Налоги и их роль в условиях рыночной экономики
Фискальная функция
состоит в обеспечении доходов государственной бюджетной системы и находится под
особым контролем и воздействием государства, в центре его финансовой политики.
Макроэкономическая
(регулирующая) функция – это роль налогов и налоговой политики в системе
факторов регулирования макроэкономических процессов, совокупного спроса и
предложения, темпов роста и занятости. В условиях Казахстана налоговая система
проявила себя как фактор ограничения спроса, особенно инвестиционного,
углубления падения производства, формирования безработицы и неполной занятости
рабочей силы.
Распределительная функция
налоговой системы проявляется в сложном взаимодействии с ценами, доходами,
процентом, динамикой курсов акций и т.д. Налоги выступают существенным
инструментом распределения и перераспределения национального дохода, доходов
юридических и физических лиц. Распределительная функция налогов влияет на
распределение не только доходов, но и капиталов, инвестиционных ресурсов.
Социальная функция
налогов носит многоаспектный характер. Само материальное содержание налогов как
денежных ресурсов, централизуемых государством и изымаемых из воспроизводственного
процесса, несет в себе возможность из обращения на непроизводственные цели. В
условиях РФ социальная функция налоговой системы бюджета весьма существенна в
силу тех обязательств, которые несло советское государство перед населением и которое
«по наследству» перешло к РФ. Многие социальные затраты, финансируемые
государством за счет налогов (бесплатное образование, здравоохранение и т.д).
Социальная функция налогов
проявляется и непосредственно через механизмы налоговых льгот и налоговых ставок,
что входит во внутренний механизм действия налога (НДС, налога на прибыль и
т.д.).
Социальная функция
налоговой системы требует детального исследования как с точки зрения ее
усиления, так и с точки зрения устранения неоправданных льгот и преимуществ, не
отвечающих характеру рыночных преобразований или социальным критериям.
Стимулирующая функция
налоговой системы является одной из важнейших, но это самая
«труднонастриваемая» функция. Как и любая другая функция, стимулирующая функция
проявляется через специфические формы и элементы налогового механизма, систему
льгот и поощрений, запретительных или ограничивающих ставок и другие
инструменты налогового механизма и налоговой политики.
Контрольная функция
налогов выступает своего рода защитной функцией: она обеспечивает
воспроизводство налоговых отношений государства и предприятий, реализацию и
действенность силы государственной власти. Без контрольной функции другие
функции налогов неосуществимы или их реализация подрывается в своей основе.
Контрольная функция,
опираясь на закон, право, может эффективно реализовываться только на основе
принуждения, подчинения силе государственной власти и закону. Ослабление
государственной власти ведет к ослаблению контрольной функции налоговой
системы. И, наоборот, ослабление контрольной функции налогов означает
ослабление государственной власти или ведет к такому ослаблению.
В конкретном отношении
контрольная функция налогов проявляется в обязательном исполнении налогового
законодательства, в полноте сбора налоговых платежей и действенности и
эффективности штрафных санкций и ответственности тех, кто не выполняет или не в
полной мере выполняет обязательства перед государством, предписываемые законом.
Контрольная функция
налоговой системы предопределяет и определяет, как и уже отмечено,
эффективность других функций. Следовательно, если контрольная функция налогов
ослаблена, то это соответственно снижает эффективность налоговой системы в
целом.
1.3
Виды налогов действующих на территории Республики Казахстан
Совокупность видов
налогов, взимаемых в государстве, форм и методов их построения, органов
налоговой службы образует налоговую систему государства.
Налоговая система РК
включает в себя определенные виды налогов, сборов и пошлин, правовые нормы,
регулирующие налоговые отношения и органы налоговой службы.
Согласно статьи 59
Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в
бюджет» в Республике Казахстан действуют налоги и другие обязательные платежи в
бюджет, установленные Кодексом. [4]
Налоги подразделяются на
прямые и косвенные. К косвенным налогам относятся налог на добавленную
стоимость и акциз.
Суммы налогов и других
обязательных платежей поступают в доходы соответствующих бюджетов в порядке,
определенном Бюджетным кодексом Республики Казахстан и законодательством о
республиканском бюджете на соответствующий год.
Рассмотрим виды налогов,
сборов и платежей налогового характера в Казахстане.
Прямой налог – налог,
выплачиваемый налогоплательщиком (физическим или юридическим лицом) со своих
доходов, а также своего имущества, что является его прямым взносом в бюджет. К
числу прямых налогов относятся подоходный налог с граждан, налог на прибыль
предприятий, налоги на имущество, владение и пользование которым составляет
объект для налогообложения, и другие.
Прямые налоги платятся
субъектами налога непосредственно и прямо пропорциональны платежеспособности.
Это подоходный налог с юридических и физических лиц, налог на операции с ценными
бумагами, налог на землю и др. К прямым налогам относятся следующие:
а) корпоративный
подоходный налог;
б) индивидуальный
подоходный налог;
в) специальные платежи и
налоги недропользователей
г) социальный налог;
д) земельный налог;
е) налог на транспортные
средства;
ж) налог на имущество.[6]
Последние три вида
налогов принято считать налогами на собственность.
Таблица 1 – Категории
земель в Республике Казахстан
Категории земель, подлежащие
налогообложению
|
Категории земель, не подлежащие
налогообложению
|
Земли сельскохозяйственного
назначения
|
Земли особо охраняемых природных
территорий, земли оздоровительного, рекреационного и историко-культурного
назначения
|
Категории земель, подлежащие
налогообложению
|
Категории земель, не подлежащие
налогообложению
|
Земли населенных пунктов
|
Земли лесного фонда
|
Земли промышленности, транспорта,
связи, назначения
|
Земли водного фонда
Земли запаса
|
Примечание - Байдунсенов А.Д.
Налоговая система Казахстана // Каржы-Каражат. Финансы Казахстана – 2005. № 4
|
Согласно Земельного
кодекса Республики Казахстан от 20 июня 2003 года N 442 земля находится в
собственности государства, а также в частной собственности на определенных
законных основаниях, условиях и пределах. Правом её распределения наделены
представительные и исполнительные органы всех уровней в пределах своих
полномочий; владение и пользование землей является платным. Земельный налог
введен с 1992 года. Его цель - обеспечение рационального использования земель и
формирование доходов бюджетов для осуществления мероприятий по землеустройству,
повышению плодородия земель, их охране, а также для социально- культурного
развития территории. [7]
В целях налогообложения
все земли рассматриваются в зависимости от их целевого назначения и
принадлежности к определенным категориям, которые устанавливаются
законодательным актом Республики Казахстан. (Таблица 1)
Налог уплачивается по
месту расположения участка; сумма налога остается в распоряжение местных
органов власти, тем самым обеспечивается заинтересованность местных властей в
сборе налога.
Земельный налог
исчисляется на основании документов, удостоверяющих право собственности, право
постоянного землепользовании, права безвозмездного временного землепользования
и данных государственного количественного и качественного учета земель по
состоянию на 1 января каждого года, предоставленных уполномоченным органом по
управлению земельными ресурсами.
Нормативно-правовое
регулирование налога на транспортные средства определяется инструкцией «О порядке исчисления и уплаты налога на
транспортные средства», утвержденной приказом министра финансов РК от 21 июня
1995 г. № 149, в содержание которой периодически вносятся дополнения и
изменения, и действующей до 01.01.2002 г.[8]
В общепринятой мировой
практике существуют определенные принципы функционирования налога на имущество,
такие как нейтральность, простота и справедливость. В частности, нейтральность
налогообложения означает оказание минимального воздействия на принятие
экономических решений, т.е. налогоплательщикам предоставлено право
самостоятельно скорректировать свои действия в зависимости от стоимости
недвижимости. Принцип простоты подразумевает неукоснительное соблюдение
налогового законодательства. Причем налоговые расчеты по имуществу не требуют
значительных затрат на осуществление контроля со стороны государства в лице
налоговых органов. И, наконец, справедливость понимается, как его взимание по
установленным правилам исходя из возможностей и платежеспособности
собственника, территории региона и других аспектов.
В целом налог на
имущество является важным источником поступления в местный бюджет. Поэтому
местные налоговые органы объективно определяют базу налогообложения, ставки
налога в зависимости от присущих свойств и стоимости имущества, придерживаясь
указанных принципов. Основная задача налогоплательщиков, связанная с его
уплатой, заключается в оптимальном определении базы и правильном измерении
имущества.
Рассмотрим
более подробно некоторые виды налогов, имеющие большую значимость для бюджета
Республики Казахстан.
Корпоративный подоходный
налог занимает значительное место в поступлениях государственного бюджета, т.к.
он составляет около 28% всех поступлений.
Рисунок 1 - Механизм
действия и особенности корпоративного подоходного налога [9]
Механизм действия и
особенности корпоративного подоходного налога представлены на рисунке 1.
Плательщиками данного
налога являются юридические лица – резиденты Республики Казахстан, за
исключением Национального банка Республики Казахстан и государственных
учреждений, а также юридические лица – нерезиденты, осуществляющие деятельность
в Республике Казахстан через постоянное учреждение или получающие доходы из
источников в Республике Казахстан.
Социальный налог является
сравнительно недавно введенным налогом в налоговой системе Казахстана.
Изначальная цель взимания данного вида заключалась в мобилизации средств для
реализации права граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение
и медицинскую помощь.
Введение социального налога
с января 1999 г. было необходимо также и для формирования доходной части бюджет
на социальные программы. За непродолжительный период существования социального
налога вносилось немалое количество изменений и дополнений в размер ставок,
облагаемую базу и отчетность. В частности, снижение ставки социального налога с
26 до 21% (начиная с 01.07.2001 г.) было предусмотрено Законом Республики
Казахстан от 03.05.2001 г. № 183-Ц.[10, 52]
При косвенном
налогообложении субъект налога и его носитель обычно не совпадают. Косвенные
налоги взимаются через надбавку к цене и являются налогами на потребителей.
Так, например, акцизы на табачные и алкогольные товары уплачиваются
производителем, который включает их в цену реализации. Соответственно,
покупатель этих товаров становится фактическим плательщиком налога. К косвенным
налогам относятся: налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины,
монопольный налог.
Таким образом, создается
впечатление, что косвенные налоги – несправедливые налоги. Чем беднее человек, тем
большую долю своего дохода он отдает государству в виде этих налогов.
В западных странах
косвенные налоги находят более широкое применение. Они позволяют оперативно и
регулярно получать крупные суммы, что позволяет стимулировать или сдерживать
производство по тем или иным направлениям, а так же регулировать потребление. В
развитых капиталистических странах при всех негативных сторонах косвенного
налогообложения оно не противодействует развитию экономики.[7, 47]
В Казахстане к косвенным
налогам относятся:
а) налог на добавленную
стоимость;
б) акцизы.
Налог на добавленную
стоимость (далее по тексту - НДС) - это один из косвенных налогов, который
взимается непосредственно с получателей дохода и включается в цену товаров
(работ и услуг), завышая ее.
Эффективность применения
налога на добавленную стоимость доказана зарубежным опытом, так как именно этот
налог (исходя из интересов государства) сочетается с либерализацией цен - чем
выше цепы, тем больше сумма налога (при неизменной ставке). Первоначально НДС
был введен во Франции, а затем распространен в странах Европы. Он по праву
называется «европейским налогом», поскольку одним из обязательных условий для
вхождения в европейское сообщество является его внедрение. В настоящее время
НДС применяется более чем в 40 странах мира. Содержание и порядок уплаты
данного налога во многих государствах одинаков. Отличия заключаются лишь в
методах определения суммы НДС, различиях - в ставках и льготах. Например,
пониженные ставки, в пределах 2-10%, характерны для продовольственных,
медицинских и других социально значимых товаров и услуг. К так называемым
«стандартным» услугам и промышленным товарам устанавливаются ставки от 12-32 %.
И, наконец, к предметам роскоши ставки составляют свыше 25 %. Вместе с тем
европейские страны пытаются установить единую ставку НДС - на уровне 15%.[8,
23]
Основной направленностью
введения данного налога является предотвращение кризиса перепроизводства,
вытеснение с рынка слабых производителей. Поэтому он выступает в роли элемента
политики сдерживания производства.
Акцизы являются
косвенными налогами. Плательщиками этих видов налогов являются реализаторы
товаров (работ и услуг). Однако фактически выплаты по налогам производятся
потребителем, так как сумма налогов включается в стоимость приобретаемых им
товаров (работ и услуг). Акцизы носят разовый характер, с той точки зрения, что
они выплачиваются при совершении плательщиком сделок по импорту, реализации
товаров (работ и услуг). [11, 69]
Акцизы - это
разновидность налоговых платежей, уплачиваемых производителями либо импортерами
подакцизных товаров, в том числе лицами, осуществляющими игорный бизнес на
территории Республики.
В связи с заключением
Республикой Казахстан с государствами-участниками СНГ соглашений о принципах
взимания косвенных налогов при экспорте-импорте товаров (работ, услуг),
предусматривающих взимание НДС и/или акцизов по "месту назначения", и
вступлением в силу этих соглашений по мере ратификации в установленном порядке,
при применении налогов, взимание которых возложено на таможенные органы,
руководствоваться следующим.
При таможенном оформлении
товаров, ввозимых из государств-участников СНГ, с которыми Республика Казахстан
не перешла на взимание косвенных налогов по "месту назначения", для
правильного применения косвенных налогов необходимо удостовериться в
соответствии представленных документов применению принципа взимания акцизов
"по месту происхождения" (то есть с применением акцизов по разнице в
ставках и/или без взимания акцизов. С этой целью импортер в обязательном
порядке должен представить копию грузовой таможенной декларации, оформленной в
государстве вывоза товаров.[7, 50]
Перечень подакцизных
товаров:
1) все виды спирта;
2) водка;
3) ликеро-водочные
изделия;
4) крепленые напитки,
крепленые соки ибальзама;
5) вина;
6) коньяки;
7) шампанские вина.
Рассмотрим перечень
налогов, сборов и платежей налогового характера в Казахстане.
1. Налоги включают в
себя:
а) корпоративный
подоходный налог;
б) индивидуальный
подоходный налог;
в) налог на добавленную
стоимость;
г) акцизы;
д) специальные платежи и
налоги недропользователей (подписной бонус, бонус коммерческого обнаружения,
роялти и налог на сверхприбыль).
е) социальный налог;
ж) земельный налог;
з) налог на транспортные
средства;
и) налог на имущество.
Следует отметить, что для
отдельных групп плательщиков применяются специальные налоговые режимы, которые
предусматривают применение упрощенного порядка исчисления и уплаты отдельных
налогов и представления отчетности по ним. К этой группе плательщиков можно
отнести субъекты малого бизнеса, крестьянские (фермерские) хозяйства,
юридические лица-производители сельхозпродукции, отдельные виды
предпринимательской деятельности.
Уплата налогов при этих
режимах производится на основе:
1) оплаты патента;
2) разового талона;
3) упрощенной декларации;
4) единого земельного
налога.
Необходимо отметить
также, что в Казахстане наиболее приемлем и принят к применению налоговый учет
по методу начислений, т.е. когда доходы и вычеты учитываются с момента
выполнения работ и оказания услуг независимо от времени оплаты. По нашему
мнению, у этого метода существует большой недостаток, так как налоговые платежи
должны быть пересилены даже в случае неоплаты поставок в срок, что приводит к
отвлечению оборотных средств.
2. Сборы:
а) сбор за регистрацию
юридических лиц;
б) сбор за
государственную регистрацию индивидуальных предпринимателей;
в) сбор за
государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
г) сбор за
государственную регистрацию радиоэлектронных средств и высокопоставленных устройств;
д) сбор за
государственную регистрацию механических транспортных средств и прицепов;
е) сбор за
государственную регистрацию морских, речных и маломерных судов;
ж) сбор за
государственную регистрацию гражданских воздушных судов;
з) сбор за проезд автотранспортных
средств по территории РК;
и) сбор с аукционов;
к) гербовый сбор;
л) лицензионный сбор за
право занятия отдельными видами деятельности.
3. Платы:
а) за пользование
земельными участками;
б) за пользование водными
ресурсами поверхностных источников;
в) за загрязнение
окружающей среды;
г) за пользование
животным миром;
д) за лесные пользования;
е) за использование особо
охраняемых природных территорий;
ж) за использование
радиочастотного спектра;
з) за пользование
судоходными водными путями;
и) за размещение наружной
рекламы.
4. Государственная
пошлина.
5. Таможенные платежи:
а) таможенная пошлина;
б) таможенные сборы.
Налоговая служба включает
в свой состав государственную налоговую службу, которая представлена в РК
Министерством государственных доходов, налоговыми комитетами в областях,
районах, городах и районах в городах. Налоговая служба осуществляет контроль за
исполнением и соблюдением законов республики о налогах и других обязательных
платежах в бюджет с учетом затрат цен и тарифов.[10]
Отдавая должное
содержанию налоговой и бюджетной политики, следует отметить, что существующая
система налогообложения, в свете стратегических планов развития Казахстана,
требует дальнейшего совершенствования и обеспечения стабильности основных
принципов, заложенных в налоговое законодательство, которое позволит обеспечить
поступательное развитие экономики государства, поможет создать достаточный
уровень жизни населения страны. Это во многом зависит от правильности выбора
стратегии и тактики налоговой реформы, умения предвидеть все, даже самые
отдаленные, ее социально-экономические и политические последствия и факторы,
которые могут вызвать какие-либо отклонения, способности четко реагировать на
эти отклонения от заданных параметров и быстро их корректировать путем внесения
в предварительные расчеты необходимых поправок.
2. Анализ налоговых поступлений в государственный
бюджет Республики Казахстан
2.1 Анализ налоговых поступлений в республиканский бюджет
Бюджетная система
Республики Казахстан включает бюджеты различных уровней, основанные на
экономических отношениях и соответствующих правовых нормах.
В Республике Казахстан
самостоятельно функционируют республиканский бюджет и местные бюджеты в
совокупности составляющие государственный бюджет.
Функционирование
бюджетной системы основано на взаимосвязи бюджетов различных уровней и
обеспечивается порядком их разработки, рассмотрения, утверждения, исполнения,
контроля, а также отчетом об исполнении республиканского и местного бюджетов.
Республиканский бюджет на
финансовый год утверждается законом Республики Казахстан, местные бюджеты -
решениями маслихатов.
Налоговыми поступлениями
в республиканский бюджет являются:
1) корпоративный
подоходный налог, за исключением поступлений от предприятий нефтяного сектора;
2) налог на добавленную
стоимость, в том числе на произведенные товары, выполненные работы и оказанные
услуги на территории Республики Казахстан, и на товары, импортируемые на
территорию Республики Казахстан;
3) акцизы на товары,
импортируемые на территорию Республики Казахстан в соответствии с законодательством
Республики Казахстан;
4) акцизы на сырую нефть,
газовый конденсат;
5) налог на сверхприбыль,
за исключением поступлений от предприятий нефтяного сектора;
6) бонусы, за исключением
поступлений от предприятий нефтяного сектора;
7) роялти, за исключением
поступлений от предприятий нефтяного сектора;
8) доля Республики
Казахстан по разделу продукции по заключенным контрактам, за исключением
поступлений от предприятий нефтяного сектора;
9) дополнительный платеж
недропользователя, осуществляющего деятельность по контракту о разделе
продукции;
10) сбор за проезд
автотранспортных средств по территории Республики Казахстан, кроме сбора за
проезд автотранспортных средств по государственным платным автомобильным
дорогам местного значения;
11) сбор за выдачу разрешения
на использование радиочастотного спектра телевизионным и радиовещательным
организациям; сбор за постановку на учет средства массовой информации;
12) сбор за
государственную регистрацию морских, речных и маломерных судов; сбор за
государственную регистрацию ипотеки судна или строящегося судна;
13) сбор за
государственную регистрацию лекарственных средств; сбор за государственную
регистрацию прав на произведения и объекты смежных прав, лицензионных договоров
на использование произведений и объектов смежных прав;
14) сбор за
государственную регистрацию гражданских воздушных судов;
15) сбор за
государственную регистрацию радиоэлектронных средств и высокочастотных
устройств;
16) плата за
предоставление междугородной и (или) международной телефонной связи;
17) плата за
использование радиочастотного спектра;
18) плата за
использование особоохраняемых природных территорий республиканского значения;
19) плата за пользование
животным миром;
20) плата за пользование
судоходными водными путями;
21) плата за размещение
наружной (визуальной) рекламы в полосе отвода автомобильных дорог общего
пользования республиканского значения;
22) таможенные пошлины на
ввозимые и вывозимые товары;
23) поступления от
осуществления таможенного контроля и таможенных процедур;
24) пошлины, взимаемые в
качестве защитных мер отечественных товаропроизводителей;
25) консульский сбор;
26) государственная
пошлина за проставление государственными органами апостиля на официальных
документах, совершенных в Республике Казахстан, в соответствии с международным
договором, ратифицированным Республикой Казахстан;
27) государственная
пошлина за выдачу паспортов и удостоверений личности граждан Республики
Казахстан;
28) государственная
пошлина, взимаемая за выдачу водительских удостоверений;
29) государственная
пошлина, взимаемая за выдачу свидетельств о государственной регистрации
транспортных средств;
30) государственная
пошлина, взимаемая за выдачу государственных регистрационных номерных знаков;
31) государственная
пошлина, взимаемая за совершение нотариальных действий нотариусами
государственных нотариальных контор;
32) государственная
пошлина, взимаемая за совершение юридически значимых действий уполномоченным
органом в сфере интеллектуальной собственности [6].
Счетным комитетом по
контролю за исполнением республиканского бюджета (далее – Счетный комитет) в
соответствии со статьей 138 Бюджетного кодекса Республики Казахстан ежегодно
подготавливаются отчёты об исполнении республиканского бюджета за прошедший
год.
По данным отчёта Счетного
комитета об исполнении республиканского бюджета за 2006 год в процессе
исполнения республиканского бюджета за 2006 год Парламентом Республики
Казахстан уточнены и Правительством Республики Казахстан неоднократно
корректировались основные его параметры. Так, при уточнении бюджета доходы были
увеличены на 42,1 млрд. тенге, а налоговые поступления – уменьшены на 36,2
млрд. тенге. В последующем, Правительством в результате корректировок доходы
увеличены на 214,7 млрд. тенге, а налоговые поступления – на 136,4 млрд. тенге.
Кассовое исполнение доходов республиканского бюджета превысило утвержденные и
уточненные показатели соответственно на 26,0% и 22,3 процента.
Затраты республиканского
бюджета за 2006 год в процессе уточнения были увеличены на 42,6 млрд. тенге и
составили 1518,8 млрд. тенге, против 1476,2 млрд. тенге, а расходы на
приобретение финансовых активов – на 12,3 млрд. тенге и составили 103,5 млрд.
тенге. В свою очередь, Правительством в течение отчетного года были внесены
изменения к уточненному показателю и в результате затраты увеличены на 185,1
млрд. тенге и составили 1703,9 млрд. тенге. Фактическое исполнение затрат
составило 1686,3 млрд. тенге, или 111,0% к уточненному назначению и 98,9% - к
скорректированному показателю.
Дефицит республиканского
бюджета в процессе уточнения был увеличен на 12,5 млрд. тенге и составил 126,2
млрд. тенге. Фактически республиканский бюджет исполнен с профицитом на сумму
54,7 млрд. тенге. В 2006 году для финансирования дефицита бюджета были
привлечены внешние и внутренние займы. При этом сумма внутренних заемных
средств составила 167,6 млрд. тенге, из них 83,7 млрд. тенге были направлены на
погашение основного долга по государственным ценным бумагам, а 83,9 млрд. тенге
остались неиспользованными. В результате на 1 января 2007 года свободный
остаток средств республиканского бюджета составил 151,0 млрд. тенге и по
сравнению с 2006 годом увеличился в 12 раз. По оценке Счетного комитета, это
привело к упущенным возможностям дополнительного роста экономики республики,
которые, с учетом мультипликативного эффекта, превысили 200 млрд. тенге.
Погрешности
макроэкономического прогнозирования оказали значительное влияние на налоговые
поступления в республиканский бюджет, в доходной части которого их доля в 2006
году составила 90,2 процента. При этом основным фактором, повлиявшим на
увеличение налоговых сборов, явился рост цен на нефть. В отчетном году цены на
нефть по сравнению с 2005 годом увеличились на 20,2 процента. В 2005-2006 годы
углеводороды и металлы обеспечили более 3/4 стоимости товарного экспорта
республики, а доля налоговых поступлений в республиканский бюджет от нефтяного
сектора составила более 30 процентов [17].
Основные положения Закона
«О республиканском бюджете на 2006 год» исполнены. В полном объеме исполнены
семнадцать статей Закона, пять статей носят нормативный характер. Вместе с тем,
Правительством не обеспечено надлежащее исполнение двадцати четырех статей
Закона, две статьи не исполнены.
Отдельные агрегированные
показатели исполнения республиканского бюджета, указанные в статье 1 Закона,
исполнены не в полном объеме. Скорректированный объем затрат республиканского
бюджета не исполнен на сумму 17,6 млрд. тенге, а бюджетные кредиты – на 1,0
млрд. тенге. При уточненном дефиците республиканского бюджета на сумму 126,2
млрд. тенге сложился профицит в размере 54,7 млрд. тенге.
Как и в предыдущие годы,
в результате неполного выполнения статьи 2 в республиканский бюджет не
поступила арендная плата за пользование Российской Федерацией военными
полигонами в размере 3,5 млрд. тенге. Правительством так и не обеспечено
вступление в силу протоколов о внесении изменений и дополнений в соглашения и
договоры между Республикой Казахстан и Российской Федерацией по использованию и
аренде испытательных полигонов, а также соглашения об урегулировании взаимных
вопросов и условий расчетов от использования этих полигонов. В результате, не
выполнены расходы по программам «Поставка и ремонт вооружения и военной техники
в соответствии с межгосударственными договорами об аренде полигонов» и
«Подготовка специалистов с высшим послевузовским профессиональным образованием»
[12].
В 2006 году не исполнена
статья 7-1 Закона, согласно которой в доход республиканского бюджета должен
быть направлен трансферт из Национального фонда в размере 76,6 млрд. тенге.
Согласно уточненному
бюджету, доходы республиканского бюджета на 2006 год были установлены в размере
1 510,3 млрд. тенге. В соответствии с корректировкой поступления в бюджет
от организаций сырьевого сектора увеличились на 172,6 млрд. тенге и составили 1 682,9
млрд. тенге, фактически поступило 1 847,2 млрд. тенге, или 122,3% к
уточненному показателю.
В общей сумме доходов
налоговые поступления за 2006 год составили 1 667,8 млрд. тенге, или 90,2%
к общему объему доходов, неналоговые поступления – соответственно 49,2 млрд.
тенге и 2,7%, поступления доходов от продажи основного капитала – 8,3 млрд.
тенге и 0,5%, поступления трансфертов – 121,9 млрд. тенге и 6,6% (см.
Приложение 1).
Согласно данным Счётного
комитета уточненный и скорректированный показатели по налоговым поступлениям
республиканского бюджета за 2006 год перевыполнены на 31,7% и 15,9%
соответственно и составил 1 667,8 млрд. тенге. [6]
Перевыполнение плана
налоговых поступлений обеспечено, в основном, за счет корпоративного
подоходного налога – на 216,1 млрд. тенге (в 1,4 раза) и поступлений за
использование природных и других ресурсов – на 127,0 млрд. тенге (в 1,9 раза).
Структурный анализ
показывает, что основными источниками налоговых поступлений республиканского
бюджета, как и в предыдущие годы, являлись корпоративный подоходный налог,
налог на добавленную стоимость и поступления за использование природных и
других ресурсов. Так, в 2006 году доля корпоративного подоходного налога в
общем объеме налоговых поступлений составила 46,6%, а в 2005 году – 53,4%, НДС
– 29,4% и 22,0%, поступления за использование природных и других ресурсов –
16,0% и 19,5%, соответственно (см. табл. 2).
В 2006 году налоговые
поступления в республиканский бюджет возросли по сравнению с 2005 годом на
105,9 млрд. тенге, или на 6,8 процента. Среди налоговых поступлений наиболее
высокие темпы роста приходились на таможенные платежи (85,3%) и акцизы (56,4%).
Таблица 2 - Структура
налоговых поступлений в республиканский бюджет за 2005-2006 годы, млрд. тенге
Наименование
|
2005
|
Уд.вес, %
|
2006
|
Уд.вес, %
|
Темпы роста 2006г. к 2005г., %
|
Налоговые поступления
|
1 561,9
|
100,0
|
1 667,8
|
100,0
|
106,8
|
Корпоративный подоходный налог
|
834,3
|
53,4
|
776,6
|
46,6
|
93,1
|
Налог на добавленную стоимость
|
343,9
|
22,0
|
489,6
|
29,4
|
142,4
|
Акцизы
|
10,1
|
0,6
|
15,8
|
0,9
|
156,4
|
Поступления за использование
природных и других ресурсов
|
304,2
|
19,5
|
267,4
|
16,0
|
87,9
|
Сборы за ведение
предпринимательской и профессиональной деятельности
|
0,6
|
0,1
|
0,8
|
0,1
|
133,3
|
Таможенные платежи
|
53,1
|
3,4
|
98,4
|
5,9
|
185,3
|
Другие налоги и платежи
|
15,7
|
1,0
|
19,2
|
1,1
|
122,3
|
Примечание – Источник Министерство
финансов Республики Казахстан
|
В 2006 году не обеспечено
выполнение плановых показателей по специфике «Прочие налоги» на сумму 18,7 млн.
тенге: в республиканский бюджет поступило 20,0 млн. тенге, или 51,7% от
планового показателя.
Анализ уплаченных сумм
налогов и других обязательных платежей в бюджет за 2006 год по
налогоплательщикам, подлежащим республиканскому мониторингу, показывает, что
коэффициент налоговой нагрузки в среднем для предприятий, добывающих сырую
нефть и природный газ, по оперативным данным, составил 31,3%, а для
хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговлю нефтепродуктами, - 6,5
процента. По оперативным данным Налогового комитета, в ТОО «Север-ойл»
коэффициент налоговой нагрузки составил 0,3%, а в ТОО «Гелиос» – 1,7 процента.
Налоговая нагрузка банков второго уровня составила в среднем 6,6%, а страховых
и аудиторских компаний – 26,4 процента. При этом Налоговым комитетом и его
территориальными подразделениями во многих случаях осуществлялись проверки в
хозяйствующих субъектах, по которым налоговые нагрузки составляли ниже 10
процентов, а банки второго уровня в отчетном году не проверялись.
В 2006 году по итогам 45
071 проверки дополнительно начислено 114,9 млрд. тенге, взыскано 14,9 млрд.
тенге, или 13 процентов. Проведено 3 925 безрезультативных проверок, из которых
наибольшее количество приходится на город Алматы – 624, Карагандинскую область
– 566, Костанайскую область – 542.
Центральным аппаратом
Налогового комитета в 2006 году проведено пять проверок из восьми,
предусмотренных планом. Дополнительно начислено налогов и платежей в бюджет на
сумму 309,7 млн. тенге, из которых взыскано 24,0 млн. тенге, или только 7,7
процента.
Показатели взыскания в
бюджет дополнительно начисленных налогов и платежей по отдельным хозяйствующим
субъектам еще ниже. В частности, по результатам налоговой проверки в ЗАО НК
«Казахстан Темир Жолы» в 2004 году дополнительно начислено налогов и платежей
на сумму 30,7 млрд. тенге. После рассмотрения жалобы Налоговый комитет отменил
обжалуемое уведомление по акту налоговой проверки и направил уведомление о
начисленной сумме налогов и других обязательных платежей на сумму 8,5 млрд.
тенге. По итогам рассмотрения результатов этой проверки в суде, сумма
дополнительно начисленных налогов и платежей уменьшилась до 1,7 млрд. тенге,
или 5,5% от первоначальной суммы. Аналогичная картина наблюдалась и по другим
проверкам.[10]
С вступлением в силу
Налогового кодекса значительно сократился удельный вес взысканных сумм от дополнительно
начисленных налогов и платежей: с 54,0% в 2001 году до 13,0% в 2006 году.
В республике
увеличивается сумма переплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет,
которая по состоянию на 1 января 2007 года составила 693,5 млрд. тенге и по сравнению
с началом отчетного года возросла на 150,4 млрд. тенге, или на 27,7 процента. В
результате происходит определенное отвлечение оборотных средств хозяйствующих
субъектов и увеличение налоговой нагрузки налогоплательщиков, а также
увеличение сумм возврата поступлений из республиканского бюджета. Так, в 2006
году АО «Казцинк» из республиканского бюджета произведен возврат НДС по
оборотам, облагаемым по нулевой ставке, в размере 5,2 млрд. тенге, АО «Миттал
Стил Темиртау» – 11,5 млрд. тенге. При этом последним уплачено других налогов и
платежей в бюджет 1,5 млрд. тенге.
В структуре излишне
уплаченных сумм по налогам в государственный бюджет по состоянию на 1 января
2007 года наибольший удельный вес приходится на налог на добавленную стоимость
и корпоративный подоходный налог.
Счетным комитетом
установлено отсутствие сводных планов проверок хозяйствующих субъектов за
2004-2006 годы в центральном аппарате Налогового комитета, а также нормативных
правовых актов, регламентирующих взаимодействие подразделений мониторинга и
аудита.
Вышеуказанные факты
свидетельствуют о том, что механизм налогового администрирования усложнен и
недостаточно эффективен, в нормах и положениях налогового законодательства
имеются разночтения, допускающие двоякое толкование, а уполномоченным органом
не принимаются системные меры по повышению качества налоговых проверок и
упрощению механизма налогового администрирования.
Рисунок 2 - Динамика
поступлений КПН в 2006 году с учётом поступлений в Национальный фонд Республики
Казахстан, млрд.тенге [11]
Страницы: 1, 2, 3, 4
|