Механизм формирования доходной части местных бюджетов за счет налоговых поступлений
Поступления по налогам на имущество
ежегодно сокращаются. Если в 2006 году сумма поступлений составила 60% в
сравнении с предыдущие годом, то уже в 2007 году поступления по налогам на
имущества сократились значительнее и составили 23% в сравнении с 2006 годом.
Графически это показано на рисунке 3.4.
Рисунок 3.4 – Динамика поступлений по налогам на имущество
В целях выявления причины столько резких
сокращений доходов бюджета по налогам на имущество целесообразно рассмотреть
поступления в структуре. Необходимо отметить, что в период с 2003 по 2005 год
наибольшие поступления по налогам на имущество обеспечивали платежи по налогу
на имущество организаций (в среднем более 50% от общей суммы поступлений).
Основными плательщиками налога на имущество в тот период являлись ОАО «САЗ»,
ОАО «СШГЭС» и ОАО «Хакасэнерго». В 2006 и 2007 году зачисления в местный бюджет
поступлений по налогу на имущество организаций не производилось. Данные
представлены в таблице 3.9.
Таблица 3.9 – Структура
поступлений по налогам на имущество
Показатель
2005
2006
2007
Сумма, тыс. руб.
Доля, %
Рост поступлений
Сумма, тыс. руб.
Доля, %
Рост поступлений
Сумма, тыс. руб.
Доля, %
Рост поступлений
Налог на имущество
организаций
65 968
40,5
-
-
-
-
-
Налог на имущество физических
лиц
1 649
1,02
-
2 886
2,96
1,75
2 800
12,67
0,97
Земельный налог
92 355
56,7
-
88 553
90,84
0,96
13 893
62,9
0,16
Налог на игорный бизнес
2 886
1,78
-
6 046
6,2
2,09
5 397
24,43
0,89
Итого
162 859
100
-
97 485
100
0,60
22 090
100
0,23
Структура поступлений налогов на имущество
графически представлена на рисунке 3.5.
Значительное поступление в 2006 году
налога на имущество физических лиц, скорее всего, было вызвано желанием местных
органов власти таким образом частично компенсировать выпавшие суммы доходов по
налогу на прибыль – ведь с 2005 года налога на прибыль перестали зачислять в местные
бюджеты. Частичное снижение поступлений по налогу в 2007 году на 3 % произошло
из-за применения режима исключений из объектов и льгот.
В 2006 году поступления по налогу на
игорный бизнес в местный бюджет возросли более чем в 2 раза, это произошло вследствие
резкого увеличения числа налогоплательщиков. Уменьшение поступления налога в
2007 году на 11% по сравнению с 2006 годом совершилось по причине закрытия
игровых залов из-за несоответствия требованиям Федерального закона от
29.12.2006 №244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации
и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные
акты Российской Федерации».
В 2005 году земельного налога поступило в
бюджет города Саяногорска в сумме 92 335 тысяч рублей, доля среди налогов
на имущество составляет 56,7%. В 2006 году поступление в местный бюджет
сократилось на 4%, но при этом в указанном году земельный налог составил 90,84%
от общего поступления налогов на имущество. Ухудшение налоговой дисциплины
среди населения города Саяногорска, исключения из объектов налогообложения и
налоговые льготы привели к тому, что в 2007 году поступления по земельному
налогу составили 13 893 тысячи рублей, то есть сократились на 84% по
сравнению с предыдущим годом.
Налоговые поступления играют главную роль
в формировании доходов местного бюджета. Далее рассмотрено, каким образом
динамика поступления налогов повлияла на доходы бюджета муниципального
образования город Саяногорск.
2.2 Анализ доходов
местного бюджета
Согласно Уставу города Саяногорска [12] и
Федеральному законодательству доходная часть городского бюджета состоит из
собственных доходов и поступлений от регулирующих доходов, может включать
финансовую помощь в различных формах (дотаций и субвенций, средств фонда
финансовой поддержки муниципальных образований), средства по взаимным расчетам
[5].
Обязательный компонент демократического
государственного строя – местное самоуправление, осуществляемое самим
населением через свободно избранные представительные органы. Для выполнения
функций, возложенных на местные представительные и исполнительные органы,
представительные органы наделяются определенными имущественными и
финансово-бюджетными правами.
Финансовой базой местных органов власти
является местные бюджеты. Доходную часть бюджета муниципального образования
город Саяногорск за 2005-2007 гг. характеризуют данные таблицы 3.10.
Таблица 3.10 – Доходы
бюджета муниципального образования (миллион рублей)
Показатели
2005
2006
2007
1. Доходы, всего
543,9
611,4
733,7
Собственные доходы
412,3
468,1
444,1
Налоги на прибыль,
доходы
121,6
286,1
329,8
Налоги на совокупный
доход
15,2
32,4
38,1
Налоги на имущество
162,9
97,5
22,1
Доходы от использования
имущества, находящегося в муниципальной собственности
23,9
23,6
21,5
Доходы от продажи
материальных и нематериальных активов
0,2
6,8
Прочие налоги и сборы
88,5
21,7
32,6
Межбюджетные трансферты
111,3
112,8
241,7
Рыночные продажи
товаров и услуг
20,3
30,5
47,9
В местный бюджет муниципального
образования после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о
налогах, в полном объеме поступают доходы от использования имущества,
находящегося в муниципальной собственности, и доходы от платных услуг,
оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов местного
самоуправления.
Далее рассмотрено в таблице 3.11, каким
образом изменялась структура доходов бюджета города Саяногорска в течение
исследуемого периода 2005-2007 гг.
Таблица 3.11 – Структура
доходов бюджета города (процент)
Показатели
2005
2006
2007
1. Доходы, всего
100
100
100
Собственные доходы
75,8
76,6
60,5
Налоги на прибыль
22,4
46,8
45,0
Налоги на совокупный
доход
2,8
5,3
5,2
Налоги на имущество
30,0
15,9
3,0
Доходы от использования
имущества, находящегося в муниципальной собственности
4,4
3,9
2,9
Доходы от продажи
материальных и нематериальных активов
0
1,1
0
Прочие налоги и сборы
16,3
3,5
4,4
Межбюджетные трансферты
20,5
18,4
32,9
Рыночные продажи
товаров и услуг
3,7
5,0
6,5
Рассматривая структуру доходной части
бюджета города Саяногорск можно отметить, что доля собственных доходов в 2007
году сократилась с 75,8% до 60,5%. Такие изменения были вызваны тем, что
снизилась доля поступлений налогов на имущество с 30% в 2005 году до 3% в 2007
году. Однако увеличились поступления налога на прибыль с 22,4% в 2005 году до
45% в 2007 году. Кроме того, обращает на себя внимание то, что произошло
значительное увеличение доли межбюджетных трансфертов – с 20,5% в 2005 году до
32,9% в 2007 году. Также выросла роль поступлений от рыночных продаж с 3,7% в
2005 году до 6,5% в 2007 году. Графически изменения структуры доходов
муниципального образования представлены на рисунке 3.6.
Рисунок 3.6 – Структура доходов бюджета города Саяногорска в
динамике
Целесообразно проанализировать выполнение
плановых заданий по исполнению доходной части бюджета города. Для этого
составляется аналитическая таблица, которая представлена в приложении А.
В целом план по доходам в 2005 году
выполнен на 98,89%, план по собственным доходам выполнен на 79,29%, по
остальным составляющим доходной части бюджета выполнение плана в среднем
составило 99%. Исполнение плана по доходам в 2006 году составило 94,06%, причем
снизилось исполнение плана по сбору налога на имущество и его исполнение
составило 87,5%. По таким налогам как налог на прибыль и налог на доходы
исполнение плана составило 99,6% и 98,66% соответственно. В 2007 году план по
доходам бюджета города выполнен на 97,21%. Причем если по практически всем
составляющим исполнение плана составило 99%, то по такой статье доходов как
доходы от использования имущества выполнение плана составило 107,5%. Для
наглядности исполнение плана по доходам бюджета муниципального образования
город Саяногорск представлено на рисунке 3.7.
Рисунок 3.7 – Исполнение плана по доходам бюджета города
Саяногорска
Доходная часть бюджета муниципального
образования г. Саяногорск в 2006 году составила 611,4 миллион рублей, темп
роста к 2005 году составил 12,4% или 67,5 миллионов рублей. Рост доходов связан
с увеличением поступлений от налогов на прибыль, налогов на совокупный доход на
181,7 миллион рублей. Графически динамика доходов бюджета города
Саяногорска изображена на рисунке 3.8.
Рисунок 3.8 – Динамика
доходов бюджета города Саяногорска
Собственные доходы в 2006 году составили
468,1 миллионов рублей, темп прироста к 2005 году составил 13,5% или 55,8 миллионов
рублей.
Рост собственных доходов обусловлено
изменениями в федеральном и республиканском законодательстве и в 2006 году
составили за счет:
-
налога
на прибыль, доходы – 286,1 миллионов рублей (увеличение относительно к 2005
году на 164,5 миллиона рублей);
-
налога
на совокупный доход – 32,4 миллиона рублей (увеличение относительно к 2005 году
на 17,2 миллионов рублей);
-
налога
на имущество – 97,5 миллионов рублей (снижение относительно к 2005 году на 65,4
миллионов рублей);
-
доходы
от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, – 23,6 миллиона
рублей (снижение относительно к 2005 году на 0,3 миллион рублей);
-
доходы
от продажи материальных и нематериальных активов – 6,8 миллион рублей
(увеличение относительно к 2005 году на 6,6 миллионов рублей).
Удельный вес собственных доходов в общей
сумме доходов местного бюджета муниципального образования города Саяногорск в
2006 году составил 76,6%, удельный вес финансовой помощи от бюджетов других
уровней – 18,4%.
Удельный вес основных доходных источников
местного бюджета муниципального образования город Саяногорск в 2006 году
выражен следующим образом:
-
Налоги
на прибыль – 46,8% (в том числе налог на доходы физических лиц – 31,5%).
-
Налог
на совокупный доход – 5,3%.
-
Налог
на имущество – 15,9% (в том числе налог на имущество физических лиц – 0,5%,
налог на игорный бизнес – 1%, земельный налог – 14,5%).
Доходы бюджета муниципального образования
город Саяногорск по предварительным оценкам на 2008 год составят 787,5 миллионов
рублей.
В 2007 год собственные доходы уменьшились
на 24,0 миллиона рублей или на 5,1% по сравнению с 2006 годом. По предварительной
оценке в 2008 году собственные доходы увеличатся на 126 миллионов рублей или на
28% относительно 2007 года.
Удельный вес собственных доходов в общей
сумме доходов бюджета города составил в 2007 году 60,5%, в 2008 году составит
72,4%.
Удельный вес финансовой помощи от бюджетов
других уровней в общей сумме доходов бюджета муниципального образования город
Саяногорск составил в 2007 году – 32,9%, в 2008 году – 27,6%. Снижение
объясняется отсутствием в проекте Закона Республики Хакасия «О республиканском
бюджете Республики Хакасия на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов»
сумм субвенций на предоставление субсидий гражданам на оплату жилого помещения
и коммунальных услуг, субвенций на выполнение государственных полномочий по
выплате компенсаций части родительской платы за содержание ребенка в
муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную образовательную
программу дошкольного образования.
В подведение итогов проведенного анализа
можно отметить следующее.
Основными, значимыми статьями доходов
местного бюджета города Саяногорска являются налоговые поступления по налогу на
прибыль предприятий и налогу на доходы физических лиц, также велика доля
межбюджетных трансфертов в бюджет муниципального образования. Данные
регулирующие и собственные налоговые поступления образуют значительную часть
доходов бюджета города. Это связано с тем, что город Саяногорск насчитывает
более 1000 предприятий промышленности, энергетики, среди которых есть и сверх
крупные: ОАО «САЗ», ОАО «Саяно-Шушенская ГЭС», ЗАО «Саянстрой», ОАО «Саянал». В
отчете об исполнении бюджета, бюджет муниципального образования город Саяногорск
более чем на ¾ пополняется за счет налоговых поступлений от данных
предприятий.
На требование местного бюджета города
Саяногорска предоставить ему большую автономность в бюджетном планировании и в
системе местных финансов вышестоящий бюджет Республики Хакасия отвечает
усилением системы контроля местного бюджета посредством управления
регулирующими доходами и системой трансфертов.
По большому счету такая тенденция
характерна для всего государства на сегодняшнем этапе его развития: многие
аналитики, политики, специалисты говорят о реформе и упрощении системы местных
финансов, предоставлении местным бюджетам большей самостоятельности, но на
практике как видно происходит все наоборот. Вышестоящие органы управления за
счет законодательно закрепленных полномочий регулирования налогового бремени
полностью стараются подчинить себе местный бюджет.
Одним из важных направлений проводимой
налоговой политики муниципального образования город Саяногорск является
мобилизация собственных доходов бюджета на основе экономического роста и
развития налогового потенциала [13].
В результате реализации комплекса
мероприятий, направленных на увеличение доходной части бюджета муниципального
г. Саяногорск, общий объем доходов бюджета в 2007 году возрос по сравнению с
уровнем 2005 года [14].
При формировании бюджета муниципального
образования г. Саяногорск были приняты нормативные правовые акты о
введении на территории муниципального образования г. Саяногорск земельного
налога, исчисляемого от кадастровой стоимости земельных участков, налога на
имущество физических лиц и системы налогообложения в виде единого налога на
вмененный доход для отдельных видов деятельности, а также утверждена методика
расчета годовой арендной платы за пользование объектами муниципальной
собственности муниципального образования г. Саяногорск и принят порядок
перечисления муниципальными унитарными предприятиями, расположенными на
территории муниципального образования г. Саяногорск части прибыли в местный
бюджет.
На увеличение доходов бюджета муниципального
образования город Саяногорск существенно повлияла совместная работа
администрации города Саяногорска и налоговых органов.
Установление на долговременной основе
единых для всех муниципальных образований Республики Хакасия нормативов
отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов, налогов,
предусмотренных специальными налоговыми режимами, позволило осуществлять
перспективное планирование доходных источников бюджета муниципального
образования город Саяногорск, повысило заинтересованность в увеличении уровня
собираемости налогов и сборов, развитии налогового потенциала.
В целях эффективного использования
муниципальной собственности в 2007 году была проведена инвентаризация
муниципального имущества, выявлены объекты первоочередной приватизации, разработан
и утвержден прогнозный план приватизации муниципального имущества на 2008 год.
Развитие налоговой базы будет
способствовать формированию положительного имиджа муниципального образования
город Саяногорск. Посредством повышения прозрачности налогового и бюджетного
процесса должно усилиться и позитивное восприятие общественным мнением
деятельности органов местного самоуправления, что будет способствовать
укреплению социальной и экономической стабильности в муниципальном образовании
город Саяногорск.
2.3 Оценка
социально-экономического положения города Саяногорска
Социально-экономическое развитие
муниципального образования является управляемым процессом качественного
изменения социальной и экономической сфер, приводящим к улучшению условий жизни
населения и не ухудшающим состояние окружающей среды. В качестве интегрального
показателя и главной цели социально-экономического развития муниципального
образования г. Саяногорск – постоянное повышение качества жизни населения.
Основой стабильного качества жизни
населения в городе, бесспорно, может быть лишь эффективная, мобильная, развитая
многоотраслевая экономика, в которой постоянное повышение производительности
труда сопровождается расширением рынков сбыта и возникновением новых продуктов
и услуг, позволяя сохранять стабильно высокую занятость населения.
Саяногорск – самый молодой и
быстрорастущий город в Хакасии. Он образован на основании Указа Президиума
Верховного Совета РСФСР на базе рабочего поселка Означенное, обладает статусом
города областного подчинения с 6 ноября 1975 года. В настоящее время входит в
состав Республики Хакасия и является городом республиканского значения [15].
Муниципальное образование г.Саяногорск на
протяжении многих лет занимает особые позиции в экономике Республики Хакасия и ее
социальной сфере.
На долю города Саяногорска приходится
58,7% объема отгруженных товаров, выполненных работ, услуг по Республике
Хакасия, 59,4% объема инвестиций в основной капитал, 10,5% объема розничной
торговли республики, 29,2% оборота общественного питания, 13,1% предоставляемых
населению платных услуг, 22,3% объема бытовых услуг населению и 77,9 % прибыли
крупных и средних организаций.
В муниципальном образовании г.Саяногорск
по итогам за 2007 года темпы роста индекса промышленного производства сложились
выше, чем в аналогичном периоде 2006 года. Индекс промышленного производства за
2007 год по полному кругу организаций муниципального образования
г.Саяногорск составил 104,5 по сравнению с 2006 г. (в целом по Республике
Хакасия индекс промышленного производства за 2007 г. составил 101,4).
Значительно увеличились: объем отгруженных
товаров, работ и услуг, строительство жилых домов, оборот розничной торговли,
оборот общественного питания, реализация платных услуг населению. В отчетном
периоде снизился объем инвестиций в основной капитал.
Сегодня промышленность Саяногорска
представлена такими крупными предприятиями, как ОАО «Саяно-Шушенская ГЭС им.
П.С.Непорожнего», ОАО «РУСАЛ САЗ», ОАО «Хакасский Алюминиевый Завод», ОАО РУСАЛ
«Саянал», ОАО «МКК – Саянмрамор», ЗАО «Саянстрой».
За 2007 год объем отгруженных товаров
собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами
предприятий и организаций (по крупным и средним организациям) муниципального
образования г. Саяногорск достиг 39597,15 миллионов рублей и
увеличился на 8637,39 миллионов рублей (или на 27,9%) по сравнению с 2006 годом,
в том числе объем промышленного производства составил 33014,1 миллионов рублей
(увеличился на 4355,22 миллионов рублей или на 15,3%). Динамика объема
отгруженных товаров представлена в таблице 3.12.
Таблица 3.12 – Динамика
объема отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг
собственными силами предприятий и организаций (по крупным и средним
организациям)
Наименование
2006 г.
2007 г.
Рост, снижение
млн.руб.
Доля, %
млн.руб.
Доля, %
млн.руб.
%
1
2
3
4
5
6
7
Объем отгруженных товаров (по крупным и средним организациям
согласно статистике):
30 959,76
100,00
39 597,15
100,00
8 637,39
27,90
Из них:
сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство
2,40
0,01
2,78
0,01
0,38
15,67
рыболовство и рыбоводство
13,14
0,04
8,46
0,02
-4,68
-35,65
добыча полезных ископаемых
29,18
0,09
36,41
0,09
7,23
24,78
Окончание табл. 3.12
1
2
3
4
5
6
7
обрабатывающие
производства
24 067,02
77,74
28 029,32
70,79
3 962,30
16,46
производство и распределение электроэнергии, газа и воды
4 216,16
13,62
4 581,85
11,57
365,70
8,67
строительство
1 415,26
4,57
854,11
2,16
-561,15
-39,65
оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств,
мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования
36,26
0,12
5,67
0,01
-30,59
-84,37
гостиницы и рестораны
40,32
0,13
52,19
0,13
11,88
29,46
транспорт и связь
361,91
1,17
423,12
1,07
61,21
16,91
операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг
540,51
1,75
5 315,43
13,42
4 774,92
883,42
государственное управление и обеспечение военной обязанности;
обязательное социальное обеспечение
63,60
0,21
75,22
0,19
11,62
18,28
образование
59,72
0,19
76,28
0,19
16,56
27,74
здравоохранение и предоставление социальных услуг
52,82
0,17
55,82
0,14
3,00
5,68
предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных
услуг
61,48
0,20
80,50
0,20
19,02
30,94
Объем отгруженных товаров собственного
производства, выполненных работ и услуг собственными силами предприятий и
организаций (по крупным и средним организациям) города Саяногорск по виду
экономической деятельности – «Обрабатывающие производства» в 2007 году составил
28029,32 миллионов рублей и увеличился на 3962,30 миллионов рублей (или на
16,5%) по сравнению с 2006 годом.
По итогам 2007 года на территории города Саяногорска
объём инвестиций в основной капитал за счёт всех источников финансирования (по
полному кругу предприятий) составил 9901,7 миллион рублей и снизился на 30,4%
по сравнению с 2006 годом.
Появилась тенденция увеличения доли
инвестиций в вид экономической деятельности – промышленность. Из них 89,2% -
обрабатывающие производства, 7,8% - производство электроэнергии. Однако доля
инвестиций в непроизводственные виды экономической деятельности остаётся
значительно ниже.
Финансовый результат деятельности крупных
и средних организаций муниципального образования г.Саяногорск на 1 января 2008
года составил 6105 миллионов рублей и увеличился на 569,39 миллионов рублей
(или на 10,3%) по сравнению с предыдущим годом.
Прибыль прибыльных организаций, изображенная
на рисунке 3.9, составила 6327,4 миллионов рублей и увеличилась на 739,8
миллионов рублей (или на 13,2%) по сравнению с 2006 годом.
Убыток организаций составил 222,4 миллиона
рублей и увеличился на 170,4 миллионов рублей (или в 4 раза) по сравнению с
2006 годом.
Рисунок 3.9 –
Сальдированный финансовый результат крупных и средних предприятий города
Саяногорска за 2006-2007 гг.
Фонд заработной платы 2005 года составил
3018,5 миллионов рублей, тогда как в 2006 году данный показатель был равен 3801
миллион рублей; темп роста 126%. Фонд заработной платы 2007 года составил 4541
миллион рублей, темп роста 119%.
Средняя численность работающих в
промышленности в 2005 году составляет 10352 человека, в 2006 году - 10178
человека, в 2007 году – 10522 человека. Из этого следует, что ежегодно
происходит рост численности работающих в промышленности в среднем на 1,6%.
Для оценки позиции города в республике
необходимо проанализировать поступление налогов в консолидированный бюджет по
основным отраслям экономики за период с 2005 по 2007 год. Динамика представлена
в таблице 3.13.
Таблица 3.13 - Динамика
поступления налогов в консолидированный бюджет по основным отраслям экономики