Корпоративного
подоходного налога (далее - КПН) в 2006 году поступило 776,6 млрд. тенге, или
118,6% к уточненному показателю. При этом от организаций сырьевого сектора КПН
поступило 172,9 млрд. тенге, или 22,3% от общей суммы данного вида налога. По
состоянию на 1 января 2007 года, сумма КПН от организаций сырьевого сектора,
поступившая в Национальный фонд, составила 376,4 млрд. тенге.Общая сумма
переплат по КПН в 2006 году составила 68,3 млрд. тенге и по сравнению с 2005
годом увеличилась на 24,1 млрд. тенге (или на 54,6%), что связано с ростом
переплаты по КПН с юридических лиц - резидентов и нерезидентов, удерживаемому у
источника выплаты, в размере 11,7 млрд. тенге.
Анализ квартальных
поступлений КПН за 2006 год свидетельствует о сохранении неравномерности
поступлений данного вида налога, что, при сложившемся преобладании доли КПН в
общем объеме поступлений республиканского бюджета, повышает риски неполного и
неэффективного освоения бюджетных средств.
Из рисунка 1 следует, что
поступления авансовых платежей по корпоративному подоходному налогу в IV
квартале отчетного года по сравнению с I кварталом значительно увеличились (в
2,3 раза) и составили 463,4 млрд. тенге, или 36,2% от годового поступления.
Неравномерность поступлений КПН в течение отчетного года связана с
несовершенством действующего порядка уплаты авансовых платежей.
Анализ поступлений
корпоративного подоходного налога в разрезе специфик показывает, что основная
доля в структуре налога приходилась на КПН с юридических лиц-резидентов
(53,2%). Вместе с тем, в отчетном году значительно увеличилось поступление КПН
с лиц-нерезидентов, удерживаемого у источника выплаты, и составило 70,9 млрд.
тенге.
Поступления по налогу на
добавленную стоимость (далее – НДС) в республиканский бюджет составили 489,6
млрд. тенге и по сравнению с 2005 годом увеличились на 42,4 процента.
В 2006 году по сравнению
с прошлым годом сумма возмещения НДС из республиканского бюджета возросла на
19,0% и составила 195,1 млрд. тенге, что в основном было вызвано ростом объемов
экспорта сырья и товаров, облагаемых НДС по нулевой ставке. При этом возращены
на расчетные счета налогоплательщиков 132,0 млрд. тенге, или 67,7% от общей
суммы возмещения.
Возмещение НДС из
республиканского бюджета в основном получали крупные компании, экспортирующие
нефть, газ, металлопрокат, пшеницу и другое сырье. В частности, четырем крупным
налогоплательщикам - АО «Казцинк», ТОО «Корпорация Казахмыс», АО «Миттал Стил
Темиртау», ТОО «Тенгизшевроил» возмещено из бюджета 55,8 млрд. тенге.
Переплата по НДС на 1
января 2007 года составила 57,7% от общей суммы переплаты налогов и других
обязательных платежей в бюджет, или 400,6 млрд. тенге, в том числе 278,5 млрд.
тенге – превышение суммы НДС, относимого в зачет, над суммой начисленного НДС.
При этом обоснованность
суммы НДС, относимой в зачет, проверяется с использованием автоматизированных
информационных систем, на создание и техническое сопровождение которых из
республиканского бюджета затрачено 14,0 млрд. тенге. Однако, вследствие того,
что данные системы не исключают в автоматическом режиме условно исключенных из
Государственного реестра налогоплательщиков, допускается отнесение в зачет сумм
НДС.
При уточненном годовом
плане поступлений за использование природных и других ресурсов в размере 140,3
млрд. тенге фактическое поступление составило 267,4 млрд. тенге, или 190,5%, в
том числе от организаций сырьевого сектора – 386,0%, от других плательщиков –
143,0 процента. Перевыполнение плана в основном сложилось по налогу на
сверхприбыль – на 28,7 млрд. тенге (1,3 раза), бонусам – 9,7 млрд. тенге (3,6
раза), роялти – 5,8 млрд. тенге (1,3 раза) (см. табл. 3).
В 2006 году по сравнению
с 2005 годом на 12,1% снизились поступления за использование природных и других
ресурсов главным образом за счет роялти (на 79,0%), бонусов (на 58,5%) и доли
Республики Казахстан по разделу по заключенным контрактам от организаций
сырьевого сектора (на 37,3%).
В структуре поступлений
за использование природных и других ресурсов основным налогом является налог на
сверхприбыль, доля которого в 2006 году составила 42,9 процента. В республике
сохраняется стабильное увеличение поступлений налога на сверхприбыль, что
обусловлено ростом цен на нефть. Так, поступления налога на сверхприбыль в 2006
году по сравнению с 2005 годом увеличились в 2,6 раза.
Вышеуказанные факты
свидетельствуют о наличии определенных недостатков в процедурах планирования
налоговых поступлений, выбора объектов налоговых проверок, налогового и
таможенного администрирования, предоставления льгот и отсрочек, что
отрицательно сказывается на мобилизации дополнительных резервов увеличения
доходов республиканского бюджета.
Таблица 3 - Структура
поступлений за использование природных и других ресурсов в республиканский
бюджет за 2005-2006 годы, млрд. тенге
Наименование
2005
Уд.вес, %
2006
Уд.вес, %
Темпы роста 2006г. к 2005г., %
Поступления за использование
природных и других ресурсов
304,2
100,0
267,4
100,0
87,9
Налог на сверхприбыль
44,3
14,5
114,6
42,9
259,0
Бонусы
32,5
10,7
13,5
5,0
41,5
Роялти
108,4
35,7
22,8
8,5
21,0
Роялти от организаций сырьевого
сектора
83,5
27,5
89,2
33,4
106,7
Доля РК по разделу продукции по
заключенным контрактам от организаций сырьевого сектора
26,8
8,8
16,8
6,3
62,7
Другие налоги и платежи
8,6
2,8
10,5
3,9
122,1
Примечание - Отчёт Счетного
комитета об исполнении республиканского бюджета за 2006 год
По состоянию на 1 декабря
2007 года доходы республиканского бюджета (без учета трансфертов) были
выполнены на 99,5% при плане 1 582,2 млрд.тенге фактическое поступление
составило 1 574,5 млрд.тенге, или не исполнен на 7,7 млрд.тенге.
План республиканского
бюджета на 1 декабря 2007 года по налоговым поступлениям не исполнен на 20,2
млрд.тенге, в том числе по корпоративному подоходному налогу – 15,5 млрд.
тенге, по поступлениям за использование природных и других ресурсов – 8,7
млрд.тенге, по налогам на международную торговлю и внешние операции на 5,7
млрд.тенге. Неналоговые поступления перевыполнены на 13,1 млрд.тенге.
Cлайд 3
По состоянию на 1
апреля 2007 года доходы республиканского бюджета (без учета трансфертов)
исполнены на 114,1% при плане 334,9 млрд.тенге фактическое поступление
составило 382,1 млрд.тенге.
План республиканского бюджета
на 1 апреля 2007 года по налоговым поступлениям перевыполнен на 22,2
млрд.тенге, в том числе по корпоративному подоходному налогу – 6,5 млрд. тенге,
налогу на добавленную стоимость – 4,2 млрд. тенге, поступлениям за
использование природных и других ресурсов – 9,4 млрд.тенге. Неналоговые
поступления перевыполнены на 24,8 млрд.тенге. По корпоративному подоходному
налогу при плане 172,6 млрд.тенге в бюджет поступило 179,1 млрд.тенге, план
исполнен на 103,8%. Перевыполнение плана сложилось за счет увеличения авансовых
платежей по предприятиям металлургической промышленности за счет роста цен на
металлы в 2006 году. А также за счет поступления незапланированной суммы в
январе месяце текущего года от АО «Казцинк» в сумме 1,2 млрд. тенге (КПН с
дивидендов нерезидента (PASAR HOLDINGSINCORPORATED AG; KAZASTUR ZINC AG; KARIS
ON AG) за исполнительную дирекцию). Кроме того, в марте месяце текущего года
поступил платеж от АО «НАК «Казатомпром» в сумме 28,0 млрд. тенге за счет
увеличения уставного капитала.
Рисунок 3 - Исполнение
налоговых поступлений государственного бюджета за I квартал 2007 года [12]
По налогу на добавленную
стоимость при плане 108,7 млрд.тенге в бюджет поступило 112,8 млрд.тенге, план
исполнен на 103,8%, в том числе план по налогу на добавленную стоимость на
товары внутреннего производства исполнен на 108,4% и на импортируемые товары на
102,5%. На 1 апреля 2007 года возмещение из бюджета составило 48,4 млрд.тенге,
что на 32,7 млрд.тенге больше аналогичного показателя прошлого года, при этом
валовое поступление налога выросло в сравнении с прошлым годом на 4,0 млрд.
тенге.
По поступлениям за
использование природных и других ресурсов при плане 6,8 млрд.тенге в бюджет
поступило 16,2 млрд.тенге, план исполнен на 238,1%. Основное перевыполнение
плана сложилось:
- по налогу на
сверхприбыль - ошибочно поступило 4,7 млрд. тенге от ТОО «Каракудукмунай»
(Мангистауская область), в настоящее время данная сумма перечислена в
Национальный фонд Республики Казахстан;
- по бонусам на 3,2
млрд.тенге, за счет разового поступления подписного бонуса согласно контрактам
от ТОО «Казкормунай» (г. Алматы), ТОО «Сан-Ойл» (г. Астана), АО «Атыраумунай»
(г. Алматы).
По налогам на
международную торговлю и внешние операции при плане 28,9 млрд.тенге в бюджет
поступило 29,9 млрд.тенге, план исполнен на 103,2%. Перевыполнение объясняется
увеличением поступлений по таможенным пошлинам на ввозимые товары в сравнении с
аналогичным периодом прошлого года на 8 748,9 млн. тенге, или темп роста
составил 170,9%, за счет роста объемов импорта из стран Дальнего зарубежья на
52% и изменения структуры импорта с увеличением объемов, облагаемых импортной
пошлиной 5-15%.
По корпоративному подоходному
налогу при плане 630,5 млрд.тенге в бюджет поступило 615,0 млрд.тенге, или 97,5
%. На неисполнение плана повлияли следующие причины:
- в ноябре месяце была
произведена переброска сумм с республиканского бюджета в Национальный фонд РК,
так как в Бюджетный кодекс были внесены изменения, в реализацию которых был
расширен перечень плательщиков нефтяного сектора с 55 до 158
налогоплательщиков;
- сданы декларации по КПН
за 2006 год (по сроку 10.04.07г.) предъявлено к уменьшению в сумме 9 713,6
млн.тенге (г.Астана), 1934,2 млн.тенге (Атырауская область), в связи с этим в
лицевых счетах образовалась переплата и многие предприятия не производили
уплату авансовых платежей;
- снизились суммы
авансовых платежей.
По налогу на добавленную
стоимость при плане 586,7 млрд.тенге в бюджет поступило 593,2 млрд.тенге, план
исполнен на 101,1%, в том числе план по налогу на добавленную стоимость на
товары внутреннего производства исполнен на 107,2% и на импортируемые товары на
98,8%. На 1 декабря 2007 года возмещение из бюджета составило 150,4 млрд.тенге,
что на 13,5 млрд.тенге выше аналогичного показателя прошлого года, при этом
валовое поступление налога возросло в сравнении с прошлым годом на 45,0
млрд.тенге.
млрд.тенге
Cлайд 4
По поступлениям
за использование природных и других ресурсов при плане 58,3 млрд.тенге в бюджет
поступило 49,6 млрд.тенге, план выполнен на 85,2%. В том числе:
- по налогу на
сверхприбыль при плане 8,5 млрд.тенге фактические поступления составили 8,7
млрд. тенге, или 102,1%, за счет улучшения финансового состояния предприятий по
результатам 2006 года, основную уплату произвел ТОО "Корпорация
Казахмыс";
- по бонусам план
выполнен на 68,2%, при плане 30,8 млрд.тенге, в бюджет поступило 21,0
млрд.тенге. Неисполнение плана объясняется тем, что в ноябре месяце была
произведена переброска сумм с республиканского бюджета в Национальный фонд РК,
так как в Бюджетный кодекс были внесены изменения, в реализацию которых был
расширен перечень плательщиков нефтяного сектора.
Таблица 4 - Сравнительная
таблица по поступлению и возмещению НДС за I квартал 2006 - 2007 гг.
Факт за 1 квартал 2006 г.
Факт за 1 квартал 2007 г.
Отклонение
Темп роста, в %
НДС всего, в т.ч.
120,6
112,8
-7,8
93,5
НДС на ТВП
54,8
26,2
-28,6
47,8
НДС на импорт
65,8
86,7
20,9
131,7
возмещено НДС
15,7
48,4
32,7
308,3
Примечание – по данным МФ РК
По таможенным платежам и
налогам при плане 585,0 млрд.тенге в бюджет поступило 575,4 млрд.тенге, или
98,4%.
Сравнительный анализ
налоговых поступлений в республиканский бюджет РК за 2003-2008 годы можно
провести, используя данные таблицы 5.
Анализ налоговых
поступлений позволяет сделать вывод, что после утверждения бюджетов происходит
их корректировка, таким образом происходит уточнение бюджета, причём уточнение
бюджета в течении года может происходить неоднократно. Данные таблицы
показывают, что уточнение республиканского бюджета происходит в сторону его
увеличения. Исключением послужил 2006 год, когда утверждённый бюджет составил
1302870 млн. тг., в то время как уточнённый республиканский бюджет был уменьшен
на 36185 млн. тг.
Таблица 5 – Сравнительная
таблица налоговых поступлений в республиканский бюджет за 2003-2008 гг. (млн.
тг.)
Наименование
2003 г.
2004 г.
2005 г.
2006 г.
2007 г.
2008 г.
Утв. бюджет
Уточн. бюджет
Утв. бюджет
Уточн. бюджет
Утв. бюджет
Уточн. бюджет
Утв. бюджет
Уточн. бюджет
Утв. бюджет
Уточ. бюджет
Утв. бюджет
HАЛО-ГОВЫЕ ПОСТУ-ПЛЕHИЯ
506 721
579 965
717 359
763 505
984 195
1 090 664
1 302 870
1 266 685
1 456 156
1 621 664
2 209 285
Примечание – данные МФ РК
На основании данных
уточнённых республиканских бюджетов из таблицы 5 была построена диаграмма,
отображённая на рисунке 4.
Рисунок 4 – Налоговые поступления
в республиканский бюджет за 2003-2008 гг. (млн. тг.)
Диаграмма, представленная
на рисунке 4, наглядно демонстрирует рост налоговых поступлений в
республиканский бюджет из года в год. Так с 2003 года налоговые поступления в
республиканский бюджет увеличились более чем в 3 раза. Сумма налоговых
поступлений в республиканский бюджет в 2008 г. на 36% превышают показатель 2006
года.
По состоянию на 1 января
2008 года доходы республиканского бюджета (без учета трансфертов) выполнены на
102,5% при плане 1 761,9 млрд.тенге фактическое поступление составило
1 805,5 млрд.тенге [14].
План республиканского
бюджета на 1 января 2007 года по налоговым поступлениям перевыполнен на 5,2
млрд.тенге, в том числе по корпоративному подоходному налогу – 28,3 млрд.тенге,
акцизам – 1,7 млрд.тенге. Неисполнение плана наблюдается по налогу на
добавленную стоимость – 6,6 млрд.тенге, по налогам на международную торговлю и
внешние операции – 7,1 млрд.тенге, по поступлениям за использование природных и
других ресурсов – 13,1 млрд.тенге. Неналоговые поступления перевыполнены на
38,6 млрд.тенге.
По корпоративному
подоходному налогу при плане 730,0 млрд.тенге в бюджет поступило 758,3
млрд.тенге, или 103,9 %. План перевыполнен за счет авансовых платежей, а также
в текущем году в связи с увеличением выплачиваемых дивидендов, произошел рост
поступлений от банков второго уровня, как АО «Казкоммерцбанк», АО «Народный
сберегательный банк», АО «Банк Туран Алем», АО «Банк Центр Кредит».
По налогу на добавленную
стоимость при плане 635,9 млрд.тенге в бюджет поступило 629,3 млрд.тенге, или
99,0%, в том числе:
- по налогу на
добавленную стоимость на товары внутреннего производства исполнен на 101,3%, при
плане 162,9 млрд.тенге в бюджет поступило 164,9 млрд.тенге, перевыполнение
объясняется увеличением размера облагаемого оборота крупных предприятий,
связанного с ростом объема выпуска и реализации продукции, а также за счет
погашения задолженности за прошлые периоды. На 1 января 2008 года возмещение из
бюджета составило 184,4 млрд.тенге, что на 19,4 млрд.тенге выше аналогичного
показателя прошлого года, при этом валовое поступление налога возросло в
сравнении с прошлым годом на 55,6 млрд.тенге.
- по налогу на
добавленную стоимость на импортируемые товары выполнен на 98,2%, при плане
473,0 млрд.тенге в бюджет поступило 464,4 млрд.тенге, неисполнение объясняется
тем, что снижение ставки НДС в 2008 году с 14% до 13% повлияло на снижение
объемов импорта в конце 2007 года, так как с 1 января 2008 года сумма платежей
по НДС будет на 1% ниже, что существенно для крупных импортных поставок.
Кроме того, повлияло
сокращение деятельности крупных импортеров нефти в Атырауской области, снижение
объема импорта товаров ТОО «Леман-Казахстан» для строительства
нефте-газопровода в ЗКО. Основная доля перечислений 35,1% и 10,8% приходится на
г.Алматы и Алматинскую область соответственно. Крупными плательщиками в
г.Алматы являются ТОО "Астана Моторс Алматы" и ТОО "Тойота Тсушо
Казахстан".
По поступлениям за
использование природных и других ресурсов при плане 67,7 млрд.тенге в бюджет
поступило 54,5 млрд.тенге, или 80,6%. План не исполнен по бонусам, так при
плане 35,5 млрд.тенге, в бюджет поступило 22,3 млрд.тенге, или 62,8%, что
объясняется тем, что бонусы являются разовыми фиксированными платежами
недропользователей, их поступление зависит от заключенных контрактов на
недропользование, а также от коммерческих обнаружений полезных ископаемых на
контрактных территориях.
Перевыполнение плана
наблюдается:
- по налогу на
сверхприбыль при плане 8,5 млрд.тенге фактические поступления составили 8,7
млрд. тенге, или 102,1%, за счет улучшения финансового состояния предприятий по
результатам 2006 года, основную уплату произвел ТОО "Корпорация
Казахмыс";
По налогам на
международную торговлю и внешние операции исполнен на 95,5%. При плане 157,4
млрд.тенге фактически в бюджет поступило 150,4 млрд.тенге, или не поступило 7,1
млрд.тенге. На невыполнение плана повлияло сезонное увеличение ставки пошлины
на вывоз нефтепродуктов, привело к снижению объемов налогооблагаемого экспорта
и переориентации экспорта в страны Таможенного союза, где пошлина не взимается.
2.2 Анализ налоговых поступлений в
местный бюджет
На основании данных
поступлении государственных доходов в разрезе видов налогов и платежей по
Республике Казахстан за 2002-2007 гг., предоставленным Налоговым Комитетом
Республики Казахстан на своём официальном сайте, была сделана сводная таблица
4, в которой представлены данные поступлений в местные бюджеты на период 1
февраля 2002-2007 гг.
Анализ доходов местных
бюджетов и доли налоговых поступлений в них таблицы 4 позволил построить
диаграмму, представленную на рисунке 5. Диаграмма наглядно отображает рост
доходов местных бюджетов и уменьшение доли налоговых поступлений в них. Так
доходы местных бюджетов с 2002 увеличились в 2,8 раза, а налоговые поступления
в 2,6 раза
Рисунок 5 - Анализ
доходов местных бюджетов и доли налоговых поступлений в них
Таблица 6 - Сводная
таблица поступлений в республиканский и местные бюджеты тыс.тенге
Наименование платежа
2002 год
2003 год
2004 год
2005 год
2006 год
2007 год
1
2
3
4
5
6
7
ДОХОДЫ, всего
19 310 372
24 210 361
27 533 066
27 990 282
41 105 072
54 044 823
НАЛОГОВЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ
18 582 893
23 715 670
26 542 821
26 664 826
37 384 627
48 591 316
Индивидуальный подоходный налог
5 470 980
6 991 757
8 307 487
8 545 128
13 368 151
19 212 187
Социальный налог
8 749 701
10 720 516
12 347 218
12 188 536
14 531 645
20 137 276
Hалоги на собственность
686 453
735 256
767 605
764 902
822 990
1 126 454
Hалог на добавленную стоимость
476 034
359 199
764 058
Акцизы
1 677 560
1 196 408
1 534 191
1 499 937
2 107 305
2 694 524
Поступления за использование
природных и других ресурсов
1 096 711
3 046 058
2 144 460
3 239 395
5 599 647
4 749 324
Сборы за ведение
предпринимательской и профессиональной деятельности
180 679
207 916
218 850
242 055
587 646
414 998
Hалоги на международную торговлю и внешние
операции
Прочие налоги
24 277
61 670
2 485
2 281
177
666
Обяз. платежи, взимаемые за
совершение юридически значимых действий и выдачу документов гос. органами.
220 499
396 890
456 467
182 592
367 065
255 888
HЕНАЛОГОВЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ
379 944
237 833
225 494
232 102
282 965
575 087
Доходы от предпринимательской
деятельности и собственности
52 322
49 063
61 018
111 059
131 561
163 262
Поступления от реализации товаров (работ,
услуг) государственными учреждениями, финансируемыми из государственного
бюджета
3 655
2 725
5 324
4 427
591
1 993
Вознаграждения (интересы) по
кредитам
0
9 007
13 235
101 739
115 273
240 960
Прочие неналоговые поступления
28 187
50 884
29 288
14 150
33 730
155 384
ДОХОДЫ ОТ ОПЕРАЦИЙ С КАПИТАЛОМ
347 535
256 858
764 750
1 093 354
3 437 480
4 878 419
Продажа основного капитала
53 573
8 780
2 254
10 343
1 372 036
1 762 286
Продажа земли и нематериальных
активов
293 963
248 078
762 496
1 083 011
2 065 444
3 116 134
Примечание – построено автором на
основании данных НКМФ РК
На основании анализа
таблицы 6, была построена таблица 7, в которой рассматривается доля налоговых
поступлений в доходах местных бюджетов.
Таблица 7 – Динамика доли
налоговых поступлений в доходах местных бюджетов, %
Наименование платежа
2002 год
2003 год
2004 год
2005 год
2006 год
2007 год
НАЛОГОВЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ
96,2327
97,9567
96,40343
95,26459
90,94894
89,90929
Другие поступления
3,767297
2,043303
3,596566
4,735415
9,051061
10,09071
Примечание – построено автором на
основании данных НКМФ РК
Анализ структуры доходов
местных бюджетов, приведённый в таблице 5, показывает, что наблюдается
постоянное падение доли налоговых поступлений в общих поступлениях с 97,9% 2003
году до 89,9% в 2007 году (2004 г. – 96,4%, 2005 г. – 95,3%, 2006 г. – 90,9%).
В то время как доля налоговых поступлений доходной части местных бюджетов
уменьшается, увеличивается доля официальных трансфертов, выделяемых бюджетам
областей [12].
В бюджете 9 областей
республики доля официальных трансфертов составляет более 35%. Официальные
трансферты общего характера определяются как разница между прогнозными объемами
доходов и затрат соответствующего местного бюджета. Инструментом оперативного регулирования
межбюджетных отношений в период действия трехлетних объемов официальных
трансфертов общего характера, утвержденных соответствующим законом, являются
целевые трансферты. Согласно Бюджетному кодексу, целевые текущие трансферты
выделяются местным бюджетам для компенсации потерь их потерь в случае принятия
нормативных правовых актов, влекущих увеличение расходов и (или) уменьшения
доходов местных бюджетов, а также целевые текущие трансферты выделяются для
реализации отдельных текущих бюджетных программ, не учитываемых при расчете
объемов официальных трансфертов общего характера.
Из налоговых поступлений
наибольшую долю имеют социальный налог и индивидуальный подоходный налог.
Данный вывод был сделан на основании анализа диаграммы, представленной в приложении
1, из которой видно, что социальный налог приносит наибольшее количество
налоговых платежей в местные бюджеты, подоходный налог занимает вторую по
значимости позицию, на третьей позиции находятся поступления за использование
природных и других ресурсов.
Необходимо также
отметить, что из года в год происходит увеличение объёмов налоговых поступлений
вышеотмеченных налогов. Кроме того, за последние 2 года (2006 и 2007 гг.)
заметно изменилось соотношение объёмов поступлений социального и подоходного налога,
т.е. если в 2002-2005 гг. социальный объёмы поступлений от социального налога заметно
опережали поступления от подоходного налога, то теперь они почти сравнялись,
что является последствием изменения налоговой политики, проводимой в стране.
В соответствии с Приказом
Министра экономики и бюджетного планирования "Об утверждении распределения
поступлений классификации доходов между уровнями бюджета по Единой бюджетной
классификации Республики Казахстан" проведено распределение налоговых поступлений,
акцизов, поступлений за использование природных и иных ресурсов, сборов,
обязательных платежей, пошлин, неналоговых поступлений, трансфертов, погашения
кредитов, займов и т.д. Принцип распределения основан на закреплении 100%
поступления одного наименования поступления в один из уровней бюджета. При этом
3 наименования индивидуального подоходного налога и социальный налог
распределяются по нормативам установленным областными маслихатами между
областным бюджетом и бюджетами районов и городов областного значения. Всего в
республиканский бюджет поступления идут по 151 наименованию, в областные
бюджеты по 45 наименованиям, в бюджеты г.Астана и г. Алматы по 99 наименованиям
и бюджеты районов и городов областного значения по 92 наименованиям [18].
Таким образом, насколько
эффективен такой характер регулирования межбюджетных отношений можно будет
судить по итогам реализации бюджетного цикла. Проблема пересмотра налогового
законодательства особенно актуальна в настоящий момент, в период разделения
государственных функций и полномочий. Представляется несколько не логичным
принятие вначале Бюджетного кодекса с последующим принятием законов по
разграничению полномочий между уровнями государственного управления. Необходимо
было вначале четко определить Реестр государственных функций с разграничением
их между уровнями государственного управления, а затем определить необходимые
объемы и источники финансирования этих функций.
В условиях мировой
глобализации все большее значение приобретает необходимость обеспечения
конкурентоспособности экономики Республики Казахстан, определяемой главным
приоритетом в предстоящий период Президентом страны. При этом глава государства
отмечает, что вопросы выживания для казахстанской экономики остались позади, а
впереди только выбор наиболее прогрессивного мирового опыта для процветания и
стабильного развития.
В мае 2007 года
представители Налогового комитета Министерства финансов РК были участниками
форума Организации по экономическому сотрудничеству и развитию (ОЭСР), местом
которого был многосторонний налоговый центр в городе Анкара [14].
ОЭСР – это форум, на
котором правительства 30 демократических государств совместно работают и
рассматривают экономические, социальные и экологические проблемы, вызванные
глобализацией. Начав свою деятельность с 20 странами – членами в 1961 году,
сегодня ОЭСР насчитывает 30 стран - членов (с 2000 года), которые на ряду с
другими странами принимают участие в работе ОЭСР. Работа в ОЭСР осуществляется
через различные комитеты, состоящие из делегатов от правительств стран – членов
ОЭСР. Секретариат располагается в Париже (≈ 2000 человек).