Механизм формирования доходной части местных бюджетов за счет налоговых поступлений
В настоящее время объективно назрела
необходимость пересмотреть закрепленные за местными бюджетами доходные
источники, перераспределить некоторые из них между местными бюджетами,
усовершенствовать технологии межбюджетного регулирования с целью повышения
уровня самодостаточности местных бюджетов, обеспечения равномерности
поступлений собственных их доходов.
Для повышения
эффективности формирования доходной части бюджета в городе Саяногорске
необходимо, прежде всего, формирование эффективной политики применительно к
формам собственности, различным имущественным категориям населения. Необходимо
совершенствование бюджетного механизма. Для этого необходим постоянный, на пять
– десять лет, порядок составления бюджетов-прогнозов.
Особенно большие
требования предъявляются к исполнительным органам власти. Необходимо чтобы
законы о бюджете были: научно обоснованными; четкими и ясными; стабильными.
Основными путями улучшения рассмотрения и утверждения бюджетов являются
следующие.
Формирование четкого,
стабильного законодательства. Соответствие бюджетных законодательств Федерации,
субъектов Федерации и местных, связанное с вопросами рассмотрения и утверждения
бюджетов. Очень часто существует нечеткое описание процедуры рассмотрения и
утверждения бюджетов в муниципальных образованиях, что в свою очередь приводит
к формальному принятию бюджета. Органы власти часто не стремятся к
законодательному оформлению четкого детального механизма процедуры рассмотрения
из-за возможности появления и необходимости решения различных проблем. В этой
области существуют противоречия. Закон о федеральном бюджете подписывается
одним Президентом, а постановление о городском бюджете г.Саяногорска
председателем городского Совета и мэром.
Для совершенствования
организации бюджетного процесса необходимо последовательное соблюдение органами
государственной власти действующего бюджетного законодательства. Особое
внимание должно быть уделено тщательным просчетам инфляции, размерам
поступлений бюджета, формам обслуживания муниципальных займов и другим
вопросам.
Основными направлениями
совершенствования собираемости налоговых платежей служат: разработка четкого,
стабильного налогового законодательства; повышение эффективности работы
персонала налоговых инспекций.
Совершенствование
бюджетного процесса способно оказать значительное положительное воздействие на
функционирование всей рыночной системы. И это совершенствование следует
осуществлять как по отношению к внутренним, межбюджетным отношениям, основывая
их исключительно на принципах бюджетного федерализма, так и по отношению к
количественным и качественным показателям самого бюджета, способствуя его
сбалансированности и осуществляя достаточный контроль за уровнем возможных
бюджетного дефицита и государственного долга. Ведь только в совокупности эти изменения
способны превратить государственный бюджет из средства дестабилизации экономики
в мощный стимул экономического роста.
1
Об
общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный
закон от 28.08.1995 г. № 154-ФЗ, с изменениями и дополнениями от 21.07.2005 N
97-ФЗ.
2
О
внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части
регулирования межбюджетных отношений: Федеральный закон от 20.08.2004 г. №
122-ФЗ.
3
Завьялов
Д.Ю. Доходы муниципальных образований в аспекте межбюджетных отношений //
Финансы – 2007 г. – № 3 – с. 22.
4
Бюджетный
кодекс Российской Федерации от 17.07.98 г. № 145-ФЗ, с изменениями и
дополнениями от 26.04.2007 N 63-ФЗ.
5
Федеральный
закон от 25 сентября 1997 г. № 126-ФЗ «О финансовых основах местного
самоуправления в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями от
06.10.2003 N 131-ФЗ).
6
Налоговый
кодекс Российской Федерации (Часть 1) от 31.07.98 г. № 146-ФЗ с изменениями и
дополнениями от 17.05.2007 N 83-ФЗ, от 17.05.2007 N 84-ФЗ, (Часть 2) от
05.08.2000 г. № 117-ФЗ, с изменениями и дополнениями от 16.05.2007 N 75-ФЗ.
7
Местные
налоги и сборы. – Новосибирск.: Рипел. – 2004. – 19 с.
8
Саяногорск.
Администрация города Саяногорска. Об утверждении среднесрочного финансового
плана муниципального образования город Саяногорск на 2008-2010 годы:
Постановление Главы муниципального образования город Саяногорск от 20 ноября
2007г. №1964 // Саянские ведомости. – 2007. – 21 нояб. – С.12.
9
Закон
Республики Хакасия от 5 июля 2005 г. N 37-ЗРХ «О нормативах отчислений от
федеральных и региональных налогов, налогов, предусмотренных специальными
налоговыми режимами, в местные бюджеты в Республике Хакасия» (с изменениями от
5 декабря 2005 г.).
11 Закон Российской
Федерации от 9 декабря 1991 г. № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц»
с изменениями и дополнениями от 22.08.2004 N 122-ФЗ.
12 Устав города Саяногорска:
Решение Саяногорского городского Совета депутатов от 31.05.2005 № 35.
13 Саяногорск. Администрация
города Саяногорска. Об основных направлениях бюджетной и налоговой
политики муниципального образования город Саяногорск на 2008-2010:
Постановление Главы муниципального образования город Саяногорск от 29 октября
2007г. №1796 // Саянские ведомости. – 2007. – 1 нояб. – С.2.
14 Саяногорск. Городской
Совет депутатов. О принятии концепции развития налоговой базы муниципального
образования город Саяногорск: Решение Саяногорского городского Совета депутатов
от 14 мая 2008г. №143 // Саянские ведомости. – 2008. – 22 мая – С.12-13.
15 Закон об
административно-территориальном устройстве Республики Хакасия от 21 мая 1996 г.
№ 58.
16 Закревская Г.С. Пути
увеличения налогооблагаемой базы муниципальных образований // Финансы. – 2008.
- №7. – С. 28-30.
17 Тишкина Л.Е. Укрепление
доходной базы местных бюджетов //Финансы. – 2006. – №9. – С.20.
18 Карчевская C.А. Повышение
эффективности межбюджетных отношений на региональном уровне // Финансы. – 2008.
– №10. – С. 25-32.
19 Меркушкин Н.И.
Межбюджетные отношения: перспективы развития // Финансы. – 2008. - №11. – С.
11-12.
20 Ларина С.Е. Перспективы
развития муниципальных финансов // Финансы. – 2007. - №11. – С. 10.
21 Пронина Л.И. Местное
самоуправление в условиях среднесрочного финансового планирования // Финансы. –
2007. – № 5. – С. 16.
22 Домбровский А.Н. Резервы
доходов и эффективность расходов местных бюджетов // Финансы. – 2008. - №4. –
С. 21-24.
23 Кузнецова А.Н. Местный
бюджет: ретроспектива теории и практики формирования // Финансы и кредит. –
2007. - №48. – С. 14.
24 Коновалова Т.В.,
Ковригина Н.Н. Вопросы формирования собственных доходов местных бюджетов //
Региональная экономика: теория и практика. – 2007. - №11. – С. 20.
25 Тютюрюков Н.Н.
Региональные и местные налоговые доходы // Финансы. – 2008. - №4. – С. 31-35.