Налог на добавленную стоимость: проблемы возмещения из бюджета
Налог на добавленную стоимость: проблемы возмещения из бюджета
Министерство образования и науки
Российской Федерации
ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ВЫСШАЯ ШКОЛА БИЗНЕСА
ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ
Дипломная работа
Налог
на добавленную стоимость: проблемы возмещения из бюджета
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Сущность налога
на добавленную стоимость. Его роль в формировании доходов бюджета Российской Федерации
1.1 История
возникновения и развития налога на добавленную стоимость
1.2
Экономическая природа налога на добавленную стоимость
1.3 Роль
налога на добавленную стоимость в формировании доходов бюджета Российской
Федерации
2. Порядок и
условия возмещения налога на добавленную стоимость налогоплательщиков из
бюджета
2.1 Объективные
предпосылки возникновения злоупотреблений правом на возмещение налога на добавленную
стоимость
2.2 Общие
положения обложения налога на добавленную стоимость в России
2.3 Порядок
возмещения налога на добавленную стоимость по операциям на внутреннем рынке
России
2.4 Порядок
возмещения налога на добавленную стоимость при реализации товаров (работ, услуг)
на экспорт
3. Проблемы процесса
возмещения налога на добавленную стоимость и возможные пути их разрешения
3.1 Практика
возмещения налога на добавленную стоимость налоговыми органами: основные данные
(на примере Управления ФНС России по Томской области, Инспекции ФНС России по г.Томску)
3.2 Проблемы
возмещения налога на добавленную стоимость в практике налоговых органов
3.3.Возможные
пути разрешения проблем возмещения налога на добавленную стоимость
Заключение
Список
использованной литературы
ВВЕДЕНИЕ
С самого зарождения финансовая наука стремилась дать ответ на
вопрос о роли косвенных налогов для государства. Первые рассуждения о
преимуществах косвенных налогов можно найти в финансовой программе древнего
Китая «Гуань-цзы» (IVв. до н.э.). Она
признавала косвенные налоги наиболее разумными и полезными для общества. В XVIII веке А.Смит подчеркивал, что налоги
на предметы потребления, уменьшая спрос населения, влекут сокращение
производства, но без них государство не получит необходимых доходов. Российская
финансовая наука также не оставалась в стороне от изучения косвенных налогов.
Так, русский экономист Л.В.Ходский отмечал, что косвенные налоги не могут быть
отнесены к числу таких форм, которые, господствуя в финансовой системе,
отвечали бы основным требованиям рациональных налогов. Но вместе с тем, как
подчеркивал другой русский экономист Н.Тургенев, «платящий не может отложить
потребление соли или хлеба на несколько времени и поэтому всегда должен
покупать сии предметы и, следовательно платить подати (удобно или неудобно)».
Развитие теории и практики косвенного налогообложения привело
к тому, что в ХХ веке появился совершенно новый вид налога – налог на
добавленную стоимость (НДС). Необходимость применения такого показателя как
добавленная стоимость в качестве объекта налогообложения в европейских странах
была обусловлена построением общего рынка. В частности, Римский договор
1957года о создании Европейского Сообщества (ЕС) предусматривал разработку, и
применение мер, направленных на гармонизацию систем косвенного налогообложения
стран-членов, а наличие НДС в налоговой системе стало обязательным условием
вступления в ЕС.
В российской налоговой системе основную роль играют косвенные
налоги, занимающие определяющее место в доходах бюджета. Наиболее существенным
из применяемых в России косвенных налогов является НДС. Основная функция НДС –
фискальная. Действительно, фактический удельный вес налога в общей сумме
налоговых поступлений федерального бюджета России более 40%, доля доходов от
НДС к ВВП около 5%. Приведенные цифры говорят об особой значимости для
государства этого налога. Однако, как это зачастую бывает в России,
использование западноевропейского опыта не всегда приемлемо, поскольку, при
введении налога никак не был учтен менталитет определенной части граждан РФ.
Суть заключается в том, что методика взимания НДС предполагает исчисление как
НДС, подлежащего уплате в бюджет, так и НДС, возмещаемого из бюджета. Таким
образом, этот налог предусматривает возмещение, то есть возврат денежных
средств из бюджета. Так, за 2004г. сумма возмещения НДС только по экспортным
операциям составила 320,6 млрд.руб., при общем объеме поступлений налога в 749 млрд.руб.
Это и предопределило, основную проблему в отношении НДС в России -
необоснованное возмещение налога из бюджета.
В связи с вышеизложенным, тема настоящей работы является
очень важной и актуальной, особенно в условиях отсутствия развернутых научных
исследований в данной области налогообложения. Современные отечественные
публикации приводят, в основном, лишь технические детали налогообложения. В то
же время, очень мало работ авторов, высказывающих научно обоснованные подходы
по пресечению необоснованного возмещения НДС, и определяющих механизм их
практической реализации.
Целью моей дипломной работы является исследование проблемы
возмещения налога на добавленную стоимость из бюджета и предложение путей
урегулирования механизма возврата налога на добавленную стоимость.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие
задачи:
-
уточнить
экономическую природу и исследовать российскую систему налогообложения НДС;
-
изучить практику
возмещения НДС налоговыми органами;
-
выявить причины
необоснованного возмещения НДС;
-
сформулировать
методические подходы определения НДС, исключающие возможность необоснованного
возмещения налога, и рекомендации по практическому применению механизма
налогообложения добавленной стоимости.
Рассматривая тему: «Налог на добавленную стоимость:
проблемы возмещения из бюджета», я использовала в основном в своей
дипломной работе Налоговый кодекс (часть II, глава 21) - статьи,
предусматривающие механизм обложения налогом на добавленную стоимость и порядок
возмещения НДС из бюджета по операциям, как на внутреннем рынке, так и
экспортируемого товара.
При этом мной использованы следующие учебные пособия:
например книга «История налогов России: важнейшие даты, факты, и события», под
ред. Г.И. Букаева. – М. «Гелиос-АРВ», 2002 г. стр. 37, 221-239; книга А.В.
Ильина «Налог на добавленную стоимость: механизм определения и перспективы его
развития». – Новосибирск, 2002 г. – с. 8.
В вышеуказанной литературе основное внимание уделяется истории
налогообложения, истории возникновения и развития налога на добавленную
стоимость, о его георафическом распространении в соответствии с требованиями
рыночной экономики, сопоставление механизма взимания данного налога с другими
странами, о необходимости налога на добавленную стоимость, о его сущности и
преимуществах косвенного обложения при формировании государственного бюджета.
Современные отечественные публикации журналов: «Налоговый вестник»,
«Финансы» позволили исследовать российскую систему налогообложения и
существующие проблемы при возмещении НДС из бюджета.
Информационная программная система: «Консультант плюс», «Гарант»,
«Кодекс», также периодические издания «Юрист», «Право и экономика» позволили проанализировать
существующие прецеденты в практике арбитражно-процессуальных судов при
рассмотрении споров о возмещении НДС из бюджета и определить причины
удовлетворения исковых требований налогоплательщиков.
Практический материал результатов налоговых проверок и
контрольных мероприятий налогового контроля Управления ФНС России по Томской
области и Инспекции ФНС России по г. Томску позволили определить используемые
налогоплательщиками региона Томской области «схемы» возмещения налога на добавленную
стоимость, приобретшие форму отлаженного бизнеса по незаконному изъятию
государственных средств.
1. Сущность НДС. Его роль в формировании
доходов бюджетов РФ
1.1 История возникновения и развития НДС в зарубежных странах
и в России
Налог на добавленную стоимость является сравнительно молодым налогом.
Большинство из ныне действующих налогов были введены в практику в XIX веке. Некоторые налоги, такие как акцизы,
земельный налог, известны еще с древних времен. НДС стал применяться лишь в XX веке. Конкретная же схема обложения НДС была разработана в 1954
году французским экономистом М. Лоре, благодаря которому он полностью и
окончательно был введен во Франции в 1968 году.1 В то же время добавленная
стоимость начала использоваться в статистических и аналитических целях еще с конца
прошлого века.
НДС
относится к группе косвенных налогов. Необходимо отметить, что для них характерна
в основном фискальная функция. Их появление обычно связано с возрастанием потребности
государства в доходах в связи с ростом расходов. Исторически первой формой косвенных
налогов выступали акцизы, которые взимались с отдельных видов товаров. В противоположность
им НДС представляет собой универсальный акциз, так как обложению им подлежат все
товары.
Одной из первых форм косвенного налогообложения явился налог с
продаж, сходный по характеру с НДС. Предпосылкой возникновения налога с продаж послужила
острая нехватка средств в связи с огромными военными расходами в период I Мировой войны.
Данный налог взимался многократно на каждой стадии движения
товара от производителя к потребителю. В результате его функционирования цена реализуемого
товара значительно повышалась, что вызывало огромное недовольство как покупателей,
так и производителей. Прежде всего, это было связано с тем, что потребители вынуждены
были покупать товары по завышенной цене, вытекающей из многократного обложения оборотов
налогом с продаж. С другой стороны производители несли значительные убытки вследствие
снижения спроса на свою продукцию. Это явилось предпосылкой к тому, что после I Мировой войны непопулярный налог был упразднен, но ненадолго.
Государственный бюджет, сильно обремененный возросшими расходами в период II Мировой войны, требовал дополнительных источников пополнения доходов.
Налог с продаж, отвечавший фискальным требованиям, был введен вновь. Необходимо
отметить, что произошло некоторое совершенствование механизма обложения данным налогом.
Во-первых, он начал взиматься однократно и, как правило, на стадии розничной торговли,
тем самым не сильно замедляя оборот капитала. Во-вторых, поступление средств в казну
также происходило более быстрыми темпами, так как возросла оборачиваемость средств.
В то же время при таком положении вещей государство терпело некоторые убытки в результате
потери части доходов из-за невозможности осуществлять полный контроль за всеми стадиями
производства и обращения товара. При многократном обложении объекта фискальные органы
имели возможность получать оперативную информацию о движении капитала при подаче
налоговых деклараций. При однократном обложении только последней стадии обращения
- розничной торговли - такая возможность терялась. Вышеперечисленные факторы послужили
основными причинами к возникновению налога на добавленную стоимость, который давал
возможность государству контролировать весь процесс производства и обращения товаров
(в том числе оптовую и розничную торговлю).
Широкое распространение НДС получил благодаря подписанию в 1957
году в Риме договора о создании Европейского экономического сообщества, согласно
которому страны его подписавшие должны были гармонизировать свои налоговые системы
в интересах создания общего рынка. В 1967 вторая директива Совета ЕС объявила
НДС основным косвенным налогом Европы, предписывая всем членам Сообщества ввести
данный налог в свои налоговые системы до конца 1972 года.1 В том же
1967 году налог на добавленную стоимость начал функционировать в Дании, в 1968 -
в ФРГ. Шестая директива Совета ЕЭС 1977 года окончательно утвердила базу современной
европейской системы обложения НДС, чем способствовала унификации взимания данного
налога в Европе. Последние уточнения в механизм обложения НДС были сделаны в 1991
году десятой директивой, и ее положения были включены во все налоговые законодательства
стран-членов ЕЭС.
В настоящее время НДС взимается более чем в сорока странах мира:
почти во всех европейских странах, Латинской Америке, Турции, Индонезии, ряде стран
Южной Америки. В США и Канаде применяется близкий по методу взимания к НДС налог
с продаж.2
Обширная география распространения НДС свидетельствует о его жизнеспособности
и соответствии требованиям рыночной экономики. Необходимо отметить, что прочному
внедрению его в практику налогообложения в немалой степени способствовали следующие
факторы.
Во-первых, недостатки, имеющиеся у прямых налогов. К их числу
можно отнести чрезмерную тяжесть налогообложения, широкие масштабы уклонения плательщиков
от их уплаты.
Во-вторых, постоянный дефицит бюджета, и как следствие постоянная
потребность в увеличении доходов бюджета путем расширения налогооблагаемой базы
и повышения эффективности налогообложения.
В-третьих, потребность в усовершенствовании существующих налоговых
систем и приведении их в соответствие с современным уровнем экономического развития.
В настоящее время общий механизм взимания НДС идентичен во многих
странах. Как известно, плательщиками этого налога являются юридические и физические
лица, занимающиеся коммерческой деятельностью. Объектами обложения выступают оборот
товаров, объем произведенных работ и оказанных услуг. Необходимо отметить, что налог
взимается многократно на каждом этапе производства и реализации продукции при ее
движении от первого производителя до конечного потребителя. Налогооблагаемая база
определяется исходя из стоимости, добавленной на каждой стадии производства и обращения,
включая заработную плату с начислениями, амортизацию, проценты за кредит, прибыль
и расходы общего характера (за электроэнергию, рекламу, транспорт и др.). При этом
стоимость средств производства и материальных затрат исключается из облагаемого
оборота. Так же, как и по многим налогам, предусмотрены льготы при расчете и уплате
НДС, которые определяются историческим и социально-экономическим развитием каждой
страны.
В различных странах существуют разные подходы к установлению ставок
НДС. В то же время их средний уровень колеблется от 15 до 25%. В некоторых странах
применяется шкала ставок в зависимости от вида товара и его социально-экономической
значимости: пониженные ставки (2 - 10%) применяются к продовольственным, медицинским
и детским товарам; стандартные (основные) ставки (12 - 23%) - к промышленным и другим
товарам и услугам; и, наконец, повышенные ставки (свыше 25%) - к предметам роскоши.
Конкретные размеры основных ставок по некоторым развитым странам мира приведены
в таблице 1.1.1
Таблица 1.1. - Шкала ставок НДС по различным странам.
Страна
|
Испания
|
Германия
|
Великобритания
|
Греция
|
Франция
|
Россия
|
Дания
|
Швеция
|
Ставка НДС
|
12%
|
14%
|
15%
|
18%
|
18,6%
|
20%
18% (с 2004г.)
|
22%
|
23,5 %
|
Анализируя данные таблицы, можно сделать вывод, что в основном
ставки, применяемые в зарубежных странах, установлены на уровне 12 - 18%.
Необходимо отметить, что количество применяемых ставок налога различно в разных
странах: в Великобритании и Германии - две, во Франции - три, в Италии - четыре.
В Великобритании, Ирландии и Португалии используется также нулевая ставка. Товары,
облагаемые по данной ставке, отличаются от товаров, освобожденных от налога, тем,
что владелец товаров в первом случае не только не платит налог при их реализации,
но ему еще возмещаются суммы НДС, уплаченные поставщикам.
Широкое распространение НДС в зарубежных странах с рыночной экономикой
создало почву для появления его в России. Налог был введен 1 января 1992 года. Он
пришел на смену налогу с оборота, просуществовавшего в стране около 70 лет, и так
называемого «президентского» налога с продаж, введенного в декабре 1990 года. Оба
предшественника НДС были эффективны только в условиях жесткого государственного
контроля за ценообразованием. Налог с оборота взимался в основном в виде разницы
между твердыми, фиксированными государственными оптовыми и розничными ценами, и
его ставка колебалась от 20 до 30% для различных видов продукции. Налог с продаж
устанавливался в процентах к объему реализации и фактически увеличивал цену товаров
на 5%.
В
связи с возросшей инфляцией налог с оборота утратил свою жизнеспособность и вместе
с налогом с продаж был заменен налогом на добавленную стоимость. Новый налог выгодно
отличался от ранее действовавших. Он был более эффективен для государства, так как
обложению им подлежал товарооборот на всех стадиях производства и обращения. Можно
было ожидать, что с расширением налоговой базы и ставок поступления будут расти.
Также необходимо отметить, что НДС является менее обременительным для отдельного
производителя, поскольку обложению подлежит не весь товарооборот, а лишь прирост
стоимости, и тяжесть налога может быть распределена по всей цепи товарооборота.
Это являлось немаловажным фактором в достижении равенства всех участников рынка.
Следует также обратить внимание на такой факт, что налог на добавленную стоимость
являлся более простой и универсальной формой косвенного обложения, так как для всех
плательщиков устанавливался единый механизм его взимания на всей территории страны.
Первоначально ставка НДС была установлена на уровне 28%.
Спустя год она была снижена до 20%, и была введена льготная ставка в размере 10%
для продуктов питания и детских товаров по определенному перечню, ряда иных
видов товаров. С 1 января 2004г. основная ставка НДС составляет 18%.
Можно отметить, что объективная необходимость введения НДС в Российской
Федерации была обоснована рядом факторов:
1) пополнение доходов бюджета, испытывающего острый финансовый
кризис и нуждающегося в стабильных налоговых поступлениях;
2) создание новой модели налоговой системы в соответствии с требованиями
рыночной экономики;
3)
присоединение к международному
сообществу, широко применяющему данный налоговый механизм.
1.2 Экономическая природа налога на добавленную стоимость
НДС является многоступенчатым налогом на потребление.
Многоступенчатость означает налогообложение товаров при каждом переходе права
собственности на товар.
Можно сформулировать, по крайней мере, три отличительные
особенности НДС. Во-первых, в облагаемый оборот не включаются суммы ранее
внесенного плательщиком налога (основное отличие НДС от ранее действовавшего
«каскадного» налога с оборота, ставка которого применялась к валовой стоимости
товара аккумулированной на всех стадиях его продвижения). Во-вторых, обложению
подлежит весь оборот, но уплачивается в бюджет только часть налога,
соответствующая стоимости, которая добавлена к цене закупок налогоплательщиком.
Для понимания сущности экономической природы НДС необходимо
выделять «НДС горизонтальный» и «НДС вертикальный». Горизонтальный НДС – это
налог по конкретной (единичной) гражданско-правовой сделке. Вертикальный НДС –
это итоговая сумма налога за некоторый период времени, определяемый по
совокупности гражданско-правовых сделок. Вертикальный НДС и горизонтальный НДС
тесно связаны между собой. Рассмотрим более подробно каждый из них
Горизонтальный НДС. Взимание налога осуществляется методом
частичных платежей. На каждой стадии движения товара плательщик компенсирует
свои затраты и добавляет налог на вновь созданную стоимость. При этом на стадии
движения товара налог перечисляется одним плательщиком другому сверх цены. В
конечном итоге вся сумма горизонтального НДС входит в цену товара, покупаемого
конечным потребителем (фактическим плательщиком). В таблице 1.2. приведен
пример действия горизонтального НДС при ставке налога 20%. НДС рассчитывается с
цены товара. Расчетный показатель налога при продаже называется «выходным НДС».
Налог, уплаченный при покупке, носит название «входной НДС». Этот налог
подлежит зачету. В бюджет перечисляется разница между двумя этими величинами.
Таблица 1.2. - Механизм действия НДС
Этапы движения товаров
|
Стоимость покупки (исключая НДС), у.е.
|
Стоимость, по которой продается товар, у.е.
|
Входной НДС, у.е.
|
Выходной НДС, у.е.
|
Сумма, перечисляемая государству, у.е.
|
Первичный производитель
|
|
10 000
|
|
2 000
|
2 000
|
Промышленник в обрабатывающих отраслях
|
10 000
|
20 000
|
2 000
|
4 000
|
2 000
|
Оптовый продавец
|
20 000
|
25 000
|
4 000
|
5 000
|
1 000
|
Розничный продавец
|
25 000
|
40 000
|
5 000
|
8 000
|
3 000
|
Конечный потребитель
|
40 000
|
|
8 000
|
|
|
Таким образом, из приведенного примера видно, что конечный
потребитель уплатит за товар 48 000 у.е., из которых 8 000 у.е. представляет
горизонтальный НДС, уплаченный государству через розничного продавца в цене
товара.
Вертикальный НДС формируется на основе горизонтального
налога. По результатам налогового периода налогоплательщики определяют
вертикальный НДС как совокупность горизонтального налога по всем операциям
купли-продажи товаров. Таким образом, вертикальный НДС может быть трех видов:
«входной НДС», «выходной НДС», и НДС, подлежащий уплате в бюджет.
При определении итоговой суммы вертикального налога,
подлежащего уплате в бюджет, применяется, так называемый, зачетный метод
вычитания, который формирует данный НДС как разность между «выходным НДС»
(налогом, полученным от покупателей реализованных товаров) и «входным НДС»
(налогом, уплаченным поставщикам материальных ресурсов).
Вышеназванный метод иллюстрируется формулой:
VAT = RS – RC,
где: VAT –
налог на добавленную стоимость,
R – ставка налога,
S – стоимость реализованных товаров,
С – материальные затраты.
Таким образом, можно сделать следующий вывод. Заложенный в основе
экономической природы налога механизм налогообложения добавленной стоимости
функционирует только когда:
1)
налог
перечисляется между плательщиками сверх цены;
2)
плательщик,
заплативший за товар цену, формирует «НДС уплаченный» и может отнести его к
возмещению из бюджета, если плательщик, получивший этот налог, сформирует «НДС
полученный» и уплатит его в бюджет. Именно в этом и проявляется системная
взаимосвязь механизма действия НДС;
3)
все плательщики
налога состоят на учете и отчитываются в налоговых органах.
Из этих основных положений исходили авторы действующего
налога на добавленную стоимость. При любом нарушении указанных положений
экономический механизм взимания НДС полноценно функционировать не будет, а,
следовательно, не будет надлежащей собираемости этого налога.
Активность налоговой системы в основном проявляется в
выполнении ее функций. Как любой налог, НДС выполняет следующие функции.
Фискальная функция НДС заключается в мобилизации существенных поступлений от
данного налога в доход бюджета за счет простоты взимания и устойчивости базы
обложения. Реализация этой функции позволяет государству осуществить наиболее
важные собственные функции – оказывать государственные услуги (в области
национальной обороны и правоохранительной деятельности, социальные услуги и
др.)
Наиболее перспективным с точки зрения финансирования
деятельности ЕС является налог на добавленную стоимость. Наличие НДС в
налоговой системе государства – обязательное условие его присоединения к
Сообществу, так как финансовые поступления от налога на добавленную стоимость
составляют один из основных источников формирования бюджета ЕС. Доходы,
поступающие в бюджет ЕС от налога на добавленную стоимость, представляют собой
установленную решением Совета единую процентную надбавку к ставке НДС в
государствах – членах.
На нынешнем этапе развития экономики России НДС остается
более предпочтительным, чем прямые налоги: во-первых, от него труднее
уклониться плательщику, так как выручку всегда сложнее скрыть или занизить,
нежели прибыль; во-вторых, процесс взимания НДС не вызывает больших
затруднений, что сокращает расходы на данную процедуру; и, в-третьих, НДС не
зависит от результатов хозяйственно – экономической деятельности субъектов, и
поступления от него достаточно стабильны.
Несмотря на огромное фискальное значение данного налога,
нельзя отрицать его регулирующее влияние на экономику. Через механизм обложения
НДС и, в частности, через систему построения ставок он влияет на
ценообразование и инфляцию, так как фактически увеличивает цену товара на сумму
налога. Безусловно, открытым остается вопрос о положительной стороне этого
влияния, так как увеличение цены способствует развитию инфляционных процессов.
С другой стороны НДС не сильно препятствует развитию производства, поскольку
действительным его плательщиком становится не производитель, а потребитель. С
психологической точки зрения этот налог, в отличие от подоходного, в меньшей
степени влияет на стимулы к труду, затрагивая расходы населения, а не доходы.
Таким образом, конечный потребитель, уплачивая цену за товар, не замечает ее
завышения на сумму налога, тогда как вычет из доходов подоходного налога более
ощутим. Посредством применения льгот на отдельные виды продукции или конкретные
операции, а также льгот, предоставляемых тем или иным плательщикам, государство
имеет возможность стимулировать развитие и осуществлять поддержку социально
значимых видов деятельности (образование, здравоохранение, наука, культура и
др.), стимулирование экспорта отечественных товаров за границу.
Наконец, посредством многократного обложения НДС всех стадий
производства продукции, работ и услуг достигается равенство всех участников
рынка, а государство получает возможность осуществлять более полный контроль и
оперативное управление финансово – хозяйственной деятельностью субъектов.
Располагая полной и точной информацией, получаемой из
бухгалтерской отчетности, государственные финансовые и налоговые органы могут
осуществлять более точное планирование доходов бюджета.
Распределительная функция НДС заключается в том, что путем
налогообложения и через государственный бюджет осуществляется перераспределение
ВВП. Посредством налогового механизма через установления ставок и льгот по НДС,
а так же порядка применения налоговых вычетов в бюджет может изыматься часть доходов
от высокорентабельных видов деятельности и через бюджетную систему направляться
в убыточные, но необходимые для жизни общества сферы.
Стимулирующая является в значительной мере производной первых двух функций
налогов. Налог на добавленную стоимость по существу дестимулирует облагаемые
виды деятельности и стимулирует необлагаемые виды деятельности. Например,
взимание НДС по ненулевой налоговой ставке ведет к искажению оценки
эффективности размещения ресурсов в частном секторе экономики. Наиболее выражено
стимулирующая функция реализуется через систему налоговых льгот и преференций.
В рамках сбалансированной и отлаженной налоговой системы
происходит увязка в единое целое перечисленных основных функций. Так,
фискальная функция реализуется настолько, насколько этого требует
распределительная функция, но при этом стимулирующая функция не создает
препятствий на пути реализации всех функций в будущем. То есть, фискальная
функция обеспечивает формирование доходов, необходимых для финансирования
государственных расходов и при этом не подрывает возможностей самого
производства и формирования доходов в дальнейшем.
1.3 Роль налога на добавленную стоимость в формировании
доходов бюджета Российской Федерации
Одним из первых обязательных платежей, введенных в современную
практику налогообложения, явился налог на добавленную стоимость. За годы своего
существования он прочно укрепился в налоговой системе Российской Федерации и
стал одним из важнейших федеральных налогов. В структуре поступлений налоговых
платежей в федеральный бюджет доля НДС в 1998 г. была равна 43,8%, в 1999 г.
44,5%, в 2000 г. – 42,2 %, в 2001 г. – 47%, в 2002 г. его доля составила 44,8%,
в 2003 г. – 47,2%, а в 2004 г. – 48,9%. Следовательно, можно сделать вывод о
том, что НДС играет доминирующую роль в формировании федерального бюджета.
Основой его взимания, как следует из названия, является добавленная стоимость,
создаваемая на всех стадиях производства и обращения товаров. Этот налог
традиционно относят к категории универсальных косвенных налогов, которые в виде
своеобразных надбавок взимаются путем включения в цену товаров, перенося
основную тяжесть налогообложения на конечных потребителей продукции, работ,
услуг.
За годы своего существования НДС прочно укрепился в налоговой
системе России и стал одним из важнейших федеральных налогов. НДС, как наиболее
значительный косвенный налог, выполняет две взаимодействующие функции:
фискальную, связанную с обеспечением значительной доли поступлений в
федеральный бюджет, и регулирующую, направленную на стимулирование
экономического роста и развитие предпринимательства.
Практика налогообложения добавленной стоимости в России и
странах ЕС показала, что Российская система не является точной копией
европейской модели, она имеет свои особенности, принципиальные отличия и в
большей мере благоприятствует экономической деятельности.
В 2004 году в федеральный бюджет страны поступило
администрируемых ФНС России доходов (включая единый социальный налог,
зачисляемый в федеральный бюджет) 1 973,9 млрд. рублей, что на
297,3 млрд. рублей, или на 17,7% больше, чем в 2003 году.
Годовое задание, установленное в соответствии с Законом «О
внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на
2004 год» в сумме 1 890,2 млрд. рублей, выполнено на 104,4%, федеральный
бюджет получил дополнительно 83,7 млрд. рублей.
Налоговых и неналоговых доходов, администрируемых ФНС России,
в федеральный бюджет страны мобилизовано 1 531,7 млрд. рублей, что
на 219,7 млрд. рублей, или на 16,7% больше, чем в 2003 году.
Годовое задание, установленное в соответствии с Законом «О
внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на
2004 год» в сумме 1 452,0 млрд. рублей, выполнено на 105,5%. В
федеральный бюджет дополнительно перечислено 79,7 млрд. рублей.[1]
Поступления налога на прибыль организаций в федеральный бюджет Российской
Федерации в 2004 году составили 205,7 млрд. рублей. По сравнению с 2003 годом
они выросли на 34,8 млрд. рублей, или на 20,3%, несмотря на снижение ставки с
6% до 5% с 1 января 2004 года.
Годовое задание, установленное в соответствии с Законом «О
внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на
2004 год», по налогу выполнено на 109,9%.
Одним из основных факторов, повлиявших на рост поступлений
налога на прибыль организаций в 2004 году по сравнению с 2003 годом, явилось
улучшение результатов финансово-хозяйственной деятельности организаций в
2003-2004 годах.
На увеличение поступлений налога на прибыль в 2004 году
оказало влияние также снижение в январе-октябре на 2,3 процентного пункта доли
убыточных организаций по сравнению с соответствующим периодом 2003 года.
Поступления налога на добавленную стоимость в 2004 году составили 749,0 млрд.
рублей и по сравнению 2003 годом выросли на 21,0%.
Годовое задание, установленное в соответствии с Законом «О
внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на
2004 год», по налогу выполнено на 105,4%.
Суммы, фактически возмещенные налогоплательщикам по налоговой
ставке 0 процентов, в 2004 году составили 320,6 млрд. рублей и на 28,8 млрд.
рублей (или на 9,9%) превысили сумму возмещения 2003 году.
Поступления по сводной группе акцизов в федеральный
бюджет составили в 2004 году 109,7 млрд. рублей (44,2% к поступлениям 2003
года). Такое существенное снижение поступлений акцизов в федеральный бюджет
обусловлено, в первую очередь, исключением природного газа из видов
подакцизного минерального сырья.
Поступления акцизов за 2004 год составили 99,3% от годового
задания, установленного в соответствии с Законом «О внесении изменений и
дополнений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2004 год».
Поступления акцизов на этиловый спирт из всех видов сырья
и спиртосодержащую продукцию в федеральный бюджет Российской Федерации в
2004 году составили 4,22 млрд. рублей, что на 13,2% больше, чем в 2003 году.
Годовое задание, установленное в соответствии с Законом «О
внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на
2004 год» в сумме 4,24 млрд. рублей, выполнено на 99,4%.
В федеральный бюджет в 2004 году мобилизовано акцизов на табачные
изделия на сумму свыше 23,25 млрд. рублей, что почти в 1,5 раза больше, чем
в 2003 году.
Годовое задание, установленное в соответствии с Законом «О
внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на
2004 год» в сумме 23,36 млрд. рублей, выполнено на 99,5%.
Поступления акцизов на нефтепродукты (бензин
автомобильный, дизельное топливо и моторные масла) в федеральный бюджет в 2004
году составили 40,2 млрд. рублей и относительно 2003 года выросли на 16,9%.
Годовое задание, установленное в соответствии с Законом «О
внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на
2004 год» в сумме 40,0 млрд. рублей, выполнено на 100,3%.
Налога на добычу полезных ископаемых (далее – НДПИ) в 2004 году поступило в федеральный
бюджет 425,0 млрд. рублей, в том числе: на добычу нефти – 355,1 млрд. рублей;
на добычу газа – 58,9 млрд. рублей; на добычу газового конденсата из всех видов
месторождений – 3,0 млрд. рублей.
Годовое задание по налогу на добычу нефти, установленное в
соответствии с Законом «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон
«О федеральном бюджете на 2004 год» в сумме 342,1 млрд. рублей, выполнено на
103,8 процента.
В целом по сравнению с 2003 годом поступления НДПИ выросли в
1,7 раза.
Годовое задание, установленное в соответствии с Законом «О
внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на
2004 год» в сумме 410,5 млрд. рублей, выполнено на 103,5 процента.
Учитывая данные о поступлении НДС в федеральный бюджет России
за годы существования данного налога, можно заметить, что его доля в доходах
бюджета возросла, несмотря на то, что за последние годы произошло увеличение
удельного веса поступлений от налога на прибыль предприятий и подоходного
налога с физических лиц. Это можно рассматривать как положительный фактор, так
как косвенное налогообложение имеет прежде всего фискальную направленность, в
меньшей степени влияя на характер и структуру экономического роста.[2]
2. Порядок и условия
возмещения налога на добавленную стоимость налогоплательщиков из бюджета
2.1 Объективные предпосылки возникновения злоупотреблений
правом на возмещение НДС
В Послании
Президента Российской Федерации В.В.Путина Федеральному Собранию РФ
"России надо быть сильной и конкурентной" констатируется: "Мы
обязаны прекратить бессмысленной соревнование между народом и властью – когда
власть порождает законы, а народ изобретает способы их обхода. Творческая
активность людей должна направляться не на так называемую
"оптимизацию" налоговых схем, а на развитие собственного дела на базе
использования тех норм, которые мы с вами им предлагаем".
Противостояние
интересов налогоплательщика и государства – явление, пришедшее к нам через
века. Оно зародилось одновременно с появлением властных институтов,
деятельность которых необходимо финансировать. Единственным достаточным
источником для этого является отчуждение в форме налога денежных средств,
принадлежащих физическим лицам и организациям. (ст.8 Налогового кодекса РФ).
Налоговая система
любой страны, какой бы справедливой она ни была, все равно в большей или
меньшей степени затрагивает экономические интересы налогоплательщиков – юридических
и физических лиц, изымая в пользу государства часть доходов налогоплательщиков,
что поневоле предполагает и соответствующую ответную реакцию налогоплательщиков
– поиск всех возможных путей уменьшения этого налогового бремени.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|