский учет ОАО "Нефтемаш" ведется на основе стандартного плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий "Инструкции по его применению, утвержденного приказом Минфина РФ от 31.10.2000г. №94н (в редакции Приказа Минфина РФ от 07.05.03 г. №38н)".

Для бухгалтерского учета налога на добавленную стоимость используются счета 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям", 68 "Расчеты по налогам и сборам" субсчет 2 "Расчеты по налогу на добавленную стоимость", 90 "Продажи" субсчет 3 "Налог на добавленную стоимость".

Ведение бухгалтерского учета и подготовка бухгалтерской отчетности осуществляется исходя из принципа допущения временной определенности фактов хозяйственной деятельности.

Рассмотрим оборотно-сальдовые ведомости по счетам 19 и 68.2 за 2008год.


Таблица 4 - Оборотно-сальдовая ведомость счета 19

Субконто

Сальдо на начало периода

Обороты за период

Сальдо на конец периода

Дебет

Кредит

Дебет

Кредит

Дебет

Кредит

Итого



316 449 19,26

316 149 29,43

29 989,83



Таблица 5 - Оборотно-сальдовая ведомость по счету 68.2

Субконто

Сальдо на начало периода

Обороты за период

Сальдо на конец периода

Дебет

Кредит

Дебет

Кредит

Дебет

Кредит

Итого


66 371,0

49 721875,27

504 29509,58


774 005,31


По данным таблиц видно, что обороты по счетам 19 и 68.2 очень велики. Это объясняется тем, что на ОАО "Нефтемаш" приобретаются материалы на производство и оплата налога производится ежеквартально.

Рассмотрим порядок учет налога на добавленную стоимость по данным ОАО "Нефтемаш".

Организация ОАО "Нефтемаш" в октябре 2008 года отгрузила партию товара. Цена партии - 472000 рублей (в том числе НДС-72000 рублей). А себестоимость товара 300000 рублей.

В учете делаются следующие записи:

-    Дебет 62 субсчет "Расчеты с покупателями"

-    Кредит 90 субсчет "Выручка" - 472000 рублей - отражена выручка от реализации товаров;

-    Дебет 90 субсчет "Налог на добавленную стоимость"

-    Кредит 68 субсчет "Расчеты по НДС" - 72000 рублей- начислен НДС по реализованным товарам;

-    Дебет 90 субсчет "Себестоимость продаж" Кредит 45- 300000рублей –списана себестоимость товаров.

Из всего выше указанных данных бухгалтерского учета можно сделать вывод, что продукция предприятия пользуется спросом. Налог на добавленную стоимость уплачивается своевременно. Для улучшения финансового состояния и оборачиваемости состояния и оборачиваемости оборотных средств необходимо увеличить выручку от реализации продукции при помощи завоевания новых рынков сбыта, освоение новых технологий и продукции, усовершенствование процесса производства.


Заключение


Обобщив литературные источники, необходимо отметить, что оценка места и роли налога на добавленную стоимость неоднозначна: практики полагают, что этот налог как нельзя лучше обеспечивает бюджетные потребности, а аналитики критикуют за излишнюю фискальность, необработанность налоговой базы и высокие ставки. Налог на добавленную стоимость, считают они, не адаптирован к отечественной экономике на этапе ее перехода к рынку, что объясняет существование недостатков в формировании налогооблагаемой базы и в технике исчисления.

С возникновения налога на добавленную стоимость дало возможность государству контролировать весь процесс производства и обращения товаров (в том числе оптовую и розничную торговлю).

Широкое распространение налога на добавленную стоимость в зарубежных странах с рыночной экономикой создало почву для появления его в России. Также необходимо отметить, что налог на добавленную стоимость является менее обременительным для отдельного производителя, поскольку обложению подлежит не весь товарооборот, а лишь прирост стоимости, и тяжесть налога может быть распределена по всей цепи товарооборота. Это являлось немаловажным фактором в достижении равенства всех участников рынка. Следует также обратить внимание на такой факт, что налог на добавленную стоимость является более простой и универсальной формой косвенного обложения, так как для всех плательщиков устанавливается единый механизм его взимания.

В настоящее время налог на добавленную стоимость играет важную роль в налоговых системах. Особенно широкое распространение этот налог получил в европейских странах. Многолетний опыт использования налога на добавленную стоимость в зарубежных странах показал, что он является одним из наиболее эффективных фискальных инструментов. Кроме выполнения чисто фискальной роли НДС используется как инструмент регулирования экономики, а также как важная составная часть механизма экономической интеграции.

Со времени введения и до сегодняшних дней налог на добавленную стоимость претерпел существенные изменения как по доле в доходах бюджета, так и по ставкам, кругу плательщиков, механизму изъятия и системе льгот. Ярко выраженной тенденцией является повышение его роли в доходах бюджета. По данным ФНС России, налог на добавленную стоимость стал одним из главных источников бюджетных доходов.

Проанализировав методологию налога на добавленную стоимость можно придти к выводу, что налог на добавленную стоимость – это очень сложная экономическая категория, которая закреплена законодательно. Поступления от налога на добавленную стоимость занимает одно из ведущих позиций в доходах бюджета и его регулирование имеет общенациональное значение, как для государства так и для налогоплательщиков – предприятий и организаций.

Исходя из поставленной цели работы, основное внимание было уделено решению следующих взаимосвязанных задач: описать основные принципы налога на добавленную стоимость, определить налоговую базу по налогу, отметить различия в ведении налогового и бухгалтерского учета по налогу на добавленную стоимость.

Таким образом, несмотря на колебания уровня налога на добавленную стоимость в доходе бюджета, этот налог является одним из главных источников пополнения казны государства.

В современной России механизм налогообложения складывался при взаимодействии двух видов учета: бухгалтерского и налогового. Бухгалтерский учет являлся инструментом полного отражения всей хозяйственной деятельности и финансового состояния предприятия. Налоговый учет по своей сути представлял корректировку налогооблагаемой базы, полученной в бухгалтерском учете.

Как правило, бухгалтерский и налоговый учет входят составными частями в общую структуру финансово-экономического управления предприятием. Во многих странах налоговый учет является встроенным элементом бухгалтерского контура управления. Следовательно приоритет отдается экономической сущности учета, а фискальная функция относится к элементу ограничения затрат и хозяйственных действий.


Список используемой литературы и других источников информации


1                            Налоговый кодекс Российской Федерации часть вторая (по сост. на 01.02.2008 г.) – М.: Омега-Л, 2008. – 163с.

2                            Налоговый кодекс Российской Федерации часть вторая (по состоянию на 01.05.2009 г.) М.: "Экзамен",2009. – 210с.

3                            Письмо ФНС России от 11.08.2006 № 03-4-03/1555@

4                            Письмо ФНС России от 11.10.2006 № ШТ-6-03/996@

5                            Письмо ФНС России от 21.05.2001 № ВП-6-03/404

6                            Письмо ФНС России от 13.05.2004 № 03-1-08/1191/15@

7                            Письмо ФНС России от 23.06.2004 № 03-03-11/107

8                            Постановление Правительства Российской Федерации от 02.12.2000 №914

9                            Постановление Правительства Российской Федерации от 14.07.2003 № 12

10                       Постановление Правительства Российской Федерации от 28.10.99 № 14

11                       Федеральный закон "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" от 05.08.2000 г. № 118-ФЗ.

12                       Приказ об утверждении формы налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость и порядка ее заполнения от 23 декабря 2006 г. № 153н// Электронный вариант СП "Гарант" по состоянию на 01.01.09г.

13                       Приказ об утверждении форм деклараций по налогу на добавленную стоимость и инструкции по их заполнению от 15 июня 2007 г. № САЭ-3-04/366@

14                       Агапова А. А. Порядок исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость // Девятнадцатые Международные Плехановские чтения: Тезисы докладов аспирантов, докторантов и научных работников. – М., Издательство Российской экономической академии, 2008.

15                       Сокол М.П. Налог на добавленную стоимость // Налоговый вестник, 2008. - 272с.

16                       Ветрова В.Л. Налог на добавленную стоимость: комментарий к главе 21 Налогового кодекса Российской Федерации. – М.: "Вершина", 2009. -335с.

17                       Морозова Ж.А. Налог на добавленную стоимость. Работа над ошибками. – М.: Индекс Медиа, 2009. – 192с.

18                       Акимова В.М. Исчисление и уплата налога на добавленную стоимость// Налоговая политика и практика. 2009, № 10, с. 44-48.

19                       Акимова В.М. НДС: исчисление и уплата// Налоговая политика и практика. 2008, № 2, с. 29-34.

20                       Гумерова Н.Р. Налог на добавленную стоимость: порядок применения налоговых льгот // Налоговая политика и практика. 2008, № 7, с. 38-41.

21                       Комкова Е.А. Уплата НДС организациями // Финансовая газета. 2009, № 15, с. 4.

22                       Комкова Е.А. Исчисление и уплата НДС индивидуальными предпринимателями // Финансовая газета. 2009, № 16, с. 5.

23                       Мамрукова О.И. "Налоги и налогообложение". М.- 2009г.- 275с.

24                       Чибисова А.В. Некоторые изменения налога на добавленную стоимость в 2009// Налоговый вестник, 2009, №9, с.7.

25                       Юдкина "Налоги и налогообложение" М., 2009г.-156с.

26                       www.nalog.ru – Информационный сайт ФНС России.

27                       www1.minfin.ru – Информационный сайт Министерства Финансов Российской Федерации.

28                       www.nalogkodeks.ru – Сайт по налогам и сборам в России, с разъяснением законодательной базы.


Приложение 1


Налоговые вычеты по НДС и порядок их применения

п/п

Суммы налога, подлежащие вычетам

Применение налоговых вычетов

Основание

Вид имущества (расходов), условия оплаты

Порядок применения налоговых вычетов

1

Суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории РФ либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию РФ в таможенных режимах выпуска для внутреннего потребления и временного ввоза переработки вне таможенной территории в отношении товаров (работ, услуг), перечисленных в подпунктах 1и 2 п.2 статьи 171 НК РФ

Товары (работы, услуги), оплата которых осуществляется денежными средствами

Налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, и при наличии соответствующих первичных документов (п. 1 ст. 172 НК РФ). Вычетам подлежат (если иное не установлено ст. 172 НК РФ) суммы, предъявленные продавцами при приобретении налогоплательщиками товаров (работ, услуг) либо фактически уплаченные ими при ввозе товаров на таможенную территорию РФ, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав.

п. 1 ст. 172 НК РФ

Основные средства и (или) нематериальные активы, а также оборудования к установке, оплата которых осуществляется денежными средствами

Вычеты сумм налога, предъявленных продавцами налогоплательщику при приобретении либо уплаченных при ввозе на таможенную территорию РФ основных средств и (или) нематериальных активов, а также оборудования к установке, производятся в полном объеме после принятия на учет данных основных средств и (или) нематериальных активов.

п.1 ст.172 НК РФ

Товары (работы, услуги), оплата которых осуществляется собственным имуществом (в том числе с использованием векселя третьего лица)

При использовании налогоплательщиком собственного имущества (в том числе векселя третьего лица) в расчетах за приобретенные им товары (работы, услуги) вычетам подлежат суммы налога, фактически уплаченные налогоплательщиком в случаях и в порядке, которые предусмотрены п.4 ст. 168 НК РФ

п.2 ст. 172 НК РФ

2

Суммы налога, предъявленные продавцом покупателю и уплаченные продавцом в бюджет при реализации товаров, в случае возврата этих товаров (в том числе в течение действия гарантийного срока) продавцу или отказа от них


Реализованные товары (работы, услуги) в случае их возврата или отказа

Вычеты этих сумм налога производятся в полном объеме после отражения в учете соответствующих операции по корректировке в связи с возвратом товара или отказом от товаров (работ, услуг), но не позднее одного года с момента возврата или отказа. Этот порядок распространяется и на покупателей-налогоплательщиков, исполняющих обязанности налогового агента в соответствии с п. 2 ст. 161 НК РФ

п. 5 ст. 171 НК РФ, п. 4 ст. 172 НК РФ

Суммы налога, уплаченные при выполнении работ (оказании услуг), в случае отказа от этих работ (услуг)




3

Суммы налога, исчисленные продавцами и уплаченные ими в бюджет с сумм оплаты, частичной оплаты, полученных в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), реализуемых на территории РФ, в случае расторжения соответствующего договора и возврата соответствующих сумм авансовых платежей

Товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ, по которым была получена оплата, в случае расторжения соответствующего договора и возврата сумм оплаты частичной оплаты

Вычеты этих сумм налога производятся в полном объеме после отражения в учете соответствующих операции по корректировке в связи с расторжением договора и возвратом авансовых платежей, но не позднее одного года с момента возврата или отказа. Эти правила распространяется и на покупателей-налогоплательщиков, исполняющих обязанности налогового агента в соответствии с п. 2 ст. 161 НК РФ

П. 5 ст. 171 НК РФ, п. 4 ст. 171 НК РФ

4

Суммы налога, исчисленные и уплаченные налогоплательщиком с сумм оплаты, частичной оплаты, полученных в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг)

Товары, а также работы (услуги), по которым получена оплата, частичная оплата

Вычеты данных сумм налога производятся после даты реализации соответствующих товаров (выполнения работ, оказания услуг), при условии, что соответствующие суммы НДС, исчисленного с оплаты, полученной ранее, были перечислены в бюджет, а значит, отражены в налоговой декларации по НДС

п.8 ст. 171 НК РФ, п. 6 ст. 172 НК РФ

5

Суммы налога, предъявленные налогоплательщику подрядными организациями (заказчиками-застройщиками) при проведении ими капитального строительства, сборке (монтаже) основных средств

Объекты капитального строительства (основных средств)

Вычеты этих сумм налога производятся по мере постановке на учет соответствующих объектов завершенного капитального строительства (основных средств) с момента, указанного в п. 2 ст. 259 НК РФ (с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором этот объект был введен в эксплуатацию), или реализации объекта незавершенного капитального строительства. Суммы налога, предъявленные налогоплательщику при проведении подрядчиками капитального строительства объектов недвижимости (основных средств), при приобретении недвижимого имущества (за исключением воздушных, морских судов и судов внутреннего плавания, а так же космических объектов) , исчисленные налогоплательщиком при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления, принятые к вычету в порядке, предусмотренном главой 21 НК РФ, подлежат восстановлению в случае, если указанные объекты недвижимости (основные средства ) в дальнейшем используются для осуществления операций, указанных в п. 2 ст. 170 НК РФ, за исключением основных средств, которые полностью самортизированы или с момента ввода которых в эксплуатацию у данного налогоплательщика прошло не менее 15 лет

п.6 ст. 171 НК РФ, п. 5 ст. 172 НК РФ

6

Суммы налога, предъявленные налогоплательщику по товарам (работам, услугам), приобретенным им для выполнения строительно-монтажных работ

Товары (работы, услуги), приобретенные для выполнения строительно-монтажных работ

Вычеты производятся по мере постановки на учет соответствующего имущества вне зависимости от начисления амортизации или в ввода в эксплуатацию законченного строительства объекта

п. 6 ст. 171 НК РФ и п. 5 ст. 172 НК РФ

7

Суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении им объектов незавершенного капитального строительства

Объекты незавершенного строительства



8

Сумма налога, исчисленные налогоплательщиками при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления

Строительно-монтажные работы для собственного потребления

Принимаются к вычету по мере перечисления соответствующих сумм налога в бюджет

п. 6 ст. 171 НК РФ и п. 5 ст. 172 НК РФ

9

Сумма исчисленного налога при реорганизации

Товары (работы, услуги) для выполнения строительно-монтажных работ

В случае реорганизации организации вычетам у правопреемника (правопреемников) подлежат суммы налога, предъявленные реорганизованной (реорганизуемой) организации уплаченные ею при приобретении товаров (работ, услуг) для выполнения строительно-монтажных работ, в том числе для собственного потребления, которые не были приняты к вычету на момент завершения реорганизации.

Суммы налога, которые не были приняты реорганизованной (реорганизуемой) организацией к вычету до момента завершения реорганизации, включаются в состав налоговых вычетов правопреемником (правопреемниками) по мере уплаты в бюджет налога, исчисленного реорганизованной (реорганизуемой) организацией при выполнений строительно-монтажных работ для собственного потребления в соответствии со ст. 173 НК РФ

п. 6 ст. 171 НК РФ и п. 5 ст. 172 НК РФ

10

Суммы налога, уплаченные по расходам на командировки (расходам по проезду к месту служебной командировки и обратно, включая расходы на пользование в поездках постельными принадлежностями, а также расходами на наем жилого помещения) и представительским расходам

Расходы на командировки

В случае если в соответствии с НК РФ расходы принимаются для целей налогообложения по нормативам, суммы налога по таким расходам подлежат вычету в размере, соответствующем указанным нормативам.

Для принятия этих расходов к вычету необходимо наличие подтверждающих документов (счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога: квитанции, чеки и т. п.)

п. 7 ст. 171 НК РФ

11

Суммы налога, уплаченные в соответствии со ст. 173 НК РФ покупателями – налоговыми агентами

Товары (работы, услуги), приобретаемые налоговыми агентами для перепродажи или для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения, при условии, что при их приобретении налоговый агент удержал и уплатил налог из доходов.

Право на указанные налоговые вычеты имеют покупатели – налоговые агенты, состоящие на учет в налоговых органах и исполняющие обязанности налогоплательщика в соответствии НК РФ, при выполнении ими требований по уплате в бюджет согласно ст. 173 НК РФ.

Налоговые агенты, осуществляющие операции, указанные в пунктах 4 и 5 ст. 161 НК РФ , не имеют права на включение в налоговые вычеты сумм налога, уплаченных по этим операциям.

Суммы налоговых вычетов должны исчисляться отдельно по каждой операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ.

Товары (работы, услуги) должны быть приобретены налогоплательщиком - налоговым агентом для осуществления операций, признаваемых объектом налогообложения, за исключением производства и (или) реализации (а также передачи, выполнения, оказания для собственных нужд) товаров (работ, услуг), операции по реализации которых не подлежат налогообложению, или реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых не признается территория РФ

п. 3 ст. 171 НК РФ, п. 4 ст. 161 НК РФ

12

Суммы налога, предъявленные продавцами налогоплательщику –иностранному лицу, не состоявшему на учете в налоговых органах РФ, при приобретении указанным налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав или уплаченные им при ввозе на таможенную территорию РФ товаров для его производственных целей или осуществления им иной деятельности

Товары (работы, услуги), приобретенные иностранным лицом, не состоящим на учете в налоговых органах РФ, при уплате налоговым агентом налога, удержанного из дохода иностранного лица и условии постановки его на учет в налоговых органах РФ

Указанные суммы налога подлежат вычету или возврату налогоплательщику – иностранному лицу после уплаты налоговым агентом налога, удержанного из доходов этого налогоплательщика, и только в той части, в которой приобретенные или ввезенные товары (работы, услуги), имущественные права использованы при производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг), передаче имущественных прав, реализованных удержавшему налог налоговому агенту.

Указанные суммы налога подлежат вычету или возврату при условии постановки налогоплательщика – иностранного лица на учет в налоговых органах РФ.

п. 4 ст. 171 НК РФ; п. 1 ст. 172 НК РФ

Основные средства и (или) нематериальные активы после принятия их на учет

Вычеты сумм налога, предъявленных продавцами налогоплательщику при приобретении либо уплаченных при ввозе на таможенную территорию РФ основных средств в том числе оборудования к установке и (или) нематериальных активов, производятся в полном объеме после принятия на учет данных основных средств и (или) нематериальных активов.

п.4 ст. 171 НК РФ; п. 1 ст. 172 НК РФ

Приложение 2


Общие условия, необходимые для применения налогового вычета

№ п/п

Условия, необходимые для применения

Основание

1

Лицо должно являться плательщиком НДС

п. 1 ст. 171 НК РФ

2

Приобретение товаров (работ, услуг) а также имущественных прав для осуществления операции, являющихся объектом обложения НДС, либо для перепродажи

п. 2 ст. 171 НК РФ

3

Наличие надлежащим образом заполненного счета-фактуры с выделенной суммой НДС, либо иных документов в случаях, предусмотренных НК РФ

п. 1 ст. 172 НК РФ

4

Принятие приобретенных товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на учет и при наличии соответствующих первичных документов

п. 1 ст. 172 НК РФ

5

Суммы НДС должны быть надлежащим образом предъявлены поставщиком покупателю

п. 1 ст. 172 НК РФ

6

При приобретении товаров (работ, услуг) имущественных прав до 01. 01. 2006 суммы НДС должны быть уплачены поставщику. После этой даты данное условие не действует

п. 1 ст. 172 НК РФ


Приложение 3


Заполнение отдельных реквизитов счета-фактуры

 Реквизиты, которые заполняются только в определенных ситуациях

Ситуация. Когда реквизит заполняется

Наименование и адрес грузоотправителя (пп. 3 п. 5 ст. 169 НК РФ)

Во всех случаях, когда есть грузоотправитель и грузополучатель. Если, например, речь идет о реализации выполненных работ или оказанных услуг, то есть в случае, когда грузоотправителя и грузополучателя в принципе быть не может, то в соответствующих графах ставятся прочерки.

Если продавец и грузоотправитель одно и то же лицо, то в соответствующей графе пишется "он же" (Приложение 1 к Правилам "Состав показателей счета-фактуры")

Номер платежно – расчетного документа (пп. 4 п. 5 ст. 169 НК РФ)

В случае получения авансовых или иных платежей в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг) (пп. 4 п. 5 ст. 169 НК РФ)

Единица измерения (пп. 5 п. 5 ст. 169 НК РФ)

В случае реализации товаров (у работ и услуг нет единиц измерения)

Количество (объем) поставляемых (отгруженных) по счету-фактуре товаров (работ, услуг) исходя из принятых по нему единиц измерения (пп. 6 п.5 ст. 169 НК РФ)

В случае реализации товаров (у работ и услуг нет единиц измерения) и нет соответствующего им количества

Цена (тариф) за единицу измерения по договору (контракту) без учета налога, а в случае применения государственных регулируемых цен (тарифов), включающих в себя налог, с учетом суммы налога (пп. 7 п. 5 ст. 169 НК РФ)

В случае реализации товаров (у работ и услуг нет единиц измерения)

Сумма акциза (пп. 9 п. 5 ст. 169 НК РФ)

При реализации подакцизных товаров

Страна происхождения товара (пп. 13 п. 5 ст. 169 НК РФ)

При реализации товара, страной происхождения которого является не Российская Федерация

Номер таможенной декларации (пп. 14 п. 5 ст. 169 НК РФ)

При реализации товара, страной происхождения которого является не Российская Федерация


Приложение № 4


Книга покупок


Покупатель ООО "Буренка"

Идентификационный номер и код причины постановки на учет налогоплательщика-покупателя 7712345682/771201001

Покупка за период с 01 октября 2009 года по 31 декабря 2009 года

№ п/п

Дата и номер счета – фактуры продавца

Дата оплаты счета – фактуры продавца

Дата принятия на учет товаров (работ, услуг), имущественных прав

Наименование продавца

ИНН продавца

КПП продавца

Страна происхождения товара. Номер таможенной декларации

Всего покупок включая НДС

В том числе

Покупки, облагаемые налогом по ставке

Покупки, освобождаемые от налога

18 процентов

10 процентов

0 процентов

20 процентов

Стоимость покупок без НДС


Сумма НДС

Стоимость покупок без НДС

Сумма НДС


Стоимость покупок без НДС

Сумма НДС

1

15.112009 №5

15.11.2009

12.11.2009

ПБОЮЛ

Петров И. Н.

772173904500

-

-

59000

50000

9000

-

-

-

-

-

-

2

26.12.2009 №21

27.12.2009

26.12.2009

ЗАО "Рассвет"

5032567821

503201001

-

1475

1250

225

-

-

-

-

-

-

 ВСЕГО

60475

51250

9225








Главный бухгалтер

Индивидуальный предприниматель

Реквизиты свидетельства о государственной регистрации индивидуального предпринимателя


Приложение№5


Книга продаж


Покупатель ЗАО "Василек"

Идентификационный номер и код причины постановки на учет налогоплательщика-покупателя 5033647294/503301001

Покупка за период с 01 ноября 2009 года по30 ноября 2009 года

Дата и номер счета-фактуры продавца

Наименование покупателя

ИНН покупателя

КПП покупателя

Дата оплаты счета-фактуры продавца

Всего продаж, включая НДС

В том числе

Продажи, облагаемые налогом по ставке

Продажи, освобождаемые от налога

18%

10 %

0 %

20 %

стоимость продаж без НДС

сумма НДС

стоимость продаж без НДС

сумма НДС


стоимость продаж без НДС

сумма НДС

04.11.2009 № 12

ООО "Незабудка

7731682019

773101001

05.11.2009

3540

3000

540

-

-

-

-

-

-

08.11.2009 № 13

ЗАО "Восход"

7720582439

772001001

10.01.2009

1770

1500

270

-

-

-

-

-

-

11.11.2009 № 14

ПБОЮЛ Иванов

77494857400

-

15.11.2009

4400

-

-

4000

400

-

-

-

-

17.11.2009 № 15

ООО "Незабудка"

7731682019

773101001

18.11.2009

3540

3000

540

-

-

-

-

-

-

 Всего

13 250

7500

1350

4000

400

-

-

-

-

Главный бухгалтер

Индивидуальный предприниматель

Реквизиты свидетельства о государственной регистрации индивидуального предпринимателя


Приложение, таблица № 6


Различия бухгалтерского и налогового учета

Элементы учетной политики

Налоговый учет

Бухгалтерский учет

Методы учета доходов и расходов

Доходы и расходы могут учитываться:

-метод начисления;

-кассовым методом.

Применять кассовый метод могут только те организации, у которых в среднем за предыдущие четыре квартала выручка от реализации товаров, работ или услуг не превысила 1 млн. руб. за квартал

Используется только метод начисления

Методы учета доходов и расходов по договорам, имеющим длительный цикл выполнения

Организация имеет право выбора из двух вариантов:

-равномерный учет;

-учет пропорционально доле фактических расходов отчетного периода в общей сумме расходов, предусмотренных в смете

Организация имеет право выбора из двух вариантов:

-по мере готовности работы, услуги, продукции (с использованием счета 46);

-по завершении выполнения работы, оказания услуги, изготовления продукции в целом

Методы оценки материально-производственных запасов

Возможен выбор из трех методов оценки:

-по стоимости первых по времени приобретения(ФИФО);

-по средней стоимости;

-по стоимости единицы товара.

Возможен выбор из четырех методов оценки:

-по стоимости первых по времени приобретения(ФИФО);

-по стоимости последних по времени приобретения (ЛИФО);

-по средней стоимости;

-по стоимости единицы товара.

Учет транспотрно-заготовительных расходов

Организация учитывает такие расходы в зависимости от условий договора либо в составе покупной стоимости товаров, либо в составе прямых расходов на продажу.

Организация имеет выбор из следующих вариантов:

-учитывать такие расходы в себестоимости приобретения товаров;

-учитывать такие расходы отдельно в составе расходов на продажу

Формирование стоимости товаров в розничной торговле

Товары учитываются по покупной стоимости

Розничная торговая организация имеет право выбора из двух вариантов:

-учет товаров по покупным ценам (на счете 41);

- учет товаров по продажным ценам (на счете 41 и 42);


Амортизация основных средств. Срок службы основных средств

Срок службы основных средств организация определяет самостоятельно, но в пределах установленных норм

Срок службы основных средств организация определяет самостоятельно

Амортизация основных средств. Методы начисления

Амортизацию можно начислять применительно к группе основных средств одним из двух методов:

-линейным;

-нелинейными

Амортизацию можно начислять применительно к группе основных средств одним из четырех методов:

- линейным;

-уменьшаемого остатка;

-списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования;

-списания стоимости пропорционально объему продукции (работ)

Амортизация МБП

Не признаются амортизируемым имуществом объекты со сроком полезного использования до 12 месяцев включительно (вне зависимости от их стоимости) и стоимостью 10000 рублей включительно (вне зависимости от срока их использования)

При учете МБП возможны два варианта:

-амортизация в общем порядке;

-учет в составе материально-производственных запасов.

В последнем случае необходимо установить лимит стоимости таких объектов, но не более 20000 рублей за единицу

Амортизация недвижимости, на которую не зарегистрировано право собственности

Объекты недвижимости начинают амортизироваться после того, как организация подаст документы на регистрацию

Организация имеет право выбора из двух вариантов действий:

-после подачи документов на государственную регистрацию недвижимость учитывается на отдельном субсчете счета 01 и начинает амортизироваться в общем порядке;

-недвижимость учитывается до момента государственной регистрации на счете 08 и не амортизируется

Переоценка основных средств

Результаты переоценки в налоговом учете не отражается и не учитываются

Коммерческие организации имеют право провести переоценку основных средств. После ее проведения, в дальнейшем они должны производить переоценку регулярно

Амортизация нематериальных активов. Методы начисления

Амортизацию можно начислять одним из двух методов:

-линейным;

-нелинейным

Амортизацию можно начислять одним из трех методов:

-линейным;

-уменьшаемого остатка;

-пропорционально объему продукции, работ или услуг

Оценка незавершенного производства

Организация вправе самостоятельно установить способ оценки незавершенного производства

Организация вправе самостоятельно установить способ оценки незавершенного производства

Создание резерва по сомнительным долгам

Порядок формирования резерва не предусматривает вариантов

Порядок формирования резерва жестко не регламентирован

Создание резервов предстоящих расходов и платежей

Организации вправе создавать следующие резервы:

-резерв по гарантийному ремонту;

-резерв по ремонту основных средств;

-резерв на оплату отпусков и вознаграждений;

-резерв предстоящих расходов, направляемых на цели, обеспечивающие социальную защиту инвалидов

Организации вправе создавать следующие резервы:

-по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию;

-на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет и по итогам работы за год;

-предстоящих расходов на оплату отпусков;

-на ремонт основных средств;

-на предстоящие расходы на рекультивацию земель и осуществление иных природоохранных мероприятий;

-на ремонт предметов проката;

-на затраты по подготовительным работам к сезонному производству;

-на покрытие непредвиденных затрат

Порядок списания расходов будущих периодов

Понятие "расходы будущих периодов" отсутствует. Равномерно в течение периода, к которому они относятся, списываются расходы на определенные виды страхования и стоимость полученных лицензий

Перечень расходов будущих периодов организация устанавливает самостоятельно. Списывать данные расходы можно из двух методов:

- равномерно в течение периода, к которому они относятся;

- пропорционально объему продукции

Порядок списания НИОКР, давших положительный результат

Равномерно списываются на расходы в течение двух лет

Списываются в течение периода, установленного организацией, но не более пяти лет.

Списывать данные расходы можно одним из двух методов:

- линейным;

- списания расходов пропорционально объему продукции, работ, услуг

Порядок списания расходов на освоение природных ресурсов

В зависимости от вида расходов они списываются либо равномерно в течение 12 месяцев, либо пяти лет (в последнем случае – не более срока эксплуатации)

Устанавливается организацией самостоятельно

Порядок списания общехозяйственных расходов

Косвенные расходы списываются единовременно в том периоде, которому они относятся

Организация имеет право на выбор из двух вариантов действии:

- ежемесячно списывать общехозяйственные расходы в дебет счета 90;

- в конце отчетного периода распределять на счета 20,

23 и 29

Порядок учета процентов по кредитам и займам

Организация вправе выбрать один двух вариантов признания данных расходов в учете:

- по лимиту;

- по сопоставимым процентам

Сумма процентов признается в фактическом размере

Порядок списания финансовых вложений

Возможен выбор из двух методов оценки:

- по стоимости первых по времени приобретений (ФИФО);

- по стоимости единицы

Возможен выбор из трех методов оценки:

- по первоначальной стоимости каждой единицы бухгалтерского учета финансовых вложений;

- по средней первоначальной стоимости;

- по первоначальной стоимости первых по времени приобретения финансовых вложений (способ ФИФО)



Страницы: 1, 2, 3


© 2010 РЕФЕРАТЫ