Налог на имущество в бюджетных орагнизациях
Налог на имущество в бюджетных орагнизациях
Потребность
в исследовании налогообложения имущества образовательных учреждений обусловлена
необходимостью рационализации использования имущества, находящихся в их
собственности.
Налоги
представляют собой обязательные сборы, взимаемые государством с хозяйствующих
субъектов и с граждан по ставке, установленной в законном порядке. Налоги
являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента
возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного
устройства всегда сопровождается преобразованием налоговой системы. В
современном цивилизованном обществе налоги – основная форма дохода государства.
Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для
экономического воздействия государства на общественное производство, его
динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.
Налог на
имущество является основным налогом субъектов Российской Федерации, поэтому
его, наряду с налогом на прибыль, налогом на добавленную стоимость, другими
видами налогов, обеспечивающими основные поступления в бюджеты различных
уровней, необходимо рассматривать отдельно. К тому же налог на имущество
предприятий занимает центральное место в системе имущественного налогообложения
России и вызывает определенный интерес в свете возможных изменений в порядке
расчета и уплаты.
Существующий
механизм начисления и взимания имущественных налогов в большей степени служит
фискальным целям, нежели задачам общеэкономического характера, и имеет массу
недостатков, которые затрудняют эффективное использование земель имущества.
Налог на имущество предприятий не стимулирует внедрение новых технологий,
инвестиции в модернизацию основных фондов.
Все это
свидетельствует об актуальности темы дипломной работы.
Степень
разработанности проблемы. Различные аспекты теории налогов детально
представлены в работах зарубежных ученых-экономистов: Д. Кейнса,
А. Маршалла, А. Смита, Д. Рикардо.
В
современной отечественной литературе теория налогов и налогообложения,
совершенствования налогового механизма отражена в трудах А.В. Брызгалина, Л.А. Дробозиной,
Н.В. Милякова, С.Г. Пепеляева, Д.Г. Черника, Т.Ф. Юткиной.
Теория
финансового, налогового контроля и отдельных вопросов налогообложения получила
освещение в работах С.В. Барулина, Е.В. Паньшиной, Л.В. Перекрестовой,
Г.Я. Чухниной.
Проблема
государственного регулирования процессов налогообложения недвижимости освещены
в работах В.Б. Балкизова, М.Ю. Березина, Б.В. Гусева, А.З. Дадашева,
Е.В. Лобановой, Д.А. Смирнова, З.И. Усовой, Ю.В. Фокина,
которые исследовали социально-экономические и экономико-правовые аспекты
налогообложения, широко известны труды В.Г. Князева, Л.Э. Лимонова, А.П. Починка,
и др., обобщивших зарубежный опыт налоговой политики и определивших основные
направления его адаптации в России.
Проблемы
теории и практики оценки имущества по рыночной стоимости в России исследовались
в работах М.Ю. Березина, В.А. Горемыкиной, А.Г. Грязновой, В.В. Григорьева,
А.В. Ульянина, М.А. Федотовой и др.
В настоящее
время недостаточно разработана теоретическая и методологическая основы
имущественного налогообложения (в экономической литературе отсутствует единство
в вопросе отнесения тех или иных объектов к имуществу, нет четких критериев, на
основе которых возможно определить, какие виды имущества должны относиться к
объектам имущественного налогообложения, а также не определен состав платежей,
которые можно отнести к имущественному налогообложению).
Представленные
в дипломной работе научные положения, рекомендации и выводы, основанные на
использовании экономических теорий, методологических положений работ
отечественных авторов, вносят свой вклад в развитие методологии анализа и
налогообложения имущества образовательных учреждений в экономической системе
недвижимости, в том числе для целей управления, учета, налогообложения в
современных финансово-экономических отношениях России.
Целью дипломной
работы является теоретическое обоснование системы налогообложения имущества
образовательных учреждений в Российской Федерации. Для достижения указанной
цели в работе поставлены и решены следующие основные задачи:
– исследовать
теоретические основы налогообложения имущества образовательных учреждений,
выявить экономическую сущность налога на имущество;
– уточнить
имеющиеся на сегодняшний день в научной литературе определения понятий
«имущество для целей налогообложения»;
– проанализировать
практику налогообложения налогом на имущество организаций для оценки
возможности ее адаптации в России;
– исследовать
современное состояние налогообложения имущества образовательных учреждений на
примере детского сада, обозначить необходимость оптимизации налогообложения;
Предметом дипломной
работы являются отношения между бюджетными организациями и налоговыми органами
по поводу налогообложения налогом на имущество.
Объектом дипломной
работы являются структурообразующие составляющие налоговой системы, в частности
элементы налога на имущества.
Теоретическую
основу и методологическую базу исследования составили позиции, положения и
гипотезы, представленные и обоснованные в классических и современных трудах
отечественных и зарубежных ученых. Методологическую базу работы создали
категории материалистической диалектики «форма – содержание». Работа выполнена с
использованием методов экономического анализа, методов сравнительного анализа и
синтеза, использован диалектический метод в исследовании экономических и
нормативных особенностей предмета исследования. В работе применялись методы
группировки, сравнения, другие общепринятые экономико-статистические и
аналитические методы.
Информационную
и эмпирическую основу дипломной работы составили действующие федеральные
законы, Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ (законодательные и
нормативные акты органов власти РФ), Государственные целевые программы,
директивные и аналитические материалы центральных органов власти и управления,
другие нормативно-правовые акты, данные Госкомстата России, региональные нормативно-правовые
акты, периодические издания и ресурсы сети Интернет.
Работа
состоит из трех глав.
Первая
глава работы раскрывает основные характеристики налога на имущество образовательных
учреждений. В ней дается описание плательщиков налога, порядка его исчисления,
ставок, порядка и сроков уплаты. Таким образом, эта часть носит как
теоретический, так и частично методический характер.
Во второй
главе проводится анализ имущественного налогообложения в Российской Федерации.
В третьей
главе сделан упор на льготы по налогу на имущество муниципального дошкольного
учреждения детский сад №448 комбинированного вида «Серебряный колокольчик».
Здесь дана характеристика, классификация имущества детсада, расчет и заполнение
декларации, а так же направления оптимизации налога на имущество.
1.
Особенности исчисления и уплаты налога на имущество бюджетными организациями
Для
определения сущности имущественного налогообложения в Российской Федерации
следует обратиться к истории формирования российской налоговой системы. При
построении налоговой системы предусматривалось, что имущественные налоги должны
были относиться к ведению региональных и местных органов власти и,
соответственно, быть одними из существенных источников формирования доходной
базы региональных и местных бюджетов. Данный подход обуславливался тем, что
вышеуказанные органы власти могли реально обеспечивать эффективный контроль за
накопленным имуществом, полнотой учета и сбора имущественных налогов, оценивать
необходимость предоставления налоговых льгот.
В первую
очередь, такая доходообразующая роль отводилась налогу на имущество
предприятий.
При
введении указанного налога преследовалось несколько целей: создать у
организаций заинтересованность в реализации излишнего, неиспользуемого
имущества и стимулировать эффективное использование имущества, находящегося у
них на балансе.
Таким
образом, с точки зрения экономики этот налог должен был выполнять стимулирующую
и контрольную функции, а с точки зрения финансов – фискальную функцию.
С 1 января
2004 г. все организации, состоящие на государственном бюджете, получающие
финансирование из бюджетов всех уровней на осуществление деятельности по смете
доходов и расходов в сфере государственного управления, образования, культуры и
искусства, здравоохранения и иных областях, признаются согласно ст. 373
Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) плательщиками налога на
имущество организаций.
Признание
бюджетных организаций плательщиками налога на имущество организаций
производится на основании государственной регистрации в качестве юридического
лица.
Государственная
регистрация юридического лица производится в соответствии со ст. 51
Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ). Юридическое лицо подлежит
государственной регистрации в порядке, определяемом Федеральным законом от
08.08.2001 №129‑ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и
индивидуальных предпринимателей». Данные государственной регистрации включаются
в Единый государственный реестр юридических лиц. Юридическое лицо считается
созданным со дня внесения соответствующей записи в Единый государственный
реестр юридических лиц [24, c. 12].
Таким
образом, бюджетные организации признаются плательщиками налога на имущество
организаций на основании свидетельства о государственной регистрации в качестве
юридического лица, а вновь созданные бюджетные организации – со дня внесения
соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц.
Глава 30 НК
РФ является главой прямого действия; это означает, что все положения,
установленные в данной главе Кодекса, применяются непосредственно на всей территории
Российской Федерации [12, c. 21].
Хотя налог
на имущество организаций и вводится на соответствующей территории законом
субъекта Российской Федерации, законодательные (представительные) власти
субъектов Российской Федерации должны определить в своих законах о налоге на
имущество организаций только отдельные элементы налогообложения, право на
установление которых делегировано им гл. 30 НК РФ, в частности, они имеют
право устанавливать ставку налога в пределах, определенных ст. 380
Кодекса, сроки уплаты налога, а также форму отчетности по налогу. Они также
вправе предусматривать сверх установленных гл. 30 НК РФ льгот по налогу на
имущество организаций (ст. 381 НК РФ) дополнительные льготы по налогу для
организаций. Кроме того, законодательные акты субъекта Российской Федерации о
налоге могут не устанавливать отчетные периоды по налогу, а также
предусматривать для отдельных категорий налогоплательщиков право не исчислять и
не уплачивать авансовые платежи по налогу.
Главное,
что необходимо отметить, так это то, что положения закона субъекта Российской
Федерации о налоге на имущество организаций не должны дополнять гл. 30 НК
РФ и противоречить нормам, приведенным в настоящем Кодексе.
Следовательно,
при исчислении и уплате налога на имущество организаций по имуществу,
подлежащему налогообложению согласно гл. 30 НК РФ в пределах территории субъекта
Российской Федерации, бюджетные организации должны руководствоваться порядком
исчисления и уплаты налога, установленным нормами гл. 30 Кодекса, применяя
при этом ставку налога, срок уплаты налога и авансовых платежей, установленные
региональным законом о налоге на имущество организаций. Что касается льгот по
налогу, то налогоплательщик вправе использовать как льготы, приведенные в ст. 381
НК РФ, так и льготы, установленные законом субъекта Российской Федерации о
налоге.
В отношении
налоговой декларации (налогового расчета по авансовым платежам) следует иметь в
виду, что если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации о
налоге на имущество организаций, то бюджетные организации должны представлять
налоговую декларацию (налоговый расчет по авансовым платежам) по форме,
утвержденной Приказом МНС России от 23.03.2004 N САЭ‑3–21/224.
1.2 Имущество бюджетных организаций,
включаемое в налоговую базу
Заполняя
налоговую декларацию или авансовый расчет по налогу на имущество организаций,
следует иметь в виду, что согласно ст. 374 НК РФ объектом налогообложения
являются только основные средства (движимое и недвижимое имущество),
находящиеся на балансе налогоплательщика, в том числе находящиеся на балансе
бюджетной организации на праве оперативного управления [4, c. 23].
При этом к
недвижимому имуществу для целей налогообложения относятся объекты основных
средств, определенные ст. 130 ГК РФ, а именно земельные участки, участки
недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей, то есть
объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению
невозможно, в том числе леса, многолетние насаждения, здания, сооружения. К
недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные
и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты.
Согласно п. 2
ст. 130 ГК РФ под движимым имуществом подразумеваются вещи, не относящиеся
к недвижимости, включая деньги и ценные бумаги.
Однако для
целей налога на имущество организаций в соответствии с п. 1 ст. 374
НК РФ объектом налогообложения признается движимое имущество как вещи, не
относящиеся к недвижимости и учитываемые на балансе организации в качестве
объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского
учета.
Государственная
регистрация прав на недвижимое имущество осуществляется с 31 января 1998 г.
согласно Федеральному закону от 21.07.1997 №122‑ФЗ «О государственной
регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» [22, c. 32].
Основой для
ведения бухгалтерского учета являются Федеральный закон от 21.11.1996 №129‑ФЗ
«О бухгалтерском учете» (далее – Закон №129‑ФЗ) и принятые в соответствии
с ним правовые, нормативные и иные документы, действие которых распространяется
на бюджетные организации.
Признание
основных средств объектом обложения налогом на имущество организаций
определяется наличием их нахождения на балансе организации в соответствии с
требованиями бухгалтерского учета.
Согласно п. 2
ст. 8 Закона №129‑ФЗ имущество, являющееся собственностью
организации, учитывается обособленно от имущества других юридических лиц,
находящегося у данной организации. Таким образом, на балансе организации в
зависимости от имеющихся у организации прав на основные средства (движимое и
недвижимое имущество) отражаются:
·
основные средства, принадлежащие организации на праве
собственности (в том числе сданные в аренду, переданные в безвозмездное
пользование, переданные в доверительное управление);
·
основные средства, находящиеся у организации в хозяйственном
ведении или оперативном управлении (в том числе сданные в аренду, переданные в
безвозмездное пользование, переданные в доверительное управление);
·
основные средства, полученные организацией в аренду;
·
основные средства, полученные организацией в безвозмездное
пользование;
·
основные средства, полученные организацией в доверительное
управление.
Основные
средства, учитываемые в соответствии с установленным порядком ведения
бухгалтерского учета на забалансовых счетах организации, не признаются объектом
обложения налогом на имущество организаций.
Постановка
на баланс государственного или муниципального имущества осуществляется согласно
гл. 19 ГК РФ в случаях его передачи в хозяйственное ведение или
оперативное управление государственным (муниципальным) унитарным предприятиям,
учреждениям и организациям; следовательно, основные средства, учитываемые на
балансе бюджетных организаций и переданные им в оперативное управление,
признаются объектом обложения налогом на имущество организаций.
6.
Имущество бюджетных организаций, относящееся к основным средствам
Ведение
бюджетными организациями бухгалтерского учета, в том числе основных средств,
должно осуществляться в соответствии с Инструкцией по бухгалтерскому учету в
бюджетных учреждениях, утвержденной Приказом Минфина России от 30.12.1999 №107н
(далее – Инструкция №107н) [8, c. 10].
При
принятии бюджетными организациями к бухгалтерскому учету активов в качестве
основных средств необходимо, чтобы в отношении их выполнялись следующие
условия:
– использование
для управленческих нужд организации (либо оказания услуг);
– использование
в течение длительного времени, то есть срока полезного использования.
К основным
средствам относятся здания, сооружения, оборудование, измерительные и
регулирующие приборы и устройства, вычислительная техника, транспортные
средства, хозяйственный инвентарь и принадлежности; многолетние насаждения,
внутрихозяйственные дороги, земельные участки, объекты природопользования.
1.3 Налоговые льготы, предусмотренные для
бюджетных организаций
Статьей 381
НК РФ предусмотрены льготы по налогу на имущество организаций, предоставляемые
отдельным категориям налогоплательщиков на федеральном уровне.
Согласно п. 1
ст. 381 НК РФ от налогообложения освобождаются организации уголовно-исполнительной
системы в отношении имущества, используемого для осуществления возложенных на
них функций.
Уголовно-исполнительная
система включает:
1)
учреждения, исполняющие наказания;
2)
территориальные органы уголовно-исполнительной системы;
3) федеральный
орган исполнительной власти, уполномоченный в области исполнения наказаний [5, c. 19].
Данные
организации являются бюджетными учреждениями.
Кроме того,
в уголовно-исполнительную систему по решению Правительства РФ могут входить
следственные изоляторы, предприятия, специально созданные для обеспечения
деятельности уголовно-исполнительной системы, научно-исследовательские,
проектные, лечебные, учебные и иные учреждения (ст. 5 Федерального закона
от 21.07.1993 №5473–1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные указания
в виде лишения свободы» (далее – Закон №5473–1)) [9, c. 32].
Деятельность
уголовно-исполнительной системы осуществляется на основе принципов законности,
гуманизма, уважения прав человека. Интересы исправления осужденных не должны подчиняться
цели получения прибыли от их труда. Задачами уголовно-исполнительной системы
являются:
1)
исполнение уголовных наказаний в виде лишения свободы, а также исключительной
меры наказания;
2)
обеспечение правопорядка и законности в учреждениях, исполняющих уголовные
наказания в виде лишения свободы, безопасности содержащихся в них осужденных, а
также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на территориях этих
учреждений;
3)
привлечение осужденных к труду, а также обеспечение их общего и профессионального
образования и профессионального обучения;
4)
обеспечение охраны здоровья осужденных;
5)
содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность;
6)
конвоирование осужденных и лиц, заключенных под стражу, по плановым маршрутам;
7) конвоирование
граждан Российской Федерации и лиц без гражданства на территорию Российской
Федерации, а также конвоирование иностранных граждан и лиц без гражданства в
случае их экстрадиции при выполнении международных обязательств Российской
Федерации.
Поэтому не
подлежит налогообложению имущество, используемое для осуществления возложенных
на вышеуказанные организации и бюджетные учреждения задач, установленных ст. ст. 1,
2 Закона №5473–1.
На балансе
бюджетных организаций (в частности, музеев) могут находиться памятники истории
и культуры, которые относятся к объектам социально-культурной сферы. Поэтому
организации вправе использовать льготу по налогу, предоставляемую не только
согласно п. 5 ст. 381 НК РФ, но и в соответствии с п. 7 ст. 381
настоящего Кодекса.
При
предоставлении льготы по налогу, установленной п. 5 ст. 381 НК РФ в
отношении находящихся на балансе организаций объектов, признаваемых памятниками
истории и культуры федерального значения в установленном законодательством
Российской Федерации порядке, необходимо иметь в виду следующее.
Под
объектами культурного наследия федерального значения понимаются объекты,
обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной
ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры Российской Федерации,
а также объекты археологического наследия (ст. 4 Федерального закона от
25.06.2002 №73‑ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и
культуры) народов Российской Федерации» (далее – Закон №73‑ФЗ)) [19, c. 23].
К объектам
культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской
Федерации (далее – объекты культурного наследия) относятся объекты недвижимого
имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры,
декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами
материальной культуры, возникшие в результате исторических событий,
представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры,
градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии,
социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными
источниками информации о зарождении и развитии культуры (ст. 3 Закона №73‑ФЗ).
Объекты
культурного наследия подразделяются на следующие виды:
1)
памятники – отдельные постройки, здания и сооружения с исторически сложившимися
территориями (в том числе памятники религиозного назначения: церкви,
колокольни, часовни, костелы, кирхи, мечети, буддистские храмы, пагоды,
синагоги, молельные дома и другие объекты, специально предназначенные для
богослужений); мемориальные квартиры; мавзолеи, отдельные захоронения;
произведения монументального искусства; объекты науки и техники, включая
военные; частично или полностью скрытые в земле или под водой следы
существования человека, включая все движимые предметы, имеющие к ним отношение,
основным или одним из основных источников информации о которых являются
археологические раскопки или находки (объекты археологического наследия) [19, c. 34].
2) ансамбли
– четко локализуемые на исторически сложившихся территориях группы
изолированных или объединенных памятников, строений и сооружений
фортификационного, дворцового, жилого, общественного, административного,
торгового, производственного, научного, учебного назначения, а также памятников
и сооружений религиозного назначения (храмовые комплексы, дацаны, монастыри,
подворья), в том числе фрагменты исторических планировок и застроек поселений,
которые могут быть отнесены к градостроительным ансамблям; произведения
ландшафтной архитектуры и садово-паркового искусства (сады, парки, скверы,
бульвары), некрополи;
3)
достопримечательные места – творения, созданные человеком, или совместные
творения человека и природы, в том числе места бытования народных
художественных промыслов; центры исторических поселений или фрагменты
градостроительной планировки и застройки; памятные места, культурные и
природные ландшафты, связанные с историей формирования народов и иных
этнических общностей на территории Российской Федерации, историческими (в том
числе военными) событиями, жизнью выдающихся исторических личностей; культурные
слои, остатки построек древних городов, городищ, селищ, стоянок; места
совершения религиозных обрядов.
В целях
предоставления льготы по налогу на имущество организаций организация, имеющая
на балансе объекты культурного наследия (памятники истории и культуры), должна
представить охранное обязательство, оформленное в порядке, установленном
законодательством Российской Федерации.
При этом
охранное обязательство согласно ст. 29 Федерального закона от 21.12.2001 №178‑ФЗ
«О приватизации государственного муниципального имущества» должно содержать
требования к содержанию объек та культурного наследия, условиям доступа
граждан, порядку и срокам проведения реставрационных, ремонтных и иных работ, а
также иные обеспечивающие сохранность такого объекта требования.
Если
интерьер внутренних помещений объекта культурного наследия является предметом
охраны данного объекта, что должно подтверждаться охранным обязательством, то
такие основные средства, относящиеся к памятникам истории и культуры, также не
подлежат обложению налогом на имущество организаций.
При этом
необходимо иметь в виду, что согласно п. 3 ст. 63 Закона №73‑ФЗ
охранные обязательства применяются впредь до включения объекта культурного
наследия в единый государственный реестр. Таким образом, в отношении объектов
культурного наследия, включенных в вышеуказанный реестр, охранные обязательства
не выдаются. В этом случае для подтверждения права на льготу следует
использовать паспорт объекта культурного наследия, который выдается
собственнику вышеуказанного объекта и содержит необходимые сведения.
Кроме того,
в целях предоставления льготы по налогу по объектам, признаваемым памятниками
истории и культуры федерального значения, налогоплательщик обязан представить в
налоговый орган из уполномоченного Правительством РФ государственного органа
документ о внесении памятника истории и культуры в реестр федерального
имущества.
В
аналогичном порядке согласно п. 7 ст. 381 НК РФ предоставляется
льгота в отношении памятников истории и культуры регионального и местного
значения.
При
применении п. 7 ст. 381 НК РФ в отношении объектов
социально-культурной сферы, используемых для нужд культуры и искусства,
образования, физической культуры и спорта, здравоохранения и социального
обеспечения, организациям следует иметь в виду, что данная льгота действует до
1 января 2008 г.
При
определении состава объектов основных средств социально-культурной сферы
рекомендуется руководствоваться Общероссийским классификатором основных фондов
ОК 013–94, поскольку группировки объектов в нем образованы в основном по
признакам назначения, связанным с видами деятельности, осуществляемыми с
использованием этих объектов и производимыми в результате этой деятельности
продукцией и услугами.
Вышеуказанная
льгота предоставляется бюджетным организациям социально-культурной сферы по
всему имущественному комплексу (инвентарным объектам), который включает
совокупность объектов основных средств, находящихся на балансе и используемых в
рамках основной деятельности в области образования, здравоохранения, культуры и
искусства, физической культуры и спорта, социального обеспечения.
При этом
объектами культуры, искусства, образования, здравоохранения, физической
культуры и спорта, социального обеспечения является единый имущественный
комплекс, который функционально предназначен и используется организацией для
нужд культуры, искусства, образования, здравоохранения, физической культуры и
спорта, социального обеспечения. В него входит все имущество бюджетной организации,
например образовательного учреждения, которое включает административные здания
и помещения (в том числе инвентарь, учебные корпуса, объекты по содержанию
зданий (в том числе котельные), столовые для студентов и преподавателей,
общежития, гаражи, транспортные средства, библиотеки, клубы и т.д.), то есть
совокупность основных средств, находящихся на балансе образовательного
учреждения, которые необходимы для осуществления основной деятельности
организации.
Соответствующее
предназначение объектов основных средств (движимого и недвижимого имущества)
определяется Положением об организации, первичными документами на эти объекты и
распорядительными документами организации в отношении использования объектов
основных средств для нужд культуры, искусства, образования, здравоохранения,
физической культуры и спорта, социального обеспечения.
Не подлежат
льготированию объекты социально-культурной сферы, полностью используемые в
течение налогового (отчетного) периода не для вышеуказанных нужд, в том числе
полностью сдаваемые в аренду [6, c. 26].
Если на
территории бюджетной организации, осуществляющей деятельность в области
образования, медицины, культуры, физкультуры и спорта, социального обеспечения,
имеются отдельные общедоступные объекты торговли, общественного питания,
бытового обслуживания населения, то данные объекты, как не связанные с
социально-культурной сферой, подлежат налогообложению.
Таким
образом, можно сделать вывод, что если бюджетная организация не осуществляет
иные виды деятельности, кроме основной (в том числе по оказанию платных услуг
по этой деятельности), то ее имущество не подлежит обложению налогом на
имущество организаций.
Например,
если общеобразовательная школа, интернат, детский сад, районная поликлиника,
медицинское учреждение, колледж, спортивная школа, институт повышения
квалификации, театр, музей, библиотека, клуб осуществляют исключительно
уставную деятельность в соответствующей сфере (в том числе оказывают
соответственно своему профилю платные услуги), то все основные средства, находящиеся
на балансе данных организаций, подлежат льготированию (за исключением
вышеназванных отдельно стоящих объектов, не соответствующих профилю бюджетного
учреждения).
В отношении
имущества бюджетных организаций, осуществляющих научную деятельность, также
предусмотрены льготы по налогу на имущество организаций.
Так, при
предоставлении льготы по налогу на имущество организаций, установленной п. 15
ст. 381 НК РФ в отношении имущества государственных научных центров,
следует иметь в виду, что Порядок присвоения статуса государственного научного
центра Российской Федерации (далее – Порядок) утвержден Указом Президента
Российской Федерации от 22.06.1993 №939 «О государственных научных центрах
Российской Федерации».
Отнесение
организаций науки, а также высших учебных заведений к государственным научным
центрам Российской Федерации осуществляется Правительством РФ по представлению
Межведомственной координационной комиссии по научно-технической политике (п. 2
Порядка).
Государственный
научный центр Российской Федерации действует в соответствии с законодательством
Российской Федерации и Положением об условиях государственного обеспечения
центра, утверждаемым Правительством РФ одновременно с принятием решения о
присвоении организации или высшему учебному заведению статуса государственного
научного центра (п. 4 Порядка).
Руководители
организаций науки, а также высших учебных заведений, получивших статус
государственного научного центра Российской Федерации, ежегодно представляют
Межведомственной координационной комиссии по научно-технической политике отчеты
о деятельности руководимых ими центров (п. 5 Порядка).
При
предоставлении льготы по налогу, установленной п. 16 ст. 381 НК РФ,
научным организациям Российской академии наук, Российской академии медицинских
наук, Российской академии сельскохозяйственных наук, Российской академии
образования, Российской академии архитектуры и строительных наук, Российской
академии художеств следует иметь в виду, что льгота по налогу предоставляется
вышеуказанным научным организациям в отношении имущества, используемого ими в
целях научной (научно-исследовательской) деятельности до 1 января 2008 г.
При этом
научная (научно-исследовательская) деятельность определена как деятельность,
направленная на получение и применение новых знаний (ст. 2 Федерального
закона от 23.08.1996 №127‑ФЗ «О науке и государственной
научно-технической политике»). При этом к научной (научно-исследовательской)
деятельности относятся:
– фундаментальные
научные исследования, которые определяются как экспериментальная или
теоретическая деятельность, направленная на получение новых знаний об основных
закономерностях строения, функционирования и развития человека, общества,
окружающей природной среды;
– прикладные
научные исследования, которые определяются как исследования, направленные
преимущественно на применение новых знаний для достижения практических целей и
решения конкретных задач.
Научно-техническая
деятельность, которая определена как деятельность, направленная на получение,
применение новых знаний для решения технологических, инженерных, экономических,
социальных, гуманитарных и иных проблем, обеспечения функционирования науки,
техники и производства как единой системы, к научной (научно-исследовательской)
деятельности не относится.
Поэтому
налоговая льгота применяется только в отношении имущества, используемого в
целях научной (научно-исследовательской) деятельности научной организацией,
имеющей свидетельство об аккредитации научной организации, осуществляющей в
качестве основной научную (научно-исследовательскую) деятельность и входящей в
состав вышеназванных российских академий наук.
В отношении
дополнительных льгот по налогу необходимо отметить следующее.
Как уже
было сказано выше, законодательные (представительные) органы власти субъектов
Российской Федерации вправе предусмотреть любые налоговые льготы для отдельных
категорий налогоплательщиков и основания для их использования. При этом льготы,
предусмотренные ст. 381 НК РФ, применяются вне зависимости от их
упоминания в законах субъектов Российской Федерации [12, c. 76].
Как
показывает анализ законов субъектов Российской Федерации о налоге на имущество
организаций, законодательные (представительные) органы власти субъектов
Российской Федерации предусмотрели налоговые льготы, аналогичные налоговым
льготам, определенным ст. 381 НК РФ, в отношении которых установлено
ограничение их действия во времени, – без указанного ограничения.
Законодательные
(представительные) органы власти субъектов Российской Федерации предусмотрели,
например, следующие налоговые льготы:
·
в отношении памятников истории и культуры регионального и (или)
местного значения;
·
отношении объектов социально-культурного назначения;
·
отношении бюджетных учреждений регионального и местного значения.
Согласно ст. 373
НК РФ налогоплательщиками признаются, в частности, российские организации.
Поэтому вне
зависимости от того, имеет ли организация льготу по налогу на имущество
организаций, налоговая декларация представляется в обязательном порядке по
всему имуществу, которое находится у нее на балансе. Причем налоговая
декларация представляется по месту фактического нахождения недвижимого
имущества и месту учета движимого имущества (то есть по месту нахождения
организации и по месту нахождения обособленного подразделения, имеющего
отдельный баланс), относимых согласно правилам бухгалтерского учета к основным
средствам.
Налог и
авансовые платежи по налогу на имущество организаций подлежат уплате налогоплательщиками
в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.
При этом
законодательные (представительные) органы власти субъектов Российской Федерации
вправе предусмотреть для отдельных категорий налогоплательщиков право не исчислять
и не уплачивать авансовые платежи по налогу.
Сумма
авансового платежа, подлежащая уплате за отчетный период, рассчитывается
следующим образом: средняя стоимость имущества, исчисленная по состоянию на 1‑е
число месяца, следующего за отчетным периодом, умножается на ставку налога и
делится на 4.
Статьей 384
НК РФ определены особенности исчисления и уплаты налога на имущество
организациями, имеющими обособленные подразделения.
Бюджетные учреждения обязаны представлять
в инспекцию декларации (расчеты) по налогам, если это установлено
законодательством о налогах и сборах (подп. 4 п. 1 ст. 23 НК РФ).
бюджетные учреждения должны заполнять необходимо титульный лист и разделы 1, 2
и 5 налоговой декларации, утвержденной приказом МНС России от 23 марта 2004 г.
№САЭ‑3–21/224 х7б [7, c. 10].
По
истечении каждого отчетного и налогового периода налогоплательщики налога на
имущество предоставляют в налоговые органы налоговые расчеты по авансовым
платежам по налогу и налоговую декларацию. При этом расчеты по авансовым платежам
предоставляются не позднее 30 дней с даты окончания соответствующего отчетного
периода, а налоговые декларации не позднее 30 марта года, следующего за
истекшим налоговым периодом (статья 386 Налогового кодекса).
Действующая
в настоящее время форма налоговой декларации по налогу на имущество (налоговый
расчет по авансовому платежу) утверждена Приказом МНС России от 23 марта 2004 г.
№САЭ‑3–21/224 – форма по КНД 1152001. Указанным приказом утверждена и
инструкция по заполнению налоговой декларации по налогу на имущество.
Детский сад
№448 «Серебряный колокольчик» заполняет в декларации только 3 раздела и
титульный лист.
Раздела 1.
Сумма налога (сумма авансового платежа по налогу), подлежащая уплате в бюджет
по данным налогоплательщика
Раздел 2.
Расчет налоговой базы и суммы налога (авансового платежа по налогу) в отношении
подлежащего налогообложению имущества российских организаций и иностранных
организаций, осуществляющих деятельность в РФ через постоянные
представительства
Раздел 4.
Расчет налоговой базы и суммы налога (авансового платежа по налогу) по
недвижимому имуществу, входящему в состав Единой системы газоснабжения, и по
объектам недвижимого имущества российской организации, имеющим место
фактического нахождения на территориях разных субъектов РФ либо на территории
субъекта РФ и в территориальном море РФ (на континентальном шельфе РФ или в
исключительной экономической зоне РФ)
Страницы: 1, 2, 3
|